- Как определить, есть ли вокальные данные?
- Тесты на слух и чувство ритма
- Вокальные данные
- Заблуждения о чувстве ритма
- Музыкальный слух или чувство ритма?
- Виды слуха человека – музыкальный, внутренний и другие
- Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
- Что такое музыкальный слух
- Как же можно проверить музыкальный слух?
- Виды музыкального слуха
- Защита слуха от негативных факторов
Как определить, есть ли вокальные данные?
Многие еще с детства мечтают научиться петь. Сейчас все чаще можно встретить детей, которых родители отдают на уроки вокала. Стоит отметить, что это довольно разумный шаг, ведь если у ребенка есть талант, то развивать его надо с детства. Но как определить, есть ли он на самом деле?
Тесты на слух и чувство ритма
Прежде всего, на уроках вокала, как и при освоении любого музыкального инструмента, человека проверяют на слух и чувство ритма. Стандартным тестом является запоминание мелодии, состоящей из 3-5 нот. Прослушав такую мелодию три раза, человек должен с легкостью ее проиграть сам. Обычно для данного теста используется пианино или любой другой клавишный инструмент, при этом слушать инструмент нужно с закрытыми глазами. Если тест пройден успешно, то далее он усложняется до 5-7 нот.
Далее следует проверка на чувство ритма. Обычно это простукивания по столу в такт подобранной музыке. Если человек успешно справляется и с этим тестом, то ему можно пробовать развивать вокал.
Вокальные данные
Считается, что вокалом обладает каждый человек, однако у одних он развит лучше, чем у других. Определить, насколько велик талант, может только мастер. Для этого проводится прослушивание в течение часа или двух. В студиях голос исполнителя записывают и обрабатывают, чтобы точно знать, можно ли добиться от него нужного результата.
В итоге, понять есть ли у вас вокальные данные или нет, можно, только обратившись к мастеру. Вполне вероятно, что у вас действительно есть большой талант, который нужно только развить.
Источник
Заблуждения о чувстве ритма
Современная музыка это музыка ритма. Начиная со времен зарождения джаза и заканчивая современными электронными стилями, музыка в XX-XXI веках выбрала ритм в качестве основы. И отсюда естественна необходимость иметь отличное чувство ритма для современного музыканта. При этом большая часть музыкантов имеют очень смутное представление о том, как заниматься развитием чувства ритма, что это за навык и какие шаги нужно сделать для получения хороших результатов.
Такую проблему можно наблюдать не только в среде музыкантов любителей, которые осваивают игру на инструменте самостоятельно. В музыкальных заведениях также нет такого предмета, как развитие чувства ритма. С этой позиции неудивительно количество заблуждений относительно музыкального чувства ритма и приемов его развития.
В этой статье попробуем разобраться с наиболее популярными из них.
- Чувство ритма
Именно определение этого навыка, как чувство ритма является первым заблуждением. Представим, что музыкант может без труда исполнять какой-либо определенный ритм. Например, это будет ритм галоп. При этом ритм он исполняет верно, то есть в нем есть верное соотношение между восьмой и 2мя шестнадцатыми, но при этом он не может исполнять этот ритм под метроном или просто периодично. Все, что он может, это исполнить только группу ритма. Скажем ли мы, что такой музыкант обладает отличным чувством ритма?
Определяющим навыком для музыканта является способность повторить ровный ряд равномерных временных долей, то есть воспроизвести метр. Поэтому правильно называть это чувством метра или метроритма. Очень часто начинающие музыканты могут исполнить ритм достаточно точно, но не в состоянии делать это метрично.
Математический эталон метричности это метроном. Отсюда идет второе заблуждение:
2. Хорошее чувство метроритма это умение играть, как метроном.
И хотя это в принципе невозможно, давайте попробуем представить музыканта, который может играть математически ровно, как метроном. Вы можете подумать, а что может быть в этом плохого?
Проблема здесь будет в том, что ритм в музыке всегда относителен. Любая ритмическая фигура это не алгоритм, а всего лишь прообраз возможности. Например, мы знаем, что в одной половинной 2 четверти, но в начале предложения и в конце предложения музыкант исполнит четверти по разному, в зависимости от гармонии, фразировки или настроения.
Кроме того, ритм не может существовать обособленно от такого понятия как фразировка и музыкальный синтаксис, что означает необходимость ускорений или замедлений (так называемая агогика). У хорошего музыканта такие отклонения не превышают минимальных длительностей, но оказывают существенное влияние на звучание и формируют индивидуальный стиль. Поэтому идеальным можно назвать навык, при котором музыкант чувствует метр, но при этом может ускорять или замедлять определенные доли. При этом расстояние между сильными долями такта, чаще всего, будут близки к эталонным, а расстояние между долями внутри такта будет варьироваться в зависимости от стиля музыки.
3. Для развития чувства ритма нужно постоянно играть под метроном.
Занятия под метроном являются важным инструментом в занятиях любого музыканта, но нужно понимать, что
- Они не развивают гибкость и умение играть возле долей такта, о чем я упоминал выше.
- Метроном не развивает интонационное и музыкальное ощущение ритма. А именно музыкальное осмысление ритма имеет значения для исполнителя.
- Для развития чувства ритма нужно заниматься специальными упражнениями без инструмента
Особое внимание обратите на последний пункт.
Развитие чувства ритма невозможно без использования навыков тела совершать ритмичные действия. Игра на инструменте это достаточно сложная психофизическая деятельность, в процессе которой очень сложно контролировать метричные процессы. С другой стороны, если вы освоили ритм на уровне слуха и тела, то перенести его на инструмент не составит труда.
3 инструмента, которые нужно использовать в занятиях это физическое воспроизведение ритма (например, хлопки, стук по столу и т.д), проговаривание ритма (ритмофоника), дирижирование (тактирование).
Источник
Музыкальный слух или чувство ритма?
Осмелюсь предположить, что у людей, которые с созданием музыки знакомы на уровне «ну мы в школе что-то там пели», есть стойкий стереотип, что ты не можешь быть музыкантом, если у тебя нет слуха. А если есть, но не абсолютный, то прости — великим тебе не стать, не вышел генами. Сегодня будем развеивать стереотипы и окончательно выяснять, что же важнее — ритм или слух? И как некогда было модно говорить: «Ну что, пошумим, мать!»
Я не возьмусь утверждать, как зародилась человеческая культура, потому что никто нам на этот вопрос не ответит. А вот как рождается человек я ответить могу — человек рождается с ритмом. Ритмом человеческого же сердца, ровный перестук которого и знаменует собой самостоятельную жизнь. Но следом за ним идет мощный крик, с которым мы появляемся на свет. И если вся эта метафора не является для вас ответом, то вы точно не зря читаете эту статью.
За все годы в профессии я еще не встречал людей, неспособных петь или настучать простейший ритм. Разве что люди с физическими дефектами, но о них речи не идет. А значит — каждый может начать заниматься музыкой. Но что быстрее всего приведет к постижению тайн музыкального мироздания? Или к банальным деньгам, славе итд.
Еще немного отойдем в сторону, ведь если с ритмом все понятно, то в бытовом определении «слуха» есть большие проблемы. То, что обычно называют слухом — не что иное, как слух мелодический. То-есть умение распознать, запомнить и воспроизвести мелодию. А ведь есть еще слух гармонический, который определяет аккорды, слух тембральный (чтобы выделять какой именно инструмент звучит в песне — гитара или синтезатор) и даже слух звукорежиссерский (это уже определение частот и баланс этих частот в песне). А еще есть, да-да, слух ритмический. Который и является тем самым чувством ритма.
И если тебе кажется, что ты совершенно не умеешь «в слух» и музыкантом тебе не стать, то попробуй настучать какой-нибудь простейший ритмический рисунок из любимой песни. Я почти уверен, что это получится. А значит, что как-минимум в барабанщики ты годишься. А понимание основ ритмики приведет уже к гармоническим инструментам (вроде гитары и пианино). Кстати фанковая гитара вообще завязана на ритме целиком и полностью. И уже после гармонических инструментов можно начинать учиться петь (хотя это и не обязательная последовательность).
Хочешь подведения итогов в конце статьи? Да, я считаю, что ритм важнее слуха. А слух абсолютный (то-есть обычный слух + раскачанная музыкальная память) не просто не является необходимостью, так еще и раскачивается в процессе занятий. А иногда он даже вреден, ведь та же самая песня, но сыгранная в другой тональности, врожденными «абсолютниками» воспринимается фальшиво.
Хочешь еще более честный ответ? нужно развивать все, потому что и ритм, и слух, и умение шевелить пальцами (правильно открывать рот) работают только вместе. Убери один элемент и музыка, даже если не развалится, то станет гораздо скучнее. А мы точно не для скуки ей занимаемся.
А еще у меня есть telegram канал. Называется, как ни парадоксально, «Записки Аранжировщика» , где есть не только больше конкретных статей для практикующих музыкантов, но и целый чат, где можно делиться своим творчеством и задавать конкретные вопросы.
Источник
Виды слуха человека – музыкальный, внутренний и другие
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
«У меня нет слуха»,- может ответить человек, не связанный с музицированием в ответ на просьбу что-то спеть. Но так ли это? Разумеется, нет. Если человек может слышать звуки, воспринимать обращенную речь, слух у него есть. Но способность к восприятию, исполнению мелодии тесно связана с индивидуальными особенностями, причем развитие музыкального слуха возможно и с течением времени.
Что такое музыкальный слух
«Поет так, будто ему медведь на ухо наступил», — говорят о человеке, который не может похвастаться хорошими вокальными данными. Что же включает в себя музыкальный слух?
Музыкальный слух связан со способностью чутко улавливать громкость, высоту, тембральные характеристики звука, понимать структуру композиции. Он позволяет полноценно воспринимать, объективно оценивать музыку.
Наличие такого слуха — обязательное условие для исполнения или создания произведений искусства. Если человек хочет достичь успеха, одних природных данных недостаточно, необходимо трудиться и «развивать» уже имеющиеся способности.
Как же можно проверить музыкальный слух?
Помогут несложные упражнения:
Интонирование голосом. Человек с музыкальным слухом напевает мелодию, испытуемый пытается повторить за ним.
Прослушать ритм и «отстучать» его руками или с помощью карандашей, постепенно усложняя задачу.
Угадывание нот на инструменте. Испытуемый поворачивается к фортепиано спиной, а в это время проверяющий наживает любую клавишу и просит показать ее. Аналогом такой «живой» проверки служат различные онлайн-сервисы.
Виды музыкального слуха
Восприятие отдельных звуков и ощущение взаимосвязи между ними, чувство ритма, способность воспроизвести «в голове» целое произведение — эти и другие способности связаны с видами слуха:
- Абсолютный слух — такой вид слуха, который традиционно ассоциируют с музыкальной одаренностью. Человек может распознать любую ноту, не сравнивая ее с другими, высота которых уже известна. Традиционно такой слух считают врожденным, однако его наличие не гарантирует успешности в занятии музыкой, пением.
- Интервальный (по-другому — относительный) слух — способность к определению высоты звуков путем сравнения с теми, что человеку уже известны. Его можно «натренировать» до степени абсолютного. Часто профессиональные музыканты достигают успеха только благодаря усердию. А это гораздо надежнее, чем полагаться на талант и ничего не предпринимать для его развития.
- Внутренний слух. Связан со способностью мысленно воспроизвести, «слышать»? “проиграть” в голове музыкальное произведение. Так человек может знать, как будет звучать мелодия, отдельные партии инструментов.
- Звуковысотный слух поможет точно распознать звуки различной высоты. Его можно развить; самое простое упражнение заключается в ощущении разницы между соседними клавишами на пианино — она составляет полтона. Затем подключают распевание с выполнением различных упражнений.
- Мелодический слух позволяет оценить динамику звуков по высоте во время развития мелодии. Как это представить? Во время исполнения произведения высота звуков может оставаться постоянной, а может «идти» в сторону более высоких или низких частот. Перемещение высоты происходит постепенно или резко — как бы «скачками», ступенями.
- Интонационный слух — это совокупность звуковысотного и мелодического слуха. Он «отвечает» за способность чутко воспринимать интонации, выразительность произведения — «музыка как живой организм».
- Гармонический слух. О нем вспоминают, когда говорят о способности безошибочно распознавать гармонические созвучия, состоящие из одновременно звучащих 2 и более звуков, затем понять, как далеко они расположены друг относительно друга по высоте. Бывает интервальный (2 звука) аккордовый ( от 3 звуков), полезен при подборе аккомпанемента, работе дирижером хора.
- Метроритмический слух ассоциируют с различением силы и слабости звука, их продолжительностью в последовательности, иными словами — чувство ритма, способность воспроизвести композицию с помощью движений (постучать, похлопать).
- Ладовый слух. Это способность воспринимать взаимоотношения между звуками в определенном произведении: напряжение и разрешение, тяготение, устойчивость или неустойчивость ноты. В европейской культуре мажор и минор — главные лады.
- Полифонический слух — способность представлять, как ведут себя несколько мелодий в контексте произведения, если они звучат одновременно, но могут вступать или исчезать в разное время. Иными словами, услышал, как звучит, запомнил, записал в виде нот.
- Динамический слух. Помогает определить, как меняется громкость мелодии: идет по нарастающей, перемещается волнами, затихает, есть ли резкие акценты. Связан со способностью эмоционального восприятия произведения.
- Тембральный слух связан со способностью чувствовать специфическую тембральную окраску инструмента, которую описывают ассоциативно в связи с определенным предметом. Так звуки бывают глухими (звонкими), теплыми или холодными, насыщенными, гнусавыми, металлическими.
Кроме того, выделяют фактурный и архитектонический виды слуха. Первый связан с манерой художественной обработки (аранжировки) композиции и «отвечает» за фактуру аккомпанемента, подбор инструментов. Второй помогает «увидеть», как из аккордов, слов как из кирпичиков и блоков складывается целая композиция, как она устроена.
У всех людей присутствуют эти виды слуха, какие-то развиты больше, какие-то — меньше. Но не стоит отчаиваться: если упорно трудиться, можно достичь высоких результатов.
О других показателях и характеристиках слуха читайте в этой статье.
Защита слуха от негативных факторов
Возможность развития природного таланта тесно связана со здоровьем органов слуха. Травмы, воспаления, действие профессиональных вредностей могут привести к потере или снижению слуха.
Индивидуальные средства защиты предотвращают попадание в наружное ухо инородных тел, воды, снижаю уровень шума. Для этого используют: беруши или наушники.
Беруши (или противошумные вкладыши) устанавливают в наружный слуховой проход. По длительности использования выделяют одно- и многоразовые беруши. Они имеют анатомическую форму, поглощают шум, изготавливаются из ваты поролона, силикона.
Наушники для защиты перекрывают полностью ушные раковины, изолируя человека от внешних звуков. Выделяют пассивные и активные модели. Пассивные наушники просто подавляют все звуки; активные дополнительно снабжаются динамиками, микрофонами, позволяющими поддерживать разговор, подключаться к мобильному телефону или слышать некоторые звуки, оповещения об опасности.
Янмаева Ольга Анатольевна
Специалист по подбору и настройке цифровых слуховых аппаратов, специалист по слуху «Аудионика»
Источник