Темперамент и лидерство. Чей кусок пирога больше?
Какой тип темперамента встречается у руководителей чаще всего? Допустим, если вы сангвиник, значит ли это, что путь на вершину карьерной лестницы вам обеспечен? А если вы меланхолик, стоит ли сразу отказаться от намерений стать когда-нибудь боссом?
В статье «Темперамент и лидерство: портреты из офисной жизни» в своем блоге я пришла к выводу, что успешным лидером может стать человек с любым темпераментом. Подтверждением служат реальные менеджеры, которые построили головокружительные карьеры, несмотря на значительные отличия в стилях управления из-за разных темпераментов.
Но я решила задать себе еще один вопрос: какой темперамент встречается среди менеджеров чаще всего? Есть ли все-таки темперамент, который больше способствует карьерному взлету, нежели другие?
Поначалу я решила, что сангвиники чаще становятся руководителями. Ведь они экстраверты, а значит с общением в команде у них полный порядок. Также у сангвиников стабильная нервная система. Это помогает быть устойчивым к всевозможным стрессам, неизбежным на руководящей должности. Наблюдая за сангвиниками, я заметила, что они часто получают повышение за счёт того, что им легко налаживать контакты, им не сложно говорить о себе и даже хвалить себя. Получается, что им проще быть на виду, быть заметными для руководства. Такая стратегия часто срабатывает, и они получают заветную должность.
Но дальше уже могут возникать трудности. Стабильность нервной системы в сочетании с экстраверсией может означать поверхностный взгляд на вещи: сангвиник чаще ищет ответы, лежащие на поверхности, не углубляясь в детали. Сангвиник также не склонен долго искать ответы, как флегматик или меланхолик. Ему просто становится скучно детально разбираться в чем-то одном и его внимание быстро увлекает новая идея. Но он, как серфер, может поймать правильную волну и с подходящей командой добиться отличных результатов. Историю о таком сангвинике я рассказывала на своем сайте.
Так что сангвиники встречаются среди менеджеров. Но не в 100% случаев и даже не в 50%.
В бизнес-литературе часто на пьедестал лидера ставят холериков, как наиболее харизматичных. Согласна, их скорость мышления и действий меня саму всегда вдохновляла. Холерик быстр, решителен и неутомим. Он привносит в окружающий мир встряску, заставляя винтики механизма вертется быстрее и слаженнее. На моем опыте холерики тоже довольно часто становились менеджерами за счёт своей целеустремленности, энергичности и умения показывать быстрый результат.
Правда, холерики часто вспыльчивы и гневливы. Если их эмоциональность совсем выходит из-под контроля и превращается в тиранию и самодурство, говорить об эффективности такого лидера не приходится. К тому же холерики хороши в ситуациях «тушения пожаров». А вот в ситуации стабильности и поступательного развития им может стать скучно, и их неуемная энергия найдет выход, но деструктивный. Тогда образ самодура или тирана опять не за горами.
В любом случае холериков довольно много среди руководителей. Ведь список их природных качеств во многом совпадает с традиционным списком качеств лидера.
В обстановке, скучной для холерика, будет очень комфортно флегматику, который умеет методично управлять уже отлаженными процессами. При этом действовать он будет по законам логики, поступательно и соблюдая существующие правила. Но руководитель-флегматик может быть слишком непоколебимым приверженцем какого-либо принципа и долгое время не замечать, что из-за этого тонет корабль. Также зачастую руководителем-флегматикам могут быть свойственны так называемые «пунктики». В одной статье я как-то читала о руководителе-флегматике, для которого начищенная до блеска обувь подчиненных была вторым критерием успешности после выполненных планов! Такие «странности» босса чаще свойственны именно флегматикам и вызывают скорее недоумение у подчиненных, чем уважение.
А вот руководитель-меланхолик как раз склонен к саморефлексии и будет стараться понравиться окружающим. Такие руководители отличаются добродушием и пониманием позиции других. Они прислушиваются к мнению окружающих, а главное всегда стараются принимать взвешенные и справедливые решения, с учетом интересов всех сторон. Правда, на это нужно гораздо больше времени, но порой это оправдано. Меланхолику очень сложно уволить своего подчиненного. Поверьте, спонтанно он никогда не уволит, поддавшись эмоциям, что, например, может сделать холерик. А вот со сплочением команды у него могут возникнуть проблемы, так как по натуре меланхолики все-таки интроверты.
Как видите, у всех свои плюсы и минусы. Но всё же соотношение типов НЕ одинаковое.
Я провела любительское мини-исследование, определив тип темперамента у 52 реальных менеджеров. Понятно, что чистые типы встречаются редко, но всё же даже в случае смешанного типа характерные черты одного типа могут преобладать над чертами другого. У меня получились следующие цифры: холерики — 43 %, сангвиники — 21%, флегматики — 19%, меланхолики — 17 %.
Как и утверждают многие бизнес-источники, холерики чаще встречаются среди менеджеров. А вот остальных типов — примерно одинаковое количество.
Для меня было удивительным получить в итоге такой небольшой процент сангвиников. Но эти данные все-таки не научные, так как выборка небольшая и тип темперамента определялся мной на основе моих наблюдений, без проведения тестирования. К тому же эти менеджеры работали в одной компании. Вполне возможно, что в другой компании соотношение может быть другим. Например, руководство компании может подбирать линейных менеджеров флегматичного типа, тогда, конечно, флегматики будут преобладать.
Если вы холерик, радуйтесь, так как вам от природы даны качества, которые помогут вам построить карьеру. Если совокупность всех боссов мира — это пирог, то ваш кусок явно самый большой.
А если вы меланхолик, не переживайте, ведь сангвиников и флегматиков среди менеджеров не намного больше. Ваш кусок пирога поменьше, но он по крайней мере существует!
Источник
Темпераменты руководителей
К выбору человека на руководящую должность работодатели подходят очень тщательно. Будущий босс должен четко распределять задания, быть уверенным в себе, быть лидером и профессионалом в своем деле, действующим целенаправленно. Но даже тогда, когда требования однотипны, руководители могут быть совершенно разными: кто-то более лоялен, а кто-то агрессивен, кто-то понимает опоздания на рабочее место, а кто-то беспощадно выписывает за это штраф.
Давайте выясним, какие у этого могут быть причины?
1. Темперамент влияет не только на положение в обществе, но и немало сказывается на специализированную деятельность человека.
2. Немалую роль играет мнение человека о самом себе. Быть уверенным — залог успеха.
3. На принятие решений оказывает влияние прошлый жизненный опыт человека. Вряд ли хороший руководитель будет повторять свои ошибки снова и снова, он будет искать рациональное решение.
Разберемся, что такое вообще темперамент. Темперамент- это основа формирования и развития характера, который обозначен типом высшей нервной деятельности человека и выделяется в его поведении и стадиях жизненной активности. Всем известно, что люди делятся на четыре типа темперамента, это флегматики, холерики, сангвиники и меланхолики.
Изучим темпераменты руководителей.
1. Флегматический. Флегматики люди неспешные, скупые на проявление эмоций и чувств. Они хорошие, наблюдательные руководители. Работа у них течет продуктивно, хоть и немного медленно.
2. Холерический. Холерики работают быстро, четко, полностью отдаваясь работе и делам, однако быстро истощаются. Руководитель, являясь холериком, может быть либо харизматичным человеком, либо «царем». Первый всегда найдет общий язык с подчиненными, имеет отличный от других подход к работе. Второй же властвует, решает все сам, не спрашивая коллег, относится к подчиненным как к средствам незамедлительного исполнения задач.
3. Сангвинический. Человек с частой сменой настроения, быстро реагирующий на происходящее вокруг. Если сангвиник заинтересован в работе, то он доводит ее до логического конца. Так же, как и холерик, руководитель — сангвиник имеет два типа: «феодал» и «свой среди чужих». Первый свободно мыслит и ищет нестандартные подходы к работе. Дает подчиненным право на свободу деятельности в некоторых сферах, но проводит вечный контроль над протекающей работой и следит за идеальной дисциплиной. Второй тип немного активнее первого, имеет более близкие отношения с работающими людьми, поощряет их и ценит их заслуги. Однако его мягкость не затмевает лидерских качеств, и он требует правильного выполнения поставленных им задач.
4. Меланхоличный. Меланхолики – ранимые, склонные к постоянным переживаниям, замкнутые и вяло реагирующие на происходящее вокруг люди. Человеку с таким типом темперамента сложно стоять на руководящей должности. Им нелегко даются принятия решений, ведение инициативы, ноша ответственности. В подчинение любят брать людей, которым они могут передать часть своих полномочий. Руководителям – меланхоликам больше подходит дистанционная работа, где нужно по минимуму контактировать с людьми.
Встать на руководящую должность любой человек не может, ведь чтобы быть лидером нужно иметь определенный набор человеческих качеств и большое желание, чем обладает не каждый. Нужно уметь добиваться своих целей и уверенно шагать по карьерной лестнице вверх, а также находить общий язык с коллегами, которые тоже имеют свой определенный темперамент.
Источник
Как по темпераменту определить лидера
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Российский государственный профессионально — педагогический университет
Кафедра педагогической психологии
По дисциплине «Социальная психология»
на тему: Исследование взаимосвязи типов темперамента и лидерских качеств у людей, занимающих руководящие должности
Глава 1. Теоретическое изучение понятие лидерства и темперамента
.1 Понятие лидерства, его основные аспекты
.2 Классификация видов лидерства
.3 Понятие темперамента, его основные аспекты
.3.1 Типы темперамента и их психологическая характеристика
.3.2 Роль темперамента в деятельности
Глава 2. Организация и методы исследования
.1 Методики диагностики
.1.1 Методика диагностики межличностных отношений Лири
.1.2 Тест Г. Айзенка
Глава 3. Обработка данных и их обсуждение
В отечественной науке лидер — член малой группы, который в результате взаимодействия членов группы при решении конкретной задачи выдвигается на первый план, принимая на себя функции организатора групповой деятельности. При этом он демонстрирует более высокий, чем другие, уровень активности, участие, влияние в решении данной задачи. Остальные члены группы принимают лидерство, то есть строят по отношению к лидеру такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Изучением феномена лидерства занимались такие деятели науки как Парыгин Б.Д, Ф. Гизели; Дуглас Мак Грегор — известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией Х ; возможно, самое раннее исследование эффективности стилей лидерства было проведено Куртом Левиным и его коллегами; Рэнсис Лайкерт; Блэйк и Мутон; Поль Херси и Кен Бланшар разработали ситуационную теорию лидерства, которую они назвали теорией жизненного цикла и многие другие.
Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловливает динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Феномен темперамента активно изучается как отечественными учёными, так и западными. Э. Кречмер, У. Шелдон, И.П. Павлов, Б.Д. Небылицин — вот лишь некоторые деятели, которые занимались изучением темперамента.
Целью данной работы является: теоретическое и эмпирическое исследование взаимосвязи лидерства и темперамента. Гипотеза — существует взаимосвязь между типом темперамента и лидерскими качествами. Мы предполагаем, что уровень выраженности лидерских качеств выше у людей с типами темперамента — холерик и сангвиник, чем у — флегматиков и меланхоликов. Предмет исследования — взаимосвязь между типом темперамента и лидерскими качествами, объект — социально-психологический феномен лидерства.
Провести теоретический анализ существующей литературы по данной проблеме;
Рассмотреть социально-психологический феномен лидерства;
Эмпирическое исследование типов темперамента и лидерских качеств;
Провести количественный и качественный анализ эмпирических данных, полученных в результате исследования.
Глава 1. Теоретическое изучение понятие лидерства и темперамента
.1 Понятие лидерства, его основные аспекты
Лидерство — это способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.
Лидерство — естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитете человека на поведение членов группы.
Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношение, чувство другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через убеждение, внушение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.
Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может.
Лидера можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Понятие «лидер» приобретает значение лишь вместе с понятием «цель».
Но иметь цель и достичь ее самостоятельно, в одиночку — недостаточно чтобы называться лидером. Неотъемлемым свойством лидера является наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечит существование таких связей людей в системе, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Т.е. лидер — это элемент упорядочивания системы людей.
Лидерство — это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа.
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
Бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группа, досуговых объединениях, в семье);
Социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т.д.);
Политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).
Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.
Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерство, достаточно точно рассчитывать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: «Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в тоже время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими».
Талант руководства людьми основывается над целым комплексом социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру. Доверие к лидеру — это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.
Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имеет образ лидера, модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не только идут за своим лидером, но и желают идти за ним. В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам. Подходит ли человек для роли лидера, зависит, прежде всего, от признания за ним другими людьми качеств превосходства, т.е. качеств которые внушают им веру в него, побуждают их признавать его влияние на себя. «Естественное» лидерство — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.
Влияние лидера всегда зависти от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут являться частичным основанием для лидерства. Обычно важное значение имеет склонность к доминированию, а именно умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решение. Роль лидера заключается в том, чтобы претворять взгляды своих сторонников в согласованную программу действия. Лидер может вести своих сторонников в том направлении, в котором они сами хотят идти.
Значение лидера не исчерпывается лишь формированием групп. Он также выполняет важную задачу поддержания сплоченности в уже существующих группах.
Лидер — это такой человек, который по отношению к группе может рассматриваться, как ее зеркало. Им может быть только тот, кто несет на себе черты, приветствуемые и ожидаемые в данной группе.
Почему человек становится лидером? Теория лидерства многообразна. Среди них можно выделить подходы с опорой на личные качества лидера — поведенческий и ситуационный подходы.
Концепция физических качеств (высокий рост, вес, сила) не подтвердилась. Напротив, часто лидер бывает малого роста, малой физической силы.
Концепция интеллигентности (Гизели) предполагает, что лидерские качества, связанные с вербальными и оценочными способностями личности. На основе чего делали вывод: наличие указанных личностных качеств предсказывают управленческий успех. Личностные качества лидера:
Интеллигентность в вербальном и символическом плане;
Инициативность, т.е. способность направлять активность, желание в новом направлении;
Уверенность в себе — благоприятная самооценка;
Привязанность к сотрудникам;
Решительность, мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин);
Мотивационные способности, т.е. умение мотивировать, вызывать потребности у людей за счет гарантии работы, финансового вознаграждения, власти над другими, самореализации, достижение успехов в работе.
От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На основе выводов, полученных в результате проведённого анализа, формируется линия поведения, программа действия — и принимаются решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Лидер добивается поддержки всей группы или её подавляющей части для организации исполнения принятых решений, что предусматривает:
подбор и расстановку исполнителей;
доведение до них решений;
уточнение и адаптацию решений применительно к месту исполнения;
создание внешних и внутренних условий исполнения;
координацию деятельности исполнителей;
подведение итогов и анализ результатов.
.2 Классификация видов лидерства
В зависимости от преобладающих функций выделяют следующие виды лидеров:
Лидер — организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и актуально действует. Этот лидер оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если и приходится выразить своё неодобрение, то делает это, не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше. Именно такие люди оказываются на виду в любом неформальном коллективе.
Лидер — творец. Привлекает к себе, прежде всего, способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечёт людей.
Лидер — борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идёт навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумывать все свои действия и все предусмотреть. «Безумство храбрых» — вот его стиль.
Лидер — дипломат. Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было бы назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и предрассудков и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет, открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неофишируемых планов. Правда, такого сорта дипломатия нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами.
Лидер — утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.
Общее лидерство в группе складывается из следующих компонентов: эмоционального, делового и информационного. «Эмоциональный» лидер (сердце группы ) — это человек, которому каждый человек в группе может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку». С «деловым» лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К «информационному» лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и поможет найти нужную информацию.
Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко.
Чаще всего, однако, встречается сочетание двух компонентов: Эмоционального и делового, информационного и делового.
Интересен психоаналитический подход к пониманию и классификации видов лидерства.
З. Фрейд понимал лидерство, как двуединый психологический процесс: с одной стороны групповой, с другой — индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать к себе людей, бессознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером. Психоаналитики выделяют десять типов лидерства.
«Соверен», или «патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают.
«Вожак» в нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих групповому стандарту. Личность вожака носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе.
«Тиран» Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самым сильным. Лидер-тиран — доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся и подчиняются смиренно.
«Организатор». Он выступает для членов группы как сила для поддержания и «Я — концепции» и удовлетворения потребностей каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.
«Соблазнитель». Человек становится лидером, играя на слабостях других. Он выступает в роли «магической силы», давая выход во вне подавленном эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают его недостатков.
«Герой». Жертвует собой ради других; такой тип проявляется особенно в ситуациях группового процесса, благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Он увлекает людей за собой.
«Дурной пример». Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.
«Кумир». Влечет, притягивает, положительно заряжает окружение, его любят, боготворят, идеализируют.
Два последних типа лидеров, по существу, антилидеры, они являются объектом агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но стоит ему исчезнуть, как группа начинает распадаться, так как пропал общегрупповой стимул.
Особенности администраторских и лидерских качеств руководителя определяет и его управленческий стиль. Здесь существует определённая классификация.
Авторитарный. Наилучший с точки зрения администратора, который в любом деле, прежде всего, ценит единоначалие.
Авральный. «Давай — давай, потом разберёмся» — девиз руководителя — авральщика. Мера, подходящая для исключительной ситуации, став системой, дезорганизует нормальную работу, ведёт к конфликтам, недовольству в коллективе, не говоря уже о скромных трудовых результатах.
Деловой. Противоположен авральному, предполагает работу по рассчитанным и оптимальным схемам. Такой стиль можно было бы предпочесть всем прочим, если только работа позволяет это, не содержит неожиданных сюрпризов и поддаётся прогнозу.
Демократический. К нему склонны лидеры — организаторы, управляющие по принципу: «Моя точка зрения — одна из возможных». Именно такой стиль способен дать наилучшие результаты, но до известных границ, за которыми дело подменяется его обсуждением.
Либеральный. Годится для сплочённого коллектива единомышленников. Вместо самостоятельности способствует безответственности и уверенности, что «работа не волк».
Компромиссный. В его основе — способность руководителя, уступая людям с различными интересами, добиваться своих целей. Но если компромиссы войдут в привычку и заменят принципиальность соглашательством, то хорошего от такого руководителя ждать не приходится.
Взаимоотношения подчинённых с руководителем, психологический климат коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем.
.3 Понятие темперамента, его основные аспекты
Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней.
Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов — типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощыо можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.
Темперамент в переводе с латинского — смесь, соразмерность. Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает; если преобладает кровь («сангвис» по-латыни), то темперамент будет сангвинический, т. е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком — желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный — спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь («меланахоле»), то получается меланхолик — несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный, к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам. Эту теорию темперамента можно назвать гуморальной теорией (от латинского «гумор» — жидкость). Некоторые современные приверженцы гуморальной теории показывают, что соотношение и баланс гормонов внутри организма определяют проявления темперамента, например, избыток гормонов щитовидной железы обусловливает повышенную раздражимость и возбудимость человека, проявления холерического темперамента.
В начале XX в. возникла конституционная теория темперамента (Кречмер, Шелдон), главная идея которой заключалась в установлении связи темперамента с врожденной конституцией человека (подробнее смотрите в разделе «Конституционные типологии»).
Академик И.П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса — возбуждение и торможение — отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: но силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности: 1) «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) — соответствует темпераменту холерика); 2) «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераменту сангвиника); 3) «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика); 4) «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловливает темперамент меланхолика).
1.3.1 Типы темперамента и их психологическая характеристика
Холерик — это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все валится из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманны; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его н/с обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.
Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.
Меланхолик — человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью н/с, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.
Темперамент — это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.
Исследования Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына показали, что стройная картина соответствия четырех типов ВНД — высшей нервной деятельности (по Павлову) четырем темпераментам, известным с древности, не так очевидна, как предполагалось ранее. Они предложили временно отказаться от обсуждения типов ВНД вплоть до более полного изучения ее основных свойств и их взаимоотношений, показали парциальность этих свойств при применении условнорефлекторных процедур к различным анализаторным системам, наметили пути поиска общих свойств нервной системы в амодальных регуляторных структурах мозга. Особенно важны выводы Б. М. Теплова об отсутствии прямого параллелизма между основными свойствами нервной системы и особенностями поведения, о неравномерности суждения о физиологических свойствах нервной системы по психологическим характеристикам поведения. Свойства нервной системы не предопределяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее — другие. Стоит задача поиска отдельных свойств нервной системы, обусловливающей индивидуальные различия по параметрам общей психической активности и эмоциональности — главных двух измерений темперамента (В.Д. Небылицын).
Таким образом, темперамент — это характеристика человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности деятельности психических процессов и состоянии, степени эмоциональности.
Можно выделить следующие признаки свойств темперамента: обусловленность свойствами нервной системы, психологические признаки: постоянные индивидуальные особенности эмоциональной сферы
сила, скорость эмоций, эмоциональная возбудимость,
устойчивость или изменчивость, плавность или резкость
изменения эмоций; регуляция динамики психических про
цессов и психической деятельности в целом (скорость, темп
1.3.2 Роль темперамента в деятельности
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники — для организаторской деятельности («политики»), меланхолики — для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики — для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»). Для некоторых видов деятельности, профессий противопоказаны определенные свойства человека, например, для деятельности летчика-истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы. Следовательно, флегматики и меланхолики психологически мало пригодны для подобной деятельности.
Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.).
Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
Первый путь — профессиональный отбор, одна из задач которого — не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.
Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).
Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.
Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности, — формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности.
Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.
Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально ничтожная личность.
И.П. Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности (ВНД): мыслительный, художественный, средний. Представители мыслительного типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя через фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность.
У людей художественного типа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей». Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Проявляться это начинает к 12 — 16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие — шахматам, физике, математике. Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции, и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.
Глава 2. Организация и методы исследования
.1 Процедура проведения исследования
Исследование проводилось на людях, занимающих руководящие должности в г. Екатеринбурге. Дата проведения: 1.11.2011г — 13.11.2011. Обращение к участникам с указанием цели исследования и инструкции к методикам были оформлены в письменном и устном виде. Особых затруднений по заполнению бланков, отмечено не было.
Выборка состоит из 36 человек, 28 мужчин в возрасте от 22 до 52 лет и 8 женщин в возрасте от 24 до 49 лет, которые являются руководителями.
Данная выборка формировалась с учетом того, что она должна состоять из людей, занимающих руководящие должности и изначально с предположительно выраженными лидерскими качествами. Выборка включает людей с разным профессиональным образованием.
Методики диагностики типа темперамента и лидерских качеств
лидерство темперамент межличностный
2.1.1 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
История: первые публикации по применению метода интерперсональной диагностики и его адаптированного варианта-диагностики межличностных отношений (ДМО) в СССР относятся к 1972 г. Была проведена работа по изучению стиля межличностного взаимодействия в спортивных командах (1972, 1974, Л.Н. Собчик), в психотерапевтических группах при изучении динамики состояния у больных с пограничными нервно-психическими расстройствами (1974, 1982, Л.Н. Собчик с соавторами), Г.С. Васильченко и Ю.А. Решетняк исследовали особенности взаимных оценок супружеских пар в контексте проблем, связанных с сексуальными расстройствами (1972, 1979). Методика получила широкое применение в сфере изучения взаимоотношений между больным человеком и разными по стилю психотерапевтического воздействия врачами (Собчик Л.Н., 1982, Вассерман Л.И., Бочаров В.В., Ташлыков В.А., 1985 ). Работа, посвященная изучению проблемы межличностного взаимодействия в производственных и иных малых группах, проводилась с применением данной методики на промышленных предприятиях, в студенческих коллективах, в группах по изучению иностранных языков (Л.Н. Собчик, 1985, М.С. Малешина, 1986 и др.).
Краткая характеристика: методика представляет собой набор лаконичных характеристик, по которым испытуемый оценивает себя — свое актуальное «Я». Это-образ собственного «Я» на момент обследования. Каждая из 128 характеристик имеет свой порядковый номер. В модифицированном варианте методики предусмотрена специальная сетка-регистрационный лист, на котором номера — от 1 до 128-размещены по порядку таким образом, чтобы дальнейший подсчет баллов по каждому октанту приближался к автоматизированному. Оценивая себя по пунктам (айтемам) опросника, испытуемый должен на сетке зачеркивать крестом номера, соответствующие тем характеристикам, которые он у себя находит, оставляя не зачеркнутыми остальные, отражающие отсутствующие у испытуемого свойства. При этом ему предлагается придерживаться следующей инструкции:
«Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «да», то в специальной сетке, предназначенной для регистрации Ваших ответов, перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если «нет», то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования».
Результаты всех измерений переводятся в так называемую дискограмму -круг, который составляют из 8-ми психологических тенденций (октант). Они определенным образом ориентированы относительно двух главных осей в межличностных отношениях, это доминирование — подчинение и дружелюбие -агрессивность. Октанты заключают в себе качества, характерные 8-ми психологическим тенденциям. Метод диагностики межличностных отношений представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири, автор которой является последователем идей Салливена. Теоретический подход Г.С. Салливена к пониманию личности базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для данного индивида окружающих, под влиянием которых происходит его персонификация, т. е. формируется личность. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также (неосознанно) с символической идентификации.
Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими, Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 8-ми общих или 16-ти более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия. На психограмме они представлены в виде замкнутого континииума, по периметру которого расположены характеристики стиля межличностного поведения. Полярно по отношению друг к другу расположены варианты негативно коррелирующих между собой типов. Соответственно типам межличностного поведения был разработан опросник, представляющий собой набор достаточно простых характеристик-эпитетов, всего 128. Тест был задуман как подспорье для клинической диагностики и проходил проверку на валидность сопоставлением данных методики с результатами обследования MMPI. Была обнаружена достоверная связь между типами интерперсонального поведения Т. Лири, и определенными клиническими очерченными состояниями, проявляющимися аналогичными поведенческими характеристиками, что нашло свое отражение в соответствующих подъемах шкал профиля MMPI. Формирование методики Т. Лири происходило с использованием контрастных, болезненно заостренных моделей межличностного стиля поведения, свойственных лицам с психическими отклонениями.
Л.Н. Собчик, предлагая модифицированный вариант данной методики, предлагает рассмотреть феноменологию метода в контексте иной концепции, с позиции индивидуально-типологического подхода. Опираясь на положение С.Л. Рубинштейна о роли врожденных индивидных свойств, через призму которых преломляется усваиваемый социальный опыт в процессе формирования личности, и исходя из понимания личности как единства биологических и социальных факторов, Собчик предлагает к рассмотрению приведенную ниже типологию устойчивых личностных свойств, в основе которой лежит теория ведущих тенденций.
Назначение: методика полифункциональна, она при незначительных изменениях в инструкции применяется для исследования представлений субъекта о себе и о других, точности межличностного восприятия, оценки социального поведения личности, взаимоотношений в малой группе, самооценки, «идеала Я», стиля руководства и др. Методика позволяет производить как количественную, так и качественную интерпретацию полученных данных, сравнивать результаты разных испытуемых. Данные ДМО позволили по-новому подойти к проблеме самооценки, критичности и самоконтроля личности, а также значительно обогатили социально-психологическое исследование малых групп.
Мотивирование: Осуществив диагностику МЛО по методике Т. Лири Вы сможете расширить знания о самом себе, т. к после обработки экспериментальных данных получите информацию о результатах (собственных индивидуальных качествах, влияющих на МЛО) и небольшой комментарий, если потребуется, приобретете навык работы с методикой, а, проведя диагностику всего коллектива, сможете понять каким образом сложилась Ваша группа и какие личности ее сформировали.
.1.2 Тест Г. Айзенка
(Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма человека)
Двухфакторная модель личности, предложенная Г. Айзенком, позволяет с помощью основных показателей экстраверсия-интроверсия и нейротизм оценить направленность личности на внутренний или внешний мир, а также выявить уровень эмоциональной тревожности (напряженности). Эти свойства структуры личности генетически детерминированы. Их проявление сугубо индивидуально. Эти характеристики существенно влияют на выполнение Вами своих обязанностей, в том числе и на осуществление профессиональной деятельности.
Экстраверсия — это направленность личности на окружающих людей, явления и события. Экстраверты мобильны, общительны, адаптивны, отзывчивы, жизнерадостны, остроумны, стремятся к лидерству. Вместе с тем они не всегда обязательны, излишне доверчивы и подвержены влиянию другого человека, неустойчивы в своих взглядах, неосмотрительны в поступках и импульсивны в действиях.
Интроверсия — это направленность личности на ее внутренний мир.
Интроверты рассудительны, самостоятельны, спокойны, целенаправленны. Они плохо адаптивны, оторваны от реальности, дистанцированы в отношениях, нерешительны в поступках. Экстраверсия и интроверсия биполярны.
Нейротизм — результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Он проявляется как эмоциональная неустойчивость, несбалансированность нервно-психических процессов. На одном полюсе нейротизма (высокие оценки) находятся нейротики, на другом (низкие оценки) — эмо-1 тонально-стабильные личности, характеризующиеся уверенностью, спокойствием, уравновешенностью. Удаленность показателей от центра по шкале намерений свидетельствует о степени отклонения от среднего значения.
Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя Классическими типами темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, Меланхолик) отражена в круге Айзенка. Показатели экстраверсии — интроверсии и нейротизм — стабильность взаимонезависимы и противоположны. Каждый из них представляет собой континуум (непрерывную совокупность) между полюсами крайне выраженного личностного свойства. Сочетание этих двух в разной степени выраженных свойств и создает неповторимое своеобразие личности, характеризует тип темперамента (холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический).
Оценка направленности (экстраверсия — интроверсия) и уровня нейротизма (стабильность — нестабильность) клиента может проводиться персонально (самооценка), индивидуально или индивидуально в составе группы. Бланк опросника содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсия-интроверсия, еще 24 — со шкалой нейротизма, а остальные 9 входят в контрольную шкалу лжи Л, которая предназначена для оценки искренности испытуемого при ответах.
Порядок оценивания. Необходимо получить опросник, включающий 57 вопросов. Без предварительного ознакомления с их содержанием надо, не раздумывая, сразу же, отвечать по порядку на каждый из 57 вопросов только «да» или «нет» (знаком «+» или « — ») в соответствующей графе. Имейте в виду, что исследуются некоторые личностные особенности, а не умственные способности. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Поэтому важно быстро и самостоятельно, без каких-либо подсказок ответить на все вопросы.
Обработка результатов. Используя «ключ» к опроснику, подсчитываются баллы по показателям Э — экстраверсия, И — интроверсия, Н — нейротизм, Л — ложь. Результаты заносятся в бланк опросника и отмечаются на соответствующих шкалах в круге Айзенка.
Глава 3. Результаты исследования их обсуждение
Все полученные эмпирические результаты представлены в сводной таблице эмпирических данных (приложение 3).
Описательная статистика полученных данных была рассчитана в компьютерной программе Excel.
Результаты исследования взаимосвязи типа темперамента и уровня выраженности лидерских качеств
Корреляционный анализ эмпирических данных был рассчитан в компьютерной программе Ехсеl.
Таким образом, подводя итоги проделанной работы можно сделать следующие выводы:
. Изучение уровня мотивации и типов темперамента является на сегодняшний день актуальным.
. На сегодняшний день исследований очень много. Изучением лидерских качеств занимались Парыгин Б.Д, Ф. Гизели; Дуглас Мак Грегор и многие другие.
. В результате проведенного сравнительного анализа можно сказать, что для дополнительного проверки гипотезы необходимо провести исследования с большей выборкой испытуемых;
. Гипотеза о наличие связи между лидерскими качествами и типом темперамента не подтвердилась.
Таким образом, некоторые аспекты могут повлиять на качество проведенного исследования, например, такие как небольшое количество выборки. Исходя из этого можно говорить о том, что данная работа может послужить опорной точкой для более глубоких исследований этой проблематики.
Данная работа необходима в дополнительном исследовании и проверки гипотез, для получения более объективных, достоверных результатов, которые могут дать дополнительные психологические знания для повышения эффективности труда, работоспособности индивида.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.,1980. — 416с.
. Диагностика межличностных отношений: Методика Т. Лири // Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других / Сост. Р. Римская, С. Римский. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. — С. 294-309.
. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» — М.: Флинта: МПСИ, 2000. — 648 с.
. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, 1984. — 366с.
. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. — Пермь, 1973. — 292с.
. Парыгин Б.Д. Основы социально — психологической теории. М., 1971. — с.310 — 311.
. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. — с. 176.
. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. — с. 190.
. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. — М., 1972. — 345с.
Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «да», то в специальной сетке, предназначенной для регистрации Ваших ответов, перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если «нет», то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования.
Итак, какой Вы человек?»
Производит впечатление на окружающих
Умеет распоряжаться, приказывать
Умеет настоять на своем
Обладает чувством достоинства
Способен сам позаботиться о себе
Может проявить безразличие
Способен быть суровым
Строгий, но справедливый
Может быть искренним
Критичен к другим
Способен проявлять недоверие
Способен быть критичным к себе
Способен признать свою неправоту
Восхищающийся и склонный к подражанию
Способный к сотрудничеству, взаимопомощи
Стремиться ужиться с другими
Внимательный и ласковый
Отзывчивый к призывам о помощи
Способен вызывать восхищение
Пользуется у других уважением
Обладает талантом руководителя
Самоуверен и напорист
Стойкий и крутой, где надо
Неумолимый, но беспристрастный
Открытый и прямолинейный
Не терпит, чтобы им командовали
На него трудно произвести впечатление
Неуверенный в себе
Часто прибегает к помощи других
Очень почитает авторитеты
Охотно принимает советы
Доверчив и стремится радовать других
Всегда любезен в обхождении
Дорожит мнением окружающих
Общительный и уживчивый
Добрый, вселяющий уверенность
Нежный и мягкосердечный
Любит заботиться о других
Любит давать советы
Производит впечатление значительности
Надменный и самодовольный
Думает только о себе
Нетерпим к ошибкам других
Долго помнит обиды
Склонный к самобичеванию
Предоставляет другим принимать решения
Легко попадает впросак
Легко поддается влиянию друзей
Готов довериться любому
Благорасположен ко всем без разбора
Переполнен чрезмерным сочувствием
Великодушен и терпим к недостаткам
Стремиться помочь каждому
Стремящийся к успеху
Ожидает восхищение от каждого
Относится к окружающим с чувством превосходства
Проникнут духом противоречия
Недоверчивый и подозрительный
Почти никому не возражает
Любит, чтобы его опекали
Стремится снискать расположение каждого
Со всеми соглашается
Всегда со всеми дружелюбен
Слишком снисходителен к окружающим
Старается утешить каждого
Заботится о других в ущерб себе
Портит людей чрезмерной добротой
Регистрационный лист ответов.
Фамилия_______________ Имя____________ Отчество______________
Возраст______ Образование_________ Профессия_________________
Актуальное «я» Идеальное «я»
Ключ к опроснику.
Обработка и интерпретация результатов.
После того как испытуемый оценит себя и заполнит сетку регистрационного листа ответов, подсчитываются баллы по 8-ми вариантам межличностного взаимодействия. Для этого используется «ключ», с помощью которого выделяются 16 номеров, формирующих каждый из 8-ми октантов психограммы методики. Количество перечеркнутых испытуемым номеров в каждой ячейки, выносится на таблицу количественных результатов соответственно каждому октанту, отражающему то или иной вариант межличностных отношений. Каждому из 8 октантов соответствует следующий тип межличностных отношений. Авторитарный, Независимый — доминирующий, Агрессивный, Недоверчивый — скептический, Покорно — застенчивый, Зависимый, Сотрудничающий, Альтруистический; Властный — лидирующий, Независимо — доминирующий, Прямолинейно — агрессивный, Недоверчивый — скептический, Покорно — застенчивый, Зависимый — послушный, Сотрудничающий — конвенциальный, Ответственно — великодушный.
Социально — психологическое изучение структуры малых групп с помощью метода диагностики межличностных отношений.
Инструкция выглядит как продолжение первоначальной. После того, как испытуемый оценит свое идеальное «Я» и себя, предлагается оценить таким же образом всех членов группы. Затем испытуемый должен обозначить среди них того, кого считает фактическим лидером, наилучшего для сотрудничества и наихудшего для сотрудничества члена группы, наилучшего для приятельских отношений и наименее подходящих для этой роли, а также того члена группы, к кому он относится совершенно безразлично.
Такое исследование проходит каждый член группы, оценивая себя и свой идеал, конъюнктивных и дизъюнктивные выборы, как в плане сотрудничества, так и дружеских отношений, а также выделяя наиболее «сильную», инициативную, лидирующую личность в группе. Анализ, полученных данных позволяет сделать выводы о сложившейся в группке структуре отношений, о взаимных притяжениях и отталкиваниях, о соответствии формального лидера экспектациям членов группы, а также о тех, кто по определенным причинам не принят группой и оказался в изоляции.-доминирование V=I-V+07(II+III-VI-IV)-доброжелательности G=VII-III+07(VII+VI-IV-II)
.Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше:
в. трудно сказать
.Я бы вполне мог жить один, вдали от людей:
.Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника:
.Когда я ложусь спать, я:
а. засыпаю быстро
в. нечто среднее
с. засыпаю с трудом
.Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:
а. пропустить вперед большинство машин
с. обогнать все идущие впереди машины
. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие
. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:
в. трудно сказать
. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть:
. Я бы скорее занимался:
а. фехтованием и танцами
в. затрудняюсь сказать, чем
с. борьбой и баскетболом
.Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что
они потом рассказывают об этом:
.Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями:
.Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со
всеми и вовсе не обижаюсь:
.Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:
.Мне больше нравится придумывать новые способы выполнения какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов:
.Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:
.Я думаю, что я менее чувствительный и легко возбудимый, чем большинство людей:
в. затрудняюсь ответить
.Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решении;
.Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям:
.Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:
а. моим хорошим друзьям
с. в своем дневнике
.Я думаю, что слово, противоположное по смыслу слову «точный» — это
.У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:
в. трудно сказать
.Меня раздражают люди, которые:
а. своими грубыми шутками вгоняют людей в краску
в. затрудняюсь ответить
с. создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу
.Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их:
а. не все надо делать одинаково тщательно
в. затрудняюсь сказать
с. любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись
.Мне всегда приходится преодолевать смущение:
26. Мои друзья чаще:
а. советуются со мной
в. делают то и другое поровну
с. дают мне советы
. если приятель обманывает меня в мелочах, я предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:
. мне нравится друг:
а. интересы которого имеют деловой и практический характер
с. который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь
. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:
в. затрудняюсь ответить
Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:
. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:
а. играть в шахматы
в. трудно сказать
с. играть в городки
. Мне нравятся общительные, компанейские люди:
. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:
в. трудно сказать
.Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо:
.Мне бывает трудно признать, что я неправ:
.На предприятии мне было бы интереснее:
а. работать с машинами и механизмами и участвовать в основном
в. трудно сказать
с. беседовать с людьми, занимаясь общественной работой
.Какое слово не связано с двумя другими?
.То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
а. раздражает меня
в. нечто среднее
с. не беспокоит меня совершенно.
.Если бы у меня было много денег, то я:
а. позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависти
с. жил бы, не стесняя себя ни в чем
.Худшее наказание для меня:
а. тяжелая работа
с. быть запертым в одиночестве
.Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали:
.Мне говорили, что ребенком я был:
а. спокойным и любил оставаться один
с. живым и подвижным
.Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными
установками и машинами:
.Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них:
в. трудно сказать
.Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они
кажутся мне неосуществимыми:
в. затрудняюсь ответить
. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей:
.Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:
.В музыке я наслаждаюсь:
а. маршами в исполнении военных оркестров
с. скрипичными соло
.Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:
а. в деревне с одним или двумя друзьями
в. затрудняюсь сказать
с. возглавляя группу в туристском лагере
. Усилия, затраченные на составление планов:
а. никогда не лишние
в. трудно сказать
с. не стоят этого
.Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня:
.Когда мне все удается, а нахожу эти дела легкими:
.Я предпочел бы скорее работать:
а. в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все
время быть среди них
в. затрудняюсь ответить
с. архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой
.Дом так относится к комнате, как дерево:
.То, что я делаю, у меня не получается:
.В большинстве дел я:
а. предпочитаю рискнуть
с. предпочитаю действовать наверняка
.Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю:
а. скорее это так
с. думаю, что нет
.Мне больше нравится человек:
а. большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен
в. трудно сказать
с. со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам
.Я принимаю решения:
а. быстрее, чем многие люди
с. медленнее, чем большинство людей ‘
.На меня большее впечатление производят:
а. мастерство и изящество
в. трудно сказать
.Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:
в. нечто среднее
.Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными:
а. решать вопросы, касающиеся лично меня, сам
в. затрудняюсь ответить
с. советоваться с моими друзьями
.Если человек не отвечает сразу же после того, как я что-нибудь сказал ему, я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:
.В школьные годы я больше всего получил знаний:
в. трудно сказать
.Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:
. когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:
а. заняться другим вопросом
в. затрудняюсь ответить
с. еще раз попытаться решить этот вопрос
. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. д. — казалось бы, без определенной причины:
.Иногда я соображаю хуже, чем обычно:
.Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня:
. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1,
. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины:
.Я предпочитаю скорее отказаться от сделанного заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство:
.Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди:
в. трудно сказать
.На вечеринке мне нравится:
а. принимать участие в интересной беседе
в. затрудняюсь ответить
с. смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому
.Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать:
.Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы предпочел встретиться с:
.Я вынужден удерживать себя оттого, чтобы не улаживать чужие дели:
.Работая в магазине, я предпочел бы:
а. оформлять витрины
с. быть кассиром
.Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их, я
продолжаю поступать так, как считаю нужным:
в. трудно сказать
.Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:
а. сразу же думаю: «У него плохое настроение»
с. беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил
.Все несчастья происходят из-за людей:
а. которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют
удовлетворительные способы решения этих вопросов
с. которые отвергают новые, многообещающие предложения
.Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:
.Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной:
.Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинстве
. Я могу легче не считаться с другими людьми, чем они со мной:
. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать:
. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:
в. идут правильно
. Мне бывает скучно:
. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным
. Я считаю, что нужно избегать лишних волнений, потому что они утомительны:
. Дома в свободное время я:
а. болтаю и отдыхаю
в. затрудняюсь ответить
с. занимаюсь интересующими меня делами
93. Я робко и осторожно завязываю дружеские отношения с новыми людьми:
. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно так же точно выразить прозой:
. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:
а. да, в большинстве случаев
.Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не
оставляют в моей душе никаких следов:
.Я думаю, что было бы интереснее быть:
а. натуралистом и работать с растениями
с. страховым агентом
.Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, например, к определенным животным, местам и т. д.:
.Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:
в. трудно сказать
.Я предпочитаю игры:
а. где надо играть в команде или иметь партнера
с. где каждый играет за себя
.Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:
.Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх:
.Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение,
хотя на самом деле они мне не нравятся:
.Какое слово не относится к двум другим?
.Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
а. двоюродным братом
Ответы подсчитываются с помощью специального «ключа». «Ключ» с прорезями, обозначенными знаком X, накладывается на бланк ответов, и суммируется результат. Совпадение ответов «а» и «с» оценивается 2 баллами, совпадения ответа «в» — 1 баллом. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор В — здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору — 12 баллов, по фактору В — 8 баллов; минимальная — 0 баллов.
Опросник Айзенка по определению темперамента
Инструкция: Вам предлагается несколько вопросов. На каждый вопрос отвечайте только «да» или «нет». Не тратьте время на обсуждение вопросов, здесь не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание умственных способностей.
Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?
Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, посочувствовать?
Считаете ли вы себя беззаботным человеком?
Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?
Обдумываете ли вы свои дела, не спеша, и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?
Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
Быстро ли вы обычно действуете и говорите?
Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
Верно ли, что на «спор» вы способны решиться на все?
Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?
Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?
Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?
Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить?
Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?
Верно ли, что вас легко задеть?
Любите ли вы часто бывать в компании?
Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам бы не хотелось делиться с другими?
Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость?
Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?
Много ли вы мечтаете?
Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?
Считаете ли вы все свои привычки хорошими?
Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?
Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании?
Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?
Слывете ли вы человеком живым и веселым?
После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше?
Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?
Бывает ли, что вы передаете слухи?
Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?
Если вы хотите что-то узнать, вы предпочитаете найти это в книге или спросить у людей?
Бывает ли у вас сильное сердцебиение?
Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?
Бывают ли у вас приступы дрожи?
Всегда ли вы говорите правду?
Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?
Раздражительны ли вы?
Нравится ли вам работа, требующая быстродействия?
Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?
Опаздываете ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?
Часто ли вам снятся кошмары?
Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком?
Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться с друзьями?
Вы нервный человек?
Есть ли среди ваших знакомых те, которые явно вам не нравятся?
Вы уверенный в себе человек?
Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?
Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу?
Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?
Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
Любите ли вы подшутить над другими?
Страдаете ли вы бессонницей?
Экстраверсия — находится сумма ответов «да» в вопросах: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 и ответов «нет» в вопросах: 5, 15, 20, 29, 32, 37, 41, 51.
Если сумма баллов равна 0-10, то вы интроверт, замкнуты внутри себя.
Если 15-24, то вы экстраверт, общительны, обращены к внешнему миру.
Если 11-14, то вы амбиверт, общаетесь, когда вам это нужно.
Невротизм — находится количество ответов «да» в вопросах: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
Если количество ответов «да» равно 0-10, то — эмоциональная устойчивость.
Если 0-16, то — эмоциональная впечатлительность.
Если 17-22, то появляются отдельные признаки расшатанности нервной системы.
Если 23-24, то невротизм, граничащий с патологией, возможен срыв, невроз.
Ложь — находится сумма баллов ответов «да» в вопросах: 6, 24, 36 и ответов «нет» в вопросах: 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Если набранное количество баллов 0-3 — норма человеческой лжи, ответам можно доверять.
Если 4-5, то сомнительно.
Если 6-9, то ответы недостоверны.
Если ответам можно доверять, по полученным данным строится график.
Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.
Холерик-экстраверт: нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса — склонность к истерико — психопатическим реакциям.
Флегматик — интроверт: стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.
Меланхолик-интраверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса — склонность к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности (стресс кролика).
Результаты описательной статистики
Столбец1 Столбец2 Столбец3 Среднее1,083333Среднее36,25Среднее13Стандартная ошибка0,083333Стандартная ошибка2,103838Стандартная ошибка1,745123Медиана1Медиана36Медиана13Мода1Мода36Мода20Стандартное отклонение0,288675Стандартное отклонение7,28791Стандартное отклонение6,045284Дисперсия выборки0,083333Дисперсия выборки53,11364Дисперсия выборки36,54545Эксцесс12Эксцесс-0,978Эксцесс-1,62575Асимметричность3,464102Асимметричность0,07176Асимметричность0,121471Интервал1Интервал23Интервал17Минимум1Минимум25Минимум5Максимум2Максимум48Максимум22Сумма13Сумма435Сумма156Счет12Счет12Счет12
Столбец4 Столбец5 Столбец6 Среднее7,666667Среднее7,5Среднее7,5Стандартная ошибка1,269296Стандартная ошибка0,949482Стандартная ошибка1,494941Медиана7,5Медиана8,5Медиана5,5Мода8Мода10Мода15Стандартное отклонение4,396969Стандартное отклонение3,2891Стандартное отклонение5,178627Дисперсия выборки19,33333Дисперсия выборки10,81818Дисперсия выборки26,81818Эксцесс1,672652Эксцесс-1,12136Эксцесс-1,59115Асимметричность1,223128Асимметричность-0,44149Асимметричность0,471298Интервал15Интервал10Интервал13Минимум3Минимум2Минимум2Максимум18Максимум12Максимум15Сумма92Сумма90Сумма90Счет12Счет12Счет12
Столбец7 Среднее7,916667Стандартная ошибка0,96498Медиана7,5Мода13Стандартное отклонение3,34279Дисперсия выборки11,17424Эксцесс-1,04775Асимметричность0,244554Интервал10Минимум3Максимум13Сумма95Счет12
№полвозрастАйзенк16 ЛириэкстраверсияневротизмфакторЕ АвторитарныйНезависимый — доминирующий1236788151021359371013314817912564141153103351252013415136128226106771391191124813057511591361643149101428494611146618221112129208938
Пол: 1 — мужчины, 2 — женщины.
Фактор Е — «подчиненность — доминантность».
Теги: Исследование взаимосвязи типов темперамента и лидерских качеств у людей, занимающих руководящие должности Диплом Менеджмент
Источник