Как определить что у ребенка депрессия

Депрессия у детей

Депрессия у детей – психическое аффективное расстройство, характеризующееся сниженным настроением, неспособностью переживать радость, моторной заторможенностью, негативным мышлением. Заболевание проявляется тревогой, страхами, фобиями, навязчивыми действиями, нарушениями социальной адаптации, соматическими симптомами (головной болью, недомоганием, нарушениями пищеварения). Диагностика осуществляется с использованием метода клинической беседы, опроса родителей, проективных психологических тестов. Лечение включает психотерапию, социальную реабилитацию, применение медикаментов.

Общие сведения

Слово «депрессия» имеет латинское происхождение, означает «давить», «подавлять». Патология занимает значительное место в структуре детских психических расстройств. Распространенность колеблется от 0,5% до 5%. Отмечается тенденция роста заболеваемости, снижения среднего возраста пациентов. Частота аффективных расстройств возрастной группы до трех лет составляет 0,6-0,9%. Первичные проявления эмоциональной нестабильности малышей являются предвестниками депрессии дошкольников, школьников, взрослых. Отмечается сезонность обострений, пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период.

Причины депрессии у детей

Причины депрессивных состояний определяются возрастом. Для детей до 3 лет они подразделяются на:

  1. Поражения ЦНС. Аффективное нарушение развивается в результате повреждений клеток мозга при внутриутробной гипоксии плода, внутриутробных инфекциях, родовой асфиксии, энцефалопатии новорожденных, перенесенных тяжелых заболеваниях, нейроинфекциях.
  2. Наследственную предрасположенность. Дети, близкие родственники которых страдают психическими и неврологическими заболеваниями, более подвержены депрессии.
  3. Патологические семейные отношения. Причиной депрессивного состояния становится разрыв контакта с матерью: физическое отделение (детский дом, стационар), эмоциональное отчуждение (алкоголизация матери, увлеченность другими сферами жизни). Тяжелая семейная обстановка является провоцирующим фактором. Частые скандалы, проявления агрессии, насилие, алкоголизм, наркомания родителей формируют чувство подавленности, угнетенности.

В дошкольном возрасте ребенок переживает первый опыт социализации – начинает посещать детский сад, секции, творческие студии, устанавливает контакты со сверстниками. Депрессия может развиться вследствие биологических причин, сложных межличностных отношений. Эмоциональное нарушение формирует:

  1. Стиль воспитания. Причиной детской депрессии нередко становится отношение родителей: применение насилия, гиперконтроль, гиперопека, равнодушие, недостаточная заинтересованность жизнью ребенка. Повышается уровень невротизации, проявляющийся депрессивным состоянием.
  2. Социальные отношения. Усложняющиеся межличностные контакты становятся источником стресса. Отвержение сверстников, требование подчиняться указаниям педагогов негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольника.

У детей младшего школьного возраста сохраняются перечисленные выше причины и добавляются новые. Они представлены усложнением социальных взаимоотношений, ростом учебной нагрузки, особенностями психического развития. Состояние утяжеляется при неспособности справиться с требованиями взрослых, невозможности достичь поставленных целей, оценке себя как слабого, глупого среди сверстников.

Патогенез

Депрессия у детей – многофакторное заболевание, обусловленное биологическими, генетическими, психосоциальными причинами. К числу биологических патогенетических факторов относится дефицит серотонина, норадреналина, повышенное содержание кортизола ночью, дисбаланс синтеза мелатонина. Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия развивается при нарушениях гипоталамо-гипофизарных взаимодействий, дефиците нейротрансмиттеров ЦНС, отвечающих за обратную передачу сигналов.

Существуют психофизиологические и личностные особенности, способствующие возникновению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается на фоне повышенной нервозности, нарушений адаптации, страха, интровертированности, тревожности. Воздействие негативных средовых факторов – патологических отношений, неудачного опыта – увеличивает риск развития болезни. Ребенок становится уязвимым к негативным событиям, замыкается, хуже адаптируется к внешним условиям. Иногда патогенетическим механизмом депрессии является чувствительность к климатическим условиям (сезонность), изменение биохимических процессов в головном мозге.

Классификация

Существует несколько вариантов классификации депрессии у детей. По продолжительности, полноте проявлений заболевание подразделяют на депрессивную реакцию, депрессивный синдром, депрессивное расстройство. По характеру течения выделяют адинамическую форму болезни, для которой свойственна вялость, медлительность, монотонность, и тревожную форму, характеризующуюся двигательным беспокойством, фобиями, страхами, плаксивостью, нарушениями сна, ночными кошмарами. В российских руководствах по психиатрии для классификации детской депрессии рекомендуется использовать следующие рубрики МКБ-10:

  • Тревожное расстройство, обусловленное разлукой. Ключевой диагностический критерий – отделение ребенка от близких людей, проявляющееся эмоциональными и соматическими нарушениями.
  • Фобическое расстройство детского возраста. Диагностируется при наличии страхов, специфических для определенного возрастного периода.
  • Социальное тревожное расстройство. Тревога, депрессия развиваются при взаимодействии с малознакомыми людьми, новыми социальными ситуациями.
  • Смешанные расстройства поведения и эмоций. Тревога, боязливость, навязчивости, компульсии, ипохондрия дополняются нарушениями поведения – агрессивностью, замкнутостью, пренебрежением социальными нормами.
Читайте также:  Как поднять милому настроение

Симптомы депрессии у детей

Характерной чертой заболевания является маскированность. Маленький пациент еще не оценивает эмоции, не осознает их, не предъявляет жалоб. В раннем детстве центральное место занимают соматические симптомы, тревожность. Часто наблюдаются нарушения сна, снижение аппетита, недостаточная масса тела, диарея, запор, боли различной локализации (головные, абдоминальные, суставные, мышечные), учащенное сердцебиение. Дети дошкольного возраста говорят об усталости: «ножки не хотят идти», «хочу полежать». В младшем школьном возрасте к физическому недомоганию может добавиться идея наличия болезни, повышенное внимание к собственному состоянию, тревога даже при незначительном недомогании. Диагностические исследования (лабораторные анализы, УЗИ, МРТ) без изменений.

Эмоциональное состояние характеризуется тревожностью. Напряженность, страхи усиливаются вечером, достигают пика в ночное время. Тревога беспредметна, беспричинна, при нарастании трансформируется в оформленный страх. Малыши кричат, плачут. Панику вызывает уход мамы, новая обстановка, незнакомые люди (врач, друг семьи). Дети плохо адаптируются к детскому саду, переживают, что мама забудет забрать их домой. Чем старше становится ребенок, тем более страшные картины рисует его воображение. Появляется страх смерти родителей, несчастного случая, войны. В тяжелых случаях тревога генерализуется, все события выглядят угрожающими. Формируются фобии – боязнь замкнутых пространств, внезапной смерти, темноты, высоты. Развиваются панические атаки – приступы учащенного сердцебиения, головокружения, удушья.

У младших школьников депрессия проявляется поведенческими изменениями: нарастает замкнутость, безразличие, снижается интерес к играм, урокам, общению. Появляются жалобы на скуку: «мне скучно», «хочется плакать», «я ничего не хочу». Снижение интереса к жизни является явным признаком депрессии. Дети становятся слезливыми, заметен эмоциональный регресс: ребенок плачет без мамы, успокаивается при укачивании. Депрессия выражается дистимией – мрачностью, угрюмостью, озлобленностью, высказыванием упреков, обвинениями. Снижение заинтересованности учебой и общее недомогание влекут за собой школьную дезадаптацию: нарастает учебная неуспеваемость, отсутствует желание посещать школу.

Осложнения

В 20-50% случаев депрессия у детей со временем отягощается другими расстройствами настроения и поведения. 30-80% пациентов имеют тревожное расстройство, 10-80% – нарушения поведения, 20-80% – дистимию, 18-30% – субстанционную зависимость. Наиболее опасным исходом депрессии является суицид. Примерно у 60% больных детей появляются мысли о самоубийстве, 30% совершают попытки, часть из них завершается летальным исходом. Своевременная диагностика, периодический контроль врача снижают вероятность возникновения осложнений.

Диагностика

Диагностика депрессии у детей включает комплексное обследование педиатром, детским неврологом, психиатром. До четырехлетнего возраста заболевание выявляется методом исключения и определения факторов риска (пре- и постнатальных повреждений ЦНС, наследственности). В старшем возрасте становится возможным выявление эмоциональных изменений, социальных причин, провоцирующих расстройство. Процесс постановки диагноза включает следующие мероприятия:

  • Консультация врача-педиатра. Специалист осматривает ребенка, опрашивает родителей, выдает направление на стандартные исследования для исключения соматических заболеваний.
  • Консультации узких специалистов. Врачи профильных направлений (гастроэнтерологи, дерматологи, хирурги) используют необходимые клинические, лабораторные, инструментальные методики для окончательного исключения соматической патологии.
  • Консультация невролога. Врач проводит осмотр, направляет на инструментальные исследования: УЗИ, ЭЭГ, МРТ головного мозга. Результат позволяет определить наличие биологической основы развития депрессии.
  • Консультация психиатра. Когда соматические болезни исключены, пациент направляется к психиатру. Специалист оценивает эмоциональные реакции, поведенческие особенности, выясняет наличие психологических причин депрессии, анализирует данные обследований невролога и клинического психолога, устанавливает диагноз.
  • Клинический психолог. Определение депрессии после 3-4 лет проводится с использованием специальных психодиагностических методик – рисуночных тестов, методов, предполагающих интерпретацию образного материала. Эмоциональная сфера, особенности социальных взаимодействий оцениваются по результатам рисунка человека, несуществующего животного, методики «дом-дерево-человек», «моя семья», теста Розенцвейга.

Лечение депрессии у детей

Признанными методами лечения являются детская психотерапия и лекарственная терапия. Параллельно проводятся социально-реабилитационные мероприятия. Комплексный подход предполагает:

  • Прием антидепрессантов. Наиболее распространено применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают панические проявления, фобии. Вероятность побочных эффектов низкая. Терапевтический эффект наблюдается через несколько недель.
  • Когнитивно-бихевиоральную терапию. Наиболее эффективными являются когнитивно-поведенческие методы: ребенок научается осознавать, выражать и переживать эмоции, рассказывать о травмирующем опыте, получать поддержку, изменять поведение и настроение при помощи различных техник. Основу работы составляют методы расслабления – дыхательные упражнения, телесно-ориентированная терапия. Проективные методики (рисунки, лепка, сказкотерапия) помогают пережить и осознать негативные чувства. Игровая терапия вырабатывает эффективные поведенческие навыки.
  • Семейную психотерапию. Встречи родителей, ребенка и психотерапевта направлены на восстановление гармоничных семейных отношений, поиск «общего языка» между членами семьи. Родители научаются помогать ребенку преодолевать трудности, создавать условия для скорейшего выздоровления.
Читайте также:  Лобода это мои чувства

Лечение проводится амбулаторно, при тяжелом течении болезни (психотические эпизоды, попытки самоубийства) требуется стационарный режим. После устранения тяжелых симптомов пациента выписывают. Родителям советуют сообщить о заболевании педагогам, подчеркнуть важность толерантного отношения, помощи, поддержки в период выздоровления. Следует предупредить их о конфиденциальности информации о болезни. Дома важна постоянная эмоциональная поддержка, соблюдение режима сна-бодрствования, питания, посильных физических нагрузок (регулярные прогулки).

Прогноз и профилактика

Отмечается высокий риск развития повторного эпизода депрессии: 25% детей имеют рецидивы заболевания через год, 40% – через два года, 70% – спустя пять лет. У 15-40% во взрослом периоде диагностируется биполярное расстройство личности. Профилактика депрессии у детей позволяет снизить вероятность развития первого эпизода, при установленном диагнозе – уменьшить риск рецидивов. Основной профилактической мерой является создание благоприятной семейной обстановки, поддержание доверительных близких отношений, поддержка, участие в делах ребенка. Важен периодический врачебный контроль, систематический прием назначаемых лекарств, посещение психотерапевтических занятий. Самостоятельная отмена лечения недопустима, даже если пациент выглядит здоровым.

Источник

Мы не можем знать точно, депрессия это или просто характер такой: о профилактике детской депрессии в Томске

Мы не можем знать точно, депрессия это или просто характер такой: о профилактике детской депрессии в Томске

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Зачастую дети и депрессия кажутся нам несовместимыми.

Действительно, у многих родителей существует мнение, что у детей грусть, разочарование и раздражение — это кратковременные реакции, которые связаны, например, с плохим настроением или капризами.

Однако подробные исследования не только подтвердили, что дети и подростки могут испытывать те или иные признаки депрессии, но и выявили, что до 5% детей и 10-20% подростков могут страдать тяжелым депрессивным расстройством, требующим вмешательства специалистов!

Депрессия — это опасное заболевание, оно препятствует нормальному развитию ребенка. Дети в состоянии депрессии испытывают чувство печали, вины, а также раздражительность и стыд.

Они, как правило, начинают хуже учиться, уходят из спортивных секций. Дети младшего школьного возраста стараются меньше общаться с окружающими, а подростки могут употреблять алкоголь или психоактивные вещества, чтобы облегчить свое состояние.

Как правило, у детей наблюдаются нарушения сна и расстройства приема пищи (пониженный или повышенный аппетит), а также появляются многочисленные жалобы на «нездоровье» — усталость, головную боль или боль в животе, упадок сил.

Да, существуют. Они изучены и обозначены:

— переезд на новое место жительства, смена школы,

— несчастный случай или серьезная болезнь в семье,

— крайняя нужда, в которой оказалась семья,

— семейные скандалы или акты физической агрессии,

— конфликты родителей или их развод.

Иногда к депрессии приводят и менее «серьёзные» события в жизни ребенка, но те, которые имеют стойкий продолжительный характер:

— ежедневные ссоры в семье,

— плохая успеваемость в школе,

— критика со стороны учителя,

— частые споры с родителями,

— ссора с другом или любимым человеком.

Да, это сложная задача, которая должна решаться специалистом, особенно, когда речь идёт о малышах. Почему?

  • Маленькие дети не могут рассказать, как они себя чувствуют, объяснить, почему им плохо. Они не могут, как взрослые выразить свои эмоции, поэтому чаще просто плачут тайком.

Когда же для окружающих становится заметной подавленность ребенка, то речь уже может идти о серьезной депрессии.

Бывает, что подростки обращаются за помощью сами, но маленькие дети полностью зависят от внимательного отношения взрослых к их самочувствию.

Внимание! Если состояние подавленности не проходит больше недели, или постоянно возвращается, а реакция скорби (реакция на утрату близкого человека) не проходит более полугода, то существует риск, что депрессия развивается.

  • Если же в повседневной жизни ребенка появляются нарушения, которые касаются сна, еды, игр, школы, общественной деятельности, а также его поведения, то это может быть проявлением серьезного депрессивного расстройства.
Читайте также:  Почему часто бывает плохое настроение

Как ещё проявляется депрессия, помимо состояний уныния и подавленности?

У детей наблюдается определенная незрелость в способах выражения своих чувств. И тогда вместо нарушений настроения и снижения активности ребенок демонстрирует многочисленные жалобы на плохое самочувствие, проявляет обеспокоенность, либо гиперактивность и склонность к протестным реакциям в школе и дома, разрушительные наклонности в поведении, до асоциальных поступков.

Именно раздражительность считается самым частым проявлением депрессии у подростков.

Для начала примите тот факт, что ваш ребенок — это уже самостоятельная личность. Любое серьезное изменение в семье либо в привычном для него образе жизни нужно проговаривать с ним и объяснять, что сейчас меняется и почему так происходит.

У детей очень эффективны методы профилактики.

Часто родители не знают, как помочь своему ребёнку пережить сложную ситуацию. В этом случае можно обратиться за консультацией к детскому психологу, психиатру или психотерапевту: ведь забота об эмоциональном благополучии ребенка очень важна, и будет лучше, если вы посоветуетесь со специалистом в сложном для себя случае.

Если же у ребенка возникли травматические переживания, то следует включать работу детского психиатра или психотерапевта. Методы работы выбираются специалистом с учетом личностных особенностей ребенка, а также характера взаимоотношений в семье.

Медикаментозное лечение назначается врачом-психиатром в случае, если есть опасность перехода депрессивных реакций в хроническое заболевание или есть признаки деструктивного (разрушающего) поведения, которое может быть направлено на окружающих или на самого себя (опасность самоповреждений).

Лечение депрессивных состояний у подростков является важной задачей и для родителей, и для врача, т.к. по данным исследований, до 25% депрессий у взрослых начинается именно в подростковом возрасте.

Состояния же депрессии, при которых детям не оказывалась специализированная (психотерапевтическая, либо медикаментозная) помощь, значительно ухудшают качество жизни и самого ребенка и его близкого окружения — родных, одноклассников, друзей. Не стоит также забывать об угрозе суицидальных попыток, количество которых в последнее время увеличивается в подростковой среде.

В случае, если у ребенка клиническая депрессия, ему необходимо назначить антидепрессант. Врач взвесит все «за» и «против» и будет внимательно отслеживать прогресс назначенного лечения. Современные антидепрессанты достаточно эффективны и безопасны, если их предлагает назначить врач – задумайтесь, не отвергайте возможность помочь ребенку.

Этот материал подготовлен для вас врачами Медицинского центра Неббиоло. Сейчас у нас действует программа по лечению детской и подростковой депрессии при помощи психотерапевтического вмешательства и назначения одного из современных антидепрессантов (при необходимости).

Программа предназначена для детей и подростков от 7 до 18 лет.

Участие бесплатное!

Телефон для записи на прием к психологу или психиатру — 8 (3822) 467-200. При звонке нужно упомянуть, что вы хотите стать участниками программы по детской депрессии, тогда прием врача будет бесплатным.

На приеме у специалиста ребенок проходит клиническую оценку симптомов депрессии, чтобы узнать, подходит ли ему данная программа. После диагностики врач даст вам необходимые рекомендации независимо от результатов.

Прием бесплатный даже если вашего ребенка не включили в программу.

Как проходит лечение по программе?

Ребёнок с родителями посещает наш медицинский центр не реже 1 раза в неделю. Тяжесть депрессии мы оцениваем несколькими методиками и решаем, необходимо ли ребенку медикаментозное лечение.

Антидепрессант может быть назначен на 2 месяца, в дальнейшем, если лечение помогает ребенку или подростку, программа продлевается еще на 6 месяцев. Для диагностики используются стандартизированные международные оценочные шкалы.

Антидепрессант, который мы назначаем – один из самых современных и безопасных. Эта программа одобрена Министерством здравоохранения и проходит одновременно в нескольких странах мира.

Если вы сомневаетесь и не хотите идти к врачу, вы можете посетить платные консультации наших детских специалистов вне программы.

Источник

Оцените статью