- Как определить, есть ли вокальные данные?
- Тесты на слух и чувство ритма
- Вокальные данные
- Как определить есть чувство ритма или нет
- Чувство ритма
- Чувство ритма и чувство музыкального ритма
- Ритм — это движение
- Ритм — это речь
- Ритм — это основа физиологии и физики
- Ритм — это основа любого общества
- Ритм — это ответственность
- Чувство ритма: что это такое и как его проверить?
- Как проверить чувство ритма у ребенка или взрослого?
- Традиционные методы проверки чувства ритма
- Новые методы проверки чувства ритма
Как определить, есть ли вокальные данные?
Многие еще с детства мечтают научиться петь. Сейчас все чаще можно встретить детей, которых родители отдают на уроки вокала. Стоит отметить, что это довольно разумный шаг, ведь если у ребенка есть талант, то развивать его надо с детства. Но как определить, есть ли он на самом деле?
Тесты на слух и чувство ритма
Прежде всего, на уроках вокала, как и при освоении любого музыкального инструмента, человека проверяют на слух и чувство ритма. Стандартным тестом является запоминание мелодии, состоящей из 3-5 нот. Прослушав такую мелодию три раза, человек должен с легкостью ее проиграть сам. Обычно для данного теста используется пианино или любой другой клавишный инструмент, при этом слушать инструмент нужно с закрытыми глазами. Если тест пройден успешно, то далее он усложняется до 5-7 нот.
Далее следует проверка на чувство ритма. Обычно это простукивания по столу в такт подобранной музыке. Если человек успешно справляется и с этим тестом, то ему можно пробовать развивать вокал.
Вокальные данные
Считается, что вокалом обладает каждый человек, однако у одних он развит лучше, чем у других. Определить, насколько велик талант, может только мастер. Для этого проводится прослушивание в течение часа или двух. В студиях голос исполнителя записывают и обрабатывают, чтобы точно знать, можно ли добиться от него нужного результата.
В итоге, понять есть ли у вас вокальные данные или нет, можно, только обратившись к мастеру. Вполне вероятно, что у вас действительно есть большой талант, который нужно только развить.
Источник
Как определить есть чувство ритма или нет
Школа Ритма Льва Слепнера — уроки на развитие чувства ритма в Москве
Программа развития чувства ритма.
Чувство ритма
Знаете ли вы какое чувство почти невозможно развить?
Это чувство юмора.
Мы же будем говорить о чувстве ритма, которое прекрасно поддается развитию во всех областях. Даже если вам кажется, что попасть в такт или в музыку в танце для вас никогда не станет возможно, это не так. Чувство ритма поддается развитию в любой стадии, в любом возрасте и даже тогда, когда оно совершенно отсутствует. Исходя из педагогической практики можно даже выделить несколько типичных стадий, характерных для большинства людей, специально занятых развитием своего чувства ритма.
На первой стадии ученик начинает слышать свои собственные отклонения от темпа во время исполнения ритмических упражнений. На второй стадии ученик способен вернуться в точное попадание при отклонении от темпа. На третьей стадии ученик уже может управлять временем и попаданием в темп и метроном на небольших промежутках времени (примерно до четырех тактов). На четвертой стадии ученик свободен играть с метрономом и без, точно работает с ритмическими фигурами, умеет слышать мелкую пульсацию как в собственной игре, так и в игре партнеров в ансамбле.
Примерно в такой последовательности происходят улучшения. Раз за разом налаживаются нейронные связи, улучшается координация и реакция, наконец, улучшается чувство ритма. Развитие чувства ритма — это буквально развитие соответствующих нейронных связей слуха, реакции и координации, что доступно абсолютно всем людям.
К примеру, очень часто человеку кажется, что у него проблема со слухом, потому что он не способен повторить услышанное хлопками или стуком. Но в то же время он оказывается способен повторить услышанное голосом, так что проблема, очевидно, сводится к неразвитости нейронных связей, координирующих слух и руки. А это уже вполне понятная и решаемая задача, с которой за время базового курса справляются все.
Чувство ритма и чувство музыкального ритма
Даже музыканты очень часто путают чувство ритма и чувство музыкального ритма. Если вы музыкант и придерживаетесь мнения, что это одно и то же, вам стоит провести на себе небольшой эксперимент. Попробуйте разделить небольшой отрезок пустого времени стуком на 5 частей, полагаясь на свое чувство ритма. Практика показывает, что музыкант справляется с этой задачей немногим лучше, чем обычный человек с обычным чувством музыкального ритма. В то же время музыкант намного лучше справится с этой задачей, если ритм потребуется не простучать, а проиграть или пропеть. Разгадка кроется в том, что для чувства музыкального ритма важна также музыкальная интонация.
Все это и порождает ошибочное мнение: «чувство ритма нельзя развить». В этом ошибочном мнении есть доля правды. Нельзя развить музыкальное чувство ритма отдельно от музыки, мелодии и гармонии. Ритм связывает и регулирует темп, акцент и продолжительность звуков, то есть определяет мелодию. Проще говоря, музыкальный ритм и чувство музыкального ритма являются основой именно музыкального образа.
Возьмём для примера метроном. Метроном не является прибором, чувствующим музыкальный ритм, и пригоден лишь для того, чтобы развивать это чувство на самой начальной стадии подобно тому, как часы, которые не являются прибором, чувствующим время, пригодны лишь для того, чтобы измерять искусственно выдуманные человеком периоды во времени (секунды, минуты, часы), что, очевидно, не составляет развитого чувства времени, а является очень небольшой его частью. При помощи метронома можно научиться безошибочно разбивать время на два равных промежутка, но в музыке сплошь и рядом две восьмые не равны четверти. Живой музыкальный ритм намного сложнее одинакового ритмичного чередования. Именно поэтому музыкальный ритм намного интереснее немузыкального, а чувство музыкального ритма интересует людей куда больше, чем умение безошибочно поделить минуту надвое.
Ритм — это движение
Физиологической основой как чувства музыкального ритма, так и чувства ритма вообще является наша способность двигаться, а точнее двигаться так, чтобы повторение и скорость действий были одинаковыми. В тот момент, когда качество действий начинает зависеть от одинаковости действий, например, при освоении ходьбы малышом, и возникает чувство ритма.
Развитие музыкального чувства ритма невозможно без освоения способности делать ритмичные движения под музыку: дирижировать, хлопать (двигаться) или проговаривать ритм. Музыкальное чувство ритма — умение переживать музыку телесно-двигательно, это умение чувствовать телом эмоциональную выразительность ритма. Неслучайно в латинском языке слово «motio» (от которого и происходит слово «эмоция»), обозначает как движение, так и душевное «движение», т. е. побуждение к действию.
Восприятие музыки всегда сопровождается активностью нейронных связей между слухом и движениями тела, причем эти движения не сопутствуют восприятию музыкального ритма, а являются его частью. Именно поэтому люди с развитым чувством ритма легче осваивают любые виды спорта, но в особенности — единоборства. Чувство ритма — это прежде всего координация и сосредоточенность «здесь и сейчас».
Ритм — это речь
Чувство ритма это всегда способность чутко переживать ритм внутри себя, и потому он напрямую связан с умением видеть, слышать и говорить, а точнее вообще воспринимать информацию извне и адекватно выражать ее вовне. Музыканты совсем неслучайно слышат лучше других людей даже то, что не имеет прямого отношения к музыке. Более тонкие различия слуха, доступные музыкантам, имеют прямое отношение к нейронам речи. Эта связь ритма и речи, ритма и тонких различий слуха, закладываются уже тогда, когда ребенок начинает изучать связь слов в предложениях своих родителей. Развитие чувства ритма — это одна из основ развития слуха у детей. Именно «правильное» чувство ритма позволяет нам находить нарушения в речи другого человека. Уже поэтому существует прямая связь между изучением иностранного языка и развитием чувства музыкального ритма.
Ритм — это основа физиологии и физики
Нетрудно заметить, что мир вокруг нас ритмичен. Самые очевидные ритмы это ритм сердцебиения и ритм дыхания. Ритму подчиняются смена дня и ночи, ежегодные сезоны, движение планет Солнечной системы и самого Солнца вокруг центра Галактики. Очевидно, что все биологические циклы: сна, пищеварения, да и вообще всего, из чего состоит любое живое существо — это не более, чем приспособление к ритмам окружающего мира и их отражение в нас, что было понятно уже в глубокой древности.
Например, именно поэтому древний индийский бог Шива держит в одной из своих рук барабан. Его поклонники-шиваиты верят в то, что первый ритм этого волшебного барабана создает очередную по счёту Вселенную, а последний ее разрушает. Иными словами, они верят, что материальная Вселенная и все бесконечное многообразие Вселенных это ничто иное как священный Ритм.
Ритм — это основа любого общества
Слово «ритм» совсем неслучайно похоже на слово «ритуал». Цикличность природы заставляла людей точно соответствовать ритмам окружающего их мира. Отражением этому стало одинаковое для всех народов религиозное требование строжайше точно исполнять ритуал. Наши предки понимали, что социальная аритмия в ритмичном мире так же страшна, как аритмия сердечная. Именно поэтому ритуал являлся основой культуры (и меры культурности) в любом обществе.
В современном мире ритмы природы отступили на второе место по сравнению с ритмами социальными. Самыми большими и заметными из них являются, несомненно, циклы экономических кризисов. Но и в быту современный человек ложится спать не с заходом Солнца. Наоборот, он работает в строгом соответствии с экономическим ритмом своего общества вне зависимости от времени суток или сезона. Можно даже сказать, что он сознательно выучивается не слышать свои природные «часы», к которым, несомненно, относится и чувство ритма.
Ритм — это ответственность
Когда кто-то вываливается из ритма, распадается весь ансамбль. Поэтому мы воспитываем не только чувство ритма, но и чувство ансамбля, взаимодействие, а не просто умение попадать в пульсацию и ноты, или играть ритмические рисунки, или попадать в метроном, или делать ритмические упражнения, смещения и синкопированные рисунки. Развитие чувства ритма — это развитие скорости счета, разнообразия в мышлении, изучение более интересных музыкальных фраз. Для всего этого чувство ритма является основой, на которой надстраиваются мелодия, гармония, ритм.
Источник
Чувство ритма: что это такое и как его проверить?
У понятия «чувство ритма» в музыкальном плане очень простое определение. Чувство ритма – это способность ощущать музыкальное время и улавливать события, которые происходят в течении этого времени.
Что есть музыкальное время? Это равномерное биение пульса, равномерное чередование в нем сильных и слабых долей. Многие даже никогда не задумывались о том, что музыка какой-нибудь пьесы для инструмента или песни насквозь пронизана каким-то единым движением. А между тем, именно от этого единого движения, от частоты ударов пульса зависит темп музыки, то есть ее скорость – быстрой она будет или медленной.
ПОДРОБНЕЕ О МУЗЫКАЛЬНОМ ПУЛЬСЕ И МЕТРЕ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
А что такое события музыкального времени? Это и есть то, что называется словом ритм – последовательность звуков, различных по своей длительности – долгих или коротких. Ритм всегда подчиняется пульсу. Поэтому хорошее чувство ритма всегда основано на ощущении живого «музыкального сердцебиения».
ПОДРОБНЕЕ О ДЛИТЕЛЬНОСТЯХ НОТ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
Вообще чувство ритма — это понятие не сугубо музыкальное, это то, что рождено самой природой. Ведь в мире все ритмично: смена дня и ночи, времен года и т.д. А посмотрите на цветы! Почему у ромашек так красиво расположены белые лепестки? Это все и есть явления ритма, и они знакомы каждому и каждый их чувствует.
Как проверить чувство ритма у ребенка или взрослого?
Сначала несколько вводных слов, а затем мы расскажем о традиционных и нетрадиционных методах проверки, об их плюсах и минусах. Проверку чувства ритма лучше всего производить не в одиночестве, а в паре (ребенок и взрослый или взрослый и его товарищ). Почему? Потому что нам трудно бывает дать объективную оценку самому себе: мы можем себя или недооценивать или переоценивать. Поэтому лучше, если есть кто-нибудь проверяющий, желательно музыкально образованный.
Что делать, если мы не хотим никого звать, чтобы нас послушали? Как тогда проверить чувство ритма? В таком случае вы можете записывать упражнения на диктофон и потом оценивать себя как бы со стороны по записи.
Традиционные методы проверки чувства ритма
Такие проверки широко практикуются на вступительных экзаменах в музыкальные школы и считаются универсальными. Они, на первый взгляд, очень простые и объективные, но, на наш взгляд, все-таки не подходят всем без исключения взрослым и детям.
МЕТОД 1 «ПРОСТУЧАТЬ РИТМ». Ребенку, будущему ученику предлагают послушать, а затем повторить ритмический рисунок, который простукивается ручкой или прохлопывается в ладоши. Это же самые мы предлагаем сделать и вам. Послушайте несколько ритмов, исполненных на различных ударных инструментах, а затем простучите их или прохлопайте в ладоши, можете просто напеть на слоги типа «там та-та там там там».
Примеры ритмических рисунков для прослушивания:
Данный способ выявления ритмического слуха нельзя назвать идеальным. Дело в том, что многие дети не справляются с заданием. И не потому, что у них не развито чувство ритма, а в простой растерянности: ведь их просят продемонстрировать то, чего они еще никогда в своей жизни не делали, иногда они вообще не понимают, чего от них хотят услышать. Получается, что ничему еще не учили, но спрашивают. Разве это дело?
Поэтому, если ребенок или испытуемый взрослый справился с заданием – это хорошо, а если нет, то это ни о чем не говорит. Нужны другие методы.
МЕТОД 2 «СПЕТЬ ПЕСНЮ». Ребенку предлагают спеть любую знакомую песню, самую простую. Чаще всего на прослушиваниях звучит песня «В лесу родилась елочка». Вот и вы попробуйте напеть на диктофон свою любимую песню, а затем сравните с оригиналом звучания – много ли расхождений?
Конечно, когда просят что-то спеть, то цель проверки, прежде всего – слух мелодический, то есть звуковысотный. Но так как мелодия немыслима без ритма, то и чувство ритма, следовательно, можно проверить по пению.
Однако и этот метод не всегда работает. Почему? Дело в том, что не все дети могут вот так сразу взять и запеть. Одни стесняются, у других пока нет координации между голосом и слухом. И снова получается та же самая история: спрашивают то, чему еще не учили.
Новые методы проверки чувства ритма
Так как распространенные методы диагностики чувства ритма не всегда могут дать материал для анализа, и, следовательно, в определенных ситуациях оказываются непригодными для проверки слуха, мы предлагаем еще несколько «запасных», нетрадиционных методов проверки, хотя бы один из них должен подойти именно вам.
МЕТОД 3 «РАССКАЗАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ». Этот способ проверки чувства ритма, пожалуй, наиболее доступный для детей. Нужно попросить ребенка прочитать небольшой отрывок (2-4 строчки) любого стихотворения (желательно простого, детского). Например, пусть это будет знаменитое «Наша Таня громко плачет» Агнии Барто.
Читать стих лучше размеренно – не очень быстро, но не медленно, то есть в среднем темпе. При этом ребенку дается задание: каждый слог стихотворения отмечать хлопком в ладоши: рассказывать и хлопать в ладоши в ритме стиха.
После чтения вслух можно дать более сложное задание: читать мысленно про себя и только хлопать в ладоши. Вот тут-то и должно выясниться, насколько развито ритмическое чувство.
Если результат упражнения положительный, можно еще усложнить задание: подвести ребенка к фортепиано, указать на нем какие-нибудь две соседние клавиши в среднем регистре и попросить «сочинить песенку», то есть рассказывать стишок и подбирать мелодию на двух нотах так, чтобы в мелодии сохранился ритм стиха.
МЕТОД 4 «ПО РИСУНКУ». Следующий способ характеризует умственное понимание, осознание явлений ритма вообще в жизни. Нужно попросить ребенка нарисовать рисунок, только обязательно указать, что именно рисовать: например, домик и забор.
После того, как испытуемый завершит рисунок, анализируем его. Оценивать нужно по таким критериям: чувство пропорций и чувство симметрии. Если у ребенка с этим все нормально, то чувство ритма можно будет развить в любом случае, даже если оно в данный момент никак себя не проявило или вообще, кажется, что оно напрочь отсутствует.
МЕТОД 5 «НАЧАЛЬНИК ПОЛКА». В данном случае чувство ритма оценивается по тому, как ребенок командует маршировкой или любым самым простым физическим упражнением из зарядки. Сначала можно попросить маршировать самого ребенка, а затем предложить ему поруководить маршировкой «строем» из родителей и участников экзаменационной комиссии.
Таким образом, мы рассмотрели с вами целых пять способов проверки чувства ритма. Если их применить в комплексе, то в результате можно получить хорошую картину по степени развитости этого чувства. О том, как развить чувство ритма, мы будем говорить уже в следующем выпуске. До новых встреч!
Источник