Как оскорблять религиозные чувства

Как вообще можно оскорбить чувства верующих?

Всегда ревностно воспринимал рассуждения о том, что кто-то кого-то оскорбил по причине религиозного убеждения. А теперь спросите у себя — а кто может оскорбить чувства человека, любящего беспристрастно (без разницы что).

Как можно оскорбить человека, который знает, что это белое? Как можно относиться к тем, кто говорит — «А это не белое, это черное. «? Ну как тут поступить? В лучшем случае просто отведете взгляд, забудете сразу, пожалеете человека, заблудшего в своём мироощущении.

Нет, ни в коем случае не призываю всех удариться в веру, в обряды и прочие атрибуты религиозной жизни. Не хочу видеть безграничное поклонение и нравоучение. Всё что хочу увидеть — это плоды той веры, которая в вас поселилась. Добрые плоды, бескорыстные и полезные. Пусть это будет горстка пшена для синичек в лютый мороз, но это будет сделано от души. Помощь пожилому человеку на улице, в магазине, в метро, но это будет как тёплый луч, который исходит от вас. Блеснул, порадовал и также незаметно исчез.

Знаете, хотелось просто сказать людям, который расшибают лбы в кровь, доказывая свою «любовь» — а вы можете просто сказать пару слов и потушить пожар в душе? Или просто подойти и обнять человека, сказав добрые слова, совсем даже не о предмете спора?

Смысл хайповать на каких-то непонятно раздутых новостях? Да, сказал, да сплясала, Покемонов половили — подойди и поговори с человеком в тишине, без огласки и сними напряжение. Ну как может здравомыслящий человек «отрываться» на костях наших предков? Значит он просит помощи, помощи душевной, не осознавая этого, на подсознании. Это будет как первый снег, небесное одеяло, которое укутает все душевные раны человека и успокоит взбунтовавшую душу. Никаких судебных споров, лишения гражданства, тюремных заключений — не нужно этого ничего. Не хочу здесь вспоминать русских Святителей, но уверен, глядя на всё это они бы просто вздохнули, покачав головой и сказали «Пойдём, перекусим. «.

Всё расставится по полочкам, уйдёт суета и придет разумное осмысление происходящего. Трезво, без эмоций с душевной теплотой посмотришь вокруг, вспомнишь детские шалости, подумаешь — «Как же я был смешон, подавшись минутной слабости. » и пойдешь в новых одеждах по своему чистому пути.

Ну и как можно оскорбить чувства верующих, если это и есть испытание любовью?

Источник

Как правильно оскорблять религиозные чувства.

Чувства верующих! За последние годы эта тончайшая-до-неуловимости материя стала в России увесистой и бесспорной словно кирпич, летящий с крыши на голову. Именно такой ultima ratio используют идеологи ОАО «РПЦ» в ответ на любую критику (и даже на тень её): «Это оскорбляет чувства миллионов верующих! Наказать! Заточить в тюрьму! Выпороть публично!» Самих верующих, естественно, никто не опрашивает. Но, по чести говоря, если бы попы просто фальсифицировали настроения своей паствы — это было бы еще полбеды. Беда в том, что немалая часть нашего общества действительно считает «чувства верующих» достойными заботливой защиты (даже с помощью полицейской дубинки и тюремной решетки), и от чего? Да от любого иного мнения. Ведь — религия. Ведь — душа. Верующий при этом напоминает не то буйнопомешанного, не то истеричную институтку, вокруг которой можно ходить только на цыпочках, в мягких носочках — лишь бы не оскорбить!

Наверное, вы не раз сталкивались с ситуацией, когда, например, религиозно озабоченный собеседник несет церковно-приходскую пургу, окружающие умильно кивают такому благолепию, но стоит заявить вслух: «А я считаю, что всё это предрассудки: бога нет» — как все (даже относительно здравомыслящие) слушатели тут же поморщатся, будто вы демонстративно пукнули, и одернут: «Считаешь, мол, и считай про себя. Не надо задевать чужие религиозные чувства». Что это значит? А то, что декларация веры по какой-то извращенной логике оказывается более легитимна чем декларация неверия.

Читайте также:  С прекрасным настроением проснулась школа ты

То есть, выходит так: когда человек вслух заявляет: «Я верю в бога» — это его нравственный выбор, пусть и ошибочный, который надлежит уважать и не оспаривать. Поэтому молчок! А если вы заявляете: «Я не верю в бога» — вам опять-таки… надлежит помалкивать, ибо вы своим бестактным нигилизмом ставите под сомнение чужую веру, можете оскорбить тончайшие душевные порывы. И даже не пробуйте доказывать свою позицию: чем убедительней она, тем сильней нанесенное оскорбление. Озвучивать свои взгляды вправе только поклонники боженьки. Но… как же насчет чувств неверующих — разве нас не может возмущать мракобесие, средневековое кликушество инквизиторов XXI века? А никак. По этой логике только у верующего есть чувства, которые можно оскорбить. Интересно, что сказали бы религиозно озабоченные, если в ответ на любое клерикальное высказывание они бы получали: «Вы оскорбляете мои чувства неверующего»?

«Ага!» — вскричат иные философы-любители. — «Ваш атеизм по своей природе — та же религия, но с обратным знаком: мы верим в бога, а вы — в его отсутствие, и вся-то разница». Они даже не задумываются, что религия есть лишь частный случай идеологии. Любые мировоззренческие убеждения могут быть эмоционально окрашены. Однако это не делает материализм предметом веры. Сам материалистический метод познания мира, с его опорой на опытно установленные факты, диаметрально противоположен религиозному сознанию. Уравнивать убеждения и заблуждения нелепо. Представьте себе школьника, который, написав на доске «2+2=5» и получив от учителя заслуженную двойку, возмутился бы: «Я верю в это, а вы верите в 2+2=4! Но не смейте оскорблять моих убеждений плохими оценками!»

Смешно? Если вдуматься в смысл такой подмены понятий — не очень. Ведь тут контрабандой протаскивается та мысль, что ежедневное, ежечасное и повсеместное глумление над здравым смыслом, учиняемое церковными мракобесами — это норма, «естественное положение вещей». А любая попытка не то, что отстоять светские ценности, но даже заявить о них, заведомо неприемлема. По сути, религиозные чувства из объекта защиты превращаются в прямую противоположность — в орудие нападения. Такой вот кульбит. Мы же оказываемся в изначально проигрышном положении вечной обороны.

А ведь речь идет не просто о философском диспуте. Сегодня, больше чем когда-либо со Средних веков, критика религии является предпосылкой любой другой критики. За спиной церкви стоит репрессивный аппарат правящего класса, и она платит ему взаимностью. Ползучее варварство не остановить, если не противопоставить ему разум, диалектику, знание. Надо разрушить гегемонию религиозного сознания. Нельзя скрывать свои взгляды из боязни задеть нежную душу религиозного фанатика. Критикуя религию, мы оскорбляем не душевные чувства, а предрассудки. Это совсем другое дело.

Источник

Что по закону является оскорблением чувств верующих?

Изменения в российском законодательстве, ужесточающие ответственность за оскорбление чувств верующих, оставляют немало вопросов. Что именно является оскорблением, верующие каких вероисповеданий пользуются особой защитой — четкого ответа на эти вопросы пока что нет. Тем не менее попробуем разобраться, за какие именно действия предусмотрена ответственность.

Закон об оскорблении чувств верующих: вчера и сегодня

В 2013 году в ст. 148 УК РФ были внесены изменения. Ранее эта статья предусматривала уголовную ответственность только за действия, при которых чинятся препятствия проведению обрядов верующим или деятельности организаций религиозного характера. Однако позднее содержание статьи законодателем было радикально пересмотрено, и с 2013 года она действует в новой редакции. Прежний состав — это теперь лишь третья часть этой статьи, а первой частью стало указание на то, что преступными являются действия, совершенные публично, направленные на оскорбление чувств верующих и выражающие открытое неуважение к членам общества.

Необходимость в принятии такого закона — вопрос до сих пор дискуссионный. Дело в том, что в УК РФ действовали и действуют до сих пор другие статьи со схожим составом. Так, ст. 213 карает за хулиганство, то есть за действия, грубо нарушающие порядок и ставящие целью продемонстрировать отсутствие уважения к обществу — при этом п. 2 ч. 1 этой статьи специально говорит о совершении этого преступления в связи с религиозной ненавистью. Ст. 282 УК РФ говорит об ответственности за возбуждение вражды и унижение достоинства, в том числе и по мотивам вероисповедания. Наконец, если осквернению подверглось здание или имущество, используемое для религиозных целей, наступает ответственность по ст. 214 УК РФ — за вандализм.

Читайте также:  Убогих чувств неистовый конец

С другой стороны, само по себе понятие «оскорбление чувств верующих» уже существовало в российском законодательстве с 1993 по 1996 годы. В еще действовавшем тогда УК РСФСР имелась ч. 2 ст. 143, чей состав во многом был похож на нынешнюю редакцию ч. 2 ст. 148 УК РФ. Единственным существенным отличием статьи из УК РСФСР было то, что в ее составе специально предусматривалось в качестве квалифицирующего признака и использование средств массовой информации, в то время как сейчас это уже не требуется. Действие ст. 143 прекратилось вместе с отказом от УК РСФСР, поскольку в 1996 году был принят УК РФ.

Кроме того, на момент принятия новой редакции ст. 148 УК РФ уже существовала административная ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан. Однако в 2013 году произошла своеобразная рокировка: это понятие было перемещено в УК РФ, а статья КОАП РФ теперь карает только за нарушение права свободы совести и вероисповедания, а также за вандализм в отношении религиозных книг, зданий и символов.

Что является преступлением?

УК РФ, говоря о наказании за оскорбление чувств верующих, предусматривает следующие признаки этого преступления:

  1. Оно должно быть совершено публично. Наедине с самим собой или в кругу единомышленников можно делать, говорить и писать все что угодно.
  2. Оно должно выражать явное и недвусмысленное неуважение к обществу в целом. В этом такое преступление очень похоже по признакам на хулиганство.
  3. Наконец, целью действий виновного должно быть именно оскорбление.

На последнем пункте стоит остановиться особо. Такой квалифицирующий признак, как цель, подразумевает, что действия, хотя и являющиеся сами по себе оскорбительными для религиозных людей, совершаются именно с целью их оскорбить. Таким образом, для применения статьи об оскорблении чувств верующих необходимо каждый раз доказывать, что преступление совершалось с прямым умыслом (т. е. виновный знал о том, что совершает оскорбление и при этом хотел именно такого результата), а не с косвенным (когда виновный о том, что творит, вообще не думал, хотя мог и обязан был понимать последствия).

Что же до самого оскорбления, то по закону под ним понимается ущерб, причиняемый чести и достоинству, выраженный в неприличных формулировках. Сам УК РФ, разумеется, не содержит определений этих терминов, но по общему смыслу норм права можно сделать вывод, о том, что:

  • под честью и достоинством надо понимать оценку человека с точки зрения морали как самим собой, так и окружающими (уважение и самоуважение) — более четко разница между понятиями «честь» и «достоинство» в праве не обозначена;
  • форма, в которой было сделано высказывание, должна быть именно неприличной, то есть не соответствующей нормам морали, существующим в данный момент в обществе.

Какие именно действия наказуемы?

Ст. 148 УК РФ говорит об ответственности за оскорбление чувств верующих. К сожалению, определить, что такое религиозные чувства, крайне сложно. На практике под ними можно понимать, например, глубокую эмоциональную привязанность к объекту поклонения в соответствующей религии, однако такое определение в законе не зафиксировано. Тем не менее можно попытаться выделить некоторые конкретные действия, за совершение которых ответственность по описываемой статье будет наступать в любом случае.

Первым из них является оскорбление. О нем подробнее будет сказано ниже — заметим только, что здесь будет важен не только смысл высказывания, но и его формулировка. Собственно, даже на бытовом уровне заметна разница между высказываниями «Иванов не кажется мне слишком умным» и «Иванов — законченный дурак». Первое будет лишь оценочным мнением конкретного лица, второе становится уже оскорблением, на которое тот самый Иванов имеет полное право обидеться и подать в суд.

Читайте также:  Комплексная оценка оксидативного стресса 7 параметров

Помимо оскорбления религиозных чувств статья предусматривает ответственность и за препятствие работе религиозных организаций или проведению обрядов и церемоний. Так, к примеру, граждане, которые попытаются сорвать согласованный с муниципальной администрацией крестный ход, будут отвечать по закону. Если же кто-то станет это делать с использованием служебного положения или угрожая насилием, ответственность усилится.

Необходимо заметить, что уголовная ответственность наступает лишь за вмешательство в деятельность организаций. Закон в России делит объединения верующих на 2 типа:

  1. Религиозная группа — добровольное объединение людей, исповедующих одну и ту же веру. Группа не является отдельным лицом с точки зрения закона, и все имущество, которое необходимо для религиозных обрядов и церемоний группы (утварь, священные предметы, помещения для служб и т. д.) находится в собственности конкретных прихожан.
  2. Религиозная организация — надлежащим образом зарегистрированная группа, существующая не менее 15 лет и состоящая не менее чем из 10 прихожан.

Таким образом, чтобы привлечь к ответственности за оскорбление чувств верующих, приверженцы конкретной религии должны входить в организацию. В том случае, если права верующих нарушаются, а организации нет, они могут либо заявить о совершении другого преступления (к примеру, об уголовном хулиганстве, совершенном по мотивам религиозной ненависти, или причинении вреда имуществу конкретного прихожанина, если уничтожены их святые символы или здание для обрядов подверглось акту вандализма), либо защищать свои права в порядке, предусмотренном ГК РФ или КОАП РФ.

Как определить, являются ли конкретные высказывания оскорблением?

Чтобы применить закон об ответственности за оскорбление религиозных чувств и убеждений, необходимо, чтобы оскорбление имело место. А это не так просто. На бытовом уровне термины «обида» и «оскорбление» очень часто путаются, однако не каждое высказывание, которое вызвало обиду, является оскорбительным. Поэтому по делам, касающимся оскорблений, часто приходится проводить лингвистическую экспертизу.

Эксперты-лингвисты выделяют ряд признаков, при наличии которых имеет смысл говорить о том, что высказывание не просто причинило обиду, но является оскорблением в правовом смысле:

  1. Высказывание является негативным по отношению к лицу (в данном случае — религиозной общине, коллективу верующих, наконец, просто ко всем людям, разделяющим конкретные религиозные убеждения).
  2. Высказывания обращены именно к этим лицам или рассчитаны на то, что будут доведены до их сведения.
  3. Негативные высказывания характеризуют личность потерпевших.
  4. Высказывания были сделаны в неприличной форме (ругательства, матерная брань, осквернение или уничтожение символов и т. д.).
  5. Высказывания были сделаны публично (в СМИ, Интернете, официальном документе и т. п.).
  6. Содержание высказываний направлено на унижение чести и достоинства потерпевших.

При отсутствии хотя бы одного из этих признаков возбуждать уголовное дело бессмысленно.

Все ли религии равны перед законом?

Конституция РФ предусматривает, что Россия — светское государство. Никакая религия не может быть обязательной, а все объединения отделены от государства и равны. Это легко понять: наша страна самая многонациональная в мире, и в ней есть приверженцы практически всех существующих религий и конфессий. Выделение любой из них неизбежно приведет к нарушению прав всех других верующих. Более того, Конституция прямо предусматривает право каждого человека (не только гражданина!) выбирать себе любую веру или быть атеистом.

Тем не менее ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в своей преамбуле прямо говорит о том, что православие имеет особую роль и уважаются религии, которые неотъемлемо входят в историческое наследие народа. Значит ли это, что вероисповедания в нашей стране нужно делить на сорта, одни из которых имеют особый статус, а другие ютятся где-то на задворках правовой области?

Разумеется нет. Действительно, большую часть населения страны составляют русские, и среди них самая распространенная религия — это православное христианство. Но в России существует достаточно мощная исламская община, силен буддизм и уже много веков существуют иудаистские общины. Больше того, некоторые российские народы до сих пор исповедуют язычество. Следовательно, хотя об оскорблении чувств верующих чаще всего говорят применительно к православию, правоохранительные органы должны защищать и законные интересы верующих, принадлежащих к другим религиям.

Источник

Оцените статью