Тема: Как в пении показывать чувства?
Управление
Re: Как в пении показывать чувства?
Это происходит, если петь не умеете. А так умение выразить чувства в той или иной песне приходят с опытом. Сразу конечно такого не получится. Песню необходимо пропустить через себя, чтобы при исполнении дрожь пробивала насквозь. Если слушаете допустим песню любимого певца, то часто бывает ощущение мурашек по кожи, дрожи внутри. Вот когда исполняете должно быть тоже самое. Конечно невозможно все песни петь идеально. Что-то будет получаться очень хорошо, что-то не будет получаться вообще. Когда исполняется песня, то необходимо прожить то что в ней исполняется и тогда будет возможность выразить те чувства, о которых вы поете. Естественно необходим детальный анализ текста и музыки песни, чтобы четко расставить все ударения на сильные и слабые доли. Именно они и будут опорными точками в исполнении. Как стихи мы рассказываем с выражением, где-то усиляем, где-то ослабляем голос. Тоже самое и в песне. Основная задача выразить те эмоции которые передает песня, также, как вы выражаете их в реальной жизни. Вот допустим вы поете фразу «Знал соль слез, пустоту постели. Ночь без сна сердце без тепла.». Представьте себе картину, чтобы вы испытываете некие чувства к определенному человеку, но он Вам взаимностью не отвечает. Вы страдаете, ночами думаете о нем. Вот вы должны спеть так, как будто это происходит с Вами в данный момент. Или допустим такая песня:
В полях под снегом и дождем
Мой милый друг, мой бедный друг
Тебя укрыл бы я плащом
От зимних вьюг, от зимних вьюг
А если мука суждена
Тебе судьбой, тебе судьбой
Готов я скорбь твою до дна
Делить с тобой, делить с тобой
Пускай сойду я в мрачный дол
Где ночь кругом, где тьма кругом
Во тьме я солнце бы нашел
С тобой вдвоем, с тобой вдвоем
И если-б дали мне в удел
Весь шар земной, весь шар земной
С каким бы счастьем я владел
Тобой одной, тобой одной!
Представьте себе момент, когда вы все это говорите человеку, который Вам дорог. Как бы Вы ему это сказали бы, наверное было бы волнение, эмоции, чувства и т.д. Вот так и надо спеть. Если вы действительно почувствуете произведение, то музыка будет доставлять истинный кайф, т.к. это ни с чем не сравненное чувство. Когда вы поете для Вас никого не должно существовать, только песня и Вы. Можно эмоции выражать и мимикой, общаясь таким образом со зрителем, делая его невольным участником вашего произведения.
Круг все свои песни писал и пел об одном человеке и писал все для этого человека. Одним словом все его песни имели реальный подтекст, реальные чувства. Оттуда и такие чувства в песнях. Он пел думая о том человеке и переживая все эти моменты, которые он переживал, да именно переживал ранее.
Источник
Опера и вокал
Сайт для вокалистов
Эмоциональное пение
Почему каждому из нас нравится та или иная музыка, определенная ария или песня, зачем мы снова и снова слушаем то, что уже слышали много раз? Согласитесь, причина этому — чувства и эмоции, которые вызывает эта музыка благодаря выразительному пению. Как в хорошем, добротно снятом фильме, мелодия могла бы звучать за кадром всю нашу жизнь, отражая те события, в которых мы участвуем и те чувства, которые мы переживаем. Иными словами, любое музыкальное произведение теснейшим образом связано с эмоциями.
Когда мы в хорошем настроении, в нашем плеере звучит одна музыка, а когда мы грустим или сердимся, или злимся, или влюбляемся, другая… В то же время достаточно включить веселую песню, чтобы поднять настроение, потому что эмоции заразны. Последнее — неоспоримый факт, которым артисты должны пользоваться. Певец, стоящий на сцене, обращает все взоры на себя и может силой своего мастерства и средствами своего искусства управлять эмоциями зрителя. Как это делается?
Анализ произведения
Для того, чтобы ваши слушатели в полной мере прочувствовали арию, вы сами должны ее глубоко чувствовать в каждый момент исполнения. Здесь действует правило ораторов: чтобы убедить аудиторию в чем-либо, нужно прежде всего самому быть в этом убежденным.
Обычно произведение имеет развитие. Всегда есть кульминация, смена настроений. На доминирующую эмоцию в каждый момент времени нам указывает характер мелодии и текст. Бывает так, что текст противоречит мелодии по смыслу и характеру, тогда, возможно, имеет место сарказм или у персонажа есть основания для такого несоответствия. Поэтому прежде чем петь, нужно сесть и спокойно разобраться в произведении, проанализировать его, понять, какое чувство главенствует в каждой строчке. После этого можно начать добавлять эмоции.
Добавляем эмоции
Есть арии или песни, которые сразу отзываются в нас. Мы их настолько хорошо чувствуем, что не нуждаемся в поисках эмоций для них. Но есть арии или фрагменты арий, которые в нас не вызывают практически ничего. И с такими фрагментами тоже нужно как-то иметь дело. Нужно определить, какая эмоция главенствует, и постараться найти в себе похожую. Иногда достаточно вспомнить какой-то пережитый опыт из собственной жизни. Идеально будет не просто вспомнить и почувствовать, но ощутить эмоцию в теле, физически ощутить.
Оживить песню эмоциями можно разными средствами. Для этого есть динамика, выделение слов или звуков слова (гласные, согласные), краски тембра (высшее мастерство) и пр. Но есть одно «но». Если за всеми этими тонами и красками в голосе не будут стоять эмоции, переживание, песня будет звучать, как подделка. Вот почему любому артисту важно всегда «иметь с собой» свое сердце.
Помнить о сердце
Это, возможно, самое трудное. Чтобы добиться успеха у зрителей, мы должны открыться. Тогда зритель увидит наши чувства и заразится нашими эмоциями. Каждый из нас по-своему страдает, радуется, любит, и все эти интимные вещи мы выставляем напоказ через персонажа. Не каждый это может сделать. Не каждый готов снять эту повседневную маску безразличия и приличия. Но и не каждый покоряет зрителей так, чтобы они потом об этом своим внукам рассказывали…
Источник
«Звезда в образе», или Как вокалисту правильно выражать эмоции в песне?
В прошлой статье я рассуждала о том, что в исполнении одинаково важно и применять вокальную технику и демонстрировать эмоциональность. Эти две составляющие одинаково важны для высокого уровня исполнения.
Но что значит «быть эмоциональным» или «петь с душой»?
Как слушатели, мы все понимаем, о чём речь, когда слушаем какого-либо исполнителя, и он либо задевает, либо не задевает наши эмоциональные струны. Иногда нам так нравится эмоциональная подача песни, что мы залипаем на ней надолго и слушаем десятки (если не сотни) раз. Мы испытываем своего рода насыщение, утоляем песней свой эмоциональный голод.
Но как быть исполнителю? Как петь так, чтобы хотелось его слушать и переслушивать?
Это тоже техника и тоже школа. Школа актёрского мастерства для вокалистов. Нам, слушателям, может казаться даже странным и обидным, но вокалисты часто демонстрируют не свои собственные переживания, которые мы жаждем разделить, а достоверную техничную подачу той или иной эмоции.
На русскоязычном пространстве, мы ждём от певца откровенности со зрителем: чтобы он нам изливал своё душевное состояние, а мы бы сопереживали. Тогда мы думаем, что он «настоящий» и «наш».
Но когда исполнитель, даже перспективный, начинает изображать эмоции «как чувствует», часто, как ни странно, это может выглядеть или фальшиво или смешно. Особенно, если речь идёт о песнях с таким содержанием, с таким эмоциональным наполнением, какого вокалисту ещё в жизни не довелось испытать: про расставание, потери, боль. Он начинает изображать эти чувства искренне, но по-дилетантски, и — парадокс — получается недостоверно! Внутри у слушателя звучит стойкое «не верю!»
Вспомните, самые цепляющие и искренние песни вечнозелёного советского репертуара были как раз у профессиональных актёров , которые владели техникой подачи эмоций. Можно вспомнить Марка Бернеса, Николая Караченцова, Михаила Боярского, Владимира Высоцкого.
Они не просто пели — в каждой ноте песни они разыгрывали спектакль, каждая интонация, каждый акцент несли обдуманное наполнение и органично дополняли образ. То же самое можно сказать про великую исполнительницу Аллу Пугачёву: не зря её называли «человек-театр». Она проживала роль, где у каждой её героини был законченный образ, было прошлое, настоящее и будущее, был переломным момент в жизни и цельный характер.
. А слушателю, в конечном итоге казалось , что такие исполнители своей душой касаются его души!
Секрет настоящего эмоционального пения вот в чём: слушателю, по большому счёту, неважно, что чувствует сам исполнитель во время пения. Слушателю важно, что вы заставите его почувствовать.
Для этого нужно не просто улыбаться, там где весело и хмуриться там, где грустно.
Для этого нужно серьёзно поработать над актёрской техникой: добиться полного раскрепощения тела, распрощаться с комплексами, особенно со страхом быть смешным и нелепым. Нужно освоить актёрский язык тела, и сделать каждый жест, каждый взгляд в исполнении осмысленным и логичным. А ещё постараться сделать свою актёрскую технику органичной и незаметной, чтобы не «переигрывать».
Немалую роль играет развитие эмоционального интеллекта. Нужно научиться распознавать даже мелкие оттенки эмоций. Каждая эмоция, например «радость» должна иметь несколько уровней и вариантов проявления. А также нужно понимать логику развития эмоций, и как расставлять смысловые эмоциональные акценты в песне (или другом произведении).
Это большая, и подчас тяжёлая работа. На неё могут уйти месяцы и годы тренировок. Но она необходима для того, чтобы быть востребованным, сильным артистом с разнообразным выразительным диапазоном, а не однодневкой с поверхностным характером исполнения.
Как всегда, жду ваших комментариев по теме!
Источник
Когда душа хочет петь — НЕначинающим вокалистам посвящается
Написать этот пост меня сподвиг пост Что такое хобби на самом деле и, в особенности, комментарии к нему, а также те три подписчика, которые пожелали услышать более развернутое изложение моих мыслей, высказанных там же. Ну, слово надо держать, поэтому приступим.
Уже в который раз я вижу эту грустную ситуацию, в которой, честно скажу, я и сам когда-то оказался — человек хочет петь, но не поет. Точнее, поет, но пение зачастую приносит ему негативные эмоции. Например, вольные или невольные слушатели в лучшем случае неодобрительно молчат, а в худшем просят замолчать и не мучать их уши (неженки какие!). А бывает, что, подпевая любимому исполнителю, сам человек слышит — хрень получается- и замолкает, а в дальнейшем предпочитает слушать молча или подпевать “под нос”, еле слышно — свои уши тоже не казенные. Или человек слушает запись своего пения в каком-нибудь караоке-клубе или не вечеринке — и начинает испытывать подсознательное желание упасть на колени перед всеми, кто когда-либо имел несчастье слышать его пение, и, рыдая и размазывая сопли по лицу, умолять простить его за кровь, текущую из ушей несчастных жертв вокального выкидыша.
Очень часто все это сопровождается поставленным давным-давно в музыкальной школе или окружающими слушателями вердиктом — ему медведь на ухо наступил, нет ни слуха, ни голоса, какое вам фортепиано — вам нужно заниматься по классу домбры или бубна. И вот человек растет в стойком убеждении, что его, и правда, поганый косолапый зверь лишил этого таинственного и вожделенного свойства — музыкального слуха, да еще вдобавок и по музыкальному голосу прошелся, подлец! И поёт себе человек тихонько в душевой кабине, в машине, на грядке на даче, короче — там, где никто не слышит.
Но! Душа-то хочет петь! Душе-то хочется творчески самовыражаться! Какое к черту самовыражение может быть на грядке, да еще и вполголоса? Душа хочет, чтобы человек пел громко, при всех! Может быть, не на уровне Карузо и Шаляпина (хотя было бы неплохо), но хотя бы так, чтобы спеть несложную песню в голос и красиво или, на худой конец, в микрофон на средней громкости и не некрасиво.
А разум — не хочет! Не хочет снова увидеть эти вытянутые лица, не хочет снова услышать “ну, наверное, пение это не твое, но зато ты добрый и детей любишь”, наконец, не хочет заставлять других слышать то, что ему самому слышать не нравится.
Что же делать? Можно жить, как раньше — на людях не петь, ну, или петь под влиянием алкоголя — когда душа рвется развернуться, а разум ослабляется. Можно и по-другому — просто научиться петь.
Но разве можно научиться петь, если, как все знают, у вас нет ни слуха, ни голоса?
У меня есть две новости — плохая и хорошая. Начну, как водится, с плохой.
Плохая новость: вы, действительно, поёте отвратно. Степень отвратности зависит от вашей наследственности, воспитания, окружения, в котором вы росли и живете, музыкальных пристрастий и еще бог знает каких факторов. Но вы, определенно, поете не так, чтобы люди хотели вас слушать (и сами это знаете).
Хорошая новость: медведь тут не ходил, уши не топтал и, с вероятностью 99%, у вас есть и голос (вы же можете говорить, правда?), и слух (люди совсем без музыкального слуха встречаются очень редко), и даже какое-то чувство музыки (ритма, гармонии и т.п.).
Совершенно точно могу сказать, что это все у вас есть, если, например, вы начинаете подпевать за исполнителем и замолкаете, потому что “не звучит” (т.е. вы слышите диссонанс). Но даже если этого не происходит, не факт, что дело в плохом слухе, может, просто вас мало “затыкали” окружающие и вы привыкли к диссонансу в собственном пении.
Так в чем же дело? Если есть и слух, и голос, и чувство музыки, то почему на выходе мы получаем то, что получаем — певческое фиаско и кровь из ушей?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала разберем на пальцах, а что же такое музыка вообще (дисклеймер для музыкантов — я сильно упрощаю для лучшего понимания, не нужно сразу бросаться тапками).
Как и любой другой вид искусства, музыка — это, в первую очередь, сплав творчества, т.е. желания выразить определенные мысли, эмоции, чувства, — и техники — т.е. конкретных способов эти самые мысли, эмоции и чувства выражать. Оставив пока в стороне творческую составляющую, рассмотрим поближе техническую, благо, за тысячелетия своего существования человечество продвинулось в этом вопросе достаточно далеко.
С технической точки зрения, музыка, а точнее, музыкальная мелодия, — это набор определенных звуков, идущих в определенном порядке. Если выстроить правильные звуки (основная характеристика “правильности” звука — это его т.н. высота, чем “тоньше” звук — тем он считается выше) в правильном порядке (оставим пока в стороне, как эту правильность определяют), то мы получаем приятную на слух мелодию, если же в мелодии используются “не те” звуки (т.е. звуки “не той” высоты), или “не то” их сочетание — то мы, в лучшем случае, начинаем ощущать дискомфорт, в худшем — воспринимать мелодию как какафонию.
Казалось бы, при чем тут пение? А при том, что пение — это всего лишь один из способов исполнения определенной музыкальной мелодии (партии) в музыкальном произведении — наряду с гитарой, фортепьяно и прочими музыкальными инструментами.
Не верите? Послушайте внимательно какую-нибудь песню, исполняемой не совсем бездарным певцом и, в частности, прислушайтесь отдельно к вокальной партии и исполняемой музыкой аранжировке. Слышите? Музыкальные инструменты НЕ играют ту мелодию, которая, собственно, ассоциируется с этой песней. Для ленивых — посмотрите вот это видео. В нем ребята из группы The Axis of Awesome поют всевозможные современные песни под практически одинаковую аранжировку из одних и тех же четырех аккордов:
Слышите? Can you feel the love tonight. — это как раз та мелодия (таааа, да-дааа, та-дааа, та-даам), которую мы представляем, когда слышим эту песню, а аранжировка на гитаре — просто бой из (четырех) аккордов, подходящий, вообще говоря, ко многим другим песням.
Если заменить вокальную партию, например, на флейту, исполняющую те же ноты — то песня все равно будет узнаваема, хотя, конечно, потеряет в выразительности (кстати, в караоке-композициях легкого уровня, эта ведущая мелодия как раз играется духовыми или клавишами — чтобы облегчить певцу жизнь).
И, таким образом, я подвожу вас к основному тезису, который я бы хотел высказать.
Голос в пении — это НЕ какой-то таинственный механизм, который одним дан, а другим — нет (как умение шевелить ушами или группа крови), и, если звезды сошлись, то вы будет петь хорошо, а если в этот момент рядом пробегало стадо медведей, то вы будете петь плохо.
Голос в пении — это всего лишь музыкальный инструмент, на котором вы играете (собственно, своим телом) определенные звуки в определенном порядке. И, как и в случае остальных музыкальных инструментов, игре на этом инструменте тоже нужно учиться и, что самое главное, можно научиться.
Никого ведь не смущает, что умение играть на гитаре на дается с рождения, и нужно этому специально учиться, даже если гитара с раннего детства висит на стене с вашей спальне и вы, будучи малышом, брямкали по струнам? А голос — инструмент гораздо более сложный, чем гитара, по моему мнению, вообще — самый сложный. Представьте себе инструмент, на котором вы играете в полной темноте, ориентируясь только на свои ощущения и результирующий звук. При этом вы должны играть одновременно горлом, животом, грудью, руками, ногами, языком, губами и пожиманием плеч, и никто не может заранее сказать, какая комбинация действий нужна, чтобы извлечь определенный звук. Инструмент, трансформирующийся в процессе обучения — появляются новые кнопки/струны/рычаги/клавиши/педали, позиция старых двигается туда-сюда, а само звучание зависит от погоды, температуры воздуха, вашего настроения и того, что вы кушали три часа назад. Наконец, инструмент, который звучит по-разному для вас, и для остальных людей!
Эта самая сложность голоса как музыкального инструмента и является ответом на вопрос, заданный в начале поста — почему, при формальном наличии голоса, слуха и чувства музыки, петь не получается? Ответ прост — потому что эти три элемента должны не только быть, но и должны правильно работать сами по себе, и при этом работать скоординировано.
Во-первых, у вашего голоса просто нет физического навыка произносить только звуки определённой высоты (в среднестатистической песне, кстати, таких высот всего 12-18). Вы банально не умеете выполнять ту самую комбинацию достаточно тонких движений связками, диафрагмой, мышцами гортани и нёба, языком и губами, которая требуется, чтобы высота звука была как можно ближе к высоте требуемого звука в данный конкретный момент, как не умеете, например, жонглировать четырьмя мячами или быстро крутить ручку между пальцев. Это — достаточно простой физический навык и, как и все прочие физические навыки, например, жонглирование или вышивание крестиком, он вполне неплохо развивается физической же тренировкой.
Во-вторых, у вас нет мыслительной привычки постоянно сравнивать высоту того звука, который вы сейчас поёте, с высотой того звука, который сейчас играет и, при необходимости, “подтягивать” или “опускать” голос, используя все-тот же физический навык пения звука определенной высоты. Эта привычка как раз и эксплуатирует тот самый “музыкальный слух”, точнее, ту его достаточно небольшую часть, которая отвечает за способность различать близкие звуки разной высоты. Как я писал выше, у подавляющего большинства людей эта способность есть, хотя, конечно, у разных людей она выражена в разной степени. Но если вы физически слышите, что два звука на расстоянии полутона друг от друга звучат по-разному (полутон — это некоторый интервал между звуками, достаточно широкий на самом деле), то нет никаких объективных — генетических, медвежьеухих и любых других — препятствий к тому, чтобы и эту привычку наработать тренировками.
И, наконец, в-третьих, у вас нет мыслительного навыка “предвидеть”, представлять себе следующую “правильную” ноту в мелодии и, в соответствии с этим предвидением давать команды голосу её петь и слуху — слушать, правильно ли и, при необходимости, опять же корректировать голос. Это — чувство гармонии, чувство музыки, и оно является, фактически, синхронизирующим механизмом для остальных двух компонентов и, к сожалению, наиболее сильно зависит от чисто субъективных факторов — ваших талантов, музыки, которую вы слушали и слушаете, и каких-то еще вещей, до конца так и не понятых. Но, несмотря на свою общую туманность, этот навык на самом деле уже присутствует у большинства людей, хотя бы на базовом уровне, и он тоже поддается развитию практическими занятиями.
Подытоживая, хочу еще раз кратко перечислить основные тезисы, которые я бы хотел донести:
Красивое пение — это исполнение голосом определенной музыкальной мелодии.
Голос в пении — это музыкальный инструмент, на котором вы “играете”. Как и в случае других инструментов (фортепиано, гитара, волынка, труба), если вы играете те ноты, которые нужно — вы поете “красиво”. Если вы поете не то, что нужно — поете “плохо”.
Голос — это сложный музыкальный инструмент и, чтобы на нем уметь играть — нужно учиться.
Пение — это умение петь (“играть”) звуки определенной высоты, привычка сравнивать то, что вы поете, с тем, что играет в аранжировке, и “предвидение” следующей правильной ноты, синхронизированные между собой. В большинстве случаев, эти навыки развиваются просто правильными тренировками.
И главное — вне зависимости от того, что вам говорили в детстве, сказали при поступлении в музыкальную школе или говорят сейчас окружающие — в 99% случаев нет объективных причин, почему вы не сможете научиться петь хотя бы на уровне “сносно”, что уже гораздо лучше, чем петь на уровне “отвратительно”, правда? При определенном везении и должном усердии, уровень “хорошо” также легко достижим. А если вам еще больше повезет и в вас откроется вокальный талант (что случается не так редко, как кажется) — уровень не ограничен, даже если сейчас во время вашего пения окружающим хочется приласкать вас чем-нибудь тяжелым.
Получилось много, но, надеюсь, кому-то поможет развеять некоторые заблуждения. Если пост зайдет, могу написать продолжение о первых шагах начинающего вокалиста.
Источник