- Как описать настроение лирического героя
- Лирическое настроение. Характеристики и особенности жанра
- Характеристики
- Манера изложения
- Какие направления можно отнести к лирике?
- Лирическое настроение. Характеристики и специфические особенности жанра
- Характеристики
- Манера изложения
- Какие направления можно отнести к лирике?
- 15. Как настроения лирического героя соотносятся с романтическим пейзажем? 16. В чём сходство и отличие пейзажной лирики А. С. Пушкина от стихотворений других поэтов, посвящённых теме природы? (ЕГЭ по литературе)
Как описать настроение лирического героя
повторить термины «лирика», «изобразительно-выразительные средства»,
понять «Что описывают поэты?», «Чем рисуют поэтические образы?», «Зачем, созерцая мир природы, прописывают его в лирических текстах?»
Не привыкайте к чудесам —
Дивитесь ими, дивитесь !
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам!
Прикладывайтесь к родникам-
Ничто не повториться!
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье,
Всё будет так и всё не так
Через одно мгновенье!
Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Тема урока необычная:
Урок развития речи «Лирика. Что? Чем? Зачем?»
Вы уже прочитали наши цели?
Значит, вам уже известно, что мы должны ответить на ряд вопросов?
Повторение ранее изученного
Ответьте на вопросы самостоятельно, только потом проверьте себя по подсказкам.
— Что такое лирика как род литературы?
Лирика – род художественной словесности, основным признаком которого считается изображение духовной жизни человека, мира его идей, чувств, отраженных в душевном состоянии, субъективном переживании какого-то определенного момента.
— Кого мы называем лирическим героем?
Лирический герой – часто сам автор (Я, Мы и все формы, указывающие на первое лицо); рассказчик (позиция автора).
— Что означает выражение «настроение лирического героя»?
Настроение лирического героя – чувства, переживаемые лирическим героем (воспевающее, восторженное, грустная радость, любование, насмешливое, нетерпеливое ожидание, печальное, прославляющее, радостная грусть, светлое, торжественное, тревожное…(см. словарь настроений) по поводу…)
— Через что лирический герой передаёт свои чувства и настроение?
Через изобразительно-выразительные средства
Изучение нового материала.
Давайте вспомним известные нам изобразительно-выразительные средства .
Что для этого мы должны сделать?
(назвать термины и дать определения)
Олицетворение – троп, состоящий в перенесении человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Например: О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?
Эпитет — художественное, образное определение, вид тропа. Например: веселый ветер,
мертвая тишина, черная тоска.
Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Например: крыло самолета (ср.: крыло птицы, т.е. крыло самолёта похоже на крыло птицы).
Сравнения – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Например: Грачи мелькали как сеть.
Применим полученные знания на практике.
Найдите указанные изобразительно-выразительные средства в стихотворных строчках.
Какова цель этого задания?
1.Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
2.Побледневшие звезды дрожали,
Трепетала листва тополей. В. Брюсов
3.Играет ветер тучею косматой,
Ложится якорь на морское дно.
4.Ольха цветет, надеется, зовет,
Еще не зная страшного подвоха.
5.Губы веющего ветра
Ищут, что поцеловать. В. Брюсов
6.По мокрым скверам проходит осень,
Лицо нахмуря!
7.Там, где, словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн. В. Брюсов
8.А неба свод, глубоко-синий, —
Как купол, увенчавший храм!
9. Намокшая воробушком
10.И с каждой буквой из моей строки
Крапивой лезет жгучая досада. К. Спицына
11.Ползут года улиткой склизкой,
Знать, умереть придется здесь. В. Солоухин
12. И звенят-звенят, звенят-звенят запястья… (М.Цветаева).
13. Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке …
Анафора (одинаковое начало строк)
Обратимся к тексту
« Подснежник» Екатерины Серовой. Как вы думаете, чем мы будем заниматься?
Найдите изобразительно-выразительные средства, докажите свою точку зрения. Прокомментируйте выбранные поэтом конструкции предложений.
Подсказка: Изобразительно-выразительные средства выделены цветом, каждый своим.
Работу проведите в тетради, результат сфотографируйте и отправьте учителю на проверку.
1в. Выглянул подснежник в полутьме лесной
Маленький разведчик , посланный весной.
2в. Пусть еще над лесом властвуют снега ,
Пусть лежат под снегом сонные луга,
3в. Пусть на спящей речке неподвижен лед –
Раз пришел разведчик и весна придет .
Где потребуются полученные знания?
Умение определять изобразительно-выразительные средства, настроение лирического героя потребуются при анализе лирического произведения.
При этом «продвинутые» ученики пользуются планом анализа.
(Сохраните его у себя!)
План анализа лирического текста.
Вспомните, о чём надо сказать, чтобы получился рассказ о стихотворении?
1.Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?
3.Как выражается настроение в стихотворении?
4. Как оно построено?
5.Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы).
6. Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы; употребление слов одной семантической группы, определённой части речи; использование предложений определённой конструкции.)
7.Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?
8.Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?
9.Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.
10.Личное впечатление от стихотворения.
При анализе стихотворения удобно пользоваться клише (заготовками).
В стихотворении: (автор, название) говорится о……
Стихотворение пронизано ….. (каким?)настроением. Настроение меняется (как?) на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на части, так как ……… Звучание стихотворения создаёт ритм, ассоциации с …..(чем?)
- стихотворении мы словно слышим звуки (какие?. Через что?) Поэт хочет запечатлеть(нарисовать) словами (что?)…. Для создания настроения автор (поэт) использует (какие ИС?) С помощью звукописи поэт даёт нам возможность увидеть (услышать)…..
Используя …. поэт создаёт образ :….. Лирический герой этого стихотворения представляется мне …… ,ассоциируется с ….
Особенно меня привлекает в стихотворении ……..
Как выглядит анализ стихотворения в готовом виде?
Стихотворение Екатерины Серовой «Подснежник» — весенняя пейзажная зарисовка. В самом названии текста заявлен образ «Подснежника». Автор текста использует сравнения первого весеннего цветка «с разведчиком». Ещё более ярко подчёркивает особенную функцию быть «гонцом весны». Глагол «выглянул» создаёт шаловливо — весёлое настроение, вместе с тем прилагательное «маленький» подчёркивает упорство цветка пробиться сквозь «полутьму лесную». Несмотря на то, что олицетворение «властвуют снега», говорит нам о нежелании зимы уступать весне дорогу.
Настроение меняется, усиливается утвердительный тон повествования «Раз пришёл разведчик, и весна придёт».
Поэтесса Е.Серова использует множественные олицетворения природной картины: прорисованы образы подснежника, весны, снега, луга, речки; метафоры: выглянул подснежник, разведчик, посланный весной.
Звукопись(аллитерация) помогает услышать бурление ручейков, треск льда на речке [гл-л-дснж-к-р-зв-дч-с-с-ш].
Лирический герой этого стихотворения представляется мне обрадованно удивлённым появлению «разведчика весны». Он рад, воодушевлён и уверен (анафора «пусть» троекратное повторение утвердительно ), что весна наступит в срок.
Особенно меня привлекает образ подснежника-разведчика.
Подведём итоги урока.
Итак, тема нашего урока «Лирика. Что? Чем? Зачем?», прежде чем записать домашнее задание, давайте ответим на вопросы, заявленные в теме урока:
— Что описывают поэты?
— Чем рисуют поэтические образы?
— Зачем, созерцая мир природы, прописывают его в лирических текстах?
— Что вам сегодня в новой теме запомнилось?
— Чему вы научились?
— Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
— Как вы их преодолевали?
Домашнее задание: п одготовить выразительное чтение стихотворения К.Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…».
Источник
Лирическое настроение. Характеристики и особенности жанра
Лирика. Как часто мы слышим это слово, ассоциирующееся у нас с любовными переживаниями! Лирика – это и тихая печаль, освещенная прекрасным чувством, и сладкая боль в предвкушении чего-то неведомого! Само название «лирическая поэзия» происходит от греческого λυρικός, то есть «чувственный и звучащий под аккомпанемент лиры».
Характеристики
Лирика является одним из литературных жанров, который передает личные переживания и настроения самого автора. В русских толковых словарях можно найти следующие описания лиризма. Это:
- Утонченность души как эмоционального истока, а также мягкость и чуткость переживаний (по Ожегову).
- Сердечность и поэтический настрой, цель которого – взволновать душу (по Ефремовой).
- Лирическое настроение – есть поэзия, отражающая субъективные переживания и чувства своего создателя (по Крысину).
Манера изложения
В лирических произведениях суть построения характера главного героя основывается на эмоциях и чувствах. То есть, если фундамент драматической истории основан на непростых взаимоотношениях с окружающими в течение жизненного пути, то роль главного персонажа становится образом-переживанием. Причем его эмоции при этом выходят за рамки личности самого писателя и приобретают социальное значение, не теряя при этом автобиографичности.
Лирическое настроение по праву является важным в эстетическом плане переживанием, которое приходит из глубины души автора, который дает каждому из нас возможность увидеть отражение собственных чувств в его творениях. Даже если поэт не испытал описанных чувств в действительности, на чувственность восприятия это никоим образом не влияет, так как переживания вполне реальны.
Принято смотреть на лирику как на увлеченность автора собственным внутренним миром, поэтому зачастую эту манеру изложения называют «творческой исповедью» или «самораскрытием». И это вполне подходящие термины.
Какие направления можно отнести к лирике?
Так как этот жанр основывается на умении чтеца (певца) передавать описанные эмоции посредством голоса, произнесение каждого слова должно подтверждаться интонацией, многозначительной паузой и рифмой. К лирике можно отнести такие направления, как:
На протяжении всего произведения мы можем отследить, как меняется настроение лирического героя в ходе повествования. От эпических творений такие отличает то, что пишутся они всегда в настоящем времени, поэтому бесполезно задаваться вопросом: «Чем все закончилось?». Лирическое стихотворение – есть мгновение из жизни человека, происходящее здесь и сейчас, и, читая, мы невольно представляем себя на месте главного героя, с головой погружаясь в океан чужих чувств.
Источник
Лирическое настроение. Характеристики и специфические особенности жанра
Лирика. Как часто мы слышим это слово, ассоциирующееся у нас с любовными переживаниями! Лирика – это и тихая печаль, освещенная прекрасным чувством, и сладкая боль в предвкушении чего-то неведомого! Само название «лирическая поэзия» происходит от греческого λυρικός, то есть «чувственный и звучащий под аккомпанемент лиры».
Характеристики
Лирика является одним из литературных жанров, который передает личные переживания и настроения самого автора. В русских толковых словарях можно найти следующие описания лиризма. Это:
- Утонченность души как эмоционального истока, а также мягкость и чуткость переживаний (по Ожегову).
- Сердечность и поэтический настрой, цель которого – взволновать душу (по Ефремовой).
- Лирическое настроение – есть поэзия, отражающая субъективные переживания и чувства своего создателя (по Крысину).
Манера изложения
В лирических произведениях суть построения характера главного героя основывается на эмоциях и чувствах. То есть, если фундамент драматической истории основан на непростых взаимоотношениях с окружающими в течение жизненного пути, то роль главного персонажа становится образом-переживанием. Причем его эмоции при этом выходят за рамки личности самого писателя и приобретают социальное значение, не теряя при этом автобиографичности.
Лирическое настроение по праву является важным в эстетическом плане переживанием, которое приходит из глубины души автора, который дает каждому из нас возможность увидеть отражение собственных чувств в его творениях. Даже если поэт не испытал описанных чувств в действительности, на чувственность восприятия это никоим образом не влияет, так как переживания вполне реальны.
Принято смотреть на лирику как на увлеченность автора собственным внутренним миром, поэтому зачастую эту манеру изложения называют «творческой исповедью» или «самораскрытием». И это вполне подходящие термины.
Какие направления можно отнести к лирике?
Так как этот жанр основывается на умении чтеца (певца) передавать описанные эмоции посредством голоса, произнесение каждого слова должно подтверждаться интонацией, многозначительной паузой и рифмой. К лирике можно отнести такие направления, как:
На протяжении всего произведения мы можем отследить, как меняется настроение лирического героя в ходе повествования. От эпических творений такие отличает то, что пишутся они всегда в настоящем времени, поэтому бесполезно задаваться вопросом: «Чем все закончилось?». Лирическое стихотворение – есть мгновение из жизни человека, происходящее здесь и сейчас, и, читая, мы невольно представляем себя на месте главного героя, с головой погружаясь в океан чужих чувств.
Источник
15. Как настроения лирического героя соотносятся с романтическим пейзажем? 16. В чём сходство и отличие пейзажной лирики А. С. Пушкина от стихотворений других поэтов, посвящённых теме природы? (ЕГЭ по литературе)
В стихотворении изображен не просто зимний вечер, а путешествие лирического героя. Зимний пейзаж не разнообразен, вызывает чувство пустоты, грусти (“по дороге, зимней, скучной”, “глушь и снег”, “ни огня, ни чёрной хаты”). Более того, неоднократно в описании природы повторяется эпитет “печальный”:
На печальные поляны
Льет печально свет она.
В душе лирического героя тоже тоска, его тяготит нахождение в дороге (“скучно”, “грустно”).
Даже песня ямщика навевает печаль, на что обращают внимание эпитеты “сердечная тоска”, “колокольчик однозвучен”. Единственное, что радует героя, это скорая встреча с возлюбленной:
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Таким образом, пейзаж отражает настроение лирического героя, зимняя стужа и холод передают его грусть.
К природе обращалось множество поэтов и писателей. И не только А. С Пушкин в своих стихотворения изображает пейзаж. В стихотворении С. А. Есенина “Нивы сжаты, рощи голы. ” описана тоскливая осень, как и А. С. Пушкиным печальная зимняя дорога. Оба стихотворения проникнуты грустью, ощущением пустоты:
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Но если у С. А Есенина присутствует лишь описание природы, то у А. С. Пушкина передано и романтическое переживание героя, предвкушающего встречу с возлюбленной.
В стихотворении “Метель” И. А. Бунин тоже обращается к образу зимы. Пейзаж здесь такой же пустынный, как и в стихотворении А. С. Пушкина, всюду царит тишина — возникает мотив пустоты и одиночества:
Мёртвое поле, дорога степная!
Вьюга тебя заметает ночная,
Спят твои сёла под песни метели,
Дремлют в снегу одинокие ели…
Однако если стихотворение “Зимняя дорога” имеет больше печальный характер, то стихотворение
И. А. Бунина передаёт ещё и таинственность зимних вечеров.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник