Эта русская сказка знакома многим детям с самого детства. Ослушник Иванушка испил водицы из лужицы и стал козленочком. Его сестрица Аленушка предупреждает о том, что может случиться, но брат не внемлет ей. Когда это случается с Иваном, сестра испытывает чувства горя, безысходности, отчаяния, скорби и печали. На картине она изображена у пруда на «горючем» камне. Укрывшись от людских глаз, девушка переживает сложную гамму эмоций, мастерски показанных художником.
Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться по-разному. Картина Брюллова изображает молодую красавицу, подъехавшую на коне к веранде дома. Ее встречают собаки и маленькая девочка. Вся картина проникнута эмоциями: чувством радости встречи, восхищения праздничным разнообразием и обожанием жизни в ее ярчайших проявлениях красоты и грации.
Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться посредством изображения явлений природы. Так, в картине Айвазовского мы видим ощущение силы, мощи и могущества природы. В то же время приходит на ум осознание ничтожности всего человеческого перед стихией. Такую сложную бурю чувств художник воплощает в данном произведении.
Источник
В школьные годы многим приходилось выполнять такое задание на уроках русского языка или литературы, как описание произведения одного из русских художников. Для кого-то это задание было одним из любимых, а кто-то не переносил мысли о том, что вскоре предстоит описывать очередную картину.
Тем не менее все однажды научились делать это с большим или меньшим мастерством, но уже позабыли. Но если вдруг возникло желание вновь попрактиковаться в том, как описать картину, то здесь вы найдете необходимые рекомендации.
В детстве вы могли недооценить пользу этого упражнения, но на самом деле у него есть ряд преимуществ:
Таким образом, вы будете явно в плюсе, освоив или освежив навыки описания.
Если желание описать произведение искусства вызвано бурей эмоций, нахлынувшей на вас во время просмотра картин в музее, то это явно хороший знак, и никакой строгой структуры построения текста вам может и не понадобиться, так как экспрессия эмоций все сделает за вас.
Но если, взяв ручку, вы ощутили творческий кризис и в голове возник вопрос «А как начать?», то в решении этой проблемы отлично поможет план, кропотливо созданный школьными учителями, который можно расширять или уменьшать по своему усмотрению.
Построив свое описание картины по этому плану, вы создадите грамотно звучащий и гармоничный текст (или речь).
1. Информация о картине и ее авторе. Здесь следует коротко рассказать об авторе следующее: в какой исторический период он жил, в какой технике писал, характерна ли эта картина для его творчества в целом. Далее нужно указать название самой картины, упомянуть ее другие названия или их ранние версии (если есть), предпосылки к ее созданию, интересные факты о ней. Можно также упомянуть, почему вы выбрали именно эту картину для описания.
2. Описание картины. Этот пункт включает в себя следующее:
3. Ваши эмоции от увиденного. Стоит вспомнить, какие первые мысли и чувства возникли при просмотре картины, с чем ассоциировалось изображенное. Также в этом пункте можно порассуждать о чувствах героев картины (если это портрет), о том времени, задаться философскими и риторическими вопросами.
Этот план, как описывать картину, поможет придерживаться описательной манеры изложения мысли и не позволит выйти за рамки этого стиля.
Чтобы лучше понять, как описать картину, можно рассмотреть пример описания полотна Ивана Ивановича Шишкина «На Севере диком».
«Произнеся фамилию «Шишкин», русский человек ясно вырисовывает в воображении просторные пейзажи необъятной России, на которых обилие зелени заставляет на секунды забыть о своем месте прибывания. Этот лучший пейзажист Российской империи, творивший в XIX веке, воспевал красоту окружающего мира такой, как она есть: вся растительность приобретала в его картинах исключительную правдоподобность. Не исключением является и знаменитая картина «На Севере диком. «, написанная в 1891 году, которая была названа строчкой из стихотворения известного поэта М. Ю. Лермонтова. Именно эта картина вызвала интерес, потому что нахлынуло глубокое чувство печали при взгляде на нее впервые.
На картине изображена одиноко стоящая на обрыве сосна в снегу. Окутанная холодом ночи и лунным светом, она стойко переносит свое пребывание на этом отдаленном месте. Холодная синяя гамма этой картины так точно передает мороз зимней ночи, что заставляет зябнуть при взгляде на нее. Единственными ближайшими соседями этой укрытой серебристым снегом красавицы являются плывущие по небу облака, которые лишь сочувственно глядят на нее свысока. Накренив макушку набок и опустив свои крепкие ветви под тяжестью свалившегося на нее груза, она как бы выражает свою покорность и готовность вынести тяготы этой уединенной жизни.
Познакомившись с этой картиной, испытываешь то ощущение одиночества, которое вложил в нее автор. А Иван Шишкин, в свою очередь, создал это произведение под впечатлением от стихотворения Михаила Лермонтова «На Севере диком стоит одиноко. «, которое пронизано еще большим чувством печали и отчужденности. Увидев эту нить, связывающую двух гениев, можно понять все то, что они стремились передать. Как будто на мгновенье становишься этой самой сосной, которой непередаваемо хотелось бы очутиться в другом месте, хотелось бы понимания этого мира, но жизнь распорядилась ее судьбой иначе, и теперь она обречена на вечную изоляцию. «
Существует серия французских мультфильмов длительностью по одной минуте, в которых главные герои за это время описывают картину по ее основным параметрам. Вдохновившись их примером, можно попробовать проделать то же самое.
Пример, как описать картину, поможет вам сориентироваться при написании собственного описания. Немного практики и усердия позволят добиться хороших результатов уже в скором времени.
Источник
Эмоции персонажей — очень важная вещь, которую необходимо грамотно прописывать. Именно эмоции делают героев живыми, заставляют узнать их лучше, сопереживать им и понимать их. Не будет эмоций — герой будет пустышкой. А если герой будет картонной пустышкой, то никакого интереса к нему от читателей вы не дождётесь.
Герои испытывают эмоции и чувства под различными внешними факторами. У писателя задачи две: правильно распознать, что будет уместно именно в данной ситуации (обида или злость, к примеру), и правильно эти чувства показать. Автор должен поставить себя на место персонажа и самостоятельно испытать все эмоции, прежде чем их описывать, чтобы сцена выглядела достоверной и не наигранной.
Когда вы поняли, какие эмоции овладевают вашими героями в данной сцене, и прогнали их через себя для большего погружения в персонажа, самое время приступить к написанию. И здесь главное не оступиться и не совершить одну из самых главных ошибок начинающих авторов — не писать, что герою грустно, а говорить об этом. Показывать, словно наблюдая за персонажем со стороны, погружать, чтобы читатель и сам ощутил себя на месте героя.
«Еве было грустно. Она сидела на сырой земле и лила горячие слёзы. Так плохо ей не было ещё никогда».
«Еву трясло изнутри. Она пыталась успокоиться, но ей становилось только хуже: руки не слушались и дрожали, ноги и вовсе обмякли и усадили девушку на сырую землю. Обхватив саму себя, Ева стала покачиваться — она не могла сидеть на одном месте, но и совершенно не знала, что ей теперь делать. Крепко зажмурившись и скривившись от головной боли, девушка сорвалась и заплакала. Солёные капли текли за шиворот, капали на колени. но боль никак не утихала. Не выдержав, Ева закричала и ударила кулаком о землю. Ещё раз — громче и отчаяннее. Она подавилась своими же слезами и зашлась в кашле. Ей не становилось легче. Ей хотелось перестать. Она не хотела плакать. Но слёзы текли, а тело трясло — ни то от жара, ни то от холода — и так больно было в груди, будто сердце сжала чья-то тяжёлая, холодная рука. Так плохо Еве не было ещё никогда».
Второй текст явно эмоциональнее и насыщеннее, нежели первый. Он позволяет не просто узнать о чувствах героини, а погрузиться в них, испытать и почувствовать на себе. Позволяет читателю ощутить себя на месте персонажа. А когда эмоциям предшествуют события, что привели к такому исходу. Это именно то, чего нужно добиться при описании чувств и эмоций.
По сути, вот и весь секрет живого текста и живых героев. Вы должны следовать простой схеме: [Понять, какие эмоции испытывает герой —> Прогнать ситуацию и эти эмоции через себя —> Передать эмоции читателю, описав то, что испытывает герой].
Чтобы стало ещё понятнее (а заодно во избежание некоторых ошибок), давайте разберём поэтапно каждый пункт:
❶ Понять, какие эмоции испытывает герой.
Казалось бы — что здесь сложного? Но некоторые спотыкаются уже на этом пункте. Их герои злятся по мелочам и плачут по тем же причинам, из-за чего теряют всякую реалистичность и кажутся вспыльчивыми клубками неуравновешенности.
— Я тебя ненавижу! Понял?! ПОНЯЛ.
Самая распространённая ошибка среди новичков. Увы, Caps Lock и множественные знаки препинания не передадут всей краски так, как это может сделать простое описание эмоций, и лишь сделают текст неграмотным, а героя — неуравновешенным.
Именно во избежание этого вы должны представить сложившуюся с героями ситуацию и поставить себя на их место. Только так вы поймёте, какие эмоции они испытывают, и прочувствуете всю их глубину.
Всего насчитывается шесть-восемь основных эмоций: восторг, восхищение, ужас, изумление, горе, отвращение, гнев, настороженность. Именно из этих эмоций своё начало берут остальные — ведь их, естественно, куда больше:
Колесо эмоций Роберта Плутчика — оно наиболее понятно показывает взаимосвязь между эмоциями и их формирование.
Есть ещё подобная таблица:
И это тоже не всё — недаром люди и сами порой не понимают чувств, что испытывают.
Немного разберём каждую категорию эмоций, чтобы лучше их понимать:
> Восторг/радость — удовлетворение своих потребностей, нужд. Усиливает желание познавать мир и искать удовольствия (для получения ещё большей радости и наслаждения). Неожиданная радость позволит испытать восторг. Люди обычно описывают радость как незабываемое чувство полёта, лёгкость и окрылённость. Им хочется смеяться и прыгать — прилив энергии и сил во время радости рвётся наружу — учащается сердцебиение. Улыбка и искрящиеся глаза — яркий пример восторга или радости.
> Восхищение/доверие — чувство удовлетворения, восторга, очарованности перед кем-то (реже чем-то). Оно укрепляет отношения и мотивирует людей на подвиги, заставляет стремиться к тому же уровню / тем же навыкам / и прочее, что и у предмета восхищения. При этих чувствах люди обычно теряют дар речи, у них замирает сердце, они пристально наблюдают за предметом своего обожания чуть ли не влюблёнными глазами (эти чувства, кстати, нередко путают). Однако восхищение может сыграть и злую шутку: иногда человек, испытывая его перед кем-то, слепо тому доверяет, толком ничего о нём не зная.
> Ужас/страх — реакция защиты против опасности, предупреждение возможной угрозы/испытываемой боли/страданий и чего-то ужасного. В страхе некоторые люди теряют способность мыслить здраво, паникуют, не видят очевидных решений проблемы. Сердце у них «опускается в пятки», возможно, кружится голова и немеют ноги. От предмета своих страхов (будь то человек или необходимость что-то сделать) люди обычно бегут, стараются расширить дистанцию. И чем больше эта дистанция, тем меньше остаётся страха. Тем не менее, это очень сильная эмоция, которая заставляет человека бороться и совершать победы, а также зачастую спасает ему жизнь.
> Изумление/удивление — временная реакция на что-то необычное, неожиданное, внезапное. Обычно люди реагируют на это резко — отскакивают, — или наоборот замирают, не в силах пошевелиться. Если человек во время удивления тревожен или о чём-то переживает, то он скорее всего испугается (яркий пример формирования из разных эмоций новых).
> Горе/грусть — реакция на утрату чего-то ценного/дорогого, приносящего удовольствие. Таким образом человек, потерпевший потерю, пытается заполнить внутреннюю пустоту грустью. Если кто-то думает, что так делать плохо — вовсе не так. Если пустоту ничем не заполнять, человек вообще может впасть в депрессию. По этой же причине с грустью нельзя затягивать. Люди, испытывающие эти чувства, становятся поникшими, у них «сжимается или ноет сердце» и опускаются руки — желание что-то делать пропадает сразу — к горлу подступает ком, хочется плакать. Зачастую грустные люди проводят время в одиночестве, чтобы пережить трагедию и успокоиться.
> Отвращение/неудовольствие — реакция отторжения от чего/кого -либо. Это могут быть и люди, и предметы, и запахи, чувства — абсолютно что угодно. Человеку от предмета своего отвращения хочется поскорее отдалиться, так как находиться рядом с ним ему крайне неприятно. Эти чувства, однако, могут пойти на пользу — так, если человек испытывает отвращение к чему-то, что несёт вред, они наоборот ему помогают и защищают его. Так же отвращение тесно связано с человеческими рефлексами — так неприятное зрелище или противные запахи могут довести до рвоты, менее отторгающие же вещи наверняка заставят человека невольно скривиться или отпрянуть.
> Гнев/злость — эмоции, которые проявляются в людях в виде «последней капли» — у человека лопнуло терпение или он сорвался — это отсюда. Они охватывают человека с головой и сами начинают его контролировать — таким образом в порыве гнева человек зачастую не понимает, что он делает. Ему хочется кричать и всё «рвать и метать» — внезапно появившаяся энергия так и просится наружу, и нередко (особенно если человек не в силах себя контролировать) заставляет делать действительно страшные вещи. После парочки разбитых тарелок и ударов кулаками о стену люди могут резко успокоиться и сесть плакать от так называемого бессилия.
> Настороженность/ожидание — состояние человека, когда он предчувствует или знает, что его подстерегает какая-то опасность или внезапность (не обязательно плохая). В этом случае он насторожен, более внимателен ко всему, что его окружает, и всегда на-чеку. Если во время испытания этих эмоций его постигнет что-то положительное (радостная весть) — он испытает, соответственно, восторг. Если же это будет что-то отрицательное (опасность или мрачные вести) — он испытает потрясение или ужас (ещё один пример формирования одних эмоций из других). В настороженном состоянии люди обычно серьёзны и не могут принимать шуток, потому что сосредоточенны совершенно на другом.
❷ Прогнать ситуацию и эти эмоции через себя.
Когда вы поняли, какие эмоции испытывают ваши герои, самое время прогнать сложившуюся ситуацию и эти эмоции через себя. Прочувствовать всё, что чувствуют персонажи, понять причину появления у них именно этих эмоций, для описания всего с такой реалистичностью, чтобы читатели и сами испытали это. Второй пункт очень тесно переплетается с первым, поэтому вы точно не прогадаете.
И вот, когда вы знаете, что испытывают ваши герои, самое время перейти к самому написанию:
❸ Передать эмоции читателю, описав, что испытывает герой.
Именно описав, а не сказав. Вы не просто кидаете в читателя чувством: «злость», «раздражение», «счастье». а описываете его:
«Ноздри Генри широко раздувались, нервно дёргалась бровь. Он еле держал себя в руках и готов был накинуться на всех в любую секунду. От прилива эмоций и сил у него даже запунцовели уши и вспотели ладони — разминая кулаки, Генри предвкушал славную битву».
Лично я, чтобы было проще, представляю сложившуюся ситуацию и самого героя, а потом «выхватываю» из собственного поле зрения детали и описываю эмоции именно через них. Сначала рассказываю о том, что творится внутри персонажа — «герой чувствовал опустошённость и закипающую злобу, он еле держал себя в руках и готов был накинуться на всех в любую секунду — ему было уже всё равно, лишь бы поставить этих напыщенных индюков на место», а потом, прямо как в фильмах, рассказываю о внешних признаках эмоций, что он испытывает: камера показывает на лицо героя (если он злится, значит, у него широко раздуваются ноздри и нервно дёргается бровь), опускается ниже (герой разминает кулаки или постукивает ногой), и так далее. Самое главное здесь — поэтапность (то есть не стоит торопиться), и детали (именно они придают жизнь нашим персонажам и книге в целом).
Ничего сложного, если разобраться. Следование такой схеме очень быстро войдёт в привычку и вы уже не будете задумываться об этом. Важно только не допускать однообразия и не забывать, что все персонажи — разные, и эмоции они могут испытывать по-разному. Именно поэтому так важны детали и подробности — благодаря им читатель не только чувствует себя на месте героев, но и узнаёт их лучше.
Давайте-ка под конец перечислим важные моменты, чтобы вы ничего не забыли:
> Следуйте схеме [Понять, какие эмоции испытывает герой —> Прогнать ситуацию и эти эмоции через себя —> Передать эмоции читателю, описав, что испытывает герой];
> Ставьте себя на место героя, чтобы лучше прочувствовать его эмоции;
> Описывайте эмоции, а не говорите их;
> Работайте с персонажем поэтапно: начиная от его внутренних ощущений и заканчивая внешними признаками — с головы до ног;
> Обращайте внимание на детали — они притягивают и могут многое рассказать о персонаже;
> Не допускайте однообразия — помните, что все герои разные и могут по-разному переживать одни и те же события и по-разному проявлять одни и те же чувства (именно чувства (длительные и осознанные состояния) вроде любви, вины, ревности, а не эмоции (кратковременные реакции на какие-то события/объекты) вроде страха, удивления, радости);
> . не смотря на это, важно также понимать, что эмоции испытывают все люди. Сдерживать их — да, могут научиться некоторые личности, но даже у самого чёрствого человека что-то там, да клюнет. Дети в свою очередь крайне открыты и эмоции сдерживать не привыкли — говорят, как есть, и показывают всё, что чувствуют. Подростки же испытывают много стресса и часто волнуются. Они чаще закрываются в себе и переживают эмоции в одиночку. Пожилые показывают меньше эмоций в силу своего опыта — многое повидавшие, они уже не реагируют на вещи так бурно и эмоционально. Помимо возраста человека важно также учитывать его характер и, соответственно, жизненный опыт (допустим, взрослый человек способен хандрить неделями, переживать и лить слёзы над проблемой, в то время как тот же подросток, успевший в жизни повидать множество трагедий, уже менее ярко отреагирует на ту же проблему, будет в состоянии взять себя в руки и трезво оценить ситуацию).
Вам осталось лишь это усвоить, запомнить, и отныне стараться применять на практике. Надеюсь, данная глава смогла помочь вам разобраться с описанием чувств и эмоций персонажей.
Источник