Как не чувствовать себя виноватой при увольнении

Как увольнять сотрудников вежливо и без сожалений

Долгое время в корпоративном мире было распространено мнение, что увольнение подобно смертной казни. Ничего глупее быть не может. Если увольнение – это смертная казнь, неудивительно, что менеджеры до последнего тянут, лишь бы не увольнять работника, который не справляется.

Здесь более уместна другая метафора: увольнение – это полюбовный развод. Как бы ни было больно сейчас, развод даст толчок, который поможет исправить ошибки и позволит двигаться дальше к более приемлемому для обеих сторон будущему. Если все сделать правильно, таким толчком может стать и увольнение. Вот пошаговое руководство к действию.

Начните с плана на переходный период

Назначьте время увольнения. У экспертов нет единого мнения о том, когда именно стоит увольнять сотрудника, но все они сходятся на том, что выбор времени для такого решения должен быть обоснован. Если вы сообщите сотруднику о принятом решении в начале дня и в начале недели, он быстрее сможет приступить к поиску новой работы и, возможно, не проведет все выходные в подавленном настроении или, что еще хуже, в мыслях о мести. С другой стороны, если уволить кого-то днем в пятницу, остальных сотрудников это практически не затронет.

При любом решении руководствуйтесь интересами компании. Вероятно, вам приходится мириться с отсутствием результата вот уже несколько месяцев в надежде, что ситуация исправится сама собой. Теперь, когда конец близок, распланируйте переходный период так, чтобы минимально затронуть работу компании и остальных сотрудников.

Поищите резервы внутри компании: возможно, на освободившееся место можно кого-то назначить. Пока вы подбираете кандидата и готовите его к вступлению в должность, с увольнением можно и повременить. Возможно, стоит ненавязчиво оповестить клиентов и партнеров о том, что в ваших рядах предстоят изменения.

Представьте, что вы выступаете перед судом присяжных

Чтобы у вашего решения было прочное основание, представьте, что вы выступаете с речью перед судом и даете показания, а адвокат сотрудника всячески пытается доказать, что вы уволили его без всяких причин или, что еще хуже, в отместку за что-нибудь. Попробуйте найти в обосновании вашего решения все, что можно счесть пустой отговоркой или свидетельством личной неприязни.

Действуйте постепенно

Все проблемы при увольнении возникают из-за необдуманных действий. Если хочется что-то сказать, не торопитесь. Запишите ключевые мысли на листе бумаги и сверяйтесь с ним. Нужно четко понимать, что происходит. Это не сеанс у психотерапевта. Вы сообщаете человеку о том, что принято решение его уволить, и это решение – окончательное. Поэтому действовать нужно так:

1. Начните с самой сути. Вместо светских разговоров перейдите к делу. Вот пример того, как можно начать встречу с увольняемым: «Садитесь, у меня для вас плохие новости». Если вы с самого начала сообщите человеку о том, что ему предстоит услышать что-то неприятное, он сможет морально подготовиться и будет слушать вас внимательнее.

2. А теперь переходите к неприятному. В одном-двух предложениях расскажите сотруднику о том, что его увольняют и почему это происходит. Говорите в прошедшем времени, то есть «принято решение вас уволить», а не «вас увольняют». Вот пример: «Знаете, Мэри, мы уже говорили о проблемах с качеством в вашем отделе. По данным отчета за прошлый месяц, ваш отдел все еще на последнем месте по показателям качества. Мы решили, что нужно что-то менять, поэтому с сегодняшнего дня вы уволены».

О чем следует помнить, когда вы сообщаете сотруднику об увольнении:

Неправильные слова: «Знаю, что вы сейчас чувствуете». На самом деле вы не знаете, как себя чувствует человек, которого увольняют.

Не говорите: «Я знаю, что сейчас вам плохо, но потом вы поймете, что это было только к лучшему». Это не так. Увольнение – это очень травматичное событие.

Читайте также:  Еда для снятия стресса

Не оправдывайтесь («Вы должны были понимать, чем это грозит»).

На всякий случай приготовьтесь к слезам и эмоциям.

Инстинкт выживания очень силен, поэтому дайте сотруднику время осмыслить сказанное. И не забывайте о золотом моральном правиле: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

3. Выслушайте сотрудника. Все люди реагируют на сообщение об увольнении примерно одинаково. Наиболее часто встречающиеся реакции – шок, отрицание, гнев и печаль. Послушайте, что скажет сотрудник. Так вы поймете, как он воспринял это известие, и сможете продумать, как действовать дальше.

Четыре вида реакций на увольнение

Шок
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; не спорьте и не оправдывайтесь; повторите и закрепите сказанное.
Отрицание
Как реагировать: убедитесь, что собеседник понял, что вы сказали; повторите сказанное; повторяйте до тех пор, пока сотрудник не поймет, что вы сказали.
Гнев
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; не пускайтесь в подробные разъяснения о причинах решения; не оправдывайтесь; говорите твердо и настойчиво.
Печаль
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; продолжайте разговор; сделайте акцент на будущем.

4. Обговорите все важные моменты. Опишите увольняемому во всех подробностях о том, что будет дальше. Сообщите обо всем, что касается выплат, пособий, неиспользованного отпуска, рекомендательных писем, содействия в трудоустройстве, объяснений коллегам, текущих проектов и т. д. В этот момент вы не можете позволить себе фразу: «Мы с вами обсудим это позже».

5. Не стоит сопереживать тем, кто этого не заслужил. Почти все мои знакомые руководители – чуткие и внимательные люди. Однако, когда приходит время кого-то уволить, они начинают жалеть совсем не тех. Они так волнуются за судьбу сотрудника, которого им предстоит уволить, что напрочь забывают о людях, которые в отличие от увольняемого все-таки справлялись с работой, несмотря на аналогичные сложности, например, в личной жизни.

На самом деле, когда из компании уходят лентяи и те, кто не справляется, оставшимся становится легче, ведь это им приходилось пахать за двоих или доделывать чужую работу. Если увольнения обоснованны, а сотрудников оповещают об этом в уважительной и доброжелательной форме, всем становится ясно, что в компании царит хорошая профессиональная атмосфера.

А вот в организациях, где слабые сотрудники и откровенные лентяи продолжают ходить на работу как ни в чем не бывало, у талантливых и энергичных людей появляется ощущение, что их не ждет ничего хорошего. Те, кто сможет найти другую работу, уйдут. Если же они останутся, это будет означать, что их устраивает компания с низким уровнем требований к персоналу.

И напоследок – самое плохое в увольнениях заключается в том, что зачастую сотрудников увольняют слишком поздно. Приняв решение расстаться с кем-то и двигаться дальше, не нужно тешить себя пустыми надеждами, будто с этим сотрудником что-то еще может получиться. Так не бывает. Помните: самый большой вред бывает не от тех, кого вы уже уволили, а от тех, кого вы еще не уволили.-

Об авторе: Дик Грот – консультант, автор книги How to Be Good at Performance Appraisals («Как оценивать работу сотрудников»), выпущенной издательством Harvard Business Review Press

Источник

4 причины, по которым Вы должны перестать испытывать вину за то, что уволились с работы

Может быть, вы уже набрались смелости сказать об этом текущему работодателю. И в тот момент, когда вы должны быть на седьмом небе от счастья. . случается это.

На вас сваливаетя чувство вины. Вы начинаете задавать себе вопросы. Вы чувствуете неловкость от того, что покидаете насиженное место и команду, к которой так привыкли. Вы сомневаетесь в своем решении и стараетесь не встречаться взглядом с коллегами, которые очень скоро станут бывшими.

Перестаньте! Само собой, вина — это естественное чувство, особенно если работодатель был к вам добр, а на коллег с вашим уходом свалится дополнительная порция работы.

Но если вы сможете уйти достойно, у вас не будет причин испытывать чувство вины или стыда, и вот почему.

1. Профессионалы должны расти и развиваться

В этом смысле ваши коллеги ничем от вас не отличаются. Все они хотят расти, развиваться и получать новые обязанности и должности. Это человеческая природа, и подобные стремления никого не удивляют. Даже если ваши коллеги или руководители выглядят обиженными или раздраженными после того, как вы объявили о своем уходе, скорее всего, они думают о проблемах, которые он за собой влечет (или о том, как им хотелось бы быть на вашем месте).

Читайте также:  Жить торопился чувствовать спешил

2. Если бы вы уходили не по своей воле, работодатель вряд ли испытывал бы чувство вины

Подумайте об этом. Если бы компания была вынуждена вас уволить, распределив ваши обязанности между оставшимися сотрудниками, вряд ли ваш руководитель или специалист по кадрам долго думали бы о том, что они повинны в вашем уходе. Скорее всего, они быстро забыли бы об этом. Разумеется, на личном уровне они могли бы почувствовать свою вину. В конце концов, мы все люди. Но все мы осознаем, что бизнес есть бизнес, и вынуждены принимать сложные решения.

А теперь подумайте о своем решении. Вы с удивлением поймете, что работодатель совсем им не удивлен, ведь так будет лучше для вашей карьеры.

3. Если Вы останетесь из чувства вины, всем будет только хуже

Совсем недавно я общался с двумя клиентами, которые отвергли очень выгодные предложения потому, что у них не хватило смелости признаться работодателю в том, что им необходимо уйти. («Вся компания без меня развааалится!») И знаете, что произошло? Эти сотрудники приносили своим компаниям не пользу, а вред, потому что работали все хуже и хуже. Даже если вы знаете, что ваш уход повлияет на работу компании, но хотите остаться из-за чувства вины, вы оказываете работодателю медвежью услугу.

4. Вина может уничтожить радость и удовольствие, которое вы могли бы испытать в течение двух последних недель

Вам нравилось работать в компании, которую вы покидаете? Хотите ли вы напоследок встретиться с коллегами и клиентами, с которыми вам нравилось находиться рядом? Тогда перестаньте хандрить и попытайтесь извлечь максимум пользы из последних дней на этом рабочем месте. Снимите с себя груз вины и насладитесь моментом. Почему это важно? Потому что вам будет сложно выкроить время на встречи, как только вы вступите в новую должность.

Даже если вы с восторгом думаете о новой работе, уйти со старого места — это эмоционально сложный поступок. Контролируйте свои эмоции! Не позволяйте вине завладеть вашими мыслями и испортить такой момент. Помните, вас ждет масса хорошего!

Источник

Как уволиться с работы и не испытывать чувства вины

У каждого из нас в жизни наступает момент, когда необходимо сменить работу. Это может случиться по разным причинам: низкая заработная плата, невозможность дальнейшей самореализации в компании, не очень хорошие отношения с коллективом и так далее, но как убедить себя в том, что после сообщения руководству о принятом решении ты не становишься предателем?

Во-первых, начните со своих мыслей. Подумайте ещё раз: действительно ли Вы этого хотите? Правда ли сейчас «тот самый момент», когда Вы хотите сменить компанию или вовсе род деятельности? Коротко о «том самом моменте» — поверьте, как таковой он никогда не наступит, если только Вы не на пределе своих физических и эмоциональных сил (а до этого лучше не затягивать). И если появились мысли о смене работы, возможно стоит их рассмотреть. Решите для себя: это правда Ваша мысль, или Вас всё устраивает, а после слов супруга, друзей, коллег, которые тоже увольняются, Вы стали подумывать о том, чтобы уйти ? Это один из ключевых вопросов. Если Вас самого всё устраивает, есть ли смысл идти на поводу у другого человека?

Во-вторых, если это всё-таки Ваше собственное решение, подумайте: по каким критериям Вы будете искать работу? Вам нужна более достойная заработная плата или не устраивает график работы? Не сошлись характерами с членами коллектива или хотите повышения в должности, а Вам отказали? Посмотрите вакансии в своём городе или в любом другом, если не боитесь внезапных переездов, и убедитесь, что Ваши умения и навыки будут востребованы, а денежное вознаграждение отвечает Вашим запросам. Не забывайте, что от недопонимания в коллективе не застрахован никто, так что совместимость с новыми людьми будет сложно проверить наверняка.

В-третьих, обсудите Ваше решение с семьёй, если они не в курсе. Постарайтесь объяснить, что Вы всё хорошо взвесили и даже посмотрели вакансии, покажите те, которые Вам понравились, обсудите всё на семейном совете. ВАЖНО: если Вы являетесь человеком, приносящим в семью основной (или единственный) доход, необходимо успокоить вторую половинку и подумать, откуда можно взять денежные средства на первое время, если сразу устроиться не получится, или что-то пойдёт не так. Ни в коем случае не берите кредиты и старайтесь не занимать денег , иначе это будет только усугублять Ваше психологическое состояние. Начинать ходить на собеседования или нет — решать только Вам. Помните, что впереди ещё разговор с руководителем, который может быть очень сложным.

Читайте также:  Что делать если чувствуешь опустошение внутри себя не хочется ничего делать

В-четвёртых, создайте финансовую подушку. Вообще это полезное занятие — после получения зарплаты «заплатить себе», отложив 20-30% дохода. Сумма этой подушки должна в идеале составлять столько, на сколько вы всей семьёй сможете прожить на протяжении 4-6 месяцев, ни в чём себе не отказывая. Если момент накопления упущен — не стесняйтесь оплачиваемых переработок и подработок. Помните, что это не просто так.

В-пятых, поговорите с начальством. Да, он должен быть первым, кто узнает о Ваших намерениях, а не Димка сисадмин или Светка из бухгалтерии, потому что вы друзья. Разговор проводить лучше после обеда и не в понедельник — выберите день, в который на Вашей работе минимум стрессовых обстоятельств. Объясните спокойно, что в свете последних событий (сокращение заработной платы, уменьшение штата и увеличение объёма работы, пополнение в семействе) Вы не можете больше продолжать трудиться на своей должности. Разговор обязательно должен быть наедине и не перед очень важным совещанием — необходимо, чтобы босс был максимально расслаблен. Никого не обвиняйте! То есть Вы уходите не потому что Ваня — козёл и занял должность, на которую Вы очень хотели, а потому что считаете, что Ваших знаний и умений, которые Вы приобрели благодаря компании, вполне достаточно для того, чтобы получать более достойную оплату труда; Вы уходите не потому что Машка распускает про Вас грязные сплетни и из-за этого Вы не можете нормально общаться с коллективом, а потому что взгляды на жизнь у Вас и Ваших коллег не совпадают, из-за этого Вам дискомфортно находиться на своём рабочем месте.

Объясните руководителю, что Вы закончите все проекты и — при необходимости — передадите все дела. Если Ваш босс мудрый человек — он Вас поймёт, и Вы сможете спокойно договориться о том, сколько Вам необходимо отработать, чтобы совесть была чиста. Если начальник начинает кричать и обвинять Вас в том, что Вы бросаете компанию как подлый трус, успокойте себя тем, что адекватные люди так себя не ведут (только мысленно!), и дальше будет только хуже, ведь свои намерения Вы уже раскрыли. Не спорьте с начальством, если он приказывает Вам сию же секунду собрать свои манатки, а лучше повинуйтесь. Однако не забудьте, что необходимо написать заявление на увольнение и попросите отсканировать его, когда отдадите в бухгалтерию, чтобы на нём была дата приёма заявления . Мы ведь хотим уволиться сами, а не вылететь за прогул, верно?

В-шестых, не отлынивайте от работы. Если Вы всё таки остаётесь, чтобы закончить начатое, то будьте добры сдержать слово: Вам же ещё характеристику просить у Вашего начальства.

Завершите по максимуму все проекты, не опаздывайте, не халтурьте — после Вас люди остаются в этой компании, и им вряд ли захочется разгребать завалы после Вашего ухода. Кстати, если не боитесь уговоров вроде: «Останься, как же мы без тебя,» — можете поделиться новостью с коллегами.

Ну и последний, на мой взгляд, пункт — устройте небольшое торжество по случаю Вашего ухода, конечно если позволяют финансы. Никто не говорит о шикарном корпоративе: можно заказать пару пицц в офис или испечь пирог самостоятельно, купить конфеты и чай, толкнуть речь. Если отношения в коллективе сдержанные или компания большая — воспользуйтесь электронной почтой. Пожелайте коллегам успехов, поблагодарите за всё, что они для Вас сделали и со спокойной совестью отправляйтесь покорять новые вершины.

Безусловно, это не туториал, а просто личный опыт и наблюдения. По своей натуре я человек достаточно медлительный и не любящий перемены, но не на столько, чтобы всю жизнь проработать на одном и том же месте. Буду рада, если статья окажется для Вас полезной. Если, на Ваш взгляд, я пропустила какие-то важные пункты — не стесняйтесь и пишите в комментариях.

Источник

Оцените статью