Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Методика изучения темперамента школьника методом наблюдения |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель методики: определение особенностей темперамента младшего школьника. План наблюдений: 2. Как реагирует на замечания учителя: Источник Наблюдение за жизненными проявлениями свойств темпераментаØ Эмоциональная возбудимость Об эмоциональной возбудимости судят по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции (положительной или отрицательной) и с какой скоростью она возникает. Эмоциональная возбудимость тем выше, чем: а) быстрее и выразительнее (изменение мимики, жестикуляции и пр.) реагирует на поддержку теплым словом, дисциплинарное воздействие; б) легче вызвать улыбку, смех, оживление шуткой; в) быстрее и ярче выражает чувство радости и удовлетворения, когда удается овладеть определенным учебным навыком. Ø Темп реакции Скорость протекания различных психических процессов и реакций (движение, речь, находчивость, быстрота ума). Темп реакции тем выше, чем: а) быстрее и энергичнее движение; б) быстрее, оживленнее говорит; в) быстрее отвечает на вопросы, вспоминает что-то. С какой степенью энергичности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Целенаправленность и настойчивость, сосредоточенность внимания в длительной работе. Активность тем выше, чем: а) более энергичен при преодолении трудностей, б) дольше сохраняет бодрость и не опускает руки в трудных условиях; в) более склонен доводить начатое дело до конца. Ø Реактивность Проявляется в степени непроизвольной реакции на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (замечания, угрозы, неожиданный звук). О человеке с высокой реактивностью говорят: «Вначале сделает, а потом подумает», с низкой: «Семь раз отмерит и только потом отрежет». Реактивность тем выше, чем: а) больше готов отвечать, не подумав, на любой вопрос и потому часто отвечает невпопад; б) легче и чаще в досаде и раздражении выходит из себя, проявляет вспыльчивость, вступает в конфликт; в) быстрее, увлекшись чьим-либо рассказом, приходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями, проявляет нетерпеливость. Ø Экстравертированность – интровертированность Экстраверсия – направленность личности вовне: к деятельности побуждают впечатления, имеющие место в данный момент; поведение определяется: воздействием окружающей обстановки, внешние впечатления, все то, что происходит в данный момент в данном месте. Интроверсия – направленность личности вовнутрь: к деятельности побуждают впечатления, имеющие место в прошлом или мысли о будущем; поведение больше зависит от его внутреннего мира, чувств, мыслей, образов о том, что с ним было и что будет; человек погружен в себя, в прошлое и будущее. Экстравертированность тем выше, чем: а) с большим интересом следит за тем, что происходит вокруг него в данную минуту: меньше склонен погружаться в воспоминания, «уходить» в себя; б) больше любит выполнять работу «живую» (договориться с кем-то, что-то показать и объяснить); в) легче запоминает лица людей, детали и подробности биографий, случаи; хуже – смысл чего-либо (теории, формулы). Ø Ригидность – пластичность Проявляется в том, насколько легко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения (ригидность). Ригидность тем выше, чем: а) с большим трудом привыкает к новым людям и отвыкает от прежних друзей, товарищей по учебе (долго вспоминает, рассказывает о них); б) медленнее отвыкает от прежних жизненных условий, предметов, с большим трудом расстается со своими вещами (письмами, фотографиями, одеждой), не любит менять расположение мебели в квартире, предметов на своем рабочем месте; в) труднее и медленнее происходит переключение с одних действий на другие, труднее сдвинуть с места; но после того, как привык к новому действию, новой работе, способен к длительному ее выполнению, даже если эта работа абсолютно ему не интересна; г) труднее вырабатываются двигательные навыки; д) медленнее происходит переключение с одних эмоций и чувств на другие. Ø Тревожность Склонность человека переживать самые различные ситуации как чем-то ему угрожающие и испытывать при этом неопределенный страх и беспокойство, не направленные на какой-то определенный предмет или явление. Тревожность тем выше, чем: а) больше думает о возможной личной неудаче в ответственных делах, чем о самом деле; б) выше стремление избегать различных жизненных ошибок, даже незначительных; склонность проверять неоднократно результаты своих действий; в) хуже переносит различные ожидания: в очередях транспорте; г) больше неуверен в себе и в своих действиях, легче впадает в уныние, более мнителен; склонность заблаговременно выполнять задания, повышенная ответственность и даже известное «занудство» при общественных поручениях. Относительно независимое от содержания и ситуации общения психическое свойство, которое определяет в общении динамическую сторону активности человека: частоту установления контактов с людьми, легкость их протекания, широту круга знакомств. Общительность тем выше, чем: а) легче и быстрее знакомится с новыми людьми; б) больше предпочитает говорить сам, чем слушать других; в) больше друзей и приятелей, с которыми он регулярно общается. Ø Резистентность Степень сопротивления утомлению, неблагоприятным условиям труда (стрессу), работоспособность. Резистентность тем выше, чем: а) выше степень сопротивляемости утомлению, выше работоспособность в течение учебного дня; б) меньше поддается отвлекающим от занятий факторам; в) меньше сказываются на деятельности колебания настроения; г) больше сопротивляемость стрессу (психическому напряжению). Инструкция: Оценка каждого свойства производится по 5-балльной шкале: чем ярче выражено то или иное свойство, тем более высоким баллом оно оценивается: 5 – свойство выражено очень ярко и часто проявляется в самых разнообразных ситуациях; 4 – выражено менее ярко, проявляется довольно часто, иногда наблюдаются проявления противоположного свойства; 3 – нет основания говорить о преобладании данного или противоположного ему свойства; 2 – проявляется довольно часто противоположное свойство; 1 – ярко выражено противоположное свойство, очень часто проявляется в разных жизненных обстоятельствах. Пример: по результатам наблюдения в проявлении общительности школьник оценен: по пунктам: а) – 4 балла, б) – 5 баллов, в) – 3 балла. Вычисляем с точностью до десятой среднеарифметическую оценку: 4+5+3 = 12; 12:3 = 4,0. Помещаем полученное число на шкалу: 1 2 3 4 5 Психологический диагноз: данный школьник характеризуется довольно высоким уровнем общительности по темпераменту. Подобным образом определяется степень выраженности других свойств. Низкий – высокий уровень эмоциональной возбудимости. 1 2 3 4 5 Низкий – высокий темп реакций. Низкий – высокий уровень активности. Низкая – высокая реактивность. Низкий – высокий уровень тревожности. Необщительность (замкнутость) – общительность (разговорчивость). Низкая – высокая резистентность. Определение типа темперамента по таблице:
Тема 13. Наблюдение за проявлением выдержки и настойчивости школьников Цель: Научить студентов наблюдать и анализировать проявления выдержки и настойчивости у учеников. Источник 10. 2 Определение типа темперамента личности путем наблюденияНапомним, что темпераментом обычно называются врожденные особенности человека, определяющие характер его психики – степень уравновешенности, эмоциональной подвижности. Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. Характеристика типов темперамента ? Основные черты ? Темперамент ? Сангвинический Холерический Флегматический Меланхолический ? Тип ВНД Сильный, уравновешенный, подвижный Сильный, неуравновешенный Сильный, уравновешенный, инертны Слабый ? Реактивность Повышенная Высокая Незначительная Малая ? Сенситивность Пониженная Малая Пониженная Высокая, болезненная ? Эмоции Выдержан, пластичен Несдержан, вспыльчив Невозмутим, спокоен, терпелив Эмотивен, обидчив, плаксив ? Мимика Живая и выразительная, быстро говорит и громко смеется Избыточная мимика и жестикуляция Бедная и невыразительная, медленно говорит Бедная и говорит и плачет тихо Стараясь как можно скорее получить результат, начинает опережать события, суетиться. Движения быстрые, порывистые. Схватывает информацию на лету, быстро запоминает. В критические моменты может работать долго и неудержимо. Для этого психологического типа характерны частые срывы. В производственной деятельности холерики отличаются срывами в поведении, склонностью к агрессии при неудачах. Сангвиник. Сильный тип, хорошо владеет собой, уравновешен, подвижен. Он производит впечатление человека, уверенного в своих силах. Часто предлагает какие-то идеи и добивается их осуществления. Без труда приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях становится более собранным и целеустремленным, не теряя при этом чувства юмора. Хорошо умеет сдерживать свои эмоции. Речь быстрая, громкая, с живыми интонациями и мимикой. Любит шутку, остроумен. Он больше склонен к решению тактических, задач. Его вкусы и интересы непостоянны. Если работа кажется неинтересной, то сангвинику сразу же становится скучно. Но зато он упорен, если увлечется делом. Имеет тенденцию к продвижению в системе руководящих должностей. Склонен к лидерству. Флегматик. Спокоен и невозмутим, его уверенность основана на знаниях и расчете. Говорит в основном по делу, не любит пустословия. Ему не чужда предприимчивость, однако предлагать новую идею склонен только после тщательного взвешивания всех «за» и «против». Никакая неудача не способна вывести его из себя. Способен работать равномерно и долго даже в неблагоприятных условиях. Прежде чем действовать, подумает о возможных помехах, о том, как их преодолеть. Он стратег и постоянно сверяет свои действия с перспективой. Уравновешен, его трудно обидеть или вывести из себя. Умеет ждать. Речь спокойна. К новой обстановке приспосабливается медленно. Нередко долго колеблется, принимая решение. Его не следует торопить. Диапазон характера флегматика довольно широк. В зависимости от среды и воспитания из него может вырасти и большой лентяй, и целеустремленный борец. Меланхолик. Это слабый тип. Для него характерны нерешительность, неуверенность, трудность выбора. Склонен к опасениям по поводу и без повода, с трудом вступает в контакты с незнакомыми людьми. Пассивен, обидчив. Малейшая неприятность способна вывести его из равновесия. Голос у него тихий, речь замедленная. Предпочитает подчиняться правилам и авторитетам. Он не боец и предпочитает плыть по воле житейских волн. Но меланхолик отличный работник, когда для этого созданы необходимые условия, имеются точные инструкции, а его самого поощряют и поддерживают. Этому темпераменту противопоказаны сильные или долго действующие раздражители. Преимущества этого темперамента проявляются, например, в профессиях, требующих большого внимания в условиях принудительного ритма деятельности, – переводчик-синхронист, авиадиспетчер. Склонность к тревоге тоже имеет положительную сторону: меланхолик запаслив и предусмотрителен. Источник |