- 11 упражнений, которые помогут лучше понимать свои и чужие эмоции
- Зачем нужен эмоциональный интеллект
- Как понять, что эмоциональный интеллект хромает
- Упражнения для распознавания эмоций
- «Зеркало»
- «Найти и запомнить»
- «Раздражители»
- Упражнения для эмоциональной устойчивости
- «Назойливая муха»
- «Дышать правильно»
- Просто читайте книги
- Упражнения для тренировки эмоций
- «Аверс и реверс»
- «Разобрать по косточкам»
- Упражнения на развитие эмпатии
- «Эмоции исторических персонажей»
- «Эмпатия и злость»
- «Дневник эмоций»
- Эмоции в тексте: зачем и как их использовать
- Содержание статьи:
- Есть ли эмоции в тексте?
- Насколько «эмоциональным» должен быть продающий текст?
- Как не переборщить с эмоциональностью?
- Инструменты проявления эмоций в продающем тексте
- Знаки препинания, добавляющие эмоций
- Речевые эмоции
- Приемы эмоционального оформления
- Хочешь вызвать эмоцию – прояви заботу
11 упражнений, которые помогут лучше понимать свои и чужие эмоции
Об эмоциональном интеллекте в области образования говорят последние 30 лет. Эксперты школы предпринимательства и soft skills Startup Junior рассказывают, как определить свой уровень эмоционального интеллекта и прокачать его.
Зачем нужен эмоциональный интеллект
Представьте, что вам четыре года и перед вами поставлен нелегкий выбор: съесть зефирку немедленно или подождать 15 минут, не поддавшись искушению, и удвоить угощение. Серьёзное испытание, особенно для малыша. Этот «зефирный тест», который провели в Стэнфордском университете в конце 1960-х и начале 1970-х годов под руководством психолога Уолтера Мишеля, показал, насколько важна способность контролировать эмоции и сдерживать порывы. Дети, устоявшие перед соблазном, повзрослев, стали более успешными, уверенными в себе и способными лучше справляться с жизненными трудностями.
Исследования эмоционального интеллекта доказывают, что лучшими лидерами становятся те, кто умеет думать в долгосрочной перспективе, вдохновляет людей вокруг себя и может построить сильную команду.
Как понять, что эмоциональный интеллект хромает
Зачастую люди не знают о своих эмоциональных способностях или склонны переоценивать собственный эмоциональный интеллект. Разберёмся, какими навыками обладает человек с высоким эмоциональным интеллектом.
Он различает свои эмоции. Способность отслеживать чувства — ключ к пониманию себя. Люди, отличающие злость от тревоги, меньше сомневаются и быстрее действуют.
Он умеет контролировать эмоции. Способность успокоиться в нужный момент, унять тревогу и раздражение позволяют действовать эффективнее и быстрее приходить в норму после неудач.
Он мотивирует самого себя. Чтобы сосредоточиться на учёбе или рабочей задаче, нужно привести эмоции в порядок. Проще смотреть YouTube, чем делать уроки, и проще съесть зефир сразу, чем мучительно ждать. Но искусство контроля делает продуктивными.
Он распознаёт эмоции других людей. Это качество также называют эмпатией.
Он поддерживает взаимоотношения. Здесь дело по большей части заключается в правильном обращении с чужими эмоциями.
Вот признаки, которые указывают на низкий уровень эмоционального интеллекта:
- поддаётесь стрессу,
- не можете распознать свои эмоции,
- легко обижаетесь,
- долго переживаете из-за ошибок,
- подавляете негативные эмоции,
- склонны обвинять других людей,
- испытываете трудности с установлением личных границ,
- агрессивны в общении с людьми,
- чувствуете себя непонятым.
Упражнения для распознавания эмоций
«Зеркало»
- Встаньте напротив зеркала, расслабьтесь. Начните изображать различные эмоции.
- Радость: расслабьте лицевые мышцы и широко улыбнитесь, при этом подумайте о чем-нибудь приятном.
- Удивление: расслабьте лицевые мышцы, широко откройте глаза, при этом подумав с удивлением: «Для чего это делать?» — спокойно закройте глаза.
- Гнев: расслабьте лицевые мышцы и прищурьтесь, при этом напрягите нос и подумайте: «Как мне всё это надоело!»
- Счастье: расслабьте лицевые мышцы, вытяните губы в трубочку, затем растяните в улыбке.
Повторяйте упражнение каждый день хотя бы неделю, а затем попробуйте изображать эмоции только с помощью глаз: добрые, злые, любящие, завистливые глаза. Важно думать в этот момент о соответствующей эмоции.
«Найти и запомнить»
- В течение дня найдите десять поводов для радости, порадуйтесь от души и проследите, как изменилось ваше состояние в этот момент. При возможности — посмотритесь в зеркало, прочувствуйте и постарайтесь запомнить ощущения в теле.
- На следующий день найдите десять поводов для удивления и проследите, как меняется состояние.
- По такой же схеме отработайте все эмоции, повышающие эффективность человеческой деятельности: принятие, доверие, интерес, восхищение.
«Раздражители»
Попробуйте в течение нескольких дней специально фиксировать внимание на неожиданных раздражителях: громких звуках или ярком свете. Постарайтесь сформулировать, что происходит с вашей эмоциональной сферой при воздействии таких раздражителей.
Упражнения для эмоциональной устойчивости
Эти упражнения тренируют устойчивость нервной системы и увеличивают скорость адаптации при изменении внешних условий. Освоив эти упражнения, человек перестаёт быть «заложником эмоций», приобретает уверенность, что в каждой ситуации может контролировать эмоции.
«Назойливая муха»
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голову опустите, закройте глаза. Представьте, что на ваше лицо пытается сесть назойливая муха. Она садится то на нос, то на губы, то на лоб, то на глаза. Ваша задача — не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. Через пару минут напряжение с мышц лица уходит, а вместе с ним — раздражение.
«Дышать правильно»
Сядьте на стул боком к спинке, выпрямите спину и расслабьте мышцы шеи. Руки свободно положите на колени, закройте глаза. Сконцентрируйтесь на дыхании. Дышите через нос, губы слегка сомкните, но не сжимайте. Проследите, чтобы во время вдоха и выдоха не включались вспомогательные дыхательные мышцы, особенно при вдохе не следует расправлять плечи. Глубокий вдох и продолжительный выдох повторите несколько раз. Упражнение позволяет стабилизировать эмоциональное состояние.
Просто читайте книги
Идентифицируя себя с героями художественного произведения и их переживаниями, мы достигаем эмоционального отреагирования. Это помогает осознать эмоции, понять их причины.
Упражнения для тренировки эмоций
«Аверс и реверс»
Попробуйте переосмыслить негативное событие, найдите в нём небольшую выгоду. Возьмите лист бумаги и запишите три минуса и три плюса состояния, в котором вы оказались.
«Разобрать по косточкам»
Источником эмоций могут быть внешние события, а могут — внутренние стимулы: память, физическое состояние. Если эмоция, которую вы переживаете сейчас, имеет слишком высокий градус, сначала остыньте. Затем начните задавать себе вопросы:
- Как я испытываю злость (другую эмоцию)?
- Почему я испытываю злость?
- Когда я уже испытывал злость?
- Как часто я злюсь?
- Чем злость мне помогает?
- Чем и где злость мешает?
Разбор эмоции позволяет быстрее понять настоящую причину и источник реакции.
Упражнения на развитие эмпатии
«Эмоции исторических персонажей»
Вспомните пять исторических персонажей. Затем представьте эмоции, которые человек испытывал во время разных событий своей жизни. Пример: Авраам Линкольн видел, как людей продавали на рыночной площади, и чувствовал печаль оттого, что у него не было семьи, злость из-за того, что людьми торговали как животными, и беспомощность, потому что ничего не мог с этим поделать.
«Эмпатия и злость»
Упражнение поможет справиться со злостью на другого человека при помощи эмпатии. Вспомните ситуацию, когда вы очень злились на кого-то, а затем создайте эмпатическое утверждение. Например:
Раздражённый человек: «Ты никогда не делаешь того, о чем я прошу!»
Эмпатический слушатель: «Ты испытываешь раздражение из-за того, что я не сделал свою работу и тебе пришлось работать за меня».
«Дневник эмоций»
Записывайте каждую эмоцию, которую испытываете в течение дня, степень её проявления и причину. Например, эмоция — злость, степень — 7 из 10, причины — тройка по математике. На следующем этапе важно понять, как эмоция проявляется в теле. Возможно, рядом со злостью вы напишете «пересыхает во рту, чувствую ком в горле, звенит в голове». Опишите, какими были руки, ноги в этот момент, ощущались ли тяжесть или напряжение.
Источник
Эмоции в тексте: зачем и как их использовать
Заказчики часто просят писать более эмоциональные тексты. При этом в качестве примеров приводятся переполненные прилагательными и не особо связные статьи. Не все начинающие копирайтеры понимают, в каком случае обилие эпитетов в сочетании с восклицательными знаками действительно необходимо.
В этой статье мы разберемся, существуют ли настоящие эмоции в тексте, так ли важно писать сугубо в инфостиле и какие средства эмоциональности можно и нельзя использовать в продающей статье.
Содержание статьи:
Есть ли эмоции в тексте?
Реальных эмоций в тексте быть не может, поэтому фразу «эмоциональный текст» нельзя воспринимать буквально. Это метафора, за которой скрывается способность вызывать эмоциональный отклик у представителей целевой аудитории.
Эмоция представляет собой психический процесс, спровоцированный переживаниями, которые возникают в определенных ситуациях. Эмоции могут быть самыми разнообразными. Это и страх, и радость, и заинтересованность, и грусть, и удивление, и многое другое.
Чтобы текст был способен вызывать такой отклик, одних прилагательных недостаточно.
Приведем пример текста, переполненного эпитетами:
А вот пример текста, действительно вызывающего эмоции:
Может, и не слишком честно. Но зато наглядно.
Насколько «эмоциональным» должен быть продающий текст?
Некоторые копирайтеры никак не могут отказаться от привычки максимально накалять атмосферу. Их статьи просто «кричат». Другие, наоборот, «выдавливают» из них все, что может вызвать хоть малейшую эмоцию, и превращают свои тексты в сухой набор цифр и фактов, неверно трактуя современный информационный стиль.
В начале 2000-х, во времена становления инфобизнеса, когда продающие тексты только появились, эмоциональный накал в них зашкаливал. И для этого было несколько причин:
1). Распространено мнение, что именно эмоции провоцируют людей делать покупки. Сразу отметим, что это действительно так, но отчасти.
2). В продающих текстах предлагаются особые товары, которые не очень нужны потенциальному покупателю и даже откровенно бесполезны. Без эмоций их не продать.
Если вспомнить рекламу 5-10-летней давности, эмоции буквально выливались с экранов телевизоров и мониторов. Сегодня уже практически не встретишь такого. Потребители стали опытнее и разборчивее, они уже не так охотно реагируют на громкие призывы и выкрики.
Но надо признать, что подобная реклама появляется и сейчас. К примеру, в последние годы в сети можно наткнуться на массу страниц с предложениями курсов по обучению непонятно чему. Дается схема, позволяющая заработать, демонстрируются скриншоты, и все это дополняется отзывами сомнительной достоверности. Конкретики недостает, зато цена невысокая и много эмоций.
В свое время именно желание излагать информацию по делу и как можно проще привело к появлению инфостиля. Но его все еще нередко воспринимают только как набор фактов и цифр, а это приводит к «высушиванию» текста.
В крайностях нет ничего хорошего. Это справедливо и по отношению к продающим текстам. В них должны присутствовать и фактические данные, и эмоциональная составляющая.
Возьмем формулу продающего текста AIDCKA. После этапа D, за которым скрывается desire (желание), в ней идет C, то есть confidence (доверие). Таким образом, сначала потребителю предлагается привлекательный продукт, а после этого предстоит продолжительная работа с возражениями.
Например, нельзя ответить однозначно, совершаются ли покупки только под действием эмоций. Некоторые люди действительно следуют своим эмоциональными порывам и зачастую делают спонтанные покупки. Другие же более рациональны и редко позволяют своим эмоциям разгуляться. Многие в разных ситуациях действуют по-разному, совершая то необходимые покупки, то эмоциональные.
Даже при неспешном шопинге, когда покупатель обдумывает каждое приобретение, в последний момент нередко принимается слишком поспешное решение. И выглядит это, как правило, так: «Ну все, надоело выбирать, возьму обе блузки» или «Эта модель красивее, беру». Что нами руководит в таких случаях? Прежде всего, эмоции.
Как не переборщить с эмоциональностью?
Выбор градуса накала зависит от множества факторов, которые можно объединить в две группы:
- адресат: необходимо учитывать, кому мы предлагаем продукт;
- цена: для дорогих и дешевых товаров (услуг, работ) используется разный подход.
Совершить незапланированную покупку мороженого проще простого. С новой машиной или квартирой так не выйдет, тут необходимо все взвесить.
Таким образом, уровень эмоциональности текстов зависит от ценовой категории продукта и целевой аудитории.
Для частных потребителей (b2c), женщин и молодых людей, а также при продвижении недорогих товаров (услуг) эмоций должно быть больше.
Если текст адресован представителям бизнеса (b2b), мужчинам и людям зрелого возраста, когда речь идет о дорогом продукте, требуется больше логики.
В статьях для бизнеса накал эмоций невысок, но сводить его к нулю не стоит. Некоторая эмоциональность здесь допустима.
Что касается тестов для обычной потребительской аудитории, в них градус эмоциональности гораздо выше, но срываться на крик все же не стоит. Необходимо избегать слишком плотного размещения восклицаний. В норме в блоке, состоящем из нескольких абзацев, должны быть один-два восклицательных знаков.
Но это не единственное проявление эмоциональности.
Инструменты проявления эмоций в продающем тексте
Все приемы повышения эмоциональности, в том числе сомнительные, можно разделить на такие группы:
- основанные на использовании средств пунктуации;
- речевые;
- связанные с оформлением.
Знаки препинания, добавляющие эмоций
Восклицательный знак
Когда от копирайтера требуют повысить или снизить уровень эмоциональности, чаще всего имеют в виду именно восклицания. Но, как мы уже говорили в прошлой статье, их не должно быть много.
Восклицательные знаки должны использоваться с максимальной аккуратностью, а в некоторых случаях лучше отказаться от них вообще. Нередко восклицания воспринимаются как адресованный читателю крик, побуждающий к определенным действиям.
Используйте их исключительно там, где особенно важно привлечь внимание.
Многоточие
При помощи этого знака препинания можно отобразить растерянность, неуверенность и задумчивость. Его стоит применять там, где речь идет о проблемах потребителя, где «страдания» доходят до предела.
Приведем пример:
«И тут вы осознаете, что это совершенно не то, чего вы хотели…».
Многоточия уместны далеко не в каждом тексте, и с их количеством нужно быть осторожнее. Если их слишком много, текст выглядит несерьезно и создается впечатление, что автор не уверен в своих словах.
Речевые эмоции
Здесь мы поговорим об использовании эмоциональной лексики.
Превосходные степени
Этот способ повысить градус эмоциональности текста нельзя назвать удачным. Таким избитым приемом пользуются непрофессиональные авторы рекламных объявлений, которые ограничиваются простой похвалой продукта, описывая его эпитетами вроде «самый лучший», «прекрасный» и т. п.
Использование в отношении товара или услуги превосходных степеней уместно исключительно в том случае, когда это элемент позиционирования, в основе которого — надежная маркетинговая база. Другими словами, можно говорить, что компания первая в своем сегменте рынка, если это действительно так.
В противном случае стоит ограничиться эпитетами поскромнее, вместо «лучший» использовать «надежный» или «достойного качества».
Эпитеты
В эмоциональном тексте должны быть не только прилагательные, описывающие характеристики продукта, к примеру, «черный», «широкий» и т. п. Сухое описание стоит разбавить.
Но при использовании эпитетов важны аккуратность и соблюдение баланса: выбирайте только те, которые действительно подходят в конкретной ситуации, и не увлекайтесь, превращая продающий текст в художественный, — он должен быть понятен на уровне интуиции.
Активный (действительный) залог
Глаголы и причастия в русском языке могут иметь действительный (активный) либо страдательный (пассивный). В первом случае действие совершает сам объект, а во втором оно совершается над ним.
Если использовать в тексте преимущественно пассивный залог, стиль его будет канцелярским, а фразы слишком общими и безликими.
Вот, посмотрите:
- В рамках реализации мер по борьбе с коррупцией привлечено к ответственности 10 взяточников.
- По результатам проведения проверок прокурорами выявлено 100 правонарушений.
- На протяжении I полугодия 2018 года проведены ремонты дорог в Саратовской области на 1 млн руб.
Такие фразы не дают представления об участниках событий. Миллион потрачен, ремонты проведены, правонарушения выявлены — складывается впечатление, что все это произошло само собой, без посторонней помощи.
Определить залог можно без особого труда. Просто возьмите слово «зомби» и поставьте после глагола или причастия. Если залог пассивный, словосочетание будет согласованным, а с активным глаголом «зомби» никак не сочетается. Прием шуточный, но действенный.
Сравните:
- Автомобиль был приобретен зомби неделю назад – пассивный залог.
- Мы купили зомби автомобиль неделю назад – активный.
Используя глаголы в активном залоге, можно избежать официоза и придать тексту легкость.
Экспрессивная лексика
Речь идет о словах с эмоциональным окрасом, как грубых, так уменьшительно-ласкательных.
Иногда копирайтеры злоупотребляют такой лексикой и даже переходят на мат. Для определенной целевой аудитории, которой требуется сильный «пинок», это срабатывает, если нецензурную лексику позволяет себе автор с громким именем, которому можно простить практически все.
Но мы категорически не советуем использовать в текстах мат или другие слова и выражения с экспрессивной окраской: гораздо лучше демонстрировать уважение к читателю независимо от того, к кому мы обращаемся и с какой целью. Просторечия и ругательства стоит отбросить.
Хотя очень редко, но все же можно использовать что-то вроде такого:
Главное, что нужно усвоить, — во всем должно быть чувство меры.
Сравнения
Этот инструмент повышения степени накала вполне подходит для написания продающего текста. Но можно столкнуться с серьезной проблемой — подобрать сравнение, которое было бы корректным и одновременно сильным, иногда довольно трудно.
В этом случае копирайтеру будет полезен опыт писателей, поскольку привлечь внимание читателя и донести до него нужную информацию порой легче через образы.
Приемы эмоционального оформления
С эмоциями связан только один из четырех существующих способов оформления текстов — акцентный. При помощи акцентов можно не только указать, на что обратить особое внимание, но и повысить эмоциональность.
Но с некоторыми из них нужно быть поосторожней. Это, например, такие «токсичные» акценты, как:
— увеличение размера шрифта определенного слова или фразы;
— использование верхнего регистра.
Если пользоваться такими приемами, тексты получатся кричащими, а это явный признак работы невысокого качества.
Среди всей массы существующих акцентов мы советуем остановиться на двух:
- курсив — подойдет для слов и фраз с интонационным окрасом;
- полужирный шрифт — самые важные, базовые мысли стоит выделять именно так.
Показатель эмоциональности выше у курсива. Им стоит заменять такие акценты, как нижнее подчеркивание, которое свойственно для ссылок, а также верхний регистр.
Хочешь вызвать эмоцию – прояви заботу
Независимо от того, сухой получается статья или полной эмоций, пишите вы пост для соцсетей или продающий текст, важнее всего дать читателю то, что он ожидает получить. Если ему нужны часы, напишите, чем они лучше аналогов. Для читателя, который ищет историю из жизни, не жалейте эмоций. Тем, кому нужна доставка товаров, расскажите о ее условиях конкретно и четко, со всеми необходимыми цифрами.
Читателю понравится статья, которая будет для него полезна. Если при этом возникнет эмоция, все сделано правильно.
Уточняйте у заказчика его целевую аудиторию, её интересы и особенности. Это поможет понять, какие эмоциональные средства нужно использовать, а каких лучше избегать.
Регистрируйтесь на eTXT и выражайте свои эмоции при написании продающих текстов!
Источник