Как определить эмоцию интереса

Интерес и заинтересованность

Межличностная притягательность и интерес друг другу фактор поддержания длительных отношений.
Дружеская составляющая и интерес всегда характеризуется заинтересованностью, доверием, заботой, терпимостью к недостаткам партнера и его странностям, а не высокой степенью эмоциональной страсти.
Сильный и живой интерес к партнеру часто объясняется привязанностью к нему. Так это или нет?
Разберем что есть интерес и заинтересованность.

Интерес (чувство)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Интерес — положительно окрашенный эмоциональный процесс по классификации, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.
Описание
Под интересом понимают потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. Интерес тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний и развертывается преимущественно во внутреннем плане. В основе интереса лежит познавательное влечение (желание) к той или иной области действительности. Постепенно может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к предмету. Интерес описывается в терминах увлеченности содержанием, вовлеченности в задачу, в процесс деятельности. Интерес может трактоваться как одна из эмоций, близких к удивлению, любознательности.
Различают эмоциональную и волевую стороны интереса. Под эмоциональной стороной подразумевается интеллектуальная эмоция; под волевой стороной — усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей.
Обычный человек испытывает интерес чаще чем любые другие эмоциональные состояния. К. Э. Изард относит его к базовым эмоциям человека. Он так же считает его главным мотиватором человека в работе и важнейшим элементом творческой деятельности.
Мимические проявления

Чувство интереса может проявляться одним или несколькими из следующих, как правило кратковременных (до 4-5 секунд) мимических движений:
• приподнятые или слегка сведенные брови;
• перемещение взгляда по направлению к объекту;
• слегка приоткрытый рот или поджатие губ.
Человек может продолжать испытывать интерес и после того, как это перестало отражаться в его мимике, но продолжительное отсутствие мимических проявлений рассматривается как признак угасания интереса.
Физиологические проявления
Обычно чувство интереса сопровождается замедлением сердечного ритма, однако продолжительное и интенсивное чувство интереса вызывает противоположный эффект.
Заинтересованный человек
Заинтересованный человек чувствует интерес-возбуждение. Это чувство захваченности, зачарованности, любопытства. У индивида, испытывающего эту эмоцию, существует желание исследовать, вмешиваться, расширить опыт путем включения новой информации и подойти по-новому к объекту, возбуждающему интерес. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным. Именно это оживление обеспечивает связь с познавательной и двигательной активностью. Даже при относительной подвижности человек чувствует, что он «живет и действует».
Интерес — положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.
Заинтересованность
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/zainteresovat
Заинтересовать — вызвать желание, интерес, вовлечь, побудить к чему-нибудь мягко, по-доброму, чтобы «сам захотел».
Заинтересовать — способ воздействия, характерный для Душки. Силовик действует давлением и захватом. Тактик — созданием влияющей ситуации.
Заинтересовать — вариант позитивной мотивации, наряду с подкупом.
Чтобы заинтересовать, люди делают предложения или вовлекают.
Эффективность, плюсы и минусы заинтересовывания
Заинтересовать, вызвать интерес — не всегда простое, но выигрышное средство влияния. Его плюсы и возможности:
• Устанавливается и укрепляется контакт с вами. Вы заинтересовываете — человек к вам приваживается.
• Создается не только энергия движения, но и показывается, куда двигаться, что делать надо.
• Обычно повышает настроение.
С другой стороны, нужно быть готовым к следующим опасным обстоятельствам:
• Склонность «заинтересовать» иногда воспринимается как заискивание, как признак слабости и снижает статус.
• Приучение к тому, что «Все делаем на интересе» нередко воспитывает Человека-ребенка, избегающего Надо.
Где и как это используется
Увлекайте добрым — важный воспитательный принцип, сочетающий воспитательный момент и дающий ребенку ощущение свободы, так важный в подходе свободного воспитания.
Направление развития
1. Развивайте в себе позитивное отношение к людям: лучше всего умеет заинтересовывать тот, кто людей любит.
2. Приучайте себя задумываться, что интересно, важно и дорого людям рядом с вами.
3. Научитесь быть похожими на тех людей, кого вы хотите заинтересовать.
4. Учитесь вовлекать.

Интерес
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/interes
Интерес как объективка — объективное отношение к жизненным целям и ценностям.
Например, интерес конкретного проекта для нас складывается из его смысла, целесообразности, рентабельности и оптимальности.
Интерес как душевное состояние — повышенное внимание, душевное влечение умственная тяга и повышенный жизненный тонус. Интерес — там, где душа. Антоним: безразличие. Близко: физическое (телесное) влечение — желание.
Поскольку в области практической психологии под интересом чаще всего понимается интерес как душевное состояние.
Интерес как объективка и интерес как душевное состояние
Интерес как объективка может отличаться от интереса как душевного состояния: человек загорелся чем-то, потом потух — его состояние интереса меняется, хотя объективно не изменилось ничего. Проект объективно остался для него интересным, умом это человек понимает, но душа — не там.
Интерес как душевное состояние — подробнее
Интересное — то, чем хочется заниматься, чем «загорелся». Интересный человек — тот, с кем хочется общаться.
Интересное — то, чему мы в поле сознания присваиваем яркий, светлый тон и в связи с чем повышаем свою энергетику, живость и жизненность.
Интерес бывает непроизвольным (интересное само по себе, без наших усилий и настроев), произвольным (надо — вот и сделал себе интересным) и после произвольным (само по себе интересно все, что надо).
Как сделать интерес
Мимика и пластика: глаза интересующегося человека внимательные и собранные (чуть прищуренные), двигается он бодро, все стремится попробовать, потрогать, посмотреть. Лицо довольное, веселое, часто улыбающееся. Движения легкие, энергичные, внимательные. Тело внимательное, готово реагировать на происходящее. По состоянию похоже на состояние страха, только с обратным знаком — тело не зажато, а свободно, но готово действовать.
• Внутренний текст. Уж-жасно интересно!
• Ситуация-картинка: Мир удивителен!
У кого интереса много
Интерес — высокотонусная эмоция, показатель душевного здоровья. У детей интересов обычно больше, хотя они и не стойкие: дети быстрее загораются и быстрее остывают. У взрослых интерес более стабильный, но в целом с упадком жизненных сил снижается и фон интересности жизни.
С большим интересом к делам и жизни живут те люди, для которых характерны:
• ощущение перспективы: уверенность, что им впереди что-то светит.
• высокий позитивный настрой и самооценка, низкое чувство вины,
• хорошее физическое самочувствие, привычка жить с высоким темпоритмом,
• лицо живое, с выражением интереса. Кто живет со скучным лицом, будет скучать всегда.
Интересу к жизни и делам можно учиться, как и любому другому навыку, переводя его в привычку. «Тебе это интересно? — Да. — Почему? — Потому что я привык все делать с интересом».
Интерес и любовь
Интерес — одна из основ любви. Актеры знают — если нужно сыграть на сцене любовь, достаточно относиться к избранному человеку с живым интересом, и все будут чувствовать, что ты к нему не безразличен, понимать это как любовь.
Интерес-мотиватор
Интерес может стать сильным позитивным мотиватором.
Условия возникновения интереса
Чаще интерес возникает там, где есть новое: новое развлечение, новое дело или новая возможность развития.
Чтобы интерес возникал, рос и крепнул (превращался в привычку), помогает:
• создать удобные условия для развития. В частности, сделать новое дело простым, а новый материал — понятным.
• показывать новое и перспективы,
• «разукрашивать» процесс, привносить в него элементы развлечения,
• поощрять новые, творческие начинания,
• давать новые, усложненные задачи, которые человеку по силам,
• подкреплять ощущение успеха.
Условия исчезновения интереса
Интерес чаще пропадает там,
• где слишком сложно и непонятно. Так часто бывает у учеников, когда они что-то не поняли сначала или запустили материал.
• где нет развития,
• где невозможно научиться чему-то новому, нестандартному, творческому.
• где все монотонно и однообразно.
Интерес пропадает у тех и тогда, когда он невыгоден, когда есть внутренняя выгода страдать от скуки. Это может быть психологическая игра или месть («Мне с тобой совсем не интересно!»), может быть оправданием лени («Тут невозможно учиться — ужасно скучно!»).
Интерес снижается с возрастом, с ухудшением здоровья и нарастающей усталостью жить.

Читайте также:  Если у ребенка депрессия что делать женщине

Как оказаться интересным
Материал Как оказаться интересным для собеседника и какие приемы в этом могут помочь — важная тема для многих.
Полезные рекомендации
1. Научиться внимательно слушать.
2. Говорить о том, что интересно собеседнику.
3. Расспрашивать о делах и интересах собеседника, а не говорить о себе.
4. Если о себе, то коротко, ярко или душевно открыто.
5. Иметь фишки — темы и заготовки, которые оказываются интересными для большинства ваших собеседников.
Направление развития
Уметь производить впечатление интересного человека — полезно. Развивая себя, важно не только производить впечатление, но становиться действительно разносторонним, внутренне глубоким и внешне ярким человеком.

Фишки для создания интереса — темы и заготовки, которые оказываются интересными для большинства ваших собеседников. Часто оказываются полезными:
Анекдоты. У вас должно быть в запасе пять анекдотов приличных и пять анекдотов смешных.
«Муж шлет из кругосветного путешествия телеграмму: «Дорогая, ты самая лучшая женщина на свете. Вчера я опять в этом убедился!»
«Доктор, вы гинеколог? — Нет, но посмотреть могу!»
Афоризмы.
Как писал Ларошфуко, никто не жалуется на свой ум, но все жалуются на свою память. Чтобы чаще говорить афоризмами, сделайте свою подборку, выучите и тренируйтесь говорить кстати. Тут небольшая случайная подборка.
Стихи.
Если у вас будет хороший, подобранный набор стихов на разные случаи жизни, вы в нужных ситуациях сумеете создать атмосферу когда-то нежно-проникновенную, когда-то легко непринужденную, а когда-то просто развлечете детей, себя и других замечательных людей. В любом случае за вами закрепится репутация человека хоть как-то образованного, а это всегда и полезно, и приятно.
Оригинальные взгляды. Когда вы разговоритесь и будет больше времени, бывает очень уместно выразить оригинальную точку зрения на вроде бы всем известные вещи. Пусть у вас будет пять таких хорошо продуманных тем-заготовок.
Например, «Самые сексуальные мужики — лысые, волосатые и коротконогие», «Развитой личности мотивация не нужна». «Женщины ни в чем не глупее мужчин, просто они предпочитают жить не головой, а чувствами», «В то время, когда родители думают, что они воспитывают своих детей, дети успешно дрессируют своих родителей».
Присказки. «Не переживайте: жизнь трудна, зато быстро кончается!»
Неожиданные и яркие вводные. «Как говорил Талейран, язык нам дается для того, чтобы скрывать свои мысли. Так вот, моя мысль в следующем. » и одесские приколы «Фима, закрой форточку, на улице холодно! — А что, если я ее закрою, на улице станет теплее?». «Изя, немедленно иди домой — Мама, а таки замерз или проголодался?»
Неожиданная образованность.
Музыкальная — вы должны легко узнавать музыкальную классику: Моцарт, Бетховен, Чайковский, Малер. Запомнить несколько типовых мелодий вполне вам по силам.
Художественная. Определитесь со своими предпочтениями: Возрождение? Импрессионизм? Пусть у вас дома стоит несколько альбомов с качественными репродукциями ваших любимых художников. Да, у вас должно быть про них несколько увлекательных житейских историй, как о старых знакомых.
Литературная. Почти беспроигрышные варианты — любовь к Пушкину, хорошее знание Декаданса и нескольких модных современных авторов. И пару не обидных сплетен о них.
Историческая. Узнайте множество любопытных и неожиданных исторических вещей. Далее только потренируйтесь рассказывать.

Читайте также:  Фанфики гарри поттер без чувств

Мы все знаем, что от физического облика человека зависит насколько хорошо к нему относятся окружающие. Наше социальное положение и самоуважение возрастают, когда нас видят с привлекательным партнером, но роль его физической привлекательности со временем падает. Интерес и заинтересованность к партнеру проявляется и в том насколько часто и близко они положительно общаются. Близкое знакомство само по себе — полная открытость — усиливает интерес друг к другу. Самое сильное оружие если вы не находите заинтересованности к себе, будьте настойчивее и вертитесь вокруг — это повышает шансы к взаимности и восхищению. Многие люди сопоставляют привлекательность потенциального партнера с вероятностью того, что он захочет быть нам парой. Боязнь быть отвергнутым кем-то более привлекательным, чем они сами толкает многих на поиск менее привлекательных партнеров. Они часто считают, что самые привлекательные люди ищут дружбы и свиданий с наиболее привлекательными чем они сами. но это не всегда так. Интерес и заинтересованность между людьми чаще возникают по личностным качествам, особенно в отношении особенностей повседневной деятельности. Многие люди очень ценят факторы близости, местонахождения, узнаваемости партнера, так как возникает привязанность, которая тесно переплетает нашу жизнь.

Источник

Любопытство – не порок, а… необходимость. Эмоция интереса и ее функции

Каждая эмоция выполняет определенные функции в нашей жизни. Эмоция интереса – одна из важнейших. Она позволяет нам открываться новому, помогает узнавать мир и оживляет взаимодействие с ним. Это базовая эмоция состояния личности «Взрослый» и одна из основных – состояния «Ребенок». (Подробнее о состояниях личности можно прочитать в статье по ссылке)

Интерес не относится к «запрещенным» негативным проявлениям вроде злости или страха, но, тем не менее, активно подавляется нами. Почему? Ответ обычно можно найти в нашем детстве.

Детское любопытство

Если вы вспомните детей, особенно совсем маленьких, то думаю, вспомните также, что им всегда все любопытно. «То хочу, это хочу… тут надо, здесь надо… а это что такое?»

Любознательность от природы есть у каждого. Но, к сожалению, наши родители часто начинают блокировать ее развитие.

Почему это происходит?

  • Ребенок бывает очень настойчив со своими постоянными расспросами. И если родители не умеют или не хотят выстраивать общение так, чтобы удовлетворить его интерес и в то же время не уставать самим – они будут стараться ограничивать его. «Сколько можно спрашивать!?» «По кочану!» и прочие «милые» ответы рано или поздно заставят ребенка умерить любопытство – чтобы не получать в ответ негатив и насмешку.
  • Обеспечить безопасность любознательному ребенку сложнее, чем равнодушному. Если ребенок сидит рядом, он под присмотром. А если он постоянно везде бегает и носится, желая все разузнать – за ним приходится следить гораздо внимательнее. И родители приучают его «вести себя прилично».
  • Третья причина – психологическая. Дело в том, что у самих родителей часто есть проблемы с выражением эмоций. Если, например, на тот же интерес стоит запрет, то ребенок, спонтанно проявляя себя, заставляет родителей страдать. Есть такой психологический механизм: когда мы запрещаем себе какие-то чувства, а кто-то рядом с нами свободно их показывает, это может быть болезненно. В отношениях родителей и детей такое происходит сплошь и рядом.
Читайте также:  Что такое эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста

Сценарий «Не делай!» и трагические предсказания

Какими способами родители подавляют в детях эмоцию интереса? Самые распространенные – предостережения об опасности, трагические предсказания и сценарий «Не делай».

Послание «Не делай» передается тревожными родителями. «Туда не ходи – упадешь, вечером одна не возвращайся – нападут, не катайся на велосипеде, а то собьет машина». Словом, не делай ничего, а то как бы чего не вышло. Все слишком опасно.

Есть родители, которые опасаются каждого шага. И у их детей впоследствии практически блокированы эмоции интереса и удивления, им свойственны пассивность и нерешительность.

Трагические предсказания работают примерно так же. «Ты собираешься в Европу? Там же террористы!». «Ты хочешь посещать бассейн? Но ведь можно заразиться!». И так далее.

Родители, которые таким образом якобы обеспечивают ребенку безопасность, на самом деле заботятся о себе. Они не хотят напрягаться, переживать, следить за тем, что происходит, и гарантируют себе спокойствие запретами.

Есть и другие причины блокировки интереса, но по моей личной статистике упомянутые выше наиболее распространены.

Признаки людей, у которых блокирована эмоция интереса

Функция эмоции интереса в психике человека – уравновешивать осторожность и желание «оставить все как есть». Если она заблокирована, страхи становятся сильнее нас.

Когда ребенок с подавленным интересом вырастает, у него появляются сложности с принятием решений, радостью жизни в целом, с инициативностью и прочими важными качествами. И конечно, ему очень страшно сделать то, что в детстве он не пробовал – например, рисковать, идти вперед.

  • Люди, которых в детстве оберегали от неприятностей, впоследствии могут быть обескуражены тем, что проблемы вообще существуют. И конечно, они не готовы их решать.
  • Им могут быть свойственны боязнь неудач, неумение видеть перспективы и хорошие варианты, желание гарантий успеха перед началом действий.
  • В любом новом событии есть возможности, а есть риски, есть шанс выиграть и проиграть. Люди такого плана во всем предвидят в первую очередь трагические последствия.
  • Часто есть ограничение активности, отказ от действия, потому что страшно. Проще запретить себе какой-либо интерес, чем рисковать и бояться.
  • Все новое осваивается через тревогу. Чтобы сделать первый шаг, нужен гид, помощник, какой-то толчок извне.
  • Застревание в отношениях, ситуациях – даже таких, которые не нравятся. Просто потому что это привычно, а что-то менять – страшно. Главным приоритетом становится безопасность.
  • Следствием блокировки интереса могут стать также проблемы со здоровьем – потому что зажим в психике обязательно отражается на состоянии тела. Подробнее об этом читайте в статье по ссылке.
  • Очень часто человек начинает путать свои страхи с голосом интуиции, не умеет слушать ее.

При нормально развитом интересе человек открыт новому, более гибок, смел и в то же время рассудителен. Интерес помогает нам двигаться вперед, общаться.

Борьба мотивов

Это ситуация, когда страх силен, но интерес подавлен не до конца. И человек подолгу колеблется, не зная, как поступить. Он ждет каких-то гарантий, что точно все получится – в отношениях, на новом месте работы. И если все-таки что-то предпринимает, то через внутреннюю борьбу. Но порой на нее уходит столько сил, что на само действие ничего не остается.

Контролируемый негативный опыт

Правильный подход к воспитанию – дать ребенку контролируемый негативный опыт. Есть известное мнение, что ребенок под присмотром родителей должен получать контролируемый позитивный опыт. И это правда. Но он должен получать и негативный. Благодаря этому он учится сталкиваться со сложностями, преодолевать их. Но главное – он вообще знакомится с тем, что сложности бывают, понимает, что ничего страшного в этом нет.

Методы развития интереса

Как развить эмоцию интереса, если она подавлена?

  • Через непосредственную разморозку эмоций, когда мы заново учимся проживать их и чувствовать. Для этого существуют практики, методы проживания эмоций. Подробнее о них можно прочитать в статьях «Как прожить эмоции злости» и «Экологичные способы проживания эмоций»
  • Через работу со сценариями, которые подавляют эмоции. Это глубокая психологическая работа, которую сложно провести самостоятельно, и рекомендуется делать это в группе или индивидуально, но со специалистом.

Оба метода можно комбинировать или использовать по отдельности – они могут подходить разным людям.

Подробнее о функциях эмоций и чувств можно прочитать в статьях «Сила невыраженных эмоций» и «Эмоциональные ловушки».

Источник

Оцените статью