Как называется противопоставление образов настроений утес

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Утёс» по плану

1. История создания

Стихотворение «Утёс» было написано в начале лета 1841 года, незадолго до трагической гибели М. Ю. Лермонтова. Двумя годами позже оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки».

Мнения исследователей о том, было ли данное произведение предчувствием ухода, разделяется. Одни считают, что тема одиночества всегда волновала Лермонтова и не была чем-то новым в его творчестве, другие связывают образ утёса с окончательным осознанием того, что человеческая жизнь коротка и хрупка.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в романтической традиции. По духу оно близко произведениям немецких романтиков, например, Генриха Гейне, которого знал и переводил на русский язык Лермонтов.

3. Род

«Утёс» – лирическое произведение. Оно рассказывает о сокровенных чувствах автора, с помощью конкретных образов прикасается к «вечным» темам.

4. Жанр

Стихотворение «Утёс» можно отнести как к философской, так и к пейзажной лирике. Эта художественная миниатюра напоминает японский пейзаж с его лаконичностью и глубиной.

5. Проблематика

Поэт поднимает проблему хрупкости бытия, быстротечности жизни.

6. Тематика

Тема стихотворения – одиночество. Лермонтов многократно обращался к этой теме.

В «Утёсе» она не связана с противопоставлением личности и социума. Здесь одиночество – вечное и естественное состояние, в котором рождается и умирает каждый.

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что каждый человек изначально одинок, все встречи и привязанности на его пути – временны.

Как тучка, ночующая на груди великана, в краткий срок вырастают и покидают нас дети, уходят родные, друзья, а мы, как всегда, один на один остаёмся с самими собой.

8. Пафос

Стихотворение овеяно печалью и ощущением неизбежности одиночества.

9-10. Система образов и центральные персонажи

В произведении всего два образа – утёс и тучка. Их же можно назвать центральными персонажами произведения. Один из них прикован к земле, огромен, неподвижен. Другой переменчив, лёгок.

Контраст утёса и тучки подчёркивает неизбежность их разлуки. Несмотря на то, что эти две сущности не похожи друг на друга, утёс грустит после расставания, он «тихонько плачет». Каменной громаде не чужды простые человеческие чувства, и в этой малости есть нечто великое.

11. Лирический герой

Лирический герой, на первый взгляд, отсутствует. Но на самом деле его присутствие разлито повсюду. Он как бы сливается с образом задумчивого Утёса, который плачет при разлуке, несмотря на свою мудрость и древность.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения прост. На склоне утёса ночует тучка. На рассвете она покидает свой ночлег. Покинутый утёс задумчиво стоит в пустыне и плачет. Он успел полюбить тучку, привязаться к ней. Может быть, до этой встречи утёс не знал, насколько он одинок.

13. Композиция

Композиция стихотворения линейная, одночастная.

Текст разбит на две строфы. Замысел автора укладывается всего в 8 строк.

Читайте также:  От чего люди могут получить стресс

14. Художественные особенности

Стихотворение написано с интонацией нежности, задушевности. Поэт использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «тучка», «тихонько».

Среди частей речи преобладают прилагательные, которые описывают внутреннее состояние утёса.

Предложения просты по своей структуре, используются инверсии «умчалась рано», «задумался глубоко». Они передают настроение печали, минорную интонацию стихотворения.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано пиррихированным хореем.

Поэт использует кольцевую рифму: АББА ВГГВ.

В стихотворении 2 строфы. Дважды встречается строфический перенос анжамбеман:

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Эти особенности придают тексту необычное звучание, мелодичность.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «тучка золотая», «влажный след», «весело играя»;
  • олицетворения: «ночевала тучка», «одиноко он стоит… задумался, плачет»;
  • метафоры: «на груди утёса-великана», «остался след в морщине старого утёса».

Аллитерации с «з», «ч», «с» рисуют прозрачно-невесомый контур тучки, аллитерации с сочетаниями «вл», «пл» передают неподвижность и печаль утёса.

Ассонансы с гласными «у», «о», «а» расширяют пространство произведения, выражают сначала свет и радость встречи, а затем темноту и холод одиночества.

17. Значение произведения

Стихотворение «Утёс» подводит итог размышлениям Лермонтова об одиночестве. Образ неприступной величественной скалы, расстроенной уходом тучки, выражает глубину страдания, на которую обрекает нас внутренняя пустота.

Это чувство знакомо каждому человеку. Поэт нашёл удивительно точный и мощный образ для его выражения.

18. Актуальность

Произведение Лермонтова нисколько не устарело. Как и полтора столетия назад, люди чувствуют тоску, оставаясь в одиночестве.

Особенно грустно, когда ты одинок не всегда. У тебя, наконец, появляется привязанность, но и она оказывается временной – вот это по-настоящему горько.

Сердце гордого утёса оказывается мягким и любящим. Так и люди: даже тот, кто кажется всемогущим, хочет любить и быть кому-то нужным.

19. Моё отношение

Я очень люблю это стихотворение Лермонтова и знаю его наизусть с раннего детства. Мне всегда было жаль Утёс, хотелось погладить его холодные склоны и уговорить беспечную тучку не покидать старика.

Став старше, я понял(а), что Лермонтов говорит не только об утёсе. Его беспокоит краткость человеческой жизни, всех наших встреч и разлук.

20. Чему учит

Стихотворение «Утёс» учит нас быть внимательнее друг к другу. Мы часто забываем о своих родных и друзьях, бросаясь навстречу новым приключениям, уезжая в другие города.

Мы уходим, а они скучают о нас. Чтобы не испытать подобное одиночество самим, нужно помнить о тех, кто нас любит.

Источник

Анализ стихотворения Лермонтова «Утес»

Стихотворение «Утес» было написано в 1841 году, незадолго до гибели Михаила Юрьевича Лермонтова. Оно небольшое, всего два четверостишия, но в нем вместилась целая жизнь, мироощущения поэта. Если вспомнить, что последний год Лермонтов служил на Северном Кавказе, где довольно много одиноких холмов, скал, утесов, можно предположить, что Лермонтов увидел такую картинку ранним утром. Блестевшая в лучах солнца небольшая тучка словно лежала на вершине утеса. Взглянув через некоторое время на этот утес, поэт мог обнаружить, что тучи уже нет. Солнце поднялось выше и радовало своими теплыми лучами.

Кто хоть раз ездил по Крестовому перевалу, а Лермонтов этот путь преодолевал не раз, тот мог своими глазами видеть, как сходятся земля и небо, и тучи касаются горных вершин. Этти кавказские картинки воплотились в этом стихотворении.

Тема и идея произведения

Темой стиха являются взаимоотношения золотой тучки и утеса. Главной мыслью произведения является одиночество.

Читайте также:  Основные причины депрессии у подростков

Это чувство пронизывает все лирическое творчество поэта: «И скучно и грустно», «Белеет парус одинокий», «Листок» — это знаковые произведения, отражавшие душевное состояние поэта, чувствовавшего себя бесконечно одиноким. Стихотворение «Утес» — одно из них.

Стихотворение построено на противопоставлениях. Легкая и беззаботная, подвижная тучка и старый утес, который веками стоит на месте и не сдвигается. В нем противопоставляются:

  • молодость – старости;
  • веселье, радость – грусти.
  • обреченность – беззаботности.

В стихотворении просматриваются взаимоотношения мужчины и женщины. Тучка олицетворяет юную, беззаботную барышню, утес – это опытный умудренный жизнью мужчина, приголубивший ветреную красавицу, успел привыкнуть к ней, но она упорхнула, оставив в душе печальный след и слезу в морщине его лица.

Композиция и построение стиха

Стихотворение, состоящее из двух четверостиший и композиционно состоит из двух частей. Первая часть посвящена золотой тучке, и она настраивает читателя на беззаботную радость. Вторая часть повествует об утесе. К хорошему легко и быстро привыкаешь, и когда тучка покинула утес, боль одиночества стала ощущаться еще больнее и острее. Читатель ощущает тоску утеса, горечь его одиночества.

Все произведение изложено пятистопным хореем. Этот стихотворный размер формирует ощущение легкости. Рифмовка стиха – кольцевая, с женскими рифмами.

Средства художественной выразительности.

Жанр произведения определяет средства художественной выразительности. Это стихотворение написано в жанре философской лирики, но в нем присутствуют элементы пейзажности и олицетворения. Под тучкой и утесом подразумеваются взаимоотношения мужчины и женщины.

В четверостишии, посвященном утесу, автор применил аллитерацию. Неоднократное повторение согласного «О» в словах одиноко, он, стоит, глубоко, тихонько, отражает вой тоскующего существа.

В этом произведении были применены следующие лексические средства:

  • эпитеты – золотая (тучка), вероятно, блестевшая в лучах восходящего солнца. Влажный след (может быть, ветреная красавица всплакнула, оставляя своего покровителя), старый (утес);
  • метафоры — грудь (утеса), весело играя, морщина;
  • Олицетворения – ночевала, умчалась, весело играя, задумался, плачет.

В заключение анализа стихотворения «Ночевала тучка золотая…» необходимо добавить, что оно было напечатано в «Отечественных записках» два года спустя после гибели поэта. Несколько позднее «Утес» стал романсом. Его положили на музыку А.Г. Рубинштейн (1849), А.С. Даргомыжский (1856), Н.А. Римский-Корсаков (1866), С.В. Рахманинов (1894), М.А. Балакирев (1910).

Источник

«Утес» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – метафоры, стихотворный размер, лирический герой, эпитеты

Стихотворение “Утес” Михаил Лермонтов написал всего за несколько недель до своей гибели, которую, очевидно, предчувствовал. Краткий анализ “Утес” по плану покажет ученикам 6 класса всю глубину этого небольшого произведения. Он может использоваться на уроке литературы для объяснения материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Утёс.

История создания – стихотворение было написано поэтом за несколько недель до смерти, в 1841 году, а опубликовано два года спустя.

Тема стихотворения – одиночество человека, который живет в огромном мире.

Композиция – одночастная линейная.

Жанр – пейзажно-философская лирика с элементами олицетворения.

Стихотворный размер – пятистопный хорей с опоясывающей рифмой.

Эпитеты“тучка золотая”, “влажный след”, “старый утес”.

Олицетворения“ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утес задумался и плачет”.

Метафоры“грудь утеса”, “по лазури весело играя”, “морщина утеса”.

История создания

Несмотря на то, что стихотворение “Утес” написано всего за несколько недель до трагической дуэли Лермонтова, в 1841 году, в нем нет и намека на предчувствие скорой смерти. Но история создания произведения все же тесно связана с его гибелью: поэт писал одухотворенные, наполненные романтической грустью строки как раз тогда, когда постоянно искал ссор с сослуживцами. Он как будто знал, что земная жизнь подходит к концу и хотел сам выбрать того, кто ее прервет.

Читайте также:  Как чувствуется запах спирта

Напечатал стихотворение журнал “Отечественные записки” – это произошло в 1843 году, то есть спустя два года после смерти его автора.

Михаил Юрьевич неоднократно поднимал в своей поэзии тему одиночества человека – ей посвящено и стихотворение “Утес”. Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет. Все остальное время человек вынужден проводить в “пустыне”: Лермонтов не случайно использует именно этот образ, ведь в романтической поэзии именно он символизирует глубокое одиночество.

Главная мысль, которую автор вкладывает в это небольшое произведение, заключается в том, что счастье человека всегда мимолетно.

Существует и еще одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утес) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.

Композиция

Это стих имеет линейную композицию: лирический герой в нем размышляет о смысле жизни, думая о природном явлении, которое, возможно, ему когда-то приходилось созерцать. Он ищет истинную одухотворенность именно в природе, поскольку люди, по мнению поэта, давно уже не способны на высокие чувства, на искренность и настоящую духовность.

В первой строфе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотая тучка опускается на грудь утеса, чтобы отдохнуть там, а утром снова умчаться в путь. Ее беззаботность подчеркивается тем, что она улетает, играя. Вторая строфа метафорически выражает мысль, которую Лермонтов хочет донести до читателя: он показывает старый утес, который понял, что значит – быть не одному, но потом лишился этого чувства. Он так потрясен, что это вызывает у него не только глубокую задумчивость, но и настоящие слезы. Это тем более печально, что тело утеса еще хранит влажный след, который напоминает ему о ночном визите тучки.

Стихотворение “Утес” относится к жанру пейзажно-философской лирики: в нем автор рисует пейзаж, но это только первая часть произведения, которую воспринимает читатель. С помощью природных явлений и их взаимодействия Лермонтов показывает людей, а также духовным мир. Созданное им произведение действительно многогранно и несет в себе несколько смыслов.

Для их выражения автор выбирает такой стихотворный размер, как пятистопный хорей. Опоясывающая рифмовка поддерживает законченность мысли в каждой строфе.

Средства выразительности

Несмотря на то, что это достаточно небольшое по объему произведение, автор насыщает его разнообразными тропами, используя:

  • Эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утес”.
  • Олицетворения –“ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утес задумался и плачет”.
  • Метафоры –“грудь утеса”, “по лазури весело играя”, “морщина утеса”.

Они не только делают стихотворение выразительным, но и помогают поэту показать свой внутренний мир, рассказать о своих взглядах посредством художественных образов.

Кроме того, Лермонтов использует аллитерацию и ассонанс для того, чтобы сделать “Утес” более плавным по звучанию.Так он показывает важность жизни в гармонии с миром и в ладу с собой, в которой сам всегда стремился, но так и не достиг.

Источник

Оцените статью