Опыт работы «Значение бизибордов в развитии детей раннего возраста»
Петрова Лилия Рашитовна
Опыт работы «Значение бизибордов в развитии детей раннего возраста»
Бизиборды (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребёнку трогать обычно запрещено – это не просто модное веяние. Это полезные игры на усидчивость, внимательность, умение концентрироваться, развитие мышления и мозговой активности. Недаром бизиборды ещё называют «Волшебная доска», «Чудо-доска», «Доска – стенд для мелкой моторики
Известная врач и педагог Мария Монтессори, считавшая самым главным в развитии ребёнка свободу выбора, была основоположником авторской одноимённой педагогической методики для обучения детей с особенностями в развитии, где взрослый должен помочь ребёнку стать самим собой. Она предложила своё видение проблемы обучения детей с особенностями в развитии. Ею же было доказано на практике, что стимулируя ребёнка извне, взрослый может развивать его мозг. Эта теория отлично работает с детьми, имеющими некоторые отличия от нормально развивающихся сверстников. Но с течением времени эта методика стал интересна педагогам, работающим с обычными детьми и получила мировую известность.
Ещё в конце позапрошлого века (1870-1952) Мария Монтессори предложила перенести всевозможные подручные бытовые приспособления на доску. При помощи такого вот тренажёра дети определяют способ работы с каждой мелкой деталью, а родители при этом могут не опасаться за жизнь своих чад. Двигая дверные цепочки, бусины, кольца от карниза или замки-молнии ребёнок развивает мелкую моторику рук и изучает заинтересовавшие его предметы. Нейронные сигналы от пальцев рук передаются в мозг, что благоприятно влияет на интеллектуальное, речевое, сенсорное и физическое развитие крохи.
Цель: способствовать развитию мелкой моторики, координации движения, внимания, фантазии, усидчивости, творческого и логического мышления, самостоятельности; помогать в освоении бытовой деятельности; способствовать формированию умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек, молний, щеколд.
Важность сенсорного развития
Несмотря на то, что прошло 110 лет с создания доски, сейчас она имеет довольно большой успех,так как с ее помощью решаются такие задачи как:
— развитие мелкой моторики рук, развитие речи, логики и мышления; памяти, внимания;
— формирование причинно-следственных связей;
— развитие самостоятельной и познавательной активности;
— развитие произвольности (умение играть по правилам и выполнять инструкции).
Так как на протяжении многих лет я работаю с детьми раннего возраста, изучаю и использую различные технологии. Для развития сенсорики у детей предположила, что изготовление и внедрение бизибордов поможет удовлетворить любопытство ребенка, желание исследовать окружающий мир, поможет при адаптации. Действия с механизмами на доске успокоет ребенка, он расслабиться, и нахождение в группе станет для него более комфортным.
С этой целью я изучила педагогический опыт по данной теме, систематизировала свои знания, выбрала и распечатала фотографии бизибордов, изучила литературу; подобрала материал, который может служить для изготовления бизиборда и все, что можно разместить на нём, чтобы заинтересовать и надолго увлечь детей раннего возраста: дверные замочки, защелки, шпингалеты, щеколды, петли, ручки, мебельные колёсики, фонарики, музыкальные инструменты, выключатели, розетки, вкладыши, лего и др.
Организовала с родителями мастер-класс «Что такое бизиборд. С чего начать?» Предложила родителям на выбор изготовить бизиборды. Осуществляла индивидуальное консультирование, оказывала помощь родителям в создании бизибордов. Бизиборды использую для образовательной деятельности воспитанников как индивидуально, так и подгруппами не более 6детей, а также широко применяю для самостоятельной деятельности детей.
В процессе игры с бизибордом ребенок учится самостоятельно решать различные задачи, видеть свои ошибки, исправлять их, ищет различные способы решения задачи, развивает творческое мышление, мелкую моторику рук и речи.
Элементы бизиборда зародились в психолого-педагогической практике М. Монтессори. В рамках своей методики она предложила развивать мелкую моторику детей через познание сути вещей. Для этого нужно было перенести подручные приспособления на стенд для изучения, чтобы дети смогли изучать функциональность каждой мелкой детали, находясь в безопасности. Вряд ли ребенок будет слушать, если ему объяснять принцип работы дверной щеколды, он просто ничего не поймет. Другое дело когда играя с ней, он случайно сам поймет принцип работы — тогда для него это станет поводом для радости за себя. Такое он запомнит обязательно, а главное это будет безопасно для него.
Первые стенды — бизиборды, которые были изготовлены. Цель игры с бизибордом, не сама игра, а обучение через игру. А еще точнее – помощь в развитии самостоятельности малыша.
«Не трогай! Нельзя! Опасно!» — как часто наши дети слышат это? Конечно, опасно – трогать розетку, баловаться дверным замком. А что если у ребенка будут свои взрослые игрушки? Для этого был изобретен бизиборд – это умная игрушка, которая познакомит ребенка с бытовыми предметами-мелочами и отвлечет от настоящих опасностей.
Бизиборды бывают универсальные, а также специально для девочек, для мальчиков.
Самым маленьким детям, конструктивные детали ни к чему, для них главное – тактильные ощущения, которые можно обеспечить с помощью разных видов ткани, пуговиц, кармашков и т. п. Поэтому существуют такая разновидность как мягкий бизиборд, который вообще не является доской. Ведь его основа состоит из ткани. Такие бизиборды мы так же изготовили.
Двигая застёжкумолнию, расстегивая пуговицы, открывая карманы на различных застежках, ребёнок не только развивает мелкую моторику пальцев, но и развивает навык самообслуживания –учится самостоятельно одеваться и раздеваться.
Так же при давлении на кончики пальцев сигнал идет прямо в кору головного мозга, эти сигналы активизируют еще неразвитые клетки головного мозга, отвечающие за речь, интеллектуальное и физическое развитие крохи
Бизиборды можно приобрести в магазинах на интернет – сайтах, но это дорогое удовольствие. А можно сделать своими руками. Что мы и сделали проведя конкурс «Бизиборд» в нашей группе среди родителей. Родители приняли активное участие в конкурсе. Благодаря этому теперь у нас группе есть бизиборды на подгруппу детей.
Практика показывают, что проводимые нами занятия с использованием бизибордов позитивно отражаются на развитии воспитанников нашей группы. Бизиборды используем на занятиях по познавательному развитию, развитии речи, социальному миру, на формирование культурно- гигиенических навыков и художественно- эстетическому развитию.
На занятиях по развитию речи на тему «Одежда», «Транспорт», «Игрушки» и т. д, использую игровое пособие бизиборд для развития связной речи и стимулирования мыслительных операций.Использую такие как: «Найди вещи для девочек», «Найди вещи для мальчиков», «Кто за дверкой?» «Покажи игрушку по описанию, по загадке», «Угадай игрушку на ощупь», «Расскажем стишок».
На занятиях по социально- коммуникативному развитию использую на таких занятиях как «Предметы быта», «Дом», «Моя семья, в процессе игр с бизибордом дети учатся общаться, развивать умение играть не ссорясь. У них формируются основы безопасного поведения в быту.Используя такие игры: «Выключатели — розетки», «Защелки — замочки», «Открой замочки», «Открой дверки».
На формирование к. г. н. «Застегни туфельки», «Учимся застегивать пуговицы», «Замки — молнии».
На познавательных занятиях по теме «Что привез Мишутка», «Закрой окошка», «Один — много», «Большие — маленькие».Использую игры такие как: «Найди фигуркам домик», «Найди и покажи такую же фигуру», «Угадай на ощупь», «Найди игрушкам домики», «Собери колпачки – вкладыши на место», «Большие — маленькие».
На художественно – эстетическом развитии игры на металлофоне открывает мир музыкальных звуков. Различение звуков «Что звучит», «Тих — громко».
Положительные отзывы родителей и наблюдаемая динамика в развитии детей говорят о высокой эффективности проводимой нами работы, о необходимости продолжения использования данного дидактического пособия. Используя в работе бизиборд, мы даём возможность каждому малышу проявить свою индивидуальность и личностные качества, а педагогу – включаться в активное сотворчество и содействие с воспитанниками, тем самым, расширять и пополнять свои профессиональные компетенции.
Подводя итог, хочется отметить, что с использованием бизиборда у наших детей повышается желание взаимодействовать друг с другом, а общение и взаимодействие наполняются новым, актуальным и интересным содержанием.
Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать». «Я научился кушать!». Продолжаю делиться.
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.
Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Термин «конструирование» означает приведение в определенное.
Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.
Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.
Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.
Значение конструктивной деятельности в развитии детей младшего возраста. Консультация для родителей Конструктивная деятельность тесно связана с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, а также средством всестороннего.
Значение рисования в развитии детей дошкольного возраста Рисование является одним из интересных и важных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок развивает себя.
Значение театрализованных игр (кукольного театра) в развитии речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра — одна из более совершенных и эффективных форм реализации развития речи у детей на разных возрастных этапах. Она.
Источник
Виды и назначение игрушек для детей дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Виды и назначение игрушек для детей дошкольного возраста
Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Игрушка – предмет забавы, развлечения, радости, и то же время она – важнейшее средство психического развития дошкольника. Не было случайных игрушек, все они активно готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно, соответственно возрасту.
Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
виды и назначение игрушек для детей дошкольного возраста | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды и назначение игрушек для детей дошкольного возраста
Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Игрушка – предмет забавы, развлечения, радости, и то же время она – важнейшее средство психического развития дошкольника. Не было случайных игрушек, все они активно готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно, соответственно возрасту.
Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.
Среди образных игрушек особое место занимает кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Обычно куклой называют образ ребенка (взрослого человека) в игрушке, сделанной из мастики, папье-маше, резины, целлулоида, ткани или другого материала. Типаж и размер куклы может быть самым разнообразный, одета она в матерчатый костюм или совсем не имеет платья («голым»). Руки и ноги её обычно подвижно закреплены, иногда движется голова, и закрываются глаза.
Поскольку кукла изображает человека, она выполнят разные роли, и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему захочется, заставляя её осуществлять все свои мысли и желания.
Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете, движениях и т.д. Она подвижна, ярка, и этого вполне достаточно, чтобы поглотить внимание малыша и стать одной из любимых игрушек.
Радует и забавляет ребенка всякая игрушка. Однако созданы они для того, чтобы позабавить и развлечь ребенка. Это игрушки-забавы, которые вызывают у дошкольников любопытство, радость, положительные эмоции. Они радуют детей необычными движениями, забавны по сюжету. Игрушки-забавы развивают чувство юмора и любознательность, поддерживают доброе настроение, побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия.
Игрушки – забавы – это смешные, забавные фигурки людей, животных с фиксированным движением. Они несут свое начало от народной игрушки. Народные мастера умели подметить смешные стороны во внешнем виде и поведении человека, животного и показать это в игрушке. Особенно это ярко представлено в игрушках богородских резчиков. Тонкий юмор, заложенный в народных игрушках, педагог должен чувствовать, понимать и учить этому детей.
Среди игрушек основное место занимают животные, стилизованные под человека: слоник в сюртучке, свинка в платьице, зайчик в штанишках и т.п. Их можно купать, кормить, водить заручку, катать в коляске, разговаривать с ними, т.е. действовать как с куклой.
Очень важны игрушки, которые используются при постановке спектаклей, в развлечениях – театрализованные игрушки.
Они не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости
Дети наделяют их теми или иными чертами в соответствии с их внешним видом. К ним относятся игрушки: куклы перчаточные, пальчиковые («бибабо»), фигурки персонажей для настольных театров, фигурки и элементы декораций по сюжетам широко известных и любимых детьми сказок и, наконец, элементы костюмов для игры – драматизации, где участвуют сами дети.
Театральная игрушка – одна из самых живых и веселых. С ее помощью взрослый может делать буквально чудеса.
Ребенок охотно подчиняется требованию Буратино идти умываться, чистить зубы и ложиться спать. Малыш, конечно, знает, что за Буратино говорит мама, что ожил смешной человечек только в маминых руках, но слушаться при этом интересно. Поэтому молодые родители могут пользоваться таким приемом, если их малыш не слушается
Большую ценность предоставляют дидактические игрушки, которые знакомят ребят с цветом, формой, величиной и т.д. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры.
Большую группу дидактических игрушек составляют народные: цветные шары, миски, матрешки, пирамидки, бочонки, башенки. Изготовленные из дерева, ярко окрашенные, они построены на доступных для маленького ребенка действиях (катать, разбирать, собирать, нанизывать, вкладывать).По таким образцам изготавливаются пластмассовые, деревянные токарные игрушки современной тематики, кремлевские башни, башни-ракеты. Сконструированные на основе автодидактизма, они обеспечивают самоконтроль ребенка за выполнением игровой задачи. В этом их особая ценность.
Большую роль в развитии движений у дошкольников играют спортивно-моторные игрушки. Такие как мячи, скакалки, обручи, каталки и другие. Особенно следует подчеркнуть значение мяча, играя с которым ребенок проделывает разнообразные движения: качает его, бросает, ловит. Активное движение не только укрепляет мышцы, совершенствует двигательный аппарат, но и также способствует нервно-психическому развитию ребенка (воспитывает волю, внимание).
По месту в играх детей близка к образной, сюжетной игрушке техническая, которая знакомит детей с внешним видом, образом предмета, имеющего непосредственное отношение к технике (машины, механизмы, виды транспорта, средства связи), и с характерными для него действиями. В дошкольном возрасте технические игрушки могут иметь большое значение для формирования умственных способностей, необходимых для любой деятельности человека. Кроме того, средствами технических игрушек можно развивать некоторые специальные способности к техническому конструированию и изобретательству.
Строительные и конструктивные материалы
Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. В «строительные игры» можно играть бесконечно. Они ценны тем, что позволяют отобразить в игре задуманное. Всякая результативная деятельность, созданная собственными руками, дает большое удовлетворение.
«Строительство» в игре больше, чем какие-либо другие игры, сходно с трудовой деятельностью человека. Любая простейшая постройка требует от ребенка работы мысли, фантазии, умения сосредоточиться, терпеливо преодолеть трудности.
В работе детских садов большое место отводится игрушкам-самоделкам, поскольку создаются самим ребенком с заранее определенной игровой целью. Изготовление таких игрушек формирует у дошкольника умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, позволяет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения. Игрушки-самоделки – это предмет гордости и способ самовыражения ребенка. Самодельные игрушки отличаются многофункциональностью, поэтому особенно интересны малышу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников — игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че.
Консультация для педагогов и родителей на тему: «Виды и назначения игрушек для детей от рождения до 4-х лет».
Обзор основных видов игрушек для детей до 4-х лет.
В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами.
Консультация для родителей и воспитателей.
В статье описаны основные виды нарушений в речевом развитии детей и их причины, а так же основные виды нарушения звукопроизношения.
Источник