Как отражать эмоции ребенка

Развиваем у детей навыки управления эмоциями

Управление эмоциями важно для развития самообладания ребенка, гибкости в общении и чувства собственного «я»

Чтобы научиться управлять эмоциями, детям необходима помощь родителей и чтобы к их потребностям относились с уважением и заботой. Это помогает повысить самооценку, лучше справляться с эмоциями и ладить с окружающими людьми. Дети, имеющие такой опыт, психически здоровы и умеют налаживать хорошие взаимоотношения с другими. Они чаще ощущают себя счастливыми, умеют радоваться жизни, намного более успешны в выбранных занятиях.

Помогая детям справляться с эмоциями, родители развивают их эмоциональную сферу. Шаг за шагом это помогает им достичь того, чего в одиночку они не смогли бы достичь. Дети учатся контролировать себя и адекватно проявлять эмоции, наблюдая, как взрослые взаимодействуют с ними и между собой.

Родители могут помочь ребенку преодолеть стрессовые ситуации (например, в моменты потрясений и неуверенности), с заботой относясь к их потребностям и показывая, как лучше справиться со стрессом. При таком отношении ребенок чувствует себя в безопасности и не боится исследовать окружающий мир, будучи уверенным в том, что родители о нем заботятся. Ощущение безопасности и доверия важно для развития собственного «я» ребенка.

Доверительные и теплые взаимоотношения с ребенком формируют у него адекватную эмоциональную реакцию на события, высокую самооценку, помогают понимать эмоции других людей. Дети, которым родители помогают справляться со сложными чувствами, постепенно учатся управлять эмоциями самостоятельно.

Со временем ребенок всё лучше управляется с эмоциями во многих жизненных ситуациях. Так или иначе, ему важно понимать, что в сложных жизненных ситуациях он может обратиться за поддержкой к другим людям.

Когда ребенок доверяет родителям – он чувствует, что сможет справиться с любыми жизненными ситуациями. Такой положительный эмоциональный опыт необходим для здорового развития психики и формирования личности.

От «гормонов стресса» – к «гормонам радости»

Чтобы научить ребенка управлять эмоциями, необходимо развить у него ощущение безопасности и оптимизма. Для этого нужно помочь ему перейти от негативных эмоций (таких как стресс, страх или беспокойство) к позитивному состоянию безопасности и готовности к действиям. В свою очередь, для этого требуется снизить уровень «гормонов стресса», таких как кортизол и адреналин, повышая уровень «гормонов счастья», таких как допамин, серотонин и окситоцин.

У взрослых «гормоны счастья» способствуют эмоциональной устойчивости, укрепляют память и внимание, повышают доверие к окружающим и снижают уровень страха, развивают социальные навыки и сочувствие. При высоком уровне «гормонов счастья» человек чувствует удовлетворенность жизнью. Выработка данных гормонов, в частности окситоцина, происходит у человека и тогда, когда он о ком-то заботится. Окситоцин помогает родителям чувствовать себя хорошо, заботясь о ребенке, и лучше понимать его потребности.

У детей основным «гормоном счастья» является серотонин. Его уровень повышается, когда мы посвящаем ребенку время, играем с ним, вместе занимаемся чем-то, что ему интересно. Когда родители сами указывают ребенку, что ему делать, когда он должен заниматься чем-то по расписанию, ребенок испытывает стресс и быстро утомляется. Это может вызвать у него приступы гнева, недоверие или расстройства сна.

Высокий уровень «гормонов стресса» ослабляет концентрацию ребенка, его способность решать конфликты и задачи, исследовать новое. Дети, у которых в дошкольном возрасте наблюдался высокий уровень стресса, чаще проявляли агрессию и беспокойство, хуже контактировали со сверстниками. Однако никогда не поздно научиться преодолевать стресс и управлять эмоциями.

Читайте также:  Если парень чувствует что он безразличен

Когда у ребенка высокий уровень «гормонов стресса» и низкий уровень «гормонов счастья», у него могут проявляться следующие симптомы:

  • высокий уровень конфликтности и проблемы с выражением благодарности;
  • низкий уровень мотивации, подавленность;
  • проблемы с концентрацией;
  • нежелание идти на контакт с окружающими;
  • в стрессовых ситуациях – избегание других людей;
  • обеспокоенность, настороженность;
  • гиперактивность, неадекватное поведение;
  • быстрая утомляемость, проблемы со сном.

Когда родители понимают взаимосвязь между эмоциями ребенка и его поведением, они могут, основываясь на эмоциональном опыте ребенка, помогать ему развиваться. Проявление заботы, увеличение количества тактильных контактов с ребенком снижают у него уровень «гормонов стресса» и повышают уровень «гормонов счастья». Ребенок, который имеет много тактильных контактов, легче реагирует на стрессовые ситуации и быстрее успокаивается. Термин «эмоциональная регуляция» обозначает состояние, когда у ребенка развито достаточное количество эмоций, моделей поведения и физиологических механизмов, с помощью которых он реагирует на ситуации сразу или через определенное время.

Помочь ребенку обеспечить свои потребности не означает оградить его от всех стрессовых ситуаций и разочарований. Детям нужны жизненные препятствия, с которыми они могут справиться. Это развивает у них навыки решения жизненных задач и эмоциональной саморегуляции.

Забота о детях помогает снизить уровень «гормонов стресса» и повысить уровень «гормонов счастья» как у детей, так и у их родителей. Дети меньше подвержены стрессу, когда им позволяют самим решать, когда и в каком темпе выполнять задачи.

Проявляйте заботу о ребенке

Обеспечивая ребенку ощущение безопасности, вы помогаете ему справляться с эмоциями. Иногда, когда ребенок чувствует усталость, голод, подавленность, страх или волнение, ему может потребоваться ваша помощь и забота. Самое элементарное проявление заботы о ребенке – это открытый и честный разговор с ним. Во время разговора придерживайтесь следующих правил:

  • Задавайте ребенку вопросы о его чувствах.
  • Используйте открытые вопросы, мотивирующие ребенка выражать эмоции («Что тебе больше всего понравилось во время прогулки в парке?», «Что еще можно вылепить из пластилина?»).
  • Давайте ребенку понять, что его слышат и понимают. Разговаривайте с ним наедине, а во время разговора не занимайтесь ничем посторонним.
  • Во время разговора находитесь на одном уровне с ребенком, чтобы не вызвать у него ощущение дискомфорта.
  • Поддерживайте визуальный контакт с ребенком, проявляя к нему интерес.
  • Во время разговора принимайте открытую, расслабленную позу.
  • Выражение лица во время разговора должно быть позитивным.
  • Слушайте, что говорит ребенок, и сами поддерживайте разговор с ним.
  • Разговаривайте не слишком громко и быстро.

Проявляйте тактильные контакты

Чтобы развить социальные навыки и научиться управлять эмоциями, детям нужны тактильные контакты. Родителям следует чаще обнимать и дружески похлопывать своих детей, проявляя уважение и теплоту по отношению к ним. Тактильные контакты дают ребенку положительные эмоции и поддерживают его в сложных эмоциональных ситуациях: «Я понимаю, что ты сейчас расстроен», «Я знаю, что ты злишься. Я спокоен и помогу тебе успокоиться».

Тактильные контакты важны на протяжении всей жизни. Конечно, у детей есть свои предпочтения, и для родителей важно относиться к ним с уважением. Некоторые дети не любят прикосновений, и в таком случае для родителей важно найти другие способы устанавливать контакт с ними. Тактильные контакты важны для развития у ребенка собственного «я» и помогают ему развивать способность устанавливать близкие взаимоотношения с другими людьми.

Многим маленьким детям нравятся объятия. Старшим детям больше нравятся дружественные прикосновения к руке, плечу, голове или просто жесты одобрения. Простые тактильные контакты снижают уровень «гормонов стресса» и способствуют выработке «гормонов счастья», а также необходимых для ребенка гормонов роста.

Отражайте эмоции ребенка

Правильно реагируя на эмоциональные сигналы детей, родители могут помочь им научиться понимать свои эмоции и управлять ими. Отражение эмоций происходит тогда, когда родители отвечают на эмоциональные реакции ребенка, объясняя и называя ему его эмоции. При этом важно следить за своим тоном голоса и жестами. Это поможет ребенку:

  • усвоить, что его эмоции признают;
  • научиться понимать свой внутренний мир и распознавать эмоции;
  • усвоить, что эмоции – это неотъемлемая часть жизни;
  • установить связь между своим эмоциональным опытом и новыми жизненными ситуациями;
  • различать эмоции и чувства;
  • называть эмоции.
Читайте также:  Диагностика эмоционального интеллекта старших дошкольников

Для отражения («отзеркаливания») эмоций ребенка можно также использовать невербальные средства коммуникации – позы, жесты и т. д. Для эмоционального развития ребенка важно, чтобы вербальные и невербальные сигналы родителей соответствовали друг другу. Например, спокойный тон и открытые жесты в сочетании с терпеливым объяснением вселяют в ребенка ощущение безопасности и доверие. Использование невербальных сигналов делает слова взрослого более убедительными. То, как вы говорите, не менее важно, чем то, что́ вы говорите. Несоответствие вербальных и невербальных сигналов сбивает ребенка с толку.

Практикуйтесь отражать эмоции

Чтобы выработать новый навык, потребуются время и упорство. Практикуйтесь отражать эмоции ребенка каждый день, и он постепенно научится контролировать себя. Наблюдайте, как другие родители общаются со своими детьми. Так вы узнаете о различных способах устанавливать контакт с ребенком и успокаивать его, когда он расстроен.

Каждый ребенок уникален

У каждого ребенка по-разному проявляются восприятие, реакции и взаимодействие с внешним миром. Одни дети энергичны, другие – более спокойны. Одни любят исследовать всё новое, а другие предпочитают привычные вещи. Одни дружелюбны и позитивны, а другие склонны к конфликтам. У некоторых малышей быстро меняется настроение, другим требуется помощь, чтобы справиться с огорчением. В новых ситуациях некоторые дети сразу включаются в происходящее, другие склонны наблюдать со стороны и долго обдумывать свои решения. Концентрация у детей также различается: одни выполняют задачи дольше, чем другие. Эти различия и делают каждого ребенка уникальным.

Когда ребенка понимают и принимают таким, какой он есть, он чувствует свою ценность. Детям лучше удается выполнять задачи, когда у них для этого достаточно времени и пространства. Родители могут помочь детям справляться с эмоциями, если они будут прислушиваться к их мнению и уважать их потребности.

Источник

Как научить ребёнка выражать свои эмоции

Вместе с психологом разбираемся, какие есть виды и способы выражения эмоций у детей и почему так важно обозначать эти состояния.

Полина Жданова

Координатор тьюторов и психологов в «Домашней школе Фоксфорда», магистр консультативной психологии и аспирант НИУ ВШЭ. Знает, как помочь выражать чувства и эмоции.

Для начала разберёмся с понятиями:

  • эмоции — это психические реакции человека на ситуацию;
  • чувства — это эмоциональные процессы, в которых отражается отношение.
    Например: «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этой собаки» — чувство, связанное с отношением к определенному объекту.

Зачастую дети не знают, как им реагировать на ситуацию или как справиться с тем потоком ощущений, что зарождается в них. Поэтому задача родителя — не подавлять чувства и эмоции чада, а научить контролю и управлению. Внимание к эмоциям ребёнка — это важнейший компонент развития эмоционального интеллекта (ЭИ).

Виды и способы выражения эмоций

Современная психология выделяет три способа выражения эмоций:

  • ненастойчивый — по человеку часто невозможно догадаться об истинном состоянии;
  • агрессивный — так называемое «ты-послание», когда ответственность за вызванную эмоцию перекладывается на партнёра (например, «ты просто вывел меня из себя»);
  • открытый (уверенный) — наоборот, «я-послание» (например, «я огорчена, потому что есть ощущение, что ты что-то не договариваешь»).

Американский профессор психологии Роберт Плутчик в 1980 году придумал концепцию, в которой обозначил восемь основных видов эмоций (на картинке они находятся в центре) и связанные с ними производные. Он также подчеркнул, что эмоция состоит из трёх компонентов:

  • возбуждение в организме человека;
  • особое переживание в теле, например, дрожь;
  • экспрессия, например, повышающаяся интонация.
Читайте также:  Мама радость мама смех моя мама лучше всех

Как ребёнок выражает свои эмоции

Эмоции бывают положительными и отрицательными. Формы выражения эмоций могут быть разными: слова, действия или внутренние переживания.

Ребёнок может плакать, когда ему дискомфортно, больно или нужна мама рядом, и улыбаться, когда он сыт и доволен. Уже начиная с этого этапа, родители могут совершить типичную ошибку — говорить ребёнку: «Не плачь», «Прекрати себя так вести», «Тише, сейчас все разбегутся». В таком случае родители как бы запрещают ребёнку чувствовать, проявлять свои эмоции. Спрятанные ощущения малыша могут найти выход в других ситуациях, например, психосоматике или агрессивном поведении с другими детьми.

Когда ребёнок взрослеет, он уже может выражать эмоции словами. Например, говорить, что ему грустно или радостно. Здесь частая проблема — это чёрно-белый мир. Ребёнок не различает оттенки эмоций, а родители не стремятся расширить его представления об этом.

В раннем возрасте дети совершенно не контролируют свои эмоции, которые ярко вспыхивают и быстро гаснут. Ко второму году жизни у детей формируется интерес друг к другу, к третьему — чувствительность к отношениям со сверстниками, к четвёртому — появляется готовность оценивать поступки. Уже к 5–6 годам эмоция регулирует действия ребёнка, а к 7 — зарождается сопереживание. А дальше ребёнок учится контролировать эмоции.

Как научить ребёнка выражать эмоции

Выслушайте

Для того, чтобы ребёнок учился выражать эмоции, очень важно дать ему возможность выразить любые, даже самые сложные чувства в безопасной обстановке без осуждения.

Признайте важность эмоций

Подчеркните, что чувствовать и эмоционировать — это нормально. «Я понимаю, что ты расстроился», «Да, это неприятная ситуация». Не обесценивайте его чувства: то, что пустяк для вас, для него — целый мир.

Создавайте словарик эмоций

Например, «Я счастлив», «Я рад», «Я расстроен», «Я злюсь». Задавайте ребёнку вопросы: «Какое у тебя сейчас настроение? Какую эмоцию испытываешь из-за этого события?».

Обозначайте свои чувства

Ребёнок учится делать то же самое, что видит в поведении родителя. Если вы выражаете свои эмоции, ребёнку будет легче этому научиться, «Я рада, что ты съел целую тарелку каши», «Я расстраиваюсь, когда ты уходишь из дома, но забываешь мне сообщить».

Ищите альтернативные варианты выражения сложных чувств

Например, ребёнок может выместить злость на подушке или нарисовать свою грусть.

Планируйте пути решения

Например, если у ребёнка случился конфликт с одноклассником, подумайте вместе, как он может поступить и как отреагировать. Ситуацию можно проиграть по ролям.

Обсудите героев

Посмотрите вместе мультики или кино, обсудите поступки героев, их мотивы, эмоции и предложите ребёнку поразмыслить, как бы он поступил в сложившейся ситуации.

Формируйте «я-позицию»

Для того, чтобы ребёнок мог выражать свои чувства и эмоции, ему нужно научиться обозначать их через «Я»: «Я огорчён», «Мне было неприятно». Так ребёнок не будет винить другого человека (например, «Ты поступил отвратительно»), а будет выражать своё отношение к произошедшему.

Запишите ребёнка на курсы

Например, в «Домашней школе Фоксфорда» наставники помогают детям развивать такой важный навык, как эмоциональный интеллект, благодаря чему ребёнок сможет лучше понимать свои и чужие эмоции и чувства.

А при таких эмоциональных трудностях в поведении, как агрессивность и плаксивость, проблемах с контролем эмоций можно пройти консультации психологов, которые помогут выявить причины эмоциональных проблем и дадут рекомендации.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Источник

Оцените статью