Задача довольно сложная. Внятно объяснить, как правильно сказать: «запах слышат или чувствуют», сможет далеко не каждый лингвист. Зачастую для толкования трудностей русского необходимо обратиться к словарям, справочникам и даже материалу других языков. В частности, многие задаются вопросом, как по правилам русского – «запахи слышат или чувствуют»?
У каждого народа есть определенная картина мира, которая тем или иным образом отражена в системе символов. Но и сама система имеет внутренние законы и собственную логику. Не только мы делаем язык, но и он нас.
Чтобы понять, какая разница между выражениями «слышать запах или чувствовать», не обязательно сразу обращаться к словарям. Несложно заметить, что глагол «слышать» обозначает в большей степени физическую способность воспринимать звуки, а глагол «чувствовать» отражает душевное состояние.
Мы воспринимаем внешний мир комплексно, ведь наши органы чувств взаимодействуют друг с другом. Так, в живописи существуют холодные и теплые оттенки, в музыке – тяжелые мелодии и т. д. Потому иногда мы образно говорим, что слышим запах, понимая под этим процесс восприятия того или иного аромата.
Термин «валентность» многим знаком еще со школьной скамьи. Так в химии называют способность молекулы связываться с другой молекулой. Но и язык, несмотря на обилие фраз и слов, с виду не имеющих никакой логики, на самом деле является мудро организованной системой знаков.
В лингвистике валентностью называют возможность одной лексемы сочетаться с другими словами. Например, мы говорим «тонкая дорога», «тонкая тропинка», но «худой человек». Семантически слово «тонкий» лучше сочетается с неживыми предметами или частями тела, но о людях в целом так не говорят. В знаменитом рассказе А. Чехова один из друзей назван именно тонким, а не худым, потому, что этот персонаж, в отличие от своего «толстого» приятеля, утратил свою индивидуальность и честь, превратился в раболепного льстеца.
Чехов употребил эпитет «тонкий» нарочно, для придания повествованию большей эмоциональности. Но мы иногда совершаем случайные ошибки, ведь кроме норм литературного языка существует и разговорная речь, которая часто выходит за пределы нормы. Потому, чтобы понять, как правильно сказать, «слышу запах или чувствую», нужно обратиться к толковому словарю и словарю сочетаемости слов русского языка. Ну а о логике построения этих фраз было сказано выше.
В первой половине ХХ в. были абсолютно равноправны обе формы – «слышать запах» и «чувствовать запах». Это можно проверить по словарю Д.С. Ушакова.
Однако с середины ХХ в. система языка несколько изменилась и теперь единственно правильной общелитературной нормой является сочетание «чувствовать запах». Именно в такой форме это выражение представлено в словаре сочетаемости слов, изданном в 1983 г. Институтом русского языка им. А.С. Пушкина. На данный момент это одно из самых авторитетных изданий подобного рода.
Лингвисты занимаются фиксацией, описанием и обоснованием литературной нормы. Однако с 1983 г. прошло почти 30 лет, и язык несколько изменился, ведь он постоянно и неустанно развивается. С улучшением уровня жизни людей совершенствуется парфюмерная индустрия, появляются новые виды духов, открываются специализированные магазины и т. д.
В итоге сейчас мы видим, что выражение «слышать запах» окончательно не вышло из употребления, а перекочевало в область профессиональной лексики. Парфюмеры не задумываются над тем, нужно слышать запах или чувствовать. Ведь для них духи являются своеобразной музыкой тела, особым языком настроений и желаний.
Таким образом, если вы не знаете, слышат или чувствуют запах духов, то можете спокойно употреблять в разговорной речи обе эти фразы. В бытовом общении это не будет ошибкой. Правда, в официальных документах, если таковые придется составлять, все же следует использовать нормированное сочетание. Если же речь идет о неприятном запахе, то в любом случае нужно употреблять глагол «чувствовать».
Кроме слова «чувствовать» с лексемами «аромат», «запах» сочетаются следующие глаголы:
Сам же запах может куда-то/откуда-то доноситься или проникать, а также напоминать о чем-либо, нравиться или не нравиться.
Интересно, что в европейских языках со словом «запах» тоже чаще всего употребляется глагол «чувствовать»: фр. “sentir”, англ. “feel”. Правда, здесь следуют отметить, что если англичане не задумываются о том, слышать запах или чувствовать, в их языке присутствуют другие тонкости. Вспомните хотя бы известную песню Нирваны «Smells like teen spirit». Ведь «smell» — это буквально значит «нюхать», воспринимать на запах. Как бы вы перевели на русский язык это название? Дословный перевод невозможен, не правда ли?
В украинском встречаются те же варианты сочетаний, что и в русском языке. На фоне нормированного выражения «відчувати запах» в разговорной речи и публицистике можно встретить фразу «чути запах» (буквально «слышать запах»).
Возможно, тенденция к восприятию ароматов духов как музыки свойственна многим славянским народам.
Таким образом, однозначного ответа на вопрос, как правильно: запах слышат или чувствуют, не существует. Официальной нормой является второй вариант, но и первый допустим в разговорной и профессиональной речи.
Источник
Слово «чувствовать» правильно пишется с буквой «в», которая обозначает непроизносимый согласный звук.
Послушаем, как произносится это слово:
чу́вствовать [ч’ у с т в а в а т’]
Возникает сомнение в правописании. Какой вариант написания выбрать, «чувствовать» или «чуствовать»?
Каждому человеку очень важно чувствовать себя нужным другим.
В рассматриваемом слове из труднопроизносимого стечения согласных «вств» выпадает звонкий согласный [в], который называется непроизносимым. Непроизносимые согласные имеются во многих словах в группах согласных «стн», «здн», «нтск» и пр., например:
Непроизносимый согласный обычно проверяем, изменив форму слова или подобрав однокоренное проверочное слово с целью, чтобы после этого согласного оказался гласный звук, который прояснит его звучание, например:
Хотя голова у меня была свежа, я начинал чувствовать страшную тяжесть: меня словно что давило (Жюль Верн. Двадцать тысяч лье под водой).
В написании рассматриваемого слова нельзя руководствоваться фонетическим принципом написания — «как слышу, так и пишу», так как большинство русских слов, несмотря на произношение, сохраняют единое написание морфем. Попытаемся проверить нужный нам согласный, изменив форму этого глагола:
Понаблюдаем, как пишутся родственные слова:
Как видим, использованные приемы проверки непроизносимого согласного в анализируемом глаголе не дали положительного результата. Отметим во всех однокоренных словах присутствие непроизносимого согласного «в», который невозможно проверить.
Написание этого глагола и однокоренных слов в случае затруднения проверяем по орфографическому словарю.
Источник
Слово «чувствуешь» и его однокоренные собратья – лидеры по неправильному написанию. Причина в том, что слово «чувствуешь» слышится не так, как пишется.
Правильный вариант написания – только «чуВствуешь».
С этим вариантом согласен текстовый редактор MS Word. Слово «чуствуешь» будет подчеркнуто как орфографическая ошибка. Интернет-портал Грамота.ру на запрос, как правильно пишется это слово, дает ответ: «чуВствуешь».
Однокоренные слова: чуВство, чуВствительный, чуВственный, сочуВствие.
Согласный звук «В» не произносится в слове «чуВствуешь». Слова, имеющие непроизносимые согласные в своем корне, встречаются достаточно часто. Например: радосТный, здраВствовать, празДновать, ненасТный, яВственный. Ко многим из них можно подобрать проверочное слово, в котором явно слышится непроизносимый звук:
К слову «чуВствуешь» нельзя применить правило о непроизносимых согласных, потому что проверочного слова не существует.
Поэтому нужно просто запомнить, как правильно пишется это слово. Чаще всего зрительная память подсказывает верный вариант.
Покурю и лягу, и засну,
и твою почуВствую весну. (В. Набоков)
Я чуВствую, как угасает май,
Томит июнь и золотятся жатвы… (Игорь Северянин)
И жить торопится, и чуВствовать спешит! (Петр Вяземский)
«Чуствуешь» писать неправильно.
Ошибка в правописании может привести к плачевным последствиям. Например, молодой человек с романтическими намерениями напишет грамотной девушке слово «чуствуешь». Существует вероятность, что продолжение знакомства не последует.
Итак, ответ на вопрос: правильно писать «чуВствуешь». Только это написание подтверждается словарями.
Источник
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: облегать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ЧУ́ВСТВОВАТЬ , —ствую, —ствуешь; несов., перех. (сов. почувствовать). 1. также с придаточным дополнительным. Испытывать какое-л. физическое ощущение, состояние и т. п. Чувствовать голод. Чувствовать боль. Чувствовать головокружение. Чувствовать страх. Чувствовать потребность в отдыхе. Чувствовать, как клонит в сон. (Малый академический словарь, МАС)
ЗА́ПАХ , -а (-у), м. Свойство предметов, веществ действовать на обоняние. Острый запах. Вещество без запаха. Чувствовать запах
ЗАПА́Х , -а, м. Заход одной полы одежды на другую. Ширина запаха. (Малый академический словарь, МАС)
Источник
Многим привычнее «нюхать» или «чувствовать» запах, но только не парфюмерам, которые запахи «слышат». Как же все-таки правильно, и откуда взялось выражение «слышать аромат»?
Исследователи-словесники сходятся в том, что «слышать запах» можно. Ушаков разрешает воспринимать запах любым способом, как и Даль, который сопоставляет «слышать» с глаголами «чувствовать», «осязать», «обонять».
Вам наверняка знакомо слово «чуять». У славянских народов оно звучало и толковалось по-разному — «слышать», «чувствовать» и «нюхать». В русском языке «чуять» имело несколько значений, которые позже обрели собственную форму. Поэтому слова «нюхать», «слышать» и «чувствовать» так близки. Но одной родственной связи недостаточно, чтобы объяснить, почему мы воспринимаем запахи тремя способами: мы же не говорим — «слышать боль» или «чувствовать пение птиц».
Появлением путаницы в глаголах мы обязаны еще и английскому парфюмеру Джорджу Септимусу Пьесу. В середине XIX века он разработал систему ароматов, которая зиждилась на музыкальных законах. Ученый увидел связь между музыкой и парфюмерией, поэтому отдельные ингредиенты в этой системе стали нотами, а их сочетания — аккордами. Такой способ классификации оказался, увы, неудобным, и в итоге от нее осталось только выражение «слышать запах».
Кстати, запахи принято не только «слушать», но еще и «носить», и даже «примерять». Так говорят еще со времен Г. Шанель, которая сделала парфюм необходимым аксессуаром. Модельер соединила запах и одежду, и с тех пор духи тщательно подбираются к образу.
Источник