Как определить свойства темперамента с помощью наблюдения

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Методика изучения темперамента школьника методом наблюдения
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Цель методики: определение особенностей темперамента младшего школьника.

План наблюдений:
1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
а) легко включается в работу;
б) действует со страстью;
в) действует спокойно, без лишних слов;
г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:
а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
б) возмущается тем, что ему делают замечания;
в) выслушивает и реагирует спокойно;
г) молчит, но обижен.
3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
б) быстро, со страстью, но других не слушает;
в) медленно, спокойно, но уверенно;
г) с большим волнением и сомнением.
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
а) бросает, потом опять продолжает работу;
б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
в) проявляет неуверенность, растерянность.
6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:
а) быстро соглашается;
б) возмущается;
в) остается, не говорит ни слова;
г) проявляет неуверенность.
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.
Обработка данных. Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана.

Источник

Наблюдение за жизненными проявлениями свойств темперамента

Ø Эмоциональная возбудимость

Об эмоциональной возбудимости судят по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции (положительной или отрицательной) и с какой скоростью она возникает. Эмоциональная возбудимость тем выше, чем:

а) быстрее и выразительнее (изменение мимики, жестикуляции и пр.) реагирует на поддержку теплым словом, дисциплинарное воздействие;

б) легче вызвать улыбку, смех, оживление шуткой;

в) быстрее и ярче выражает чувство радости и удовлетворения, когда удается овладеть определенным учебным навыком.

Ø Темп реакции

Скорость протекания различных психических процессов и реакций (движение, речь, находчивость, быстрота ума). Темп реакции тем выше, чем:

а) быстрее и энергичнее движение;

б) быстрее, оживленнее говорит;

в) быстрее отвечает на вопросы, вспоминает что-то.

С какой степенью энергичности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Целенаправленность и настойчивость, сосредоточенность внимания в длительной работе. Активность тем выше, чем:

а) более энергичен при преодолении трудностей,

б) дольше сохраняет бодрость и не опускает руки в трудных условиях;

в) более склонен доводить начатое дело до конца.

Ø Реактивность

Проявляется в степени непроизвольной реакции на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (замечания, угрозы, неожиданный звук). О человеке с высокой реактивностью говорят: «Вначале сделает, а потом подумает», с низкой: «Семь раз отмерит и только потом отрежет». Реактивность тем выше, чем:

а) больше готов отвечать, не подумав, на любой вопрос и потому часто отвечает невпопад;

б) легче и чаще в досаде и раздражении выходит из себя, проявляет вспыльчивость, вступает в конфликт;

в) быстрее, увлекшись чьим-либо рассказом, приходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями, проявляет нетерпеливость.

Ø Экстравертированность – интровертированность

Экстраверсия – направленность личности вовне: к деятельности побуждают впечатления, имеющие место в данный момент; поведение определяется: воздействием окружающей обстановки, внешние впечатления, все то, что происходит в данный момент в данном месте. Интроверсия – направленность личности вовнутрь: к деятельности побуждают впечатления, имеющие место в прошлом или мысли о будущем; поведение больше зависит от его внутреннего мира, чувств, мыслей, образов о том, что с ним было и что будет; человек погружен в себя, в прошлое и будущее. Экстравертированность тем выше, чем:

а) с большим интересом следит за тем, что происходит вокруг него в данную минуту: меньше склонен погружаться в воспоминания, «уходить» в себя;

б) больше любит выполнять работу «живую» (договориться с кем-то, что-то показать и объяснить);

в) легче запоминает лица людей, детали и подробности биографий, случаи; хуже – смысл чего-либо (теории, формулы).

Ø Ригидность – пластичность

Проявляется в том, насколько легко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения (ригидность). Ригидность тем выше, чем:

а) с большим трудом привыкает к новым людям и отвыкает от прежних друзей, товарищей по учебе (долго вспоминает, рассказывает о них);

б) медленнее отвыкает от прежних жизненных условий, предметов, с большим трудом расстается со своими вещами (письмами, фотографиями, одеждой), не любит менять расположение мебели в квартире, предметов на своем рабочем месте;

в) труднее и медленнее происходит переключение с одних действий на другие, труднее сдвинуть с места; но после того, как привык к новому действию, новой работе, способен к длительному ее выполнению, даже если эта работа абсолютно ему не интересна;

г) труднее вырабатываются двигательные навыки;

д) медленнее происходит переключение с одних эмоций и чувств на другие.

Ø Тревожность

Склонность человека переживать самые различные ситуации как чем-то ему угрожающие и испытывать при этом неопределенный страх и беспокойство, не направленные на какой-то определенный предмет или явление. Тревожность тем выше, чем:

а) больше думает о возможной личной неудаче в ответственных делах, чем о самом деле;

б) выше стремление избегать различных жизненных ошибок, даже незначительных; склонность проверять неоднократно результаты своих действий;

в) хуже переносит различные ожидания: в очередях транспорте;

г) больше неуверен в себе и в своих действиях, легче впадает в уныние, более мнителен; склонность заблаговременно выполнять задания, повышенная ответственность и даже известное «занудство» при общественных поручениях.

Относительно независимое от содержания и ситуации общения психическое свойство, которое определяет в общении динамическую сторону активности человека: частоту установления контактов с людьми, легкость их протекания, широту круга знакомств. Общительность тем выше, чем:

а) легче и быстрее знакомится с новыми людьми;

б) больше предпочитает говорить сам, чем слушать других;

в) больше друзей и приятелей, с которыми он регулярно общается.

Ø Резистентность

Степень сопротивления утомлению, неблагоприятным условиям труда (стрессу), работоспособность. Резистентность тем выше, чем:

а) выше степень сопротивляемости утомлению, выше работоспособность в течение учебного дня;

б) меньше поддается отвлекающим от занятий факторам;

в) меньше сказываются на деятельности колебания настроения;

г) больше сопротивляемость стрессу (психическому напряжению).

Инструкция: Оценка каждого свойства производится по 5-балльной шкале: чем ярче выражено то или иное свойство, тем более высоким баллом оно оценивается:

5 – свойство выражено очень ярко и часто проявляется в самых разнообразных ситуациях;

4 – выражено менее ярко, проявляется довольно часто, иногда наблюдаются проявления противоположного свойства;

3 – нет основания говорить о преобладании данного или противоположного ему свойства;

2 – проявляется довольно часто противоположное свойство;

1 – ярко выражено противоположное свойство, очень часто проявляется в разных жизненных обстоятельствах.

Пример: по результатам наблюдения в проявлении общительности школьник оценен: по пунктам: а) – 4 балла, б) – 5 баллов, в) – 3 балла. Вычисляем с точностью до десятой среднеарифметическую оценку: 4+5+3 = 12; 12:3 = 4,0.

Помещаем полученное число на шкалу: 1 2 3 4 5

Психологический диагноз: данный школьник характеризуется довольно высоким уровнем общительности по темпераменту.

Подобным образом определяется степень выраженности других свойств.

Низкий – высокий уровень эмоциональной возбудимости. 1 2 3 4 5

Низкий – высокий темп реакций.

Низкий – высокий уровень активности.

Низкая – высокая реактивность.

Низкий – высокий уровень тревожности.

Необщительность (замкнутость) – общительность (разговорчивость).

Низкая – высокая резистентность.

Определение типа темперамента по таблице:

Свойства темперамента Тип темперамента
сангвинический холерический флегматический меланхолический
Эмоциональная возбудимость повышенная повышенная пониженная повышенная
Темп реакции ускоренный ускоренный замедленный замедленный
Активность высокая высокая высокая низкая
Реактивность высокая высокая низкая невысокая
Экстраверсия/интроверсия экстраверт экстраверт интроверт интроверт
Ригидность/ пластичность пластичность ригидность ригидность ригидность
Тревожность низкая низкая низкая высокая
Общительность высокая высокая низкая низкая
Резистентность высокая высокая высокая низкая

Тема 13. Наблюдение за проявлением выдержки и настойчивости школьников

Цель: Научить студентов наблюдать и анализировать проявления выдержки и настойчивости у учеников.

Источник

10. 2 Определение типа темперамента личности путем наблюдения

Напомним, что темпераментом обычно называются врожденные особенности человека, определяющие характер его психики – степень уравновешенности, эмоциональной подвижности. Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности.

Характеристика типов темперамента

? Основные черты ? Темперамент ? Сангвинический Холерический Флегматический Меланхолический ? Тип ВНД Сильный, уравновешенный, подвижный Сильный, неуравновешенный Сильный, уравновешенный, инертны Слабый ? Реактивность Повышенная Высокая Незначительная Малая ? Сенситивность Пониженная Малая Пониженная Высокая,

болезненная ? Эмоции Выдержан, пластичен Несдержан, вспыльчив Невозмутим, спокоен, терпелив Эмотивен,

обидчив, плаксив ? Мимика Живая и выразительная, быстро говорит и громко смеется Избыточная мимика и жестикуляция Бедная и невыразительная, медленно говорит Бедная и

говорит и плачет тихо

Стараясь как можно скорее получить результат, начинает опережать события, суетиться. Движения быстрые, порывистые. Схватывает информацию на лету, быстро запоминает. В критические моменты может работать долго и неудержимо. Для этого психологического типа характерны частые срывы.

В производственной деятельности холерики отличаются срывами в поведении, склонностью к агрессии при неудачах.

Сангвиник. Сильный тип, хорошо владеет собой, уравновешен, подвижен. Он производит впечатление человека, уверенного в своих силах. Часто предлагает какие-то идеи и добивается их осуществления. Без труда приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях становится более собранным и целеустремленным, не теряя при этом чувства юмора. Хорошо умеет сдерживать свои эмоции. Речь быстрая, громкая, с живыми интонациями и мимикой. Любит шутку, остроумен. Он больше склонен к решению тактических, задач. Его вкусы и интересы непостоянны. Если работа кажется неинтересной, то сангвинику сразу же становится скучно. Но зато он упорен, если увлечется делом. Имеет тенденцию к продвижению в системе руководящих должностей. Склонен к лидерству.

Флегматик. Спокоен и невозмутим, его уверенность основана на знаниях и расчете. Говорит в основном по делу, не любит пустословия. Ему не чужда предприимчивость, однако предлагать новую идею склонен только после тщательного взвешивания всех «за» и «против». Никакая неудача не способна вывести его из себя. Способен работать равномерно и долго даже в неблагоприятных условиях. Прежде чем действовать, подумает о возможных помехах, о том, как их преодолеть.

Он стратег и постоянно сверяет свои действия с перспективой. Уравновешен, его трудно обидеть или вывести из себя. Умеет ждать. Речь спокойна. К новой обстановке приспосабливается медленно. Нередко долго колеблется, принимая решение. Его не следует торопить.

Диапазон характера флегматика довольно широк. В зависимости от среды и воспитания из него может вырасти и большой лентяй, и целеустремленный борец.

Меланхолик. Это слабый тип. Для него характерны нерешительность, неуверенность, трудность выбора. Склонен к опасениям по поводу и без повода, с трудом вступает в контакты с незнакомыми людьми. Пассивен, обидчив. Малейшая неприятность способна вывести его из равновесия. Голос у него тихий, речь замедленная. Предпочитает подчиняться правилам и авторитетам. Он не боец и предпочитает плыть по воле житейских волн. Но меланхолик отличный работник, когда для этого созданы необходимые условия, имеются точные инструкции, а его самого поощряют и поддерживают.

Этому темпераменту противопоказаны сильные или долго действующие раздражители.

Преимущества этого темперамента проявляются, например, в профессиях, требующих большого внимания в условиях принудительного ритма деятельности, – переводчик-синхронист, авиадиспетчер.

Склонность к тревоге тоже имеет положительную сторону: меланхолик запаслив и предусмотрителен.

Источник

Читайте также:  Травматический стресс динамика переживания симптомы
Оцените статью