Как описать настроение поэта

Лирическое настроение. Характеристики и особенности жанра

Лирика. Как часто мы слышим это слово, ассоциирующееся у нас с любовными переживаниями! Лирика – это и тихая печаль, освещенная прекрасным чувством, и сладкая боль в предвкушении чего-то неведомого! Само название «лирическая поэзия» происходит от греческого λυρικός, то есть «чувственный и звучащий под аккомпанемент лиры».

Характеристики

Лирика является одним из литературных жанров, который передает личные переживания и настроения самого автора. В русских толковых словарях можно найти следующие описания лиризма. Это:

  1. Утонченность души как эмоционального истока, а также мягкость и чуткость переживаний (по Ожегову).
  2. Сердечность и поэтический настрой, цель которого – взволновать душу (по Ефремовой).
  3. Лирическое настроение – есть поэзия, отражающая субъективные переживания и чувства своего создателя (по Крысину).

Манера изложения

В лирических произведениях суть построения характера главного героя основывается на эмоциях и чувствах. То есть, если фундамент драматической истории основан на непростых взаимоотношениях с окружающими в течение жизненного пути, то роль главного персонажа становится образом-переживанием. Причем его эмоции при этом выходят за рамки личности самого писателя и приобретают социальное значение, не теряя при этом автобиографичности.

Лирическое настроение по праву является важным в эстетическом плане переживанием, которое приходит из глубины души автора, который дает каждому из нас возможность увидеть отражение собственных чувств в его творениях. Даже если поэт не испытал описанных чувств в действительности, на чувственность восприятия это никоим образом не влияет, так как переживания вполне реальны.

Принято смотреть на лирику как на увлеченность автора собственным внутренним миром, поэтому зачастую эту манеру изложения называют «творческой исповедью» или «самораскрытием». И это вполне подходящие термины.

Какие направления можно отнести к лирике?

Так как этот жанр основывается на умении чтеца (певца) передавать описанные эмоции посредством голоса, произнесение каждого слова должно подтверждаться интонацией, многозначительной паузой и рифмой. К лирике можно отнести такие направления, как:

На протяжении всего произведения мы можем отследить, как меняется настроение лирического героя в ходе повествования. От эпических творений такие отличает то, что пишутся они всегда в настоящем времени, поэтому бесполезно задаваться вопросом: «Чем все закончилось?». Лирическое стихотворение – есть мгновение из жизни человека, происходящее здесь и сейчас, и, читая, мы невольно представляем себя на месте главного героя, с головой погружаясь в океан чужих чувств.

Источник

Лирическое настроение. Характеристики и специфические особенности жанра

Лирика. Как часто мы слышим это слово, ассоциирующееся у нас с любовными переживаниями! Лирика – это и тихая печаль, освещенная прекрасным чувством, и сладкая боль в предвкушении чего-то неведомого! Само название «лирическая поэзия» происходит от греческого λυρικός, то есть «чувственный и звучащий под аккомпанемент лиры».

Характеристики

Лирика является одним из литературных жанров, который передает личные переживания и настроения самого автора. В русских толковых словарях можно найти следующие описания лиризма. Это:

  1. Утонченность души как эмоционального истока, а также мягкость и чуткость переживаний (по Ожегову).
  2. Сердечность и поэтический настрой, цель которого – взволновать душу (по Ефремовой).
  3. Лирическое настроение – есть поэзия, отражающая субъективные переживания и чувства своего создателя (по Крысину).

Манера изложения

В лирических произведениях суть построения характера главного героя основывается на эмоциях и чувствах. То есть, если фундамент драматической истории основан на непростых взаимоотношениях с окружающими в течение жизненного пути, то роль главного персонажа становится образом-переживанием. Причем его эмоции при этом выходят за рамки личности самого писателя и приобретают социальное значение, не теряя при этом автобиографичности.

Лирическое настроение по праву является важным в эстетическом плане переживанием, которое приходит из глубины души автора, который дает каждому из нас возможность увидеть отражение собственных чувств в его творениях. Даже если поэт не испытал описанных чувств в действительности, на чувственность восприятия это никоим образом не влияет, так как переживания вполне реальны.

Принято смотреть на лирику как на увлеченность автора собственным внутренним миром, поэтому зачастую эту манеру изложения называют «творческой исповедью» или «самораскрытием». И это вполне подходящие термины.

Какие направления можно отнести к лирике?

Так как этот жанр основывается на умении чтеца (певца) передавать описанные эмоции посредством голоса, произнесение каждого слова должно подтверждаться интонацией, многозначительной паузой и рифмой. К лирике можно отнести такие направления, как:

На протяжении всего произведения мы можем отследить, как меняется настроение лирического героя в ходе повествования. От эпических творений такие отличает то, что пишутся они всегда в настоящем времени, поэтому бесполезно задаваться вопросом: «Чем все закончилось?». Лирическое стихотворение – есть мгновение из жизни человека, происходящее здесь и сейчас, и, читая, мы невольно представляем себя на месте главного героя, с головой погружаясь в океан чужих чувств.

Читайте также:  Как лишить себя чувства страха

Источник

Стихотворения (О чем стихотворение?)

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Примерные речевые конструкции

Автор и название стихотворения

Тема стихотворения (О чем стихотворение?)

В стихотворении …описывается…

…перед читателем возникает образ…

…переданы размышления (чувства, переживания и т.п.)

В стихотворении… царит … настроение…

Настроение этого стихотворения…

Настроение меняется на протяжении стихотворения…

Как выражается настроение?

А) композиция (как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?

Б) Какие картины вам представляются?

В) Какие приемы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение и др.

Г) Как звучит стихотворение?

(Ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы, звукопись)

Стихотворение можно разделить на …части…

Композиционно стихотворение делится на …части, потому что…

Для создания настроения автор использует…

С помощью… поэт дает нам возможность увидеть…

Звучание стихотворения создает …ритм…

Короткие (длинные) строки подчеркивают…

В стихотворении мы словно слышим звуки…

Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать…

Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя? (Идея стихотворения)

В стихотворении автор выражает мысль о …

Основная мысль стихотворения …

Личные впечатления от стихотворения.

Читая стихотворение, я восхищался…

… остаются в памяти…

Урок литературы в 5 классе

«В поэтической мастерской

(обучение анализу стихотворения «Есть в осени первоначальной…»).

Учитель Савинова С.М.,

учитель II кв. кат.

Тема урока: «В поэтической мастерской Ф.И. Тютчева». (Обучение анализу стихотворения «Есть в осени первоначальной…»)

— познакомить учащихся с историей создания стихотворения «Есть в осени первоначальной», дать представление об анализе стихотворения как виде устного и письменного высказывания;

— развивать память, речь, эмоции, воображение учащихся;

-воспитывать интерес к предмету в ходе освоения темы; личность учащегося, развивающего разные виды своей компетентности (языковой и лингвистической).

Оборудование: интерактивная доска, проектор, портрет писателя Ф.И. Тютчева и его дочери, опорные слова (речевые клише), раздаточный материал (таблица и схема)

Вводно-мотивационный этап (цели, задачи, план урока)

Объяснение новой темы

а) чтение стихотворения;

б) работа по плану над анализом стихотворения;

4. Сам. Работа (создание устного высказывания)

6. Подведение итогов урока.

Мы продолжаем знакомство с поэтом Ф.И. Тютчевым и его творчеством. На прошлых уроках мы познакомились с биографией поэта, работали над выразительным чтением и ИВС, читали его стихи о природе, слушали романсы.

Цели и задачи урока.

Сегодня заглянем в поэтическую мастерскую Тютчева. Здесь мы найдем прямое выражение чувств и переживаний автора, увидим многозначный поэтический образ осени в стихотворении «Есть в осени первоначальной…».

Вы попробуете себя в словесном рисовании, умении выделять в тексте стихотворения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения.

Познакомитесь с приемами целостного анализа текста лирического произведения, продолжите развивать свой эстетический вкус.

А итогом работы на уроке станет создание устного текста для письменного анализа стихотворения «Есть в осени первоначальной».

1) Но сначала поэтическая разминка: Работаем в парах. Задание: составьте синквейн к слову ОСЕНЬ

Очаровывает, дышит, исчезает

Прекрасная, но грустная пора

Проверим (дети читают свои работы)

Вы знаете, что Фёдор Иванович Тютчев почти двадцать лет провёл за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в своё родное село Овстуг. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы. Предлагаю окунуться в одну из таких поездок. (Презентация)

2) История создания стихотворения «Есть в осени первоначальной…» (Сценка)

22 августа 1857 года… Лето уходило…

Коляска мягко, неспешно катилась уж третий день. Лето. Дышится легко, думается, и думы тихие, светлые, как эти предосенние солнечные дни… Милый, родной Овстуг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей, остался позади. Скоро и Москва. А вокруг поля, поля, золотые и коричневые. А над ними – огромное, неоглядно бездонное голубое небо. И всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо. Поэт, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница — дочь Мария – чуть улыбается, она ни о чем не спрашивала: она догадывалась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать.

— Да, получилось, — наконец, довольный, сказал отец. – Хочешь послушать?

Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Отец передал Марии листок бумаги и сказал:

— Вот ещё запиши, сейчас пришло в голову:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле.

Но далеко еще до первых зимних бурь –

Читайте также:  Чувство гармонии 4 буквы

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем, воздуха! Мария была счастлива. Этот день, это поэтическое путешествие она запомнила надолго.

Теперь мы знаем историю создания стихотворения «Есть в осени первоначальной. ».

Давайте прочитаем стихотворение.

3) Анализ стихотворения

Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов.

? — Какими красками вы передали настроение стихотворения?

(Настроение стихотворения можно передать светлыми, яркими красками: оттенками синего, желтого. Только настроение второй и начало третьей строфы – более темными цветами. )

? – Каким настроением пронизано стихотворение? Какие слова помогают понять настроение?

(Настроение стих. грустное, немного печальное — короткая, ; пусто все; пустеет воздух, птиц не слышно боле ; спокойное и торжественное – день стоит как бы хрустальный, лучезарны вечера, бодрый серп гулял, чистая и теплая лазурь .)

? Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

Восхищение красотой природы — одно из отличающих черт поэзии Тютчева. Поэт изображает природу как живое существо, которое постоянно изменяется. Тютчев показывает, насколько тесно связана природа с жизнью человека.

Осень всегда вызывала у Тютчева обостренное чувство торопящегося бега времени, увядания собственной жизни. Тютчев пишет стихотворение, когда ему 54 года, большая часть жизни уже позади.)

В лирическом произведении и композиция, и ритмика, и изобразительно-выразительные средства – все способствует выражению настроения.

Рассмотрим, как выражается настроение в этом стихотворении.

Читая стихотворение, мы рисуем в своем воображении ряд картин. Попробуйте представить себе эти картины. Ответим на вопросы:

? – О чем стихотворение?

В данном стихотворении поэт говорит о начале осени.

На сколько строф делится стихотворение, о чем они?

Читаем первую строфу

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

(Комментарий учеников с помощью речевых конструкций: — читая строки, я представляю…; — строки рисуют…; — мне видится…)
Это удивительно красивая пора. Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Природа готовится ко сну и напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Особую радость доставляет погода — мягкая, поражающая своим волшебным спокойствием:
В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он видит.

Рассмотрим второе четверостишие

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде

Чувствуем не только радость; человеческую душу тревожат тягостные мысли. Осень всегда напоминает о скором наступлении холодов. Поэтому в окружающем мире появляются некие изменения, заставляющие особенно остро переживать последние дни тепла.
Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно всматривается в паутину на стерне (на сжатом поле) (“на праздной борозде”).

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.

В третьей строфе Тютчев говорит о том, что впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет думать о них и наслаждается теплом. наступлением зимних вьюг, порадоваться красоте окружающего мира. Тем более что привычные работы закончены, и можно погрузиться в созерцание красот природы.

Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру.

? Как же, с помощью каких средств переданы в стихотворении чувства автора?

? Сегодня наше внимание будет сосредоточено на ИВС. Проведем наблюдения над текстом и оформим их в схеме. (раздаточный материал)

«первоначальная» (осень) «дивная» (пора) «праздная» (борозда)

«лучезарны» (вечера) «чистая и теплая» (лазурь)

«хрустальный» (день)

(ассоциации)

«паутины тонкий волос»

«льется чистая и теплая лазурь»

— ?Какие ИВС вам известны? (Играем в снежный ком: Эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, антитеза, гипербола, оксюморон, аллегория.)

— ?О каком ИВС скажем в первую очередь? (Об эпитете)

Смена динамических поз. Дадим определение

(Эпитет – образное худ. определение, помогающее ярче представить особенности изображаемого предмета или явления.)

Физпауза Поиграем : Посмотрим, насколько хорошо вы выучили стихотворение. Произнесем прилагательные в той последовательности, в которой их использовал Тютчев. (первоначальной, короткая, дивная, хрустальный, лучезарны, бодрый, тонкой, праздной, зимних, чистая, теплая)

Все ли прилагательные можно считать эпитетами? Почему?

Эпитеты, в отличие от обычных определений, всегда отражают индивидуальные представления писателей и поэтов о мире. Не спеша, запишем в таблицу эпитеты, другие средства, проведем работу над словом.

Первый эпитет. «Первоначальная» осень

Как вы понимаете?

Это уже не лето. Но в то же время «… далеко ещё до первых зимних бурь». Это своего рода передышка, затишье перед бурей. Прозрачность, пустота и простор.

— ?Как же поэту удаётся передать это?

Есть в стихотворении замечательный эпитет, найдем его — «хрустальный» (день). Как много он может сказать вдумчивому читателю. Обратимся к ассоциациям.

Читайте также:  Как быстро избавиться от чувства рвоты

— ? Хрустальный, значит какой? — хрупкий, прозрачный, красивый.

— ? Попробуем пояснить каждое из этих определений.

— ?Что хрупко, непрочно в стихотворении?

«дивная пора» очень коротка, непрочна: подуют холодные ветры, и хрустальный день разобьётся.

-? Что еще непрочно, отыщите в строках .

Поэт сравнивает и паутину с тонким волосом, который может порваться, исчезнуть так же, как хрустальный день исчез с первыми бурями. Вспомним, как называется худ. средство, когда один предмет сравнивается с другим на основе сходства.

«Прозрачный»: Попробуем найти слова, передающие простор, прозрачность пейзажа:

«теперь уж пусто всё — простор везде. Пустеет воздух». Поле убрано, отдыхает, и лишь «паутины тонкий волос блестит на праздной борозде». И опять видим эпитет праздная борозда, а над ней паутины тонкий волос.

Проверка дом. задания Дома составляли словарную статью к слову

ПРАЗДНЫЙ 1. Ничем не занятый, без дела, без полезных занятий.

Праздная жизнь. 2. Перен. Бесцельный, пустой. П. любопытство.

В каком значении прил. праздный определяет сущ. борозда?

Мы еще раз убедились, что эпитет – это слово в перен. значении.

«Красивый». Золотая пора — время удивительно красивое. В нём много света, не такого, как летом, иссушающего, ослепительного, а мягкого, спокойного. День как хрусталь светится на солнце.

— ?Что помогает передать свет?

Эпитет «лучезарны» вечера.

Дома выясняли значение слова. Что оно означает?

Оно означает «сверкающий, пронизанный светом». «Паутины тонкий волос блестит» — тоже свет, блеск.

— ?Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчёркивает и другое слово. Какое?

«Лазурь». Заглянем в свой словарик. Лазурный — нежно- голубой. Летом воздух насыщенно — голубой, горячий. Зимой тоже ярко — голубой, обжигающий. А сейчас, в начале осени, воздух — чистая и тёплая лазурь, именно такой, какой нужен для отдыха. Что видится поэту в слове «лазурь»? (Небо)

Мы посмотрели на картину, нарисованную поэтом.

— ?А что можно услышать в этом стихотворении?

Тишину. Это очень важно — уметь слышать тишину, чтобы противопоставить шумное лето спокойной и тихой осени. Раньше «бодрый серп гулял», а сейчас «паутина висит на праздной борозде».

Поэт очень тонко подчёркивает, что тишина сейчас, осенью — это тишина после работы. Это сейчас поле отдыхающее, а борозда «праздная». А недавно здесь «серп гулял и падал колос». С помощью каких средств Тютчеву удается передать тишину в осенней природе? (Антитезы и олицетворения)

(Для того чтобы определить неторопливость этих прекрасных дней, поэт использует не только лексические средства, но и фонетические и синтаксические. На следующем уроке мы продолжим работу над словом и закончим заполнение таблицы.

Всё стихотворение состоит из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недосказанности, какой-то медлительности. Фразы в строке длинные, это делает чтение стихотворения неспешным, помогает передать спокойствие, несуетливость в природе.

Каждое слово имеет глубокий смысл. Тютчев не изображает каких-то неземных, удивительных красот, он изображает только то, что видел, и не однажды, всякий человек. Но в каждом его слове звучит его нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны любому из нас.)

А сейчас обобщим наблюдения, составим связное высказывание по плану. Речевые опоры помогут оформить ваши размышления. (Сам работа по таблице Проверка)

Завершая урок, хочется вам сказать, что такой вид работы, как анализ текста стихотворения, очень сложен и нельзя его подвести под план, те речевые конструкции, с которыми вы начали работу. Дома вспомните о личности поэта Тютчева, о том, что он – восторженный певец природы, человек, чуткий, впечатлительный, любящий Россию и поэзию. Почувствуйте, как билось сердце Тютчева, когда он рождал стихи.

Заполнить правую часть таблицы.

* Создать черновой вариант «Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Фонетический уровень (ритм, рифма, длина строк)

Лексический уровень (изобразительно-выразительные средства)

Ритм – музыкальный, почти песенный.

В 1 и 2 строфах – рифма перекр., а в 3 – кольцевая.

Разный способ рифмовки передает состояние задумчивости.

Где бодрый серп гулял и падал колос, — 11сл.

Теперь уж пусто всё — простор везде, — 10 сл .

Лишь паутины тонкий волос — 9сл.

Блестит на праздной борозде . – 8сл.

Длинные строки рифмуются с короткими (10 сл. и 8 сл.; 11 сл. и 9 сл.). Это создает впечатление того, что человек устал и желает отдохнуть.

Для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев использует

«в осени первоначальной »,

«на праздной борозде»,

« чистая и тёплая лазурь»,

— Э. рисуют образ осенней природы.

Поэт сравнивает паутину с волосом:

“ лишь паутины тонкий волос”;

голубое небо он называет “лазурью” и говорит, что небо льётся « льётся чистая и тёплая лазурь»

— М. усиливают красоту родной природы. Мы вслед за поэтом представляем поле как большого и сильного отдыхающего человека.

Олицетворение «серп гулял» напоминает нам, что природа у поэта живое, одухотворенное существо.

Источник

Оцените статью