- Активный или гиперактивный?
- От истории болезни к истории здоровья
- Гиперактивность – это навсегда?
- СДВГ или гиперактивность: темперамент, наказание маме, болезнь?
- Что такое СДВГ?
- Откуда взялась проблема гиперактивности?
- В каком возрасте пора бить тревогу?
- Когда не надо волноваться: кризисы одного года и трех лет
- Как выявить СДВГ?
- Диагностические критерии СДВГ
- Нарушение внимания
- Импульсивность/гиперактивность
- Внимание!
Активный или гиперактивный?
Этот вопрос часто задает мамам врач педиатр. И ответить на него подчас не просто.
«Непоседа», «вечный двигатель», «ураганчик»… Какие только определения не слышат родители в адрес своего чрезмерно активного чада. В младенчестве кроха не раз выпадал из коляски, позже – выламывал прутья кроватки, чтобы беспрепятственно вылезать из нее. В четыре года маленький озорник не способен дослушать сказку, а увлечь его тихой игрой хотя бы на десять минут, трудно выполнимая задача.
Стоит ли беспокоиться, если ваш малыш полон неисчерпаемой энергии, а вы далеко не всегда находите с ним «общий язык»? Поговорим об этом с детским неврологом ОКДЦ, Надеждой Леонидовной Ким.
От истории болезни к истории здоровья
Не каждого возбужденного и невнимательного проказника стоит относить к категории детей с гиперкинетическим расстройством. Если у ребенка энергия бьет через край, он становится непослушным и упрямым, нередко злится – это еще не значит, что он болен.
Согласитесь, у каждого человека (и дети тут не исключение) время от времени случаются моменты гневливости. Сколько детей не желают укладываться спать или балуются в супермаркете! Шумный малыш-полный сил с раннего утра – это повод для радости, а не беспокойства.
— Но есть, наверное, и признаки, которые явно говорят об отклонениях поведения?
Обычно признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка обнаруживаются в возрасте двух-трех лет. Однако часто родители обращаются за врачебной помощью лишь когда малыш идет в школу. Именно тут проявляются проблемы, бороться с которыми становится все сложнее. Прежде всего это:
- суетливость, беспокойство, неусидчивость;
- эмоциональная нестабильность, импульсивность;
- игнорирование правил поведения;
- сложности с организацией деятельности;
- забывчивость и склонность терять вещи;
- проблемы со сном.
— В чем причины таких нарушений?
На сегодняшний день основной причиной гиперкинетического расстройства считается генетическая предрасположенность: около 30% родителей детей с синдромом гиперактивности страдали тем же недугом.
В некоторых случаях причиной гиперактивности ребенка становятся нарушения внутриутробного развития. Если на протяжении беременности у будущей мамы был токсикоз или повышенное давление, а у малыша диагностировали внутриутробную асфиксию, риск развития заболевания увеличивается как минимум в три раза. Кроме того, стремительные или, наоборот, затяжные роды, употребление матерью никотина или алкоголя во время беременности или грудного кормления. тоже могут стать причиной синдрома гиперактивности ребенка. Среди таких причин и хроническая патология , отиты и соматические заболевания, частые простуды, прием сильнодействующих лекарств в возрасте до 1 года. Повлиять на нервную систему могут также травмы головы и падения в грудном возрасте.
Вашему малышу нужна любовь и забота.
— Что предпринять мамам и папам, если они столкнулись с подобным диагнозом?
Многие родители не считают нужным бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается куда более серьезными проблемами — плохой успеваемостью школьника, частой критикой со стороны учителей и друзей, нервными срывами и постоянными стрессами, обидчивостью, снижением иммунитета, социальной изоляцией.
Любое задание утомляет такого ребенка очень быстро, буквально через пару минут после начала. Сосредоточиться на изучении нового предмета практически невозможно. Садясь за домашнее задание по языку,ребенок открывает тетрадь по математике и не замечает, что пишет текст на листе в клетку. Он забывает записать информацию в дневник, может забыть учебник и тетради на парте или не услышать обращенную к нему просьбу, избегает заданий, требующих внимания и сосредоточенности.
У таких детей, как правило, очень плохая память. Пытаясь заучить что-то наизусть, ребенок может повторить фразу двадцать раз и не воспроизвести ее уже через минуту. Происходит это из-за постоянной отвлекаемости: дети механически произносят заучиваемые слова, но мысленно следят за ползущей мухой на стене или прислушиваются к звукам с улицы.
Поэтому надо как можно раньше обратить внимание на особенности поведения вашего ребенка, обратиться за консультацией к опытному специалисту и провести комплексную корректирующую терапию.
Задача врача – собрать информацию и провести комплексное обследование, чтобы исключить другие возможные причины такого поведения ребенка — внезапное изменение в семье, например развод родителей, недиагностированную эпилепсию, депрессию, снижение слуха, зрения, и другие соматические заболевания, воздействующие на функции головного мозга.
— Какие конкретные советы можно дать родителям , чтобы облегчить общение с таким ребенком?
— Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании. Следите за своей речью, говорите всегда медленно, спокойным голосом.Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии. Не допускайте ссор в присутствии ребенка. Оберегайте ребенка от переутомления, т.к. оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности.Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора или у компьютера.
Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и в крупных увеселительных центрах оказывают на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.
Источник
Гиперактивность – это навсегда?
Зачастую родители длительное время сами не осознают необычное поведение своего ребёнка, списывая его на физиологическую активность и подвижность, особенно в тех случаях, когда проявления выражены относительно неярко. И не удивительно, ведь у многих детей до шести лет отмечается чрезмерная активность, рассеянное внимание и отвлекаемость. Но вот наступает время, когда поведение дочери или сына требует адекватной реакции со стороны родителей.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это психо-неврологическое расстройство, обычно выявляемое у детей 5-7-ми лет, характеризующееся слабой способностью к концентрации и удержанию внимания, повышенной двигательной и психической активностью, приводящей к нарушению процесса обучения и социальной адаптации. Необходимо отметить, что дефицит внимания и гиперактивность не должны быть вызваны сопутствующими заболеваниями, должны иметь место в течение минимум полугода и проявляться в различных ситуациях, как в школе, так и дома.
Существуют определённые общепринятые критерии, которыми активно пользуются специалисты, работающие с такими детьми. Наиболее убедительно диагноз СДВГ может быть поставлен тогда, когда налицо трудности обучения, т.е. не ранее 5-6 лет. В раннем возрасте зачастую признаки СДВГ появляются искусственно по причине нарушения взаимоотношений в семье, частых и бесконтрольных просмотров мультфильмов и «развивающих игр», отсутствия у родителей навыков воспитания своего индивидуального ребенка.
Диагностические критерии дефицита внимания:
- Ребенок не обращает внимание на детали и допускает ошибки в работе;
- С трудом удерживает внимание в работе и игре;
- Не слушает, что ему говорят;
- Не в состоянии следовать инструкции;
- Не может организовать игру или деятельность;
- Не может длительно концертировать внимание;
- Часто теряет вещи;
- Часто и легко отвлекается;
- Часто бывает забывчив.
Установлено, что для постановки диагноза «дефицит внимания» необходимо не менее шести признаков.
Диагностические критерии гиперактивности:
- Ребенок совершает суетливые движения руками и ногами;
- Часто вскакивает со своего места;
- Гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;
- Всегда в движении;
- Не может играть в тихие игры;
- Очень много говорит.
Для определения диагноза «гиперактивность» необходимо не менее пяти признаков.
Диагностические критерии импульсивности:
- Отвечает на вопрос не выслушав его;
- Не может дождаться своей очереди;
- Вмешивается в разговоры других.
Не смотря на наличие столь чётких критериев, постановка диагноза зачастую требует проведения дополнительной диагностики и наблюдения за ребенком в динамике, так как под маской СДВГ могут скрываться другие расстройства.
Конечно, синдром гиперактивности с нарушением внимания не возникает на пустом месте. Его зачатки формируются еще до появления ребенка на свет. Причинами могут стать осложненное течение беременности и родов. Существует также и генетическая предрасположенность.
У данного заболевания существуют и «предвестники». Они не представляют собой что-либо не известное, более того, хорошо знакомы многим родителям. Суть лишь в том, что не все обращают на них должного внимания. Между тем, то, что является привычным, может помочь приблизиться к разгадке поведения любимого ребёнка.
Для облегчения ранней диагностики предлагаем вам ориентироваться на следующие признаки, по которым можно предположить наличие у ребёнка СДВГ соответственно возрасту.
Признаки в возрасте 1 года:
- ребёнок чрезмерно активен;
- редко спокоен в бодрствующем состоянии;
- много кричит;
- отмечается повышенная чувствительность к различным раздражителям: прикосновениям, запахам, шумам, одежде;
- характерен сниженный аппетит;
- ребенок мало и беспокойно спит;
- нет этапа ползания;
- активно реагирует на обращение;
- не всегда даёт носить себя на руках и ласкать.
Признаки в возрасте 2 лет:
- ребёнок постоянно в движении;
- необычайно любопытен;
- готов в любую минуту на необычные, порой неприятные поступки;
- утомителен для окружающих;
- бесстрашен и смел, что может служить причиной несчастного случая;
- не обращает внимания на замечания.
Признаки в возрасте 3 лет:
- ребёнок стремится к постоянному движению;
- бывают приступы агрессии;
- проявляется ярко выраженное упрямство;
- отмечается неловкость и неуклюжесть;
- часто ломает игрушки;
- характерна повышенная отвлекаемость;
- способен в короткое время навести в убранной комнате беспорядок.
В то же время необходимо отличать непоседу или упрямца (может, но не хочет) от гиперактивного ребёнка (хочет, но не может). У первого имеются пробелы в воспитании, у второго – физиологические и психологические нарушения, требующие лечения и коррекции. Попробуйте разобраться в отличиях с помощью таблицы.
Вполне может сдерживаться, но не считает нужным. Действует сознательно, по своей воле, преследуя конкретную цель.
Действительно не владеет собой. Его обуревают противоречивые желания, тревога, страх, агрессия.
Время от времени становится неуправляемым.
Не редкие эпизоды упрямства, а привычное состояние.
Реакция на окружающих
В обществе незнакомых ему людей ведёт себя спокойнее, чем с домашними, поскольку его цель – манипулировать родными.
На людях ведёт себя хуже, чем дома, контакты с другими действуют на него растормаживающе. Проказничает без цели.
Отношение к последствиям
Прогнозирует последствия поступков, и если позволяет себе многое, значит, уверен в безнаказанности (родители не станут наказывать при посторонних)
Не осознаёт последствий своих зачастую опасных поступков (хватает острые предметы, выбегает на проезжую часть) из-за неспособности прогнозировать, что будет дальше, а не потому, что ищет приключений.
Поведение у психолога
Не желает демонстрировать себя с плохой стороны, представит другого с удовольствием.
Легко соглашается и не стыдится разыграть сценку, изображающую его плохое поведение.
Понимает, что поступает не хорошо и испытывает стыд.
Получив решительный отпор, быстро приходит в норму.
Шлепки, окрики действуют ненадолго, если действуют вообще.
Для этого заболевания характерно длительное течение, при этом надеяться на то, что оно пройдёт само по себе, вряд ли целесообразно. Если всё же родители не обращаются за помощью к специалистам, то необходимо помнить, что неприятные последствия заболевания могут остаться на всю жизнь.
Из-за сложностей в поведении возникают серьёзные проблемы в детском саду и в школе, вследствие чего нередко эти дети как бы «выпадают из общих рамок». Можно себе представить негативные последствия поведения «трудного ребёнка» в семье, где не всегда родители достигают согласия в вопросах воспитания, обвиняя друг друга, проводя время в конфликтах и разногласиях, вместо того чтобы обратиться к специалистам. Здоровые братья и сёстры ребёнка с СДВГ также часто становятся «жертвами» заболевания. Ведь мало того, что им хватает неприятностей от нарушенного поведения брата или сестры, ещё и родители уделяют им меньше внимания и заботы.
Гиперактивный ребенок — это, конечно же, не приговор. При достаточном терпении и некоторых особенностях воспитания такие детки вполне успешно могут адаптироваться в обществе, получить прекрасное образование и преуспеть в жизни. И насколько блестяще и безупречно у них получится реализовать себя в будущем — зависит, в первую очередь, от того, как поведете себя вы, родители! Успехов Вам!
Врач-невролог Гудная Т.П.
Психолог Борозда А.В.
г. Минск, ул. Налибокская, 15
Справка
+375 (17) 377 39 03
+375 (17) 375 25 33
+375 (17) 375 29 33
Вызов врача на дом
+375 (17) 374 25 03
+375 (17) 374 55 04
Приемная
+375 (17) 375 85 00 (факс)
+375 (17) 209 85 51
© 2021 4-я городская детская клиническая поликлиника
Источник
СДВГ или гиперактивность: темперамент, наказание маме, болезнь?
Порой, каждой маме кажется, что именно ей достался самый неуправляемый малыш на свете. Возможно, это просто баловство. А возможно ребенку нужна помощь специалиста.
Он не сидит спокойно ни минуты. Не может сосредоточиться на простом задании. Не слушает сказки… Синдром дефицита внимания и гиперактивности уже называют главной болезнью нервной системы XXI века. Но как отличить простые шалости от серьезной проблемы? Главное, что нужно знать об СДВГ и о том, что с этим делать в экспертом материале, которым мы подготовили вместе с врачом-неврологом.
Что такое СДВГ?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это не пробел в воспитании. Это диагноз, который может поставить только врач, а не родитель, воспитатель или учитель. Специалист определяет по четким критериям диагностики: является ли поведение ребенка проявлением темперамента или это состояние, требующее медикаментозной или психологической коррекции.
Гиперактивность и невнимательность при этом диагнозе — это не капризы. Ребенок с СДВГ просто физически не может мирно собирать конструктор. И крики, наказания или нравоучения тут совершенно бесполезны и даже вредны.
В головном мозге ребенка в связи с СДВГ произошли некоторые нарушения в области ретикулярной формации — зоны, которая контролирует процессы возбуждения и торможения, а также обрабатывает информацию. У ребенка несколько иначе работают лобные доли, подкорковые ядра и соединяющие их проводящие пути, которые отвечают за интеллектуальные процессы, запоминание и обучение.
Откуда взялась проблема гиперактивности?
Причины этого состояния достоверно не изучены. Но существуют разные версии происхождения патологии. Среди прочего обычно выделяют:
• неблагоприятное течение беременности;
• осложнения в родах;
• стрессы и перенесенные в раннем детстве инфекционные болезни;
• генетические нарушения.
Так, например, если в старших поколениях твоей семьи были случаи СДВГ, то вероятность повторения истории достаточно велика.
В каком возрасте пора бить тревогу?
Как правило, при СДВГ проблемы появляются не с началом учебы или посещения детского сала, а гораздо раньше. Первые признаки нарушений можно обнаружить еще в раннем возрасте. Такие дети очень активны, при этом неуклюжи, из-за чего часто травмируются. Индикаторами, которые при этом нельзя оставлять без внимания, являются:
• крайне тревожный, неглубокий сон с постоянными просыпаниями;
• чрезмерно частый плач;
• чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям;
• постоянное подергивание конечностей.
Если родители замечают подобное, обязательно нужно обратиться к специалисту – неврологу, пройти консультацию. До года диагноз «СДВГ» точно поставить невозможно, так как у ребенка еще не развиты высшие психические функции. Определить его точно врачи смогут лишь к возрасту 4-5 лет, но наблюдение и помощь в раннем возрасте могут помочь изменить ситуацию к лучшему в будущем.
Когда не надо волноваться: кризисы одного года и трех лет
В год ребенок начинает ходить и активно исследовать мир. Не стоит паниковать, если малыш много двигается, капризничает, когда не получает желаемое — это нормально. Так он познает мир. То же самое можно сказать и про возраст «я сам», он же возраст «ужасных трехлеток», как иногда называют период кризиса 3-х лет у ребенка. У здоровых детей нервная система постоянно совершенствуется, и эти периоды достаточно быстро и благополучно проходят. Малыши учатся сдерживать сиюминутные порывы, обдумывать свои поступки, все дольше удерживать внимание на чем-то одном. Задуматься стоит тогда, когда «слишком активное» состояние у малыша сохраняется на протяжении длительного времени: до и после прохождения неизбежных этапов взросления.
Как выявить СДВГ?
Выявляет СДВГ только специалист. Как правило, для этого маленькому пациенту назначается комплексное длительное обследование. Обследование включает в себя:
1. Постоянное наблюдение за ребенком.
2. Аппаратное исследование (чаще всего МРТ).
3. Специальные психологические тесты.
Главный совет родителям: не пропускать «тревожные звоночки»!
Как понятно из названия, СДВГ это не только гиперактивность. Бывают случаи, когда у детей присутствует лишь эта составляющая. Бывает — только дефицит внимания. А некоторым достаются оба аспекта.
Диагностические критерии СДВГ
Нарушение внимания
• ребенок плохо организован;
• часто забывает то, что ты ему только что говорила;
• из-за невнимательности совершает много ошибок и с трудом сосредотачивается;
• постоянно что-нибудь теряет;
• ребенок слушает тебя, но создается впечатление, что он ничего не слышит;
• с легкостью отвлекается на посторонние раздражители;
• не желает выполнять задания, которые требуют постоянного внимания;
• во время игры или при выполнении какого-либо задания ребенку сложно постоянно поддерживать внимание.
Импульсивность/гиперактивность
• ребенок очень болтлив;
• ему сложно усидеть на одном месте;
• ребенок всегда в движении и постоянно суетится;
• ему сложно тихо и спокойно играть;
• часто вмешивается в разговор, пристает к окружающим;
• ребенок с трудом дожидается своей очереди;
• не подумает или не дослушает вопрос, но уже начинает отвечать.
Внимание!
1. Для постановки диагноза все эти признаки (а не какой-то один) должны сохраняться длительное время – порядка полугода.
2. Тревожиться стоит, когда выраженность симптома очень сильная. Поэтому самостоятельно родителям очень сложно понять, что значит «очень болтлив» или «много бегает». Безусловно, нужна помощь специалиста.
Важно! Нагружать дополнительными физическими нагрузками такого ребенка нельзя — спорт еще больше истощает нервную систему.
Как показывает практика, многие взрослые, у которых СДВГ не был выявлен в детстве, не осознают, что это и есть причина некоторых их проблем. Например, все та же неспособность сохранять внимание приводит к трудностям в изучении нового материала, в организации пространства вокруг себя и в межличностных отношениях. Если уже в детском саду, а затем и в школе ребенок с СДВГ теряет возможность нормально учиться, общаться со сверстниками, подобное может сохраняться и в последующей жизни.
Помочь как можно раньше – как раз задача внимательных родителей. СДВГ поддается коррекции и лечению, и однозначно: состояние детей с этим диагнозом можно значительно улучшить.
Как правило, у таких ребят, высокий интеллект и главное: правильно направить энергию малыша, помочь ему понять себя и создать такие условия, в которых его особенности будут едва заметны!
Источник