Как называются восклицания усиливающие эмоциональность высказывания

Риторическое восклицание

Риторическое восклицание (эпекфонесис, экскламация) — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.

Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство

Какой размах! Какой простор уму!
На сцене слитность грации и такта!

Виды риторического восклицания

Видами риторического восклицания являются:

  • Аганактезис — риторическое восклицание, выражающее возмущение

O tempora, o mores!

О, дева всех румянее
Среди зелёных гор —
Германия!
Германия!
Германия!
Позор!

  • Катаплока — риторическое восклицание в виде грамматически не связанной с контекстом вставки

Тридцатая годовщина
Союза — держись, злецы!
Я знаю твои морщины,
Изъяны, рубцы, зубцы —
Малейшую из зазубрин!
(Зубами — коль стих не шёл!)

См. также

Примечания

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Викифицировать статью.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Риторическое восклицание» в других словарях:

риторическое восклицание — сущ., кол во синонимов: 6 • аганактезис (1) • катаплока (1) • риторическая фигура … Словарь синонимов

риторическое восклицание — (от греч. rhetor оратор) стилистическая фигура: восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания: Тройка! Птица тройка! (Н.В. Гоголь). Р. в. может сопутствовать гиперболизация, например: Пышный! Ему нет равной реки в мире! (о … Словарь литературоведческих терминов

риторическое восклицание — Показное выражение эмоций: негодования, изумления, восхищения; используется в публицистическом, художественном, разговорном стилях … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Риторическое восклицание — Показное выражение эмоций: негодования, изумления, восхищения; используется в публицистическом, художественном, разговорном стилях … Риторика: Словарь-справочник

риторическое восклицание — , я. Синтаксическая фигура2, выражающая особую экспрессию и усиливающая напряженность речи. Когда то будет мне веселее! А до сей минуты все грустно (Н. Карамзин) … Учебный словарь стилистических терминов

Риторическое обращение — Риторическое обращение стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения… … Википедия

Риторический вопрос — Риторический вопрос риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. По сути, риторический вопрос это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности. В любом случае… … Википедия

Эротема — Риторический вопрос риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. Также риторическим вопросом можно считать вопрос, ответ на который крайне очевиден. В… … Википедия

Риторический вопрос — РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, своеобразные обороты речи, усиливающие ее выразительность, так наз. фигуры (см.). Отличительной чертой этих оборотов является их условность, т. е. употребление… … Литературная энциклопедия

Фигура (риторика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Фигура. Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят… … Википедия

Источник

Стилистические фигуры речи. Таблица с примерами

В русском языке применяются языковые средства речи, например:

Стилистические фигуры речи

Стилистические фигуры (фигура речи) — это обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Иногда к стилистическим фигурам относят тропы, а также необычные словосочетания, обороты речи, выходящие за рамки языковой нормы (например, солецизм).

Таблица с примерами

Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые (А. Чехов)

Я думаю о тебе, тоскую, вспоминаю, скучаю, молюсь;

Иди, беги, лети и мсти за нас (Пьер Корнель).

Не погибла молодость – Молодость жива! (Багрицкий)

Изумительный наш народ;

Рассказать тебе я хотел бы одну историю.

Наш медик в рот больным без счету капли льет, // Однако от того ни капли пользы нет. (М. Херасков)

Виды фигур Определение Примеры
Антитеза фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств
Анафора повторение одинаковых элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)
Эпифора повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.) Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Градация такое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего или ослабляет его
Хиазм перекрестное расположение параллельных частей в двух смежных предложениях
Инверсия нарушение обычного порядка слов
Параллелизм Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи Он над тучами смеется, он от радости рыдает! (М. Горький)
Каламбур игра слов, где в тексте создает комический эффект

не требует ответа, а только усиливает эмоциональность высказывания.

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

«Живой труп» (название пьесы Л.Н. Толстого)

Таинственно шумит лесная тишина. (И. Бунин)

Источник

Риторическое обращение и риторическое восклицание: примеры из поэмы «Полтава»

Риторическое обращение. Примеры риторических обращений

Риторическое обращение — это условное обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему человеку.

Москва, Москва. люблю тебя как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно!

М.Ю. Лермонтов. «Сашка» (1835-1836)

Риторическое обращение — стилистическая фигура: автор не пытается по-настоящему привлечь внимание того, к кому обращается. Очевидно, что поэт не может в буквальном смысле говорить с Москвой — город не услышит и не ответит на его признание в любви.

Задача риторического обращения — усилить выразительность речи, показать отношение к тому или иному предмету. Оно может придать поэтической речи нужную интонацию: патетическую, ироничную или иную.

Другое название для риторического обращения — апостроф.

Примеры риторических обращений

Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой.
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Мечты, мечты! где ваша сладость?
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта»

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

О Русь! в тоске изнемогая,
Тебе слагаю гимны я.
Милее нет на свете края,
О родина моя!
Федор Сологуб. «Гимны родине»

Риторическое восклицание. Примеры риторических восклицаний

Риторическое восклицание — это показное выражение чувств: восхищения, изумления, восторга, негодования, злости. Его задача — усилить эмоциональность высказывания На письме такие предложения заканчивают восклицательным знаком.

Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство.
Ф.И. Тютчев. «Лето 1854»

О, дева всех румянее
Среди зелёных гор —
Германия!
Германия!
Германия!
Позор!
Марина Цветаева. «Германии»

Ветерок с полей тепло приносит,
Горький дух лозины молодой…
О, весна! Как сердце счастья просит!
Как сладка печаль моя весной!
Иван Бунин. «За рекой луга зазеленели…»

Другое название риторического восклицания — экскламация или эпекфонесис.

Риторическое восклицание, которое выражает возмущение, называется аганактезис. Например, латинское крылатое выражение: О времена, о нравы!

Риторическое восклицание в виде вставки, грамматически не связанной с контекстом, называется катаплока. Пример катаплоки:
А из тучи-то (хвала —
Диво дивное!)
Соколиная стрела,
Голубиная.
Марина Цветаева. «Ахматовой»

Риторические восклицания могут сочетаться с риторическими обращениями. Например, в стихотворении Валерия Брюсова:

Взмах! Взлет! Челнок, снуй! Вал, вертись в круг!
Привод, вихрь дли! Не опоздай!

Риторические восклицания их роль в поэме «Полтава»

Одно из школьных заданий на тему риторических восклицаний: найдите риторические восклицания в поэме А.С. Пушкина «Полтава» и объясните, какова их художественно-выразительная роль.

Примеры риторических восклицаний в «Полтаве»:

О, как слепа, безумна злоба.

Гетман-предатель Иван Мазепа изображает наигранную обиду перед царем Петром Великим, спасаясь от обвинений. Художественно-выразительная роль — эмоционально усилить эпизод, показать двуличие Мазепы.

Нет, дерзкий хищник, нет, губитель!
Бесстыдный! старец нечестивый!

Эти слова отца и матери юной Марии Кочубей, влюбившейся в пожилого Мазепу. Выразительная роль этих строк — показать глубину негодования родителей, их возмущение.

Как сладок юности покой!
Как сон ее лелеет нежно!

Это мысли Мазепы — с помощью этих восклицаний показана сила его страсти и нежности к юной возлюбленной.

И грянул бой, Полтавский бой!

Кульминация произведения — Полтавское сражение, в котором Петр I разбивает шведского короля Карла XII, изменник Мазепа терпит поражение. Здесь задача риторического восклицания — создать героический и патриотический пафос, подчеркнуть значимость момента. От судеб отдельных людей Пушкин переходит к событию исторического масштаба.

Источник

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ — обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания.

Изобразительно-выразительные средства языка.

ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) — слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении.

Аллегория (греч. allegoria — иносказание) — образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа: правосудие — женщина с весами; сила физическая – Геркулес; верность — ключ, собака.

В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча).

Антифраз (перевертыши) – употребление слова в противоположном смысле.

Пятьдесят четыре — мужик огурец впервые. (Сорок пять — баба ягодка опять)

Мужик на лыжах — оленю тяжко! (Баба с возу — кобыле легче)

Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению: добрый – злой, могучая – бессильная. Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи: он был слаб телом, но силен духом.

-контекстные (или контекстуальные) антонимы– это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.

Гипербола – преувеличение: не видел тебя целую вечность; слезы в три ручья.

Гротеск(франц. grotesque – причудливый, комичный) — изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях:

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? (В.Маяковский)

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый,

Там карла с хвостиком, а вот

Полужуравль и полукот. (Сон Т. Лариной)

Диалектизм— лингвистический термин, объединяющий старые более узкие термины традиционной стилистики: «вульгаризм», «провинциализм» и другие, и обозначающий слово или выражение всякого диалекта, местного или социального, введенное в литературный язык.

верх — овраг, рогач — ухват, корчик- ковшик, скородить — разравнивать граблями.

Ирония(притворство) — выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение:

Врачи боролись за его жизнь, но он выжил. (Аристотель)

Литота — троп, противоположный гиперболе. Намеренное преуменьшение: мужичок с ноготок. тучки небесные (уменьшительно-ласкательный суффикс)

Метафора –выражение, применяемое в переносном значении и основанное на неком подобии, сходстве сопоставляемых предметов описания и их отношений.

Пустых небес прозрачное стекло; багровый костер заката; лунный серп; золотые волосы, солнечная улыбка.

-развернутая метафора – метафора, представленная каким – либо текстом (например, стихотворением) или его отрывком: «Парус» Лермонтова, «Телега Жизни» Пушкина, «Порог» Тургенева, «Огоньки» Короленко.

Метонимия (переименование) — замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле. «Пенящийся бокал» — имеется в виду вино в бокале; «лес шумит» — подразумеваются деревья.

Театр уж полон, ложи блещут; партер и кресла, всё кипит. (А.С. Пушкин)

Овеществление– уподобление предмету: глаза у судьи словно пара жестянок.

Гвозди б делать из этих людей: крепче б не было в мире гвоздей. (Н.С. Тихонов)

Оксюморон (остроумно-глупое) — сочетание контрастных, противоположных по значению слов: живой труп, гигантский карлик, мёртвые души, белая ворона, убогая роскошь.

Олицетворение– частный вид метафоры, перенос свойств живого явления на неживое, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление.

Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят «Прощай!» (С. Есенин.)

Уж небо осенью дышало. (А.Пушкин.)

Перифраз(а) (греч. periphrasis — окольный оборот, иносказание) — замена одного слова описательным выражением, передающим смысл: Петербург — «город на Неве»; луна – «ночное светило»; «врачи» — люди в белых халатах и т.д.

Сарказм (греч. sarkazo, букв. — рву мясо) — презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.
Синекдоха (греч. synekdoche — соотнесение) – название части вместо целого или наоборот.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)

Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин)

Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность – любовь, приятель – друг.

-контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте:

Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский)

-стилистические синонимы – отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал.

-синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать готовить уроки – приступить к подготовке уроков.

Сравнение —изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного понятия, явления с другим.

И, как ребенок после сна, дрожит звезда в огне денницы. ( И. Бунин.)

Фразеологизм – идиома, устойчивое словосочетание с неповторимым смысловым значением. К Ф. относят пословицы, поговорки, афоризмы и т. п.

Работать спустя рукава; сложа руки; смотреть сквозь пальцы; повесить голову и т.д.

Эпитет– образное определение, обычно выраженное прилагательным: ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка; туманные мечты.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе: Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (А.Пушкин.)

Звукопись придает особую выразительность стиху: повтор слогов с в, ва, ве дает ощущение широты, мощи стихии; сочетаний глухих согласных с сонорным л: тл, кл, кл – передает клокотание воды в разбушевавшейся реке. А вот пример из Бальмонта:

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

Ассонанс – повторение гласных звуков в слове, фразе:

Будет буря – мы поспорим и помужествуем с ней (ассонанс на у – подражание звуку ветра, бури);

Дыша духами и туманами она садится у окна. (А.Блок.) (сочетание ассонансов на у и а, создающий ощущение воздуха, парения, простора).

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ — обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания.

Аллюзия (шутка, намек) — стилистическая фигура, намёк посредством сходно звучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения: «слава Герострата»

Амплификация —нанизывание синонимических определений, сравнение с целью усиления выразительности высказывания: берет — как бомбу, берет — как ежа, как бритву обоюдоострую.
Анафора
(единоначалие) — повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.

Ты и убогая, ты и обильная, ты и забитая, ты и всесильная, матушка-Русь! (Н.А. Некрасов.)

Антитеза (противоположение) — сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов.

Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок. (С.Есенин)

Ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт; ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ и бледен (А.С. Пушкин)

Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию. На этом приеме построена «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкина.

Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе.

Инверсия (перестановка) — изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. Как правило, в обратном порядке:

Преданья старины глубокой. (А.С. Пушкин)

Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания.

Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака. О, весна без конца и без краю – без конца и без краю мечта! (А.Блок.)

Параллелизм — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.

В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут. (А. С. Пушкин.)

-синтаксический (образный) параллелизм – одинаковое, сходное построение смежных фраз, предложений.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.Пушкин.)

И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встает из тьмы. (И.Бунин.)

Парономазия — стилистическая фигура, основанная на употреблении паронимов: «Леса — лысы, леса обезлосели, леса обезлисели», «он не глух, а глуп»

Парцелляция— экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.

И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. (П. Г. Антокольский)

Перенос— несовпадение синтаксического членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в его конце:

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза» А. С.( Пушкин.)

Плеоназм —стилистический прием, усиливающий смысл сказанного: «грусть-тоска», «горе горькое», «Но без страха, без боязни вышел Шингебис на битву».

Риторический вопрос — одна из стилистических фигур; такое построение речи, гл. обр. поэтической, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Р.В. не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность.

Кто хоть раз не бранивал станционных смотрителей?» (А.С.Пушкин)

Риторическое восклицание — такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие. Р. в. звучит эмоционально, с поэтическим воодушевлением и приподнятостью.

Да, так любить, как любит наша кровь никто из вас давно не любит! (А. Блок.)

Риторическое обращение —по форме, будучи обращением, Р. о. носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т. д.

А вы, надменные потомки известной подлостью прославленных отцов. (М. Лермонтов.)

Ряды однородных членов:

Были это веселые, сильные и смелые люди. (М.Горький.)

Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман. (А.Пушкин.)

Швед, русский – колет, рубит, режет. (А.Пушкин.)

В этих примерах наблюдается еще один прием – бессоюзие – придающий фразе динамику; а в следующем примере:

И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь. (А.Пушкин.)

— многосоюзие, придающее предложению плавность, замедляющую фразу.

Силлепс— объединение неоднородных членов в общем смысловом или синтаксическом подчинении.

У кумушки глаза и зубы разгорелись. (А.Н. Крылов).

Часто используется в комических целях: «за окном идёт дождь, а у нас – концерт».

Хиазм — расположение двух частей в обратном порядке: «Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть».

Эллипс(ис) — пропуск в речи подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста.

День в тёмную ночь влюблён, в зиму весна влюблена, жизнь – в смерть… А ты. Ты в меня! (Г. Гейне.)

Эпифора (повторение) — стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз.

Вот на берег вышли гости, царь Салтан зовёт их в гости. (А. С. Пушкин)

Источник

Читайте также:  Тугоподвижная нервная система для какого темперамента характерна
Оцените статью
Риторический вопрос
Риторическое восклицание в форме восклицания содержится утверждение Орлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться! (И.Крылов)
Риторическое обращение фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям и т.п. выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится А вы, надменные потомки…. (М.Ю. Лермонтов)
Умолчание намеренное прерывание речи, дающее возможность читателю домыслить фразу Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что время уж барону умереть (А.С. Пушкин).
Многосоюзие повтор избыточного союза. Создает эмоциональность речи И снег, и ветер, и звезд ночной полет (Ошанин)
Бессоюзие построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов Швед, русский, рубит, колет, режет, бой барабанный, клики, скрежет… (А.С. Пушкин)
Эллипсис пропуск подразумеваемого слова Не тут-то (было)!
Оксюморон соединение логически несовместимых понятий