2. ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
2.7. Эмоции, их классификация, эмоциональные состояния
Эмоции и чувства играют особую роль в общении следователя с участниками уголовного процесса. В сущности, без них было бы невозможно достижение контакта с допрашиваемыми, в особенности — в конфликтных ситуациях.
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности человека. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете, служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями, следовательно, можно сказать, что чувствами называются психические состояния, выражающие отношение человека к другим людям, самому себе, окружающей жизни. [1]
За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали связывать следующие положительные функции: мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.
Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.
Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.
Сигнальная функция. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. По мнению Ч. Дарвина эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.
Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.
Источниками чувств является объективная реальность. Но отношение человека к предметам и явлениям реального мира различное, так как они вызывают у него положительные или отрицательные эмоции. Чувства пронизывают и окрашивают в определенный тон все стороны психической деятельности человека: ощущения, восприятия, сознание, память, мышление, воображение и т.д., и то, что связано с прямым или косвенным удовлетворением потребностей человека, вызывает у него положительные чувства (удовольствие, радость, любовь), а то, что препятствует удовлетворению — отрицательные чувства (горе, печаль).
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, то есть передаются другим людям, сопереживаются.
Деятельность работников юридического труда нередко протекает в условиях высокого нервного напряжения, поэтому юристу необходимо уметь управлять своими эмоциями и чувствами в целях сохранения работоспособности в любых условиях.
Чувства — высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.
Настроение — это такое эмоциональное состояние, которое отражается на деятельности и поведении человека, влияет на его самочувствие; оно может быть хорошим, плохим, ровным.
Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы «сдвинут на его конец». Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, тем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана преимущественно с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Следователю крайне важно учитывать эту особенность эмоционального состояния участника уголовного процесса. Человек, оказавшийся очевидцем преступления (например, убийства) или ставший жертвой, испытывает состояние напряженности. Состояния аффекта накладывает определенный отпечаток на протекание психических процессов — человек плохо слышит, мало видит, медленно соображает, плохо ощущает свои движения. Иногда возникает фрустрация — определенное психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи. Различают фрустратор, то есть стимул, вызывающий фрустрацию, фрустрационную ситуацию, фрустрационную реакцию. Фрустрация переживается гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т.д. Уровень фрустрации зависит от значимости и интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, а также от наличествующих устойчивых форм эмоционального реагирования человека на жизненные трудности. Важным понятием при изучении фрустрации является фрустрационная толерантность (устойчивость к фрустраторам), как свойство личности противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты своей психологической адаптации. В основе ее лежит способность человека адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидения выхода из ситуации — с другой. Высокий уровень развития личности предполагает сознательный отказ от фрустрирующих целей и выдвижение новых, более приемлемых и достижимых. Фрустрационная толерантность, сформированная в процессе воспитания, в какой-то мере определяет и поведение человека в экстремальных ситуациях.
Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).
Кроме того, у человека, в зависимости от характера потребностей, различают следующие виды чувств:
- низшие чувства — имеют биологическое значение и сигнализируют о физическом состоянии организма, его здоровье, заболевании, об удовлетворении или неудовлетворении простейших физиологических потребностей (голод, жажда, задержка или учащение мочеиспускания и стула и др.);
- высшие чувства — возникают при удовлетворении или неудовлетворении духовных потребностей, имеют ярко выраженный общественный характер и свидетельствуют об отношении человека к различным сторонам и явлениям общественной жизни (это моральные, интеллектуальные и эстетические чувства).
Причем содержание высших чувств, их направленность определяются мировоззрением человека, его правилами нравственного поведения, эстетическими оценками. К проявлению высших чувств относятся моральное чувство, совесть, интеллектуальное чувство, практическое чувство и др. Разберем их:
- моральные чувства — в их основе лежит осознание человеком общественных интересов и своих обязанностей по отношению к своему народу; это патриотизм, дружба, интернационализм, коллективизм, долг и др.;
- совесть — это оценка человеком своих мыслей, действий, поступков;
- интеллектуальные чувства — чувства, выражающие отношение человека к мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности, например, чувства удивления, сомнения, уверенности, удовлетворения; они возникают только в процессе познавательной интеллектуальной деятельности, сопровождают ее и окрашивают в определенный эмоциональный тон;
- практические чувства — их предметом является сама деятельность человека, то есть его труд в науке, искусстве, спорте, повседневной работе. Источником эстетических чувств являются музыка, живопись, скульптура, проза, поэзия, а также произведения архитектуры, достижения в области техники, медицины и даже созерцание природы и т.д. Эстетическое отношение к действительности переживается как чувство прекрасного и красивого, героического, драматического и комического.
Следует помнить, что о личности человека всегда судят не только по мыслям, действиям и поступкам, но и по чувствам, которые всегда на что- либо направлены, так как чувства человека могут быть глубокими и поверхностными, устойчивыми и неустойчивыми
Эмоции и чувства отличаются большим разнообразием. Все они подразделяются на две группы: активизирующие деятельность — стенические и подавляющие, угнетающие жизнедеятельность — астенические. Однако одно и то же чувство или одна и та же эмоция могут, в зависимости от обстоятельств, активизировать или подавлять деятельность человека, например, радость, вызванная поощрением руководителя, у одного сотрудника юридического труда является стимулом к дальнейшей добросовестной работе, а на другого действует демобилизующе, мешает сосредоточиться на расследовании конкретного уголовного дела. Влияние эмоций и чувств на жизнедеятельность человека нельзя не учитывать в воспитательной работе с сотрудниками правоприменительных и правоохранительных органов [2] .
Таким образом, чувства человека определяют его мировоззрение, взгляды, направленность и убеждения. Если нет постоянных убеждений, и отмечается внутренняя противоречивость, такой человек характеризуется эмоциональной разбросанностью. У него чувства возникают по случайным мотивам, отражают неустойчивость внутреннего мира, непостоянство принципов и убеждений.
Источник
АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Различают два вида направленности человеческого поведения: реактивное и активное. Реактивное поведение представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы. Активное поведение связано со способностями человека к сознательному выбору целей и форм поведения для достижения выбранных целей. Для управления поведением человека нужны адекватные средства навигации: идеи, вера, методы и т.п. Невозможно управлять поведением людей, не зная и не учитывая их психические особенности. В течение длительного времени в психологической науке за основу теоретического анализа принималась личность как некий обособленный феномен. Связи с личностью подразумевались, но предметом конкретного исследования не были. Но человек — это продукт природы и общества. На протяжении всей своей жизни он испытывает воздействие обширной совокупности социальных факторов, которые определяются как социальная среда. Поэтому психологию и поведение отдельного человека невозможно понять без связей (отношений) с другими людьми. С одной стороны, люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. Для них любое общественное явление имеет свой «психологический аспект», так как общественные закономерности проявляются не иначе, как через других людей. С другой стороны, в совместной деятельности людей возникают определенные виды связей (отношений) между ними. Эти отношения оказывают большое влияние на психологию людей и проявляются в их поступках, действиях и поведении. Без анализа связей человека с другими людьми невозможно понять поведение отдельного человека.
Наука об обществе как целостной системе и отдельных ее процессах и общественных группах называется социологией (лат. «общество, -логия»). Социологи выявили ряд ценностей, к которым стремится любой нормальный человек. Такими общими потребностями и интересами являются:
- материальные условия жизни;
- интересная работа;
- социальная стабильность.
Эти общие потребности и интересы необходимо знать и удовлетворять! Но как? Многообразные и сложные особенности человека могут быть исследованы только при помощи объединенных усилий психологии и социологии. Отрасль психологии, которая изучает законы поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, называется социальной психологией. Решающая роль в развитии психики человека принадлежит труду -наиболее характерному именно для человека способу взаимодействия его с окружающей средой. Человек, как и животные, приспосабливает себя к окружающей среде. Но в отличие от них он подчиняет себе внешнюю среду, то есть осуществляет целенаправленное, сознательное преобразование природной, производственной и социальной среды. Именно эта способность человека обусловливает главную особенность его поведения — возможность предвидения событий, планирования действий и стремление к достижению определенных целей. В поведении человека есть две реально и функционально взаимосвязанные стороны: 1. Побудительная, которая обеспечивает (стимулирует) направленность и активность поведения. Стимуляция поведения связана с понятием мотивации, включающем представление об интересах, потребностях, целях, побуждениях, намерениях и стремлениях, имеющихся у человека;
2. Регуляционная, которая отвечает за то, как поведение складывается от начала до конца (до достижения поставленной цели) при тех или иных условиях. Регуляцию поведения обеспечивают в основном различного рода процессы и состояния.
Очень важную сторону внутренней жизни человека составляют эмоции и чувства личности.
Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность.
Чувства – это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает и делает.
Классификация основных видов эмоций:
Аффекты – переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Они характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушениями волевого контроля.
Страсти – сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели. Страсть захватывает человека целиком. Испытывая страсть, человек является страдающим существом, находящимся во власти какой-то силы.
Настроение – слабо выраженное эмоциональное переживание, отличающееся значительной длительностью и слабым осознанием причин, факторов их вызывающих. Настроение придает эмоциональную окраску всему поведению человека. Если у человека хорошее настроение, то и восприятие чего-то и представление о чем-то имеет положительную окраску.
Стресс — это реакция организма на любое неблагоприятное воздействие. Реакция проявляется в срочной мобилизации защитных сил организма для того, чтобы правильно реагировать на непредвиденную трудность или найти приемлемый способ ее преодоления. В зависимости от стрессора выделяют физиологический стресс (его вызывают физические воздействия: шум, повышение или понижение температуры и т.д.) и психологический стресс (изменение задания, дефицит времени и т.д.).
Чувства классифицируют на: нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.
Интеллектуальные (познавательные) чувства — связанны с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.
Нравственные (этические) чувства— выражают отношение человека к другим людям, к Родине, самому себе. К моральным чувствам относят: любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, совесть и т.д.
Эстетические чувства – возникают у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного и т.д. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах.
Все вышеназванные чувства бывают стеническими и астеническими.
Стенические – чувства, активизирующие деятельность человека, действенные. Например, от радости человек готов «горы свернуть». При действенной эмоции человеку трудно молчать, трудно не действовать активно.
Астенические – чувства, вызывающие пассивность. Астенические чувства расслабляют человека. От страха у него «могут ноги подкоситься».
Эмоции выполняют функцию оценки, что проявляется в оценивании значимости предметов и ситуаций для достижения цели и удовлетворения потребности.
Эмоции выполняют функцию побуждения: в зависимости от знака оценки
(положительная или отрицательная), действие может быть направлено либо на присвоение и овладение требуемым, либо на прекращение неуспешного действия.
Эмоции выполняют и регулирующую функцию, т.е. влияют на направление и осуществление деятельности субъекта. Регуляция действий совершается как через эмоциональную оценку текущих событий, так и через актуализацию индивидуального опыта. Прошлый опыт (успешных или неуспешных действий) определяет выбор действий в текущей ситуации.
Синтезирующая функция – позволяет соединить, синтезировать в единое целое отдельные, сопряженные во времени и пространстве события и факты.
Эмоции выполняют экспрессивную (выразительную) функцию, которая проявляется в выразительных движениях: мимике (движениях лица), пантомимике (движениях тела), вокализации (интонации и тембре голоса).
Воля— способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей, идти к намеченному, преодолевая внешние или внутренние препятствия.
Классификация волевых качеств личности(по Рубинштейну):
Среди важнейших волевых качеств можно выделить инициативность, т.е. умение легко взяться за дело без внешней стимуляции, по собственному желанию и волевому влечению. Большую роль в инициативности играют интеллектуальные данные, обилие новых планов, идей, богатство воображения, активность.
Следующее качество, которое необходимо отметить – это самостоятельность и независимость.Человек, обладающий данными характеристиками не подвержен чужим мнениям, он не поддается внушению, и он не позволяет себя эксплуатировать.
Решительность — качество, проявляющееся в принятии решений. Решительность проявляется в быстроте, уверенности, с которой принимается решение, твердости, с которой оно сохраняется. Решительность может быть различной природы, в зависимости от импульсивности и обдуманности.
Энергичность. Большую роль энергичность играет в завершении волевого акта, т.е. это та концентрированная сила, которая вносится в действие и помогает его осуществить, претворить в жизнь.
Настойчивость проявляется при приведении в исполнение принятого решения, в борьбе со всяческими трудностями, препятствиями за достижение цели.
Важными качествами в достижении любой цели играют так же – самоконтроль, выдержка и самообладание.
Источник