Как определить настроение лирического героя стихотворения

План анализа стихотворения по литературе

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана:
подсказку нужно искать в самом стихотворении

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Моё восприятие стихотворения.
  10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.

Пример анализа стихотворения по плану

1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».

2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.

Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.

Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

Читайте также:  Заболел не чувствую вкус еды

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

6. Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

  • метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
  • эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения – «Анчар, как грозный часовой»;
  • инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный».

В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.

10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Источник

Как определить настроение лирического героя стихотворения

повторить термины «лирика», «изобразительно-выразительные средства»,

понять «Что описывают поэты?», «Чем рисуют поэтические образы?», «Зачем, созерцая мир природы, прописывают его в лирических текстах?»

Не привыкайте к чудесам —

Дивитесь ими, дивитесь !

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь!

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам!

Прикладывайтесь к родникам-

Ничто не повториться!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье,

Всё будет так и всё не так

Через одно мгновенье!

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Тема урока необычная:

Урок развития речи «Лирика. Что? Чем? Зачем?»

Читайте также:  Кого сегодня надо чувствовать

Вы уже прочитали наши цели?

Значит, вам уже известно, что мы должны ответить на ряд вопросов?

Повторение ранее изученного

Ответьте на вопросы самостоятельно, только потом проверьте себя по подсказкам.

— Что такое лирика как род литературы?

Лирика – род художественной словесности, основным признаком которого считается изображение духовной жизни человека, мира его идей, чувств, отраженных в душевном состоянии, субъективном переживании какого-то определенного момента.

— Кого мы называем лирическим героем?

Лирический герой – часто сам автор (Я, Мы и все формы, указывающие на первое лицо); рассказчик (позиция автора).

— Что означает выражение «настроение лирического героя»?

Настроение лирического героя – чувства, переживаемые лирическим героем (воспевающее, восторженное, грустная радость, любование, насмешливое, нетерпеливое ожидание, печальное, прославляющее, радостная грусть, светлое, торжественное, тревожное…(см. словарь настроений) по поводу…)

— Через что лирический герой передаёт свои чувства и настроение?

Через изобразительно-выразительные средства

Изучение нового материала.

Давайте вспомним известные нам изобразительно-выразительные средства .

Что для этого мы должны сделать?

(назвать термины и дать определения)

Олицетворение – троп, состоящий в перенесении человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Например: О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?

Эпитет — художественное, образное определение, вид тропа. Например: веселый ветер,
мертвая тишина, черная тоска.

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Например: крыло самолета (ср.: крыло птицы, т.е. крыло самолёта похоже на крыло птицы).

Сравнения – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Например: Грачи мелькали как сеть.

Применим полученные знания на практике.

Найдите указанные изобразительно-выразительные средства в стихотворных строчках.

Какова цель этого задания?

1.Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

2.Побледневшие звезды дрожали,
Трепетала листва тополей. В. Брюсов

3.Играет ветер тучею косматой,
Ложится якорь на морское дно.

4.Ольха цветет, надеется, зовет,
Еще не зная страшного подвоха.

5.Губы веющего ветра
Ищут, что поцеловать. В. Брюсов

6.По мокрым скверам проходит осень,
Лицо нахмуря!

7.Там, где, словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн. В. Брюсов

8.А неба свод, глубоко-синий, —
Как купол, увенчавший храм!

9. Намокшая воробушком

10.И с каждой буквой из моей строки
Крапивой лезет жгучая досада. К. Спицына

11.Ползут года улиткой склизкой,
Знать, умереть придется здесь. В. Солоухин

12. И звенят-звенят, звенят-звенят запястья… (М.Цветаева).

13. Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке …

Анафора (одинаковое начало строк)

Обратимся к тексту

« Подснежник» Екатерины Серовой. Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

Найдите изобразительно-выразительные средства, докажите свою точку зрения. Прокомментируйте выбранные поэтом конструкции предложений.

Подсказка: Изобразительно-выразительные средства выделены цветом, каждый своим.

Работу проведите в тетради, результат сфотографируйте и отправьте учителю на проверку.

1в. Выглянул подснежник в полутьме лесной
Маленький разведчик , посланный весной.

2в. Пусть еще над лесом властвуют снега ,
Пусть лежат под снегом сонные луга,

3в. Пусть на спящей речке неподвижен лед –
Раз пришел разведчик и весна придет .

Читайте также:  Как быстро вылечивается депрессия

Где потребуются полученные знания?

Умение определять изобразительно-выразительные средства, настроение лирического героя потребуются при анализе лирического произведения.

При этом «продвинутые» ученики пользуются планом анализа.
(Сохраните его у себя!)

План анализа лирического текста.

Вспомните, о чём надо сказать, чтобы получился рассказ о стихотворении?

1.Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?

3.Как выражается настроение в стихотворении?

4. Как оно построено?

5.Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы).

6. Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы; употребление слов одной семантической группы, определённой части речи; использование предложений определённой конструкции.)

7.Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?

8.Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?

9.Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.

10.Личное впечатление от стихотворения.

При анализе стихотворения удобно пользоваться клише (заготовками).

В стихотворении: (автор, название) говорится о……

Стихотворение пронизано ….. (каким?)настроением. Настроение меняется (как?) на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на части, так как ……… Звучание стихотворения создаёт ритм, ассоциации с …..(чем?)

  • стихотворении мы словно слышим звуки (какие?. Через что?) Поэт хочет запечатлеть(нарисовать) словами (что?)…. Для создания настроения автор (поэт) использует (какие ИС?) С помощью звукописи поэт даёт нам возможность увидеть (услышать)…..

Используя …. поэт создаёт образ :….. Лирический герой этого стихотворения представляется мне …… ,ассоциируется с ….

Особенно меня привлекает в стихотворении ……..

Как выглядит анализ стихотворения в готовом виде?

Стихотворение Екатерины Серовой «Подснежник» — весенняя пейзажная зарисовка. В самом названии текста заявлен образ «Подснежника». Автор текста использует сравнения первого весеннего цветка «с разведчиком». Ещё более ярко подчёркивает особенную функцию быть «гонцом весны». Глагол «выглянул» создаёт шаловливо — весёлое настроение, вместе с тем прилагательное «маленький» подчёркивает упорство цветка пробиться сквозь «полутьму лесную». Несмотря на то, что олицетворение «властвуют снега», говорит нам о нежелании зимы уступать весне дорогу.

Настроение меняется, усиливается утвердительный тон повествования «Раз пришёл разведчик, и весна придёт».

Поэтесса Е.Серова использует множественные олицетворения природной картины: прорисованы образы подснежника, весны, снега, луга, речки; метафоры: выглянул подснежник, разведчик, посланный весной.

Звукопись(аллитерация) помогает услышать бурление ручейков, треск льда на речке [гл-л-дснж-к-р-зв-дч-с-с-ш].

Лирический герой этого стихотворения представляется мне обрадованно удивлённым появлению «разведчика весны». Он рад, воодушевлён и уверен (анафора «пусть» троекратное повторение утвердительно ), что весна наступит в срок.

Особенно меня привлекает образ подснежника-разведчика.

Подведём итоги урока.

Итак, тема нашего урока «Лирика. Что? Чем? Зачем?», прежде чем записать домашнее задание, давайте ответим на вопросы, заявленные в теме урока:

— Что описывают поэты?

— Чем рисуют поэтические образы?

— Зачем, созерцая мир природы, прописывают его в лирических текстах?

— Что вам сегодня в новой теме запомнилось?

— Чему вы научились?

— Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

— Как вы их преодолевали?

Домашнее задание: п одготовить выразительное чтение стихотворения К.Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…».

Источник

Оцените статью