Чувство меры для чайников
Слово “мера” не так чтобы очень распространено в нашем лексиконе. Ну какие там ассоциации: Палата мер и весов и что-то с уроков физики, грозное повеление директора “примите меры!”, может, что-нибудь из портновско-шитейной тематики: “давайте снимем мерку”. Особо эрудированные вспомнят что-нибудь из Библии про то, кому какой мерой отмерять. Однако всё не так однозначно, как кажется на первый взгляд, просто поверьте.
Те, кто по-настоящему любит и умеет готовить, часто сталкивались с таким конфузом. Рассказываешь кому-нибудь рецепт и натыкаешься на, в принципе, вполне закономерный вопрос: “А этого сколько нужно? А того?” И впадаешь в ступор. Потому что и того, и этого нужно взять столько, сколько нужно. И это зависит от большого количества факторов, но в первую очередь — от внутреннего ощущения самого процесса приготовления конкретного блюда. И ощущения этого не будет, если нет любви. К готовке, разумеется.
Или вот известнейший пример с так называемой “врождённой грамотностью”. Это когда человек вообще никаких правил не знает, а пишет, подлец, как Коля Сулима. Ну просто чувствует, что вот здесь нужно поставить запятую, а вот тут — написать вдруг “а”, а не “о”. А если напишет что-то неправильно (всякое ведь бывает!), то в глазу прям как будто колет что-то: некрасиво получилось, неправильно, срочно нужно принять меры.
Когда мне нужно всерьёз говорить о мере, я обычно начинаю с немножко антирусского анекдота о том, как русский Ваня принимал участие в конкурсе, кто больше выпьет. Там все начинали с напёрстка, пытаясь постепенно увеличивать дозу, а Ваня, наоборот, начал с самой большой тары, постепенно уменьшая: ведро, банка, стакан, рюмка… И вот остаётся один тот самый напёрсток, и все трибуны дружно скандируют “Ваня! Ваня!”, но Иван неприступен. Он отставляет напёрсток с золотыми словами: “Русский Ваня свою меру знает”. (На всякий случай поясню, что антирусский анекдот, потому что эксплуатирует стереотип, что русские много пьют, что, конечно, не соответствует действительности)
Уже можно обобщать. Мера — это край, отделяющий то, что можно (правильно, красиво, хорошо и т.д.) от того, что нельзя. Мера — это форма, описывающаяся (три раза пытался это слово правильно написать!) этими самыми краями. А поскольку весь мир постоянно движется и изменяется, то и форма эта подвижная, текучая. Но что самое интересное, сама эта подвижность и текучесть не случайна, а… правильно, закономерна — на какое хорошее слово мы вышли! И вот это “примите меры” как раз про такое движение, когда мы, выражаясь научно, одними процессами корректируем течение других процессов (как там у Хауса — когда развитие одной болезни сдерживается другой).
А теперь самое интересное. Внимательно вглядевшись в этот мир, мы, каждый со своим чувством, обнаруживаем, что он абсолютно конкретен в своих формах и их развитии. То есть, он весь состоит из мириадов мер самого разного размера и порядка. И они все накладываются друг на друга, влияют, образуют новые меры, просто голова кругом! Получается узор. Живой, невероятно сложный (сложенный), который очень легко на первый взгляд принять за хаос и бардак, но стоит чуть-чуть успокоиться, вглядеться, и вот оно, волшебство текущего момента предстаёт перед нами во всей своей красе.
Моя любимая метафора такого закономерного узора — это игра Го. Всё очень просто. Есть поле-матрица, каждый из элементов которого может быть в трёх состояниях — может быть занят чёрным камнем, может белым, а может быть пустым. То, каким оказывается конкретный элемент, определённым образом влияет на возможности других элементов по всему полю изменить своё состояние. Каждый из игроков вносит свои изменения в общую для обоих матрицу, но предсказать последствия бывает не так просто: количество игровых ситуаций примерно равно количеству атомов во Вселенной. Поэтому играть только головой в эту игру не получится, нужно обязательно подключать сердце. В смысле, интуицию.
Ведь интуиция как работает. Где-то там, вне пределов нашего сознания (и очень может быть, за пределами нашей психики вообще), происходят какие-то вычисления, которые нам не под силу, а к нам уже приходит просто готовый ответ, в обход какой-либо логики. Тут сразу стоит оговориться, что вполне возможно, сам этот ответ потребует обязательной расшифровки, для чего нужны будут и логика, и эрудиция, и жизненный опыт. Это как с оракулом. Пифии, конечно, красотки, но их полубессвязный бред так и остался бы бредом, если бы не серьёзные бородатые мужики, крепко удерживающие их на своих барных стульях. Но и без пифий, как показала практика, мужики обойтись никак не могли.
Чувство меры, пожалуй, не просто интуиция, а интуиция extra virgin (уже без всякой отсылки к пифиям). Это не чьи-нибудь голоса, которые мы можем ненароком поймать в свои локаторы, это дыхание самого Узора, который течёт и изменяется в соответствии с ходами всех, у кого есть возможность делать ходы (а это не только игроки, но и самые разные боты, которых, поверьте, гораздо больше, чем вы можете себе представить). И у этого Узора, несмотря на астрономическую вариативность, всегда есть абсолютно закономерное развитие. Даже если в некоторые моменты происходит настоящее чудо, задним числом мы всегда сможем понять его механизм (но не факт, что сможем воспроизвести).
И когда легендарный скульптор (в смысле, герой легенды) говорил, что он просто берёт кусок мрамора и отсекает всё лишнее, он говорил нам про чувство меры. Потому что именно оно позволяет нам прочувствовать, что лишнее, а что нет. Когда музыкант-импровизатор, повинуясь своим чувствам, замолкает, чтобы дать музыке необходимое дыхание, но повинуется чувству меры. Когда кулинар красивым движением плещет каплю уксуса в соус, его ведёт то же самое чувство. Именно чувство, не знание, не рецептура, не традиции предков.
Напоследок ещё одно выражение чувства меры в нашей и без того непростой жизни. Когда-то, под занавес Советского Союза, тандем русских психологов-философов придумали любопытную концепцию природы таланта. Один из главных постулатов там такой: талант есть норма. Как раз не только в том смысле, что быть талантливым нормально для любого человека (хотя это, безусловно, так), но и в том, что талант как раз и обусловлен тем самым чувством меры, чувством нормы. Талант интуитивно чувствует, что нужно, для того чтобы “процесс пошёл”. И да, не будет делать ничего, пока этих условий нет (вечная истина — писатель отличается от графомана тем, что может не писать).
Так вот, для того, чтобы каждый мог проверить, насколько он талантлив, эти два хороших человека придумали любопытное испытание. Вы вполне можете его повторить. Для этого найдите свободное и ровное пространство, на котором вам нужно отметить ровно 7 метров. Это будет вашей мерой. Встаньте носками на одну черту и пройдите своей свободной походкой ровно эти семь метров так, чтобы в конце встать носками на вторую черту. Не считайте шаги, это вас только отвлечёт от кинетической мелодии вашего тела. Последний шаг наверняка будет неполным, но что ж поделать — какой есть. А теперь постарайтесь пройти ровно те же 7 метров, но с закрытыми глазами. Не получилось с первого раза? Не беда. У вас есть 10 попыток. Каждый результат необходимо записать, а потом желательно построить график, где взять результаты по модулю (то есть, неважно, недошли вы 10 сантиметров или перешли — на графике вы всё равно ставите точку на отметке 10). Идеально будет, если все ваши попытки попадут в зону 15 см от ровного результата. Но самое главное, чтобы ваш график представлял собой постепенное приближение к нулю. Это и будет свидетельством того, что в вас есть механизм, способный регулироваться, подстраиваться под ту меру, что вы ему задаёте.
И опыт этот ещё раз наглядно показывает, что одно из главных наших качеств — отмерять наши действия в соответствии с той объективно существующей нормой, которая досталась нам просто по факту того, что мы живём в этом мире и являемся частью этого узора, переливающегося и пульсирующего вечно. Берегите это чувство, без него и все остальные быстро притупятся.
Источник
Чувство меры или из крайности в крайность
Моя мама с детства говорила мне, что хорошо все, что в меру. Да и многие об этом слышали. Но что значит «в меру»?
Можно это назвать умением вовремя остановиться, быть умеренным.
И на своем опыте не раз убеждаешься, что так и есть. Каждый найдет свои примеры из жизни от самых простых до серьезных жизненных ситуаций. Например, от меры в еде до меры в работе, отношениях, развлечениях, отдыхе, общении.
Давно думала на эту тему и однажды поделилась с одним психологом, показала как это выглядит в действии. Но сейчас не об этом.
Можно ли через изображение меры действительно приобрести это свойство? Возможно, да.
Но чаще всего чувство меры — это такой путь и чувство, которое необходимо тренировать, как и любое качество.
Подумайте. В чем вы проявляете крайности по отношению к себе, к работе, к людям, в отношениях, как часто мы поддаемся различным эмоциям и желаниям? В чем вам бы хотелось быть более умеренным? Выберите для себя.
В одежде чувство меры — это чувство стиля, когда все в меру: украшений и деталей одежды и аксессуаров.. Такой мерой обладала Коко Шанель, благодаря чему стала популярной. Это то, что касается стиля. И, конечно, ее недюжинная работоспособность и умеренность в еде и питье. Об этом имеют все представление.
Можно продолжить список: в сне и бодрствовании, развлечениях и т.д.
В отношениях выражается умением вовремя остановиться, если чем-то не доволен. А также это прежде всего тактичность. Вот выписка из словаря: Такт— чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к чему-либо, кому-либо, умение держать себя подобающим образом. В музыке — специфическая форма и единица музыкального метра. И т.д
Отсутствие же меры и такта, например, в семейных отношениях: когда человек пришел домой уставшим, предложить пойти ему на прогулку. Т. е. когда человек не учитывает чувства, состояние или ситуацию человека. Тоже и в деле, работе.
Но это не только восприимчивость, но и соблюдение последовательности.
Что дает чувство меры: прежде всего дисциплинирует человека, делает более собранным, целенаправленным. И как составляющая понятия, психологическая саморегуляция помогает управлять своими чувствами, состояниями в некоторой степени.
В православии же чувство меры — это целый жизненный путь, оно называется «золотым путем» или Царским путем. Это путь духовного развития человека.
Вот отрывок из книги Дмитрия Р. «Поучения и слова»:
«Итак, человеку необходимо внимательно опасаться того, чтобы не уклониться налево, то есть на прелести греховные, не уклониться и направо, то есть на излишние крайне суровые подвиги, и не прийти к гордости. Идти же нужно царским путем, то есть умеренной жизнью, умеренной добродетелью. Приличный сему пример или образ приводит святой Златоуст: «Когда бремя праведных бывает слишком тяжело, то ладья погружается; когда же оно умеренно, — плывет благополучно.
Жизнь наша поистине подобна плаванию: мир, как море; тело, как ладья; душа в теле, как пловец в ладье; дела же, как какой-либо груз. Если пуста будет ладья, то поднимется ветер, и ладья скоро опрокинется волнами. Если же она отягощена без меры, то она близка к потоплению даже и тогда, когда не будет ни ветра, ни волн; когда же поднимутся ветер и волны, она тотчас погрузится. Только по мере вложив в ладью, ты можешь плыть беспечально».»
Тоже не нужно путать «чувство меры» с полумерами, когда живешь в полсилы, спустя рукава.
Или когда человек не полностью присутствует в отношениях, да что говорить, многие не очень-то присутствуют и в собственной жизни, так тоже бывает. Как сказал А.Е. Алексейчик: «Пациент прошел курс, не приходя в сознание. Психиатр тоже. »
Можно сказать, что чувство меры – это такой способ быть не только сознательным и ответственным, но и способ жить осознанно.
Также чувство меры перекликается с православным понятием: Трезвение – 1) духовное бодрствование; 2) христианская добродетель, заключающаяся во внимательном отношении к духовной жизни, дисциплине ума.
Это, конечно, большая тема для рассмотрения и в культуре, и в личной жизни. В каждом конкретном случае.
Но, что хотелось бы пожелать всем, так это каждому найти чувство меры в том, где вам его не хватает. Упражняться и тренироваться. Найти свой баланс, который нам так всем сейчас необходим.
И напоследок небольшое стихотворение, попробуйте его выполнить:
Свой сделай шаг наполовину,
Как будто в воздухе замри.
Почувствуй твердость изнутри.
Источник
Чувство меры
Хочу предложить читателям весьма позновтельную статью Фалеева про «чувтво меры». Не пожалейте времени на её прочтение и убедитесь что статья очень полезная.
«Если ставишь себе какие-то цели и с маниакальным упорством к ним идёшь, то результаты просто избегают тебя».
Это особенно хорошо известно тем, кто начинает заниматься своим телом — либо похудением, либо накачкой мышц.
Возможно, Вы удивитесь, но основная причина отсутствия прогресса в тренировках — ПЕРЕТРЕНИРОВАННОСТЬ.
Новичок приходит в зал, видит десятки хромированных тренажеров и начинает выполнять по паре десятков упражнений за тренировку.
И так он делает 3 раза в неделю. В итоге каждая тренировка превращается в истязание. Такое «маниакальное упорство» приводит к физическому и психическому истощению. Новичок быстро бросает тренировки.
Аналогичная ситуация и с похудением. Чем больше полный человек изнуряет себя голоданиями, диетами, аэробикой, тем быстрее он вообще откажется от попыток похудеть. Потому что похудение в его мозгу будет устойчиво связано с жесточайшим насилием над собственной психикой.
А все дело в том, что мы зачастую не знаем МЕРЫ. Не умеем останавливаться, когда надо.
Поэтому основная задача каждого, кто собирается себя совершенствовать — научиться останавливаться, чувствовать МЕРУ.
Отсутствие меры — это не только проблема перетренировавшихся спортсменов, но и главная причина переедания, главная причина алкоголизма, главная причина бесконечной погони за «золотым тельцом» (хочу одежду все моднее и моднее, машину все круче и круче, квартиру/коттедж все больше и больше).
Почему же мы хронически теряем чувство МЕРЫ? Как этого избежать? Как научиться чувствовать МЕРУ?
Ответ на эти вопросы автоматически поможет избавиться от переедания, от чрезмерного употребления алкоголя, от безостановочного курения по 2-3 пачки в день и т.д.
Но для начала нам придется разобраться, а в чем же состоит понятие «МЕРЫ». Почему человек не может во время остановиться?
Мы не можем остановиться, ТОЛЬКО потому, что это действие (например, еда, выпивка, курение, накопление и т.п.) воспринимается НЕЗАВЕРШЕННЫМ.
Открыл и исследовал этот механизм незавершенных дел один из величайших психологов XXвека Курт Левин. Человек он был незаурядный и необыкновенно интересный, причем даже его занятия со студентами-психологами отличались этими качествами в полной мере.
В качестве иллюстрации открытого им феномена Курт Левин проводил для своих учеников такой эксперимент. Вместе с ними он шел в ресторан, там они усаживались за стол и что-то себе заказывали.
В какой-то момент Левин подзывал к себе официанта и спрашивал его: «Милейший, а вы не скажете нам, что заказала вон та только что пришедшая пара?»
Официант любезно перечислял все блюда, заказ на которые он только что принял.
После этого Левин просил его ответить: «А что заказывала вот эта пара, которая уже расплатилась с вами и собирается уходить?»
При ответе на этот вопрос любой из инспектируемых таким образом официантов терялся, пытаясь перечислить блюда, заказанные этой второй парой, но неизбежно путался, сбивался, а то и вовсе не мог найтись с ответом.
Теперь Левин поворачивался к своим студентам и как ни в чем не бывало задавал им следующий вопрос:
«Рассудите сами. Только что мы спросили официанта о двух принятых им заказах.
Один из них — заказ уже уходящей пары, и это, очевидно, потребовало от него наибольших усилий: он принимал этот заказ, давал указания шеф-повару, приносил соответствующие блюда, обслуживал клиентов во время их ужина, убирал тарелки, потом рассчитывался с ними и т.п.
Второй заказ, который он принял несколько минут назад, напротив, занял у него меньшее количество времени и сил: он только выслушал своих клиентов, но еще даже не успел поговорить с шеф-поваром.
Почему же первый заказ он помнит хуже, чем второй?»
За столом воцарялась полная тишина. Действительно, это казалось ОЧЕНЬ странным. Почему официант с идеальной точностью помнил о заказе, который еще даже не успел осуществить, но при этом не мог сказать, что он приносил за соседний столик несколько минут назад?
Ответ заключался в открытии, сделанном Куртом Левином: мы хорошо помним те события, которые еще не завершились, но быстро забываем о том, что уже произошло.
Иными словами, незавершенные ситуации постоянно и активно возбуждают центры нашего мозга, которые не позволяют мозгу успокоиться.
Именно такие незавершенные ситуации, ситуации, так и не доведенные нами до своего логического конца, часто являются краеугольным камнем различных неврозов. Как известно, нет ничего хуже неопределенности, когда вы не знаете, одобрят ваш поступок или осудят, уволят вас с работы или не уволят, будете вы разводиться или не будете, заболеете вы или нет.
Парадоксально, но нашей психике было бы легче, если бы мы точно знали, что нас не одобрят или уволят, что наш развод состоялся, и даже что мы заболели.
Неопределенность хуже, чем доподлинно известный плачевный результат наших решений и поступков.
Именно про такие ситуации и говорят: «Лучше ужасный конец, чем ужасы без конца!»
Итак, незавершенные ситуации возбуждают наш мозг… и требуют себя завершить! Поэтому человек без всякой необходимости возвращается в мыслях или действиях к незавершенным ситуациям. Причем даже к самым бессмысленным.
Мария Арсентьевна Овсянкина (одна из учениц К.Левина) провела такой простой эксперимент: испытуемым взрослым людям она давала скучное и бессмысленное задание — сложить фигурку из разрезанных частей.
Когда испытуемый уже выполнял примерно половину задания, она прерывала его и просила сделать второе — уже совсем другое задание. При этом не полностью собранную фигуру она прикрывала газетой.
Оказалось, что после окончания второго задания 86% испытуемых захотели вернуться к первому прерванному заданию.
«Но почему, — удивлялся К.Левин, — взрослые люди, начав такую «глупую» работу, как складывание фигур, хотят вернуться к ней? Ведь никакого интереса к задаче нет!»
Курт Левин сделал вывод: у человека возникает потребность завершить даже самое бессмысленное задание.
Еще одна ученица К.Левина из России — Блюма Вульфовна Зейгарник — провела такой эксперимент. Испытуемым давалось 18-20 заданий, примерно половина из них прерывалась, а половина была завершена.
Когда испытуемый заканчивал последнее задание его как бы невзначай расспрашивали о прошлых заданиях. Оказалось, что испытуемые упоминали незавершенные задания в два раза чаще, чем завершенные.
Б.В.Зейгарник сделала такой вывод: незавершенные действия лучше сохраняются в поверхностном содержании сознания, чем завершенные.
Этот эффект известен сейчас в психологии, как «эффект Зейгардник», и активно применяется в различных методиках, например в методике обучению иностранным языкам — применение такого способа позволяет увеличить объем запоминаемых иностранных слов в два раза.
Вот как был проверен этот способ.
Было выбрано две группы.
Первая группа обучалась по обычной методике — девался текст на иностранном языке с вкраплением в него новых для испытуемого слов. Далее студента просили перевести этот текст, а после перевода проверяли объем запомненных новых слов, встречающихся в тексте.
Во второй группе было все также, но с одним существенным отличием — студента, когда ему оставалось перевести всего три последние строчки, просили прервать задание и немного помочь учителю в каком-нибудь деле.
Оказалось, что в первой группе (полностью завершившей перевод), студенты запомнили 47% новых иностранных слов. Во второй группе (прерванный перевод) студенты запомнили 77% новых слов. (Важное дополнение. Этот эффект срабатывал только в том случае, если испытуемый, несмотря на прерванное задание, оставался уверенным, что с заданием справился. Т.е. нельзя прерывать задание приказом «Время вышло, Вы не успели» — в этом случае эффект лучшего запоминания не наблюдался).
Итак, подведем итоги.
Незавершенные действия постоянно висят в нашей памяти, вокруг них крутятся все наши мысли и эмоции. Мы полны желания завершить эти действия.
Проблемы начинаются тогда, когда действия завершить принципиально НЕВОЗМОЖНО:
— Невозможно съесть всю еду. Но человек, для которого само наличие еды в холодильнике воспринимается, как незавершенное действие, не может остановиться и ест все, что видит. Ест до тех пор, пока еда не исчезнет из поля зрения, переместившись в желудок.
— Невозможно выпить весь спирт. Но человек, для которого наличие спиртных напитков воспринимается, как незавершенное действие, не может остановиться и пьет все, что хоть как-то напоминает спиртное: сначала солидно, чокаясь, выпьет вина, потом уже не очень солидно выпьет водку, затем, пошарив пьяными глазами, выпьет обнаруженное пиво, мартини, коктейли и т.д.
— Невозможно выкурить все сигареты. Но есть люди, для которых само наличие сигарет в пачке воспринимается, как незавершенное действие. Они смолят одну сигарету за одной. А как только заканчивается пачка, идут и покупают новую.
— Невозможно сразу за тренировку выполнить все известные упражнения. Но находятся новички, которые из тренировки в тренировку пытаются это сделать, выполняя в тренажерном зале по 15-20 упражнений за одну тренировку, чем загоняют себя в хроническую перетренированность. Для этих молодых спортсменов само нахождение в тренажерном зале становится незавершенным действием.
Все эти действия воспринимаются, как незавершенные, а значит все мысли человека вращаются вокруг этих действий, и он начинает испытывать непреодолимую потребность эти действия продолжать.
А так как логического окончания эти действия не имеют, то продолжение превращается в бесконечный бег по кругу.
Выход из всех этих ситуации один — перестать воспринимать все эти действия, как незавершенные.
Пусть каждое действие будет ощущаться ЗАКОНЧЕННЫМ!
А для этого важно делать действия на части и делать между этими частями перерыв.
Например, женщина не может уснуть, т.к. не довязала свитер. Незавершенность действия не дает ей покоя, она ворочается, и мысли то и дело возникают в ее голове, мешая заснуть.
Правильный подход был бы таким — разбить большую работа на несколько частей, и каждую часть воспринимать законченной.
Для этого в ходе дневного процесса вязания достаточно думать так: «Сейчас мое дело — это связать рукав. Одного рукава пока что будет вполне достаточно. Это моя норма — один рукав. Все остальное — потом, а сейчас — только рукав».
Когда один рукав будет связан, делается небольшой перерыв, во время которого оценивается, насколько реально сегодня закончить и второй рукав. И только, если это реально, тогда в план включается второй рукав. И так далее.
Так же можно поступать при тренировках. Выполняется одно упражнение, во время которого оно считается целью всей тренировки. После выполнения этого упражнения делается небольшой перерыв, во время которого надо оценить степень собственной усталости и готовности к следующему упражнению. Если в теле нет свежести и бодрости, то следующее упражнение лучшее вообще не делать.
В физических тренировках вообще надо придерживаться такого простого правила — лучше недоработать, чем перетренироваться. Лучше уйти из зала слегка недогруженным (и с желанием еще позаниматься), чем перегруженным (и с чувством отвращения к залу). В первом случае Вы наверняка придете на следующую тренировку, а во втором уже может и не захотеть придти.
Так же надо и принимать пищу, разбивая процесс еды на этапы. Первый этап — сосредоточились только на первом блюде и спокойно едим только его. Это одно законченное действие.
После окончания этого действия делаем небольшой перерыв и оцениваем степень насыщенности/голода.
Если надо совершить еще одно действие — начинаем есть второе блюдо. Это будет второе законченное действие.
Такое разбивание любого процесса на законченные этапы позволит решить одну из самых злободневных психологических проблем человека — проблему незавершенных ситуаций.
Любая незавершенная ситуация — это огромный стресс, требующий своего завершения. И только тогда, когда ситуация доведена до завершения, мозг успокаивается и сможет наконец полноценно отдохнуть.
При этом важно не формальное завершение дела, а ощущение завершенного дела (или этапа), чего вполне можно добиться простым изменением своего отношения к проблеме.
Итак: разбивайте свои действия на этапы и делайте их завершенными!
БЕСПЛАТНЫЙ КУРС
Как резко повысить личную эффективность, с помощью простых приёмов быть на шаг впереди всех
Как продлить свою жизнь и повысить её качество
Как развить свои природные таланты и обеспечить материальное благополучие
Как победить Страх, беспокойство
Как с помощью маленьких хиростей жить легко
Как контролировать себя и свои мысли
Как усилить жизненную энергетику
Как научиться зарабатывать на жизнь не имея начальников
Источник