Как определить эмоциональное благополучие ребенка

Эмоциональное благополучие детей

Елена Щепетнова
Эмоциональное благополучие детей

Поделись улыбкою своей,

И она еще не раз к тебе вернется…

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Для детей дошкольного возраста характерны некоторые особенности эмоционального развития:

• Освоение социальных норм выражения чувств;

• Изменение роли эмоций в его деятельности, формирование эмоционального предвосхищения;

• Развитие чувств, они становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;

• Формирование высших чувств – интеллектуальных, этических, нравственных.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, то ребенку нравится, на что он сердит или чем огорчен.

По мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.)он переходит к более сложной гамме чувств: восторгается, удивляется, сердится, ревнует, грустит.

Меняются и внешние проявления эмоций,форма выражения тончайших оттенков переживаний: при помощи взглядов, улыбок, жестов, интонаций, движений и т. п.

Уже на ранних стадиях психического развития закладывается сопереживание и эмоциональная чувствительность. Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребёнка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Эмоциональное благополучие, как и ровное и счастливое детство, возможно только в счастливом доме. Больше всего благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.

В контактах с взрослыми ребенок создает себе образ собственного «Я», понятие о котором развивается под влиянием одобрения людей, пользующихся авторитетом в общественной среде. А первые такие лица в жизни ребенка обычно родители. Для формирования собственного «Я» решающим фактором являются взгляды и поведение родителей. Благодаря их правильной позиции ребенок создает о себе определенное мнение. При суровой и отвергающей позиции ребенок ощущает страх и оценивает себя негативно, что ведет к снижению его психологического здоровья. Дети, реально оценивающие себя с помощью родителей, учителей осмысливают свои недостатки и по мере возможности их устраняют.

Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребёнка люди. Их авторитет, особенно в дошкольном возрасте, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима.

Именно поэтому родители должны внимательно относиться к своим словесным обращениям к нему, оценкам поступков, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, жизнь эмоционально ограниченной.

Чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости особенно важно детям, неуверенным в себе, тревожным. Поэтому родителям следует выслушивать своего ребёнка, делиться своим опытом, давать советы, но не отмахиваться от его проблем фразами-штампами, а проявлять искреннюю заинтересованность. Детям важно чувствовать себя в безопасности. И это состояние должны обеспечить ребёнку любящие его родители.

Таким образом, представления ребёнка о семье и семейных отношениях являются важнейшим показателем его эмоционального благополучия.

1. Кошелева А. Д. М. Эмоциональное развитие дошкольника.

2. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет

Источник

Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста
статья на тему

Материал предназначен для педагогов и родителей детей дошкольного возраста

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalnoe_blagopoluchie_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.docx 31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста

По мнению американского врача-психотерапевта Элизабет Кюблер-Росс, здоровье человека можно представить в виде круга, состоящих из 4 квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.

Психический, или эмоциональный, составляющий компонент здоровья не менее важен, чем физический.

Известен тот факт, что з доровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием, эмоциональным благополучием и, в целом, с развитием личности. Ребенок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает. В то же время, эмоциональное перенапряжение у ребенка, чрезмерные переживания, стрессы , а также многие другие факторы могут привести к появлению невроза у ребенка.

Нужно помнить, что наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности.

Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. С другой стороны, причиненное ему огорчение, проявление несправедливости, вызывают обиду и злость.

Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Например, И.М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт,

Под эмоциональным благополучием Г.А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Таким образом, можно сделать заключение, что психологически благополучный ребёнок – это, прежде всего, ребёнок спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом принимает ценность и уникальность окружающих его людей.

Выделяют следующие основные показатели эмоционального благополучия:

  1. Уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым.
  2. Общий эмоциональный тонус.
  3. Способность ребенка определять эмоциональное состояние другого.
  4. Уровень сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане.

Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий.

Под высоким уровнем эмоционального благополучия принято понимать:

— желание вступать в общение,

— взаимодействовать длительное время;

— успешное участие в коллективных делах;

— успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей;

— умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем, признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;

— заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя, владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния и т.д.

Средний уровень эмоционального благополучия:

— недостаточная инициативность при общении;

— предпочтение исключительно пассивных ролей;

— неумение улаживать конфликты;

— принятие помощи и при возможности ее оказание.

Низкий уровень эмоционального благополучия:

— нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками;

— отсутствие инициативы в общении; избегание взаимодействия;

— отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях;

— исключительная ориентация на собственные действия;

— непризнание правил и норм общения, деятельности

— отсутствие понятий «хорошо» — «плохо» или нежелание им следовать при сформированности;

Общим заключением, является констатация факта потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых, в первую очередь – матери. Оно обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, возникает привязанность к взрослому, который этот комфорт обеспечивает. Наличие привязанности к взрослому и поведение привязанности обеспечивает ребенку уверенность в поддержке взрослого и своевременное ее получение.

Анкета для родителей

«Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

1. Что значит «эмоциональное благополучие в семье»?

  • родители любят детей;
  • родители знают, чем интересуются дети, что их беспокоит;
  • родители уважают мнение детей, их переживания;
  • родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении;
  • нравственная атмосфера семьи;
  • наличие семейных традиций (дни рождения, посещение кино, театра и другие);
  • наличие увлечений у членов семьи (спорт, рыбалка, рукоделие, кулинария, коллекционирование и другие);
  • наличие обязанностей по дому;

2. Как складываются у вашего ребенка взаимоотношения со взрослыми?

  • благополучно;
  • иногда бывают конфликты;
  • обижается на взрослых за то, что наказывают, или что-то не разрешают;
  • неблагополучно.

3. Как Вы разрешаете конфликтные ситуации с ребенком?

  • настаиваю на своей точке зрения;
  • ищу компромисс;
  • «иду на поводу у ребенка»;
  • обращаюсь за помощью к другим членам семьи.

4. Как Ваш ребенок проявляет себя в отношении с другими детьми?

  • уравновешенный;
  • терпеливый;
  • уступчивый;
  • приветливый;
  • вспыльчивый;
  • склонный командовать;
  • свой вариант ________________________________________________________

5. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

  • прямого влияния не оказывают;
  • благополучие семейных отношений — это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду;
  • сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку.

Тест на оценку уровня тревожности и выявление

признаков психического напряжения. Автор: А.И. Захаров

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.

1. Легко расстраивается, много переживает.

2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.

3. Капризничает и раздражается по пустякам.

4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5. Бывают припадки злости.

9. Имеет плохой аппетит.

10. Разборчив в еде.

11. Засыпает с трудом.

12. Спит беспокойно.

13. Неохотно встаёт.

14. Часто моргает.

15. Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

17. Старается быть тихим.

18. Боится темноты.

19. Боится одиночества.

20. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

21. Испытывает чувство неполноценности.

28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

Анкета для воспитателя

«Анализ эмоционального благополучия детей в группе»

Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы:

Обстановка в группе.

1. Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления.)

2. Почему я так думаю?

3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?

4. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные?

Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.

1. С кем из детей у меня хороший контакт?

2. Чем это объясняется?

3. С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?

4. Чем это можно объяснить?

Взаимоотношения между детьми.

1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?

Источник

Консультация «Эмоциональное благополучие ребенка в повседневной жизни»

Светлана Яшина
Консультация «Эмоциональное благополучие ребенка в повседневной жизни»

Консультация «Эмоциональное благополучие ребенка в повседневной жизни».

Маленький ребенок не умеющий скрывать своих чувств, искренний и беззащитный, эмоционально откликается на воздействие среды.

По эмоциональным реакциям легко можно определить, что ему нравиться, а что его огорчает, устал ли он, или полон энергии продолжать игру. Эмоции — это язык общения ребенка со взрослым, без которого он не может обойтись.

Ребенок общается в начале только с близкими. Хорошо когда при общении ребенок получает эмоциональный отклик, чувствует поддержку, соучастие. Взрослые должны понять его, не отталкивать безразличием или формальными ответными действиями. Очень важен, поэтому добрый тон взрослого, доброжелательные интонации при общении с ребенком.

Частые запреты, окрики, неласковые слова, суровые взгляды или просто молчание родителей отталкивают ребенка, вынуждают замкнуться в себе. В результате ребенок как-то приспосабливается, не требует к себе внимания, отдаляясь все больше и все дальше от взрослого, теряя контакт, потребность всегда быть с ним.

Не следует ссориться при детях, говорить на повышенных тонах или, того хуже, срывать на них свое настроение.

К сожалению, бывают случаи, когда ребенка воспитывают по принципу «поплачет — поймет». Его наказывают, запирают одного в комнате, чтобы он сам научился засыпать, доводя до истошного крика. От изнеможения, ребенок, может быть и заснет. Но будет ли его сон полноценным?

«Непослушный, капризный, не умеет себя вести» — довольно часто взрослые дают такую характеристику ребенку. Взрослым кажется, что он все делает на зло, и за это его наказывают. Прежде всего, от «плохого поведения» страдает сам ребенок. Причем страдает незаслуженно. Ведь взрослые прощают не сразу, а длительное время напоминают ему, что он плохой.

На протяжении дня у ребенка возникают различные, часто полярные эмоциональные состояния: от радости к капризам, от активности к унынию. С возрастом настроение ребенка становится все более устойчивым. От взрослых зависит, останется ли их сын или дочь до школы нытиком и капризулей или станет разумным, деятельным ребенком, способным черпать радость из жизни и дарить ее людям.

Часто детей лишают радости познания и собственных открытий, все делая за них, опережая их стремление и желания, изначально не давая их потенциальным возможностям, их самовыражению. Присмотримся к ребенку. Он хочет сам что-то сделать и не только хочет, но может, но мама все делает за него, вызывая тем самым негативное поведение ребенка, и не понимает, почему он постоянно плачет и хнычет. Ребенок же не находит применение своим умениям. Сначала, потому что не дают взрослые, а потом привыкнув к бездеятельности. Благоприятного эмоционального самочувствия от такого бодрствования малыш не испытывает. Самостоятельность не развивается, любознательность гасится. Он привыкнет, что все можно достичь чужими руками. Это не значит, что его чувства не разовьются, но преобладать будут отрицательные эмоции, в речи будут звучать капризные, требовательные нотки. Такой ребенок не познает радости самостоятельных действий, созидания, не сможет занять себя, без помощи взрослых «решить проблему».

Ребенок чувствует настроение близких. Такой пример, малыш плохо спит, часто просыпается и долго не засыпает.Объективных причин этому нет: он здоров, окружен любовью. Дело в том, что мама с вечера была возбуждена, неспокойна. Она старалась не подавать вида, но дочка почувствовала ее настроение.

Обычно с мамой, бабушкой, ласковым папой ребенок наиболее раскован.С незнакомым взрослым он ведет себя по другому: насторожен, а может быть зачарован, не всегда откликается на просьбы, даже если понимает и умеет выполнить их. от непривычного общения, незнакомой жестикуляции взрослого у малыша может возникнуть страх, не желание находиться с жужжим человеком. Но иногда бывают ситуации, когда ребенка необходимо отдать в сад. Как избежать особо сильных переживаний маленького ребенка? Хорошо если незнакомый взрослый начнет общаться с ним в привычной для него форме, побуждая его производить хорошо знакомые ему действия, произносить понятные слова, играть в полюбившиеся ему игры, чаще улыбаться ему. И тогда ребенка можно к себе расположить, создав ему благоприятную обстановку.

Итак, что же нужно делать взрослым, чтобы не гасить, а развивать возникающие и набирающие качественную силу эмоции ребенка?

Для этого необходимо, прежде всего, исключить переутомление ребенка, однообразие впечатлений, необоснованные и непонятные для него запреты и наказания, возникновение капризов, ситуации, вызывающие страх, испуг, гнев, агрессию. Завышать требования к ребенку, также не допустимо, как и занижать их. Не следует все делать вместо ребенка, лишать его возможности экспериментировать и овладевать необходимыми для него жизненными умениями. Необходимо поощрять познавательную активность ребенка, его попытки самостоятельно достигать поставленной цели, делать маленькие открытия.

Эмоциональное благополучие — залог здоровья воспитанников КРУГЛЫЙ СТОЛ «Эмоциональное благополучие — залог здоровья воспитанников» Цель: разъяснить значимость эмоционального благополучия ребенка.

Консультация для педагогов «ТРИЗ-игры в повседневной жизни дошкольников» ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр и творческих заданий. Работа в группе сверстников предполагает определённые навыки.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка» Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка» При неблагоприятных условиях у детей, особенно в раннем возрасте, когда.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье» Цель консультации: побудить родителей к тому, чтобы они задумались о взаимоотношениях со своими детьми в семейном воспитании. А. С. Макаренко.

Материал для родительского уголка «Психологическое здоровье ребенка и его эмоциональное благополучие» В последнее время проблемам здоровья и здорового образа жизни уделяется пристальное внимание. Здоровье – это не только отсутствие болезней.

Проект «Эмоциональное благополучие ребенка посредством сюжетно-ролевых игр» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4 ПРОЕКТ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ.

Психологический тренинг «Эмоциональное благополучие педагога» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья воспитателей. Задачи: 1) Актуализировать.

Рекомендации для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка» Воспитывая ребенка, будь то родитель, воспитатель детского сада, педагог дополнительного образования, учитель начальных классов, каждый,.

Практикум для родителей на тему «Эмоциональное благополучие ребенка» в рамках родительского клуба (средняя группа) Родительский клуб средняя группа Практикум для родителей Тема: «Эмоциональное благополучие ребенка» Задачи: 1. Формировать убеждения у.

Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками. Очень часто, мы — взрослые уделяем большое внимание физическому.

Источник

Читайте также:  Мудра от стресса для успокоения ума
Оцените статью