Как организация помогает сотрудникам справиться со стрессом

Как работодатели помогают сотрудникам побороть стресс

Около 30% работников, трудясь из дома, испытывают тревогу, а еще 10% – сильный стресс, показал опрос работников и руководителей, проведенный в середине апреля компанией Hays. Многие компании уже объявили, что оказывают психологическую поддержку сотрудникам. Но какая именно помощь нужна сотрудникам?

Уволят или нет

Часть тревожных настроений сотрудников связана с пандемией и самоизоляцией. По данным Hays, 44% из 458 опрошенных специалистов и руководителей разного уровня заявили, что им тяжело все время сидеть дома, столько же респондентов нервничают из-за новостей о росте заболеваемости коронавирусной инфекцией в России и мире, 39% беспокоит отсутствие физической активности, каждый третий испытывает страх за здоровье свое и близких.

Люди тревожатся и из-за того, что у них плохо получается трудиться удаленно. 24% не могут как следует сосредоточиться на работе, 22% жалуются, что объемы работы выросли и они перестали с ней справляться. Почти столько же опрошенных говорят, что трудно работать дома с детьми и что продуктивность команды на удаленном режиме упала.

Но основная причина нервозности в другом – люди боятся за свои зарплаты (31%) и рабочие места (22% респондентов). Они боятся, что сократят коллег (21%), а также что компания не выстоит в кризис (19%).

Для этого есть веские основания. Уже к середине апреля каждая пятая компания снизила численность персонала, еще 12% сделают это в ближайшие полгода совершенно точно, а 25% – скорее всего, показал опрос российских работодателей, проведенный HeadHunter. 23% уже урезали зарплаты сотрудников, еще 9% собираются сделать это точно, а 18% – скорее всего.

Чего боятся россияне

Страх возможного сокращения – один из самых демотивирующих факторов, считает психолог Мария Макарушкина, партнер компании «Экопси консалтинг». Сначала сотрудники стараются проявить себя и работают эффективнее. А затем они понимают, что решения зависят не от способностей отдельных работников, а от финансового положения работодателя, их стажа внутри компании и иных факторов, на которые работники не всегда могут повлиять, поэтому их мотивация падает, рассказывает Макарушкина.

Сотрудники пытаются побороть тревогу и продуктивно работать. Большинству помогает правильная организация труда – режим дня (52%), списки задач (46%), – подкрепленная кофе (33%). Некоторые продолжают одеваться в офисную одежду и наносить макияж, работая дома. На втором месте – здоровый образ жизни: занятия спортом (34%) и многочасовой сон (31%).

Но как им помогают работодатели?

Зарядка онлайн

Четверть компаний ничего не предпринимает, чтобы помочь сотрудникам справиться со стрессом, по данным опроса Hays. Остальные же регулярно информируют сотрудников о ситуации в компании, чтобы снять тревожность (51%), организуют неформальные мероприятия (18%), проводят флешмобы в соцсетях (14%), совместные просмотры концертов и тренировки онлайн (9%).

Из дома работают примерно 30% сотрудников «Мон’дэлис Русь», говорит Надежда Фокина, директор по работе с персоналом Mondelēz International в Восточной Европе. Программа помощи сотрудникам называется #StrongerTogether («Сильнее вместе»). По понедельникам к сотрудникам обращается генеральный директор, по вторникам им напоминают о программах страхования и телемедицины (например, организуется интервью с врачом-инфекционистом), по средам руководители проводят онлайн-совещания со своими отделами, по четвергам сотрудники смотрят развивающие тренинги, а в пятницу получают подборку ссылок и советов по теме недели. За прошедший месяц компания провела 13 обучающих сессий, в которых приняли участие более 1600 сотрудников, рассказала Фокина. И раз в месяц телеконференцию с сотрудниками из 14 стран проводит вице-президент компании по Восточной Европе. Ежедневный план коммуникаций и мероприятий позволяет сотрудникам постоянно оставаться на связи, чувствовать заботу компании и оставаться в хорошем настроении, говорит Фокина.

По словам руководителя департамента ОМК по управлению персоналом Светланы Николашиной, сейчас в компании дистанционно работают более 4000 из 35 000 сотрудников ОМК (85% из тех, кто может работать удаленно). Корпоративный университет ОМК несколько раз в неделю проводит онлайновые тренировки по йоге и тренинги на такие темы, как борьба со стрессом, самоорганизация и принципы финансового поведения в кризис. Всего прошло около 20 образовательных вебинаров, говорит Николашина.

Дистанционно работают 90% служащих головного офиса «Почта банка» и более 60% сотрудников региональных подразделений, говорит вице-президент банка Юлия Бородай. Каждый сотрудник может поучаствовать в тематических вебинарах по вопросам лидерства и эмоциональной устойчивости, пройти курс спортивных занятий лично и с членами семьи, например специальные спортивные занятия для детей. В библиотеке на корпоративном портале можно получить ссылки на мероприятия и литературу, рассказала Бородай.

В компании «Вымпелком», говорит исполнительный вице-президент по работе с персоналом и организационному развитию Ольга Филатова, для снятия беспокойства сотрудников используются ресурсы корпоративного университета: лекции, вебинары, бесплатный доступ к популярным библиотекам электронных книг.

Психолог поможет

«Почта банк» вместе с ВШЭ запустил для сотрудников психологическую поддержку: каждый может бесплатно пройти три сессии в дистанционном формате по Skype или WhatsApp. Обращений, как правило, поступает не более 3–4 в день, говорит Бородай. По ее словам, сотрудников беспокоят неуверенность в завтрашнем дне, эмоциональное выгорание, конфликты в команде из-за изменившихся обязанностей, тревога за здоровье и благополучие свое и членов семьи, потеря свободы перемещения и сократившееся общение с друзьями, отсутствие неформального контакта, сместившийся в сторону бизнеса баланс работы и отдыха, отсутствие двигательной активности и, как результат, психосоматические проблемы.

Как топ-менеджеры урезают свои зарплаты, чтобы помочь сотрудникам

Около 60% из 4000 штатных сотрудников Unilever сейчас работают удаленно, говорит ее представитель. В компании несколько лет действует программа поддержки сотрудников Employee Assistance Programme (EAP), через которую можно получить бесплатную конфиденциальную психологическую консультацию, если сотрудник или его семья испытывает стресс, беспокойство или панику из-за сложившейся обстановки. Чтобы снять чувство тревоги, компания организовала открытую онлайн-сессию вопросов и ответов о COVID-19 для всех работников с врачом-терапевтом, говорит представитель Unilever.

Все работники «Фосагро», не задействованные на производствах непрерывного цикла (более 3500 человек), переведены на удаленную работу, говорит представитель «Фосагро». Во всех регионах присутствия компания организовала колл-центры, через которые отслеживает и социально-психологический климат в коллективе. К работе оперативного штаба «Фосагро» по противодействию коронавирусной инфекции помимо вирусологов и инфекционистов привлечены психологи, отмечает представитель компании.

Читайте также:  Просыпаясь утром нет настроения

По данным опроса Hays, каждый восьмой работодатель предоставляет сотрудникам программы психологической поддержки онлайн, в том числе консультации психолога или отдельную горячую линию психологической поддержки.

Правда, лишь 5% сотрудников прибегают к консультациям психолога, по данным того же опроса. Гораздо популярнее такое средство борьбы со стрессом, как неформальное общение с коллегами. Об этом сообщили 26% респондентов Hays. Помогает отвлечься от невеселых мыслей и хобби (16% респондентов).

Честное слово начальника

Сотрудники ОМК во время опроса предложили организовать прямые линии с председателем правления ОМК, чтобы напрямую задавать вопросы о производственном и финансовом положении компании. Теперь такие линии проводят каждые две недели примерно для 120 линейных руководителей предприятий и управляющей компании ОМК. Обсуждаются состояние рынков, производства, отрасли в целом и вопросы прямо из чата, говорит Николашина. Сама Николашина выступила на внутреннем портале с рассказом о полезных онлайн-площадках для подростков, а один из финансовых руководителей ОМК – о планировании рабочего времени. Для руководителей ОМК проводит вебинары по инструментам контроля, координации, управления загрузкой, по поддержанию рабочего настроя в коллективах, рассказывает Николашина.

На корпоративном портале «Вымпелкома» Space публикуются новости компании и анонсы еженедельных встреч с топ-менеджментом. Регулярные встречи с топ-менеджментом сейчас являются очень важным каналом коммуникаций, поскольку общение с лидерами сотрудники расценивают как гарантию стабильности в текущих условиях, говорит Филатова.

Климат в коллективе во многом зависит от руководителей, отмечает Алекс Шейнгардт, гендиректор Hays в России. Они должны поддержать команду в непростой ситуации: взять курс на регулярную коммуникацию, честно и открыто делиться изменениям в компании. Держать подчиненных в неведении – значит, поощрять распространение слухов и рост недоверия к управляющему составу, говорит Штейнгардт.

Но честно и открыто общаться с сотрудниками руководителям непривычно: про обратную связь от руководителей как средство борьбы со стрессом упомянули лишь 14% сотрудников, опрошенных Hays.

Недостаточно честно рассказать сотрудникам о проблемах, с которыми сталкивается компания, нужно представить сценарий позитивного будущего компании, не обманывая сотрудников и рассказывая, с какими оговорками оно возможно, говорит Макарушкина. Позитивные картины дадут надежду людям и придадут им сил, чтобы продолжить работу, отмечает Макарушкина.

На руководителях лежит большая ответственность, особенно на владельцах собственного бизнеса, поэтому они тоже испытывают стресс. Ничего страшного, если в тяжелые времена опытный руководитель поделится своими переживаниями, главное, чтобы он дал понять сотрудникам, что видит пути для дальнейшего развития, уверена Макарушкина.

Руководители все время должны находиться на связи: сотрудникам важно чувствовать рядом плечо, на которое можно опереться. Однако контроль сотрудников руководством не должен быть чрезмерным, считает Макарушкина. По ее мнению, обязательные совещания не стоит проводить чаще раза в неделю.

Источник

Стресс на рабочем месте и стресс-менеджмент

Стресс – явление частое не только в жизни, но и на работе. Огромное количество дел и задач, планы и отчеты, требования руководства, надлежащее выполнение своих обязанностей, сопутствующие проблемы и неурядицы – это лишь небольшая часть того массива стрессовых факторов, которые могут на нас влиять, и это не может не беспокоить.

В то же время беспокоит данный вопрос не только обычных людей, желающих жить и работать без стресса, но и множество руководителей, менеджеров по персоналу и других специалистов по всему миру. Именно по этой причине сегодня в обиход входит понятие «стресс-менеджмент», идущее рука об руку с проблемой преодоления стресса на рабочем месте.

В этой статье мы с вами поговорим о том, что же такое стресс-менеджмент, а также узнаем, какие меры могут предпринимать организации и их сотрудники, чтобы снизить негативное влияние стресса, дольше сохранять продуктивность, поддерживать позитивный настрой и не чувствовать себя измотанным и смертельно уставшим от работы.

А на программе «Психическая саморегуляция» вы научитесь практическим приемам совладания со стрессом и сильными психоэмоциональными состояниями, чтобы сохранять спокойствие и в жизни, и на работе.

Что такое стресс-менеджмент

Для начала вспомним, что стресс является общей реакцией организма на сильное физическое или психологическое воздействие. Также под ним понимается угнетенное состояние организма и нервной системы человека. Что же касается стресс-менеджмента, то он касается именно стрессов на работе, которые согласно статистике, встречаются наиболее часто (кстати, другие интересные статистические данные мы освещали в статье «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и продуктивность»).

Итак, термин «стресс-менеджмент» в России появился не так давно, и, как и многие подобные понятия, он пришел к нам с Запада. Какого-то общепринятого определения у него пока нет, но большинство психологов и специалистов по личной эффективности понимают его как управление собой при воздействии стресса, позволяющее преодолевать его последствия.

Мы думаем, что это вполне верная трактовка, и даже если мы возьмем в руки какую-нибудь современную книгу, связанную с преодолением стресса, мы увидим, что стресс-менеджмент толкуют именно так. Если же немного упростить трактовку, то получим, что стресс-менеджмент – это управление стрессом.

Процесс управления стрессом происходит по трем базовым направлениям:

  • профилактика стрессогенных факторов;
  • снижение напряжения от стрессогенных факторов, не поддающихся устранению;
  • организация системы преодоления последствий воздействия стрессогенных факторов.

Но, раз уж, согласно названию статьи, мы говорим о стрессе на рабочем месте, будет правильнее сузить область рассмотрения темы. И в профессиональной деятельности стресс-менеджмент имеет два основных уровня:

  • управления стрессом на уровне организации;
  • управление стрессом на уровне личности.

Далее мы поговорим о каждом из этих уровней отдельно.

Управление стрессом на уровне организации

Управление стрессом на уровне организации предполагает изменение организационного климата и антистрессовую поддержку сотрудников в рамках специальных программ. Огромное значение на этом уровне имеет понимание отрицательных последствий влияния стресса, т.к. только с помощью него руководство организации и специалисты по работе с персоналом могут организовать мониторинг стресса и разработать меры по минимизации, смягчению и профилактике последствий стрессогенных факторов.

Читайте также:  Она всегда меня портит настроение

Формирование благоприятного организационного климата – одна из первостепенных задач эффективного стресс-менеджмента организации, ведь такой климат служит, пожалуй, самой лучшей профилактикой стресса вообще.

Если возникает стрессогенная ситуация, климат в организации способен либо усиливать ее воздействие, либо преобразовывать отрицательные реакции персонала в положительные. Интересно, что сложные ситуации могут благотворно сказаться на сплоченности коллектива и усилить его творческий потенциал.

Исходя из этого факта, руководство множества организаций сегодня принимает все меры для создания внутри своих коллективов атмосферы доверия и уважения друг к другу, причем это касается не только сотрудников одних уровней – конструктивные взаимоотношения выстраиваются и между руководителями и подчиненными.

Однако создать правильный благоприятный климат – задача не из легких, и огромную роль при ее решении играют «мелочи», кажущиеся на первый взгляд несущественными. Поэтому для достижения данной цели принято применять специальные методы:

  • организация системы обратной связи с помощью корпоративных средств связи (сайт, почта, пресса);
  • привлечение сотрудников к принятию важных для организации решений (реорганизация структуры, доработка технологического процесса и т.д.);
  • применение командных и проектных форм организации труда.

Большие надежды сегодня возлагаются также на корпоративные мероприятия, направленные на сплочение организации и усиление корпоративного духа, но этот подход уже не является чем-то инновационным – скорее его можно назвать стандартным. Поэтому специалисты предупреждают, что при его использовании можно столкнуться с разного рода трудностями и неприятностями.

Да, можно устраивать массу интересных и веселых праздников для сотрудников, но при этом не иметь налаженной системы обратной связи, позволяющей руководству иметь представление о потребностях персонала и персоналу осознавать реальные бизнес-задачи, которые ставит организация. Такая политика приведет лишь к тому, что сотрудники превратятся в потребителей развлечений и зарплаты, не берущих на себя никакой ответственности за то, что происходит в компании.

Пример, конечно, частный, но он прекрасно подчеркивает невозможность создания благоприятного климата при использовании стандартных схематичных подходов. Тем более здесь не берутся во внимание два важных принципа:

  • Принцип уважения к личности и предоставления ей прав и ответственности. Люди, занятые в компании, должны понимать ее главные цели и задачи, быть причастны к ее победам и достижениям, осознавать причины, по которым принимаются те или иные решения.
  • Принцип разработки мер по формированию благоприятного корпоративного климата. При этом должны изучаться настроения, интересы и потребности персонала. Понимание этих особенностей помогает подбирать оптимальные методы взаимодействия с сотрудниками посредством удовлетворения их основных потребностей.

Методики создания благоприятного климата описываются в специализированной литературе, посвященной исследованиями организационного климата. При правильном подходе благоприятный климат способен стать эффективной мерой по профилактике и смягчению стрессогенных факторов, а также способом релаксации и восстановления.

Также следует упомянуть еще об одном факторе стресс-менеджмента на организационном уровне. Им является предоставление персоналу большего объема ответственности за результаты своей деятельности. Но этот фактор будет действовать лишь в совокупности с четким распределением функционала и нагрузки, позволяющим предупредить как недостаточную загруженность, так и перегруженность работой.

Если сотрудники будут сами решать, что и как им делать во время работы, негативные последствия стресса уменьшатся в разы. Однако на практике осуществить это очень сложно, хотя некоторые способы все же есть. Например, плановые совещания по обсуждению задач с каждым конкретным подразделением.

Не менее важное значение имеет и перераспределение обязанностей. Конечно, оно возможно далеко не всегда, но менеджеры, занимающиеся управлением стрессом, об этом вопросе должны помнить всегда. А чтобы его решить, можно использовать самые разные рабочие ситуации, к примеру, увольнение одного из сотрудников.

При увольнении освобождается рабочее место, и это легко использовать как повод пересмотреть должностные инструкции и рабочие задания, чтобы сделать другие рабочие места более интересными для остального персонала, а также оптимизировать нагрузку. При этом применяются разные методы анализа работы, такие как экспертная оценка, хронометраж времени, фотография рабочего дня и т.д.

Еще одним отличным средством профилактики стресса на рабочем месте является внедрение гибкого рабочего графика. Минимизировать стрессовые нагрузки и повысить удовлетворенность трудом можно, если дать хотя бы части сотрудников возможность самостоятельно выстраивать свой график, исходя из производственной необходимости и функционала.

Кроме того, существенным организационным фактором, способным смягчить стресс на работе, служит социальная поддержка сотрудников, выполняемая непосредственными руководителями и сплоченными коллективами. Многие исследователи считают, что они играют роль буфера между людьми и стрессом.

Здесь важно заметить, что для оказания социальной поддержки осваивать антистрессовые программы в первую очередь должны менеджеры по управлению стрессом. Сегодня многие такие программы есть в зарубежных компаниях. Они включают в себя поведенческие и когнитивные методы борьбы со стрессами, а практика их применения показывает, что они снижают напряжение, улучшают сон и повышают сопротивляемость организма стрессам на работе.

Исследований на эту тему проводилось немало. К примеру, в Нидерландах проводился эксперимент, где принимали участие 130 человек. Он показал, что корпоративные программы по обучению персонала методам управления стрессами не только снижают нервозность, но и приводят к психологическому комфорту, повышают уверенность в себе и даже увеличивают производительность труда. Причем этот эффект сохранялся полгода, после чего нужно было просто применить антистрессовые методы вновь.

Для большей эффективности таких программ изначально можно обучать им более чувствительных сотрудников – в последствии они помогут своим менее восприимчивым к нововведениям коллегам научиться справляться со стрессами. А сопутствующее положительное влияние такого подхода выражается в существенной экономии средств на разработку и внедрение программ по управлению стрессами, а также в повышении статуса сотрудников, обучающих других людей.

Стоит сказать и еще об одном антистрессовом факторе – это фитнес-программы, предоставляемые сотрудникам организациями, – они позволяют укрепить физическое здоровье. Но это не единственное их назначение, ведь умеренные физические нагрузки, как известно, благоприятно влияют и на психику (подробнее об этом читайте в статье «Профилактика стресса и развитие стрессоустойчивости»).

Однако данные программы отличаются важным нюансом – ответственность за посещение занятий, соблюдение режима и ведения здорового образа жизни лежит на самих сотрудниках. Если отследить посещаемость фитнес-программ людьми еще возможно, то принудить к их посещению возможным не представляется. Но если говорить более объективно, то внедрить в организацию методы управления стрессом и обучить им персонал в разы дешевле, чем организовать фитнес-программу.

Читайте также:  Эмоции карточки для детей с названиями

Поэтому более эффективными все же считаются такие средства снижения влияния стресса как семинары, мастер-классы и тренинги, где сотрудники могут обучиться техникам расслабления и методам изменения поведения, овладеть навыками деловой коммуникации и полезным приемам поведения в конфликтных ситуациях.

Как видите способов управления стрессом на уровне организаций достаточно много, но эта информация все же более полезна управленцам и руководителям, нежели рядовым сотрудникам, которые просто каждый день ходят на работу и выполняют возложенные на них функции. На уровне личности пользы будет намного больше, если применять индивидуальные меры управления стрессами.

Управление стрессами на уровне личности

Профилактика, предотвращение и минимизация негативного воздействия стресса на рабочем месте на уровне личности достигается за счет прохождения специализированных тренингов. Они либо организуются руководством организаций, либо проходятся сотрудниками в индивидуальном порядке, т.е. самостоятельно. Одной из наиболее эффективных мер для достижения желаемого результата служит релаксация.

Польза релаксационных техник при работе со стрессом известна уже давно. Еще в начале 20 века специалисты при работе с пациентами учили их последовательной концентрации на разных частях тела, параллельно их напрягая и расслабляя. Задача состояла (и состоит сейчас) в том, чтобы сосредотачиваться на ощущениях, возникающих при расслаблении, что впоследствии позволяло достигать полного расслабления тела и психики.

Естественно, с того момента техники релаксации стали более усовершенствованными, и сегодня многие из них включают в себя два базовых подхода – аутотренинг и медитацию. Кстати, с некоторыми хорошими методиками вы можете познакомиться в статье «Упражнения для релаксации и снятия эмоционального и мышечного напряжения».

Второй вариант программы-антистресс на индивидуальном уровне – это модификация поведения. В большей степени данный вариант необходим людям, отличающимся чрезмерной напористостью, повышенной активностью и постоянным ощущением аврала и загруженности. Но и всем остальным модифицировать поведение, конечно же, можно.

Модификация поведения предполагает, что человек начинает осваивать новые формы поведения – иначе реагировать на стрессогенные факторы и обстоятельства. Научиться этому можно, обратившись к специальной литературе, аудио- и видеоматериалам, тренингам, полезным статьям в Интернете.

Если же подобные задачи решаются на организационном уровне, любые мероприятия по разработке и внедрению соответствующих программ следует организовывать только после подробного изучения факторов и уровня стресса в самой организации. При этом менеджеры по управлению стрессом должны решить еще ряд важных задач:

  • Определить состав сотрудников для обучения: руководители это будут, сотрудники, наиболее подверженные стрессу, сотрудники с наиболее стрессовой работой или весь персонал вообще? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно отлично разбираться в особенностях каждой конкретной организации. Однако на практике доказана эффективность обучения антистрессовым программам конкретно управленцев. Плюс к этому один лишь факт внедрения в организацию антистрессовых программ не дает стрессогенной обстановке обостряться.
  • Определить содержание программы и субъекты обучения. Программа должна быть адекватной и надежной, а этого можно достичь, если в разработке будет участвовать экспертная группа (руководители службы по работе с персоналом, топ-менеджеры, линейные менеджеры). Такой подход помогает достичь баланса между основной программой обучения сотрудников и обучением стресс-менеджменту, а также позволяет оптимально выбирать специалистов, обучающих стресс-менеджменту (заметим, что последних стоит выбирать на конкурсной основе, чтобы понять, какие подходы они используют, убедиться в их профессионализме и оценить будущие затраты).

Нельзя забывать и о том, что для профилактики стресса на работе на индивидуальном уровне каждый сотрудник должен осознавать всю важность ведения здорового образа жизни, поддержания хорошего состояния здоровья и обеспечения себя надлежащим уровнем физической активности.

Именно поэтому высокой стрессоустойчивостью отличаются сотрудники тех компаний, которые предлагают посещать тренажерные залы и бассейны, организуют подвижные игры. Такие вещи позволяют людям становиться более выносливыми физически, поддерживают жизненный тонус, повышают запас энергии и иммунитет, снижают риск многих заболеваний.

И, подводя итог вопросу о профилактике и борьбе со стрессом на работе на уровне личности, отметим, что каждому человеку свойственен свой личный временной порог стресса. Кто-то способен работать при высоких нагрузках очень долго, при этом адаптируясь к стрессу достаточно легко и быстро, а кто-то даже при небольшой нагрузке быстро теряет работоспособность. Есть также и те, для кого стресс служит стимулом, и такие люди лучше всего работают как раз-таки в стрессовых условиях.

Эти особенности обязательно должны учитывать и руководители организаций при разработке антистрессовых программ, и сами сотрудники – чтобы правильно оценивать свои силы и подбирать оптимальные и эффективные методы повышения стрессоустойчивости (о некоторых мы писали в статье «Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения»).

Заключение

Сегодняшняя статья носит информационный характер, и мы уверены, что она будет полезна и тем, кому по роду деятельности приходится нести ответственность за подчиненных, и тем, кто желает повысить свою осведомленность по теме стресса на работе, ведь с помощью этих знаний разработать какую-то собственную программу по профилактике и снижению влияния стресса будет намного проще.

Если же вам не достает информации (а это, скорее всего, именно так), то советуем, во-первых, изучить все материалы, ссылки на которые уже даны в статье (в частности, статью «Стрессоустойчивость: как сохранять спокойствие и продуктивность»), а во-вторых, посмотреть другие наши материалы по этой теме.

Кроме того, сегодня есть огромное количество научной и научно-популярной литературы, рассказывающей о стрессе, его особенностях и методах профилактики и преодоления. Обратите внимание на следующие книги:

  • Е. С. Жириков «Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу».
  • А. М. Тюрин «Как избежать стрессов на предприятии».
  • Л. А. Китаев-Смык «Стресс и психологическая экология».
  • Б. Р. Мандель «Психология стресса».
  • Линда Джуэлл «Индустриально-организационная психология».
  • Джеррольд Гринберг «Управление стрессом».
  • Шэрон Мельник «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и высокую эффективность в любых ситуациях».

Чтобы изучить стресс, понять, как он действует в профессиональной и повседневной жизни, и научиться эффективно с ним справляться, не принося вреда ни себе, ни окружающим, придется изучить немало дополнительной информации. Так что вышеназванные книги станут серьезной основой для ваших будущих исследований, а наша статья пусть послужит хорошим дополнением к ним.

Источник

Оцените статью