Как определить темперамент подростка

Темперамент подростка
консультация по психологии

Скачать:

Вложение Размер
temperament_podrostka.docx 23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Темперамент – врожденное неизменное свойство нервной системы. От него зависит поведение ребенка, его работоспособность, выносливость, то, как он отреагирует на ситуацию. “Чистые” типы встречаются редко, в основном говорят, о сочетании близких темпераментов.

Дети-холерики энергичные, шумные, активные. Их речь громкая, быстрая. Движения резкие, энергичные. Настроение холериков быстро меняется. Таких ребят легко заметить в компании сверстников. Они будут стремиться руководить, командовать, устанавливать правила и страстно отстаивать их. Бурно реагируют на критику криком, гневом.

Дети активные, жизнерадостные, веселые. Двигаются резво, активно. Темп речи быстрый, бодрый. Настроение меняется часто, одни игры или занятия часто сменяются другими. Эмоции также меняются быстро: в течении короткого времени легко может перейти от слез к смеху. Характер у сангвиников, как правило, легкий. Они общительные, открытые, поэтому друзей у них много. Быстро схватывают новое, многим интересуются, имеют большой кругозор и массу увлечений.

Дети медленные, неспешные. Эмоциональное настроение у них всегда ровное. Не сразу идут на контакт, сначала присматриваются к людям. Обычно друзей у них немного. Говорят ровно, неторопливо. Спокойно относятся к критике, всегда имеют свое мнение. Если что-то решили – так и сделают. Могут долго заниматься делом, требующим сосредоточенности. Увлечения не поверхностны, если их что-то интересует – в этой теме будут разбираться досконально. Охотно выполняют порученные задания. Готовы подчиняться.

Маленькие меланхолики кажутся робкими, тихими, пугливыми детьми. Они часто находятся в задумчивом, грустном настроении. Их голос почти неслышен, движения угловатые, робкие. К новым знакомствам относятся настороженно, нужно достаточно времени, чтобы ребенок адаптировался в новом коллективе, подружился с кем-то. Но при этом это очень нежные, ранимые, чувствительные, преданные дети. Они готовы подчиняться.

Особенности обучения обучающихся

с разным типом темперамента

Слабые стороны: на занятиях дети могут быть невнимательными, не всегда способны контролировать свои эмоции, легко отвлекаются. Про них говорят: “В одно ухо влетело, в другое вылетело”. Не выносят монотонной работы, однообразных неинтересных заданий. Могут выкрикивать, перебивать, ответить, первое, что вспомнят, так как не успевают справиться с сиюминутными чувствами и сдержать себя.

Сильные стороны детей-холериков: энергичные, волевые, самостоятельные, активные. Несмотря на то, что не могут долго заниматься какой-то деятельностью, если дело их интересует, увлекает, способны активно и целеустремленно включаться в него.

Слабые стороны: легко отвлекаются, без контроля поверхностно вникают в суть задания, могут не довести начатое до конца.

Сильные стороны: легко переживают неудачи и критику. Обычно учеба дается им легко, они все схватывает “на лету”, способны выдерживать интеллектуальные нагрузки, работоспособны.

Слабые стороны: флегматикам трудно “раскачаться”, начать новое занятие и тяжело выйти из него, могут “зависать” на каком-то деле или увлечении. Когда они учатся чему-то новому, инструкцию следует повторять несколько раз, пока они не поймут, не доберутся до сути.

Сильные стороны : устойчиво и упорно идут к цели, способны долго концентрироваться на работе, доводить ее до конца. Если флегматик что-то понял, усвоил – это “железно”, информация будет храниться бесконечно долго. Аккуратны, пунктуальны. Интересы устойчивы, могут очень долго увлекаться каким-нибудь делом.

Слабые стороны : на занятиях неактивны, боятся ошибки и критики, медленно включаются в работу, требуют похвалы, подбадривания. Быстро устают от нагрузок, частой смены деятельности и коллектива.

Сильные стороны: ответственны, исполнительны, легко справляются с монотонной работой, аккуратны. Чуткие и искренние, прекрасные исполнители.

Как мотивировать ребенка на учебу,

учитывая его темперамент?

Придя в школу, ребенок оказывается в коллективе 20–30 сверстников . И каждый ребенок со своими индивидуальными особенностями. Конечно, учитель на уроке задействует разные каналы восприятия детей, меняет деятельность, чтобы удерживать внимание детей, предлагает разный уровень сложности заданий. Однако дети не могут работать в одном темпе со всей группой – у каждого свой уровень выносливости, утомляемости, активности и работоспособности. Это определяет тип темперамента ребенка. И зачастую учитель просто не может эти особенности учитывать. Но этому могут помочь родители. Если правильно организуют режим дня ребенка, распределят физическую и учебную нагрузку, настроят ребенка на успех.

Как помочь холерику

  • Активность холерику крайне необходима. Его энергию нужно направлять на полезные цели – учебу, секции, помощь родителям. Таким образом, распределяя деятельность, в учебе холерик будет более сдержан и внимателен.
  • Лучше не заставлять холерика делать уроки, а увлечь его процессом или результатом.
  • Монотонная работа дается ему с трудом, поэтому выполнять ее можно поэтапно.
  • Там, где можно позволить холерику не сидеть за столом – позвольте. Стихотворение можно учить по дороге на секцию, пересказывать – сидя на ковре или занимаясь на турнике.
  • Создавайте для него ситуацию успеха. Лидер по природе не терпит жесткой критики, постоянных неудач и провалов. Хорошо будут работать выполнение заданий на скорость, результат. Признавайте его успехи и хвалите. Главное – адекватно оценивать его возможности.

Как помочь сангвинику

  • Прежде всего нужно организовать его рабочее место. Ничто лишнее не должно отвлекать или привлекать внимание.
  • Быть рядом, напоминать, направлять сангвиника, так как эти дети склонны побыстрее сделать задание, не уделяя внимание качеству.
  • Чередовать учебу с другой деятельностью, тогда активность его будет дольше.
  • Выполнять монотонную работу сангвинику скучно, поэтому нужно ее разнообразить, превратить в игру, дать волю фантазии. Например, не просто списывать текст, а делать расшифровку для пришельцев, которые могут читать только прописные буквы.

Как помочь флегматику

  • Для флегматика крайне важны порядок, последовательность, предсказуемость. Например, можно ввести ритуал начала и окончания выполнения уроков. Пальчиковая гимнастика, любимая мелодия, стакан воды перед уроками – якорь, который поможет начать или закончить задание.
  • Ребенку нужно несколько раз повторить, что от него требуется. Можно подготовить чек-листы, планеры, таблицы, чтобы ребенок и слышал, и видел, и заполнял их – это поможет ему включиться в работу.
  • Крайне важен режим дня, питания, сна. Для флегматика события должны быть предсказуемыми. Любой сбой в программе растрачивает их силы, демотивирует.

Как помочь меланхолику

  • Соблюдение режима дня, чередование работы и отдыха – жизненно необходимо для меланхолика. Излишнего напряжения его нервная система просто не выдержит.
  • Желательно быть рядом с ребенком, подбадривать, хвалить его.
  • Задания на скорость, соревнования – не для таких детей. Работать в неторопливом темпе, качественно выполнять задание – гораздо комфортнее для меланхолика.
  • Монотонная работа их не пугает. Будут выполнять ее с удовольствием и старательно.

Нервная система детей созревает и развивается постепенно. Взрослые могут контролировать себя, распределять нагрузку, ускоряться, замедляться, а дети нет. Зная тип темперамента ребенка, возможно эффективно взаимодействовать с ним во всех сферах жизни: в быту, учебе, отдыхе. Можно предвидеть и предупреждать его поведение, поступки, реакции, эмоциональные состояния. Выбирать правильные стратегии в воспитании, помочь организовать учебный процесс. А также учить видеть, осознавать, справляться со своими слабыми сторонами и опираться на сильные.

Источник

Изучаем темперамент подростков.

Данная работа носит исследовательский характер. Автор знакомится с понятием темперамент и изучает темперамент своих сверстников с помощью наблюдения и опросника Айзенка. Делается вывод о зависимости темперамента с увлечениями школьников.

Скачать:

Вложение Размер
rudenko.docx 270.2 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский г.о. Кинель

XXI научно-практическая конференция

Изучаем темперамент подростков.

Автор: Руденко Елизавета, учащаяся 6 «В» класса

ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть — Кинельский

Научный руководитель: Минина Валентина Владимировна,

учитель ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский

2018 г.

  1. Общие понятия о темпераменте…………….………………………….5 стр.
  1. Что такое темперамент. 5 стр.
  2. Физиологические особенности темперамента…………………….7 стр.
  3. Типы темпераментов…..…………………………………………….10 стр.
  1. Изучение темперамента подростков…………………………………. 12 стр.

Список использованных источников литературы………………………..18 стр.

Актуальность исследования заключается в том, что все люди очень разные. Нельзя встретить двух абсолютно похожих людей. Они отличаются друг от друга манерой поведения, темпом в работе, интонациями в речи и даже эмоциональным состоянием. Они медлительны, другие всегда куда-то спешат. Одни веселы и во всем стараются увидеть хорошее, другие – боязливы и ждут от всего подвоха. Эти отличия можно заметить даже у новорождённых: одни дети более активны, чаще кричат, меньше спят, другие же даже в периоды бодрствования могут спокойно лежать, сосредоточенно рассматривая игрушки.

Раз эти отличия проявляются с раннего детства, то они не могут быть вызваны особенностями характера. Ведь характер формируется в течение жизни человека под воздействием воспитания и влияния окружающей среды. Что же еще влияет на поведение человека?

На занятиях внеурочной деятельности «Познаю себя» мы узнали о таком свойстве личности, как темперамент. Это заставило нас задуматься над такими проблемами, как:

1. Что такое темперамент?

2. Как его приобретают?

3. Можно ли его поменять?

4. На что влияет темперамент человека?

Перед началом работы была выдвинута г ипотеза о том, что темперамент влияет на выбор увлечений подростка.

Цель работы — изучить особенности темперамента одноклассников, выявить влияние темперамента на выбор увлечений и хобби.

Для достижения цели предстоит решить следующие з адачи исследования:

  1. Изучить литературу по теме исследования.
  2. Подобрать методики изучения темперамента и увлечений подростков.
  3. Провести диагностику среди одноклассников.
  4. Обработать и проанализировать полученные результаты.
  5. Сделать выводы по результатам исследования.

Объект исследования: у чащиеся 6 «В» класса.

Предмет исследования : типы темперамента подростков, их влияние на выбор увлечений и хобби.

Теоретические – анализ литературы по проблеме исследования.

Эмпирические – методы сбора данных (беседа, тестирование).

Методы математической (статистической) обработки результатов.

Данная работа состоит из двух частей. В теоретической части приведены основные сведения о темпераменте, история изучения данной проблемы, типология темперамента. В практической части описывается исследование, проведенное среди одноклассников и направленное на изучение особенностей темперамента и выявление его влияния на увлечения подростков.

Данная работа поможет нам узнать о своем темпераменте и темпераменте одноклассников. Она откроет наши отличительные особенности, поможет понять особенности поведения сверстников.

1.Общие понятия о темпераменте.

Благодаря поиску в интернете мы узнали, что термин «темперамент» был предложен еще в античности древнеримским врачом Галеном (2 век н.э.). В переводе с латинского «temperamentum» – соразмерность, надлежащее соотношение частей.

В настоящее время четкого определения темперамента не существует. Различные источники сходятся в одном. Темперамент — это индивидуальное свойство человека, которое является проявлением врожденных физиологических процессов. В общем плане выделяют 3 сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой – физической и социальной. По этому параметру человек может быть замкнутым, пассивным, спокойным или, наоборот, общительным, инициативным, активным, стремительным.

Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т. п.

Темперамент — это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость, может произойти «маскировка» истинного темперамента. Поэтому очень редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Для чего же нужно знать о темпераменте человека?

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Например, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений. Однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит сангвиника к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгого режима и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

Поэтому очень важно учитывать темперамент при выборе рода деятельности. Особенности темперамента никак не сказываются на познавательных способностях человека или его моральных качествах. Но их надо учитывать при выборе деятельности – например, людям с замедленными реакциями будет непросто управлять механизмами на высокой скорости, зато они идеально справятся с работой, требующей концентрации и усидчивости.

Возможно ли изменить темперамент?

Нередко от людей можно услышать, что им не нравится их темперамент и они хотели бы изменить его к лучшему. Но это врождённое качество, изменить которое не так-то просто. Нужно понимать, что темперамент не может быть хорошим или плохим, любой из них имеет свои сильные и слабые стороны, и их надо выявить и правильно использовать.

Тем, кто хочет изменить темперамент, стоит задуматься, зачем это делать. Например, меланхолик завидует своему другу-холерику и хочет стать таким же успешным и активным. Он может пересилить себя и начать двигаться, разговаривать и действовать более энергично. Возможно, ему даже удастся убедить всех, что он сильный лидер и добиться популярности. Но станет ли он от этого счастливее? Вряд ли. От таких нагрузок и постоянного общения сконцентрированный интроверт-меланхолик просто эмоционально сгорит.

Нужно понимать, что научиться поступать, как обладатель другого темперамента, можно, но изменить свою суть – нет. Намного правильнее будет изучить свои особенности и сильные стороны и постараться организовать свою жизнь так, чтобы ничего менять не хотелось.

Таким образом, мы выяснили, что большинство ученых сходится во мнении — темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально-ничтожная личность.

  1. Физиологические особенности темперамента.

И.П. Павлов (1849- 1936), всемирно известный российский ученый-физиолог, первый российский нобелевский лауреат, доказал, что темперамент зависит от типа нервной системы.

Изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, И.П. Павлов обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись, прежде всего, в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затихания. Это обстоятельство дало возможность выдвинуть гипотезу о том, что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов. По мнению Павлова, к этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

Сила нервных процессов – это способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, т.е. выносливость и работоспособность нервных клеток. Сильные раздражения вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы – слабые процессы возбуждения и торможения.

Уравновешенность предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над торможением выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.

Подвижность нервных процессов – это способность нервной системы быстро в ответ на требования условий внешней среды сменять процесс возбуждения процессом торможения и наоборот.

Выделенные Павловым свойства нервных процессов могут образовывать определенные комбинации, которые определяют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности (схема 1).

Физиологические основы темперамента по И. П. Павлову

Выделенные Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента:

· Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип.

· Флегматик – сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный) тип.

· Холерик – сильный, но неуравновешенный, возбуждение преобладает над торможением.

· Меланхолик – слабые процессы возбуждения и торможения (слабый тип).

Таким образом, И.П. Павлов считал, что все поведение человека, как и поведение животного, можно объяснить с позиции физиологии. Его теория стала источником огромного числа опытов и исследований в этой области. Многие физиологи и психологи проводили дальнейшие исследования на животных.

Так, английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии Х.Ю. Айзенк (1916–1997) высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Айзенк описал четыре категории людей на основе выраженности двух независимых параметров. Каждая категория, включая составляющие ее черты, является результатом комбинации высокого и низкого уровня интроверсии и экстраверсии с высоким либо низким уровнем стабильности, уравновешенности (таблица 1).

Физиологические основы темперамента по Х.Айзенку

Спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный

Легко поддающийся переменам настроения, тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий

Лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный

Ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный

В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы, и по мере их накопления исследователи придают все меньшее значение типам нервной системы. Однако, физиологическая основа темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы, остается неоспоримой.

Отцом основателем общепринятой теории определения темперамента является знаменитый врач античной эпохи – Гиппократ. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

— преобладание жёлтой желчи (холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком ;

— преобладание лимфы (флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком ;

— преобладание крови (сангвис, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником ;

— преобладание чёрной желчи (мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.

Названия типов темперамента сохранились по сей день. Мы уже выяснили, что «чистые» темпераменты встречаются очень редко. Часто природа дарит детям и подросткам черты всех четырех темпераментов, как бы готовит микс. Но доминирует все же какой-то один, или два ярко выраженных. Давайте немного детально познакомимся с типами темперамента.

Холерик. Люди с таким темпераментом неуравновешенны и вспыльчивы. Их настроение может измениться в любую минуту. Кроме того, им свойственны частые и бурные вспышки гнева или другие яркие проявления чувств. Однако холерики, как правило, очень отходчивы и незлопамятны. Это очень инициативные и энергичные личности, которые с удовольствием могут взяться за любую работу. Но долгая и монотонная работа не для них, и со временем им становится скучно. Такие люди часто не доводят то, что начали, до завершения. Холерики – резкие, несдержанные, сильные, импульсивные, эмоциональные и ярко выраженные личности.

Сангвиник. Это крайне энергичный, непоседливый, легкий на подъем человек, который очень любит движение. Сангвинику присуща быстрота реакции, выразительная мимика и жестикуляция. Похож на холерика, но более уравновешен. Также готов взяться практически за любую работу, но максимальная отдача будет только в том случае, если работа вызовет настоящий интерес. Сангвиник очень общительный и легко приспосабливается к новому окружению. Эмоциональная личность, но в отличие от холерика его переживания не столь глубоки. Этому типу характерны нетерпеливость, невнимательность, непоседливость, поверхностность и даже непостоянств.

Флегматик. Этот тип — полная противоположность сангвинику и холерику. Люди с таким темпераментом, как правило, неспешны и неторопливы. Они предпочитают все делать медленно и терпеть не могут быстрые движения. Флегматики не стремятся проявлять свои чувства и эмоции. Они прагматичны, ответственны и прилежны. Свою работу выполняют не спеша, но качественно, и всегда завершают то, что начали. Флегматики – стойкие, медлительные, спокойные, постоянные, настойчивые и упорные личности.

Меланхолик. Очень ранимые, обидчивые и скрытные люди. Меланхолики склонны к грустным мыслям и глубоким переживаниям. Людям такого типа свойственны сдержанность, приглушенная речь, замедленные движения, робость, смущение и нерешительность. Они могут быть как хорошими тружениками, которые успешно идут по жизни, так и замкнутыми, боязливыми, ранимыми, склонными к различным внутренним переживаниям.

Благодаря изученной литературе, стало понятно, что темперамент — это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека. В результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться. Но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

  1. Изучение темперамента подростков.

В соответствии с проблемой, заявленной нами во введении, мы поставили перед собой цель — изучить особенности темперамента подростков и выявить их влияние на выбор увлечений и хобби.

В исследовании приняли участие 12 человек в возрасте 11- 12 лет. В качестве испытуемых выступили учащиеся 6 «В» класса. Все испытуемые принимали участие в исследовании добровольно и по единой программе.

Из различной литературы мы выявили, что для изучения темперамента подростков наиболее часто используется опросник Айзенка (Приложение 1). Для проведения исследования нами был выбран подростковый вариант, который отличается от взрослого только в формулировке вопросов.

Опросник Айзенка представляет собой личностный тест, который состоит из 60 вопросов, требующих ответов «да» или «нет». Все ответы группируются по шкалам экстра-интроверсии и нейротизма. Отдельно есть шкала, выясняющая степень лживости при выполнении диагностики. Если количество баллов по этой шкале превышает 6, то результаты исследования не могут быть достоверными.

Количественные результаты исследования мы занесли в сводную таблицу 2. В связи с тем, что каждый человек имеет право на конфиденциальность, т.е. право на личную тайну, в психологии принято кодировать имена испытуемых при оформлении результатов исследования. В нашем случае мы взяли инициалы испытуемых.

Количественные результаты применения опросника Айзенка

Показатели по шкале экстр-интроверсии

Показатели по шкале нейротизма

Смешанный тип (флегматик/меланхолик/холерик)

Смешанный тип (сангвиник/холерик)

Смешанный тип (сангвиник/холерик)

Смешанный тип (сангвиник/холерик)

Смешанный тип (флегматик/меланхолик/холерик/

Смешанный тип (флегматик/меланхолик/холерик/

Для лучшей наглядности представление результатов диагностики осуществляется при помощи системы координат.

КООРДИНАТЫ С РЕЗУЛЬТАТАМИ.

Попадание результатов испытуемых в различные части системы координат свидетельствует о принадлежности к тому или иному типу темперамента. Однако их схемы 2 видно, что некоторые результаты находятся на пересечении нескольких полей, т.е. их нельзя четко отнести к «чистому» типу. Наглядно распределение типов темпераментов среди испытуемых шестиклассников можно увидеть на схеме 3.

Типы темперамента испытуемых

Из данной схемы видно, что у большинства испытуемых (50%) смешанный тип темперамента. Из них трое обладают двумя выраженными типами, один – тремя, у двоих выражены все четыре типа. Чистых типов не более двух (17%) в каждой группе. При этом среди испытуемых не оказалось ни одного флегматика.

Согласно выдвинутой нами гипотезе мы попытались выявить влияние темперамента на выбор увлечений и хобби подростков. Можно предположить, что человек с сильным (экстравертированным) типом нервной системы – холерики и сангвиники – выбирает активные увлечения, требующие работы в команде, такие как спорт, танцы. И, напротив, человек со слабым (интровертированным) типом нервной системе — флегматики, меланхолики – предпочитает спокойные занятия: рисование, музыку, чтение и т.п.

Для этого мы опросили испытуемых, в каких секциях и кружках они занимаются, и чем любят заниматься дома. Полученные результаты мы занесли в таблицу 3.

Увлечения и хобби испытуемых.

Смешанный тип (флегматик/меланхолик/холерик)

Смешанный тип (сангвиник/холерик)

плавание, компьютерные игры

Смешанный тип (сангвиник/холерик)

Смешанный тип (сангвиник/холерик)

танцы, рисование, плавание

Смешанный тип (флегматик/меланхолик/холерик/

фитнесс, танцы, рисование, плавание

Смешанный тип (флегматик/меланхолик/холерик/

плавание, компьютерные игры

В своем предположении мы связываем выбор увлечений с группой темпераментов. Поэтому всех испытуемых объединим в три группы: сильный (отнесем к ней холериков, сангвиников и смешанный тип: холерик/сангвиник), слабый (меланхолики) и смешанный тип. Для наглядности представим полученные результаты в соответствии с нашими предположениями в схеме 4.

Тип темперамента и выбор увлечений подростков.

Из данной схемы видно следующее:

  • танцами занимаются представители, как сильного, так и слабого темперамента,
  • индивидуальный спорт свойственен в равной степени всем испытуемым,
  • музыку выбрал подросток с сильным типом темперамента,
  • рисованием занимаются все типы,
  • на увлечение компьютерными играми не влияет тип темперамента
  • только командный вид спорта выбрали подростки исключительно из группы с сильным типом темпераментом.

Исходя из данного анализа, наша гипотеза в целом не находит подтверждения. Возможно, при выборе секций и кружков кто-то из испытуемых положился на выбор родителей, особенно это может быть с подростками из группы со слабым темпераментом. Затрудняет проверку гипотезы и тот факт, что половина испытуемых обладает смешанным типом темперамента. Однако выбор групповых видов спорта ребятами с сильным типом темперамент частично подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Подводя итог данному исследованию, следует отметить, что среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, его деятельность и общение с другими людьми, особое место принадлежит темпераменту.

В теоретической части данной работы мы смогли узнать, что темперамент человека определяется еще с рождения — это врожденное свойство личности, неизменяемое на протяжении всей жизни. Он тесно связан с типом нервной системы человек, что было доказано академиком И.П. Павловым. От темперамента зависит динамика протекания психических процессов. Существует четыре типа темперамента, однако их выделение очень условно .

На практике мы смогли убедиться, что существуют смешанные, промежуточные типы темперамента. Они придают индивидуальные особенности черты каждому человеку. При этом нужно помнить о том, что «хороших» или «плохих» темпераментов не бывает. На базе любого темперамента можно воспитавать у себя любые черты личности.

Проведя исследование среди своих одноклассников, нам удалось сравнить тип темперамента с увлечениями и хобби подростков. В итоге выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично. Мы не нашли явной связи между темпераментом и выбором увлечений. И танцами, и индивидуальными видами спорта, и рисованием, и компьютерными играми занимаются ребята со всеми типами темперамента. Только выбор ребятами с сильным типом темперамента командных видов спорта подтверждает наше предположение.

Таким образом, цель работы достигнута, все задачи решены.

Проведенная работа позволила по-новому взглянуть на себя и своих сверстников. Она познакомила нас с новым видом познания себя, раскрыла особенности проведения психологической диагностики, дала возможность почувствовать себя юным психологом.

Список использованных источников литературы

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология / под ред. Дубровиной И.В. – М.: ACADEMA, 2013.
  2. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии – М.: ВЛАДОС, 2003.
  3. Ступницкий В.П., Степанов В.Е., Щербакова О.И. Психология: учебник – М: «Дашков и Ко», 2013.
  4. , Практикум по возрастной психологии: Учеб.пособие/Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Речь, 2005.

Инструкция. «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно, то знак «–». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?
4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь, сердит, злишься?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?
10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?
12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
13. Верно ли, что многое раздражает тебя?
14. Нравится ли тебе такая работа, где надо делать все быстро?
15. Ты переживаешь из–за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
16. Тебе можно доверить любую тайну?
17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?
18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физической нагрузки) сильно бьется сердце?
19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?
20. Ты когда-нибудь говорил неправду?
21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
23. Ты часто чувствуешь себя усталым без всякой причины?
24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
25. Ты обычно весел и всем доволен?
26. Обидчив ли ты?
27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29. У тебя бывают головокружения?
30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?
32. Любишь ли ты иногда похвастаться?
33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
35. Ты обычно быстро принимаешь решения?
36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
37. Тебе часто снятся страшные сны?
38. Можешь ли ты забыть обо всем и повеселиться в обществе друзей?
39. Тебя легко огорчить?
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?
42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?
46. Ты любишь часто ходить в гости?
47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из–за разных мыслей?
53. Бываешь ли ты обычно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
55. Ты стесняешься заговорить первым с незнакомыми людьми?
56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?
60. Тебе часто приходится волноваться из–за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

Ключ
1. Экстраверсия — интроверсия:
«да» («+») 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.
«нет» («–») 6, 33, 51, 55, 59.
2. Нейротизм:
«да» («+») 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60.
3. Показатель лжи:
«да» («+») 8, 16, 24, 28, 44.
«нет» («–») 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.
Интерпретация результатов

Источник

Читайте также:  Жизнь с депрессией истории
Оцените статью