Как называют эмоционально окрашенные предложения

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Эмоционально окрашенные слова

Перечень рассматриваемых вопросов:

1. Определение эмоционально окрашенных слов.

2. Способы выражения эмоциональной окраски в русской лексике.

3. Толкование эмоционально окрашенных слов в толковых словарях; типы помет, сопровождающих эмоционально окрашенные слова.

4. Стилистические нормы употребления эмоционально окрашенных слов в речи.

Лексика – это словарный состав языка.

Нейтральные слова – общеупотребительная, лишённая стилистической окраски лексика.

Помета в словаре – специальное дополнительное указание, сопровождающее толкование слова, его описание.

Толковый словарь – словарь, содержащий слова с объяснением их значений; может содержать грамматическую, этимологическую и стилистическую характеристики слов, примеры употребления и др. сведения.

Эмоционально окрашенные слова – слова, имеющие эмоциональную окрашенность.

Стилистические синонимы – это слова, которые имеют одинаковое значение, но употребляются в разных стилях речи.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Слово в любом языке используется, прежде всего, для того, чтобы назвать предметы, признаки, количества, действия. Можем ли мы с помощью слов не только назвать, обозначить какие-либо явления, но и выразить к ним свои чувства, дать им оценку?

Сегодня на уроке мы познакомимся с такими словами, которые позволяют выразить эмоциональное отношение к тому, о чём мы говорим.

Возьмём хорошо известную нам «Сказку о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.

Вот старуха ругает старика:

Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось.

С помощью каких слов выражает своё недовольство героиня? Она использует слова «дурачина», «простофиля» – мы все понимаем, что такими словами она старика не похвалила, а побранила.

А Лисица из басни Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица» хочет польстить Вороне, поэтому обращается к ней с другими оценочными словами:

Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!

Хитрая Лисица сумела в этой фразе похвалить Ворону много раз, используя такие слова, как «голубушка», «шейка», «глазки», «пёрушки», «носок», «голосок», «светик». Особенностью слов, с помощью которых Лисица хвалит, являются суффиксы – они называются уменьшительно-ласкательными.

Слова, выражающие отношение говорящего к тому, о чём он говорит, называются эмоционально окрашенными. С помощью таких слов можно дать положительную (одобрительную) или отрицательную (неодобрительную) оценку.

Например, можно, описывая внешность девушки, использовать слово «очи», подчёркивая не только привлекательность человека, но и своё восхищение красотой глаз девушки. Именно так использовано это слово в романе Александра Фадеева «Молодая Гвардия»: «У Ули глаза были большие, тёмно-карие, не глаза, а очи, с длинными ресницами, молочными белками, чёрными таинственными зрачками». Писатель противопоставляет нейтральное слово «глаза» эмоционально окрашенному «очи», даёт положительную оценку.

А вот героиня Максима Горького использует для обозначения глаз человека грубое, резкое слово, выражающее её отношение: «Старая хозяйка говорит мне: “Погоди, книгожора, лопнут зенки-то”». Использование слова «зенки» говорит о неодобрительной оценке говорящего.

В толковых словарях эмоционально окрашенные слова обозначаются при помощи специальных помет. Какими бывают пометы?

Книжное, высокое, ласкательное, уменьшительное, уменьшительно-ласкательное.

А ещё – неодобрительное, презрительное, уничижительное, грубое, бранное.

Есть также такие пометы, как шутливое, ироническое, просторечное и разговорное.

Например, слово «очи» сопровождается пометой «высокое»; а слово «зенки» помечается как «грубое, просторечное».

Читайте также:  Что чувствует пассажир самолета который падает

Для того чтобы выразить своё отношение к какому-либо явлению, говорящий может использовать возможности русского словообразования. Иными словами, может образовать слово с суффиксами и приставками со значением оценки. Например, ласковое обращение получается, если мы используем суффиксы -ушк- / -юшк-:

Не упало ли добро? – читаем в стихотворении Александра Маршака.

Неодобрительное отношение будет выражено в слове, если оно имеет суффикс -ашк-: старикашка. Пренебрежение выражается при помощи суффикса -ишк-: городишко, житьишко.

Некоторые суффиксы способны выражать почти противоположные значения. Так, суффикс -иц- может придавать уменьшительно-ласкательное значение (лужица), а может вносить оттенок пренебрежения (произведеньице). Такой же способностью обладает суффикс прилагательных —оньк-(-еньк-): сладенький, лёгонький, плохонький, добренький.

Эмоционально окрашенные слова не используются в официально-деловом и научном стилях. Такие слова более всего характерны для разговорной речи, используются они в художественной литературе.

Примеры задания из Тренировочного модуля

Сортировка элементов по категориям

Нейтральные и эмоционально окрашенные слова.

Распределите слова по группам соответственно характеристикам

Даны слова: слово, малевать, дорога, баламут, работник, рисовать, реченька, бородище

Чтобы выполнить это задание, нужно дать характеристику лексического значения слова, определить, есть ли в значении слова эмоциональная окраса или оценка предмета, определить особенность морфемного состава слова: есть ли в слове уменьшительно-ласкательные или увеличительные суффиксы.

Ответ: слово малевать не просто обозначает процесс «рисовать», но и содержит пренебрежительную оценку. Вывод: слово малевать – эмоционально окрашенное.

Слово баламут обозначает человека, вносящего беспорядок, в значении слова содержится неодобрительная оценка. Вывод: слово баламут – эмоционально окрашенное.

Слово реченька содержит уменьшительно-ласкательный суффикс -еньк-, он выражает ласкательное отношение. Вывод: слово реченька – эмоционально окрашенное.

Слово бородище содержит увеличительный суффикс -ищ-, он выражает увеличительное, оценочное отношение. Вывод: слово бородище – эмоционально окрашенное.

Зачеркните в парах синонимов нейтральные слова.

Губыуста

Лобчело

Спатьпочивать

Чтобы выполнить это задание, нужно дать характеристику лексического значения слова; определить, есть ли в значении слова эмоциональная окраска или оценка предмета; в случае возникновения трудностей в решении задачи, нужно сверить свой вывод с толкованием в словаре.

Губы уста

Лоб чело

Почиватьспать

Источник

Как называют эмоционально окрашенные предложения

Что такое эмоционально экспрессивная лексика

Стилистические функции

Существует большая пропасть между восприятием романа или повести, научно-популярной статьи, официальных бумаг. Это происходит не только за счёт наличия интересного, увлекательного сюжета. Язык литературного произведения близок к привычному нам разговорному стилю.

Использование метафор с экспрессивной окраской играет важную роль при написании монологов и диалогов литературных героев. Без применения этого обширного ресурса русского языка текст художественного произведения напоминал бы скорее стенографию бытового диалога персонажей.

Виды эмоционально окрашенных слов

пренебрежительные (крохобор, малевать);

По типу оценки

По части речи

Русский язык отличается богатством экспрессивной лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска свойственна словам разных частей речи.

К словам с эмоциональной окраской принадлежат междометья:

  • ох;
  • бис;
  • браво;
  • ах.

Особое эмоциональное наполнение фрагмента текста с междометьем продемонстрировано в примере ниже: «Спела на бис, потом она под неистовый шум и одобрительные крики зрительного зала вышла за кулисы».

Междометия называют самым эмоциональным пластом слов. Поэтому употребление экспрессивной лексики в жизни встречается повсеместно. Междометия не предусматривают какой-либо информационной нагрузки. Они предназначены для обозначения эмоционально сильного места в написанном в разговорном стиле произведении.

Однозначные слова

Многозначные слова

С суффиксами эмоциональной оценки

Слова с суффиксами субъективной оценки передают разные оттенки чувств. В большинстве случаев они выражают положительные эмоции. К ним относятся:

  • солнышко;
  • сыночек;
  • бабулечка.

В отдельных ситуациях эмоциональная оценка заключает в себе негативные эмоции. Например, обращение «детина» выражает неприязненное отношение к подростку.

При использовании суффиксов -юшк- / -ушк- со значением оценки обращение звучит нежно и ласково. Это наглядно продемонстрировано на примере фрагмента стихотворения
А. Маршака:

Читайте также:  Самая эффективная защита от стресса это

Матушка-гусынюшка,
Нянюшка-графинюшка,
Не упало ли добро?

Для оценки разных оттенков чувств в русском языке используются суффиксы:

  • уменьшительно-ласкательные. Такие суффиксы есть в словах «сыночек», «зимушка», «доченька»;
  • с оттенком пренебрежения, осуждения. Эти суффиксы имеются в словах «мужлан», «грубиян».

Примеры использования эмоционально экспрессивной лексики

В разговорной лексике

Главные черты разговорной лексики – эмоционально экспрессивная окрашенность, непринуждённая манера общения. К ней относятся слова, разные по стилистической окраске, способу выражения.

В семантике некоторых выражений (например, баламут) уже заложена оценочность.

Оценочный оттенок других создаётся сложением основ, использованием суффиксов (домина, сынуля). Особая эмоциональная окраска может быть и у слов фамильярных (сыночек, дедуля и т. д.).

Границы между разговорной и просторечной лексикой подвижны и зыбки. К последней относятся слова, не встречающиеся в обыденном лексиконе большинства культурных людей (отродясь, авось, давеча). В эмоциональном плане просторечная лексика выглядит грубоватой.

Многим словам свойственна сильная экспрессия, резко отрицательное отношение к какому-либо явлению.

В литературе

В русском языке имеется немало синонимов, отличающихся друг от друга эмоциональной окраской:

  • глаза – обычное нейтральное слово;
  • гляделки – просторечное выражение с явным пренебрежительным оттенком;
  • очи – поэтичное, устаревшее слово.

Употребление экспрессивной лексики может выражать восхищение привлекательностью, красотой героини. Именно так решил поступить автор романа «Молодая Гвардия» А. Фадеев. Вот небольшая цитата из этого литературного произведения: «У Ули глаза были большие, темно-карие, не глаза, а очи, с длинными ресницами, молочными белками, черными таинственными зрачками». Александр Фадеев противопоставляет слово «очи» с яркой эмоциональной окраской нейтральному «глаза».

Богатство русской эмоционально-оценочной лексики трудно переоценить. В произведении Максима Горького для обозначения глаз человека используется резкое, грубое слово: «Погоди, книгожора, лопнут зенки-то». Именно использование эмоционально окрашенной лексики позволило автору добиться желаемого эффекта. Слово «зенки» свидетельствует о неодобрительной оценке говорящего. Оно характеризуется как просторечное, грубое.

Обозначение в словарях

Советы для писателей по употреблению эмоционально окрашенных слов

В книжной лексике активно используются высокие слова, которые придают речи торжественность. Она богата и эмоционально-экспрессивными словами, способными выражать как отрицательную, так и одобрительную оценку тех или иных понятий.

При работе под текстом автор может менять его эмоциональный настрой, тем самым воздействуя на восприятие читателя. Экспрессивно оценочные слова – важный инструмент в руках писателя. Они помогают растрогать или рассмешить читателя, сформировать негативное отношение к какому-либо явлению, вызвать воодушевление. Грамотный подход предусматривает использование нескольких вариантов речи в рамках одного произведения – например, риторически-торжественной, шутливой лексики. В противовес им используются слова в нейтральном контексте (выражения, которые лишены яркой стилистической окраски).

Умелое употребление эмоционально-экспрессивной лексики важно для формирования индивидуального авторского стиля. Способность грамотно пользоваться такими приёмами отличает мастеров слова от начинающих авторов, в полной мере не чувствующих настроения героев, контекста. Редактура текста опытным специалистом поможет избежать ошибок на этом этапе. Услуги издательской платформы «ЛитРес: Самиздат» — оптимальное решение для воплощения самых смелых авторских замыслов.

Источник

Типы предложений по эмоциональной окраске

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1. Предложение, его основные признаки.

3. Классификация предложений в современном русском языке.

Предложение, его основные признаки.

Предложение является основной, центральной синтаксической единицей. Существует несколько определений понятия предложение. Приведем определение В.В. Виноградова, несколько изменив его.

Предложение– грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица языка и речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.

Добавим: предложение выражает не только мысли, но и чувства (Боже мой! Ох!).

Предложение характеризуется следующими признаками:

2. Предикативность – это отношение содержания высказывания к действительности и ко времени. Предикативность предложения складывается из двух признаков: объективной модальности и синтаксического времени.

Объективная модальность отношение высказывания к реальности.Онаесть в любом предложении. Объективная модальность может быть реальной и ирреальной.

Реальная модальность представляет сообщаемое как реальное, достоверное (как реальный факт или явление действительности), осуществляемое в настоящем, прошедшем или будущем времени. Примеры предложений с реальной модальностью – Луга отцвели. Дети счастливы. Дети будут счастливы. Выражается прежде всего глаголами-сказуемыми в изъяв. наклонении.

Читайте также:  Как выплеснуть негативные эмоции беременной

Ирреальная модальность представляет сообщаемое как нереальное, ирреальное (возможное, желаемое, требуемое или должное). – Хоть бы сады зацвели. Ступай мимо. Пусть дочь учится. Кто пришел? (в вопросительных предложениях всегда ирреальная модальность).

Ирреальная модальность характеризуется временной неопределенностью. В предложениях с такой модальностью временной план уточняется в контексте или ситуации речи.

Иногда на объективную модальность накладывается субъективная модальность – отношение говорящего к сообщаемому: уверенность или неуверенность, согласие или сомнение, предположение и т.п. Ср., например: Дождь скоро прекратится. – Очевидно, дождь скоро прекратится (объективная реальная модальность сопровождается субъективной модальностью предположения).

Синтаксическое времяотношение содержания высказывания ко времени. Точка отсчета синтаксического времени – это момент сообщения. Синтаксическое время может быть определенным – настоящим, прошедшим, будущим, и неопределенным. Определенное синтаксическое время – Сады цветут (наст. синт. время). Неопределенное синт. время – Пусть сады цветут.

Классификация предложений.

Предложения с точки зрения семантики делятся на типы:

· по цели высказывания (пов., побуд., вопр.);

· по эмоциональной окраске (воскл., невоскл.).

С точки зрения структуры предложения делятся на типы:

· по количеству предикативных частей (простые, сложные);

· по наличию членов предложения (членимые, нечленимые);

· по наличию главных членов предложения (двусоставные, односоставные);

· по наличию второстепенных членов (распр., нераспр.);

· по наличию структурно необходимых членов предложения (полные, неполные);

· по осложненности (осложненное, неосложненное).

Типы предложений по цели высказывания

В процессе общения говорящий может преследовать разные цели: сообщить, рассказать о чем-либо, спросить, побудить к действию. В зависимости от целевой установки высказывания традиционно предложения делятся на: повествовательные, вопросительные, побудительные.

Повествовательные предложения содержат сообщение о каком-либо событии, факте или явлении действительности. Был полдень. Лес шумел. Вряд ли он приедет!

Для повествовательных предложений характерна особая повествовательная (констатирующая) интонация. Обычно в конце повествовательных предложений понижается тон, затухает сила и громкость голоса, слегка замедляется темп.

Вопросительные предложения выражают вопрос. А где Печорин? Кто приехал? Вы любите Тургенева? Что без страданий жизнь поэта?

Вопросительные предложения делятся на типы:

— собственно-вопросительные. Они выражают вопрос, на который требуется, предполагается ответ. Например: Что ты думаешь делать?

— вопросительно-побудительные. Выражают вопрос, посредством которого собеседник побуждается к действию: «Мужики! Что вы стоите? Чего ждете?» (на пожаре).

— вопросительно-риторические. Содержат риторический вопрос, на который ответ не требуется: Кто не проклинал станционных смотрителей? (= Все проклинали).

Вопросительная интонация – повышение тона на слове, которое заключает в себе неизвестное (Был в театре?).

Побудительные предложения выражают побуждение к действию. Закройте дверь. Пусть сильнее грянет буря! Сказуемое в таких предложениях обычно выражено глаголом в повелительном наклонении. Есть побудительные предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении или инфинитивом в значении повелительного: Ты бы посидела с гостями. Встать!

Типы предложений по эмоциональной окраске

По эмоциональной окраске предложения могут быть восклицательными и невосклицательными.

Восклицательные предложения – предложения, которые сопровождаются ярко выраженным чувством говорящего. Произносятся с особой восклицательной интонацией. Восклицательную интонацию может иметь любой тип предложения по цели высказывания, если его произнести эмоционально, т.е. выразить чувство радости, восторга, ликования, восхищения, удивления, страха, испуга, отчаяния, возмущения, гнева и т.п. Восклицательная интонация характеризуется высоким тоном, большой силой напряженности голоса, особенно резким повышением тона на ударном, несколько растянутом слоге слова, с содержанием которого связан тот или иной оттенок чувства, выраженного в предложении. После этого ударного слога сила напряжения голоса и тон резко понижаются. Какой прекрасный день!

Внешним показателем восклицательных предложений является восклицательный знак в конце их. Например: Пришла весна! Оставьте его! Как же ты попал сюда?!

Невосклицательные предложения – такие, которые не сопровождаются ярко выраженным чувством говорящего.

Источник

Оцените статью