- Сайт здоровой семьи
- Психологизм писателя и роль пейзажей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
- Образ Эраста в повести
- Образ Лизы и ее семьи в повести
- Психологизм Карамзина в повести
- Как Эраст относится к Лизе
- Роль природы в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
- Описание природы Кавказа
- Роль картин природы в художественном произведении.
- Пейзаж в литературном произведении. материал (9 класс) по теме
- Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
Сайт здоровой семьи
Содержание:
Психологизм писателя и роль пейзажей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
Для писателей-сентименталистов характерен интерес к внутренней жизни человека, миру его чувств и переживаний. Все это обусловило развитие психологизма в творчестве сентименталистов, особую роль в этих произведениях пейзажей, портретов, авторских комментариев и т. д.
В повести Карамзина «Бедная Лиза» повествование построено на основе традиционных сентименталистских оппозиций: богатство — бедность, город — деревня, искусственность — естественность.
И эта полярность смысловых пластов проявляется уже в самом начале повествования.
Образ Эраста в повести
Так, повесть открывается пейзажем, который заключаем в себе миры главных героев и мир героя-рассказчика. Печальные строчки его представляют нам мир города, мир «цивилизации», противопоставленный миру природы.
В этом пейзаже чувствуется величественность, даже помпезное и, но вместе с тем здесь намек на сложную духовную жизнь современного человека: «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си…нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь по правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом».
Этот пейзаж связан с образом Эраста, уже здесь звучат сопровождающие его мотивы — мотив денег («алчную Москву»), мотив терпения («на бесчисленных крестах, к небу возносящихся»), ставший актуальным для героя в финале.
Образ Лизы и ее семьи в повести
Другой пейзаж напоминает нам пастораль, сентиментальную идиллию: «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».
Этот пейзаж уже связан с образом Лизы и с темой ее семьи. Эта тема звучит и далее, но затем она уже выступает в качестве художественного предварения грядущих трагических событий.
Так, развалины монастыря символизируют разрушенную жизнь героини, ее опустошенную душу: «Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою. Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокою травою, и в темных переходах келий. Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, — стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет. Иногда вхожу в келии и представляю себе тех, которые в них жили, — печальные картины!
Здесь вижу седого старца, преклонившего колена перед распятием и молящегося о скором разрешении земных оков своих, ибо все удовольствия исчезли для него в жизни, все чувства его умерли, кроме чувства болезни и слабости. Там юный монах — с бледным лицом, с томным взором — смотрит в поле сквозь решетку окна, видит веселых птичек, свободно плавающих в морс воздуха, видит — и проливает горькие слезы из глаз своих. Он томится, вянет, сохнет — и унылый звон колокола возвещает мне безвременную смерть его».
Психологизм Карамзина в повести
Впечатления от увиденного сливаются здесь с размышлениями героя-рассказчика: «Иногда на вратах храма рассматриваю изображение чудес, в сем монастыре случившихся, там рыбы падают с неба для насыщения жителей монастыря, осажденного многочисленными врагами; тут образ богоматери обращает неприятелей в бегство. Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества — печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного бога ожидала помощи в лютых своих бедствиях.
Но всего чаще привлекает меня к стенам Си…нова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!»
В этом авторском размышлении проступает определенная символика: Москва сравнивается с беззащитной вдовицей, и беззащитной вдовицей является мать Лизы. Татаро-монгольское иго соотносится с пленом души (история Лизы). История России в этих размышлениях сопряжена с историей героини, значение судьбы которой осмысливается в контексте судьбы страны. Тем самым рассказчик подчеркивает значимость судьбы одного человека, равновеликость этой судьбы самой истории.
Далее герой-повествователь передает читателям историю бедной Лизы, зарождение в душе ее первой любви. Поэтапно писатель прослеживает развитие этого чувства. Вот она впервые встречается с Эрастом в Москве. Продавая ему ландыши, она краснеет и опускает глаза. Мы понимаем, что этот герой понравился ей. Вот она проводит томительные часы в ожидании следующей встречи.
Затем Эраст приходит к Лизе в дом, разговаривает с ее матерью. Лиза угощает его молоком и в этот раз она почти не разговаривает с ним.
Но душевные движения героев автор передает с помощью портретных, поведенческих деталей: «Всякий догадается, что он после того благодарил Лизу и благодарил не столько словами, сколько взорами». «И Лиза, робкая Лиза посматривала изредка на молодого человека; но не так скоро молния блестит и в облаке исчезает, как быстро голубые глаза ее обращались к земле, встречаясь с его взором». «Тут в глазах Лизиных блеснула радость, которую она тщетно сокрыть хотела; щеки ее пылали, как зари в ясный летний вечер; она смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукою». «Она раз пять повторила сие имя, как будто бы стараясь затвердить его».
Бизнес в Instagrm
КАК УЛУЧШИТЬ РЕКЛАМУ
Теперь Лиза уже не радуется по-прежнему жизни, она не ощущает прежнего своего единства с матушкой, скрывая от нее свои чувства. Отношение Эраста постепенно становится определяющим в восприятии всего мира этой героиней. И первое, в чем начинает проявляться крушение всей ее прежней натуры, — это дисгармония в отношениях с природой. Прекрасная картина летнего утра контрастна описанию душевного состояния героини.
«Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света. Но Лиза все еще сидела подгорюнившись. Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу».
Исследователи отмечали, что этот контраст «лишь внешняя форма более глубокого контраста — между Лизой прежней… и Лизой… новой». Таким образом, пейзаж здесь фактически становится психологическим, он раскрывает душевное состояние человека.
И напротив, признание Эраста в любви пробуждает в душе героини прежнюю любовь к природе и бесконечное чувство радости жизни: «Ах, матушка! Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» — восклицает Лиза.
Сложную смысловую нагрузку несут и другие пейзажи повести. Так, два ночных пейзажа контрастны по своему настроению. Первая картина природы сопровождает невинные свидания героев «под тению столетних дубов»: «Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга; часто лучи сии освещали в глазах нежной Лизы блестящую слезу любви, осушаемую всегда Эрастовым поцелуем. Они обнимались — но целомудренная, стыдливая Цинтия не скрывалась от них за облако: чисты и непорочны были их объятия». Этот пейзаж спокойный, умиротворенный, гармоничный.
И совсем иной становится природа в вечер состоявшейся близости героев: «Мрак вечера питал желания — ни одной звездочки не сияло на небе — никакой луч не мог осветить заблуждения. Между тем блеснула молния и грянул гром. Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков — казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности». Этот пейзаж уже страшный, дисгармоничный, тревожный. Лиза воспринимает эти природные явления как Божью кару.
Теперь понятно, какова роль пейзажа в повести Бедная Лиза. Пейзажи у Карамзина являются фоном происходящего, раскрывают душевное состояние человека, служат средством характеристики героев, создают определенную эмоциональную атмосферу, несут определенную символику, выполняют функцию художественного предварения.
Однако, раскрывая чувства героев, их душевные состояния, писатель использует и другие художественные средства, например внутренний монолог. Исследователи отмечали, что страсти преобладают над разумом Лизы, приводят ее к потере собственной воли. И писатель раскрывает это читателю, обнажая сокровенные мысли героини: «…Лиза думала: «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!» «Лизина страсть — это порыв, который разрушает все границы, существующие в ее душе. По сути, фраза, обращенная повествователем к Эрасту: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» — может быть истолкована по отношению к Лизе; она так же безвольно и безрассудно отдается чувствам».
Как Эраст относится к Лизе
Точно так же внимательно прослеживает автор и душевные движения героя. Познакомившись с Эрастом, мы понимаем, что его интерес к Лизе в значительной степени обусловлен новизной ситуации, тем контрастом, который явило ему сопоставление светского мира и жизни простых людей. Романтический мотив бегства в природу в полной мере реализуется в образе этого героя. Кроме того, Эраста привлекает новизна отношений.
«Эраст восхищался своей пастушкой — так называл Лизу — и, видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, — думал он, — не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!»
Однако вскоре положение меняется, между героями возникают близкие отношения, и вот тогда наступает пресыщение. «Любовь дикарки» оказывается ничем не лучше «любви знатной барыни».
Чувства Эраста угасают, он испытывает своеобразное разочарование в своей любви. И вот как размышляет об этом автор: «Свидания их продолжались; но как все переменилось! Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы — одними ее любви исполненными взорами одним прикосновением руки, одним поцелуем, одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог, — а кто знает сердце свое, кто размышлял о свойстве нежнейших его удовольствий, тот, конечно, согласится со мною, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви. Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы».
Тяготясь этими отношениями, Эраст начинает избегать свою возлюбленную, затем идет на войну. Проиграв состояние, он вынужден жениться на богатой вдове и расстаться с Лизой. Однако в финале мы видим этого героя изменившимся. Его история становится исповедью. А исповедь несет в себе возможность покаяния. И мы, действительно, видим искреннее раскаяние героя. И здесь он уже выходит из традиционной роли героя-соблазнителя: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке».
Психологизм писателя и роль пейзажей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» — это суровая правда жизни героев, их трагедии и душевное состояние, отношение друг к другу. Автор раскрывает и ассоциирует пейзаж Москвы с душой каждого героя повести, ничего не скрывая и не приукрашивая.
Заключительный пейзаж в повести перекликается с ее началом. Герой-повествователь вновь возле окрестностей Симонова монастыря: «Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле. Тут часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо мною шумят листья». Таким образом, мы видим кольцевую композицию, придающую произведению цельность и законченность.
Источник
Роль природы в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Роль пейзажа в Бедной Лизе
Повесть открывается картиной, которой наслаждается рассказчик во время прогулки. Громадная Москва со всеми ее башнями и шпилями, мрачная громада каменных стен монастыря контрастируют с идиллическими картинами природы. Зеленая дубовая роща, пастбища, цветущие луга, чистая голубая река — все это пасторальные пейзажи. Возможно, они могут показаться нереалистичными, ведь Карамзин был далек от настоящей крестьянской жизни. О ней он знал только из произведений своих предшественников. Но автор пишет о том, что видит и что чувствует, стоя на этом месте. Пейзажи родны для Карамзина и дороги его сердцу, именно в такой обстановке и разворачиваются действия повести.
Лиза и ее мать близки к природе. Девушка любуется красотой окружающего мира, сидя на берегу озера и наблюдая за пастухом, который гонит свое стадо. Она говорит о том, что только ради такой красоты и стоит жить. Пейзаж словно подчеркивает душевную красоту и чистоту Лизы. В нем нет притворства, лицемерия, лжи. Природа чиста и непорочна. Неслучайно все самые счастливые моменты Эраста и Лизы прошли в роще за городом под сенью молодых зеленых деревьев, а несчастье происходит на улицах Москвы.
Природа отражает и переживания главных героев. Влюбленная девушка видит голубое небо, зеленую траву, все дышит спокойствием и умиротворением, которые отзываются в ее сердце. Когда Лиза, уступив Эрасту, лишается с ним невинности, начинается гроза. Гром и молния олицетворяют душевное смятение девушки, ее страх перед наказанием высших сил. Когда Эраст едет на войну, он прощается с Лизой на рассвете. Небо залито алым цветом. Это цвет крови, опасности. У многих народов считали, что если накануне битвы небо окрашивается в красный, то бой принесет много потерь. Это можно рассматривать и как предзнаменование для Лизы, знак того, что ее жизни может грозить опасность.
Место, где похоронена Лиза показано мрачным и печальным. Старые, покрытые мхом кельи, развалины монастыря, звуки ветра, похожие на стоны боли. Здесь все напоминает о несправедливости судьбы, из-за которой молодая девушка, полная жизненных сил и стремлений, теперь покоится здесь, где вечные камни не меняются в течение целых столетий.
Описание природы Кавказа
Представить себе литературное произведение, в котором бы не было образа природы, крайне сложно, – ведь пейзаж помогает воссоздать реальность описываемых событий, проявляет авторскую точку зрения, раскрывает причины поступков героев. Пейзаж и природа в романе «Герой нашего времени» позволяют нам, читателям, во всей полноте постичь замысел автора именно потому, что характер описания природы, пейзажные зарисовки разнообразны и точны.
Описание природы Кавказа в романе «Герой нашего времени» создано неравнодушным пером – это чувствует любой читатель, и это действительно так. С детства Кавказ стал для Лермонтова «волшебной страной», где прекрасна природа и интересны, самобытны люди. Несколько раз возила его, совсем мальчика, бабушка на кавказские воды, поправить здоровье. Тонко чувствующий прелесть и первозданность природы, Лермонтов был очарован ею. Здесь же, в совсем юном возрасте, пришло к нему и первое сильное настоящее чувство. Может быть, благодаря этому пейзажи кавказской природы потому так глубоки и тонки у поэта.
Роль картин природы в художественном произведении.
Во многих произведениях художественной литературы картины природы играют большую роль. Писатели включают в повествование описание пейзажа с разными целями.
В повести Н. Карамзина «Бедная Лиза» живописные картины природы не случайные эпизоды, не красивый фон для основного действия. В первую очередь описание пейзажа служит для выражения авторской позиции.
В начале повести Карамзин, создавая образ города, использует противопоставление: «ужасная громада домов и церквей», но «величественный амфитеатр», «великолепная картина». И сразу же идёт описание цветущих лугов, жёлтых песков, светлой реки, дубовой рощи. Автору ближе прекрасное и естественное в природе, ему неприятен город, несмотря на всё его великолепие. Таким образом, здесь описание природы служит для выражения позиции писателя.
Также описание пейзажа — это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героя.
Карамзин подчёркивает близость своей героини к природе, Лиза является воплощением всего естественного и прекрасного в ней. Она выросла среди лугов и полей, в ней живёт любовь к окружающему её миру. Её чувства и переживания находят отклик в природе, что помогает читателю глубже понять состояние героини повести.
После встречи с Эрастом ещё до восхода солнца пришла она на берег реки. «Восходящее светило дня пробудило всё творение»: запели птицы, ушли туманы, животворные лучи согрели землю. «Но Лиза всё ещё сидела подгорюнившись», потому что мысли её были заняты: думала она о том, что любимый её богат, а она из бедной семьи.
Героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, но оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. А после расставания влюбленных девушка чувствует себя грешницей, преступницей, и в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе. «Свет показался ей уныл и печален», «горлица соединяла жалобный голос свой с её стенанием». Здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.
Пейзаж в повести «Бедная Лиза» не только помогает глубоко проникнуть в души героев и их переживания, но и способствует лучшему пониманию идейного замысла автора. Мир природы, к которому близка героиня повести, противопоставлен миру таких людей, как Эраст. Автор и вместе с ним читатели на стороне бедной девушки, умеющей глубоко чувствовать и любить.
В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» рельефно, точно, красочно даётся описание пейзажа. Изображая его, Толстой убеждает читателя в неразрывном единстве человека и природы. Она для писателя – великий и могучий источник жизненной силы.
Пейзаж даёт автору возможность полнее передать переживания героев, их настроение. На фоне весенней лунной ночи раскрывается поэтичность Наташи, её любовь и близость к природе. Вспомним также страницы романа, посвящённые Андрею Болконскому. После тяжёлого ранения, смерти жены он переживает тяжёлый душевный кризис. Отказался от общественной деятельности, занимается только своим имением и больше ничего не ждёт от жизни. По дороге в Отрадное видит старый огромный дуб с корявыми сучьями. Всё вокруг оживает весной, и только этот дуб не поддаётся весеннему пробуждению. Князь Андрей сравнивает себя с этим деревом, думает о том, что и в его жизни всё уже прошло. После встречи с Наташей в Отрадном, возвращаясь домой, он увидел, что старый дуб преобразился, покрылся шатром тёмной зелени, ожил и по-прежнему радуется жизни. И в Болконском произошла перемена. На него нахлынуло чувство радости и обновления, он снова хочет жить, любить, найти применение своему уму и знаниям.
Таким образом, картины природы в художественном произведении помогают читателю глубоко проникнуть в души героев и их переживания, разобраться в авторской позиции, лучше понять идейный замысел писателя, воспитывают в читателе любовь к родной земле.
Вернуться к списку: Сочинение по литературе
Пейзаж в литературном произведении. материал (9 класс) по теме
Пейзаж — изображение картин природы в литературном произведении.
Неразрывная связь человека с природой всегда волновала художников. Поэтому пейзажу в литературе отводится особое, почетное место.
В литературе пейзаж — одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла, которое подчиняется как требованиям литературного направления (романтический пейзаж, сентименталистский пейзаж, натуралистический или символистический пейзаж и т.д.)
или жанра (городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж и т.п.),
так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям, установить композиционные связи между элементами произведения, отразить загадку природы и ее отчужденность от цивилизации и т.д.
Лирический пейзаж (не связан напрямую с развитием сюжета) | Собственно лирический (выражение чувств автора) |
Пейзаж настроения (обращение к эмоциям читателя; использование литературных реминисценций)
Использование риторических приёмов и ритмизированной прозы.
Создает атмосферу, настроение.
Играет роль в духовной жизни персонажей.
Экзотический пейзаж романтиков
Создание иллюзии достоверности, реальности.
Сны и иллюзии персонажей
Пейзаж (по объекту изображения)
а) Необходимый для характеристики персонажа («Подросток» Достоевского)
б)необходим для развития действия
в) Лирический (Москва в «Евгении Онегине»)
г) Вымышленный(«История Одного города»Салтыкова-Щедрина
- деревенский
Пейзаж в литературном произведении
2) служит одним из средств создания местного колорита; 3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия; 4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей; 5) является источником философских рассуждений писателя; 6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются; 7) служит средством характеристики социальных условий жизни; |
Пейзаж как средство создания характеристики Пейзаж также часто служил средством характеристики героя и его настроения в определенный момент (например, пейзаж в восприятии Гринева в «Капитанской дочке» Пушкина перед посещением разбойничьего «военного совета» принципиально отличается от пейзажа после этого посещения, когда стало ясно, что пугачевцы Гринева не казнят). |
Характеристика места и времени сюжетного действия,. Пейзаж, открывающий повествование, “привязывает” его к определенному месту (России, Италии, городу или деревне) и времени (историческому и природному). Так, пейзаж осуществляет ввод читателя в художественный мир. (“Рудин” Тургенева: “Было тихое летнее утро. Солнце уже давно высоко стояло на чистом небе; но поля еще блестели росой, из давно проснувшейся долины веяло душистой свежестью, и в лесу, еще сыром и не шумном, весело распевали весенние птички…” Пейзаж в начале произведения создает определенный эмоциональный настрой у читателя. Иногда пейзаж в начале произведения играет роль экспозиции, намечает проблематику. Например, 3 глава “Отцы и дети” Тургенева – безотрадная картина пореформенной России. |
Психологическая функция пейзажа Cостоит в том, что картина природы помогает в раскрытии внутреннего мира героя, создавая мажорную или минорную эмоциональную атмосферу (иногда контрастную эмоциональному состоянию персонажа). Так, Тургенев помогает читателю понять, что сильная натура Базарова глубже его поверхностных рационалистических и нигилистических взглядов, сопровождая сцену признания Базарова в любви очарованием “темной ночи”. В произведениях Толстого пейзаж становится важным компонентом в раскрытии “диалектики души” героев. |
Пейзаж как средство выражения авторской позиции Нередко пейзаж выражает авторскую позицию, философские взгляды писателя. Таков образ высокого неба, открывшегося князю Андрею после ранения в Аустерлицком сражении. В финале рассказа И.Бунина “Господин из Сан-Франциско” вокруг гигантского корабля бушует вьюга с” траурными от серебряной пены” валами волн и гудящая, “как погребальная месса”. Этот пейзаж выражает мысль Бунина об обреченности современной цивилизации, зашедшей в тупик. План анализа пейзажа в литературном произведении 1/ Указать место пейзажа в композиции и сюжете произведения. 2/ Определить функцию пейзажа (место и время действия, средство раскрытия психологии героя, выражение авторского миропредставления). 3/ В чьем восприятии дана картина (безличного автора – повествователя, рассказчика, героя), способ соотношения с героем: как окружение или как кругозор. 4/ Степень развернутости или лаконизма, детализированности или обобщенности. 5/ Какова общая эмоциональная (тональность) пейзажа. 6/ Выявить отношение психологизма и изобразительности. 7/ Анализ пространства и времени: картина динамичная или статичная; локальная или замкнутая; цветовые и звуковые детали; детали – лейтмотивы или детали – доминанты. Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Повесть «Бедная Лиза» является лучшим произведением Н. М. Карамзина и одним из самых совершенных образцов русской сентиментальной литературы. В ней много прекрасных эпизодов, описывающих тонкие душевные переживания. В произведении есть прекрасные по своей живописности картины природы, которые гармонично дополняют повествование. На первый взгляд их можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия, но на самом деле все значительно сложнее. Пейзажи в «Бедной Лизе» – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. В самом начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину. «Внизу… по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни…» Карамзин сразу же встает на позицию всего прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре». Здесь описание природы служит для выражения авторской позиции. Далее большинство описаний природы направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживания главной героини, ведь именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного. «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы‑реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы… везде царствовала тишина, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света». Природа в это мгновение прекрасна, но Лиза грустит, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство. Но несмотря на то, что героиня печальна, ее чувство прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Спустя несколько минут происходит объяснение между Лизой и Эрастом, они любят друг друга, и ее ощущение тут же меняется. «Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» Ее переживания растворяются в окружающем пейзаже, они так же красивы и чисты. Между Эрастом и Лизой начинается прекрасный роман, их отношение целомудренны, их объятия «чисты и непорочны». Окружающий пейзаж так же чист и непорочен. «После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать слова своего, всякий вечер виделись… всего чаще под тению столетних дубов… – дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный. Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга». Проходит пора невинных отношений, Лиза и Эраст становятся близки, она чувствует себя грешницей, преступницей, и в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе: «…ни одной звездочки не сияло на небе… Между тем блеснула молния и грянул гром…» Эта картина раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории. Герои произведения расстаются, но Лиза еще не знает, что это навсегда, она несчастна, ее сердце разрывается, но в нем еще теплится слабая надежда. Утренняя заря, которая, как «алое море», разливается «по восточному небу», передает боль, тревогу и смятение героини и также свидетельствует о недобром финале. Лиза, узнав об измене Эраста, покончила со своей несчастной жизнью, она бросилась в тот самый пруд, возле которого когда‑то была так счастлива, ее похоронили под «мрачным дубом», являющимся свидетелем самых счастливых минут ее жизни. Приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы показать, как важно описание картин природы в художественном произведении, как глубоко они помогают проникнуть в душу героев и их переживания. Рассматривать повесть «Бедная Лиза» и не принимать во внимание пейзажных зарисовок просто недопустимо, потому что именно они помогают читателю понять глубину мысли автора, его идейный замысел. Источник |