- Дышу Православием
- О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
- ПОПУЛЯРНОЕ
- Наши друзья
- Христианская радость — как ее достичь?
- Христианская радость — как ее достичь?
- Хочу, но не буду!
- Что убивает радость?
- Как избавиться от чувства вины?
- Жизнь на фоне неба
- Радость
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
Христианская радость — как ее достичь?
Христианская радость — как ее достичь?
Христианская радость — почему Библия призывает быть радостными и как этого достичь? Строгие, хмурые, несчастные. От людей светских нередко можно услышать, что верующие выглядят именно так. Да, возможно, мы сами и даем порою повод так думать. Между тем в Священном Писании радость не просто возвещается — она заповедуется.
Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Фил 4:4) — призывает святой апостол Павел. Сам Господь велит радоваться и веселиться перед лицом гонений (Мф 5:12), радоваться тому, что наши имена написаны на небесах (Лк 10:20). Среди плодов Святого Духа на втором месте — сразу после любви — стоит радость: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22, 23). Царство Божие отличает радость: Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим 14:17).
Перечислять все библейские призывы к христианской радости можно долго — в наши дни несложно поставить себе программу вроде «библейской цитаты» и набрать в строке поиска соответствующее слово.Это повеление нам может показаться странным. Мы привыкли к тому, что радость или уныние — это результат каких-то внешних, не зависящих от нас воздействий. Выиграли миллион в лотерею — радуемся, узнали, что это ошибка, огорчаемся. Иногда люди пытаются себя чем-то обрадовать — покупками, развлечениями, едой, хорошо, если не выпивкой.
Но Писанием много раз заповедана христианская радость. Это что-то, что зависит от нашей воли; что-то, что мы должны делать, а не просто переживать. Ведь то же и с заповедью о любви. В современном языке любовь — чувство, эмоция, переживание, которое находится не в нашей власти; Библия, однако, заповедует нам любить.
Хочу, но не буду!
О чем же идет речь? В нашей ли власти радость? Косвенно — да. Человек не может моментально создать зрелые колосья на своем поле, но он должен трудиться, сажать семена и выпалывать сорняки. Радость требует терпения и упорства, ее надо выращивать, как растение, и, что очень важно, ее не надо убивать.
Наши эмоции связаны с нашими отношениями. Если вы встретили человека, которого вы любите — или хотя бы питаете к нему дружескую симпатию, — вы обрадуетесь. Если встретите человека неприятного — огорчитесь. Эта реакция почти непроизвольна. Что произвольно — так это выбор: культивировать в себе любовь и симпатию или, напротив, раздражение и неприязнь. Определенное отношение к людям, к произведениям культуры, к стране, к природе, к жизни вообще будет порождать радость или уныние.
Христианская радость — созидать ее в себе — это труд, он требует упорства и настойчивости. Мы не можем ни взяться за него, ни тем более преуспеть в нем без помощи Святого Духа — но мы должны хотя бы перестать Ему противиться.
Парадокс нашей падшей природы в том, что мы отчаянно хотим счастья, но делаем все, чтобы стать несчастными. Так и с радостью: да, мы хотим радости, но в то же время делаем все, чтобы убить ее.
Что убивает радость?
Радость убивает грех. Пожалуй, наиболее яркий пример — те же алкоголь и наркотики, которые не увеличивают радости в жизни человека. Вслед за короткой эйфорией следует еще более глубокий эмоциональный спад. Люди, которые советуют человеку в состоянии подавленности и уныния «выпить для поднятия настроения», ужасно ошибаются: наибольшее число самоубийств совершается именно под влиянием алкоголя. Он только усугубляет уныние и доводит человека до отчаяния. Но это верно в отношении любого греха: человек думает, что он наконец-то найдет радость, что ворованные деньги или блуд сделают его счастливым, но это опять оказывается не так. Люди часто говорят, что христианство требует отказаться от «радостей жизни». Это верно с точностью до наоборот — христианство требует отказаться от того, что убивает радость.
Один из грехов, убивающих христианскую радость немедленно, прямо и непосредственно, — это ропот. Гневные претензии к Богу, к людям, к обстоятельствам, ворчливое недовольство всем, старательно подогреваемое чувство личной обиженности и обойденности. Парадокс: человек ропщет из-за того, что он несчастен, но он не может быть счастлив именно потому, что он ропщет. Никакие перемены обстоятельств не могут ему помочь — просто человек, который раньше ворчал на слишком жидкую кашу, будет ворчать на слишком мелкие бриллианты. Радость невозможна без смиренного и благодарного сердца — как говорит апостол, всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес 5:16–18).
Есть и другое, от чего убивается христианская радость — гнев, ярость и осуждение в отношении других людей. Загляните в Интернет — как люди разгневанны! И как они унылы!
В социальных сетях очень хорошо видно, как люди (не исключая и нас самих) культивируют состояние, совершенно несовместимое с радостью, — раздражение, бессильный гнев, страхи, ненависть и презрение. Складывается впечатление, что самое доброе и благочестивое, что есть в социальных сетях, — это фотографии котиков. Глядя на котика, можно улыбнуться; он пушистый, его любит хозяин или хозяйка. Остальное, по большей части, — это выражение горечи, гнева, враждебности и презрения. «Они (это может быть кто угодно, от «путинистов» до «евромайданеров» и от фундаменталистов до обновленцев) мерзавцы и негодяи, враги и злодеи. Они зубы точут и съесть нас хочут. Вот мерзавцы-то!»
Человек открывает браузер, чтобы проглотить новую порцию уныния, неприязни и гнева, и, в свою очередь, добавить свою порцию раздражения и враждебности в общую атмосферу. Это происходит как бы автоматически — никто не ставит себе обдуманной цели: «поработаю-ка я сегодня над разрушением радости и доверия, понасаждаю-ка уныние и злобу».
Но в реальности происходит именно это. Первородный грех означает, в частности, что все настройки «по умолчанию» у нас выставлены неправильно, и если мы им последуем, они превратят нас в обитателей ада. Мы должны сознательно отказываться от уныния и злобы и выбирать любовь и радость.
Поэтому путь к христианской радости — это покаяние. Осознание своих грехов, их исповедание, усилия, направленные на то, чтобы исправить свою жизнь. Когда мы негодуем на чужие грехи, мы приходим во все большее уныние; когда осознаем свои и раскаиваемся в них — мы меняемся и становимся способными радоваться. Мы становимся почвой, на которой радость растет.
Как избавиться от чувства вины?
Как-то я видел ролик о том, насколько сильно может внешность человека изменить то, как его видят окружающие — и как он сам видит себя. Грязного, заросшего бродягу в лохмотьях отмыли, постригли, побрили и переодели в чистую и приличную одежду — и он стал выглядеть совсем по-другому, даже выражение его лица стало совсем иным. Он больше не походил на бродягу внешне, не чувствовал себя бродягой — да и не был больше бродягой. Он оставил прежнюю жизнь — как это делает новообращенный христианин. Но обращение ко Христу — это не переодевание; это очень глубокая перемена во всем.
Мы приобретаем не только новые убеждения, но и новую жизнь. Слово Божие сравнивает это с новым рождением — или даже новым сотворением. Вспомним слова Апостола Петра: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян 2:38). Крещение означает не только прощение грехов, но и дар Святого Духа — сам Бог входит в нашу жизнь, чтобы мягко, терпеливо и вместе с тем могущественно изменять ее изнутри.
Наша беда не только в том, что мы виновны, но и в том, что мы испорчены — и устроим ад в любом раю, куда нас пустят. И вот Святой Дух трудится над нашим преображением и исцелением, чтобы сделать нас из адских существ — райскими. Как сказал блаженный Августин, «Бог создает нас, т. е. образовывает и творит не так, чтобы мы были людьми, это он уже сделал, но чтобы были добрыми людьми, что делает Он теперь Своею благодатью, чтобы мы были новым творением во Христе Иисусе».
Подлинное обращение всегда проявляется в перемене жизни. Святой апостол Павел пишет в послании к Коринфянам: Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор 6:9–11).
Святой апостол пишет о людях, которые вели явно аморальный, а то и преступный образ жизни, попирая заповеди Божии. Он предупреждает, что такая жизнь ведет к погибели. Но после этих суровых слов он пишет о том, что именно такими были и некоторые из коринфских христиан — но теперь они «омылись, освятились, и оправдались», очевидно, оставив прошлые безобразия в прошлом. Эти люди покаялись — порвали с прежними грехами, выставили их за дверь, спустили с лестницы, выгнали и велели не возвращаться. С одной стороны, покаяние — это событие. Однажды в жизни мы принимаем решение довериться и покориться Господу, перейти под Его власть, встать на путь спасения. Мы признаем перед Ним, что мы были неправы, когда пытались сами распоряжаться своей жизнью, просим прощения — и принимаем его через Таинство Исповеди.
Но, с другой стороны, покаяние — это также и процесс. Мы плывем по бурному и опасному морю, нас постоянно сносит, мы все время должны возвращаться на правильный курс. Когда мы согрешаем, мы должны признавать это, просить прощения и принимать его.
В обычном языке слово «покаяние» часто ассоциируется с чувством вины и унижения; в Священном Писании оно связано, ровно наоборот, — с избавлением от вины. Например, в 31-м псалме верующий говорит о том, как его тяготил неисповеданный грех: Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху (Пс 31:3,4).
Но когда он исповедался, то обрел покой и радость: Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления. «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» (Пс 31:5–8).
Слово Божие много и настойчиво убеждает нас, что всякий, кто обратится к Господу с покаянием и верой, будет прощен и принят — независимо от того, как долго или как тяжко он грешил.
Как говорит Бог через Пророка, Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя (Ис 44:22).
Бог прощает радостно, охотно, и навсегда: Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь (Ис 54:9, 10).
Но христианская жизнь — это не только (и даже не столько) избавление от грехов, сколько, как говорил преподобный Серафим Саровский, «стяжание Святого Духа», один из плодов которого — радость.
Жизнь на фоне неба
Христианская радость не означает игнорирования греха и трагедии нашего падшего мира. Христос и апостолы знали, что такое грех, злоба, несправедливость и страдание, гораздо лучше нас. Для них Распятие было не картинкой в книге, а тем, что они видели своими глазами — и пережили сами. Радость означает, что мы живем в гораздо более обширной картине реальности, где все происходящее воспринимается на определенном фоне. Мы знаем, что мир создан Богом и Бог направляет его к определенной цели. Что Бог любит свое падшее творение и непрестанно трудится над его восстановлением — и Он достигнет Своей цели. Мироздание и род людской будут восстановлены в гораздо большей радости и славе, чем та, которую мы утратили в грехопадении. Мы знаем, что над нами есть Небеса, исполненные беспредельной любви и ликования.
Мы знаем нечто очень важное о мире, в котором живем, — это сотворенный, падший и искупленный мир, который Бог приведет к вечной радости. И эта вечная радость уже просвечивает через завесу этого мира — и именно в ее свете мы должны видеть и мир, и себя, и все вокруг нас. Как говорит апостол, Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном (Кол 3:1, 2). Прямо сейчас, с нами и над нами — Ангелы, Святые, Матерь Божия, Христос. Мы находимся в огромном собрании друзей, братьев, отцов и матерей. Мы не видим их телесными нашими очами — а увидим, когда выйдем из тела и водворимся у Господа, — но нас-то видят очень хорошо. И обращенные на нас взгляды с небес полны любви и радости. Они видят то, чего мы пока не видим, — но уже знаем. Христос воскрес и даровал нам вечную жизнь. Верой мы поселяемся в этом мире вечной радости и верой несем эту радость другим. А вера — это не переживание и не мечтательность; это каждодневное усилие, которым мы отказываемся от лжи, уныния и злобы и избираем истину, любовь и радость.
Источник
Радость
Однажды у известного духовника, схиархимандрита Илия спросили:
– Отче, а о чем должны писать мы, светские журналисты?
Но самое главное – это остановить машину пессимизма
– Все очень просто, – ответил батюшка. – О целомудрии и крепкой семье, против наркомании и пьянства. Но самое главное – это остановить машину пессимизма, которая постоянно запугивает наш народ – мором, голодом, революциями, вгоняя его в уныние, один из самых страшных грехов, который отдаляет человека от Бога…
А ведь и в самом деле – уныние, замкнутость, пессимизм, озлобленность и сердитость как-то у нас уж очень распространились в последнее время и стали как будто нормой. На что, конечно, кто-то может сказать: так посмотрите, время какое, чему радоваться? Ну и, понятно, «генетическая» память сразу за считанные секунды отматывает пленку назад на тридцать, семьдесят, сто лет… И думаешь: а что, не такое уж и плохое нам время выпало, бывало и хуже и даже настолько, что не приведи Господь… Но вот почему-то такого повсеместного и повального уныния не было… Почему же так?
В нашей Почтовской больнице в Крыму, которую я посещаю время от времени, с месяц назад появилась бабушка девяносто восьми лет от роду. Звать её Марией. Такая высохшая вся, но живая, подвижная, отзывчивая и – радостная. Вот ведь удивительно, честное слово! Начинаешь прикидывать… Так, бабушка родилась в 1918-м году… нормально… хорошенькое начало. Ну и дальше, даже ещё без расспросов: Гражданская война, голод, коллективизация, репрессии, война, разруха, снова голод, работа на износ по восстановлению хозяйства, потом жизнь скудная и бедная, а под конец ещё и перестройка и развал страны «обухом по голове» с его безумными 90-ми. И вдруг – радость! Не радость по какому-то случаю. Вот, мол, мне болонку новую подарили или «бентли» купил со скидкой… Нет, просто радость. Причем, я напомню, радость эта бьет через край не на карусели в Диснейленде, а на койке провинциального сельского хосписа, где о тебе хоть и заботится добрый и чуткий персонал, но нет каких-то особенных «условий» для счастья, о которых так много сейчас везде говорят. А радость есть! И вот встречает эта бабулечка столетняя приход священника с весельем необыкновенным, и смотрит радостно своими огромными (за линзами очков) глазами, и всё приговаривает ласково: «А как же… вот и славно, вот и хорошо, что пришли… Как без Бога-то, без Бога никак… Он всем управляет, всё видит, всех любит…»
Радость, вы понимаете, от неё исходит, как тепло от нагретой печки, когда с мороза входишь в дом
И говорит это так, точно не она лежит с поломанной ногой на больничной койке, а ты пришел к ней за помощью и утешением. И всё она пытается подняться, рассмотреть тебя получше и как-то порадовать, укрепить, поддержать… Вот, честное слово, не вру. Удивительно, но чувство именно такое. Радость, вы понимаете, от неё исходит, как тепло от нагретой печки, когда с мороза входишь в дом. И печка эта, как я понимаю, не остывает вообще никогда… Какими только судьбами? Вот в чем вопрос.
Рассказ её прост и безыскусен… Что сказать. Родилась на Урале в городе Орск… Верующей была вся семья: и папа, и мама, и дети, конечно. Все ходили в храм, все жили по-православному, дружно… Потом, недавно уже, лет двадцать назад, у внучки здоровье стало слабенькое, и посоветовали ей переехать в Крым, ну а расставаться никому не хотелось, вот и поехали все вместе… с тех пор живем здесь. И дети, и внуки и правнуки…
Потому что здесь просто исполнение слов Спасителя, Его призыв к нам – быть светильниками миру
И вот тут я понимаю ещё одну причину этой светлой, незамутненной радости. А причина в том, что бабушка понимает: она здесь – в больнице – именно на время. Потому что упала дома, и ножка сломалась, и срослась неправильно, а потом рожа на ногах развилась, и коркой покрылась… и вот – пришлось лечь в больницу. Но она здесь ненадолго. И это не самообман какой-то, а подлинная реальность, потому что там, дома, её ждут и дети, и внуки, и правнуки. Ждут по-настоящему: скучают, переживают, хотят увидеть её, и обнять, и по головке погладить, и ручки в руках подержать, и очки поправить, и расспросить о жизни, и радостью её напитаться, насытиться, чтобы и другим понести, отдать, поделиться… Мало ведь радости в нашей жизни, так уж чего там, надо делиться, отдавать, коли есть такой «генератор радости» в доме. И уж, конечно, его – «генератор» этот, а точнее, бабу Марию – никому не отдадут, не «спихнут» в дом престарелых с глаз долой – из сердца вон… Я, конечно, не хочу сказать, что только за добрыми, чуткими и радостными стариками нужно ухаживать, но ведь и разница, согласитесь, есть – терпеть близкого человека в бытовом и в душевном смысле (как это ни горько звучит, но ведь и такое встречается!) или пылинки с него сдувать буквально, беречь как лампадку ясную, чтобы она подольше светила, и грела, и радовала, чтобы и правнуки от неё ещё «индуктивно» этой радостью, и светом, и любовью напитались и сами понесли этот свет и радость в мир, в будущее…. Как это просто, а, главное, просто в начале своём, в основании, в сути. Именно в том, с чего баба Мария и начала свой безыскусный рассказ, помните: семья была верующая… Все – и папа, и мама, и детки – все в храм ходили, жили по-православному, дружно… Вот тебе и весь секрет… Вот почему и рассказывать особенно не о чем. Потому что здесь просто исполнение слов Спасителя, Его призыв к нам – быть светильниками миру. А как быть? Да с детства наполнить жизнь свою светом истины и беречь, не терять его никогда, а только преумножать внимательным и благоговейным отношением к вере, к церкви, к людям, к собственным словам и поступкам… Как просто, правда? Но пойди – исполни. И сколько ещё всего баба Мария не рассказала о своей жизни, которая, я более чем уверен, вовсе не была ни простой, ни легкой… Но все эти трудности, и скорби, и напасти, и беды именно что ничего не смогли поделать с той радостью, которую даёт Господь любящим Его. Вот почему и не стала баба Мария об этих трудностях и скорбях распространяться подробно, вспоминать и плакаться, хоть ведь и не грешно, честное слово, иной раз поплакаться… Но радость перекрывает всё, и скорбь исчезает, рассеивается «яко дым», и видно, что это не искусственно как-то «придумано», а выражает саму суть, само содержание жизни, исполняющей душу…
Два раза я успел поисповедовать и причастить бабу Марию, а ещё Володя, мой добрый помощник, который здесь же, в больнице работает, во время молебна в нашей больничной часовенке посетовал, что вот-де, у бабы Маши ножки не заживают никак, и всё больше коркой покрываются, и потому её не выписывают никак, так, может быть, ей ножки масличком освященным помазать?
И я благословил Володе взять маслица побольше, прямо от лампады нашей, в часовенке, перед которой мы служим молебны о болящих. Взять это маслице и помазывать щедро бабе Маше её больные ножки… Вот какой мерой баба Маша всем тепло своё, и любовь, и радость отдаёт, такой мерой и ей пусть будет отмерено. И вот, в последний мой приход Володя, сияющий, сообщает мне с радостью, а баба Маша своими огромными глазами через линзы очков подтверждает, да я и сам всё вижу: отпала короста, затянулись раны, зажили ноженьки, чистые стали как у младенца от масличка-то… Так что скоро домой, домой! Вот только поисповедаться, причаститься на дорожку и – в путь!
Источник