Как петь с эмоциями

Опера и вокал

Сайт для вокалистов

Эмоциональное пение

Почему каждому из нас нравится та или иная музыка, определенная ария или песня, зачем мы снова и снова слушаем то, что уже слышали много раз? Согласитесь, причина этому — чувства и эмоции, которые вызывает эта музыка благодаря выразительному пению. Как в хорошем, добротно снятом фильме, мелодия могла бы звучать за кадром всю нашу жизнь, отражая те события, в которых мы участвуем и те чувства, которые мы переживаем. Иными словами, любое музыкальное произведение теснейшим образом связано с эмоциями.

Когда мы в хорошем настроении, в нашем плеере звучит одна музыка, а когда мы грустим или сердимся, или злимся, или влюбляемся, другая… В то же время достаточно включить веселую песню, чтобы поднять настроение, потому что эмоции заразны. Последнее — неоспоримый факт, которым артисты должны пользоваться. Певец, стоящий на сцене, обращает все взоры на себя и может силой своего мастерства и средствами своего искусства управлять эмоциями зрителя. Как это делается?

Анализ произведения

Для того, чтобы ваши слушатели в полной мере прочувствовали арию, вы сами должны ее глубоко чувствовать в каждый момент исполнения. Здесь действует правило ораторов: чтобы убедить аудиторию в чем-либо, нужно прежде всего самому быть в этом убежденным.

Обычно произведение имеет развитие. Всегда есть кульминация, смена настроений. На доминирующую эмоцию в каждый момент времени нам указывает характер мелодии и текст. Бывает так, что текст противоречит мелодии по смыслу и характеру, тогда, возможно, имеет место сарказм или у персонажа есть основания для такого несоответствия. Поэтому прежде чем петь, нужно сесть и спокойно разобраться в произведении, проанализировать его, понять, какое чувство главенствует в каждой строчке. После этого можно начать добавлять эмоции.

Добавляем эмоции

Есть арии или песни, которые сразу отзываются в нас. Мы их настолько хорошо чувствуем, что не нуждаемся в поисках эмоций для них. Но есть арии или фрагменты арий, которые в нас не вызывают практически ничего. И с такими фрагментами тоже нужно как-то иметь дело. Нужно определить, какая эмоция главенствует, и постараться найти в себе похожую. Иногда достаточно вспомнить какой-то пережитый опыт из собственной жизни. Идеально будет не просто вспомнить и почувствовать, но ощутить эмоцию в теле, физически ощутить.

Оживить песню эмоциями можно разными средствами. Для этого есть динамика, выделение слов или звуков слова (гласные, согласные), краски тембра (высшее мастерство) и пр. Но есть одно «но». Если за всеми этими тонами и красками в голосе не будут стоять эмоции, переживание, песня будет звучать, как подделка. Вот почему любому артисту важно всегда «иметь с собой» свое сердце.

Помнить о сердце

Это, возможно, самое трудное. Чтобы добиться успеха у зрителей, мы должны открыться. Тогда зритель увидит наши чувства и заразится нашими эмоциями. Каждый из нас по-своему страдает, радуется, любит, и все эти интимные вещи мы выставляем напоказ через персонажа. Не каждый это может сделать. Не каждый готов снять эту повседневную маску безразличия и приличия. Но и не каждый покоряет зрителей так, чтобы они потом об этом своим внукам рассказывали…

Источник

Тема: Как в пении показывать чувства?

Управление

Re: Как в пении показывать чувства?

Это происходит, если петь не умеете. А так умение выразить чувства в той или иной песне приходят с опытом. Сразу конечно такого не получится. Песню необходимо пропустить через себя, чтобы при исполнении дрожь пробивала насквозь. Если слушаете допустим песню любимого певца, то часто бывает ощущение мурашек по кожи, дрожи внутри. Вот когда исполняете должно быть тоже самое. Конечно невозможно все песни петь идеально. Что-то будет получаться очень хорошо, что-то не будет получаться вообще. Когда исполняется песня, то необходимо прожить то что в ней исполняется и тогда будет возможность выразить те чувства, о которых вы поете. Естественно необходим детальный анализ текста и музыки песни, чтобы четко расставить все ударения на сильные и слабые доли. Именно они и будут опорными точками в исполнении. Как стихи мы рассказываем с выражением, где-то усиляем, где-то ослабляем голос. Тоже самое и в песне. Основная задача выразить те эмоции которые передает песня, также, как вы выражаете их в реальной жизни. Вот допустим вы поете фразу «Знал соль слез, пустоту постели. Ночь без сна сердце без тепла.». Представьте себе картину, чтобы вы испытываете некие чувства к определенному человеку, но он Вам взаимностью не отвечает. Вы страдаете, ночами думаете о нем. Вот вы должны спеть так, как будто это происходит с Вами в данный момент. Или допустим такая песня:

В полях под снегом и дождем
Мой милый друг, мой бедный друг
Тебя укрыл бы я плащом
От зимних вьюг, от зимних вьюг

Читайте также:  Доброго утра радость моя гифки

А если мука суждена
Тебе судьбой, тебе судьбой
Готов я скорбь твою до дна
Делить с тобой, делить с тобой

Пускай сойду я в мрачный дол
Где ночь кругом, где тьма кругом
Во тьме я солнце бы нашел
С тобой вдвоем, с тобой вдвоем

И если-б дали мне в удел
Весь шар земной, весь шар земной
С каким бы счастьем я владел
Тобой одной, тобой одной!

Представьте себе момент, когда вы все это говорите человеку, который Вам дорог. Как бы Вы ему это сказали бы, наверное было бы волнение, эмоции, чувства и т.д. Вот так и надо спеть. Если вы действительно почувствуете произведение, то музыка будет доставлять истинный кайф, т.к. это ни с чем не сравненное чувство. Когда вы поете для Вас никого не должно существовать, только песня и Вы. Можно эмоции выражать и мимикой, общаясь таким образом со зрителем, делая его невольным участником вашего произведения.

Круг все свои песни писал и пел об одном человеке и писал все для этого человека. Одним словом все его песни имели реальный подтекст, реальные чувства. Оттуда и такие чувства в песнях. Он пел думая о том человеке и переживая все эти моменты, которые он переживал, да именно переживал ранее.

Источник

«Звезда в образе», или Как вокалисту правильно выражать эмоции в песне?

В прошлой статье я рассуждала о том, что в исполнении одинаково важно и применять вокальную технику и демонстрировать эмоциональность. Эти две составляющие одинаково важны для высокого уровня исполнения.

Но что значит «быть эмоциональным» или «петь с душой»?

Как слушатели, мы все понимаем, о чём речь, когда слушаем какого-либо исполнителя, и он либо задевает, либо не задевает наши эмоциональные струны. Иногда нам так нравится эмоциональная подача песни, что мы залипаем на ней надолго и слушаем десятки (если не сотни) раз. Мы испытываем своего рода насыщение, утоляем песней свой эмоциональный голод.

Но как быть исполнителю? Как петь так, чтобы хотелось его слушать и переслушивать?

Это тоже техника и тоже школа. Школа актёрского мастерства для вокалистов. Нам, слушателям, может казаться даже странным и обидным, но вокалисты часто демонстрируют не свои собственные переживания, которые мы жаждем разделить, а достоверную техничную подачу той или иной эмоции.

На русскоязычном пространстве, мы ждём от певца откровенности со зрителем: чтобы он нам изливал своё душевное состояние, а мы бы сопереживали. Тогда мы думаем, что он «настоящий» и «наш».

Но когда исполнитель, даже перспективный, начинает изображать эмоции «как чувствует», часто, как ни странно, это может выглядеть или фальшиво или смешно. Особенно, если речь идёт о песнях с таким содержанием, с таким эмоциональным наполнением, какого вокалисту ещё в жизни не довелось испытать: про расставание, потери, боль. Он начинает изображать эти чувства искренне, но по-дилетантски, и — парадокс — получается недостоверно! Внутри у слушателя звучит стойкое «не верю!»

Вспомните, самые цепляющие и искренние песни вечнозелёного советского репертуара были как раз у профессиональных актёров , которые владели техникой подачи эмоций. Можно вспомнить Марка Бернеса, Николая Караченцова, Михаила Боярского, Владимира Высоцкого.

Они не просто пели — в каждой ноте песни они разыгрывали спектакль, каждая интонация, каждый акцент несли обдуманное наполнение и органично дополняли образ. То же самое можно сказать про великую исполнительницу Аллу Пугачёву: не зря её называли «человек-театр». Она проживала роль, где у каждой её героини был законченный образ, было прошлое, настоящее и будущее, был переломным момент в жизни и цельный характер.

. А слушателю, в конечном итоге казалось , что такие исполнители своей душой касаются его души!

Секрет настоящего эмоционального пения вот в чём: слушателю, по большому счёту, неважно, что чувствует сам исполнитель во время пения. Слушателю важно, что вы заставите его почувствовать.

Для этого нужно не просто улыбаться, там где весело и хмуриться там, где грустно.

Для этого нужно серьёзно поработать над актёрской техникой: добиться полного раскрепощения тела, распрощаться с комплексами, особенно со страхом быть смешным и нелепым. Нужно освоить актёрский язык тела, и сделать каждый жест, каждый взгляд в исполнении осмысленным и логичным. А ещё постараться сделать свою актёрскую технику органичной и незаметной, чтобы не «переигрывать».

Немалую роль играет развитие эмоционального интеллекта. Нужно научиться распознавать даже мелкие оттенки эмоций. Каждая эмоция, например «радость» должна иметь несколько уровней и вариантов проявления. А также нужно понимать логику развития эмоций, и как расставлять смысловые эмоциональные акценты в песне (или другом произведении).

Это большая, и подчас тяжёлая работа. На неё могут уйти месяцы и годы тренировок. Но она необходима для того, чтобы быть востребованным, сильным артистом с разнообразным выразительным диапазоном, а не однодневкой с поверхностным характером исполнения.

Как всегда, жду ваших комментариев по теме!

Источник

Эмоциональная выразительность голоса

Голос — способность издавать звуки при разговоре. главное в голосе — подача. Подача — это настроение с которым используют голос.
Поэтому через голос можно озвучить настроение, например брутальная подача голоса уверенного в себе человека. Люди верят тому, как сказано. Признание в любви с безразличной подачей вряд ли тронет чьё-то сердце. В жизни мы используем разную подачу голоса. Говорим с мамой совсем не так как с кассиром, с ребенком — не так как с официантом. Если в голосе говорящего мы слышим заботу и уважение, то мы чувствуем доброжелательную подачу. Существуе безразличная подача голоса, например голос по телефону оператора: «Ваш звонок очень важен для нас».
Голос человека всегда признавался важным средством воздействия на слушателя. При этом отмечается важность уместности и целесообразности звукового оформления речи. В голосе выделяются такие составляющие, как интонация, качество голоса, или тембр, гибкость или голосовое модулирование, тон голоса.
Голос человека меняется под виянием гнева по громкости и по резонансу, тембру, высоте звука. При гневе голос может быть:решительный, сильный, рычащий, шипящий, более низкий чем обычно и даже с пронзительными выкриками. Рычащий и хрюкающий голос с повторяющимися звуками «ху» наблюдается у обезьян.

Читайте также:  Если люди любят они чувствуют друг друга

Выражение эмоций посредством голоса, эмоциональная выразительность и экспрессивность речи.
17 JULY 2009by: ИЛЬЯ РАССКАЗОВin: НЕОДИАЛОГ
Исследования выражения эмоций посредством голоса было начато в позапрошлом веке естествоиспытателями, учеными, наблюдающими за поведением человека и животных. Мы начинаем цикл статей с публикации исторического наблюдения Герберта Спенсера, изложенные в «The Origin and Function of Music,» «Essays, Scientific, Political, and Speculative». Изменение человеческого голоса под влиянием эмоций обсуждалось в книге Чарльза Дарвина «Выражение Эмоций». Чарльз Дарвин в своих наблюдениях подчеркнул сходства между выражением эмоций у человека и животных, хотя и отметил, что его наблюдения (второй половины 19-го века) не могут пролить свет на все вопросы, связанные с передачей эмоций с помощью голоса. Сам исследователь использовал сравнения между поведением животных, птиц, человека, считая последнего неотъемлемой частью животного мира. Приводим любопытный отрывок из вышеупомянутой книги «The expression of the emotions in man and animals» ( London: John Murray,1872, стр.85-94). Данный текст, содержит некоторые наблюдения, мнения и размышления Спенсера, Литчфилда и самого Дарвина об эмоциях человека и животных, а также выражении эмоций с помощью голоса. Удивляет актуальность наблюдений исследователей позапрошлого века в отношении вопросов, не получивших достойного объяснения по сей день.

ІІІТо, как меняется человеческий голос под влиянием различных эмоций, было подробно описано г-ном Гербертом Спенсером в его интересном эссе о происхождении музыки. Он ясно показывает, что человеческий голос может меняться по громкости и по качеству- то есть, по резонансу, тембру, высоте звука и по длительности пауз — в зависимости от ситуации. Слушая эмоциональную речь успешного оратора или проповедника, или речь человека сердитого или удивленного, поражаешься правдивости замечаний г-на Спенсера. Любопытно, что речь становится эмоционально выразительной в раннем детстве. Разговаривая со своим младшим полуторагодовалым сыном, я почувствовал, что он соглашается со мной радостным, а отказывается решительным тоном голоса. Далее в своей работе, г-н Спенсер, показывает, что эмоционально выразительная речь во многом похожа на мелодию голоса, имеет много общего с вокально-инструментальной музыкой. Г-н Спенсер пытается объяснить этот феномен физиологией, основываясь на законе, что эмоции являются стимулом для сокращения мышц. Но объяснения г-на Спенсера кажутся мне слишком общим и неопределенным, чтобы пролить свет на разницу (исключая громкость) между обычной речью, эмоциональной речью или пением.

Тем не менее, заметки Спенсера о голосе очень интересны, в независимости оттого, полагаем ли мы, что параметры голоса меняются в зависимости от сильных чувств, и что эти качества впоследствии нашли отражение в вокальной музыке. Либо мы верим в то, что прародители человека произносили музыкальные звуки при ухаживании, и таким образом возникла связь с самыми сильными эмоциями, на которые были способны предки человека, — а именно, горячая любовь, конкуренция и триумф победы.

Всем известно, что животные, способны издавать мелодичные звуки ІІІ каждый день мы можем слышать пение птиц. Интересен тот факт, что обезьяна-гиббон, воспроизводит своим голосом точную октаву, мелодично повышая и понижая голос полутонами. Иными словами, можно сказать, что обезьяна, одна из грубых млекопитающих, поет. На основе этого факта и принимая во внимание схожесть с поведением других животных, я сделал вывод о том, что мелодичность изменения тона голоса появилась у прародителей человека, вероятно, прежде членораздельной речи. Следовательно, когда голос выражает любые сильные эмоции, он принимает, по закону ассоциации, музыкальный мелодичный характер. У некоторых низших животных самцы используют свой голос для того, чтобы доставить удовольствие самкам. Мы можем наблюдать, что самцы животных испытывают удовольствие во время использования своего голоса; но то, почему произносятся специфические звуки и почему они приносят удовольствие, в настоящее время не имеет объяснения.

Ясно, что высота голоса имеет некоторое отношение к определенным эмоциональным состояниям человека. Человек, жалующийся на болезнь, или испытывающий страдание, почти всегда говорит более высоким голосом. Когда собака, испытывает нетерпение, она издает высокий звук, который мы воспринимаем как жалобный. Как трудно понять — этот звук на самом деле возник оттого, что собака действительно жалуется, или же нам кажется, что собака жалобно скулит потому, что мы понимаем значение этого звука по собственному опыту. Ренггер утверждает, что обезьяны (Cebus azarae), которых он держал у себя дома в Парагвае, выражали удивление наполовину рыча и вдыхая воздух через ноздри; гнев или нетерпение, повторяя звук «ху» более низким хрюкающим голосом; а испуг или боль у них сопровождались пронзительными криками. С другой стороны, человек выражает глухими стонами и высокими пронзительными криками муки боли.

Читайте также:  Баночка конфет для хорошего настроения

Человеческий смех может быть высоким или низким. Так Галлер отметил, что смеясь, мужчины используют гласные звуки O и A; а дети и женщины, звуки Е и И (в немецком языке); и эти последние гласные звуки имеют, по данным Гельмольц, более высокую частоту. Но все же, оба тона смеха в одинаковой степени отражают испытываемое удовольствие или развлечение.

Изучая то, как именно воспроизводятся эмоции голосом, мы подходим к пониманию выразительности в музыке. На этот пункт г-н Литчфилд, долгое время изучавший предмет музыки был так добр, чтобы дать мне следующие пояснения ІІІ Вопрос о том, что является причиной эмоциональной выразительности, пока не изучен и полон загадок. Но любая выявленная закономерность в передаче эмоций с помощью голоса приблизит нас к пониманию песни, как прототипа всей музыки. Большая часть эмоционального эффекта песни зависит от характера действия, которым были воспроизведены звуки.

Так, например, в песнях выражающих страсть, эффект часто в основном зависит от одного — двух голосовых пассажей, которые требуют определенной силы голоса. Часто та же самая песня не оказывает надлежащего эффекта, если певец, обладающий сильным голосом, не поет надлежащим образом голосовые пассажи. Без сомнения песня теряет свое влияние при смене музыкальной тональности. Действительно, всякий раз, когда мы слышим эмоционально выразительное пение мы распознаем темп (быстрый или медленный), плавность изменения звукового потока, громкость и т.д. Мы, фактически, интерпретируем мышечные движения голосового аппарата человека, который воспроизводит звук, таким же образом которым мы интерпретируем движения мышц тела. Но это не объясняет более тонкий эффект, который мы называем музыкальной выразительностью песни, восхищение мелодией, или даже отдельными звуками, которые составляют мелодию. Этот эффект, не имеет своего термина, и, насколько я знаю, никто не был в состоянии его проанализировать. В работе г-на Герберта Спенсера этот феномен не получил объяснения. Поскольку мелодичный эффект последовательности звуков не зависит от их громкости или приглушенности основного тона. Мелодия всегда остается той же самой мелодией, спета ли она громко или тихо, ребенком или взрослым; исполнена она на флейте или на тромбоне. Эффект любого звука зависит от его места в последовательности звуков. Те же самые звуки оказывают абсолютно разное влияние в зависимости от места в последовательности. Выразительность зависит от последовательности и взаимосвязи звуков. Но то, почему определенные последовательности и взаимосвязи звуков воспроизводят именно такие — то и такие — то эффекты, пока является нерешенной проблемой. Возможно эффект эмоциональной выразительности должен быть связанным с арифметическими отношениями между частотами вибрации звуков, которые формируют музыкальную октаву. Предположительно, вибрации звуков человеческой гортани могут вызывать большее или меньшее удовольствие, в зависимости от последовательности звуков.

Но оставляя в стороне эти сложные вопросы, и переходя к более простой теме, мы можем, по крайней мере, понять видеть взаимосвязь некоторых звуков и эмоциональных состояний. Крик о помощи (как у детенышей животных, так и у любого социального животного) естественно будет громким, продолжительным, и высоким, чтобы быть слышным и на большом расстоянии. Исследования Гельмольца показали, что вследствие особой формы строения внутреннего уха человека, обладающего способностью к резонансу, высокие пронзительные звуки производят чрезвычайно сильное впечатление на людей. Когда самцы животных ухаживают за самками, они, естественно, произносят приятные звуки, чтобы понравиться самкам. Возможно, что одни и те же звуки нравятся самым различным животным, вследствие подобия их нервных систем, поскольку и мы (люди) испытываем удовольствие при пении птиц и древесных лягушек. С другой стороны, звуки, издаваемые с целью испугать врага естественно должны быть резкими или неприятными. Играет ли роль в этом случае принцип антитезы ІІІ весьма сомнительно. Прерывистый смех и хихикающие звуки, издаваемые человеком и различными видами обезьян, при чувстве радости сильно отличаются от протяжных звуков при страхе и тревоге. Звук глубокого удовлетворения, произнесенный свиньей, когда она насытилась пищей, разительно отличается от ее резкого крика при чувстве боли или ужаса. У собак лай гнева и лай радости — звуки, совершенно отличающиеся друг от друга.

Из данного примера следует, что истоки речевой невербальной коммуникации, эмоциональной выразительности речи, интонирования и темпоритма берут начало в работах исследователей позапрошлого века, в их наблюдениях о взаимосвязи голоса и эмоционального состояния.

Источник

Оцените статью