- Как беречь органы чувств? Памятка школьникам и взрослым
- Зрение и его защита
- Обоняние
- Осязание
- Урок по теме «Органы чувств»
- Презентация к уроку
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Сообщение темы урока.
- III. Работа над новым материалом.
- IV. Физминутка. Игра “Наши глаза”.
- V. Закрепление.
- VI. Домашнее задание.
- VII. Подведение итогов урока.
- VIII. Рефлексия.
Как беречь органы чувств? Памятка школьникам и взрослым
Система органов чувств человека – это часть нервной системы. Именно органы чувств или, как принято их называть, сенсоры способны воспринимать информацию, которая нас окружает. Они же с помощью нервных импульсов передают информацию в мозг, где происходит ее анализ. Зачем все это нужно?
Органы чувств крайне необходимы живым существам, мы без них просто не могли выжить. Как достать себе еду, если нет глаз? Как отличить запах уксуса от запаха воды, если нет органов обоняния? И как мы поймем, что нездоровы (ударились, порезались или обожглись), если нет тактильного восприятия? Человек без сенсорных систем однозначно существовать не может. Именно поэтому мы будем обсуждать довольно важную проблему — как беречь органы чувств.
Памятки такого рода должны присутствовать в школах, университетах и даже в детских садах. Очень важно ребенку с самого раннего возраста донести то, что сенсорные системы своего организма нужно обязательно беречь.
Первое, что необходимо знать, – это то, что органов чувств у человека всего пять: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Если говорить совсем уж просто, то мы способны видеть, чувствовать запах и вкус, слышать и ощущать тактильно. Каждый орган чувств имеет свои определенные особенности, поэтому мы рассмотрим каждый в отдельности.
Зрение и его защита
Когда же человек впервые узнает такой термин, как органы чувств? 4 класс начальной школы дает такую информацию, но родители должны побеспокоиться об этой проблеме намного раньше, чем детям проведут короткий урок биологии по этой теме.
С самых первых дней жизни именно глаза дают возможность ребенку изучать пока неизвестный ему окружающий мир. С помощью зрения мы не только видим предметы, цвета и формы, но и определяем пространственное положение объекта. Благодаря этому органу чувств человек способен писать, читать, знакомиться с шедеврами литературы и искусства, а это немаловажно для развития и становления личности.
Нас окружает большое количество различных раздражителей, но особое значение имеют зрительные, потому что 90 процентов информации мы получаем именно благодаря зрению. Именно по этой причине мы разберемся, как беречь органы чувств, а конкретнее — зрение. Необходимо выполнять некоторые правила:
- Хорошее освещение во время чтения.
- Запрет на курение.
- Питание, полезное для зрения.
- Если вы носите очки или линзы, то обязательно ухаживайте за ними.
- Меняйте линзы и очки вовремя.
- Если врач прописал очки, то их надо носить.
- Посещайте врача.
- Правильно обращайтесь с компьютером, телевизором, телефоном и так далее.
- Делайте простую гимнастику во время дня.
Эти простые действия помогут сохранить вам зрение или даже улучшить, если вы не запустили данную проблему. Помните, что зрение может испортиться и по причине механической травмы, поэтому защищайте их специальными очками или маской во время опасной работы. Не смотрите на яркие источники света (лазер или сварка).
Все знают, что органом вкуса является язык. Это подвижная мышца, одна из самых сильных в человеческом организме. Поверхность нашего языка не гладкая, а шершавая, это можно объяснить наличием большого количества маленьких сосочков, которые и помогают нам определять вкус пищи. Все сосочки можно разделить на такие группы:
- Нитевидные.
- Конические.
- Грибовидные.
- Желобовидные.
- Листовидные.
Исходя из формы, они выполняют какие-либо определенные функции. Теперь небольшой список правил, как беречь органы чувств (вкусовые рецепторы):
- Нельзя есть сильно горячую еду или пить кипяток.
- Обязательно необходимо перед едой мыть руки.
- Нельзя брать в рот неизвестные препараты, растения и другие предметы.
- Помните золотое правило: «когда я ем – я глух и нем». Не разговаривайте во время еды, это поможет вам не поперхнуться.
Обоняние
Органом чувств здесь выступает нос. Благодаря ему мы не только можем чувствовать прекрасные ароматы, но он нас предупреждает о многих опасностях, таких как пожар или утечка газа. Очень важно знать, как беречь органы чувств, в том числе и обонятельные рецепторы.
- Не вдыхайте непосредственно из емкости неизвестную жидкость, направляйте воздух к носу с помощью движений руки.
- Для органа обоняния очень вредна пыль, делайте ежедневные влажные уборки и проветривания.
- Курение или вдыхание табачного дыма также способны ухудшить ваше обоняние.
Органы слуха – это наши уши, которыми мы воспринимаем различные звуки. Последние представляют собой колебания, распространяемые с помощью звуковой волны. Не все звуки слышны человеку, есть определенные пределы, а выходящие за их границы звуки — это инфразвук или ультразвук. Слух беречь необходимо, а как это делать, мы рассмотрим прямо сейчас. Памятка, как беречь органы чувств (слух):
- Нельзя кричать на ухо и слушать громкую музыку.
- Нельзя чистить уши с помощью острых предметов, иначе можно повредить перепонку.
- Ежедневно мойте или чистите уши.
Осязание
У нас остался последний орган чувств – кожа, именно она участвует в процессе осязания. Она имеет главную функцию – защиту организма от внешнего воздействия. Кожа помогает нам различать тепло, холод, боль и так далее. Переходим к главному вопросу. Итак, памятка, как беречь органы чувств:
- Ежедневно принимайте ванну или душ.
- Носите чистую и качественную одежду.
- Избегайте ожогов, порезов, обморожений и так далее.
- Нельзя трогать незнакомые растения и уличных животных.
Соблюдая эти простые правила можно надолго сохранить здоровыми свои органы чувств.
Источник
Урок по теме «Органы чувств»
Презентация к уроку
Цель: дать полное представление учащимся об органах чувств.
Задачи:
- Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека. Формировать ЗОЖ. Воспитывать убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-гигиенические правила
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
- Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.
Формируемые УУД:
- Личностные УУД: формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки, личностного действия в учебной деятельности.
- Коммуникативные УУД: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации осуществления сотрудничества.
- Познавательные УУД: формировать умение видеть проблемную ситуацию, находить пути решения.
- Регулятивные УУД: формировать умение работать в паре, планировать свою деятельность и выполнять намеченное по плану.
Тип урока: объяснение нового материала
Оборудование:
- Ноутбук;
- Проектор
- Колонки;
- Запись ритмичной и спокойной музыки.
- карточки к заданию по группам «Запрещается – Разрешается» ;
Здоровьесберегающие технологии:
- Проветривание кабинета перед уроком;
- Комплекс физических упражнений;
- Физминутка. Игра “Наши глаза”;
- Смена деятельности: работа фронтальная – групповая.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, начинаем выполнять комплекс упражнений.
1) Комплекс физических упражнений. Слайд 2
Учитель показывает упражнения.
Упражнение для мобилизации внимания
И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо. 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7-8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс. 13-14 – хлопки руками по бёдрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний, 4-5 – быстрый, 6 – медленный.
2) Вводная беседа.
– При помощи какого органа мы различаем цвета? (С помощью глаз)
– Слышим звуки? (Нам помогают уши)
– При помощи чего различаем запахи? (При помощи носа)
– Вкус пищи? (Наш помощник – язык)
– Чем чувствуем тепло, холод? (С помощью кожи)
II. Сообщение темы урока.
– Правильно. Все эти органы называются органами чувств. А теперь помогите мне сформулировать тему урока. (Органы чувств)
– У человека пять органов чувств. С помощью органов чувств мы познаем окружающий мир, различаем предметы по запахам, окраске, форме, звукам.
III. Работа над новым материалом.
1) Глаза – орган зрения. Слайд 3
– Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, что это за орган чувств.
Видят целый свет,
А друг друга нет.
– Что это? (Глаза) Слайд 4
– Или орган зрения – это наше новое понятие, прочитайте его.
– Скажите, что мы можем определить с помощью органа зрения?
Рассказ. Глаза – орган зрения. Они помещаются во впадинах черепа – глазницах, защищены подвижными веками – верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадет соринка, то выступают слезы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.
Итог. Слайд 5
– Что мы различаем зрением?
– Какое значение имеют веки и ресницы?
– Какое значение имеют слезы?
– Какое строение имеет глаз?
– Как нужно охранять зрение?
2) Сценка. Береги зрение.
К окулисту пришел Крокодил, плакал горько, совета просил:
Я весь день телевизор смотрел, до полуночи над книгой сидел.
Свет обычно включать не любил и в темноте вечера проводил.
Видел все! А теперь не могу! Врач ответил: – Я вам помогу.
Но при этом с досадой сказал: – Вам беречь надо было глаза!
Непростительное поведение – так испортить хорошее зрение!
В темноте никогда не читайте! Телевизор пореже включайте!
И придется очки заказать, чтобы снова газеты читать!
Учитель: Я вот тоже к вам сегодня пришла в очках, потому что вчера долго работала на компьютере, а потом еще и лежа почитала книгу. Утром почувствовала, что глаза заболели, потекли слезы. И пришлось одевать очки. Как же быть? Как правильно беречь свои глаза?
IV. Физминутка. Игра “Наши глаза”.
Посмотреть друг другу внимательно в глаза.
Учитель говорит задание, ребята выполняют, например:
- похлопали в ладоши у кого карие глаза;
- присели 3 раза у кого зеленые глаза;
- подпрыгнули 5 раз у кого голубые глаза;
- погладили себя по голове у кого серые глаза и т.д.
Игра «Цепочка слов» – «Какими бывают глаза» ребята стоят по кругу. Учитель берет в руки маленький мячик и, передавая его соседу, говорит, например, «глаза могут быть добрыми», другой, передавая мяч соседу, говорит – «глаза могут быть злыми» и т.д. Желательно, чтобы ребята не повторяли прилагательные, характеризующие глаза.
3) Продолжим изучать нашу тему.
Уши – орган слуха.
– Следующий орган чувств вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка. Слайд 6
– Что это? (Уши) Слайд 7
– Правильно. Сейчас мы поговорим об органе слуха – это второе новое понятие, прочитаем его.
– Что было бы, если у нас не было органа слуха?
– Что мы различаем с помощью ушей?
– Сейчас я поставлю пластинку, а вы определите что это? (Голоса птиц)
Рассказ. Наше ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем ухом – это часть уха – ушная раковина. Она позволяет улавливать звуки. Внутрь идет слуховой проход, заканчивается барабанной перепонкой. Это и есть внешнее ухо. В среднем ухе находятся три косточки. Они передают колебания во внутреннее ухо, где находятся окончания слухового нерва. По слуховому нерву возбуждение передается в головной мозг.
Итог. Слайд 8
– Какое значение имеет орган слуха? (Ответы детей)
– Правильно ли одну ушную раковину назвать ухом?
– Куда идет возбуждение?
– Скажите, а как надо беречь уши?
– Почему в городах борются с шумом?
4) Нос – орган обоняния.
– Следующий орган чувств.
Загадка. Слайд 9
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей.
– Нос называют органом обоняния. Это следующее новое понятие, прочитаем.
– Закройте глаза. Я пройду и пронесу вещь, а вы должны определить что это?
– Что это? (Это апельсин)
Рассказ. Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, возбуждение передается в головной мозг и человек чувствует запахи.
Итог. Слайд 10
– Чем мы различаем запахи? (Ответы детей)
– Как по-другому называется нос?
– Куда попадают пахучие вещества?
– Куда передается возбуждение (сигналы)?
– Как нужно оберегать органы обоняния?
5) Язык – орган вкуса.
– Следующий орган чувств.
Загадка. Слайд 11
– Как по-другому можно называть язык?
– Что ощущает человек языком?
Рассказ. Язык покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены особые вкусовые сосочки. Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния.
Итог. Слайд 12
– Что мы можем различать органом вкуса?
– Чем покрыт язык?
– Почему мы ощущаем вкус пищи?
– Что помогает языку определить качество пищи?
6) Кожа – орган осязания. Слайд 13
– И последний орган чувств.
– Кожа – орган осязания. Это последнее наше понятие, прочитаем его.
– Что мы ощущаем при помощи кожи?
- Закройте глаза. Я вам дам предметы и вы должны определить, что у вас в руках. (Шишка)
- Закройте глаза и опустите руку в стакан с водой. Что мы ощущаем? (Холод)
– Скажите, как нужно заботиться о коже?
V. Закрепление.
– А сейчас мы будем играть в «Запрещается – разрешается». Мы разделились по группам до начала урока. Теперь каждая группа получает своё задание. Приложение 1, Приложение 2
VI. Домашнее задание.
Памятки вы составили почти без моей помощи – осталось выучить их и соблюдать не только на уроке по окружающему миру, а всегда.
В учебнике с. 49-52, рабочая тетрадь с. 40-42 (заполнить таблицу)
VII. Подведение итогов урока.
– Скажите, с чем мы сегодня познакомились?
– Что нового вы узнали на уроке?
И завершая путешествие по органам чувств предлагаю поиграть.
– Вам девчонки и мальчишки, приготовила я частушки.
Если мой совет хороший – вы похлопайте в ладоши.
На неправильный ответ, говорите – нет, нет, нет!
Постоянно нужно есть для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу.
Если мой совет хороший вы похлопайте в ладоши. (Да)
Не грызите лист капустный, он совсем, совсем не вкусный.
Ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет? (Нет)
Говорила маме Люба – Я не буду чистить зубы.
А теперь у нашей Любы дырка в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ? (Нет)
Ох, неловкая Людмила на пол щётку уронила.
С пола щётку поднимает, чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный совет? Молодчина Люда? (Нет)
Блеск зубам чтобы придать нужно крем сапожный взять.
Выдавить пол тюбика и почистить зубики.
Это правильный совет? (Нет)
Навсегда запомните милые друзья!
Не почистив зубы, спать идти нельзя!
Если мой совет хороший вы похлопайте в ладоши! (Да)
Зубы вы почистили и идите спать
Захватите булочку сладкую в кровать.
Это правильный совет? (Нет)
Запомните совет полезный
Нельзя грызть предмет железный.
Если мой совет хороший вы похлопайте в ладоши. (Нет)
Чтобы зубы укреплять полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет? (Нет)
Вы ребята не устали, пока мы здесь стихи читали?
Был ваш правильный ответ, что полезно, а что нет.
Учитель: Мы славно путешествовали. Теперь вы знаете правила, которые помогают человеку расти здоровым, крепким, жизнерадостным, готовым к преодолению трудностей в труде и учёбе.
VIII. Рефлексия.
Слайд 17
– Кому на уроке было комфортно работать?
– Кому было трудно?
Сообщение классу итогов работы на уроке.
– Урок закончен. Всем хорошего настроения и здоровья.
Список литературы:
- А.А. Плешаков, Н.Ю. Новицкая «Окружающий мир», – Москва: «Просвещение», 2011.
- С.А. Авилова, Т.В. Калинина «Игровые и рифмованные формы физических упражнений», – Волгоград: «Учитель», 2008.
- Н.И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья», – Москва: «Вако», 2007.
- Серия «Всё обо всём», Адреас Пиль «Моё тело», – Москва: «Планета детства», «Издательство Астрель» АСТ, 2000.
Источник