- Как свет меняет атмосферу сцены
- Трехточечное освещение
- Как это выглядит у художников?
- Key Light
- Fill Light
- Rim Light
- Как экспозиция помогает задавать настроение иллюстрациям
- Когда источник света четко сверху или снизу
- Боковое освещение
- Уроки сценического освещения. Часть 4. Создаём настроение на сцене
- Создайте настроение с помощью освещения
- Основные советы
- Циркадные ритмы
- Имитация естественного освещения
- «Взаимодействие» с человеком
- Контроль над цветом
- Атмосферное освещение
- Узорчатые тени
- Настенное освещение
Как свет меняет атмосферу сцены
Одну и ту же сцену можно сделать мирной, опасной или напряженной просто при помощи света. Рассказываем, как это работает.
Преподаватель Smirnov School и колорскриптер Михаил Оплев мастерски использует свет, чтобы придавать настроение своим работам.
Свет решает, говорят фотографы — и они правы. Многие даже не задумываются о том, насколько сильно интенсивность света и его расположение влияют на атмосферу работы, не важно, будь то фотоснимок, сцена в 3D или концепт-арт. Поэтому очень важно понимать, где будут располагаться источники света в вашей сцене и зачем.
Трехточечное освещение
Фотографии известно много световых схем. Например, вот тут описывают целых шесть — для портретов. Но мы поговорим о том типе освещения, которые стоит узнать каждому художнику.
В набор минимум входят:
Key light — яркий основной источник света.
Fill light — дополнительный или заполняющий свет. Он менее яркий, обычно его используют, чтобы подсветить темные участки.
Rim light — контурный свет. Располагается позади объекта, дает красивую окантовку вокруг него. Используется, чтобы отбить объект от фона.
Слева направо: общая световая схема и три источника света. Контурный можно заметить на плечах и шее. Картинки отсюда
Как это выглядит у художников?
Key Light
Если вы используете несколько источников света в работе, основной источник света будет самым интенсивным. Ясным днем это будет солнце, чье интенсивное свечение перебивает любое другое освещение. В ночной сцене основным источником света может послужить фонарь или, например, костер. Вы сами в зависимости от ситуации определяете, какой свет — самый сильный. Именно он будет задавать основное освещение в работе и влиять на основные падающие тени. Если свет жесткий, как в случае с солнцем — тени будут четкими, если рассеянный — вы получите мягкие тени.
Если вы планируете несколько источников освещения, постарайтесь создать иерархию. Когда у вас несколько одинаковых по силе источников освещения, тяжело продумать, как они будут взаимодействовать между собой. Поэтому важно определиться, какой источник света будет основным и самым интенсивным, а какие будут дополнительными. Если ваша задумка все же предполагает использование нескольких одинаковых по силе источников света, убедитесь, что они правдоподобно взаимодействуют друг с другом и не нарушают композиционную целостность работы.
В этой иллюстрации солнце — основной источник освещения. Работа Jeremy Fenske.
Fill Light
Дополнительный источник света — более слабый по сравнению с основным. В солнечный день таким источником будет небо: его рассеянное голубое свечение заполнит тени. Возможно, зимой при ярком солнце вы замечали, что снег в тени кажется голубоватым — это как раз наглядный пример того, как работает дополнительное освещение. Там, где пересекаются основной свет и дополнительный, мы увидим влияние только основного из-за того, что он сильнее.
Рассеянный свет от неба окрашивает тени на снегу в голубой. Работа Антона Фадеева.
Rim Light
Контурный свет появляется, когда источник света находится позади изображаемого объекта. На его краях, чаще со стороны тени, возникает небольшое свечение: получается своеобразный эффект обводки. Этот прием часто используется в концепт-арте для игр (особенно на пропсах), в фотографии и кинематографе. Иногда в иллюстрации контурное освещение добавляют даже в случаях, когда по сути его там быть не должно: когда сзади нет источника света или он расположен сбоку. Эта неправдоподобность помогает работу визуально привлекательнее, поэтому иногда можно немного схитрить в угоду визуально интересной картинки.
С помощью контурного света решают ряд задач: отделяют объект от фона, акцентируют внимание на силуэте персонажа. Чего он не может, так это подсветить форму внутри силуэта.
Пример контурного света в иллюстрации. Автор работы — Sam Nielson
Как экспозиция помогает задавать настроение иллюстрациям
Свет может сделать много больше, чем просто осветить ваш объект. Он умеет задавать настроение. Сейчас будет еще немного терминов из фотографии — только чтобы повысить навык рисования, разумеется.
В фотографии слово экспозиция означает количество света, попадающего на светочувствительный фотоматериал за определенный промежуток времени. В результате мы получаем кадры с разной степенью читаемости: слишком темные, слишком светлые и хорошо читаемые. Как это выглядит? Посмотрите ниже.
На кадре с нормальной экспозицией хорошо видны детали как на свету, так и в тени. На двух других фотографиях кадр получается либо слишком темный, либо слишком светлый, часть информации потерялась
По-разному используя три основных типа освещения и меняя экспозицию, можно создавать в работах совершенно разную эмоциональную атмосферу. Нужен пример? Разберем на лягушках.
Что вы можете сказать о каждой лягушке? Меняется ли настроение персонажа в зависимости от освещения? Автор работы — Sam Nielson
Когда источник света четко сверху или снизу
У первой лягушки основной источник света расположен над головой, тени подсвечены неярким дополнительным светом. Создается впечатление, что она находится под искусственным источником света, возможно, на сцене, и на нее светит прожектор. Солнце редко находится под таким углом, чаще оно светит немного сбоку, поэтому можно сделать вывод о том, что действие происходит где-то в закрытом помещении.
Лягушка №1.1. Свет точно сверху. Как часто вы видите свет прямо над головой и где? Даже не показывая окружения, можно подсказать зрителю, где находится наш пропс или персонаж.
На атмосферу влияет расположение источника света: если он четко сверху или четко снизу, мы почувствуем небольшое напряжение, так как человеческому взгляду комфортнее смотреть на изображения, где источник света чуть под углом. Симметричные вещи не кажутся нам природными.
Если переместить источник света вниз так, чтобы он оказался под лягушкой, мы получим загадочную и мрачную атмосферу. Объяснить это можно тем, что свет, который идет снизу — довольно непривычное явление, и оно создает легкий дискомфорт у зрителя.
Лягушка №1.2. Свет точно снизу, отчего у лягушки подозрительный вид. Она точно что-то задумала!
Когда нужны пересвет или наоборот, нехватка света
Следующая лягушка — переэкспонирована. Пятно света кажется практически белым, так бывает при очень ярком освещении. Эффектом переэкспонированности часто пользуются художники, когда хотят изобразить яркий солнечный день и акцентировать внимание зрителя на том, что находится в тени от основного источника света.
Лягушка №3. Свет сверху, его много.
На концепте к мультфильму «История игрушек 3» часть деревянного пола, освещенная солнцем, полностью белая: не видно текстуру дерева и даже нельзя определить, какого она цвета. Зато остальная комната хорошо освещена за счет отраженного света, и мы четко видим все детали. Такое яркое солнечное освещение создает безопасную и уютную атмосферу.
Концепт к мультфильму “История игрушек 3”.
Третья лягушка изображена с недостаточной экспозицией: здесь очень глубокие тени и малое количество света.
Лягушка №3.1. Свет сверху, его мало.
Такой вариант освещения помогает создать мрачную, загадочную атмосферу. Например, так:
Работа Максима Верехина
А так выглядит лягушка в темном помещении.
Лягушка №3.1. Тут света совсем пожалели.
Конечно, иногда лягушка в темноте выглядит вот так. Но нам этот вариант не очень интересен.
Вы видите тут лягушку? А она есть!
Боковое освещение
Освещение сбоку, как на четвертой лягушке, более естественное, по сравнению с верхним освещением из первого варианта, однако оно может добавить в иллюстрацию немного драматичности и эмоциональности.
Лягушка №4. Свет точно сбоку.
Такое освещение бывает, например, в фильмах, когда влюбленная пара смотрит на закат солнца.
Автор работы — Laurica Andrian
Вариант освещения, показанный на примере пятой лягушки, самый нейтральный из всех рассмотренных. Именно такое освещение чаще всего встречается в концептах персонажей, когда нужно показать дизайн, а эмоциональная составляющая не играет решающей роли.
Почему? Освещение спереди и сбоку лучше всего демонстрирует форму и текстуру объекта, так как достаточно большая его часть расположена на свету и без труда можно рассмотреть необходимые детали.
Попытка, то есть лягушка номер 5. Классический свет для концептов персонажей.
Если сместить такое освещение в сторону центра, может добиться чувства легкого дискомфорта, как если бы персонаж внезапно оказался в свете фар или фонаря. Так легкая ассиметрия в расположении основного источника всегда предполагает более дружелюбную атмосферу. Хотите добавить напряжения — поместите источник света в центр над головой персонажа или прямо перед ним.
Итак, мы поняли, что свет не просто освещает объекты, но и задает настроение сцене. Поэтому прежде чем садиться за работу, хорошо бы подумать, сколько у вас будет источников света, как они будут расположены.
Решить эту проблему можно, изучив референсы на свет, соорудив макет из нескольких коробок и ламп дома или собрав болванку сцены в 3D.
Источник
Уроки сценического освещения. Часть 4. Создаём настроение на сцене
Для создания настроения работают обычные методы построения световых картин. Всё зависит от ваших конкретных решений: какие приборы и куда именно поставить, какой цвет, интенсивность и форму луча использовать. Так же, как ноты в музыкальном произведении, осветительные приборы таят в себе множество возможностей в зависимости от их взаимного расположения и настроек. Каждая комбинация вносит свой неповторимый вклад в атмосферу спектакля.
Путь создания таких световых картин напоминает прогулку по незнакомому городу. С одной стороны, вы имеете базовые знания, которые позволяют задавать себе правильные вопросы. Вы знаете основные углы, под которыми собираетесь направлять приборы, у вас есть некая палитра цветов, и вы можете менять интенсивность различных источников света.
Эксперимент. Используйте любую возможность для того, чтобы испытать свои идеи, извлечь из них какую-то пользу, сделать практические выводы. Чем больше вариантов освещения вы проработаете для каждой сцены, тем проще будет выбрать лучшие из них.
Приведённые ниже Упражнения помогут вам развить в себе необходимые навыки работы со светом и научиться создавать на сцене потрясающие световые картины, полные драматизма и эмоций. Очень полезным является ведение журнала, где вы будете записывать идеи, ссылки, приклеивать рисунки, фотографии, открытки и любые другие результаты ваших упражнений. Такой журнал может стать вашим помощником и источником идей.
Источник
Создайте настроение с помощью освещения
Знаете ли вы, что с помощью освещения можно создавать в помещении любую атмосферу? Если вы домосед или по воле случая проводите дома много времени, то данная тема будет для вас особенно актуальна.
Естественные и искусственные источники света значительно влияют на нашу повседневную жизнь и играют важную роль в наших эмоциональных и биологических процессах. Освещение также может повлиять на производительность и концентрацию, в зависимости от качества, цвета и интенсивности излучаемого света.
Основные советы
1. Используйте естественный свет: с помощью естественного освещения и ламп, имитирующих его, можно повысить энергию, улучшить самочувствие и продуктивность. При выборе режимов и интенсивности света стоит обращать внимание на циркадные ритмы.
2. Подумайте о настроении: поиграйте с цветовыми режимами, которые напрямую связаны с человеческими эмоциями. Теплые тона идеально подходят для работы, а прохладные оттенки помогут расслабиться.
3. Сделайте систему освещения гибкой: используйте как встраиваемые, потолочные, настенные светильники, так и портативные.
Циркадные ритмы
Цирка́дные ритмы — циклические колебания интенсивности различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи. Период циркадных ритмов обычно близок к 24 часам.
• Циркадное освещение может помочь решить общие проблемы со сном и наладить процесс засыпанию ночью, а это поддержит вас в бодром состоянии в течение дня.
• Используйте системы, не требующие сложных настроек. Персонализируйте настройки в соответствии со своими потребностями.
• Используйте разную интенсивность света, таким образом свет будет лучше соответствовать циркадным циклам.
Имитация естественного освещения
Инновации в дизайне освещения позволяют регулировать оттенки, уровни яркости и даже имитируют естественный свет, что идеально подойдет для повседневных занятий, повышая концентрацию и поднимая настроение. Подумайте, какую часть дня вы проводите в той или иной комнате, и в зависимости от этого используйте разные светильники. Используйте портативные светильники, которые можно легко перенести из комнаты в комнату.
Очень часто подобные светильники создают в стиле хай-тек. Не бойтесь этого: строгость линий и углов хорошо «скрадывается» в классических или модерновых интерьерах со спокойной цветовой гаммой.
«Взаимодействие» с человеком
Сейчас бренды все чаще стали задумываться не просто над визуальной составляющей дизайна, но и пытаются максимально «встроить» его в пространство. Для этого используются как интерактивные технологии, с помощью которых человек легко может настраивать систему освещения, так и ручные способы. Например, когда человек сам может менять форму конструкции светильника для создания определенной атмосферы. Кроме того, благодаря взаимодействию с предметом внимание переключается, тем самым успокаивая психику.
Контроль над цветом
Цветное освещение только начинает набирать популярность. Но многие производители уже предоставляют большой выбор. Выбирая такой тип светильников, вы можете реализовать у себя дома мастерскую художника, используя пространство подобно холсту, на котором как краски могут быть расположены цветные световые пятна. Создайте тем самым иммерсивное игровое пространство. Вы можете совместить функции теплого и холодного света для воспроизведения ультрамодного голографического освещения.
Атмосферное освещение
Мягкий свет в помещении расставляет необходимые акценты и помогает создать интимную успокаивающую атмосферу. С помощью такого освещения вы можете даже улучшить интерьер, подсвечивая отдельные предметы и скрывая в тени детали, на которых не хотите акцентировать внимание. Такой вид «светового дизайна» поможет вам более комфортно чувствовать себя в пространстве любого помещения за счет того, что вы сами можете регулировать интенсивность и температуру освещения.
Узорчатые тени
Используйте светильники с характерными текстурами на абажурах: причудливые узорчатые тени или многослойные световые блики на стенах помогут создать иммерсивный эффект в комнате и по-новому взглянуть на интерьер. Вы можете создать иллюзию глубины пространства с помощью линейных углов и световых эффектов.
Настенное освещение
Настенное освещение часто недооценивают, однако, акценты, которое оно может создать, определенно добавят вашему интерьеру ненавязчивый шарм комфорта и утилитарности. Настенный свет очень удобен еще и тем, что экономит место. Кроме того, его гораздо удобнее заменить, чем торшер или подвесной светильник. Вы можете создавать на стене настоящие геометрические полотна, используя несколько светильников одновременно.
Надеемся, что вдохновили вас на творческие поиски подходящего варианта освещения. А если в статье не нашлось светильников на ваш вкус, загляните в полный каталог: Дизайнерские светильники
Источник