Как по еврейски будет радость

радость

1 радость

См. также в других словарях:

радость — Радость … Словарь синонимов русского языка

РАДОСТЬ — жен. веселье, услада, наслажденье, утеха, ·противоп. скорбь, грусть, горе, печаль и пр. внутреннее чувство удовольствия, приятного, вследствие желанного случая; | самое событие или предмет, возбудивший эти душевные чувства. Сказать вам радость?… … Толковый словарь Даля

Радость — Радость ♦ Joie Один из основных аффектов, в силу этого не поддающийся точной дефиниции. Разве можно объяснить человеку, что такое радость, если он ее никогда не испытывал? Все мы знаем радость из опыта. Она рождается, когда осуществляется… … Философский словарь Спонвиля

РАДОСТЬ — РАДОСТЬ, радости, жен. 1. только ед. Чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения, веселое настроение. Лица демонстрирующих на Красной площади всегда полны радости при виде руководителей партии и правительства во главе с вождем народов… … Толковый словарь Ушакова

радость — См. веселье, весть, восторг вкушать радость, млеть радостью, сердце бьется от радости, сердце взыграло от радости, сердце встрепенулось от радости, сердце дрожит от радости, сердце запрыгало от радости, сердце трепещет от радости. Словарь… … Словарь синонимов

радость — РАДОСТЬ, и, ж. 1. (или радость моя). Ирон. обращение. Слушай, радость моя, сгинь ради нашей тихой старости (уйди). 2. Аэропорт в глухих, далеких местах, часто в местах заключения. 2. из уг … Словарь русского арго

Радость — и, жен. Слав. редк.Производные: Рада; Дося; Дотя.Происхождение: (Употребление нариц. сущ. радость в качестве личного имени.) Словарь личных имён … Словарь личных имен

радость — безбрежная (Бальмонт); бездонная (Петровская); блаженная (Майков); болтливая (Тургенев); быстротечная (Ратгауз); высокая (Надсон); ветреная (Бальмонт); глубокая (Тургенев, Федоров); горячая (Бальмонт); жуткая (А.Измайлов); кроткая (Мельн.… … Словарь эпитетов

Радость* — и, ж. Слав. редк. Производные: Рада; Дося; Дотя. [Употребление нариц. сущ. радость в качестве личного имени.] Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен

Радость — (иноск. ирон.) горе. Ср. «У нашего старосты три радости: корова пала, изба сгорѣла да жена померла». Ср. «При старости двѣ радости: и съ горбомъ и съ бѣльмомъ» … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

РАДОСТЬ — РАДОСТЬ, и, жен. 1. Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения. Испытывать р. Доставить р. Вне себя от радости (очень рад). С радостью помогу (очень охотно, с полной готовностью). 2. То, что (тот, кто) вызывает такое чувство.… … Толковый словарь Ожегова

Источник

Как по еврейски будет радость

פּגִישָה. בּרָכוֹת: תשוּבוֹת

Встреча. Приветствия: ответы

Универсальный вежливый ответ на вопрос «Как дела?»

כָּ כָה- כָּ כָה.

1. Разговорный вариант ответа на вопрос «Как дела?» Так можно сказать только близкому человеку.

2. В иврите, как правило, ударение падает на последний слог. Когда этого не происходит, я отмечаю ударный слог.

Этот ответ на вопрос «Как дела?» нельзя использовать в официальной обстановке.

Этот ответ на вопрос «Как дела?» не стоит использовать в официальной обстановке.

Поскольку этот ответ на вопрос «Как дела?» имеет яркую эмоциональную окраску, в официальной обстановке его можно применять очень ограничено.

1. Универсальный ответ на вопрос «Как дела?».

2. סֵ דֶר ( сэ дер) – порядок. בְּ סֵ דֶר – точное соответствие русскому «в порядке».

3. В иврите, как правило, ударение падает на последний слог. Когда этого не происходит, я отмечаю ударный слог – סֵדֶר ( сэ дер).

В порядке. Ладно, хорошо, о’кей

הַכּוֹל בְּ סֵ דֶר.

1. Универсальный ответ на вопрос «Как дела?» на вопрос «Как дела?».

2. סֵ דֶר ( сэ дер) – порядок. בְּ סֵ דֶר – точное соответствие русскому «в порядке».

3. В иврите, как правило, ударение падает на последний слог. Когда этого не происходит, я отмечаю ударный слог – סֵדֶר ( сэ дер).

hаколь бес э дэр

Всё в порядке. Всё хорошо

יִהיֶה בְּ סֵ דֶר.

1. Этот ответ на вопрос «Как дела?» лучше не использовать в официальной обстановке.

2. סֵ דֶר ( сэ дер) – порядок. בְּ סֵ דֶר – точное соответствие русскому «в порядке».

3. В иврите, как правило, ударение падает на последний слог. Когда этого не происходит, я отмечаю ударный слог – סֵדֶר ( сэ дер).

йиhйе тов/ йиhйе бес э дэр

Будет хорошо/ все будет в порядке

בְּרָכוֹת בִּזְמַן אֲרוּחָה

Пожелания во время еды

1. Это выражение имеет также значение «с аппетитом». «Ахаль бетэавон»

אָכַל בְּתֵיאָבוֹן – ел/ поел/ съел с аппетитом.
2. Слово «аппетит» может писаться как с буквой йуд, так и без нее:

Буква «йуд» выполняет здесь роль «матери чтения» – אֵם קְרִיאָה

П риятного аппетита!

Ответы на пожелания

Безударное «о» произносится так же четко и полно, как ударное.

1. Безударное «о» произносится так же четко и полно, как ударное.

2. Обратите внимание, что в иврите прилагательное всегда стоит после существительного:
Спасибо большое!

1. Слово рэфуа רְפוּאָה имеет несколько значений: Медицина. Лекарство, лечение.

2. Обратите внимание, что в иврите прилагательное всегда стоит после существительного.

Полного выздоровления! Полного излечения!

בְּרָכוֹת לְחַגִים וְאֵירוּעִים

Пожелания на праздники и события

Радостные события, веселье

1. Слово «мазаль» מַזָל имеет самые противоположные значения: «Счастье, везенье. Жребий, судьба, рок». Поэтому добавление прилагательного טוֹב «хороший, добрый» здесь необходимо.

2. Существует женское имя «Мазаль» с ударением на первом слоге. Сегодня это имя дается крайне редко.

3. Обратите внимание, что в иврите прилагательное всегда стоит после существительного.

Поздравление по поводу торжества, успеха

Ответы на пожелания

Безударное «о» произносится так же четко и полно, как и ударное.

1. Безударное «о» произносится так же четко и полно, как ударное.

2. Обратите внимание, что в иврите прилагательное всегда стоит после существительного.

Б ольшое спасибо!

1. Это выражение употребляется широко, и не только очень религиозными людьми. Его не употребляют, пожалуй, только атеисты.

2. В иудаизме запрещено произносить и писать имя Бога. Вместо его имени используются слова, указывающие на Бога. В частности, в качестве имени Бога используется слово שֵם (шем) – «имя» с определенным артиклем – הַשֵם (hашем). На письме чаще пользуются сокращением ה’ , которое вслух тоже произносится «hашем».

С Божьей помощью

Слово » סלִיחָה » является как именем существительным, так и междометием со значением просьбы о прощении, извинением.

Прощение; извинение. Простите, извините!

Ответы на благодарность, извинение

Ответ как на благодарность – на תוֹדָה , так и на извинение – на סְלִיחָה

Слово, стоящее в скобках, может как присутствовать, так и отсутствовать.

Ничего, (это) ерунда (ответ как на благодарность, так и на извинение)

1. Со словом שַבָּת связан очень интересный факт. Дело в том, что когда-то слово שַבָּת произносилось с удвоенным звуком «б». Сегодня мы этого уже не делаем, то есть произносим только один звук «б». Однако в написании этого слова в русском языке сохранилось его правильное произношение «суббота» – две буквы «б».

2. Это пожелание произносится в пятницу и на протяжении субботы до наступления вечера. Оно может произноситься и в четверг, если вы считаете, что в пятницу и субботу с этим человеком не встретитесь.

3. Еще один интересный факт, касающийся этимологии, то есть происхождения слова שַבָּת . Как нам известно из «Ветхого завета», Бог сотворил землю за 6 дней. А на 7-ой день он отдыхал, то есть не работал – שָבַת (шават).

Читайте также:  Как получать эмоции фри фаер

Д-р Подольский дает нам следующие переводы глагола שָבַת (шават): Бастовал. Отдыхал, не работал. Проводил субботу.

Поэтому современное слово «забастовка» образовано именно от этого корня: שְבִיתָה (швита).

Мирной, доброй, субботы! (приветствие)

1. Пожелание שָ בוּ עַ טוֹב произносится как вечером в субботу, так и на протяжении воскресенья, являющегося 1-ым днем недели.

2. Существительное שָ בוּ עַ относится к мужскому роду. Поэтому прилагательное тоже стоит в форме муж. рода ед. числа.

3. В иврите, как правило, ударение падает на последний слог. Когда этого не происходит, я отмечаю ударный слог.

4. В иврите прилагательное всегда стоит после существительного.

Хорошей, доброй недели! (приветствие на исходе субботы)

Источник

Слова радости в иврите

Совсем скоро наступит праздник Пурим, один из самых веселых еврейских праздников. Предлагаем заранее начать радоваться, тем более, что в иврите для этого есть много возможностей.
А знаете ли вы, насколько богат иврит словами радости, веселья и ликования? Попробуем посчитать! 😉

Итак:
שמחה — симха́
רינה — рина́
גילה — гила́
גיל — гиль
ששון — сасо́н
חדווה— хэдва́
עליזה — ализа́
צהלה — цаhала́
דיצה — дица́

Слово שמחה является универсальными для любой ситуации, а остальные встречаются гораздо реже и относятся к книжному языку. Многие из слов радости, например גיל, גילה, חדווה, שמחה, עליזה
стали популярными женскими и мужскими именами. Особенно многочисленны имена, образованные от корня, обозначающего радость, .ר.נ.נ:
רינה, רון, רונן, ירון, רונית, רינת (Рина, Рон, Ронен, Ярон, Ронит, Ринат)

Ведь действительно – рождение ребенка – радостное событие.
Некоторые слова изначально имели значение звука, которым передают радость (צהלה и רינה). Слово צהלה даже имеет однокоренной глагол לצהולצהל, который сейчас, помимо значения — «ликовать», обозначает и «ржать» (о лошади).
Теперь будем знать радость во всех ее проявлениях!
Кстати, у перечисленных слов имеется еще много «родственников» в иврите. Вспомним хотя бы песню «Хава нагила — הבה נגילה«, что переводится как «давайте радоваться!»

Если вы знаете еще слова и выражения со значением «радость», то пишите в комментариях! И будем вместе радоваться интересным открытиям.

Источник

Радость

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Радость: польза и опасности [↑]

Радость (симха) приходит к человеку как результат душевного покоя и отсутствия беды. Человек всегда рад, если добивается желаемого и с ним не случается ничего огорчительного. Светится лицо человека, который всегда радостен, от него исходит свет, здорово тело его, и старость не приходит к нему быстро, как сказано: «Радостное сердце освещает мир» (Мишлей 17:22) .

От радости к человеку приходит смех, но разумному не следует предаваться смеху слишком, ибо вместе со смехом приходит легкомыслие, как сказано: «Смех глупца подобен треску колючек, горящих в костре под котелком» (Коэлет 7:6).

Неуместные смех и веселье [↑]

И уже сказано, что неуместный смех — один из признаков глупости. Моральный человек не будет смешлив в собрании, ибо сказано, что смешливость уменьшает страх пред Всевышним. Почему? Потому что, смеясь, человек не может направить свои мысли к страху пред Всевышним. И не будет у него страха пред Всевышним, если он будет смеяться, развлекаясь прогулками или игрой в кости.

Поэтому следует наказывать своему сыну, чтобы он не слишком развлекался, чтобы не приобрел себе учителя или друга, которые слишком много развлекаются. Как сказано: «Я не сидел и не веселился на сборищах играющих» (Ирмия 15:17); и написано: «От всякой печали — прибыль» (Мишлей 14:23).

Множество зол заключено в веселии и смехе. Например, если кто-либо радуется падению ближнего, когда с ним случается беда. Об этом сказано: «При падении врага своего не радуйся, и если споткнется он, да не возликует сердце твое» (Мишлей 24:17). А еще хуже, если некто радуется, что ближнему не дается служение Всевышнему или что ближний знает мало. Ты должен понять: слуга, который верно служит царю, огорчается, видя восстающих против его господина, поносящих и позорящих его. Вот когда он верный слуга! Он обязан укорять их и объявить им, что они неблагодарны, низменны и ничтожны. Но если слуга радуется, видя унижение и позор своего господина, — он не есть верный слуга! Он — «сотоварищ губителю» и понесет свою вину. И вот написано: «Всевышний желает страшащихся Его» (Теилим 147:11), и воля того, кто радуется падению другого, не совпадает с волей Всевышнего.

Об этом-то и молился раби Нехуния бен-а-Кане: «Да не споткнутся, не ошибутся в учении мои товарищи, и да буду я рад им, и да не ошибусь я в учении, и да будут они рады мне» (Брахот 28б). Раби Нехуния бен-а-Кане потому молился об этом, что видел, как часто один радуется ошибке другого и ради собственной славы радуется победе своей в ученом споре. Даже некоторые серьезные люди не остерегаются этого! А каждый, чья воля соответствует воле Всевышнего, должен сожалеть, если Его воля не исполняется.

И да молится человек даже о своем ненавистнике, дабы он служил Создателю. В благословениях «Ата хонен» («Ты даешь разум») и «Ашивену» («Верни нас»), и «Слах лану» («Прости нам»), и во всех «Восемнадцати благословениях» («Шмонэ-эсрэ») следует молиться о всех евреях, как о друзьях, так и о врагах. Ибо человек может молиться «Рофэ холим» («Исцеляющий больных») и произносить остальные благословения, — но не желать исцеления своему ненавистнику. И поскольку такое желание часто соблазняет сердца людей, а сами люди не всегда ощущают это, — скажем, дабы предостеречь страшащихся Всевышнего: приготовь свое сердце ко Всевышнему с истинным намерением излить свою душу пред Всевышним за всех евреев, и за своих друзей, и за своих врагов. Так ты исполнишь заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Ваикра 19:18), и сказано «А чистый сердцем добавит старание» (Иов 17:9).

Насмешка над служением и горькая радость [↑]

Есть и другие дурные проявления радости и смеха. Вот некто смеется над тем, кто осторожен в служении Всевышнему и исполнении Его заповедей. В этом содержатся четыре вида зла.

Первый вид: насмешник лишает свою душу света заповедей, ибо если он смеется над исполняющими заповеди и презирает их, заповеди покажутся ему самому достойными насмешки.

Второй вид: может случиться так, что праведный не сможет стерпеть насмешку и перестанет быть праведным.

Третий вид: те, кто не пробовал идти путями Всевышнего, из-за насмешки не смогут покаяться и останутся во тьме все свои дни. Так насмешник не только лишает ближнего великого добра, которое ожидает праведников, но и низвергает его в преисподнюю, — и вот этот насмешник подвергает себя наказанию как заставляющий грешить многих.

Четвертый вид таков, что такой насмешник подобен разбойнику на перепутье, который отрубает ноги тем, кто приносит дары царю. Этот человек — ненавистник и враг царя, и весьма велико зло, исходящее от него.

Есть радость горькая, как белена. Вот некто развратничает, грабит и совершает прочие преступления, и радуется, исполняя свои дурные желания. О таких сказано: «Рады делать зло, веселятся злой извращенностью» (Мишлей 2:14). И наказание им — до преисподней!

Радость от вина: польза и вред [↑]

И есть смешанная радость; она окутывает дымом все заповеди и заставляет людские сердца забыть страх пред Всевышним. Это те, кто напивается и веселится в кабаке, — каковы же последствия этого веселья? Последует скорбь, ибо многие напасти приходят из-за веселия и смеха на пиру.

Кто мудрее в мудрости, чем Шломо бен-Давид, а он сказал: «У кого “ах!”? У кого “увы!”? У кого ссоры, у кого плач, у кого напрасные раны, у кого багровые глаза? У сидящих поздно за вином, у приходящих искать вино» (Мишлей 23:29-30).

Читайте также:  Чем лечить депрессию у мужчин народными средствами

И сказал пророк: «Горе тем, кто с утра ищет вина и задерживается /за вином/ до ночи, — вино разжигает их»; и сказал: «И на пиршествах их — кинор и арфа, тимпан и свирель, и вино, а на деяния Всевышнего не смотрят, и творений рук Его не видят»; и сказал: «Поэтому пойдет мой народ в изгнание из-за неразумия, и знатные его умрут от голода, и толпу его иссушит жажда»; и сказал: «Поэтому расширилась преисподняя и разинула пасть свою безмерно, и сойдет туда слава его и толпа, шум и веселие, и те, кто веселился в Иерусалиме» (Ишая 5:11-14). И сказал: «И эти тоже одурманены вином и спотыкаются от старого вина; коэн и пророк шатаются от старого вина, сбились с пути из-за вина, они отуманены вином, ошибаются в видениях, спотыкаются на суде» (там же 28:7).

Ты видишь, какой вред от вина! И написано: «Вино глумливо, старое вино буйно, и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Мишлей 20:1). Ибо вино заставляет человека насмешничать и кричать, и болтать, а тот, кто увлекается вином, не прибавит себе мудрости.

Написал учитель наш, раби Моше Бен-Маймон: «Посещение сборища собравшихся для питья опьяняющего должно быть для тебя позорнее посещения сборища обнаживших свою срамоту. Ибо пьянство принадлежит к деяниям зла: оно лишает ума, которым Всевышний наделил тебя».

Но умеренное питье вина весьма полезно, когда соответствует обычаю разумных людей. Сказал Шломо: «Старое вино дайте погибающему, и вино огорченным душою. Пусть он выпьет и забудет бедность свою, и не вспомнит больше о своем страдании» (Мишлей 31:6-7). И еще сказано о вине: «Веселящее Всевышнего [1] и людей» (Шофтим 9:13), и написано: «И вино, веселящее сердце человека» (Теилим 104:15), и также написано: «Твоя любовь лучше вина» (Шир а-Ширим 1:2), и сказано: «И твои уста, как доброе вино» (там же 7:10). Все сказанное есть похвала вину, когда оно употребляется умеренно, по мере мудрецов. Они пьют вино столько, что их разум побеждает вино, но не столько, чтобы вино победило разум. И пьют в определенное для этого время, пьют с друзьями, любящими их, с благочестивыми и праведными, а не с босяками и глупцами. Ибо вино прибавляет мудрости тем, кто держится за «древо жизни» [2]. Разумному вино прибавит разума, а глупость глупца увеличит; любовь любящего обновит, а ненависть врага пробудит; руку щедрого раскроет, а сердце скупца ужесточит.

Правило в отношении вина [↑]

Вот правило для пьющего вино: сделай вино лекарством, излечивающим тревогу, чтобы быть сильнее в изучении Закона, чтобы изучать его с радостью. Ибо пока человек тревожится, он не может учиться. И судьи, подверженные тревоге, не могут принять верное решение. Тревога мешает сосредоточиться в молитве. Если к встревоженному человеку обращаются с просьбой оказать добро, — как он может выполнить просьбу? Тревога отняла у него силы. И написано: «Во время благоволения Я ответил тебе» (Ишая 49:8).

Так пусть же в соответствии с этим и поступит разумный, когда пьет вино. И следует остерегаться пить слишком много вина, чтоб не пришлось отменять работу и другие дела. И более того — нужно остерегаться пить столько, что из-за этого придется отменить свои занятия Учением или молитву, а то и развеселиться до легкомыслия. И да не будет человек пить так много, что потеряет свое имущество или поссорится с другом, или поломает домашнюю утварь. И пусть не пьет так, чтобы в опьянении раскрыть свои или чужие секреты. Если ты будешь так пить, вино станет мерзким для тебя. Даже в праздники, о которых написано: «И радуйся пред Всевышним» (Дварим 12:18) и написано: «И радуйся в свои праздники» (там же 16:14) — и в праздники не продли винопития со смехом и легкомыслием, ибо сказано: «За то, что ты не служил Всевышнему с радостью и добросердечием» (там же 28:47). Отсюда ты можешь понять, что нам заповедано лишь о таком веселии, в котором содержится служение Творцу. Невозможно служить Всевышнему в пьяном виде, с легкомыслием и смехом.

Связь радости, благодарности и веры [↑]

От качества радости зависит заповедь признавать и оправдывать суд Всевышнего, что бы ни случилось с человеком. Как сказано: «И познаешь в сердце своем, что Всевышний наставляет тебя, как человек наставляет сына своего» (Дварим 8:5). И если после раскаяния положение человека ухудшится, заповедано думать, что это ко благу человека. Ибо до того, как он раскаялся, Всевышний награждал его за исполнение заповедей, и потому человек терял свою долю в будущем мире, как сказано: «И воздающий ненавидящим Его /в этом мире/, чтобы уничтожить их /в мире будущем/» (там же 7:10).

Так же, как воздает Он ненавидящим Его, так же наказывает Он в этом мире любящих Его за проступки, которые они совершили, дабы они остались праведными и чистыми для жизни в будущем мире.

И все это зависит от качества радости, то есть от того, что человек радуется участи, которую ему уделил Всевышний.

Радость верующего и уповающего [↑]

Верующий всем сердцем и уповающий на помощь Творца, всегда радуется и терпит всякое страдание подобно больному, который ради исцеления принимает горькие лекарства. Он свободен от суетности мира и удовлетворяется малым, говоря: «мне достаточно того, что уделил мне Создатель».

Взгляни и увидишь: все содержит в себе радость. Почему? Потому что человек, который беспокоится о заботах этого мира, не имеет покоя в сердце во все свои дни, заботясь о заработке и не удовлетворяясь тем, чем наделил его Всевышний. А тот, кто доволен своей долей, — богат, даже если он беден, потому что он радуется Всевышним, Который и есть его доля и удел, и написано: «Моя доля — Всевышний, говорю я» (Теилим 119:57); и написано: «Всевышний — доля моей участи и мой удел» (там же 16:5), и также сказано: «Да возрадуются сердца тех, кто стремится ко Всевышнему» (там же 105:3).

Это достоинство содержится в душах праведников, пребывающих в совершенном наслаждении служения и в великой радости их отрешенного уединения, как сказано: «Радуйтесь Всевышнему и веселитесь, праведники, и пойте все, прямодушные» (там же 32:11); и также сказано: «Свет посеян для праведника, и для прямодушных — радость» (там же 97:11).

А потому — да сделает каждый своей радостью Учение. Исполняя заповеди, пусть радуется в сердце своем тому, что удостоился быть рабом Вышнего Царя, Которому поклоняются все. И сказал Давид: «Радуюсь я словам Твоим, как нашедший великую добычу» (там же 119:62).

Исполняющий заповеди с радостью тем самым вознаграждается в тысячу раз большим, чем тот, для кого заповеди — обуза.

Авраам и Давид денно и нощно занимались Учением, исполняли заповеди, — они восславляли и восхваляли Всевышнего песнями и гимнами, поднимая голос в радости.

Вот когда человек преуспевает на всех своих путях и приобретает доброе разумение! И Всевышний наделяет его духом пророчества — руах а-кодеш, и сердце его радуется и исполняется любовью ко Всевышнему, и его душа веселится. И Он открывает ему тайны, и позволяет ему новые открытия (хидушим), ибо он боится Всевышнего, и он прямодушен, и разумение входит в него.

Душа радующегося Б-гу [↑]

Об этом сказал Шломо: «Моя душа вышла из тела, когда Он говорил» (Шир а-ширим 5:6); «И нутро мое радуется, когда Твои уста произносят правду» (Мишлей 23:16).

И сказал Давид: «Благослови, моя душа» (Теилим 104:1). Ибо душа принадлежит ступени высшей и поднимающейся ввысь и, узнав свою тайну, полюбит Создателя своего и соберет сокровища Его заповедей.

Читайте также:  Эмоционально волевая регуляция деятельности психология

И, достигнув места и ступени, ей надлежащих, она познает Его единность в своих тайниках и возвеселится в покоях своих. В любое время и каждое мгновение она желает Его любви, и помнит Его ночью на ложе своем. Тогда Всевышний посылает ей желание радости, и сердце будет гореть и пламенеть великим желанием любви, как сказано: «Возрадуюсь во Всевышнем, ликовать будет душа моя в Нем» (Ишая 61:10). И счастлива душа, удостоенная такой радости!

«Всевышний осеняет Своим Присутствием лишь из радости» (Шабат 30б). И пророки не могли пророчествовать, когда хотели, — но они направляли свои мысли и уединялись в радости и веселии. Ибо пророчество не осеняет ленивых и угрюмых, — оно нисходит на радостных. И ученики пророков приносили арфу и тимпаны, и свирель, и лютню, и играли, — и лишь тогда просили пророчества, как написано: «И когда заиграл играющий, осенил его дух пророческий» (Млахим II 3:15).

Слава души славится славой радости, которой она радуется Всевышнему. И воссияет сияние ее страха пред Всевышним, дабы засияла честь ее славы, и свет ее стремления угоден Создателю ее, в любовном стремлении к Наивысшему (эльон), увенчает себя венцом красоты чистых и непорочных мыслей и будет воздыхать от великой радости веселия своего пред своим Наивысшим Любимым, и прилепится к Нему милостью Его благоволения, и станет познавать достоинства, какими можно получить свет жизни.

Возвышаясь, увеличиваясь и приобщаясь, дабы узнать святость ее Творца, она прилепляется в своей верности Создателю и распространяет себя в радости веселия, и расширяет себя в своей радости. В тот час она освящается святостью святой святых и становится любимой и угодной Царю царей, Святому, благословен Он, и становится весьма почитаемой, и украшается, и прославляется славой величия, мощью силы, славой любви. И тогда Всевышний избирает ее, дабы сияние ее светило, дабы ввести ее в покои сияния и связать ее в узле жизни. Милосердный да сделает нас людьми служения Ему, которые радуются Ему!

Еще одна польза радости [↑]

Есть польза радости еще и та, о которой говорил Элияу, указывая на двоих и говоря, что они удостоятся жизни в будущем мире, ибо были они веселыми людьми; печального веселили, а со спорщиками шутили, пока те не мирились (Таанит 22а).

То же касается учебы: начинают с чего-нибудь веселого, чтобы отворить сердце и разум, дабы учиться с радостью (Шабат 30б). Но не радостью гнусной или пустой и никчемной, а радостью, связанной с заповедями, которая радует сердце, как написано: «Заповеди Всевышнего прямы, радуют сердце» (Теилим 19; 9).

Все это содержится в радости заповеди!

Радость в испытаниях [↑]

И когда на долю человека выпадают страдания, следует радоваться, ибо сказали мудрецы: «Милы страдания» (Бава Меция 85а). И еще сказали мудрецы: «Кто радуется страданиям, приносит спасение в мир» (Таанит 8а).

Приучи же свои уста говорить: «И это тоже к лучшему» (там же 21а) или: «Все, что Всевышний делает, — к добру» (Брахот 60б), потому что часто бывает, что беда оборачивается благом.

И стих «Благодарю Тебя, что Ты прогневался на меня, ибо Твой гнев утихнет и Ты утешишь меня» (Ишая 12:1) поясняют мудрецы так — это подобно тому, как двое решили плыть на корабле, но один занозил ногу колючкой так, что не мог плыть, а его товарищ взошел на корабль. Первый огорчился и стал проклинать свой день, а через некоторое время узнал, что тот корабль затонул и люди на нем погибли. И он стал славить Создателя, потому что понял, что случившееся с ним было для спасения его (Нида 31а).

Потому пусть человек радуется страданиям и ущербу, который ему нанесен, ибо не знает, какое благо будет ему от того в будущем. Так поступал Нахум Иш-Гамзо (Таанит 21а).

Радовать жениха и невесту [↑]

Веселить жениха и невесту — вот еще одна добрая радость, как сказано: «Голос радости и голос веселия — голос жениха и невесты» (Ирмия 7:34).

Но следует остерегаться веселить их сквернословием, ибо такое веселие суть гнусь, гной и гниение, вызывающие гнев!

И да не будет совместного веселия мужчин и женщин, ибо такое веселие есть легкомыслие. Даже для времени траура и скорби сказано: «Мужчины отдельно, и женщины отдельно» (Сукка 52а), а уж тем более — во время веселия; и сказано: «И ходи скромно» (Миха 6:8) — когда сопровождаешь вынос покойника и когда провожаешь невесту под хупу (там же 49б).

Радость в Субботу и праздники [↑]

И следует радоваться в субботы и праздники, и в Пурим, потому что все это — в память об исходе из Египта и в память чудес, которые Всевышний совершил для тех, кого Он избрал.

А потому радуйся в сердце своем, помня безвозмездное добро и милость, и великое благо, оказанные Всевышним для исполняющих Его волю.

И потому готовят праздничные блюда и надевают праздничную одежду, и пьют вино, дабы радовать сердце.

Но надлежит направлять радость не на пустую суету, а следует направить эту радость к любви ко Всевышнему, наслаждаясь наслаждением любви Творца. И пусть радуются и веселятся радостью Господина всего, Который заповедал наслаждаться и радоваться в эти дни.

И следует помнить в те дни о наслаждении будущего мира, которое есть предел наслаждения. И приличествует человеку, когда он наслаждается, помнить великие наслаждения и жаждать их, как написано: «И если назовешь субботу наслаждением, удостоишься наслаждения пред Всевышним» (Ишая 58:13-14).

Способность радоваться по другим поводам [↑]

И наблюдая веселие злодеев и наслаждения преступников, также следует радоваться, говоря: «Если уж /такое/ преступающим Его волю, то исполняющим Его волю — во много раз больше» (Макот 24б).

Об этом сказал Давид: «Ты дал радость сердцу моему /большую/, чем /была у них/, когда умножились хлеб их и вино их» (Теилим 4:8). Так было с гостями, приглашенными царем. Достигнув царского двора, они увидели собак, пожиравших гусей и кур. И гости возрадовались и сказали: «Если уж собакам такое, то для нас-то, приглашенных пировать с царем, — что же будет приготовлено для нас!» (Мидраш Теилим 4:8).

Не следует радоваться благу пустого в этом мире, ибо знающий этот мир не станет радоваться его благу и ничему, кроме того, что приводит к служению Всевышнему.

Требуется, чтобы человек весьма остерегался радоваться тому, что есть благо для него, но оборачивается злом для другого. Например, человек у которого много зерна, да не радуется голоду и повышению цен на зерно, — ради своего блага да не радуется несчастью многих. А также да не радуется смерти человека, которому наследует, или человека, от смерти которого получит какие-либо иные блага.

И в заключение: да не радуется несчастью любого человека. Об этом сказано: «И люби ближнего, как самого себя» (Ваикра 19: 8). И пусть приучит сердце свое радоваться благу другого. А более всего — пусть радуется, когда видит людей, которые ищут возможности исполнения заповедей, чтобы исполнить волю Создателя, благословен Он.

Но да не веселится и да не наполнит свои уста смехом (Брахот 31а), ибо в наше время любая радость омрачена. Ибо в тот день, когда Рабейну а-Кадош смеялся в мир приходила беда (Недарим 50б). И раби Ирмия старался заставить рассмеяться раби Зейру, но тот не смеялся (Нида 23а).

Когда же следует радоваться и смеяться? Когда Шехина вернется в Сион, что будет величайшей радостью, как написано: «Тогда наши уста наполнятся смехом и язык наш радостью, тогда скажут народы: Всевышний совершил с ними великое» (Теилим 126:2).

[1] Когда вино возливают на жертвенник и этим исполняют Его волю.

Источник

Оцените статью