Как передается тип темперамента

Как передается тип темперамента

Очень часто родители, когда поведение своего ребёнка их не устраивает, говорят: «Вот ничего не поделаешь, во всем виноваты гены, весь в отца или мать пошёл». Однако исследования ученых показывают, что хоть и влияние наследственности велико, но обвинять во всем «дурную наследственность» неправильно. Согласно мнению психоаналитиков, влияние генов на формирование характера ребенка нельзя отрицать, однако многие способности могут быть развиты или утрачены во время воспитания и развития детей.

Ни у кого не вызывает сомнений, что у красивых родителей в большинстве случаев рождается красавица дочка и красавец сын. Но как видно из биографии многих гениальных личностей, на их детях природа отдыхает. По данным исследований ученых оказалось, что такие болезни, как шизофрения, маниакальный синдром, умственная отсталость и слабоумие чаще всего передаются по наследственности. Причем не только от родителей, но и предыдущие поколения могут подарить предрасположенность к данным заболеваниям. По наследству передаются также интеллектуальные способности ребенка. У высокоодаренных родителей чаще рождаются талантливые дети, но задатки интеллекта в большей степени определяются материнскими генами, а не отцовскими.

Дети, унаследовав от талантливых родителей гены, не могут сами по себе вырасти гениями. Для этого необходимо создать условия, чтобы они могли реализовать заложенный в них потенциал. В семьях, где родитель признанный гений и талант, одаренный ребенок часто остается в тени. У гениальных родителей постоянно увлеченных работой на ребенка не остается времени, в результате они вырастают людьми, не похожими на своих родителей.

По мнению ученых, утверждение, что на детях гениев природа отдыхает, связана с ошибками в воспитании. А вот родители самих гениев в основном не имели ни титула, ни денег при жизни, зато упорно занимались детьми. Они хоть и были талантливыми от рождения, но были непризнанны народом. Поэтому, они с упорством вкладывали силы в воспитание своих детей, чтобы в них реализовался их талант.

Как показывают данные исследований американских физиологов, развитие личности на две трети зависит от природных способностей, а на треть — от окружения и воспитания. Как когда-то выразился Пифагор: «Не из каждого дерева можно выточить Меркурия». От генов зависит на 50% уровень интеллекта и на 28-49% степень выраженности у ребенка уверенности в себе, его тревожности и дружелюбия, сознательности и интеллектуальной гибкости. Различие характеров братьев и сестер, выросших в одной и той же семьи, объясняется с тем, что они наследуют только половину общих генов родителей.

Сегодня научно доказано, гены оказывают фатальное влияние на то, каким вырастет человек и думать, что новорожденный ребенок является чистой доской, на которой родители могут написать все, путем воспитания является ошибочной. Однако роль среды в воспитании ребенка нельзя полностью исключать. Способности, которые достаются детям по наследству от родителей являются только начальным капиталом, если их грамотно не развивать и не увеличивать, то нельзя рассчитывать на успех в воспитании гармонично развитой личности.

Среда общения и культура являются немаловажным фактором для развития ребенка. Даже ребёнок академиков, унаследовавший от родителей огромный интеллект и умственные способности, угодив в «плохую компанию» за считанные дни может превратиться в наркомана или алкоголика. Так же и усыновленный ребёнок, при правильном воспитании в кругу любящих и добрых приемных родителей, может вырасти прекрасным человеком, несмотря на то, что его биологический отец не отличался хорошими качествами характера.

Многие учёные в последнее время утверждают, что существенное влияние на характер ребёнка оказывает период его развития в утробе матери. Если мама до рождения ребенка окружает его хорошим настроением, разговаривает с ним или поет ему, то и малыш рождается с музыкальным слухом, с соответствующим тоном голоса и настроения.

Данная статья должна заставить родителей задуматься: насколько оправданы их требования к своему ребенку? Любить ребенка необходимо таким, какой он есть. Нельзя из тихони сделать общительного лидера или заставить учиться ребенка на «отлично», если у него нет наследственных способностей. Прибегая к строгим методам воспитания, можно сломать внутренний мир ребенка. Для полноценного развития личности ребенка родители должны учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе воспитания.

Источник

Как передается тип темперамента

Зависит от воспитания или передаётся о наследству?

Все люди разные. Одни спокойные и их ничего не способно вывести из себя, другие наоборот взрывные и быстро раздражаются. От чего же это зависит? Можно предположить, что дело в воспитании. Но постойте-ка, воспитание способствует социализации человека, да оно сильно влияет на него, но в основном на видение каких-то вещей и вопросов. Во многом определяющим в плане эмоциональности и открытости является темперамент.

Читайте также:  Чувство жжения между лопатками что это такое

Что такое темперамент?

Темперамент – индивидуальные особенности личности, относящиеся к его психике, которые отражают психическую деятельность человека. Он не зависит от целей и содержания и не меняется в течении жизни. Темперамент лежит в основе характера.

Теория Гиппократа. Четыре «жизненных сока» в человеке

История изучения темперамента человека уходит далеко в прошлое. Еще Гиппократ утверждал, что в человеке течет четыре «жизненных сока». В зависимости от преобладания какого-либо из этих соков человек и обладает определенным темпераментом. На основе этого выделяют четыре типа темперамента: холерики (преобладание желтой желчи), флегматики (лимфы), сангвиники (крови), меланхолики (черной желчи). Эта теория хоть и строится на чистых предположениях, но несмотря на это оказывает сильное влияние на искусство, науку и литературу до сих пор.

Передается ли темперамент по наследству?

Вторым этапом в развитии теорий и учений о темпераментах человека явились исследования И.П.Павлова о типах нервной системы. Он доказал что основа темперамента — соотношение основных черт психической деятельности и свойств нервной системы. В свою очередь тип нервной системы определяется генотипом, или наследственностью. Получается, что наследственность оказывает сильное воздействие на темперамент. Проследите за своими родителями, за их действиями и вы увидите схожие черты с собой.

Теория Гегеля о четырёх темпераментах

В настоящее время крепкую позицию занимает теория о четырех типах темперамента, созданная Гегелем. Но как утверждают психологи, эти четыре типа являются своего рода идеальным типом и очень редко можно встретить человека, которого с точностью можно отнести к одному из типов. В основном темперамент человека включает в себя совокупность сразу нескольких типов, но при этом преобладающим оказывается все-таки какой-то один. На основе этого и делается отнесение человека к определенному типу. Давайте более подробно разберемся с особенностями каждого.

Меланхолик

Меланхолика обычно очень легко ранить, он сложно переживает неприятные ситуации и проблемы, но внешне он вяло реагирует на окружающее его действие. Для него характерна эмоциональная слабость. Классическими меланхоликами можно считать таких личностей, как Р.Декарт, Ч.Дарвин, Ф.Шопен. Данный тип особенно чутко способен реагировать на различные проявления благодаря своей эмоциональной чувствительности. Именно поэтому люди, которые смогли преодолеть данный недостаток своего темперамента и стали великими и творческими личностями.

Флегматик

Флегматик же наоборот невозмутим и медлителен, для таких людей характерны устойчивое настроение и стремления. Внешне скупое проявление чувств делает из него холодного человека. Такие люди большие трудоголики. Они проявляют упорство в работе, при этом оставаясь спокойными. Их сложно вывести из себя. Медлительность компенсируется прилежанием в работе и большими достижениями. Примерами флегматиков могут выступать М.И. Кутузов и И.А. Крылов.

Сангвиник

Люди, обладающие темпераментом сангвиника очень подвижны и горячи обычно. У них часто меняется настроение, впечатления. Он быстро реагирует на все что происходит вокруг, легко забывает и отходит от своих неудач. К работе у сангвиника тоже особое отношение: если работа интересна, то он с энтузиазмом берется за нее и делает очень результативно и продуктивно, но если она не интересна, то сангвиник начинает на ней угасать и скучать. Люди с таким характером хорошо справятся с обязанностями руководящей должности, где на них возлагается большая ответственность. В этом случае они могут свободно раскрыть весь свой потенциал. К таким людям относились В.А.Моцарт и А.И.Герцен.

Холерик

Холерик очень страстный, порывист обычно в своих поступках, в результате чего часто бывают неуравновешен, не может четко оценить ситуацию, у него бывают быстрые смены настроения, которые сопровождаются эмоциональными вспышками. Такие люди быстро истощаются, когда сильно чем-то заинтересовываются и отдают на это все свои силы. Такие люди способны преодолевать большие трудности собирая все свои силы в нужный момент, но после того как трудности преодолены, они легко взрываются и «сдуваются» на какое-то время. Все холерики прирожденные лидеры. Обычно два холерика сложно уживаются друг с другом, постоянно вступая в конфликты и противоборства. Но часто эти качества не мешали, а лишь помогали людям. Например, А.В.Суворов в результате своего сильного характера стал великим полководцем.

Как вы можете заметить тут нельзя выделить какой-то один идеальный тип темперамента. У каждого есть как положительные стороны, так и отрицательные. Хорошее воспитание, про которое мы говорили в начале разговора лишь помогает перевести отрицательные черты человека принадлежащего к какому-то одному из типов в положительные качества.

Читайте также:  Как понять высокие чувства

Для определения вашего темперамента на сегодня существует большое количество тестов, пройдя которые вам легче будет понять к какому типу относитесь вы по темпераменту. Часто к таким методикам прибегают психологи, особенно для разрешения конфликтов. Как известно одни темпераменты лучше взаимодействуют с противоположными по чертам, а кто то лучше с такими как он. Зная темпераменты человека можно предположить его реакцию на какие-либо события. Это позволяет уменьшить количество конфликтов в коллективе.

На сегодняшний день в психологии появилось множество теорий, которые классифицируют типы темперамента людей. Все больше эта классификация начинает основываться на опытных научных данных. Например, большое значение теперь имеет наследственность человека для определения его темперамента и особенности нервной системы. Но теория Гиппократа не теряет своей актуальности. Определите свой темперамент, и вам будет легче изменить себя к лучшему.

Источник

Человек получает темперамент по наследству?

Когда мы говорим про ребенка: «Вспыльчивый, как папа!» или «И ее мама в детстве тоже была тихоней», мы подразумеваем, что человек получает темперамент по наследству. Так ли это?

Объясняет завкафедрой психогенетики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО Марина Егорова.

Наследство потомкам

Когда-то в старой, классической, психологии выделяли четыре основных типа темперамента: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Под каждым типом подразумевали ряд определенных психологических свойств. Например, сангвиники – это люди жизнерадостные, отличаются быстрой реакцией. А флегматики на все реагируют медленно, зато упорны и трудолюбивы.

Но современная наука не считает, что по наследству может передаваться вся группа психологических особенностей, которая объединяется общим понятием – тип темперамента. Было бы наивно считать, что у сангвиников рождаются сангвиники, а у флегматиков – флегматики. Наследуются только отдельные черты темперамента, они передаются не через один какой-то определенный ген, а через группу генов. И пока что ученые установили только три отдельные черты, которые переходят от предков к потомкам:

общительность (или необщительность – у каждой особенности есть два полюса);двигательная активность – высокая или низкая;эмоциональность – с негативным фоном или с позитивным, радостным. «Тихоня» и «душа компании»

Вообще-то всем маленьким детям свойственна настороженность к чужим, но необщительных людей в младенчестве просто обуревает страх перед незнакомцами. Первые его проявления можно заметить у таких детей уже в 4 месяца, когда остальные младенцы еще доброжелательно встречают всех, склонившихся над их колясками.

А в 6-8 месяцев этот страх уже хорошо заметен. Малыш прижимается к матери, когда видит чужих людей, отворачивается, плачет, долго не может привыкнуть к новым взрослым, которые входят в его жизнь. Он может не узнать члена семьи, с которым общался постоянно, например папу, если расстался с ним на 3-4 недели. Такие дети боятся новых игрушек и новых вещей, они устают от громких звуков и яркого света, от поездок в транспорте. Им очень тяжело в детском саду, они не играют с другими детьми, в школе у них мало друзей, и они трагически переносят любые изменения в своей жизни: не только переход из одной школы в другую, но даже смену соседа по парте. И, повзрослев, они все так же будут держаться в тени.

Их антиподы – дети очень общительные. Маленькие – они всем надоедают своей болтливостью, всюду встревают, на уроках тянут руку вверх, не потому что знают, как ответить, а потому что устали слушать и хотят говорить сами. В подростковом возрасте и во взрослой жизни они легко становятся лидерами или душой компании. Но суперобщительные и радостные могут получиться уж больно простоватыми, им может не хватать чуткости и тонкости восприятия.

«Бука» и «колокольчик»

Дети, родившиеся с негативным эмоциональным фоном, в младенчестве начинают день с плача, они сразу просыпаются в дурном настроении. Их трудно развеселить и отвлечь от печали. В школе они отличаются большой тревожностью, вечно беспокоятся. В подростковом возрасте их бросает из крайности в крайность, эмоции их очень неустойчивы, хорошее настроение легко сменяется плохим. Это они, зная предмет, на экзамене так мандражируют, что могут ничего не ответить.

А на другом полюсе – люди, родившиеся с радостным эмоциональным фоном. Такие в детстве просыпаются с улыбкой на устах, рано начинают смеяться – эдакие колокольчики. В школе у них легко складываются отношения и с ровесниками, и со взрослыми, они нравятся окружающим. «Колокольчик» с легкостью становится лидером в младшей школе, он из тех, кто приглашает к себе на день рождения весь класс. У него легко проходит переходный возраст: он не бунтует, не объявляет войну родителям и учителям. Удобный ребенок. И взрослым он будет приятным – контактным и невзрывным.

Читайте также:  Плохо себя чувствую нет сил что это

«Живчик» и «соня»

Есть люди, которые всю жизнь громко говорят, быстро двигаются, с шумом распахивают двери. Они все делают энергично, и энергия у них не кончается. В раннем детстве такие «живчики» отличаются смышленым умом.

Двигательная активность у малышей тесно связана с интеллектуальным развитием: тот, кто больше обежал углов и больше разломал машинок, больше успел увидеть и узнать. Примерно в 5 лет связь между моторной активностью и развитием интеллекта пропадает. А позже «живчики», наоборот, могут отставать от сверстников в развитии, потому что на уроках им трудно сосредоточиться, они постоянно отвлекаются.

Их антиподы – дети вялые, как бы спящие на ходу – обычно не настораживают взрослых: как бы ребенок ни был заторможен, он все-таки всегда живее взрослого. У вялых все эмоции проявляются слабо: в младенчестве они не плачут, а попискивают, обычно плохо едят, засыпают во время кормления.

В детстве они развиваются медленнее, чем их энергичные ровесники: им будет чуть труднее учиться, они накопят чуть меньше знаний. Эти «спящие красавицы и красавцы» в школе могут оказаться в троечниках. Но если им уделять побольше внимания, заниматься с ними специально, не полагаться на то, что они сами все в жизни схватят, ко взрослому возрасту они вполне могут по интеллекту не уступать энергичным ровесникам.

Как сгладить крайности

Темперамент – это только предпосылка к тому, как человек будет вести себя в жизни, считают ученые. Генетические особенности свойств психики – не окончательный диагноз, есть еще воспитание родителей, свой собственный сознательный контроль, влияние интеллекта – все то, что может сгладить крайности: притушить утомительную активность «живчика» или взбодрить вялого «соню», придать уверенность «тихоне».

Многочисленные исследования, самое представительное из которых – Нью-Йоркское лонгетюдное исследование темпераментов, начавшееся в 1962 году и продолжающееся до сих пор, доказали, что генетические особенности темперамента поддаются коррекции, психика человека пластична. Врожденные психологические особенности можно сгладить, и легче всего это сделать в детстве.

«Тихоню» надо учить общаться с другими детьми, не давать ему замыкаться на бабушке. Сначала у себя дома, в привычной обстановке. Заранее проговорив, во что, как и где «тихоня» будет вместе со своими гостями играть.

Очень важно, чтобы первый визит гостей прошел гладко: положительный опыт общения «тихоню» поддержит.

Его ни в коем случае нельзя бросать в компанию детей, как щенка в воду: замкнется еще больше! В школе защищайте его от нападок учителей и других взрослых – он должен чувствовать, что у него есть крепкие тылы.

Всем хорош «душа компании», только бы не вырос глуповатым. Его как можно больше надо развивать интеллектуально, чтобы научился оценивать себя со стороны. Ведь мы начинаем задумываться, что мы собой представляем, только когда у нас не складываются отношения с другими людьми. А когда ты всем нравишься, нет и повода для самоанализа, самосовершенствования.

«Живчикам» надо помочь израсходовать физическую энергию. В спорт их, в спорт! Впрочем, физическая активность меньше всего поддается коррекции, так что энергия в вашем «живчике» будет клокотать до седых волос.

С вялыми «сонями» надо заниматься в том темпе, который им по силам. Увидели, что ребенок устал, – дайте ему отдохнуть. Отдохнул – сажайте его читать, считать, развиваться снова. И так, не спеша, все объясняя и все разжевывая, гните свою линию.

«Букам» надо внушать уверенность в себе, искать им надежного друга-скалу, к которому можно прислониться.

А «колокольчики» – счастливый тип – никаких изменений не требуют, и расти им интеллектуально легко, и они запросто вписываются в любой коллектив.

Но вот мы ценой продуманных, упорных многолетних усилий сделали-таки из своего замкнутого ребенка вполне контактного человека, например. Или из «буки» вырастили вовсе не плаксивого невротика, а вполне устойчивую ровную личность. А какие у нас будут внуки? Угадайте с трех раз!

В том-то и парадокс: вполне вероятно, что нам снова придется проявлять свой недюжинный педагогический талант: у наших вполне адаптированных детей могут родиться «тихони» и «буки»! Ничего не попишешь – наследственность. А вот какие свойства темперамента нашим внукам перейдут от папы, а какие от мамы, ученые предсказать пока не могут, тут уж как гены лягут!

Источник

Оцените статью