Как описывать свои чувства

Что чувствуете? или Как описывать свои ощущения. Азы

Тут http://pikabu.ru/story/panicheskie_ataki_klaustrofobiya_i_dr. я описывал, что я работаю с настоящим моментом. Поэтому от меня в терапевтической сессии звучат вопросы, типа «В каком Вы состоянии ПРЯМО СЕЙЧАС?», «Что чувствуете В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ?» и т.п. Далее я расскажу, как нужно и как не нужно отвечать на подобные вопросы.

Незнайка (не на Луне 🙂 )

Часть клиентов на подобные вопросы механически отвечает «не знаю».

Это диалоги в духе таких:

— Можешь это сделать?

Встречали таких людей? Некоторые ещё любят отвечать и таким образом:

— Как твоё состояние?

— Где в теле это ощущение?

Очевидно, что ответ «не знаю», «ничего», «никак», «нигде» не имеют смысла. Человек всегда хоть что-то да воспринимает и хоть как-то себя да самоощущает, поэтому хоть что-то ответить на вопрос о своём состоянии он потенциально способен. Ничего не чувствует только труп. Логика тут простая. Её нужно понять. Нельзя работать с неизвестным, что никогда никак и нигде не было. 🙂

Многие описывают свои ощущения в терминах действий/реакций.

— И что ты тогда почувствовал?

— Сидел возле окна, не двигаясь, и мысли всякие пережёвывал.

В чём тут ошибка? Такие клиенты-«реактивники» путают свои ощущения с реакцией на них: «Я испытываю тревогу, и потому мне хочется убежать», «Я почувствовал резкий приступ отвращения, из-за чего мне захотелось закрыть глаза и отвернуться». Действия обычно не дают информации о самом чувстве (состоянии), которое сподвигло на эти действия. По описанию действий не получится понять, что человек чувствует (в большинстве случаев).

Но не стоит путать это со следующей ситуацией. «У меня такое чувство, что я в ужасе, как будто за мной кто-то гонится и стреляет, а я убегаю, петляя». Это более точно, чем просто «мне страшно». А как страшно? Что это за страх? Не понятно. А вот «мне страшно — хочется бежать», тут «хочется бежать» — это реакция _НА_ чувство страха. САМО же чувство страха осталось не раскрытым. Хотя описания «у меня такое чувство, что я в ужасе, как будто за мной кто-то гонится и стреляет, а я убегаю, петляя» и «мне страшно, хочется бежать» очень похожи между собой: и там, и там кто-то куда-то бежит. Но в первом случае убегание используется для уточнения самого чувства ужаса — можно даже представить, как например, человек в страхе бежит, пытаясь петлять, чтоб его не подстрелили, и даже понятно, что он чувствует в этот момент, когда вот-вот могут подстрелить и нужно резко повернуть, а ничего не видно: убегаешь-то спиной к догоняющему. Но, возможно, там какое-то другое убегание, другого плана, и надое ещё уточнить чувство ужаса при необходимости.

Замечу, что в ряде случаев реакцией на какое-то ощущение может быть другое ощущение. Например, вы почувствовали тепло в области гениталий и из-за этого ощутили стыд (смутились). Как работать в этом случае — это отдельный вопрос, и его я не буду рассматривать в этом тексте. Но всё равно нужно понимать, где исходное ощущение, а где реакция на него.

Бывает, что клиент отвечает не на тот вопрос.

— Что чувствуете сейчас?

— Ну, знаете, у меня такие проблемы по жизни: жена ушла, мать всё детство надо мной издевалась, а недавно ещё любимый хомяк издох.

— Виктор, что чувствуете ПРЯМО СЕЙЧАС.

— Ай, да на работе проблемы начались, начальник-сволочь житья не даёт.

— Виктор-Виктор. Что сейчас чувствуете?

Бывают такие клиенты, которым надо раз 10 (без преувеличения) задать этот вопрос, прежде чем они на него ответят. Их ответы — что-то вроде бредового состояния. Многие из них при этом удивляются, почему у них по жизни не ладятся те или иные дела. Представьте себе классическую ситуацию. Приходит человек к потенциальному работодателю устраиваться на работу. Очень лояльному. Последний начинает собеседовать кандидата. Задаёт ему вопросы, но не получает на них ответов, потому что человек просто не слышит этих вопросов. Уши, вроде, на месте, но всё равно не слышит. 🙂 Что в таком случае подумает интервьюер? Думаю, догадались. А бедолага потом будет гадать, почему его не взяли на очередную хорошую работу. А всего-то — нужно было отвечать именно на те вопросы, которые задали.

Как минимум такому человеку нужно осознать, что его поведение неадекватно, с ним что-то не так. Это болезненно, неприятно, на это не хочется смотреть, этого не хочется видеть. Но а как общаться с тем, кто не реагирует адекватно на просьбы и вопросы ведущего терапию? Очевидно, что общения не получится, потому «один в лес, а второй по дрова». Это нужно понять.

Великое Искусство — слышать собеседника, и отвечать именно на то, что услышал. Этому Искусству нужно учиться, чтоб успешно коммуницировать с адекватными людьми. Я и сам, если честно, не супер-мастер в этом, к сожалению. 🙁

Есть такая штука — эмоциональный интеллект. По сути, это способность видеть тонкие различия между эмоциями/чувствами, своими и чужими.

— Какое у тебя сейчас состояние?

— Мутноватое какое-то, тяжёлое.

— Какого плана эта мутность и тяжесть? Как будто в грязной тёплой воде находишься? Или другое?

— Ну, как будто опилок каких-то в голову напихали, мозговые шестерёнки не вращаются. И при этом тяжесть на душе, как будто булыжник какой-то повесили на шею.

— А что это за тяжесть? От чего?

— Как будто расстройство, что не выполнил взятого на себя обязательства, подвёл близких, стыд даже какой-то есть, наверное.

— А не выполнил обязательство — это в каком смысле?

— Ну, такое чувство, будто попросили по-дружески, ты с энтузиазмом согласился, а потом понимаешь, что не потянешь. Это, скорее, даже не расстройство, а паника, будто срок к концу подходит, а работа не сделана. И не понятно даже, успеешь или нет. Такая паника с оттенком неопределённости исхода.

Читайте также:  Чувство что тебя обманывали

Т.е. мы от общих терминов, типа «мутное и тяжёлое» путём уточнений перешли к панике, причём не к абстрактной, а к конкретной панике.

Клиент должен описать своё состояние в таких терминах, чтобы другой человек смог понять, ЧТО ИМЕННО чувствует описывающий (фактически, сквозное терапевтическое упражнение получается). Это идеал, к которому нужно стремиться. Потому что общение терапевтирующего и терапевтируемого — это диалог и попытка понять друг друга. Если человек РАЗНЫЕ состояния описывает ОДИНАКОВО, типа «да это у меня депрессия», то понять его решительно не возможно. Причём не поймёт клиента ни терапевтирующий, ни сам себя терапевтируемый не поймёт по-настоящему. А не это ли цель терапии (?), по большому счёту: понять себя.

Чувство дружбы — оно какое конкретно? Какая у него специфика? Как его описать другому человеку, чтоб он мог понять, о чём ты говоришь, и посопереживать? Это же не абстрактное чувство дружбы сферической формы в идеальном вакууме. Есть разные чувства дружбы, которые между собой сильно различаются. Понимаете? 🙂

Теперь представьте, что у вас низкий эмоциональный интеллект. Вы плохо различаете эмоции и чувства между собой. Некто к вам агрессивно настроен, а вы видите его состояние как «ну, мрачноватый такой человек». А он вам в лоб зарядит потом — и вы будете удивляться: неадекват какой-то. А он не неадекват, он изначально в агрессии находился, просто это вы толстокожий, не различили его состояние. Различили бы — среагировали бы до того, как прилетит. Грубый пример, но, надеюсь, понятный.

Или вот обратная ситуация. Вы сами в агрессии, но видите это как «более-менее нейтральное состояние». Тогда у вас не возникнет, например, желания успокоиться. Но окружающие-то могут подсознательно среагировать на ваше агрессивное состояние, например, дать отпор, а вы будете потом гадать, почему конкретный человек так себя повёл, ведь в вашем представлении у вас «нейтральное состояние» и на него не логично реагировать ответной агрессией.

Некоторые в качестве ответа выдают рассуждения по поводу своих ощущений, некий анализ производят, дают оценку.

— Какое у Вас состояние сейчас?

— Ну, оно должно быть хорошим, потому что нельзя же быть в таком плохом состоянии.

— И что мать Вам сказала тогда?

— Ну, отругала меня. Но вы не подумайте ничего такого: она у меня добрая.

— Какое у Вас сейчас состояние?

— Что-то по внешнему виду не очень заметно.

— Ну, на меня же накричали, поэтому я должен чувствовать гнев.

— Так Вы ТЕОРЕТИЧЕСКИ должны чувствовать гнев?

— А на самом деле что чувствуете?

Вы можете поразмышлять о судьбах мира, потеоретизировать, поискать оправданий для героев ваших историй, но. после терапевтической сессии. А во время — зачем тратить это самое время? Просто смотрите на то, что есть — принцип: проще некуда. Но вся сложность, как известно, в простоте. 🙂 Мне лично всё равно, на сколько плоха или хороша ваша мама, что вы теоретически должны были сделать или чего не сделать: в сессиях мы работаем с тем, что ЕСТЬ, на сколько бы иррациональным и неприемлемым оно не было. Моральную оценку оставим моралистам, а теории — теоретикам. Кесарю кесарево, а Богу — божье.

Что такое состояние?

Состояние в моей терминологии — это что-то типа совокупности/объединения эмоций/чувств, соматических (телесных) ощущений, зрительных образов, мыслей. Некий общий знаменатель всего этого. Часто клиент, чтобы идентифицировать своё состояние, смотрит всего лишь на один компонент. В принципе, это допустимо и может сработать. Но лучше оценивать своё состояние в общем, в целом. Таким образом вы сможете работать в терапевтической сессии с целостными структурами: со всем тараканьим гнездом, а не гоняться за каждым тараканом, пытаясь собрать их в одном месте. Понимаете метафору? Само собой, при необходимости, мы можем концентрировать внимание на отдельных компонентах состояния.

— Давление в груди

— А эмоциональный фон у этого давления есть?

— Гнетущее чувство такое. И мысли, типа «что со мной будет? как же дальше?»

— А зрительный образ какой-то есть?

— Смотрите: дождь, гнетущее чувство в груди, мысли о будущем. Как всё это в целом назвать? Тревога?

— Похоже, но не совсем. Скорее, паника.

— Какого плана паника? Паника бывает разной: паника толпы, паническая атака на пустом месте.

— Это что-то вроде того, когда заперли в маленьком помещении, типа тюремной камеры и ждёшь своей участи. И накатывает паника, и ты знаешь, что она тебя не отпустит, пока тебя не выведут и не расстреляют.

— Не любите по жизни ждать?

— Ненавижу! Кстати, вот это чувство паники — оно как раз и проявляется, когда я, например, в очереди стою. Только ощущения в жизни слабее.

Ещё одна подсказка. Если у вас есть какое-то ощущение (чувство), то, чтобы его описать, нужно с ним как бы войти в контакт (не во ВКонтакт 🙂 ), соприкоснуться, и говорить как бы «из него».

— В каком Вы сейчас состоянии?

— Голова немного кружится.

— Хорошо. Голова кружится. Когда Вы находитесь в этом состоянии, есть ли какие-то слова, которые хочется сказать из него?

— Повторите чётко вслух.

— Реакция на эти слова есть?

— Повторяйте тогда и наблюдайте за своей реакцией.

— . Держите меня. Держите меня. Держите меня.

— Как сейчас себя чувствуете?

— Вроде, головокружение прошло.

Однако не стоит путать соприкосновение с погружением. Погружение — это когда вы «с концами» входите в свои ощущения и теряете контакт с реальностью. Нам это, естественно, не нужно. При соприкосновении вы в более-менее трезвом уме, но при этом осознаёте то, что вы чувствуете. Это что-то вроде диалога или переговоров со своими чувствами, попыток их принять и понять, что-то вроде эмпатии/сопереживания самому себе. Странная вот такая штука. Однако не нужно это понимать буквально, а то ведь есть люди, которые прочитают мой текст и начнут вести беседы с воображаемым другом, а тот будет отвечать. 🙂 Играть со своими мозгами не стоит: может плохо закончится в ряде случаев.

Читайте также:  Что такое депрессия при бурении

Не так уж и редко вместо нормальный слов «из чувства» могут пойти какие-то невнятные звуки: мычания, тарабарщина и пр. Также бывают вздохи, мотания головой, слёзы и пр. Это нормально. Как говорится, слов не было, поэтому описали/изобразили, как смогли. 🙂

Часто меня просят дать алгоритм, как описать своё состояние. Я так отвечу: алгоритма нет. Если я опишу какой-то алгоритм, то это вгонит клиента в некоторый шаблон. А шаблоны — это всегда ограничения. Описание — это творческий процесс. Главный принцип тут: что вижу ПРЯМО СЕЙЧАС, что воспринимаю, о том и говорю (пою 🙂 ), то и описываю, как умею (навык развивается).

— Как состояние Ваше?

— Прям в благости и эйфории находитесь? 🙂

— Нет. Так значит не всё хорошо?

— И какое тогда состояние у Вас?

— Где грусть ощущаете в теле?

— Где-то тут, возле левого плеча [показывает рукой]

— А почему у Вас тогда правое плечо напряжено?

— А нет, я ошибся — действительно, справа.

Обратите внимание, ощущения справа, но клиент указывает, что слева. Возможно, он просто перепутал. Исследуем дальше.

— Так а что там справа за ощущения?

— А как же грусть?

— Про которую Вы ранее говорили.

— А-а-а. Это просто бывает, что я грущу. Вспомнилось почему-то.

Вместо того, чтобы посмотреть на ощущения, клиент смотрит «в прошлое», на своё прошлое состояние. Впоследствии у него часто включалась подобная реакция, пока от неё не избавились. Продолжаем.

— Так что именно сейчас чувствуете?

— Чисто. Раньше просто там была грусть.

Как видите в этом диалоге «всё сложно» (вы отследили, где что клиент чувствует? 🙂 ). Вместо того, чтобы просто посмотреть и увидеть, что в груди есть ощущение нервозности ПРЯМО СЕЙЧАС, человек усложняет ситуацию, называя ощущения, которых он не видит в настоящий момент.

Поэтому не стоит отвечать на вопрос «Что чувствуешь сейчас?», описывая ощущения, которые были 10 лет назад, вчера, происходят иногда, у соседа, мамы, президента США. 🙂 Сейчас — это значит, сейчас, от слова «теперь» 🙂 . Всё просто. И усложнять эту простоту не нужно.

Всех нюансов я, понятное дело, не опишу. Но постарался вспомнить некоторые. Спасибо, что дочитали до конца. Есть вопросы?

Источник

Умение понимать эмоциональное состояние

Эмоции управляют человеком сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций – это эмоция, точнее целое состояние, которое характеризуется своими особенностями в поведении человека.

Эмоциональные состояния – психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения.

Почему так важно распознавать свое эмоциональное состояние и других? Все просто: от него зависит направление мыслей, возможности мышления, поведение, уровень агрессии, мотивации, общительности.

Если вы не понимаете своего эмоционального состояния, то не сможете повлиять на него, если оно станет разрушительным. Вы, вероятно, попытаетесь заглушить его при помощи внешних решений, таких как алкоголь, сигареты, шоппинг или еда – но все это в итоге не поможет и отразится как на здоровье, так и на психике.

Если же вы не умеете распознать эмоциональное состояние собеседника, это может привести к конфликтам. С каждым такое было: вроде разговариваешь с человеком как обычно, а встречаешь на агрессию. Поэтому мы разделим статью на две части. В первой вы получите советы, как распознать свое эмоциональное состояние, а в другой – как понять чужое.

Как распознать свое эмоциональное состояние?

Как мы уже говорили, человек, который разбирается в своих эмоциях, может снизить воздействие негативных, а также ввести себя в любое состояние. Если он сейчас ленив, то может найти способы избавиться от этого состояния и войти в рабочее. Если печален, то сможет немного развеяться.

Но опять же, чтобы изменить свое настроение, нужно, прежде всего, научиться понимать свое нынешнее состояние. Давайте на примере злости и гнева посмотрим, как можно распознавать свои эмоциональные состояния.

Распознавание физиологических признаков злости и гнева

Первым шагом в эффективном управлении гневом является распознавание – момент, когда вы начинаете злиться. То есть вам нужно уловить все промежуточные состояния: раздражение, злость и только потом гнев.

Сосредоточимся на злости, потому что гнев попросту не имеет смысла распознавать. Некоторые физические признаки злости включают:

  • сжатые челюсти;
  • боль в животе;
  • дрожь на лице;
  • пот на ладонях;
  • легкое головокружение.

Эмоционально вы можете почувствовать:

  • желание уйти от ситуации;
  • раздражительность или грусть;
  • обиду;
  • подавленность.

Вы также можете заметить, что потираете голову, не можете найти себе места, применяете саркастический тон, хотите пить, повышаете голос. Очень важно развивать осознанность, чтобы вовремя заметить закипающую злость. Порой одного этого достаточно для того, чтобы ее интенсивность пошла на спад.

Как же еще можно научиться распознавать свое эмоциональное состояние? Вот несколько способов.

Расширяйте свой эмоциональный словарь

Слова важны. Если вы испытываете сильные эмоции, подумайте, как это назвать. Но не останавливайтесь: как только вы это определите, попробуйте придумать еще два слова, которые описывают, как вы себя чувствуете, в каком состоянии находитесь. Вы можете быть удивлены широтой своих эмоций, или обнаружением более глубокой эмоции под поверхностью очевидной.

Можете для начала разделить эмоциональные состояния на категории. Они довольно условные, но помогают быстро принять решения:

  • Злость: раздражительность, угрюмость, нетерпение, фрустрация.
  • Печаль: сожаление, пессимизм, желание расплакаться, мрачность.
  • Беспокойство: тревога, осторожность, настороженность, стресс, ощущение тупика.
  • Боль: ощущение предательства, шок, изоляция, мука, синдром жертвы.
  • Счастье: благодарность, доверие, возбужденность, расслабленность, облегчение, уверенность.
Читайте также:  Чувствую ответственность за девушку

Важно также отличать эмоции и состояния. Ключевая разница – в продолжительности. Можно испытывать печаль, а можно пребывать в печальном состоянии. В первом случае эмоция может длиться несколько минут, а во втором – дни и даже недели.

Научитесь понимать интенсивность эмоций

Мы склонны прибегать к ярлыкам-крайностям, таким как «сердитый» или «в стрессе», даже когда наши чувства гораздо менее экстремальные.

Многие психологи твердят одно и то же десятилетиями: измените свои речевые шаблоны – и вы измените состояние. Вот почему важно не только назвать эмоцию, но и выяснить ее интенсивность.

Когда определяете свои эмоции, оценивайте их по шкале от 1 до 10. Насколько они сильны? Что происходит с вашим эмоциональным состоянием, когда вы выбираете другие слова?

Запишите их

Американский психолог Джеймс Пеннебейкер в течение 40 лет проводил исследования, пытаясь выявить связь между записыванием и пониманием эмоций. Исследования показали, что люди, которые регулярно записывают свои переживания и эмоциональные состояния, испытывают заметное улучшение физического и психического благополучия.

Эти эксперименты также показали, что со временем те, кто писал о своих чувствах, развивали понимание того, что они означают (или что они точно не значат, что не менее важно), используя такие фразы, как «Это меня поразило», «Причина в том, что …», «Теперь я понимаю, что …», «Я понял, что …». Процесс письма позволил им получить новую точку зрения на свои эмоции и более четко понять их влияние и последствия.

Вы можете делать записи каждый день, но особенно это полезно во время сложных периодов жизни или серьезных изменений (свадьба, рождение ребенка, увольнение), либо если вы чувствуете эмоциональную суматоху.

  • Установите таймер на 20 минут.
  • Используя ноутбук или блокнот, напишите о своих эмоциональных переживаниях на прошлой неделе, в этом месяце или году.
  • Не беспокойтесь о том, чтобы сделать его идеальным или удобочитаемым: отправляйтесь туда, куда вас ведет мысль.
  • Вам даже не обязательно сохранять этот документ – важно, что вы выплеснули свои мысли и эмоции.

Вы также можете использовать эти три подхода и когда пытаетесь лучше понять эмоциональное состояние другого человека. Об этом мы сейчас и поговорим.

Как распознать эмоциональное состояние другого человека?

Разговоры с другими людьми зачастую эмоциональны. И даже если вы не имеете никаких негативных намерений, собеседник может отреагировать совершенно не соответствующе словам. Почему так происходит? Дело в том, что вы могли неправильно считать его эмоциональное состояние.

К примеру, собеседник чем-то раздражен и не хочет, чтобы к нему приближались, а уж тем более – обращались. В этом случае очень важно научиться считывать эмоциональное состояние партнера, чтобы умело подбирать слова. Искусству чтения людей учит такая дисциплина как профайлинг. Пройдите курс, если хотите развить этот навык.

Возможно, вы хорошо знаете свое эмоциональное состояние, но плохо разбираетесь в чужом (такое случается сплошь и рядом). Это приводит к конфликтам, потому что вы переносите свое состояние на собеседника, считая, что он находится в том же настроении. Вот почему так важно научиться понимать его верно.

Распознавание социальных сигналов эмоционального состояния

Шаг первый: обратите внимание на лицо. Лицо – это та часть тела, которая чаще всего первой проявляет эмоции. Если вы пытаетесь определить, грустит ли человек, расстроен ли он, испытывает ли одиночество или каким-либо иным образом переживает боль, пристально вглядитесь в выражение его лица.

  • В отличие от некоторых социальных сигналов, семь основных выражений лица являются универсальными в разных культурах – радость, удивление, презрение, гнев, отвращение, печаль, страх.
  • Лицевые выражения быстро меняются и могут передавать более чем одну эмоцию за раз. Например, лицо человека может показать как веселье, так и страх, если произошло что-то очень удивительное.

Шаг второй: изучите знаки печали и грусти, злости и раздражения. Именно эти состояния наиболее важны, потому что неправильный подход, неприемлемая фраза могут привести к конфликту. Если человек счастлив и весел, вдохновлен и мотивирован, сложно сказать что-либо не то и поссориться с ним. Но в случае печали, грусти, злости и раздражения этого «добиться» очень легко.

Существуют характерные проявления печали. Внутренние уголки бровей приподняты и могут быть слегка сведены. Внутренние уголки верхних век подтянуты кверху, а нижние веки могут казаться приподнятыми. Уголки губ опущены или же губы могут выглядеть дрожащими. И все же первый признак грусти и печали – слегка сведенные брови.

О злости же мы поговорили в начале статьи. Изучайте, как именно эмоции проявляются на лице и в теле – и вы сможете читать состояние человека намного лучше.

Проявление эмпатии

Совет: научитесь внимательно слушать. Вы наверняка сотни раз слышали данный совет, но, возможно, не использовали его. Постарайтесь унять свои мысли и обратить внимание на то, что говорит собеседник.

Шаг первый: выясните, что вы понимаете, о чем человек говорит. Человеческая лень не знает границ. Нам порой так хочется убедить себя в том, что мы понимаем человека, лишь бы не тратить ментальных усилий на уточняющие вопросы.

Задавайте вопросы и повторяйте ответы своими словами. Не думайте, что это замедляет разговор. Наоборот, вы сможете добиться намного большего, если оба будете понимать, что имеет в виду собеседник.

Особое внимание обратите на то, когда речь заходит об эмоциях. Возможно, понадобится не только слушать собеседника, но и тщательно наблюдать за его мимикой, жестами и языком тела.

Шаг второй: слушайте без осуждения. У нас в голове постоянно крутится голос, который трудно заставить замолчать. Однако сделать это возможно. Нельзя давать ему слова во время монолога собеседника, кроме того – запрещайте ему судить.

Когда мы осуждаем человека, пусть и у себя в голове, это дает мозгу команду: «Я все о нем знаю». Такой подход снижает внимательность, а значит, вы не сможете распознать микровыражения, а также обратить внимание на некоторые важные слова, которые произносит собеседник. Поэтому будьте предельно внимательны.

Источник

Оцените статью