Как педагогу развивать эмоциональную сферу

Тренинг для педагогов « Мир наших эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности педагога»
методическая разработка по теме

Тренинг для педагогов .

Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.

Скачать:

Вложение Размер
plan-konspekt_treninga.docx 37.69 КБ

Предварительный просмотр:

Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.

  1. создание комфортного психологического климата в группе;
  2. проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя;
  3. развитие умения распознавать эмоциональные состояния;
  4. тренировка профессионально-педагогических особенностей вербальными и невербальными средствами.

Материалы и оборудование:

Бейджи для всех участников (пустые) для личного заполнения; магнитофон с музыкой среднего темпа; 2 листа ватмана (на 2 команды), фломастеры, маркеры, листы А-4, мольберт.

Ведущий тренинга: Педагог-психолог.

Время проведения: 1 час.

1 упражнение « Знакомство».

Педагог — психолог: Здравствуйте! Я рада Вас всех видеть. Перед началом дальнейшей работы нам стоит познакомиться. Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени. Возьмите маркеры и впишите свое имя (любая форма имени) в бейджи, а также слово, отражающее Ваше настроение или черту характера (например, Наташа — упрямая).

Для того чтобы немного размяться после рабочего дня, предлагаю поиграть в игру «Поменяйтесь местами».

Встаньте справа от меня те, кто сегодня в платье и юбке слева те, у кого карие глаза; станьте передо мной те, у кого есть сын; хлопните в ладоши те, у кого есть дочь. Встаньте за мной те, у кого сегодня хорошее настроение.

Педагог – психолог: Для того чтобы наше общение было эффективным предлагаю соблюдать некоторые правила:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего.

3. Уважать мнение друг друга.

4. быть активными.

Педагог – психолог: Сегодня мы поговорим с вами про эмоции. Эмоции это своеобразное личностное отношение не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Для современного мира характерна эмоциональная « глухота» как детей, так и взрослых. Педагоги, требуя от детей способности сопереживать другим, регулировать эмоциональные проявления, просто обязаны уметь сами определять эмоциональные состояния людей, владеть собственными эмоциями, анализировать их и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются.

2 Упражнение « Ассоциации».

Педагог –психолог: Для начала выясним, какие вы знаете основные эмоции. Запишем их на большом листе (участники предлагают названия эмоций педагог – психолог записывает их в столбик).

1 радость (счастье, воодушевление, веселье, удовольствие)

2 злость (ярость, бешенство, негодование)

3 страх ( боязнь, испуг, ужас, паника)

4 удивление ( изумление, интерес)

5 грусть (печаль, тоска, уныние, скорбь; меланхолии)

6 спокойствие (умиротворение)

— Но это не полный спектр эмоций. А теперь попробуйте записать к каждому эмоциональному состоянию качество человека, эмоциональное состояние, которое у вас ассоциируется с этими эмоциями. (список значительно увеличивается.) Теперь мы видим, как многогранен мир эмоций.

3 упражнение «Интонация».

Педагог – психолог: Знаете ли вы, что произнеся слово « здравствуйте» вы произнесли 70% своей речи, и то с какими эмоциями вы произносите это слово, зависит, как собеседник будет к вам расположен: скептически или благосклонно. Каждому из вас розданы названия эмоциональных состояний, попробуйте произнести слово «здравствуйте» или любые его вариации так, чтобы поняли, с каким настроением вы произносите его.

С интересом (Удивлением)

Примечание. Подводится итог, трудно ли было передавать эмоции .

4Упражнение «Произнесите текст ».

Педагог – психолог: Ваше эмоциональное состояние может выдать ваш голос. Согласитесь, что все мы говорим в разном темпе, с разной интонацией. Даже сила голоса у всех разная. Сейчас мы попробуем произнести один и тот же текст с разной силой голоса (произносится текст).

«Зайку бросила хозяйка»

1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Волнообразно.
4. Как будто вы страшно замерзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.

Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом.

5 упражнение «Взгляд».

Педагог – психолог: Как вы думаете, что еще помогает человеку и в первую очередь педагогу в общении и передаче своих эмоций?

Взгляд — один из способов невербальной передачи информации с помощью глаз .

Взгляд может выражать и вызывать эмоции и психическое состояние . Взгляд может быть внимательным, заинтересованным, восхищённым, но бывает и наглым, вызывающим, презрительным, высокомерным.

Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:

  1. с укоризной,
  2. с настойчивым запретом,
  3. с безмерным удивлением,
  4. с гневом,
  5. с ожиданием дальнейших действий.

Обсуждается значение взгляда в технике общения. Дается рекомендация: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.

6 упражнение «Мимика лица».

Педагог – психолог: Мимика относится к выразительным движениям и является одним из звеньев в цепи различных форм и способов общения между людьми.

Педагог – психолог: Посмотрите на фотографии эмоций и подумайте, какое их эмоциональное состояние каждая фотография выражает. Подпишите их (30 секунд). Сравните свои результаты.

7 упражнение «Заколдованный человек».

Педагог – психолог: Для того чтобы закрепить услышанное сегодня, мы попробуем изобразить слово « счастье» на бумаге. Все необходимое у вас в корзинке, главное правило не использовать речь. Договориться можно жестами и мимикой.

Источник

Статья «Особенности эмоциональной сферы личности педагогов ДОУ как фактор профессиональной успешности».
статья

В статье затрагиваются и рассматриваются проблема связаннее с профессиональной успешности педагога.Изучение индивидуально — психологических особенностей эмоциональной сферы личности в профессиональной деятельности педагогов является одной из наиболее актуальных задач, решение которых является важным условием для создания условий для развития профессионально успешной личности педагога. Деятельность педагога связанная с постоянным эмоциональным контактом с детьми, для которых он выступает как модель социального поведения. Педагог, которому вверяется самое дорогое, что только есть у родителей это жизнь и здоровье их любимого малыша. И от того какое он оказывает влияние на формирование личности их ребенка, как он сохраняет его психическое и физическое здоровье, зависит будущее их ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 25.99 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ № 39 детский сад комбинированного вида Колпинского района Санкт- Петербурга Воспитатель Пичугина Ирина Олеговна

«Особенности эмоциональной сферы личности педагогов дошкольных образовательных учреждений как фактор профессиональной успешности».

Проблема профессиональной успешности педагога является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической деятельности в силу новых реформ в сфере дошкольного воспитания. Исследование влияния индивидуально — личностных особенностей эмоциональной сферы педагогов, скрытых от внешнего наблюдения, имеет большое значение для лучшего понимания причин успешности профессиональной деятельности.

Эмоциональная сфера как свойства педагога, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Эти содержательные аспекты эмоциональной сферы отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для педагога в его педагогической деятельности. Знание о многогранном влиянии эмоциональной сферы и ее значимость для полноценного развития личности педагога позволяет понять взаимосвязь с профессиональной успешностью.

Обращение к проблемам развития и становления личности современного педагога, обосновывают исследование его профессиональной успешности. Именно ориентация на профессиональную успешность обеспечивает формирование положительного отношения к профессионально — педагогической деятельности, потребность в получении профессиональных знаний, умений и навыков.

Поэтому так важно понять и изучить особенности эмоциональной сферы личности педагога обуславливающие профессиональную успешность педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Профессиональная успешность рассматривается как сложное многомерное образование (С.В. Алешин, И.М. Жданько, В.А. Пономаренко, Е.М. Ткаченко, Б.А. Федоришин, О.Е. Ящишин), как совокупность психологических и психофизиологических особенностей, необходимых для достижения эффективности труда (К.М. Гуревич), как развитие профессионально важных качеств (И.А. Жданов), качества личности (А.Т. Ростунов), как уровень эмоциональной устойчивости (Г.М. Зараковский ).

Проблема профессиональной успешности напрямую связана с проблемой эмоционального выгорания педагогов. Деятельность педагога непрерывно связана с общением, подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения, что отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, ухудшении психического и физического самочувствия.

Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.

Синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей детей, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения воспитателя. «Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения.

Дисфункциональные следствия, «выгорания» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Факторы, оказывающие влияние на эмоциональное выгорание

по Фетискину Н.П.

1. Индивидуальные факторы . 2. Организационные факторы . Условия работы, содержание труда. 3. Социально-психологические факторы . Социально-психологические взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали.

Факторы, оказывающие влияние на эмоциональное выгорание предложенные В.В.Бойко.

Внешние факторы, провоцирующие «выгорание» : 1.Хроническая напряженная эмоциональной деятельности.

2. Дестабилизирующая организация деятельности. Недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация. 3. Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции. Работа в режиме внешнего и внутреннего контроля. 4.Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель-подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега».

Внутренние факторы, обусловливающие эмоциональное выгорание :

1. Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами.

2. Восприятие и переживание обстоятельств связанных с профессиональной деятельности. Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их.

Содержание профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждении имеет много общего с трудом учителя, но в тоже время имеет свои особенности, которые подробно раскрыты в исследованиях В.Н. Белкиной.

Образовательный процесс в детском саду кроме образовательной функции включает в себя еще и воспитательную функцию. Значительная часть времени в работе воспитателя отводится педагогическому руководству игровой, бытовой, трудовой и коммуникативной деятельностью, формированию социального опыта ребенка. Педагогу приходится учитывать физические, психологические и индивидуальные особенности развития воспитанников от 2 до 7 лет. Дети нуждаются в уходе и внимании воспитателя, особенно в раннем возрасте. Длительное время пребывания ребенка в детском саду (режим работы детского сада составляет 12 часов). Кроме этого осуществлять педагогическое образование родителей (возраст большинства родителей составляет 18 — 25 лет).

Изучение теоретических источников показало, что основное внимание исследователей уделено разработке научных понятий, составляющих оценку качества педагогического труда. Специальных работ, в которых внимание сосредоточено на комплексной оценке качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения, нет. Остаются не разработанными теоретическое и методическое обеспечение комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения, содержание и методика ее осуществления.

Эмоционально-личностный портрет успешного педагога нашего дошкольного образовательного учреждения (на основании проведенного психологического исследования). Получился таким — это молодой с большим стажем педагог. Оптимистичный, не экстраверт, активный с достаточными энергоресурсами, но при этом ему не обязательно иметь их слишком много достаточно и среднего потенциала, он не должен быть физически утомленным (недосыпание и недоедание частые диеты т.д.) это мешает работе.

Но у него наблюдается ориентир на отдых, (ему хочется отдохнуть), но при этом уровень нервно — психического напряжения не высокий. Интеллектуальная эмоциональность должна быть низкой. Сильные излишние эмоциональные переживания в случае неудач в общении, и по поводу неудач в физическом труде мешает в работе.

Помогает преобладание длительности сохранения эмоций, которые сохраняя эмоциональную устойчивость, поддерживают эффективность трудовой деятельности при возникновении отрицательных эмоциональных переживаний.

Проявления интенсивности и возбудимости эмоций проявляющаяся как вспыльчивость и раздражительность должна быть наименьшей. У педагога не должно быть признаков эмоционального выгорания деперсонализации ,редукции и эмоционального истощения. Эмоции не должны отрицательно влиять на эффективность деятельности. Эмпатия не должна быть слишком высокой.

Внешняя положительная мотивация предпочтение более высокого заработка, стремление продвижения по работе и потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны коллег не должна преобладать.

Превалировать должна внутренняя мотивация (ВМ) удовлетворение от самого процесса и результата работы и возможность наиболее полной самореализации.

Внешняя отрицательная мотивация (ВОМ) стремление избежать критики, и неприятностей выступает стимульным средством продуктивности трудовой деятельности.

В профессиональной деятельности педагога удовлетворенность как эмоционально окрашенное оценочное представление о результате своей трудовой активности, со знаком плюс и с высокой степень выраженности должны выступать удовлетворение от своей работы и интерес к ней.

Высокие притязания в профессиональной деятельности и предпочтение ее высокому заработку. В меру общительный педагог, излишнее общения с сотрудниками не сказывается благоприятно на трудовом процесс, а только вредит ему, отвлекая от основных трудовых обязанностей.

Изучение индивидуально — психологических особенностей эмоциональной сферы личности в профессиональной деятельности педагогов является одной из наиболее актуальных задач, решение которых является важным условием для создания условий для развития профессионально успешной личности педагога.

Деятельность педагога связанная с постоянным эмоциональным контактом с детьми, для которых он выступает как модель социального поведения. Педагог, которому вверяется самое дорогое, что только есть у родителей это жизнь и здоровье их любимого малыша. И от того какое он оказывает влияние на формирование личности их ребенка, как он сохраняет его психическое и физическое здоровье, зависит будущее их ребенка.

Поэтому так важно понять каким должен быть такой педагог, его индивидуально — психологические особенности.

Источник

Читайте также:  За какие эмоции отвечает правое полушарие
Оцените статью