Как не потерять ребенка при сильном стрессе
Каждому современному педагогу, которому часто в практике приходится сталкиваться с учащимися, переживающими “трудные времена” (определенные неблагоприятные жизненные условия) или состояние острого горя, наступающего после значимой потери, и каждому родителю необходимо научиться определять наличие симптомов стрессового состояния у детей и овладеть набором специальных приемов и технологий для работы с такими детьми.
Стресс сопровождает человека всю его жизнь
Знаменитый Ганс Селье, канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе, говорил: «Полная свобода от стресса означает смерть». Он не считал стресс вредным, а рассматривал его как реакцию, помогающую организму выжить.
Ганс Селье разделял стресс на эвстресс и дистресс. Эвстресс характеризуется положительным влиянием на деятельность человека. Дистресс («distress», англ.— горе, нужда, страдание, недомогание, истощение), напротив производит разрушительные действия в организме человека. Дистресс тоже может повышать адаптационные возможности человека, но все же тормозит его развитие, приводит к истощению сил.
Психологическим стрессом называют состояние повышенного эмоционального напряжения. Возникает оно у человека в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.
Стресс приводит к разнообразным изменениям в организме, личности и ее отношениях с окружающим миром.
Разные стрессоры, активизируя гормональные системы, приводят к разным типам заболеваний. В медицине различают понятия активный стресс и пассивный стресс. При активном стрессе чаще наблюдаются явления сердечной недостаточности, при пассивном — заболевания, связанные со сбоями в иммунной системе.
Адаптационные возможности человека достаточно велики, поэтому многие незначительные отклонения, возникающие в деятельности организма под влиянием стрессовых ситуаций, легко обратимы.
Но в ситуациях длительного нервного напряжения могут развиться такие болезни, как гипертония, сердечная недостаточность, диабет, язва желудка и др. Отрицательные состояния возникают в том случае, когда нагрузка превышает устойчивость человека к неблагоприятным воздействиям. Небольшой стресс не оказывает разрушительного влияния на здоровье человека и часто мобилизует его резервные и творческие возможности, способствуя соматическому, психическому и личностному развитию.
Какие ситуации вызывают у ребенка стресс?
– Любые значительные, но естественные перемены в жизни ребенка. Например, поступление в детский сад или школу, появление младшего братика или сестренки, переезд, смена школы, развод или повторный брак родителей. Разумеется, разными детьми одна и та же ситуация может восприниматься по-разному.
– Кризисные ситуации (совершенное над ребенком или на его глазах насилие, попадание в зону военного конфликта, акты терроризма, стихийное бедствие, лишившее семью дома или имущества, несчастный случай, болезнь или утрата близкого человека и т.д.). Важно помнить: для ребенка психотравмирующей ситуацией может оказаться незначительное с точки зрения взрослого событие – например, смерть любимого хомячка.
– Обычные жизненные ситуации, связанные с неизвестностью, или отрывом от семьи, или болью. Например, первая поездка в летний лагерь, посещение стоматолога или назначенные врачебные процедуры (уколы, зондирование желудка и др.), обследование в больнице, предстоящая операция. Радостные события так же могут послужить источником стресса. Например, предстоящее свидание или посещение гостей.
– Интенсивные умственные и эмоциональные нагрузки: школьные перегрузки, контрольные, экзамены, тесты, ситуации постоянного соперничества, конкуренции с другими детьми, информационные перегрузки (телевидение, Интернет).
– Неблагополучная обстановка в семье (ссоры родителей, нарушенные отношения самого ребенка с родителями или другими членами семьи), напряженные отношения с одноклассниками, конфликты с учителями.
У взрослого человека рано или поздно складываются свои способы реагирования на конфликты, свои способы борьбы с психическим напряжением. У ребенка такая защита от стресса еще не выработалась.
Основные признаки стрессового состояния у детей
1. Настроение ребенка часто меняется или у него преобладает устойчивое отрицательное настроение.
2. Сон ребенка становится плохим, он с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
3. Ребенок быстро устает после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.
4. Ребенок становится беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.
5. Ребенок проявляет признаки дискомфортного психологического состояния: он рассеян, забывчив, беспокойно непоседлив, у него отсутствует уверенность в себе, своих силах.
6. У ребенка состояние психологического стресса может проявляться в ненаблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.
7. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Или у него отмечается стойкая потеря аппетита.
8. Признаками стрессового состояния у ребенка являются также не наблюдавшиеся ранее покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.
9. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.
10. О неблагополучии психоэмоционального состояния ребенка говорят такие признаки, как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность.
Все вышеперечисленные признаки могут свидетельствовать о наличии у ребенка стрессового состояния лишь в том случае, если они не наблюдались ранее. Необходимо также отметить тот факт, что не все эти признаки могут быть выражены явно. Но беспокоиться взрослым нужно начинать уже тогда, когда были замечены некоторые из них.
Наличие вышеуказанных симптомов говорит о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии, и на поведении ребенка. Игнорирование их может привести не только к стойким нарушениям в здоровье ребенка, но и отразиться на формировании его личностных качеств.
Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния непосредственной радости и может привести к развитию неврозов. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, они начинают жаловаться на частые головные боли или расстройства работы органов пищеварения, у них может нарушаться ритм сердечной деятельности, отмечаться повышение артериального давления.
В каких случаях ребенку может потребоваться профессиональная помощь?
– если ребенок в течение длительного периода времени не способен полностью управлять своим поведением (он агрессивен, не способен контролировать свои поступки и выражения, вспыльчив, излишне обидчив, плаксив и т.д.);
– если у него наблюдается полное отсутствие проявления чувств (ребенок стал вялым, безразличным ко всему, потерял интерес к занятиям, которые его раньше увлекали и т.д.);
– если ребенок проявляет стойкую потерю аппетита или у него появилась бессонница в течение длительного периода времени;
– если у ребенка появились сильные страхи;
– если у ребенка слишком затянулся процесс переживания острого горя, он не может вернуться к привычному течению жизни, перестроиться к произошедшим с ним изменениям.
Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей
1. Взрослым нужно научиться распознавать наличие у ребенка признаков эмоционального неблагополучия, постараться услышать, как ребенок сигналит о своем перенапряжении, не игнорировать неблагоприятные симптомы, ожидая, что все пройдет само собой.
2. Каждый ребенок имеет определенный лимит физических и психических возможностей. Обязательно нужно изучить особенности конкретного ребенка и беречь его от непосильных нагрузок, умело распределяя и грамотно совмещая их с периодами отдыха для восстановления сил.
3. От стрессовых ситуаций ребенка оградить невозможно. Нужно развивать у него навыки стрессоустойчивости и оказывать ему необходимую поддержку.
Для этого, в первую очередь, нужно научить ребенка не терять оптимистического подхода к жизни ни при каких обстоятельствах. «Прорвемся!», «Нет худа без добра!», «Ну разве это такая большая проблема?» – такие фразы должны прочно войти в лексику ребенка, стать его жизненным кредо. Юмор и вера в свои силы – один из лучших способов профилактики и снятия стрессового напряжения в любом возрасте и у любых людей.
Можно научить ребенка смотреть на трудности в жизни с разных позиций: как бы отреагировал на это любимый герой книги или кино, Мудрец или Супермен. Ребенок должен понять и всегда помнить о том, что встречающиеся в его жизни трудности и проблемы преходящи и обязательно разрешатся, каждая проблема имеет несколько вариантов разрешения, а с ним рядом постоянно есть близкие люди, в любой момент готовые помочь и поддержать его.
4. Как правило, для того, чтобы выйти из состояния стресса, ребенок старается израсходовать избыток выделившихся гормонов, которые обусловили раздражение. Одни дети для этого будут колотить игрушки или посуду, другие – кого-нибудь из окружающих, третьи – бегать, суетиться, кричать или слушать громкую музыку. Иногда дети начинают что-нибудь жевать, часто не чувствуя при этом вкуса пищи.
Не одергивайте ребенка, под страхом наказания заставляя его успокоиться. Такой способ взаимодействия с ним вызовет только дополнительное напряжение. Найдите полезный выход для накопившейся энергии ребенка с использованием физической силы по дому, в классе или на открытом воздухе. Пусть ребенок обязательно занимается активным спортом и почаще играет в подвижные игры с другими детьми.
5. Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении при нарушении условий для нормального физического развития. Наукой давно доказана взаимообусловленность физического и психического состояния человека. Ощущение здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству внутреннего комфорта.
Ребенку нужно обеспечить максимально комфортные условия труда и отдыха: длительный сон в хорошо проветриваемом помещении, правильно подобранный рацион питания, грамотно распределенные физические и интеллектуальные нагрузки согласно индивидуальным особенностям ребенка. Обязательным условием для оптимально благоприятного развития ребенка должно быть соблюдение специально разработанного для него режима дня.
6. Научите ребенка навыкам мышечного расслабления, приемам ауторелаксации, дыхательным упражнениям, вызыванию позитивных зрительных образов и др. Их можно найти в популярной литературе. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению дыхания.
Надежные способы снятия стрессового напряжения у большинства людей индивидуальны. Для одних это физическая нагрузка, для других – общение с природой, с близкими по духу людьми или искусством, кто-то наслаждается одиночеством или медитирует.
Помогите ребенку найти свои, индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения.
7. В кризисных ситуациях не пренебрегайте квалифицированной помощью специалистов. В Санкт-Петербурге существуют специальные службы помощи детям и подросткам, телефоны доверия, психологические консультации и другие виды помощи детям и взрослым.
В нашем Центре вам и вашим детям может быть оказана высококвалифицированная помощь в виде психологических консультаций, дифференциальной диагностики для определения актуального психического состояния и поиска наиболее эффективных способов разрешения сложившейся ситуации, проводятся занятия по индивидуальной или групповой психокоррекции наблюдаемых трудностей у детей.
Педагог-психолог высшей квалификационной категории
Гюнинен Оксана Владимировна
Источник
СПб ГБУЗ «Николаевская больница»
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Николаевская больница»
Тревоги и страхи беременных женщин. Как с ними справиться?
01 декабря 2017
Тревоги и страхи беременных женщин. Как с ними справиться?
Подготовила: Глебова Наталья Алексеевна, медицинский психолог женской консультации.
Период вынашивания ребенка занимает в жизни женщины особую роль. Это ни с чем не сравнимые чувства одновременной радости от осознания зародившейся жизни внутри и захватывающей дух волнительной тревоги и даже появления страхов, которые могут быть весьма разнообразны.
Генетической особенностью человека является забота о потомстве, как и у всех млекопитающих, с этой особенностью связан ряд страхов у беременной женщины:
- за здоровье ребенка в утробе;
- за ресурсы своего организма для реализации роли матери (возможность выносить и родить малыша);
- за наследственность (генетические заболевания, предрасположенности);
- за возможность семьи воспитать и обеспечить ребенка всем необходимым.
Эти страхи есть не что иное, как порождение подсознания, и в моменты психической нестабильности, которую вызывает гормональная перестройка в период беременности, они дают о себе знать самым непредсказуемым образом. Так, повышается общий уровень тревожности беременной, могут быть нарушения сна, теряется аппетит вплоть до отказа от пищи. В данном случае понятие страха представляет собой совокупность неопределенных тревожных событий, которые окружают женщину, в том числе изменений в ней самой.
Надо понимать, что тревожность во время вынашивания ребенка — вполне обычное явление, но нужно вовремя заметить негативное влияние страхов на жизнь беременной. Часто сверхтревожность выступает фактором повышенного артериального давления, неожиданных кровотечений и даже в самых тяжелых случаях причиной аборта или замершей беременности.
Итак, чем же опасны страхи в беременность? В первую очередь негативным эмоциональным фоном, который они создают. Будущей маме на всем сроке вынашивания крохи необходимы, как никогда, спокойная и умиротворенная атмосфера, ощущение защищенности, уверенность в собственной безопасности и, конечно, позитивные эмоции. Любые фобии на этом этапе способны перерасти в катастрофическую тревогу, панику, беспокойство, провоцируя нарушения сна у беременной женщины, депрессивные состояния, нервные расстройства, приступы истерики. Это станет существенной угрозой для развития и жизни ребенка.
Можно ли предупредить развитие страхов в беременность? Да, это возможно. Ведь в формировании страха беременной женщины огромную роль играет ее субъективное восприятие и мыслительная переработка поступающей информации, которая сопровождается соответствующими эмоциями. Разберем на примере возникновения страха потери беременности (невынашивания ребенка), где срабатывает следующий механизм:
1.При появлении непривычного и неизведанного ранее ощущения (например, тянущая боль внизу живота) женщина пытается вспомнить, что ей рассказывали ее подруги, родственницы и другие женщины, которые были причастны к материнству. А чаще обращается за информацией к интернет-ресурсам и начинается игра сознания на тему «Что я знаю об этом?» Особо впечатлительные женщины «эмоционально заражаются» всем услышанным или увиденным из вне. 2. Возникает нелогичное умозаключение с негативным эмоциональным окрасом.3. На фоне иррациональных убеждений растет тревога и появляется страх. А все эмоции связаны с телесными проявлениями, поэтому, чем выше тревога и страх, тем сильнее, в нашем примере, будут боли живота.
Поэтому для конструктивной борьбы со страхами у беременной необходимо не допускать появление нелогичных умозаключений, что приведет к устранению тревожности и успешной борьбе с навязчивым беспокойством беременных. Полезно также осознать причины страхов.
Что может являться причинами страхов у беременных женщин?
1.Неизведанное и непознанное страшит. Отсутствие у женщины информации о родах и послеродовом периоде закономерно повышает тревогу, которая становится защитной реакцией организма.
2.Смена привычного и обыденного. Естественно, с рождением ребенка жизнь женщины становится иной — работа сменяется домом, любые занятия и хобби замещаются заботой о малыше, которая забирает все свободное время. Смена привычного образа жизни также пугает будущую маму.
3.Переутомляемость, физическое истощение. Беременность — это тяжкий труд для организма, который использует все свои ресурсы.
4.Новая степень ответственности. На фоне постоянного переутомления и истощения возникает чувство тревоги из-за взвалившихся обязанностей и дел. Мама боится, что не справится с новой для себя ролью и ответственностью за жизнь и здоровье маленького человека.
5.Негативный опыт окружающих. Страх также формируется на основе историй, которые преследуют беременную в повседневной жизни: рассказы мамы, бабушек, подруг о материнстве как о чем-то непосильном и ужасном.
Выявить же истинные причины страхов у беременной и проработать их поможет психолог женской консультации. Забота женщины о своем психоэмоциональном состоянии в период беременности – это забота и о внутриутробном ребенке!
Какие виды страхов бывают у женщин во время беременности?
- Страх смерти. Сложность и ответственность в вынашивании и рождении ребенка порождает мысли о том, что женщина теряет здоровье и жизненные силы, которых может не хватить при родах. В связи с этим возникает страх смерти. Он сопровождает человека на всех этапах его жизни и является залогом ее сохранения, то есть бояться кончины — вполне естественно. Но, смешиваясь с коктейлем гормонов, которые активизируют ресурсы организма и влияют на мозг и ЦНС, а также на психику личности, получается «ядерный взрыв», с которым не в состоянии справиться эмоционально нестабильная женщина.
- Страх за близких людей. Ребенок привносит коррективы в привычный быт людей, поэтому беременные часто боятся, что появление малыша может негативно сказаться на близких людях, с которыми они не смогут общаться и видеться, как раньше.
- Страх за свое материнство. Для первородящей женщины, не имевшей ранее опыта общения с грудным ребенком, новая роль всегда волнительна и вызывает естественную растерянность и повышенную тревогу («все ли я делаю правильно?»), особенно в первые недели после выписки из роддома.
- Страх будущего. Рождение ребенка — это новый этап в жизни, который влечет изменения, и запланированное может не осуществиться или осуществиться не так.
- Страх за здоровье и развитие ребенка (плода). Это боязнь внематочной или замершей беременности, страх патологий развития плода, мертворождения или травмирования ребенка во время родов. Здоровье малыша и его сохранение — одно из самых важных беспокойств при беременности, так как не всегда можно лично на что-то повлиять. Беременная зависима от окружающих факторов: доктора, экологии, непредвиденных происшествий и т.п.
- Страх боли. Самый сильный и всеобъемлющий страх, преследующий женщину на протяжении всей беременности. Она начинает бояться страданий по рассказам уже родивших знакомых или же по собственным знаниям. Боль не бывает одинаковой, поэтому неизвестность своих будущих ощущений страшит.
- Страх родов. Чаще всего проявляется остро ближе к сроку родоразрешения и охватывает женщину полностью. Чтобы его избежать или минимизировать, беременные посещают специализированные курсы, на которых учатся, как вести себя во время родов, приемам обезболивания и навыкам общения с новорожденными.
- Страх профессиональной некомпетентности медицинских специалистов во время родов основан на эффекте «эмоционального прилипания» к негативному опыту уже рожавших женщин и ведет к подозрительности, недоверчивости к врачам, повышает напряжение в теле.
- Страх собственной непривлекательности в связи с беременностью и родами. Женщина боится располнеть, боится растяжек или дряблости на коже, боится изменений груди и т.д. Возникает такой страх из-за негативного опыта окружающих и навязчивых рассказов интернета. В борьбе с ним поможет поддержка супруга и родных, а также знания о способах восстановления организма и фигуры после родов.
В целом все страхи можно разделить на два вида: конструктивные и патологические. В основе конструктивных лежит инстинкт самосохранения. Это такие страхи, которые помогут будущей маме всегда быть начеку, не пропустить опасные ощущения или изменения в себе или малыше и вовремя отреагировать на ситуацию.
Патологическое или деструктивное беспокойство лежит в основе навязчивых состояний — фобий, они ведут к психическим расстройствам личности, а также к таким тяжелым ее формам, как депрессия. В таком состоянии женщина не способна к нормальной жизнедеятельности. Характерными признаками тревожного расстройства являются: напряжение, доходящее до дрожи, выраженный дискомфорт, когда из-за беспокойства трудно усидеть на месте, сердце учащенно бьется, «не хватает воздуха», усиливается потоотделение, может появиться слабость, дурнота, головокружение, чувство «комка в горле». Такое состояние нуждается в лечении со стороны психотерапевта или врача-психиатра.
Важно знать, что патологические страхи во время беременности особенно опасны, так как влияют на психическое здоровье не только самой женщины, но и на формирование психики ребенка.
Что можно посоветовать беременной женщине, склонной к чрезмерному беспокойству и страхам?
- Планировать беременность, заранее проходить медицинское обследование перед зачатием ребенка и вести здоровый образ жизни (обследование на инфекции, по необходимости записаться на консультацию врача-генетика, исключить курение и т.д.)
- Доверять участковому акушер-гинекологу и все актуальные вопросы задавать при посещении кабинета врача. Исключить свое присутствие в интернет-форумах-обсуждениях беременных, особенно их негативного опыта в теме вынашивания и родах.
- В период беременности во время делать ультразвуковое исследование (в 11-14 нед, 19-22нед, 30-34 нед.)
- Записаться на прием к психологу, поделиться своими переживаниями, выявить истинные причины ухудшения психоэмоционального состояния, найти выход из ситуации.
- Управлять собственными негативными мыслями и эмоциями, не катастрофизировать обстоятельства, не «накручивать» себя и не превращаться в паникера.
- Переключиться на приятные мысли, акцентироваться на хорошем в своей жизни, замечать красивое вокруг себя.
- Направить себя в действие, приносящее радость и удовольствие (например, рукоделие или рисование). Посмотреть добрый фильм, послушать классическую музыку, сходить в театр или на выставку.
- Двигаться, конечно, разумно сроку беременности (прогулка, гимнастика, плавание).
- Создать комфортную домашнюю обстановку (общение с близкими, семейные традиции или смена интерьера в квартире).
- Регулярно использовать релаксацию (медленное глубокое дыхание в удобной позе под спокойную музыку).
- Почаще гладить свой животик – «общаться с малышом», говорить ему, как сильно его любят и ждут в семье. И обязательно приобщать к такому разговору папу малыша.
- Посещать курсы психологической подготовки к родам и занятия в «Школе материнства». Ведь достоверная информация способна кардинально изменить ситуацию – единственное условие, чтобы женщина сама захотела этого изменения.
Итак, правильный акцент на материнстве поможет беременной женщине избежать ненужных страхов и чувствовать себя комфортно!
По всем интересующим вопросам можно непосредственно обращаться на консультативный прием психолога женской консультации СПБ ГБУЗ «Николаевская больница».
Источник