Как объяснить ребенку, что такое честь и достоинство?
Содержание статьи:
В настоящее время нечасто можно встретить детей, имеющих полное представление о чести и достоинстве. Понятия эти достаточно сложные для понимания, поэтому с ними ребенка знакомят постепенно: сначала говорят о честности, беседуют о добре и зле, а затем подводят к пониманию чести и достоинства.
Подготовительная беседа
Сначала анализируют поступки известных персонажей: распределяют их на группы в зависимости от того, больше добрых или злых поступков он совершил. Затем переходят к объяснению того, что совершать хорошие поступки – значит, делать добро.
- Бедный сапожник становится богатым (сказка «Маленькие человечки»).
- Сын бедняка женится на принцессе (сказка «Кот в сапогах»).
- Бедная трудолюбивая девушка получает завидного жениха («Крошечка-Хаврошечка», «Подарки феи»).
Зло всегда проигрывает, отрицательные персонажи наказываются. После обсуждения сказочных событий, переходят к реальности. Тут важно навести ребенка на размышления, задав ему вопрос: «Какую награду в реальной жизни может получить человек, совершивший хороший поступок? Как его могут наказать за проступок?»
Объяснение понятия «честь»
После беседы можно рассмотреть ситуацию: мальчики подрались.
- Хороший ли это поступок?
- Можно ли обоих мальчиков считать виновными?
- Как могут поступить взрослые, узнав о драке? Почему?
После рассуждения, ребята знакомятся с самой историей, суть которой сводится к тому, что один мальчик обижал сестру другого, в результате чего завязалась драка. Когда мама узнала о поступке, она сказала, что брат поступил правильно – теперь все знают, что он может защитить сестру. Мама одобрила поведение сына, потому что он дрался за правильное дело .
После этого возвращаются к вопросу: какая награда ждет мальчика, ведь он совершил добрый поступок. Делают вывод, что в качестве награды выступает уважительное отношение со стороны окружающих. Неправильные действия вызывают осуждение и порицание.
В борьбе со злом человек сохраняет свою честь.
- Во время игры: честная игра – это игра по правилам, не соблюдать их – значит обмануть.
- Обещая что-то, дают честное слово.
- Когда говорят о чествовании победителей (это делают в знак уважения за хорошие поступки).
Значит, честь – это уважение окружающих, репутация человека . Ее можно сравнить с чистотой одежды: если человек старается вести себя правильно, то она чистая, на ней нет пятен. Неправильные поступки загрязняют одежду. Неприятно смотреть на человека в грязной рубахе, поэтому бесчестный человек подвергается осуждению и неприятию.
Объяснение понятия «достоинство»
У человека, поступающего в соответствии со своими убеждениями, постепенно формируется чувство собственного достоинства, которое проявляется в самоуважении, самодостаточности. Достоинство можно сравнить с одеждой человека – это его материализовавшиеся поступки и мысли: чем они правильнее и честнее, тем красивее наряд, тем комфортнее и увереннее человек себя в нем чувствует . Детям постарше можно сказать, что достоинство сродни словам «достоверный», «до 100 %» — человек имеет настоящие, подлинные качества.
Человек с чувством собственного достоинства уверен в своей внешности, силе, способностях, поэтому не будет опускаться до мести, подлости и мелочности, значит, может считаться достойной личностью. Достойным может стать каждый: необязательно быть богатым и знаменитым, чтобы поступать правильно . Такого человека распознать легко: он вежлив и предупредителен со всеми. При этом он не заискивает перед начальством и не снисходителен к тем, кто зависит от него. Достоинство позволяет оставаться человеком.
Понятия достоинства и чести очень тесно связаны: человек, поступающий по чести, может считать себя достойным, и наоборот, человек с чувством собственного достоинства сможет поступать честно и правильно. Основное отличие в том, что честь – это воспитанное чувство, которое совершается непроизвольно, а достоинство – это осознанный выбор.
Разговор с подростком
- Спокойно отстаивать свое мнение, защищать свои интересы, не поддаваться на уговоры окружающих, если это идет вразрез с желаниями и моральными соображениями (когда подбивают на воровство, распитие алкоголя, курение).
- Ругань и мат оскверняют не только говорящего, но и слушающего; чтобы не терять достоинства, нужно следить за своими словами и контролировать действия.
- Следить за нормами поведения, стараться избегать конфликтных ситуаций, девушке – сохранять скромность, хранить девичью честь и достоинство с целью обезопасить себя от возможных негативных последствий.
Достоинство и честь подростков проявляются в поведении и отношении не только к окружающим, но и себе.
Достойные люди в литературе
Примеров честных и достойных поступков в литературе много.
- Л.Пантелеев «Честное слово» — маленький мальчик смог сдержать слово, данное взрослым ребятам благодаря случайному прохожему.
- С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» — незнакомый парень совершает смелый поступок, спасая девочку в пожаре.
- С.Михалков «Три товарища» — пленные предпочли умереть, сохранив свою честь, вместо того, чтобы совершить предательство.
- В.Железняков «Чучело» -Лена проявила себя достойно и смело, несмотря на угрозу стать изгоем в коллективе, пройдя с достоинством все испытания.
- А.Лиханов «Мой генерал» — благородный и честный Антон Петрович учит своего внука, который оказывается ему неродным, сохранять достоинство в любой ситуации, относиться терпеливо к окружающим.
Можно посмотреть мультфильм «Золотая антилопа», где мальчик не выдает местонахождения антилопы даже под страхом смерти. Так он сохраняет уважение к себе со стороны своего друга и самоуважение.
- А.С.Пушкин «Капитанская дочка» — здесь противопоставляются Гринев – образец чести и порядочности – и Швабрин – грубый, эгоистичный человек, не имеющий совести.
- Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» — история о двух родных братьях, один из которых умер в ужасных муках, сохранив честь, а другой предпочел предательство.
- Л.Н.Толстой «Война и мир» — герои по-разному проявляют честь и достоинство в испытаниях: Андрей Болконский отличился в Бородинском сражении, Наташа Ростова самоотверженно помогала раненым, а Пьер Безухов горел желанием избавиться от противника.
- В.Каверин «Два капитана» — два порядочных капитана, один из которых смог доказать честное имя другого, пожертвовав личными отношениями.
Всем героям присущи такие качества, как умение держать слово, помощь слабым, верность Родине. После обсуждения произведений можно рассказать притчу.
Притча о Чести
Ветер, Огонь, Вода и Честь были хорошими друзьями. Всюду их видели вместе, но однажды заставила их нужда разойтись в разные стороны. Чтобы не потеряться, они сказали, где их можно найти:
Ветер: «Я буду, где шелестит листва».
Огонь: «Меня вы найдете по дыму, направляющемуся вверх».
Вода: «А на мое присутствие укажет камыш».
Честь молчала. Тогда друзья спросили:
— Как тебя можно будет найти?
Честь грустно ответила:
— Вы можете сходиться и расходиться, а я – нет. Тот, кто не захотел быть моим спутником однажды, не встретится со мной уже никогда.
Честь и достоинство: примеры из истории
Раньше честь занимала важное место в обществе. Чтобы сохранить честь люди порой прибегали к методам, опасным для их жизни.
- Дуэль Пушкина, защищающего честь жены, с Дантесом, закончилась трагично.
- Из-за обычной шутки в адрес Мартынова погиб во время дуэли Лермонтов.
- Дважды стрелялся на дуэли и Грибоедов с корнетом Якубовичем, ему повезло – он избежал смерти.
- Самураи в некоторых случаях, чтобы защитить свою честь, совершали харакири.
- Шли на самоубийство разорившиеся дворяне, некоторые военнопленные.
Период Великой Отечественной войны тесно связан с проявлением как чести и мужества, так и предательства, бесчестья. Люди, отдавая долг Родине, бились до последнего. При этом понимали, что выжить можно только, если объединятся все. Много историй о блокадном Ленинграде, отрезанным от остальных городов фашистами.
- Хлеб и другие продукты выдавались по карточкам. Однажды мальчик увидел, что одна из женщин уронила карточку, украдкой поднял ее и получил дополнительную порцию хлеба. Радостный пришел он домой, но мама вместо того, чтобы похвалить, произнесла страшные слова: «Лучше бы ты умер». Она его любила, но понимала, что даже дети должны уметь отвечать за свои поступки. Лишив женщину карточки, он, вероятно, лишил ее жизни… Из этого мальчика вырос высоконравственный человек, ведь он на всю жизнь запомнил этот урок.
- Еды было очень мало, поэтому люди стали есть кошек. Немногим удалось сохранить питомцев. Одна из хозяек рассказывала, что жили у них попугай и кот. Отдав последние зерна птичке, они уже не ждали чуда. Однажды они оставили клетку открытой в то время, когда в доме был кот. Когда вошли в комнату, то увидели в клетке кота…, который спал, обняв попугая. Именно этот момент позволили им понять, что животные порой бывают человечнее людей.
Вообще, честь – понятие относительное. Каждый понимает его по-своему, основываясь на свои моральные устои и принципы. Кто-то считает, что быть человеком чести, значит, в случае оскорбления отомстить обидчику, чтобы не прослыть «тряпкой» и «размазней». Для другого – это достойное поведение в случае назревающего конфликта: холодная, невозмутимая реакция в ответ на оскорбление. Ребенка нужно подвести к пониманию этих слов, а как себя вести потом он решит сам .
Источник
Воспитание в ребенке чувства собственного достоинства
Даже в семьях, где несколько детей (трое и больше), случается, что кто-то из них начинает требовать к себе особого отношения и предъявлять родителям бесконечные претензии. Это зародившееся в ребенке ощущение собственной исключительности приводит к конфликтам не только с родителями, но и с братьями и сестрами, и мириться с такой ситуацией, конечно же, нельзя. Но что с этим делать?
Прежде всего, воспитание в ребенке чувства собственного достоинства не должно идти вразрез с обязанностью родителей поставить для него определенные рамки и научить его с раннего детства отличать хорошее от плохого. Ребенок нуждается в постоянном руководстве и опеке, особенно — когда он пытается самоутвердиться за счет окружающих, испытывая тем самым терпение взрослых.
Следует обратить внимание на то, как ваш сын (дочь) ведет себя в школе, у дедушки с бабушкой, с друзьями. Чаще всего, вне дома, с другими людьми, дети обращаются иначе, понимая, что только в безопасной домашней обстановке можно «расслабиться» и показать свой характер.
Сам по себе факт, что ваш сын (или дочь) способен быть «золотым» ребенком в школе и в гостях у дедушки с бабушкой, весьма важен. Во-первых, это свидетельствует, что в душе он — хороший мальчик. Во-вторых, то, что в качестве «жертв агрессии» он выбирает лишь родителей, братьев и сестер, означает, что на подсознательном, скажем так, уровне он хочет, чтобы его поставили на место. Его поведение — завуалированный крик о помощи, обращение к родителям с просьбой не игнорировать свои обязанности воспитателей.
Всякий раз, когда ваш ребенок проявляет себя не лучшим образом, предъявляя претензии, ему необходимо продемонстрировать свое недовольство и отчитать за недостойное поведение, одновременно подчеркивая свое уважение к его личности.
Мой свекор, воспитывая пятерых сыновей, руководствовался принципом — «это не достойно тебя». Если кто-нибудь из мальчиков совершал проступок, он заводил с провинившимся сыном разговор, перечислял его добродетели и положительные качества и приходил к выводу, что, плохое поведение при наличии столь прекрасных черт не вяжется с его характером. Детей в семье мужа ругали, но — никогда не унижали. Их чувство собственного достоинства оставалось не задетым.
В данном случае задача, которая стоит перед родителями, очень напоминает творческую позицию известного скульптора. Когда его спросили, как из бесформенных глыб у него получаются столь прекрасные статуи, он ответил, что сначала в его воображении формируется образ будущего произведения, а потом он просто освобождает его от лишней каменной массы. Подобно этому скульптору, родители, воспитывая детей и сталкиваясь в этом с трудностями, должны помнить о своей конечной цели и объективно оценивать заложенные в ребенке качества и его потенциал.
Если родителям удастся в нужные моменты показать ребенку свое недовольство, одновременно давая ему понять, что даже такое неблагоразумное поведение не может поколебать их хорошее мнение о нем — они добьются наиболее ощутимых и значительных результатов. Ибо дети, как правило, стараются не разочаровывать родителей.
Вспомните описанный в Торе случай с Йосефом, которого соблазняла прекрасная жена Потифара. Он устоял перед соблазном, — разъясняют ситуацию наши Учителя, — потому что хорошо помнил, что отец (Яаков) никогда не сомневался в его умении выбрать правильную линию поведения, высоко ценил его и ждал от него великих свершений. И это дало Йосефу силы побороть искушение.
Каждому хочется воспитать в своих детях позитивное отношение к жизни и чувство собственного достоинства, которое не покидало бы их до конца жизненного пути. Для этого нам нужно научиться «ловить» моменты, когда наши дети совершают хорошие поступки. К сожалению, наша роль в качестве опекунов этих маленьких людей нередко сводится в основном к выявлению отрицательных черт и активной борьбе с ними. Но все должно быть наоборот. В первую очередь, важно поощрять позитивные черты и достойное поведение и с ними «соизмерять» негативные проявления.
Поводы поощрить ребенка найти нетрудно. Его обязательно надо поощрить, если он, к примеру:
— в игре с братьями и сестрами, ни с кем не поссорился, и никого не обидел;
— ни разу не перебил маму, пока она разговаривала по телефону;
— проявил в разговоре с братом или сестрой доброжелательность;
— щедро поделился чем-либо с другими;
— выразил готовность помочь родителям убрать со стола, выполнить какое-либо поручение и т.д.
Да, все это, казалось бы — обыденные мелочи. Стоит ли благодарить детей за то, что является поведенческой нормой? Безусловно, стоит. Чтобы это осознать, вспомните, сколько раз вы пытались объяснить своему ребенку (иногда — в резкой форме), что в моменты, когда мама или папа разговаривают с другими людьми или между собой, обращаться к ним — невежливо. Но он делал это опять и опять. Не означает ли это, что порицания малоэффективны? Попытайтесь действовать «от обратного». Ищите случаи, когда ребенок, находясь в той же комнате, не вмешивается в беседу взрослых людей, и всякий раз хвалите его за это. Вскоре вы убедитесь, что ваша «уловка» подействовала.
Наша обязанность заключается в том, чтобы фиксировать и закреплять в ребенке позитивные черты. И, возможно, стремление заслужить похвалу и уважение пересилит в ребенке столь часто встречающуюся у детей жажду негативного внимания к собственной персоне.
Рекомендую также поговорить с «отбившемся от рук» сыном (или дочерью) с глазу на глаз и заручиться его поддержкой. Можно сказать ему, что он — особенный мальчик, что родители им очень гордятся и нуждаются в его помощи, чтобы наладить хорошие взаимоотношения в семье. Пусть он поделится с вами своими идеями, и примет активное участие в их реализации. Если вы снабдите его подобными «полномочиями», это, возможно, принесет пользу всем членам семьи и изменит ситуацию к лучшему.
Мы живем в сложное и напряженное время. Современная «улица» способна в течение одного-единственного дня подвергать человеческую психику стольким испытаниям, что представители предыдущих поколений не переживали и за всю свою жизнь. И самое эффективное противоядие от стрессов, как мне кажется — это любовь, поцелуи и объятия, перемежающиеся мягкими напоминаниями о том, как следует себя вести. Специалисты, занимающиеся вопросами воспитания детей, считают, что критика, как соль и перец — полезна в небольших дозах. Если ею злоупотреблять, она лишь наносит вред здоровым отношениям.
«Левая рука, — говорят наши Учителя, — должна отталкивать, а правая — притягивать и обнимать». Самое трудное в осуществлении этого принципа — поддерживать это хрупкое равновесие.
Это — фундаментальный и универсальный принцип, ибо он применим в любых обстоятельствах. Однако некоторые ситуации гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд, и требуют более тонкого и серьезного вмешательства. Если в обозримом будущем вы, воспользовавшись приведенными здесь рекомендациями, обнаружите, что не добились ощутимых результатов, это означает, что вам следует обратиться со своими проблемами к специалисту. Полагаю, что в «тупиковых» ситуациях профессиональный совет способен не только успокоить тревоги родителей, но, в некоторых случаях, даже определить направление их дальнейших действий.
И, конечно, не забывайте молиться, и просить Творца о мудрости, понимании и терпении. Пусть Он благословит вас, и дарует вам силы для воспитания ваших детей…
Источник