Как описать настроение произведения

Содержание
  1. Каким бывает настроение:
  2. Делаем Карту слов лучше вместе
  3. Ассоциации к слову «настроение&raquo
  4. Синонимы к слову «настроение&raquo
  5. Предложения со словом «настроение&raquo
  6. Цитаты из русской классики со словом «настроение»
  7. Значение слова «настроение&raquo
  8. Афоризмы русских писателей со словом «настроение&raquo
  9. Отправить комментарий
  10. Дополнительно
  11. Значение слова «настроение&raquo
  12. Предложения со словом «настроение&raquo
  13. Синонимы к слову «настроение&raquo
  14. Ассоциации к слову «настроение&raquo
  15. Сочетаемость слова «настроение&raquo
  16. Морфология
  17. Правописание
  18. Карта слов и выражений русского языка
  19. Настроение (литература) — Mood (literature)
  20. СОДЕРЖАНИЕ
  21. Элементы
  22. Отличие от тона
  23. Как описывать чувства
  24. 6 советов, как описывать чувства в произведении
  25. 1. Свяжите с физической реакцией тела
  26. 2. Используйте диалоги (монологи) героев
  27. 3. Используйте подтекст
  28. 4. Задействуйте все органы чувств героя
  29. 5. Примените антропоморфизм
  30. 6. Опишите мимику и жесты
  31. Лирическое настроение. Характеристики и особенности жанра
  32. Характеристики
  33. Манера изложения
  34. Какие направления можно отнести к лирике?
  35. Как писать план анализа стихотворения по литературе
  36. Как составить план стихотворения
  37. Порядок составления плана
  38. 5 класс
  39. 6 класс
  40. 7 класс
  41. Старшие классы
  42. Пример плана и анализа по нему

Каким бывает настроение:

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова транспортник (существительное):

Ассоциации к слову «настроение&raquo

Синонимы к слову «настроение&raquo

Предложения со словом «настроение&raquo

  • Но, когда они спустились к ужину, хорошее настроение сразу исчезло. А страх вернулся.

Цитаты из русской классики со словом «настроение»

  • Беспросветная грусть сменялась в настроении юноши раздражительною нервностью, и вместе с тем возрастала замечательная тонкость его ощущений.

Значение слова «настроение&raquo

НАСТРОЕ́НИЕ , -я, ср. 1. обычно с определением. Душевное состояние. Приподнятое настроение. Унылое настроение. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «настроение&raquo

  • Нужно воспитывать в себе умение находить такой ритм, такой словарь, такое сочетание слов, которые вызвали бы у читателя нужные эмоции, нужное настроение.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «настроение&raquo

НАСТРОЕ́НИЕ , -я, ср. 1. обычно с определением. Душевное состояние. Приподнятое настроение. Унылое настроение.

Предложения со словом «настроение&raquo

Но, когда они спустились к ужину, хорошее настроение сразу исчезло. А страх вернулся.

Вслед за вечно плохим настроением наступило плохое самочувствие.

В норме ускорение речи может отражать хорошее приподнятое настроение.

Синонимы к слову «настроение&raquo

Ассоциации к слову «настроение&raquo

Сочетаемость слова «настроение&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Настроение (литература) — Mood (literature)

В литературе , настроение атмосфера повествования. Настроение создается посредством установки (место и окружение, в котором происходит повествование ), отношения (рассказчика и персонажей повествования) и описаний . Хотя атмосфера и сеттинг связаны, их можно до некоторой степени рассматривать по отдельности. Атмосфера — это аура настроения, которая окружает историю. Для художественной литературы это то же самое, что чувственный уровень поэзии или мизансцены для кино . Настроение устанавливается для того, чтобы эмоционально и психологически повлиять на читателя и дать чувство повествования.

СОДЕРЖАНИЕ

Элементы

Настроение обычно создается несколькими разными вещами. Сеттинг, который обеспечивает физическое расположение истории, используется для создания фона, на котором происходит история. Различные настройки могут по-разному влиять на настроение рассказа и обычно каким-то образом поддерживают или противоречат другому содержанию рассказа. Например, пустыня может быть местом действия ковбойской истории и может вызывать среди других возможных ассоциаций настроение одиночества, отчаяния и борьбы. Отношение рассказчика — еще один элемент, который помогает создать настроение. Поскольку читатель зависит от точки зрения рассказчика на историю, он видит историю через свои линзы, чувствуя, как рассказчик чувствует, что происходит или что описывается. В настрой рассказчика заложены чувства и эмоции, из которых он состоит. Аналогичным элементом создания настроения является дикция , то есть выбор и стиль слов, которые использует писатель. Дикция передает чувственность, а также отображает содержание рассказа в определенных цветах, тем самым влияя на то, как читатель думает о нем.

Отличие от тона

Тон и настроение разные. Тон литературного произведения — это отношение говорящего или рассказчика к предмету, а не то, что читатель чувствует, как настроение. Настроение — это общее чувство или атмосфера, которую произведение создает в читателе. Настроение наиболее эффективно создается за счет использования настройки, темы, голоса и тона. Тон может указывать на настроение рассказчика, но общее настроение исходит от всей письменной работы, даже в повествованиях от первого лица . Влияние литературного произведения на читателя субъективно и порождает разные ассоциации, в то время как текст, сделанный автором, представляется читателю как предмет объективный. Настроение подсказано элементами, используемыми автором, но зависит от субъективной реакции читателя.

Источник

Как описывать чувства

6 советов, как описывать чувства в произведении

Чтобы произведение оказалось живым, автору нужно показать чувства своих героев наиболее реалистично. То есть подметить штрихи, которые заставят читателя поверить и понять. Конечно, мало просто сказать «Андрей обрадовался» или «Ивану стало грустно». Точнее, такой способ описания — признак дурного тона. Как же тогда добиться яркости картинки?

Читайте также:  Может ли кошка погибнуть от сильного стресса

1. Свяжите с физической реакцией тела

Если человек испытывает эмоции, это проявляется в его непроизвольных движениях, в выражении или цвете лица. Например, он краснеет, бледнеет, размахивает руками, трясется и т.д. Или может приоткрываться рот, выступать пот. Упоминайте такие детали.

Тут еще важно помнить, в чьи уста вы вкладываете описание. Это могут быть слова автора, самого героя или окружающих. В данном случае чаще используем первый способ — когда прозаик выступает в роли стороннего наблюдателя. Если же человек говорит о себе сам, он не может видеть себя со стороны, например заметить, что покраснел.

Глаза Алена расширились от увиденного, он не успел подумать, не успел осмыслить. Невидимые шоры* опустились ему на глаза, сужая мир до чудовища, стоявшего напротив. Оно смотрело так же, как человек: широко и открыто. Чудовище стояло, тяжело дыша, брызгая слюной. Его кривые длинные пальцы сжались в кулак, медленно, еле сдерживая напряжение, разрывавшее каждую мышцу, оно двинулось на Алена.

2. Используйте диалоги (монологи) героев

Диалог лучше сухой констатации факта, он позволяет погрузить читателя в события.

Для примера: «Она заметила, что он не очень общителен, и поэтому нахмурилась» . Это слишком топорно, грубо, прямолинейно. Вместо этого можно показать в диалоге, насколько односложны ответы героя при вопросах, требующих развернутого ответа, а затем уже литературно описать реакцию героини.

Или еще. Не очень: «Он улыбнулся, увидев ее влюбленный взгляд» . Лучше вложить в уста персонажа фразу типа: «Когда ты так смотришь на меня, я готов выбросить на мусорник всё своё состояние». Как вариант, можно описать мысли героя. Это уже внутренний монолог, но его смысл в данном контексте такой же.

3. Используйте подтекст

Снова повторю: читателю следует позволить дорисовать картинку, то есть автору следует помнить о гештальте. Предположим, нужно показать героя, умеющего контролировать эмоции, при этом добиваясь своего. Вы напишете, что « в глазах промелькнул лукавый огонек, однако лицо осталось каменным» . Это уже неплохо, но можно усилить картинку и сделать живее при помощи подтекста. Можно добавить и диалог, но вдруг вы чувствуете, будто чего-то не хватает?

Помню, в одном произведении вычитал о том, как один директор избавлялся от навязчивых посетителей. Сначала описано, что зазвонил телефон и тот с сожалением сказал, что вынужден попрощаться. Но затем автор раскрывает, что под столом у него была кнопка, которую можно незаметно нажать коленкой. Так звонок «включался» по желанию остроумного персонажа. Подобным образом писатель подчеркнул особенности характера персонажа, применяя подтекст. Не только характер, но и хладнокровное раздражение. То есть для нашей ситуации принцип в том, чтобы нарисовать целенаправленные действия, которые тонко обнажают чувства, стоящие за ними, но прямо не называются.

4. Задействуйте все органы чувств героя

Говоря о чувствах, мы иногда подразумеваем эмоции: страх, удивление, отчаяние. Но попробуйте связывать их с реальными органами чувств: зрением, слухом, обонянием. Штрихи можно комбинировать, чтобы сгустить краски, когда это необходимо.

Неудачно: «Маргарита услышала, как кто-то идет за ней нескольких метров, поэтому ускорила шаг» . Литературно вкуснее: «Маргарита шла, не торопясь, однако в какой-то момент спиной ощутила чье-то беспокойное дыхание. С каждым шагом она всё отчётливее слышала звон ключей в чужом кармане, а незнакомый запах туалетной воды усиливал отвращение, подобное тому, которое мы испытываем при виде улыбки торговца, желающего что-то продать» .

5. Примените антропоморфизм

Для усиления эффекта от описания чувств часто природу приходится наделить человеческими свойствами и особенностями. Это и называется антропоморфизм. Самый банальный и простой пример: в грустной романтической песне говорится о том, что небо плачет. Конечно, прием должен использоваться в меру и звучать более оригинально. Например, кто-то из персонажей узнал то, что навсегда изменит его жизнь. Что ни скажешь о чувствах прямо, звучит пошло. Вот тогда и включаем антропоморфизм и природно-чувственный параллелизм: « В этот момент ветер стал остервенело срывать шапки с деревьев, а солнце начало кутаться в тучи, словно в одеяло» .

6. Опишите мимику и жесты

Это немного не то, о чем говорилось в первом пункте. Сейчас речь не о непроизвольной физиологической реакции, а о том, как человек выражает свое отношение к событию или словам. Тело его продолжает «говорить» в течение какого-то времени. И это длится тем дольше, чем глубже ощущения человека, чем больше погружение в чувство.

Здесь особенно важно работать тонко, словно рисуете картинку с натуры. Следует реалистично описать, как ведут себя руки, ноги, глаза, брови или рот участника событий. Возможно, потребуется присмотреться внимательнее, когда нечто подобное будет происходить на ваших глазах.

Источник

Лирическое настроение. Характеристики и особенности жанра

Лирика. Как часто мы слышим это слово, ассоциирующееся у нас с любовными переживаниями! Лирика – это и тихая печаль, освещенная прекрасным чувством, и сладкая боль в предвкушении чего-то неведомого! Само название «лирическая поэзия» происходит от греческого λυρικός, то есть «чувственный и звучащий под аккомпанемент лиры».

Характеристики

Лирика является одним из литературных жанров, который передает личные переживания и настроения самого автора. В русских толковых словарях можно найти следующие описания лиризма. Это:

  1. Утонченность души как эмоционального истока, а также мягкость и чуткость переживаний (по Ожегову).
  2. Сердечность и поэтический настрой, цель которого – взволновать душу (по Ефремовой).
  3. Лирическое настроение – есть поэзия, отражающая субъективные переживания и чувства своего создателя (по Крысину).
Читайте также:  Андреева эмоциональный интеллект как феномен современной психологии

Манера изложения

В лирических произведениях суть построения характера главного героя основывается на эмоциях и чувствах. То есть, если фундамент драматической истории основан на непростых взаимоотношениях с окружающими в течение жизненного пути, то роль главного персонажа становится образом-переживанием. Причем его эмоции при этом выходят за рамки личности самого писателя и приобретают социальное значение, не теряя при этом автобиографичности.

Лирическое настроение по праву является важным в эстетическом плане переживанием, которое приходит из глубины души автора, который дает каждому из нас возможность увидеть отражение собственных чувств в его творениях. Даже если поэт не испытал описанных чувств в действительности, на чувственность восприятия это никоим образом не влияет, так как переживания вполне реальны.

Принято смотреть на лирику как на увлеченность автора собственным внутренним миром, поэтому зачастую эту манеру изложения называют «творческой исповедью» или «самораскрытием». И это вполне подходящие термины.

Какие направления можно отнести к лирике?

Так как этот жанр основывается на умении чтеца (певца) передавать описанные эмоции посредством голоса, произнесение каждого слова должно подтверждаться интонацией, многозначительной паузой и рифмой. К лирике можно отнести такие направления, как:

На протяжении всего произведения мы можем отследить, как меняется настроение лирического героя в ходе повествования. От эпических творений такие отличает то, что пишутся они всегда в настоящем времени, поэтому бесполезно задаваться вопросом: «Чем все закончилось?». Лирическое стихотворение – есть мгновение из жизни человека, происходящее здесь и сейчас, и, читая, мы невольно представляем себя на месте главного героя, с головой погружаясь в океан чужих чувств.

Источник

Как писать план анализа стихотворения по литературе

Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.

Как составить план стихотворения

План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:

  1. Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
  2. Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
  3. С какой интонацией построен стих.
  4. Определить композицию стиха.
  5. Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
  6. Найти ритмику, ритмическое движение.
  7. Определить звуковой рисунок.

Порядок составления плана

В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.

5 класс

Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):

  1. Название, автор.
  2. Эмоциональное восприятие текста.
  3. Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
  4. Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
  5. Определение темы стихотворения, его основной мысли.
  6. Образ лирического героя.
  7. Отношение к прочитанному.

6 класс

В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор).
  4. Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Собственное отношение к прочитанному.

7 класс

Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
  4. Какие мысли и чувства возникают при чтении.
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
  9. Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
  10. Собственное отношение к прочитанному.

Старшие классы

В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):

  1. Название, автор.
  2. История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
  3. Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
  4. Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
  5. Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
  6. Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
  7. Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
  8. Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
  9. Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
  10. Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
  11. Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
  12. Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
  13. Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
  14. Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).
Читайте также:  Уровень эмоционального развития ребенка

Пример плана и анализа по нему

Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
  10. Мое восприятие стихотворения.
Проанализируем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Анчар». Поэт написал его в 1828 году, через 2 года после возвращения из ссылки. Историки указывают, что замысел для написания «Анчара» родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». В этом произведении автор приводит печальные размышления о природе власти в виде завуалированных аллегорий.

Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом.

Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету.

Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, — зло во много раз большее, чем ядовитое дерево. Владыка знал, что погибнет раб, и жаждал использовать добытый яд, чтобы нести смерть дальше. Однако повинна не одна власть. Рабы виноваты не меньше: тирания процветает благодаря своим рабам. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом.

Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно.

Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

Автор использовал такие художественные средства, как:

  • инверсии — «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный»;
  • метафоры — «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек»;
  • эпитеты — «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения — «Анчар, как грозный часовой».

В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Источник

Оцените статью