- Роль пейзажа и природы в романе Герой нашего времени Лермонтова
- 2 вариант
- Также читают:
- Картинка к сочинению Роль пейзажа и природы в романе Герой нашего времени
- Популярные сегодня темы
- Используя дневниковые записей Печорина показать как тонко герой чувствует величие и красоту Кавказа. Как о отдельная картина природы соотносятся с настроением героя помогают раскрыть его характер
- Роль пейзажа и природы в романе «Герой нашего времени»
- Описание природы Кавказа
- Характеристика места как функция пейзажа в романе
- Описание картин природы как преддверие событий
- Пейзаж как способ проявления душевного состояния героя
- Человек и природа в романе
- Мастерство писателя в изображении природы
Роль пейзажа и природы в романе Герой нашего времени Лермонтова
На протяжении всего романа «Герой нашего времени» можно встретить удивительно точные и поэтичные пейзажные зарисовки. Образ природы в произведении помогает автору не только создать необходимую атмосферу, но и раскрыть характеры персонажей.
Природа Кавказа, описанная в романе, не была чуждой для Лермонтова. Он много раз был там, видел всю красоту и величие горной страны и успел ее по-настоящему полюбить. Именно поэтому ему удаются настолько глубокие и осмысленные зарисовки.
Роль, выполняемая пейзажем в произведении, многогранна. Именно с пейзажных зарисовок начинается действие романа, благодаря чему можно с легкостью представить место, где будут происходить события. Это живописная Койшаурская долина, богатая растительностью. Здесь упираются в небо красноватые скалы, увенчанные купами чинар, пугающие своей высотой обрывы исчерчены промоинами, а текущая в долине Арагва похожа на сияющую серебряную нить.
С искусством художника автор подбирает детали и интонации в описании разнообразия пейзажей, что позволяет в каждой сцене создать свое уникальное настроение. Например, в главе «Тамань» на море поднимается туман, сквозь который еле виден свет фонарей, а луна скрывается за тучами. Это создает тревожное ощущение опасности, которая грозит главному герою.
В романе пейзаж никогда не присутствует в качестве статичной картинки, оторванной от повествования. Он всегда передает настроение героев, их душевные терзания. Печорин, едущий на место дуэли, охвачен жаждой жизни. Он видит восход солнца и удивительно прекрасную природу, пробуждающуюся ото сна, чтобы прожить новый день. Но когда герой едет обратно, на сердце у него тяжело, и даже солнце кажется тусклым и холодным. Таким образом, описание природы в романе созвучно с душевным состоянием героев.
Взаимодействие природы и человека в романе неоднозначно. Печорин как человек с тонкой душевной организацией, легко воспринимает красоту природы. Вместе с тем он слишком связан условностями общества, чтобы стать ее частью. В отрывках, посвященных Грушницкому, Вуличу описаний природы, связанных с персонажами, нет. В этом случае природа противопоставлена героям, далеким от ее созерцания и понимания.
Есть в произведении люди, для которых природа является неотъемлемой частью жизни. Например контрабандисты, которые говорят о погодных явлениях исключительно с практической точки зрения.
В романе «Герой нашего времени» очень много емких и точных описаний природы, удивительно красивых пейзажных зарисовок. Все они не существуют отдельно от персонажей, а помогают раскрыть их душевное состояние, настроение в данный момент, богатый внутренний мир.
2 вариант
Роман М. Ю. Лермонтова называют первым русским психологическим романом. Попробуем доказать это, рассмотрев один из классических приемов литературы – пейзаж – в новом, психологическом ключе.
Пейзажи у Лермонтова не просто декорации, на фоне которых разворачиваются события, а словно участники общего действия. В самом начале романа автор, сравнивая сверкание Арагвы со змеиной чешуей и воображая, будто она «обнимается» с другой речкой, тем самым оживляет ее, олицетворяет, приближая к читателям и к героям.
Природа – отчасти героиня романа – выражает настроение персонажей, их душевное состояние, отражает ход их мыслей, иногда кажется, что она же и влияет на расположение духа героя. Например, в главе «Княжна Мери», вид Кавказских гор из окна комнаты Печорина, умиротворенное состояние природы совпадает с его внутренними ощущениями. Печорин испытывает «отрадное чувство», чистоту и свежесть воздуха сравнивает он с «поцелуем ребенка». Спокойствие, безмятежность объединяют природу и героя в эту минуту, он готов отказаться от всех стремлений, потому что он желает слиться с природой: «Зачем тут страсти, желания, сожаления?» Итак, пейзаж – средство выражения психологизма.
Кроме того пейзаж добавляет происходящему эмоциональную напряженность, динамику, выразительность. Например, при встрече Печорина с Верой – женщиной, которую когда-то любил, герой испытывал волнение, беспокойство, а состояние природы усиливало это напряжение: «воздух был напоен электричеством», тучи обещали грозу, глава Машука дымилась, серые клочки облаков вокруг него напоминала вьющихся змей.
Иногда пейзаж не выражает текущее настроение героя, а только предвосхищает грядущие события. Пейзаж, предваряющий наше знакомство с главным героем, оставляет ощущение холода, неуюта и равнодушия: «Солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах». И как раз после этого описания в поле нашего зрения появится бесстрастный, безучастный ко всему окружающему Печорин. Бушующее море в «Тамани» предрекает Печорину, что и сам он скоро едва не погибнет под водой от рук прекрасной ундины-контрабандистки.
Описание пейзажа в романе позволяет лучше понять героя, прочувствовать его настроение, погрузиться в атмосферу романа, выявить композицию. Таким образом, через рассмотрение этого приема подтверждается тезис о психологизме романа М. Ю. Лермонтова.
Также читают:
Картинка к сочинению Роль пейзажа и природы в романе Герой нашего времени
Популярные сегодня темы
В литературе, как и в других видах искусства, есть своя классификация. Все литературные произведения можно разделить на три типа: эпос, лирика и драма.
Образ Павла Ивановича Чичикова — один из самых интересных в русской литературе. Гоголь не сразу дает понять читателю кем же является этот герой. Он умело маскирует все его человеческие качества, заставляя нас размышлять о его истинном лице.
Рассказ «Горячий камень» – произведение философское. Его основная тема – размышления о смысле жизни и поиске ответа на вечный вопрос:
С биографией Павла Ивановича Чичикова можно познакомиться лишь под конец поэмы. Читателю уже известно какими делами занимался помещик в городе NN
К дому Фамусова начинают съезжаться кареты, а слуга объявляет гостей. Чацкий тут же – общается почти со всеми, смотрит, действительно со стороны. Он-то видит, какие они лицемерные и глупые все.
Источник
Используя дневниковые записей Печорина показать как тонко герой чувствует величие и красоту Кавказа. Как о отдельная картина природы соотносятся с настроением героя помогают раскрыть его характер
В романе щедро показаны картины кавказской природы. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов даёт в романе ряд зарисовок Военно-Грузинской дороги («Бэла» , «Максим Максимыч») , Тамани («Тамань») , Пятигорска и Кисловодска с их окрестностями («Княжна Мери») .
Описания природы отличаются предельной изобразительной точностью и в то же время даются в задушевных, лирических тонах. Внимание Лермонтова привлекают горы, долины, море, курортные городки и их окрестности. Он говорит о жужжании комара, и о гудении метели в снежных горах, и о беспрерывном ропоте моря; о запахах цветов, о благовонном воздухе степи, о «свежести ароматического воздуха, отягощённого испарениями высоких южных трав и белой акации» .
Поэт рисует и раннее утро, когда луч восходящего солнца «золотил только верхи утёсов» , и звёздную ночь в горах, и лунный свет, и пелену тумана на тёмно-синих волнах моря.
Путём искусного подбора деталей и интонаций речи Лермонтов достигает разнообразия в изображении рисуемых им пейзажей, создаёт определённую настроенность. Таково, например, описание моря в начале рассказа «Тамань» : «Между тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить» . Этот пейзаж уже подбором деталей — луна одевается тучами, туман, валуны, грозящие потопить корабль, — создаёт ожидание опасности, угрожающей Печорину, вызывает тревожное настроение.
Пейзаж в романе нигде не даётся как самостоятельная картина, не связанная с действием. Он выполняет различную роль. То описывается место действия, то пейзаж привлечён для лирической передачи той или иной оценки жизненных явлений, то это средство характеристики героев, их душевных настроений. Когда Печорин едет на место дуэли, его охватывает перед лицом грозящей опасности жажда жизни, любовь к природе. Он не может вдоволь насладиться красотой природы в час восхода солнца. Но вот он едет обратно. «У меня, — пишет он, — на сердце был камень. Солнце казалось мне тусклым, лучи его меня не грели» . Такой представляется природа Печорина в его тяжёлом душевном состоянии.
Источник
Роль пейзажа и природы в романе «Герой нашего времени»
Описание природы Кавказа
Представить себе литературное произведение, в котором бы не было образа природы, крайне сложно, – ведь пейзаж помогает воссоздать реальность описываемых событий, проявляет авторскую точку зрения, раскрывает причины поступков героев.
Пейзаж и природа в романе «Герой нашего времени» позволяют нам, читателям, во всей полноте постичь замысел автора именно потому, что характер описания природы, пейзажные зарисовки разнообразны и точны.
Описание природы Кавказа в романе «Герой нашего времени» создано неравнодушным пером – это чувствует любой читатель, и это действительно так.
С детства Кавказ стал для Лермонтова «волшебной страной», где прекрасна природа и интересны, самобытны люди. Несколько раз возила его, совсем мальчика, бабушка на кавказские воды, поправить здоровье. Тонко чувствующий прелесть и первозданность природы, Лермонтов был очарован ею. Здесь же, в совсем юном возрасте, пришло к нему и первое сильное настоящее чувство. Может быть, благодаря этому пейзажи кавказской природы потому так глубоки и тонки у поэта.
Характеристика места как функция пейзажа в романе
Роль пейзажа в «Герое нашего времени» разнопланова и многогранна. Лермонтов с его помощью обозначает, характеризует место или время сюжетной линии. Так, пейзаж, которым открывается повествование, вводит нас в художественный мир романа, мы с легкостью представляем себе, где именно происходят события. Оказавшийся в Койшаурской долине рассказчик объемно и точно описывает скалы, «неприступные, красноватые, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар», «обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов», ему кажется, что Арагва «обнимается» с другой речкой, «шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».
Описание картин природы как преддверие событий
Пейзаж в «Герое нашего времени» часто предваряет события, о которых мы еще не знаем. Например, читатель еще не увидел героя, еще ничего не происходит, просто «солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах», а пейзаж этот оставляет явственное ощущение холода и равнодушия. И ощущение это не обманет нас – от Печорина, встретившегося с Максим Максимычем, который так мечтал увидеть старого приятеля, повеет тем самым холодом.
После испытания поручиком Вуличем судьбы, когда офицеры расходятся по квартирам, Печорин наблюдает спокойные звезды, но показавшийся из-за горизонтов домов месяц «полный и красный, как зарево пожара». Кажется, нечего ждать – осечка спасла жизнь Вулича, увиденный Печориным «странный отпечаток неизбежной судьбы» на лице офицера-фаталиста рассеялся. Но пейзаж не оставляет спокойствия, и природа не обманывает – Вулич погибает в эту же ночь.
Сочувствуя Печорину, скачущему, «задыхаясь от нетерпенья», чтобы догнать Веру, понимаем, что это невозможно, ведь «солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно».
Пейзаж в «Герое нашего времени», пожалуй, наиболее важен для раскрытия внутреннего мира главного героя. Выслушав только рассказ Максима Максимыча, мы вряд ли сумели бы найти в Печорине приятные черты, однако именно образы природы, созданные героем в своем журнале, открывают для нас, читателей, сложную, противоречивую его натуру. Взглянув из окна на Пятигорск глазами Печорина, пусть и на мгновение, пока не вспомнит он о маске, которую надо надеть перед появлением в обществе, обнаружим тонко чувствующую, восторженную натуру. «Моя комната наполнилась запахом цветов… Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна. Вид с трех сторон у меня чудесный. … Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона…Амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин… Весело жить в такой земле! ..Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?» Оказывается, есть в жизни Печорина нечто, отчего весело жить, и внутренний мир его значительно богаче, чем могут предположить окружающие.
Подтверждаем наше открытие, читая, как Григорий Печорин после встречи с Верой мчит на лошади «по высокой траве, против пустынного ветра»; как вспоминает: «с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее». Оказывается, вот что может излечить его от любой горечи и беспокойства, вот отчего становится легче на душе.
Пейзаж как способ проявления душевного состояния героя
Лермонтов использует в своем романе пейзаж и как средство изображения душевного состояния героя. Яркий пример тому – природа в восприятии Печорина до и после дуэли. «Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу». Печорин не притворяется – он снова приоткрывает свой светлый внутренний мир, он естественен, он радуется жизни и ценит ее. «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели» – читаем мы и ощущаем безрадостность состояния героя. И позже: « сижу у окна; серые тучи закрыли горы до подошвы; солнце сквозь туман кажется желтым пятном. Холодно; ветер свищет и колеблет ставни… Скучно!»
Человек и природа в романе
Человек и природа в романе Лермонтова неоднозначны. Знакомясь с «водяным обществом», историей Вулича, читая о Грушницком, мы не найдем образов природы, пейзажей, с ними связанных, не увидим природу их глазами. В этом случае природа как будто противопоставляется героям, они люди, далекие от естественной жизни.
Печорин, так тонко умеющий чувствовать и воспринимать естественную прелесть жизни, мечтающий о слиянии с ней, не может стать ее частью – таков его удел. Для людей же, не связанных с условностями общества, далеких от «цивилизации», природа – неотделимая часть жизни.
Природа в «Герое нашего времени» Лермонтова является, например, частью жизни контрабандистов – подслушанный Печориным разговор между ундиной и слепым мальчиком дает нам понять это ясно, и здесь автор не представляет нам развернутый пейзаж, наоборот, герои говорят о природе только с практической точки зрения: «буря сильна», «туман густеет».
Мастерство писателя в изображении природы
Мастерство поэта – пейзажиста огромно. Порой он показывает в романе природу как художник – и создается впечатление, что рассматриваешь акварели или рисунки Лермонтова, подобные его картинам «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с верблюдами» или «Сцена из кавказской жизни», – так разнообразны и выразительны эпитеты и метафоры: «умирающая прохлада ночи», «голова Машука», дымящаяся, «как загашенный факел», «как змеи, серые клочки облаков», «золотой туман утра», метель – изгнанница, плачущая о своих раздольных степях». Усиливает выразительность пейзажей и ритм повествования – то сжатый, стремительный, когда речь, например, идет о Печорине, или замедленно-плавный, при описании утреннего Кавказа.
Таким образом, пейзаж и природа в романе «Герой нашего времени» помогают нам понять характеры героев и их переживания, постичь замысел произведения, пробуждают собственные размышления о природе и ее месте в нашей жизни.
Источник