- ДВЕ МЕТОДИКИ определения эмоциональных состояний и личностных особенностей учащихся
- Проективная методика «Карта эмоциональных состояний» (авторская разработка)
- Проективная методика «Мое настроение» (авторская разработка)
- Как выявить и улучшить эмоциональное состояние ученика и психологический климат класса
- Бланк методики
- Я и мой класс
ДВЕ МЕТОДИКИ
определения эмоциональных состояний
и личностных особенностей учащихся
Одной из проблем современной школы является увеличение числа стрессовых ситуаций в образовательном процессе. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это приводит к росту количества учащихся с различными эмоциональными сложностями.
Анализ эмоционального состояния школьников показал, что более чем у 40% детей в школе преобладают негативные эмоции. Среди них подозрительность, недоверие (17%), печаль, ирония (по 8%), испуг, страх (8%), гнев (18%), скука (17%). Встречаются и такие дети, которые испытывают в школе только отрицательные эмоции. По мнению учеников, и учителя на уроках часто испытывают отрицательные эмоции. В результате школа, учебный процесс теряют для детей эмоциональную привлекательность, замещаясь другими, иногда деструктивными для личности интересами. Эмоциональные проблемы детей могут вызывать у них также головные боли, которые иногда приводят к более сильным проявлениям: мышечным спазмам и нарушениям сна. Обследование выявило наличие разного рода нарушений сна у 26% учащихся. Наличие у ребенка внутреннего психоэмоционального напряжения приводит к психосоматическим нарушениям, к общей физической ослабленности его организма.
Психосоматическое неблагополучие сказывается и на личностном развитии детей. В последние годы все чаще наряду с уравновешенными характерами встречаются эмоционально неустойчивые. У детей нередко можно наблюдать самые разные варианты личностной акцентуации, затрудняющей учебный процесс. Это импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, повышенная ранимость, застенчивость, замкнутость, избыточная эмоциональная лабильность.
У 82% детей диагностируется неуравновешенность и раздражительность. К тому же исследования показывают, что у современных школьников притупляется эмоциональный слух. Более 60% учащихся оценивают гневные и угрожающие интонации как нейтральные. Это говорит о глубоком перерождении психики: агрессия в сознании детей и подростков вытесняет норму и занимает ее место. Многие из них считают, что речь дана, чтобы нападать и защищаться, а среди черт характера наиболее привлекательными становятся твердость, решительность, умение противостоять другим. Дети зачастую не могут строить конструктивное общение и взаимодействие с окружающими людьми: взрослыми и сверстниками.
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса предполагает выявление трудностей, испытываемых школьниками в обучении, поведении и психическом самочувствии. В практической работе часто бывает сложно определить эмоциональный фон личностного развития ребенка.
Для современных детей характерна эмоциональная глухость, им бывает трудно определить, что они чувствует, вербально отразить свои чувства. Слабое умение распознавать как собственные эмоции, так и чувства окружающих людей приводит к низкому уровню развития эмпатии. Их неверная интерпретация является одним из факторов, приводящих к росту агрессии, неприятию, отчуждению, тревожности.
Использование проективных методов в диагностике эмоциональных состояний, испытываемых учащимися, позволяет отреагировать их, снять негативные психологические защиты, определить эмоциональный фон развития ребенка, построить работу в соответствии с его личностными особенностями. Наблюдение за рисуночной деятельностью, анализ рисунка и пострисуночная беседа помогают выявить такие особенности ученика, которые скрыты от наблюдателя в обычной школьной жизни.
Предлагаемые проективные методики позволяют установить контакт, необходимый для последующей коррекционной и развивающей работы. В них заложены и развивающие возможности, так как в процессе их использования школьники учатся распознавать свои эмоциональные состояния, вербально отражать их.
Представленные авторские методики могут быть использованы как в индивидуальной работе, так и в групповом обследовании. Они просты в использовании, приемлемы на любом этапе школьного обучения.
Проективная методика
«Карта эмоциональных состояний»
(авторская разработка)
Цель: выявление эмоционального фона развития учащихся.
Материалы: информационные карты на каждого учащегося (приложение 1), листы бумаги, карандаши.
Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека. Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.
Инструкция. Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с младшими школьниками можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).
А теперь напиши на листе слово «школа», выбери 2–3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и нарисуй их.
Напиши слово «дом» и сделай то же самое.
Напиши слово «одноклассники (сверстники)». Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2–3 эмоции и нарисуй их.
Напиши слово «учитель», выбери 2–3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их.
А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители.
Вариант использования: можно предложить школьникам выбрать и нарисовать эмоциональные состояния, которые они испытывают на отдельных уроках.
Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.
В результате можно выявить:
• какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);
• как он себя чувствует в школе и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний);
• как он воспринимает окружающих людей, какой эмоциональный фон вокруг себя он ощущает.
При групповом обследовании можно определить, какие эмоциональные состояния преобладают у учащихся данного класса, как воспринимаются учениками учителя, родители, одноклассники.
Проективная методика «Мое настроение»
(авторская разработка)
Цель: выявление актуального (или типичного) для ребенка эмоционального состояния, осознание его.
Материалы: бумага, карандаши или восковые мелки.
Инструкция. Закройте глаза и вспомните то состояние, которое возникает у вас чаще всего (вариант: которое возникло у вас сейчас, в данный момент). Подумайте, с каким явлением природы, окружающего мира можно соединить ваше внутреннее состояние. Может быть, оно похоже на спокойную гладь лесного озера или на бушующий океан.
А может быть, на медленно текущую реку, плавно несущую свои воды, или бурно клокочущий водопад. Или ваше обычное состояние похоже на ясную, солнечную погоду или на хмурый, дождливый день. Рассмотрите внимательно ту картинку, которая возникла перед вашим внутренним взором. Действительно ли это ваше обычное эмоциональное состояние? А теперь откройте глаза.
Возьмите лист бумаги, карандаши или мелки и нарисуйте то природное явление, которое соответствует вашему обычному внутреннему состоянию.
Вопросы для анализа
• Трудно ли было представить явление природы, соответствующее вашему внутреннему состоянию?
• Это состояние является для вас постоянным или оно возникает в определенные моменты?
• Ваше обычное внутреннее состояние помогает или мешает вам в жизни?
• Вы хотели бы его изменить? Если да, то что хотелось бы чувствовать? (Можно предложить нарисовать желаемое состояние.)
Источник
Как выявить и улучшить эмоциональное состояние ученика и психологический климат класса
Каждый учитель знает, что такое благоприятный психологический климат класса. Он зависит от характера взаимоотношений ученика и учителя, от особенностей межличностных отношений школьников, от способности ребенка проявлять свою индивидуальность, его желания и умения сотрудничать со сверстниками. Как учитель может определить эмоциональное состояние школьника, его социальные потребности? Как выявить острые проблемы психологического климата класса? Какими способами можно формировать межличностные отношения детей? Эти вопросы волнуют многих педагогов.
Время летит быстро, и вот мои ученики уже второклассники. Они умные, любознательные ребята, многие хорошо успевают, и это меня радует.
Я хотела бы узнать: всем ли хорошо в нашем классе, все ли чувствуют себя успешными в общении с одноклассниками, нет ли ребят, которым нужна моя особая помощь (может, я кого «не вижу»)? Как сделать класс еще сплоченнее, дружнее, чтобы все были как одна семья?
Наталья Николаевна, г. Москва
Вопрос действительно актуален для всех педагогов, которые школьную успешность ребенка связывают не только с его способностями к изучению учебных предметов, с интеллектуальным развитием, но и с положительным эмоциональным развитием, готовностью к конструктивному взаимодействию с коллективом сверстников.
Определить эмоционально-психологический климат в коллективе, а также насколько комфортно ученику в классе, школе, можно с помощью несложной методики Н.А. Шкуричевой «Я и мой класс».
Бланк методики
Я и мой класс
1) Я хотел(а), чтобы в классе ___________________________________________
2) Мой класс ___________________________________________
3) В школе у меня ___________________ настроение, потому что _______________.
Методику можно использовать в работе с учащимися 2 – 4-х классов. В зависимости от задачи, которую учитель ставит перед собой (изучение общей картины класса или индивидуальных особенностей каждого школьника), бланки методики подписываются или заполняются анонимно.
Перед выполнением задания детьми учитель создает положительный психологический настрой класса на работу, поэтому выполнение задания можно начинать примерно такими словами: «Ребята! Сегодня нам предстоит выяснить, какой у нас класс, что нас больше всего волнует. На бланках выразите, пожалуйста, свои желания, эмоции, чувства! Напишите все, что считаете нужным.
После обработки полученной информации индивидуальные ответы каждого из вас оглашаться не будут, я расскажу о нашем классе в целом. Если у вас возникнут вопросы, поднимите руку, я подойду и отвечу». Последнее предложение необходимо сказать обязательно, чтобы избежать лишних установок для ребят.
Как правило, в классе есть дети, по разным причинам неохотно отвечающие на вопросы. Если они скажут: «А меня все устраивает, чего тут писать?» – велика вероятность того, что и другие ребята напишут, что их все устраивает, тогда учитель упустит возможность полноценно изучить свой класс. Лучше подойти к ученику, чтобы шепотом ответить на его вопрос, что-либо уточнить.
Как показывает практика, вне зависимости от возраста, на первом месте (от 24 до 89%) школьники выделяют характер межличностных отношений в классе.
Потребность в положительных межличностных отношениях, в конструктивном диалоге друг с другом, в уважительном общении товарищей характерна для большинства учеников. Реализация ее в школьной жизни означает благополучное развитие личности школьника, коллектива. Вот типичные ответы ребят: «Я хотел, чтобы класс наш был дружный», «. чтобы никто не обзывался», «. все друг другу помогали», «. чтобы мальчики не толкали девочек», «. чтобы мы не ссорились», «. чтобы класс наш стал самым дружным в школе», «. чтобы меня не доставали», «. чтобы меня уважали хоть чуть-чуть» – и др.
Анализируя продолжение фразы «Мой класс. », можно выявить по крайней мере три группы школьников.
Первая группа выражает эмоционально-положительное отношение к своему коллективу: «Супер. », «Самый лучший», «В нем хорошие ребята», «Как одна семья», «Мне очень дорог», – и т.д.
Вторая группа ребят в целом положительно относится к коллективу, однако критически оценивает и его недостатки: «Хороший, но иногда громко ссоримся», «Некоторые ведут себя не по-товарищески: грубят, толкаются», «Совершают плохие поступки, а так класс нормальный», «Не люблю, когда ругаются нехорошими словами, но в целом все хорошо», – и т.д.
Третья группа учеников резко отрицательно отзывается о классе: «Уроды какие-то, а не класс», «Темно и скучно в нем», «Никак не могу к нему привыкнуть», «Ненавижу свой класс», «Я бы ушел из него, да некуда».
Межличностные отношения играют одну из первостепенных ролей и в эмоциональном самочувствии ребят в школе. Продолжая фразу: «В школе у меня … настроение, потому что…», – на первом месте стоят ответы, как правило, связанные с взаимоотношениями с одноклассниками: «Прекрасное, потому что здесь мои друзья», «Радостное, потому что мы общаемся на перемене», «Отличное, я жду с нетерпением встречи с моими любимыми подругами», «Веселое, мы с ребятами бегаем по коридорам», «Великолепное, ведь дома скучно одному», – и т.д.
Рассказ учащимся о классе (в целом, без называния фамилий) по результатам проведенной методики вызывает большой интерес у них – ребята задают много вопросов, делятся своими впечатлениями друг с другом и т.д. Предъявляя школьникам отрицательные данные, чрезвычайно важно сохранять позитивный настрой и создать у ребят перспективу «выравнивания» ситуации. Можно организовать работу в парах, задав вопрос о том, почему могло возникнуть то или иное отношение ученика(ов) к классу и как можно изменить возникшее положение.
Полученные данные можно использовать при проведении классных часов, внеклассных мероприятий, на родительских собраниях, выступлениях на педагогических советах, методобъединениях учителей, «круглых столах» и т.д. Для повышения психолого-педагогической компетентности можно организовывать с коллегами «круглые столы», на которых происходит обсуждение вопросов формирования коллектива, и, таким образом, определять и корректировать приоритетные направления учебно-воспитательной работы не только класса, но и школы.
Анализируя ответы детей, можно не только выявить трудности межличностных отношений в классе, но и начать активно их преодолевать: включать учащихся в совместную деятельность (работу в парах, группе, коллективе), использовать тренинговые задания на уроках и во внеклассной работе; приглашать школьного педагога-психолога для проведения углубленной диагностики коллектива, социально-психологических тренингов детей, а также их родителей.
Ниже приводится пример группового занятия «Эмоции» с младшими школьниками (учитель может провести его на уроке «Окружающего мира» или во время внеклассного мероприятия), которое достаточно быстро и легко позволяет определять эмоциональный комфорт ребенка в школе, а также развивать у него навыки общения с одноклассниками.
1) Развитие у детей умений различать эмоциональные состояния человека, работать в паре (рассказывать о себе, слушать собеседника, задавать ему вопросы и т.д.), коллективе; выражать свои чувства.
2) Выявление эмоционального состояния каждого школьника в классе, создание эмоционально-положительного климата в коллективе, формирование сплоченности класса.
Форма проведения: парная, коллективная.
Время проведения: 20 мин.
Учебные материалы: на классной доске – картинки (фотографии, пиктограммы) различных эмоциональных состояний человека: радость, грусть, страх, гнев, удивление, интерес и др.
1. Вы говорите детям, что сегодня они будут изучать эмоции (выражение на лице чувств и мыслей человека), и показываете их изображения на доске. Затем просите определить, как они называются, подписываете название каждой.
2. Вы просите ребят образовать пары – сесть за парты, кто с кем захочет. И предлагаете рассказать друг другу о своих эмоциях, которые они испытывают в классе. Примерно так: «Расскажи своему товарищу, какие эмоции ты чаще всего испытываешь в классе (когда, в каких ситуациях) и почему. Затем поменяйтесь ролями».
3. После того как учащиеся закончат общение в парах, предложите им (по желанию) выйти к доске и рассказать о том, что узнал каждый о своем соседе. Остальные ребята могут задавать вопросы выступающим.
4. После того как все желающие пары выступят, предложите каждому ребенку на листочке выразить свое отношение к занятию: что именно понравилось (не понравилось) и почему – примерно в такой форме:
1. Мне понравилось на занятии ________ , потому что __________ .
2. Мне не понравилось на занятии ______ , потому что __________ .
3. Мое настроение на занятии _________ , потому что __________ .
4. Я хотел бы работать в паре с ________ , потому что __________ .
5. Важно проанализировать и зафиксировать для себя, уважаемый учитель, Ваши эмоции, мысли, размышления от проведенного занятия.
Можно использовать следующую схему анализа: 1) что мне понравилось и почему? 2) что мне не понравилось и почему? 3) что необходимо учесть в моей работе на последующих занятиях? 4) какие чувства я испытывала (испытываю сейчас) от проведенного занятия?
6. В конце работы поблагодарите всех ребят за участие, поделитесь своими чувствами, размышлениями.
7. Ответы детей расскажут Вам об отношении учеников к совместной деятельности; об умении ребят выражать свои чувства и рассказывать о них; о положении каждого школьника в системе деловых межличностных отношений; о степени эмоционального благополучия класса и характере взаимоотношений детей.
Таким образом, изучение характера эмоционального состояния младших школьников, развитие у них навыков общения со сверстниками позволяют создавать положительный социально-психологический климат в классе.
Источник