Как определить настроение музыкального произведения

Характер музыкального произведения

Музыка, как конечный результат смешения звуков и тишины во времени, передаёт эмоциональную атмосферу, тонкие чувства человека написавшего её.

Согласно трудам некоторых учёных, музыка обладает свойством влиять как на психологическое, так и физическое состояние человека. Естественно, такое музыкальное произведение имеет свой характер, заложенный создателем либо целенаправленно, либо не осознанно.

Определение характера музыки по темпу и звучанию.

Из работ В. И. Петрушина, российского музыканта и педагога-психолога, можно выделить следующие основы музыкального характера в произведении:

  1. Минорное звучание и медленный темп передают эмоции печали. Охарактеризовать такое музыкальное произведение можно как грустное, передающее скорбь и уныние, несущее в себе сожаление о невозвратном светлом прошлом.
  2. Мажорное звучание и медленный темп несут в себе состояние покоя, удовлетворённости. Характер музыкального произведения в данном случае заключает в себе умиротворённость, созерцание и уравновешенность.
  3. Минорное звучание и быстрый темп предлагают эмоции гнева. Характер музыки можно обозначить страстным, взволнованным, напряжённо-драматическим.
  4. Мажорная окраска и быстрый темп, несомненно, передают эмоции радости, обозначающиеся оптимистическим и жизнеутверждающим, весёлым и ликующим характером.

Следует подчеркнуть, что такие элементы выразительности в музыке, как ритм, динамика, тембр и средства гармонии являются очень важными для отражения какой-либо из эмоций, от них сильно зависит яркость передачи музыкальной характерности в произведении. Если провести эксперимент, и проиграть одну и ту же мелодию в мажорном или минорном звучании, быстром или медленном темпе, то мелодия будет передавать уже совсем другую эмоцию и, соответственно, общий характер музыкального произведения поменяется.

Соотношение характера музыкального произведения и темперамента слушателя.

Если сравнивать опусы классических композиторов с произведениями современных мастеров, то можно проследить некую тенденцию в развитии музыкальной окраски. Она становится всё более сложной и многогранной, а вот эмоциональный фон, характер, существенно не подвергается изменениям. Следовательно, характер музыкального произведения это константа, не подвергающаяся изменениям по истечении времени. Произведения, написанные 2-3 века назад, так же воздействуют на слушателя, как и в период популярности у современников.

Выявлено, что человек выбирает музыку для прослушивания не только исходя из своего настроения, но неосознанно учитывая свой темперамент.

  1. Меланхолик – медленная минорная музыка, эмоция – печаль.
  2. Холерик – минорная, быстрая музыка – эмоция – гнев.
  3. Флегматик – медленная мажорная музыка – эмоция – спокойствие.
  4. Сангвиник – мажорная, быстрая музыка – эмоция – радость.

Абсолютно все музыкальные произведения имеют свой характер и темперамент. Их изначально заложил автор, руководствуясь чувствами и эмоциями в момент создания. Однако не всегда слушатель может расшифровать именно то, что хотел донести автор, так как восприятие субъективно, проходит через призму ощущений и эмоций слушателя, исходя из его личного темперамента.

Кстати, вам интересно узнать, как и с помощью каких средств и слов в нотном тексте композиторы пытаются донести до исполнителей их произведений задуманных характер? Читайте небольшую статью и скачивайте таблицы характера музыки.

Источник

Настроение в музыке

Настроение в музыке

Вот звонок нам дал сигнал:

Так что время не теряем

Здравствуйте ребята! Сегодня к нам на урок пришли учителя нашей школы, чтобы посмотреть, как мы с вами занимаемся. А мы их должны порадовать своими знаниями. Сядьте правильно, красиво, спина прямая, руки положите на парту.

Читайте также:  Конфликты как источник стресса для педагога

Мы с вами сегодня будем говорить об удивительном мире музыки.

Посмотрите на доску и скажите, кого вы видите? (слайд)

Дети: веселого и грустного клоунов.

У клоунов разное настроение.

Ребята, а вы знаете, что у музыки тоже бывает настроение? Музыка обладает волшебным свойством – она может выражать разные чувства, переживания, грусть, нежность, обиду, плачь, задумчивость, волнение, радость, озорство, задор, загадочность, волшебство, решимость, бодрость.

И тема нашего сегодняшнего урока так и называется «Музыка и настроение». (На доске)

Скажите, а кто сочиняет музыку? (композитор).

Сейчас мы с вами прослушаем произведение известного вам композитора Бетховена и определим , какое настроение у вас вызвало это произведение. Слушаем Бетховена «Сурок» (грустное, печальное) . И произведение Микиса Теодоракиса «Сиртаки» (веселое, радостное.)

Любое музыкальное произведение, любая песня состоят из музыкальных звуков. Звуки в произведении подобраны не случайно.

Все они связаны между собой, дружат все вместе, или ЛАДЯТ друг с другом, отсюда и музыкальное понятие – ЛАД.

Словарное слово – ЛАД (НА ДОСКЕ).

Что такое музыкальный лад?

Лад – это настроение в музыке.

Каждое музыкальное произведение имеет какой-то определенный лад. Лады в музыке бывают разные, но чаще всего встречаются мажорный и минорный. (слайд 4).

Мажорный – светлый, радостный.

Минорный – грустный , печальный. (слайд)

Сейчас я вам хочу прочитать стихотворение

Жил да был один синьор,
Имя он носил Мажор.
Улыбался, хохотал,
Никогда не тосковал.

Друзья, представиться спешу, знакомству очень рад!

Меня зовут Мажор, я лучший друг ребят

С собой всегда я приношу улыбку, шутку, смех

И если дружен ты со мной, то ждёт тебя успех!

Рядом жил другой синьор,
Назывался он Минор,
Часто плакал он, грустил,
Не смеялся, не шутил.

Меня Минором все зовут, я вот что вам скажу —

Со смехом мне не по пути, я грустью дорожу

Люблю, вздыхая, слёзы лить и предлагаю вам

Давайте, вместе погрустим – о чём – не знаю сам.

Два соседа дружно жили,
Оба музыке служили,
Только каждый — как умел,
У обоих — куча дел.

А теперь давайте поиграем с вами в игру «Мажор – минор», где вы должны будете угадать, какой клоун выйдет на арену цирка, подняв при этом соответствующий смайлик.

Игра «Мажор – минор» (видеоигра, где дети определяют какой звучит лад» поднимая соответствующий смайлик.

Дети отвечают на забавные вопросы: (если настроение мажорное, то дети поднимают руки вверх и трясут кистями, а если минорное, то топают).

— Если ярко светит солнце, на улице весна, в каком ладу ваше настроение?

Если вы болеете?

Если вы получили в школе «5»? (ПОЧЕМУ)

Если вам дают горькое лекарство?

Если у вас день рождения и вам дарят подарки? (ПОЧЕМУ)

— А если идет дождь и на улице пасмурно и ненастно?

Если вы лакомитесь сладостями?

А сейчас давайте вспомним песню, которую мы с вами учили. Песня называется «Настоящий друг». Какой лад у этой песни? (мажор).

Исполнение песни вместе, а потом по несколько человек каждый куплет

Ребята, скажите, а кто сочиняет музыку? (композитор)

Вот сейчас я вам прочту стихотворение, а вы скажите, в каком ладу надо сочинить мелодию к этому стихотворению?

Все дождь и дождь, увяли розы

Цветы озябли не цветут

Читайте также:  Здоровый расчет без эмоций 10 букв

И на деревьях только слезы

Еще неделька и морозы

К нам грозно с севера придут. ( в миноре).

Подберите соответствущие слова к этому настроению.

На доске вывешаны слова ( весело, радостно, задорно, ярко, звонко, светло, восторженно, празднично, грустно, печально, жалобно, уныло, горестно, тоскливо, плачевно, темно).

А теперь прочту другое стихотворение. А вы постарайтесь определить , в каком ладу надо сочинить мелодию?

За окошком дождик льет

По минутам день ползет

Надоело долго ждать

Буду солнце рисовать.

Приклею на оконце

Стало в комнате светлей

Сразу стало веселей.

Я скажу вам не тая

Жить без солнышка нельзя! ( в мажоре)

Подберите соответствущие слова к этому настроению.

( весело, радостно, задорно, ярко, звонко, светло, восторженно, празднично, грустно, печально, жалобно, уныло, горестно, тоскливо, плачевно, темно).

А как вы думаете, наши встречи с мажором и минором на этом завершаются?

Конечно же, нет, потому что на каждом уроке мы слушаем музыкальные произведения, и каждое произведение имеет своё настроение, а значит и лад.

Давайте подведем итог нашего урока:

— с каким новым словом мы сегодня с вами познакомились?

— Какие лады в музыке встречаются?

— Чем отличается мажор от минора? (слайд)

— Как вы думаете, влияет ли музыка на настроение человека?

Я ВАМ ХОЧУ ПОЖЕЛАТЬ, ЧТОБЫ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ ПОБОЛЬШЕ БЫЛО РАДОСТНЫХ, ВЕСЕЛЫХ (МАЖОРНЫ) ДНЕЙ, ЧЕМ ГРУСТНЫХ И ПЕЧАЛЬНЫХ (МИНОРНЫХ)

Два дружных брата близнеца

Почти похожи два лица

Но на одном цветет улыбка

А на другом – печаль, укор

И никакой тут нет ошибки

Один – мажор, другой – минор!

Пробуждать интерес к музыке, развивать эмоциональное восприятие.

Познакомить учащихся с музыкальными терминами «мажор» и «минор».

Закрепить тему «динамическое развитие».

Прослушать и проанализировать музыкальные произведения.

Развивать музыкальные способности: слух, чувство ритма, музыкаль­ную память, вокально-хоровые навыки при разучивании песни и прослушивании музыкальных произведений.

Добиваться эмоциональной отзывчивости.

Содействовать проявлению музыкального вкуса.

Воспитывать стремление к творчеству, к новаторству.

Воспитывать бережное отношение к природе, своему дому, городу, школе.

Цели и задачи темы: научиться слушать музыку, понимать её настроение, замысел композитора. Задачи урока: 1.Знакомство с понятиями «лад», «мажор» и «минор». На примере пьес Л. Бетховена и Р. Шумана, объяснить разницу между мажором и минором. 2.Закрепить знания детей при помощи наглядного материала. Повторить песню исполняемую в классе. 3.Воспитать любовь к классической музыке, вызвать интерес к предмету. Развить внимание, музыкальный слух, образное мышление.

дальнейшее постижение понятий мажора и минора как важного средства выражения различных настроений;

формировать у обучающихся представления о внешних признаках весёлого и грустного настроения человека;

дифференцировать внешние признаки весёлого/грустного настроения;

учить применять на практике, демонстрировать признаки весёлого, грустного настроения посредством собственной мимики, пантомимики, в том числе, в процессе собственной музыкальной деятельности;

совершенствовать певческие навыки (протяжное пение, выразительное исполнение песен).

корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу обучающихся (навыки самоконтроля, умение выражать настроение, свои чувства) посредством собственной мимики, пантомимики;

развивать слуховое восприятие посредством восприятия музыкальных произведений;

развивать музыкальную память через угадывание по мелодии, вступлению, аккомпанементу ранее изученных песен;

корригировать и развивать связную устную речь через подбор словосочетаний к подходящей по смыслу картинке, работу в группах.

воспитывать интерес обучающихся к занятиям музыкальной деятельностью;

содействовать приобретению навыков искреннего и свободного общения с окружающими.

Д. Кабалевский «Клоуны»

П.И.Чайковский «Болезнь куклы»

Мендельсон «Свадебный марш»

Читайте также:  Без чувств фанфик старкер

С.Прокофьев « Тема волка»

настроение можно передать при помощи слов, при помощи жестов, мимики, при помощи красок. А также настроение можно передать при помощи музыки. Ведь каждый композитор в свои музыкальные произведения вкладывает свои мысли, чувства, настроение.

Источник

Какая бывает музыка по характеру?

Какая музыка бывает по характеру? Едва ли на этот вопросик найдётся однозначный ответ. Дедушка советской музыкальной педагогики Дмитрий Борисович Кабалевский полагал, что музыка держится на «трёх китах» ‑ это песня, марш и танец.

В принципе, Дмитрий Борисович был прав, под такую классификацию может попасть любая мелодия. Но мир музыки настолько многообразен, наполнен тончайшими эмоциональными нюансами, что характер музыки не является чем-то статичным. В одном и том же произведении очень часто переплетаются и сталкиваются темы, абсолютно по характеру противоположные. На таком противопоставлении основано строение всех сонат и симфоний, да и большинства других музыкальных произведений.

Возьмём, к примеру, всем известный Траурный марш из си-бемольной сонаты Шопена. Эта музыка, вошедшая в похоронный ритуал многих стран, в нашем сознании стала неразрывно связана с тяжёлой утратой. Основная тема полна безнадёжного горя и тоски, но в средней части вдруг возникает мелодия совершенно другого характера – светлая, как бы утешающая.

Говоря о характере музыкальных произведений, мы, скорее, имеем в виду то настроение, которое они передают. Очень условно можно всю музыку разделить на весёлую и грустную. На самом же деле она способна выразить все полутона состояния души – от трагизма до бурной радости.

Попробуем на известных примерах продемонстрировать, какая музыка бывает по характеру.

  • Трагическая. Например, «Лакримоза» из «Реквиема» великого Моцарта. Вряд ли кто-то может остаться равнодушным к пронзительности такой музыки. Недаром Элем Климов ее использовал в финале своего тяжелого, но очень сильного фильма «Иди и смотри».
  • Лирическая. Известнейшая миниатюра Бетховена «К Элизе», простота и выразительность чувств которой как бы предвосхищает всю эпоху романтизма.
  • Патриотическая. Концентратом патриотизма в музыке, пожалуй, является гимн своей страны. Наш российский Гимн (музыка А.Александрова) – один из самых величавых и торжественных, наполняющих национальной гордостью. (В момент, когда под музыку гимна проходит награждение наших спортсменов, наверное, каждый проникается этими чувствами).
  • Радостная. И опять Бетховен. Ода «К радости» из 9-й симфонии наполнена таким всеобъемлющим оптимизмом, что Совет Европы объявил эту музыку гимном Евросоюза (видимо, в надежде на лучшее будущее Европы). Впечатляет, что эту симфонию Бетховен написал уже, будучи глухим.
  • Созерцательная. Музыка пьесы Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» носит идиллически пасторальный характер. Это картинка раннего утра, ничего глобального не происходит. Красота, покой, гармония.

Конечно, это лишь малая часть возможных настроений. Кроме этого, музыка по характеру может быть тревожной, таинственной, драматической, бодрой, шутливой и другой (тут можете сами добавить бесконечное число вариантов).

Ограничившись здесь примерами из популярных классических произведений, не будем забывать, что современная, народная, эстрадная, джазовая – любая музыка, тоже имеет опредёленный характер, даря слушателю соответствующее настроение.

То, какая бывает музыка по характеру, может зависеть не только от её содержания или эмоционального тонуса, но и от многих других факторов: например, от темпа. Быстро или медленно – это ведь очень важно? Кстати, табличку с основными обозначениями, которые композиторы используют для передачи характера, можно скачать тут.

Закончить хочется словами Толстого из «Крейцеровой сонаты»:

Источник

Оцените статью