Как охарактеризовать объект речи мысли чувства

Консультация для воспитателей: «Понятие и особенности связной монологической речи»

Иванова Екатерина
Консультация для воспитателей: «Понятие и особенности связной монологической речи»

Основным средством общения людей является именно речь. Люди не смогли бы передавать информацию друг другу, делиться опытом без данного навыка.

А. Н. Леонтьев считал, что человеческая речь, слово человека и история его формирования выступаю «во-первых, как предмет лингвистики…во-вторых, как предмет психологии… и, наконец, в-третьих, как система физиологических процессов, которые осуществляют эту речевую деятельность, но к которым она не сводиться» [23, с. 63].

Рассмотрим и взгляды других исследователей на данный вопрос.

М. Р. Львов [27] выделял три основных значения слова «речь» в русском языке:

1. Речь как деятельность, как процесс;

2. Речь как продукт речевой деятельности;

3. Речь как ораторский жанр.

Речь — это сам процесс общения, возможность выражения своих мыслей и возможность поделиться своими чувствами и опытом с другими. Без освоения норм и правил языка речь существовать не может.

Связная речь представляет собой высказывание связное и логическое (предложения связанны между собой смыслом, которое способствует общению людей и их взаимопониманию [4]. М. Р. Львов описывает монолог как «. речь одного лица. Монолог, как правило, значительное по объему высказывание, имеющее тему, композиционную структуру, главную мысль» [28, с. 130].

Связная монологическая речь помогает ребенку:

1. Освоить грамматические правила речи.

2. Говорить о различных явлениях, событиях, предметах логично, свободно, легко.

3. Использовать различные части речи.

Речь и язык очень тесно связаны между собой. Эту связь хорошо можно проследить, изучая функции, реализация которых происходить с помощью речи.

Характер речи многофункционален. Л. С. Выготский [5] и А. Н. Леонтьев определили такие функции, как:

1. Функция воздействия.

2. Функция формирования и выражения мысли.

К данным функциям С. Л. Рубинштейн [37] добавил еще, коммуникативную, эмоциональную функцию.

Рассмотрим эти функции речи более подробно.

Коммуникативная функция – основная речевая функция. Эту функцию еще можно обозначить как функцию общения. Она выражается в обмене информацией не только между людьми, но и в общении с самим собой — так называемый внутренний диалог. Данная функция проявляется так же как самовыражение человека.

Функция, охватывающая большой диапазон в речевом человеческом поведении, называется эмоциональной. Данная речевая функция воплощается в произведениях художественной литературы, искусстве оратора и просто в дружеской беседе. Человеческая речь содержит, в той или иной степени, различные эмоциональные или выразительные средства: изменение ритма и пауз, темпа, интонаций.

С. Л. Рубинштейн утверждал, что «чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что в ней выступает говорящий» (по Э. П. Коротковой [20, с. 64]).

Просьба, повеление, приказ представляют собой функцию воздействия на других людей. В данном случае высказанное никакой новой информации может и не содержать, оно указывает на волю человека, который в данный момент говорит. На основе своих исследований С. Л. Рубинштейн делал следующий вывод: «Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей. Речь имеет социальное предназначение, она средство общения, и эту функцию она выполняет в первую очередь, поскольку она служит средством воздействия» [37, с. 63].

Функция, которая работает почти непрерывно, потому что человек мыслит всегда, называется функцией формирования и выражения мысли. Сюда можно отнести:

2. Подготовительный этап к устному сообщению.

3. Развитие письменного текста.

Читайте также:  Валерий малышев христос воскресе радость моя

М. Р. Львов утверждал, что данная «функция может быть признана важнейшей, так как без ее выполнения не могут быть реализованы… информационная, коммуникативная и эмотивная» (по А. М. Бородич [5, с. 44]).

Опираясь на вышесказанное, можно увидеть, что авторы исследований не смогли выделить единой классификации для функций речи. Но все авторы солидарны в том, что речь обеспечивает важнейшие стороны жизни общества и отдельно взятого человека, а выделенные авторами функции перекликаются между собой.

С. Л. Рубинштейн писал, что «в речи человека можно психологическим анализом выделить различные функции, но они не внешние друг другу аспекты; они включены в единство, внутри которого они друг друга определяют и опосредуют» (по О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной [30, с. 62]).

Проблеме формирования и развития связной речи в российской науке посвящены труды таких ученых, как А. М. Бородич, В. П. Глухова, Т. И. Гризик.

В своих работах Л. Р. Лурия [26] определял связную речь старших дошкольников как высшую форму речевой и мыслительной деятельности, как возможность становления мыслительного процесса.

Изучив работы Л. Н. Ефименковой [12] можно утверждать, что данный автор связную речь рассматривала как единицу речи, в составе которой компоненты языка связаны логически и грамматически. Так же данным исследователем были выделены и основные свойства речи:

1. Коммуникативная направленность.

2. Логика изложения.

4. Организация языковых средств.

А. А. Леонтьев [23] в своих трудах описывал такие признаки связной речи, как:

Такие ученые как М. М. Алексеева и В. И. Яшина [3] разделяли связную речь на следующие виды:

Связная речь представляет собой достаточно сложную форму в речевой деятельности дошкольников и обслуживает важную функцию – коммуникативную. Данная функция связной речи представлена в двух формах:

1. Диалог – форма речи, состоящая из реплик, подаваемых друг другу. Любой диалог основывается на общих интересах, актуальности ситуации или проблемы, симпатии или антипатии собеседника, представлении того, о чем пойдет речь. Состоит диалог из вопросов и ответов, которые сменяют друг друга от двух и более участников.

2. Монолог – форма речи одного человека. Такая форма речи носит коммуникативный характер, т. е. выступает как сообщение о различных явлениях, событиях. Монолог более усложненная форма речи, служащая для передачи информации с определенной целью.

Остановимся более подробно на особенностях развития монологической речи.

Принято считать, что монолог является образцом речи книжного стиля.

Л. В. Щерба [51] говорил, что в основе литературного языка лежит монолог, рассказ, противопоставляемый диалогу — разговорной речи. Он так же утверждал, что именно монолог является организованной системой облеченных в словесную форму мыслей, отнюдь не являющихся репликой, а преднамеренным воздействием на окружающих. Любой монолог, по мнению ученого, это литературное произведение в зачатке.

Перечислим основные свойства монологической речи:

1. Высказывания чаще всего развернуты и произвольны.

2. Обязательна логическая последовательность при изложении.

3. Речь имеет односторонний характер повествования.

4. Высказывания ориентированы на интересы и потребности слушателя.

5. Наличие невербальных средств сводится к минимуму.

6. Содержание монолога подготавливается заранее.

Е. С. Тихеева [43] выделила следующую классификацию типов монолога, в зависимости от назначения:

4. Смешанные тексты.

Рассмотрим каждый тип монолога более подробно.

Текст, который сообщает о каком-либо событии, происходящем в заданный промежуток времени, называется повествованием. М. М. Алексеева и В. И. Яшина [2] писали о том, что события в тексте-повествовании развиваются с отчетливой логической последовательностью.

Читайте также:  Чувство юмора присуще только

Повествование имеет определенную структуру:

1. Вступление (зачин) – событие, с которого все начинается.

2. Часть основная – описание развивающихся событий. Повествование плавно переходит от одного события к последующему.

3. Развязка (завершение) – заключительное событие в цепочке.

Можно выделить несколько типов текстов – повествования (рис. 1).

Рисунок 1. Типы текста – повествования

Текст, описывающий определенный предмет или явление, или объект с дальнейшим описанием действий, свойств, качеств, признаков данного предмета, по мнению А. М. Бородич [5] называется описанием. Текст — описание может также содержать описание сравнения двух явлений (предметов) или одного явления (предмета, но в разных условиях. Цель текста – описания – рассказать о предмете так, чтобы слушатель смог наглядно представить в своем сознании его. Виды текста – описания представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Виды текста – описания

Описание имеет определенную структуру:

1. Общее впечатление от объекта, предмета, события.

2. Характерные признаки объекта, предмета, события.

3. Обязательной частью текста — описания является завершающая фраза, несущая оценку или отношение автора к высказанному.

Т. А. Ладыженская [21] утверждала, что в тексте-рассуждении мы можем наблюдать высказывания от первого лица, которые отражают причинно-следственные связи различных явлений и фактов. Тексту-рассуждению свойственно обязательное наличие тезиса. Цель такого текста – это объяснение, доказательсво, убеждение. Отличительная особенность текста – рассуждения: наличие большого количества вводных слов и ритарических вопросов (следовательно, поэтому, вследствие чего, во-первых, во-вторых).

Рассуждение имеет определенную структуру:

1. Тезис – мысль, предположение, которое необходимо доказать.

2. Основная часть – доказательства, примеры, аргументы.

3. Заключительная часть — вывод, резюме.

Дети, составляя тексты-рассуждения, учатся логически мыслить, подводить доказательную базу, делать грамотные заключения о ранее сказанном.

На рисунке 3 представлены типы рассуждений.

Рисунок 3. Типы текстов – рассуждений

Речи старших дошкольников свойственны комбинированные, или смешанные тексты. Основная особенность данных речевых конструкций заключается в том, что в них присутствует чаще элементы какого-либо одного типа рассказывания, дополненные другими.

При изучении связной монологической речи можно выделить две ее основные формы:

Рассмотрим каждый из двух форм более подробно.

Осознанное воспроизводство текста художественной литературы в устной форме называется пересказом. Пересказ достаточно сложная форма умственной деятельности ребенка, где принимают участие как мышление, так воображение и память. Перечислим некоторые умения, овладев которыми, ребенок сможет составлять пересказы:

1. Умение слушать худ. произведение.

2. Осмысливание и понимание услышанного текста.

3. Запоминание последовательности событий в изложенном тексте.

4. Использование авторских речевых оборотов в пересказе.

5. Передача текста в устной форме.

При пересказе дошкольники подражают образцу высокохудожественной речи. Литературные тексты содержат образные описания, вызывающие живой интерес у детей, и способствуют проявлению интереса к родному языку и формированию навыка грамотного описания явления или предмета, способствуют эстетическому воспитанию.

Подводя итог, можно отметить, что речь – это сам процесс общения, возможность выражения своих мыслей и возможность поделиться своими чувствами и опытом с другими. Ей свойственны следующие признаки:

При изучении связной речи можно выделить две формы речи: диалог и монолог.

Проанализировав литературу по данной теме, можно составить следующую классификацию типов монолога, в зависимости от назначения:

4. Смешанные тексты.

Дошкольников учат следующим видам рассказывания:

1. Рассказ по предметам или игрушке.

2. Рассказ по картине или серии картин.

3. Рассказ из личного опыта.

4. Творческий рассказ.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Читайте также:  Как одеваться как эмоции для детей

Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты» Конспект занятия в старшей группе «Мы-журналисты» Цель: развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативного и личного взаимодействия.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Источник

Русский язык. 5 класс. Мусурманова Ю.Ю.

Ташкент: 2016 — 224 с.

Учебник для 5-го класса школ общего среднего образования с узбекским и другими языками обучения.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Как сказать о том, кто перед вами? 4
2. Как познакомить друзей с родителями? Как представиться незнакомому человеку? 10
3. Как сказать о том, что перед вами? 14
4. Как указать на принадлежность предметов? 19
5. Как указать на множество предметов? 22
6. Как охарактеризовать предмет по цвету, форме, величине, вкусу? 26
7. Как охарактеризовать предмет по материалу, времени, месту, назначению? 32
8. Как сказать о действии, которое желательно, возможно или невозможно? Как спросить разрешения что-либо сделать? 38
9. Как сказать, спросить о действии, которое совершилось в прошлом? 43
10. Как сказать, спросить о действии, которое совершается в данный момент? 48
11. Как сказать, спросить о действии, которое совершится в будущем? 53
12. Как сказать об отсутствии кого-либо или чего-либо? 58
13. Как сказать об отсутствии двух и более лиц, предметов? 63
14. Как охарактеризовать отсутствующий предмет (отсутствующие предметы)? 66
15. Как сказать о принадлежности предмета? 71
16. Как указать на признак предмета? 75
17. Как сказать о точном количестве предметов? Как сказать о цене предмета? 79
18. Как сказать о точном количестве предметов? Как сказать о цене предмета? 84
19. Как сказать о неточном количестве предметов? 89
20. Как сказать об адресате действия? 93
21. Как охарактеризовать адресат действия? 98
22. Как уточнить, кому сколько лет? 103
23. Как сказать об объекте действия? 107
24. Как охарактеризовать объект, на который направлено действие? 113
25. Как сказать об орудии действия? 118
26. Как охарактеризовать орудия действия? 122
27. Как узнать о профессии человека? 127
28. Как сказать об объекте речи, мысли, чувств? 132
29. Как сказать об объекте речи, мысли, чувств? 137
30. Как охарактеризовать объект речи, мысли, чувств? 141
31. Обобщение и систематизация изученного грамматического материала. Имя существительное 145
32. Имя прилагательное 149
33. Имя числительное 153
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Лиса и журавль. Русская народная сказка 167
Каша из топора. Русская народная сказка 168
К.Д.Ушинский. Дедушка 171
К.Д.Ушинский. Петух да собака 172
Д.Н.Мамин-Сибиряк. Серая шейка 174
Ю.Д.Дмитриев. Здравствуй, белка! Как живёшь, крокодил? 179
М.М.Пришвин. Ребята и утята 180
Б.С.Житков. Кружечка под ёлочкой 182
В.В.Бианки. Первая охота 185
Е.И.Чарушин. Томка 188
Г.А.Скребицкий. Зима — художник 190
С. Я. Маршак. Весёлое путешествие от А до Я 192
Н.Н.Носов. Федина задача 193
Н.Н.Носов. Огурцы 196
Н.Н.Носов. Фантазёры 199
Д.Родари. Чем пахнут ремёсла? 205
Г.Х.Андерсен. Дюймовочка 206
Русско — узбекский словарь 213

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Источник

Оцените статью