- Совет дня: исключите слова и поступки, прививающие ребенку гипертрофированное чувство вины
- Родители раздувают из мухи слона
- Стремятся манипулировать ребёнком и воспитывать «удобного» человека
- Стыдят ребенка
- Требуют то, что ребёнок ещё не может выполнить по возрасту
- Желают вырастить идеального человека без недостатков
- Передают чувство вины «по наследству»
- Возраст для совести: как не воспитать ложное чувство вины
- Как не воспитывать чувство вины у ребенка
Совет дня: исключите слова и поступки, прививающие ребенку гипертрофированное чувство вины
«Ай-яй-яй, кто это сделал?» — с улыбкой говорят мамы своим крохам. По мере роста малышей умиление потихоньку убывает. «Как тебе не стыдно!» — ругает папа сына, который ударил в детском саду другого ребенка. «Разве можно быть такой жадиной-говядиной?» — пеняет мама, когда дочка не хочет делиться игрушками с братом.
Взрослея, ребенок начинает понимать, какое именно чувство ждут его родители после неправильных поступков — в том числе и просто отличных от тех, что им хотелось. И начинают испытывать чувство вины и стыд после назидательных слов взрослых. Родители, будьте осторожны! Психолог Алина Кравченко предупреждает, что чувство вины.
. может стать гипертрофированным. И повлиять и на самооценку.
. оно может иметь пугающие масштабы и возникать по самым незначительным поводам или даже обстоятельствам, и вовсе не зависящим от вас.
. и, будучи родом из детства, поселиться в сердце вашего ребенка на всю жизнь. Так что же делать? Психолог перечисляет слова и действия родителей, которые могут стать причиной такого гипертрофированного чувства вины.
Родители раздувают из мухи слона
«Как ты мог испачкать чистые штаны? Как тебе не стыдно? Я же их стирала, я же их гладила, а ты испачкал — как ты мог?» Или нечто подобное про:
Стремятся манипулировать ребёнком и воспитывать «удобного» человека
. а здесь-то чувство вины и является главным помощником. Ошибочно считается, что так воспитывается ответственность:
- «Это ты во всём виноват! Как тебе не стыдно!»
- «Ты разрываешь мне сердце!»
- «Хорошие дети родителей не расстраивают!»
Стыдят ребенка
Стыдят при посторонних или позволяют другим людям стыдить, не защищая своего ребёнка:
- например, перед учителем,
- перед классом или друзьями,
- перед родственниками.
Требуют то, что ребёнок ещё не может выполнить по возрасту
«Тебе 1,5 года, ты уже большой, как тебе не стыдно кашу по столу размазывать, я же уже сто раз говорила, что не надо так делать, а тебе хоть бы что, как так можно?!» Получается, ребёнок виноват за то, что он просто ребёнок
Желают вырастить идеального человека без недостатков
- «Злишься? Злиться нельзя, это очень плохо!»
- «Плачешь? Должно быть стыдно!»
- «Не хочешь игрушками делиться? Ай-ай-ай!»
- «Как это тебе тётя Люба не нравится? Ты же добрый и всех должен любить!»
Передают чувство вины «по наследству»
. если родитель живёт с постоянным гипертрофированным чувством вины и, может, даже не осознаёт этого, оно всё равно оказывает влияние на ребёнка.
Будьте внимательнее к своим детям и помните, что «виноватить» их по поводу и без повода — не лучшее решение. Ведь в будущем такое отношение мамы и папы может сыграть с ребенком злую шутку.
Источник
Возраст для совести: как не воспитать ложное чувство вины
Питер Пен и другие персонажи детских книг восхищают не нравственными поступками – они эгоистичны, веселы и лишены совести. Но мы продолжаем любить их, поскольку они похожи на настоящих детей. Можно ли по-христиански воспитать у ребенка совесть?
Почему совесть зависит от возрастных особенностей его развития? Изучаем вопрос вместе с популярным православным психологом Людмилой Петрановской.
Совесть – не только способ выразить нравственное самосознание личности, не только нравственная и христианская категория, но и сложная психическая функция, которая, как выяснили учёные, изначально заложена как возможность, но не появляется с рождения, а приобретается в процессе роста ребенка и развития его психики.
Между тем, тысячелетиями накопленные христианством знания о душе вовсе не уступают современным знаниям в области психологии развития.
Неслучайно до определенного возраста Церковь считает ребенка младенцем и не требует от него участия в Таинстве Исповеди – то есть осмысленного и вдумчивого покаяния, диалога со своей совестью.
Мы, воцерковленные христиане, прекрасно об этом знаем и не выстраиваем своих маленьких чад в очередь к исповедальному аналою, а сразу уверенно ведем их ко причастию.
Но отчего-то дома, на улице, в садике, в магазине, на детском празднике напрочь забываем об этом установлении и чуть ли не с бессловесного младенчества, еще до полутора лет, начинаем взывать к детской совести.
Да, родители тоже люди. Мы устаем от работы, быта, повседневной рутины, сложности семейных отношений, детского плача, болезней, капризов, беспорядка среди игрушек…
А тут еще этот маленький негодник или негодница, не понимая всех взрослых бед, бунтуют, требуют, вечно чего-то хотят и просят… Как тут сдержать «праведный» родительский гнев и не взывать к совести малыша?
Но уже в самой подобной постановке вопроса содержится некий абсурд. Потому что то, к чему мы так взволнованно и эмоционально взываем, просто… не существует.
Как считает психолог Людмила Петрановская, до 5–6 лет говорить о наличии совести у ребёнка преждевременно.
Обосновывая это утверждение, она подробно раскрывает и описывает механизмы и этапы возрастного развития детской психики, которой от природы свойственен здоровый эгоцентризм, когда маленькое «я» является центром не только его внутреннего, но и внешнего мира, не только его центром восприятия явлений и вещей, но и мерой всего.
В системе детских ценностей утверждение «я виноват» строго равно пониманию «я плохой».
И если для взрослого человека, тем более верующего христианина «держать душу во аде» и чувствовать себя плохим перед исповедью – это в порядке вещей и почти что нормально, то для ребенка в его райском состоянии быть плохим – это катастрофа, его мир рушится, как башня из кубиков, когда кто-то вытащил всего один, но главный кубик из основания.
Что же делаем мы, то и дело, по случаю и без особой на то причины взывая к совести двух-трех-четырехлетки? Мы вынимаем главный кубик.
А потом ещё удивляемся, отчего это вдруг ребенок капризный, неуправляемый, все время не в духе, отчего появляется агрессия и само-агрессия – он может ударить маму (мама для него и есть он сам), постричь себе волосы, спрятавшись в шкафу, оторвать голову у любимой игрушки…
Нет, своими бесконечными требованиями, сетованиями и упреками после любого маленького проступка – «ах ты, бессовестный», «совесть-то у тебя есть», «как тебе не стыдно» мы вовсе не воспитываем – мы не развиваем у своего чада совесть. Мы провоцируем очень страшное и разрушительное явление – стойкое чувство вины, которое, закрепляясь, во взрослом возрасте лживо подменяет собой голос совести.
От этого взрослому ребенку – школьнику, а потом подростку, а затем молодому человеку – бывает неимоверно трудно понять и самостоятельно разобраться, в каких его поступках, собственно, есть повод для покаяния, а в каких – просто укоры больной совести, не имеющие никакого отношения ко греху, к тому, что ему необходимо исповедовать.
От этой путаницы возникает серьезный душевный дисбаланс, говоря языком психологов – когнитивный диссонанс. Последствия могут быть самыми разными. Нервный срыв, всплеск психосоматических заболеваний, смена настроений, трудности в учёбе, суицидные мысли и настроения.
Между тем, ошибаться маленькому ребенку естественно. Путь собственного опыта и ошибок – единственно возможный, и именно на нём он чему-то учится. Ошибаться – да. Получать от родителей наставления и замечания – всенепременно. Но родители должны терпеливо исправлять ошибки и объяснять их причины, а не взывать к совести и не искать правых и виноватых.
Иногда мы упускаем из виду и такой важный момент. Настоящее волеизъявление человека возможно при наличии у него определенной свободы. У ребенка свобода ограничена за него по большому счету всё решают родители. Так что, если очень часто делаете попытки взывать к младенческой совести – почаще взывайте к своей: вы же в основном решаете, а ребенок следует.
Людмила Петрановская убеждена, что заговаривать о проблемах совести всерьез можно и нужно с детьми старше пяти лет.
Но говорить о совести необходимо в позитивном ключе: не на примере поступков ребенка, а, скорее, на примере персонажей детских мультиков и книжек. Когда такие беседы будут провоцировать не назидание, а интерес, любопытство, детские «почему» – вы вернее достигнете цели воспитать совесть с малолетства.
Как можно узнать, что понятие о совести у малыша сформировано правильно?
Необходимо понаблюдать за ним, чтобы зорким родительским взглядом верно оценить: может ли малыш оценивать свое поведение с точки зрения нравственности, может ли он сам для себя определить, в чём заключаются его нравственные обязанности в семье, в общении со сверстниками, словом, может ли он отдавать отчет тому, что чувствует, делает или намеревается сделать?
Если ответ на все эти вопросы – однозначное «да», то ребёнок выразит это своим поведением – он будет вести себя хорошо в наше отсутствие, понимать, что такое хорошо, а что такое плохо именно в его, а не в чужих поступках.
Такой, без преувеличения, «прорыв» в развитии не останется незамеченным вами и окружающими – у ребёнка сложится правильная модель поведения, улучшатся отношения с детьми и взрослыми, он станет больше доверять близким и любимым людям и заслужит их бесконечное доверие.
Возможно, по-настоящему поняты и услышаны такие разговоры будут только подростками лет в пятнадцать, когда высшие психические функции у них полностью сформированы. Но начинать такие беседы можно и нужно рано.
Не думайте, что сделать это будет просто. Совесть – сложная штука, и иногда, чтобы что-то объяснить, мало будет вместе просмотренного фильма или прочитанной книги. Нужен ненавязчивый личный пример доброго поступка, христианского поведения, совестливого решения.
Рано или поздно громко и отчетливо расслышать голос совести для ребенка чрезвычайно важно. Сколько мы знаем из истории мировых преступлений страшных примеров людей абсолютно нормальных с точки зрения психологической науки и медицины – без психических отклонений в развитии с органически и функционально здоровым мозгом – которые так и не расслышали голос совести и совершили то непоправимое, что совершили.
Голос совести маленькому христианину жизненно необходим. Однажды в трудный момент жизни он заменит ему родителя. Он научит поступать верно, причём даже тогда, когда он наедине с собой и его никто не видит и не осуждает.
Голос совести – возможно, это глас Божий, и именно он будет сопровождать человека всю жизнь – уберегать, предостерегать и – ни много ни мало – вести его ко Спасению.
Источник
Как не воспитывать чувство вины у ребенка
Казалось бы, ребенок чувствует вину, раскаивается — значит, осознал, цель достигнута. Осталось закрепить несколько раз при необходимости, и он навсегда запомнит, как поступать не нужно. Но не все так просто, как кажется. Ведь что такое чувство вины? Это неприятное чувство, вызванное проступком человека, который, как ему кажется, стал причиной негативных последствий для другого человека. Это взрослые усматривают взаимосвязь между «стало стыдно», «осознал» и «исправился». Малыш или подросток воспринимают все иначе.
Стоит сказать, что вызываемое родителями в ребенке чувство вины к самой вине не всегда имеет отношение. Например, играя с друзьями, малыш испачкал одежду. Его стыдят: «Замараха, как тебе не стыдно?». Но что, скажите, постыдного он сделал? Разве вы, отправляя его на улицу, не знали, что там не стерильная чистота? Разве не предполагали, что он не будет тихо сидеть на лавочке, а, бегая с детьми, возможно, не раз упадет? Вменяя в вину крохе совершенно естественные вещи, мы на самом деле им просто манипулируем. В надежде, что у него сформируется неприятное чувство в связке «испачкался — виноват», в результате он станет доставлять меньше хлопот.
Психология ребенка такова, что он нуждается в тесной связи с родителями. При появлении чувства вины связь нарушается, приходит страх: я плохой, вдруг меня разлюбят? Малыш может самостоятельно решить, что не достоин родительской любви. Особенно если родители говорят: «Не будешь слушаться — разлюблю» или «я не люблю непослушных детей». Если родители злоупотребляют этим приемом, тревога укореняется в сознании, ведет к развитию неуверенности, комплексов, а то и более тяжелых последствий.
Такие дети могут неосознанно стремиться к наказанию, специально начинают вести себя плохо, чтобы быть наказанными. Могут умышленно наносить себе травмы, покорно сносить обиды, оскорбления, попадать в зависимое положение от ровесников.
Подростки, попавшие в зависимость от чувства вины, становятся жертвами нашумевших психологических игр типа «Синего кита», доводящих их до самоубийств. Поэтому очень важно вовремя заметить замкнутость, угрюмость взрослеющего, но не умеющего анализировать свое психологическое состояние, человека, чтобы своевременно предотвратить беду.
Но, думаю, родители согласятся, что лучше не доводить сына или дочь до состояния, когда возникает вопрос, как излечить ребенка от чувства вины. Для этого стоит знать, как оно развивается, и не применять в воспитании манипулятивные приемы, его вызывающие. А способов сделать подопечного «удобным», вызвав ощущение вины, в арсенале недальновидных воспитателей достаточно.
Это гнетущее чувство не появляется само по себе. Естественно, чтобы малыш узнал, что такое стыд, вина, ему необходимо дать их прочувствовать. Дети хотят быть для родителей самыми лучшими, достойными их любви. Они боятся потерять любовь, не оправдать надежды. Родители же детским страхом крайне нечестно пользуются. Злоупотребляют манипуляциями, чтобы облегчить себе жизнь, сделать подопечного послушным. Но психологи называют это менее красивым словом — удобным.
Не подходи ко мне, я обиделась
Излюбленный прием мам. Обиду самого родного человека малыш переносит тяжело: я огорчил маму, ей плохо, она расстроена. В таком состоянии он готов на все, лишь бы мамочка перестала обижаться. Чувство закрепляется в сознании. В дальнейшем им сможет манипулировать не только мама. Стоит кому-то намекнуть, что он может обидеться, как в душе всколыхнется детское тревожное воспоминание, заставляющее любой ценой избежать неприятного чувства. Не играйте на чувствах малыша!
Неоправданные ожидания
Вы хотите, чтобы сын или дочь были аккуратными, опрятными, хорошо учились, помогали по дому. Но, не замечая этих качеств за ними, вы постоянно указываете им на недостатки. Тем самым развиваете в детях едкое чувство вины.
Но должны ли дети оправдывать ожидания родителей, или все же стоит им позволить быть самими собой? Не травмируйте их напрасными надеждами, не ждите, что они станут воплощением вашей мечты. Если вы искренне считаете, что прививаемые навыки им пригодятся во взрослой жизни, то подумайте, как заинтересовать, найдите мотивацию.
Сравнение с другими детьми
Многие родители любят критиковать своих детей, приводя в пример чужих.
- «Соседка Танечка маме помогает: посуду моет, в доме убирает, а от тебя помощи не дождешься».
- «Саша каждый день хорошие оценки приносит, а ты только позоришь нас на собраниях».
- «Что ты опять натворил, зачем меня в школу вызывают? Ну почему мне достался непутевый сын?».
Поверьте, ваш ребенок не захочет быть похожим на Танечку или Сашу, он скорее будет на них сердиться за то, что они кажутся близким лучше него. А также сердиться на вас, потому что вы не замечаете его достоинств, усилий, которые он прикладывает. Одновременно с этим в нем будет зреть чувство вины, что он не такой, каким вы хотели бы его видеть.
Не сравнивайте сына или дочь с другими. Фиксируйте внимание на его результатах, показывайте, что цените их: «Я вижу, как ты подтянулся в учебе за последнее время, молодец! Продолжай в том же духе, я горжусь тобой!»
Оскорбление и унижение ребенка
Печально, но существуют семьи, в которых воспитание построено на унижении. Любимые слова таких «воспитателей»: «непутевый», «балбес», «тугодум», «неряха», «бестолковый», «лентяй». Дети в таких семьях часто задаются вопросом, любят ли их на самом деле. Подобными словами не получится вызвать желание стать лучше: хорошо учиться, опрятно выглядеть, помогать по дому. Зато доверительные отношения подрываются окончательно. А взрослеющий человек занимает агрессивную позицию: «раз вы меня считаете таким, значит, я таким и буду!».
Родителям, чтобы окончательно не испортить отношения с детьми, неплохо было бы вместе посетить психолога и прислушаться к их советам.
Без вины виноватый
Встречаются взрослые, обвиняющие сына или дочь в наличии у них сходства с одним из родителей, к которому обвинитель испытывает негативные чувства. Часто матери, разошедшиеся или просто находящиеся в плохих отношениях с отцом ребенка, обвиняют того в сходстве с ним: «ты такой же, как твой отец!», «отцовский характер». Или папа может высказать дочери: «ты такая же непутевая хозяйка, как твоя мать».
Не переносите на ребенка негатив, который испытываете к его второму родителю, заставляя ни в чем не виноватого человека расплачиваться за его вину перед вами.
Взрослея, человек не может самостоятельно избавиться от выработавшегося ощущения вины, оно становится привычкой, а желание искупить вину — образом жизни. Он привыкает обвинять себя во всем. Чем будут умело пользоваться окружающие манипуляторы. Будет жить, угождая другим, извиняясь за то, в чем не виноват. Его плечи всегда будут опущены, блуждающий взгляд будет искать поддержки, а сам он будет проживать жизнь с ощущением собственной ничтожности. Задумайтесь, вы этого желаете своему любимому чаду?
Если вы узнали в описанных манипуляциях собственные приемы воспитания и не знаете, как перестроиться на воспитание без взывания к чувству вины ребенка, приглашаем вас на марафон @КлючКРебенку. Опытные детские психологи помогут найти подход к ребенку и установить с ним доверительные отношения.
Источник