Как определить особенности эмоционально личностной сферы

Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы

Для составления психологического портрета любого человека важно провести профессиональную диагностику эмоционально-волевой и личностной сферы. Она может проводится как отдельно, так и в комплексе полного обследования ребенка, подростка, взрослого или пожилого человека.

Основными задачами диагностики являются:

  • отслеживание изменений личности, которые происходят вследствие болезни;
  • выявление особенностей, которые являются основными компонентами личности (слабые и сильные стороны, ценности и жизненные приоритеты, темперамент, особенности характера);
  • диагностика психических отклонений;
  • поиск решений в борьбе со стрессом и проблемами в личной жизни;
  • определение воли, особенностей проявления эмоций.

Таким образом, данное обследование позволяет выяснить, какими чертами характера обладает человек, как он реагирует на стресс, в каком эмоциональном состоянии находится на текущий момент.

Показания к диагностике эмоционально-волевой и личностной сферы

Диагностику личности и его эмоционально-волевой сферы могут проводить как обычные, так и клинические психологи. Чаще всего она проводится при:

  • проявлениях бреда;
  • шизофрении;
  • депрессии;
  • эпилепсии;
  • биполярном аффективном расстройстве;
  • умственной отсталости;
  • неврозах;
  • дегенеративных расстройствах;
  • проверке на наличие наклонностей к той или иной области знаний при приеме в детский сад или школу;
  • психопатиях и других расстройствах личности и пограничных состояниях.

Обследование проводится как по назначению врача, так и по личному желанию. После диагностики специалист выдает заключение. В нем отражаются все полученные результаты и даются рекомендации. При лечении у врача-психиатра такое заключение позволяет более точно поставить диагноз, назначить эффективное лечение и отследить изменения.

Особенности диагностики личности и эмоционально-волевой сферы

Обследование эмоциональной сферы предполагает использование специалистом стандартизированных и открытых тестов. Это могут быть шкала депрессии Бека, самооценка актуального эмоционального состояния, шкала тревожности Спилберга, тест Люшера, метод «Самочувствие, активность, настроение», ТАТ (тематический апперцептивный тест), тест Розенцвейга и т.д. Конкретный список тестов определяется врачом исходя из задач обследования.

Для исследования личностной сферы используют комплекс стандартных и проективных тестов. Например, тест Роршаха, личностный дифференциал, MMPI, рисунки, незаконченные предложения и т.д. Результаты личностной диагностики стабильны и не способны измениться за короткий промежуток времени.

Для записи на профессиональную диагностику личности и эмоционально-волевой сферы в клинике «Спасение» вы можете позвонить по телефону. Мы проконсультируем по данному виду обследования и запишем на удобное для вас время.

Круглосуточные бесплатные консультации

Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы!

Частная клиника «Спасение» уже 19 лет осуществляет эффективное лечение различных психиатрических заболеваний и расстройств. Психиатрия – сложная область медицины, требующая от врачей максимума знаний и умений. Поэтому все сотрудники нашей клиники – высокопрофессиональные, квалифицированные и опытные специалисты.

Когда обращаться за помощью?

Вы заметили, что Ваш родственник (бабушка, дедушка, мама или папа) не помнит элементарных вещей, забывает даты, названия предметов или даже не узнает людей? Это явно указывает на некое расстройство психики или психическое заболевание. Самолечение в таком случае не эффективно и даже опасно. Таблетки и лекарства, принимаемые самостоятельно, без назначения врача, в лучшем случае на время облегчат состояние больного и снимут симптомы. В худшем – нанесут здоровью человека непоправимый вред и приведут к необратимым последствиям. Народное лечение на дому также не способно принести желаемых результатов, ни одно народное средство не поможет при психических заболеваниях. Прибегнув к ним, Вы лишь потеряете драгоценное время, которое так важно, когда у человека нарушение психики.

Читайте также:  Эмоционально волевая регуляция это саморегуляция

Если у Вашего родственника плохая память, полная потеря памяти, иные признаки, явно указывающие на психическое расстройство или тяжелую болезнь – не медлите, обращайтесь в частную психиатрическую клинику «Спасение».

Почему выбирают именно нас?

В клинике «Спасение» успешно лечатся страхи, фобии, стресс, расстройство памяти, психопатия. Мы оказываем помощь при онкологии, осуществляем уход за больными после инсульта, стационарное лечение пожилых, престарелых пациентов, лечение рака. Не отказываемся от больного, даже если у него последняя стадия заболевания.

Многие государственные учреждения не желают браться за пациентов в возрасте за 50-60 лет. Мы помогаем каждому обратившемуся и охотно осуществляем лечение после 50-60-70 лет. Для этого у нас есть все необходимое:

  • пансионат;
  • дом престарелых;
  • лежачий хоспис;
  • профессиональные сиделки;
  • санаторий.

Старческий возраст – не причина пускать болезнь на самотек! Комплексная терапия и реабилитация дает все шансы на восстановление основных физических и мыслительных функций у подавляющего большинства пациентов и значительно увеличивает продолжительность жизни.

Наши специалисты применяют в работе современные способы диагностики и лечения, самые эффективные и безопасные лекарственные препараты, гипноз. При необходимости осуществляется выезд на дом, где врачами:

  • проводится первичный осмотр;
  • выясняются причины психического расстройства;
  • ставится предварительный диагноз;
  • снимается острый приступ или похмельный синдром;
  • в тяжелых случаях возможно принудительное помещение больного в стационар – реабилитационный центр закрытого типа.

Лечение в нашей клинике стоит недорого. Первая консультация проводится бесплатно. Цены на все услуги полностью открытые, в них заранее включена стоимость всех процедур.

Родственники больных часто обращаются с вопросами: «Подскажите что такое психическое расстройство?», «Посоветуйте как помочь человеку с тяжелой болезнью?», «Сколько с ней живут и как продлить отведенное время?» Подробную консультацию Вы получите в частной клинике «Спасение»!

Мы оказываем реальную помощь и успешно лечим любые психические заболевания!

Проконсультируйтесь у специалиста!

Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы!

Источник

Методики оценки эмоционально-личностной сферы

Эмоционально-личностные особенности пациента имеют большое значение для критичного отношения к своим нарушениям и формирования мотивации к реабилитации. Традиционно состояние эмоционально-личностной сферы изучается через когнитивные процессы — восприятие, мышление и память.

Наиболее популярными являются методики, выявляющие влияние эмоций на запоминание. Еще П. Фресс и Ж. Пиаже отмечали, что события, оцениваемые испытуемыми как очень приятные или неприятные, запоминаются лучше, чем нейтральные.

Во многих исследованиях в качестве критерия «эмоциональности» слов использовалась кожно-гальваническая реакция.

Было обнаружено, что «эмоциональные» слова запоминаются лучше нейтральных: слова, вызывающие КГР большей амплитуды, как правило, чаще сохраняются в памяти, чем слова, вызывающие малоамплитудную КГР.

Также значительно увеличивается воспроизведение слов, входящих в «эмоциональную» фразу, по сравнению с той, которая была составлена как нейтральная.

Результаты современных исследований показывают, что субъективные оценки телесных ощущений связаны с валентностью, а частота пульса (объективный показатель возбуждения) — с модальностью эмоции.

Даже слабые эмоциональные реакции на стимулы сопровождаются значимым повышением уровня возбуждения. Однако это изменение возбуждения не осознается или осознается неверно, поскольку динамика пульса и КГР не коррелирует с самооценками возбуждения, интенсивности телесных ощущений и переживаемых эмоций.

Постман и Б. Шнайдер исследовали, как связан эффект преимущественного воспроизведения «эмоциональных» слов с частотой их употребления в речи.

Читайте также:  Как коты чувствуют порчу

С помощью эксперимента на запоминание высокочастотных и низкочастотных слов, имеющих различный ценностный эмоциональный ранг для испытуемого, было показано, что этот ранг является более важным фактором, чем частота употребления в речи.

Также была показана преимущественная устойчивость «эмоциональных» слов к факторам, ухудшающим воспроизведение слов (интерференция, неупорядоченность материала и т.п.).

Исследование влияния знака эмоций на эффективность запоминания показала, что при воспроизведении слов сразу после заучивания различия в сохранении приятного и неприятного материала незначительны, однако при отсроченном воспроизведении влияние знака на предпочтение материала возрастает.

Преимущественное запоминание и воспроизведение позитивной или негативной информации связано с личностными особенностями испытуемых, а также с их исходным эмоциональным состоянием.

Влияние эмоций на когнитивную сферу также обнаруживается в перцептивных процессах. Был установлен факт влияния эмоций на пороги опознания «эмоциональных» и «нейтральных» слов, предъявляемых тахистоскопически.

Э.А. Костандов отмечал, что наблюдается как повышение, так и понижение порогов опознания «эмоциональных» слов по сравнению с «нейтральными». По данным автора, повышение порогов опознания встречается значительно чаще (у 75% испытуемых).

Исследование влияния знака и интенсивности эмоций на перцептивные процессы показало, что восприятие как вербального, так и невербального позитивно и негативно эмоционально окрашенного материала также в значительной степени зависит от исходного эмоционального состояния испытуемого.

Однако больные с локальными поражениями мозга демонстрируют различные результаты в зависимости от гемисферы, затронутой патологическим процессом.

Современный нейропсихологический подход к анализу эмоционально-личностной сферы пациента также включает такое новое и интенсивно развивающееся научное направление, как нейропсихоанализ.

Одной из его главных задач является изучение церебральных механизмов бессознательных процессов (аффектов, влечений, интраперсональных конфликтов и механизмов психологической защиты) на моделях различных поражений головного мозга.

Распознавание эмоциональных выражений лиц на фотографиях. Данные методики представляют собой модификацию метода опознания лицевой экспрессии, предложенного К. Изардом. Чаще всего используются четыре модификации, а именно: «Ранжирование», «Классификация», «Четвертый лишний», «Узнавание».

«Ранжирование». Тест состоит из двух серий, в каждой из которых испытуемый должен ранжировать фотографии по степени выраженности эмоций.

В первой серии пациенту предъявляется 6 фотографий людей, испытывающих положительные чувства. Их требуется разложить в порядке убывания степени выраженности эмоций.

Во второй серии больному предлагаются 6 изображений лиц, переживающих отрицательные эмоции, которые также нужно проранжировать аналогичным образом.

Обработка результатов заключается в подсчете количества значимых и незначимых перестановок значений рангов фотографий при ранжировании. «Далёкие» перестановки указывают на серьёзные трудности дифференциации оттенков эмоциональных состояний.

«Классификация». Испытуемому предлагается 24 фотографии с разной степенью выраженности 6 базовых эмоций — радости, горя, гнева, страха, отвращения и удивления. Задача пациента — разложить карточки по группам, опираясь на сходство эмоциональных состояний.

После проведённой больным классификации подсчитывается количество групп и количество фотографий в каждой из них. Выделение меньше четырёх групп указывает на бедность эмоциональной сферы и трудности дифференциации эмоциональных состояний других людей.

«Четвертый лишний». Пациенту предлагаются группы фотографий, каждая из которых включает по 4 карточки. В группе нужно найти ту фотографию, на которой изображена эмоция, отличная от той, которую выражают лица на других трёх карточках. Определяется правильность выбора той или иной фотографии в качестве «лишней».

«Узнавание». Среди 12 фотографий, предъявляемых пациенту, 3 являются эталонами. Инструкция: «Выберите из 9 фотографий ту, на которой изображена та же эмоция, что на предъявленной фотографии». Учитывается количество и характер ошибок при сравнении карточек с эталонами.

Читайте также:  Эмоциональные процессы личности это

На сегодняшний день в мире широко распространена методика Pictures Of Facial Affect, которая в 1988 году была усовершенствована П. Экманом и Д. Матсимотой и получила название JACFEE.

Она обладает рядом уникальных методологических характеристик:

  1. Все слайды соответствуют системе кода FACS — Facial Action Coding System (система кодирования активности лицевых мышц), которая обеспечивает надежность изображения основных эмоций; а также подтверждает, что все эмоциональные проявления находятся на одном уровне интенсивности. Во многих других методиках эмоциональные выражения значительно отличаются по интенсивности как внутри одного эмоционального контекста, так и между различными эмоциями.
  2. Каждый человек представлен на фотографии только один раз. Авторы полагают, что если один и тот же человек изображает разные проявления эмоций, то испытуемые невольно стремятся идентифицировать человека по фотографии, а не распознавать эмоцию.
  3. Методика содержит одинаковое количество мужских и женских фотографий.
  4. Люди, изображающие эмоции, принадлежат к различным этническим группам, что позволяет успешно использовать методику в межкультурных экспериментах.
  5. Все слайды выполнены в цвете.

Методика JACFEE состоит из 56 слайдов и включает по 8 фотографий для каждой из 7 универсальных эмоций (гнев, презрение, отвращение, страх, счастье, грусть и удивление).

Причем каждому эмоциональному контексту соответствуют фотографии четырех европейцев (двух мужчин и двух женщин) и четырех азиатов (также двух мужчин и двух женщин), составленные в случайном порядке. Разработка метода с изображением эмоций представителями всех рас продолжается в настоящее время.

На сегодняшний день для создания стимульного материала активно используются современные компьютерные графические технологии преобразования изображений. Морфинг — это технология компьютерной графики, создающая плавный переходный ряд изображений от одного объекта к другому.

Благодаря морфингу можно создать ряд фотографий от ярко выраженной радости до глубокой печали с заданным «шагом» изменений от изображения к изображению. Технология варпинга позволяет аналогично изменять отдельные части лица — например, делать шире или уже разрез глаз, менять длину носа и т.д.

Прототипирование — технология компьютерной графики, создающая изображение с усредненными характеристиками из множества заданных объектов. Таким способом можно получить «среднюю» радость, печаль и т.д. Карикатурирование — преувеличение определённых черт лица, характерных для человека.

Метод запоминания и воспроизведения 10 «эмоциональных» и 10 «нейтральных» слов. Пациенту предъявляют 10 «эмоциональных» слов с просьбой повторить все, что он запомнит. Затем предъявляются 10 «нейтральных» слов с той же инструкцией.

Стимульные слова должны быть уравнены по длине и частоте встречаемости в русской речи. Методика оценивает влияние эмоционального фактора на продуктивность запоминания слов в условиях непосредственного воспроизведения.

В качестве «эмоциональных» стимулов могут быть использованы такие слова как «будущее», «здоровье», «болезнь», «работа», «жизнь». В роли «нейтральных» слов могут выступить «явление», «практика», «колонна» и т.д.

Метод свободных ассоциаций. Метод состоит в том, что испытуемому предъявляются последовательно 10 слов, половина из которых — «эмоциональные», половина — «нейтральные», с просьбой дать несколько ассоциаций на каждое слово.

С помощью секундомера фиксируется время ассоциативной реакции (ВАР), записываются все названные пациентом ассоциации. В методике исследуется влияние эмоционального фактора на скорость и продуктивность ассоциативного процесса.

Результаты выполнения описанных методик не только выявляют нарушения эмоционально-личностной сферы, но и указывают на ведущую роль положительной или отрицательной эмоциональной системы у данного больного, а также помогают специалисту подобрать наиболее действенные приёмы его мотивирования в процессе реабилитации.

Источник

Оцените статью