Как называется ощущение не свойственное данному органу чувств например холодный цвет мрачный звук

синестезия

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Полезное

Смотреть что такое «синестезия» в других словарях:

синестезия — соощущение Словарь русских синонимов. синестезия сущ., кол во синонимов: 2 • синэстезия (2) • … Словарь синонимов

СИНЕСТЕЗИЯ — (synaesthesia), появление при раздражении определенного органа чувств кроме ощущений, специфических для этого органа, также сопутствующих «ощущений», характерных для другой области чувств. С. повиди мому могут возникать между всеми… … Большая медицинская энциклопедия

СИНЕСТЕЗИЯ — (от греч. synaisthesis соощущение) явление восприятия, когда при раздражении данного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств (напр., цветной слух звуковые переживания… … Большой Энциклопедический словарь

Синестезия — (от др. греч. synaisthesis соощущение) Понятие, означающее форму восприятия, характеризующуюся связями между чувствами в психике, а также результаты их проявлений в конкретных областях искусства: а) поэтические тропы и стилистические фигуры,… … Энциклопедия культурологии

СИНЕСТЕЗИЯ — (греч.) сопутствующее, вторичное представление; факт возникновения при раздражении какого либо органа чувств не только соответствующего ему ощущения, но одновременно и ощущения, соответствующего др. органу чувств. Так, при звуках трубы… … Философская энциклопедия

СИНЕСТЕЗИЯ — [нем. Sunästhesie Словарь иностранных слов русского языка

Синестезия — Синестезия: взаимодействия в процессе чувственного отражения в мышлении воспринимаемой информации с образованием межчувственных связей. Источник: ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНИКИ И ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЯЗЫК ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.… … Официальная терминология

Синестезия — (греч. συναίσθηση одновременное ощущение, совместное чувство) в неврологии явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) … Википедия

синестезия — 3.33 синестезия: Взаимодействия в процессе чувственного отражения в мышлении воспринимаемой информации с образованием межчувственных связей. Источник: ГОСТ Р 43.2.1 20 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

синестезия — (от греч. synáisthēsis соощущение), явление восприятия, когда при раздражении данного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств (например, «цветной слух» звуковые… … Энциклопедический словарь

Источник

Синестезия

Синестезия — расстройство ощущения, при котором стимуляция одного вида чувствительности сопровождается появлением ощущения другой модальности. Такого рода кросс-модальные феномены нередко являются совершенно нормальными. Например, низкочастотные звуки у многих людей пробуждают ощущения мягкого, обильного, а высокочастотные звуки сопровождаются ощущением хрупкого или острого. Синий цвет у немалого числа людей ассоциируется с чем-то холодным, а вот красный цвет — напротив, с ощущением чего-то теплого. Патологическими явления перекрестной чувствительности расцениваются лишь в тех случаях, когда они возникают регулярно, а кроме того, характеризуются большой яркостью и полной определенностью.

Существует два подхода к описанию синестезии. В первом из них в название расстройства включается указание на основной вид чувствительности, активация которого влечет появление сопутствующих ощущений иной модальности. Отметим, что далеко не все ощущения основного вида чувствительности обладают такой способностью. Точно так же из сопутствующих появляются отнюдь не все и не любые ощущения. Тем не менее каких-то конкретных закономерностей в том, как это происходит в норме, а также в патологии, не установлено. В соответствии с одним из подходов различают несколько симптомов синопсии.

Нередко причиной синестезии становятся различные психические заболевания. Справиться с ними Вам помогут в нашей психиатрической клинике

Синопсия — зрительные ощущения света и цвета дополняются ощущениями запаха, звука и др. По-видимому, особенно часто дополнительными являются акустические ощущения. Восприятие темно-красного цвета, например, регулярно сопровождается ощущением вкуса соленого.

Синакузия — слуховые ощущения дополняются ощущениями цвета, осязания и др. Например, восприятие звуков высокой тональности сопровождается ощущениями покалывания в поясничной области.

Синосмия — ощущениям запаха сопутствуют ощущения вкуса, звука и др. Так, запах табака всякий раз сопровождается появлением желтых пятен в правой половине поля зрения.

Сингевзия — вкусовые ощущения дополняются ощущениями запаха, осязания, кинестезии и др. Например, вкус кислого дополняется ощущением холода в эпигастральной области.

Синафия — осязательные ощущения дополняются ощущениями вкуса, зрения и др. Так, касание к холодному предмету сопровождается ощущением тошноты.

Синалгия — ощущению боли сопутствуют ощущения звука, зрения и др. Например, боль при надавливании на глаза дополняется ощущением головокружения.

Другой подход к определению синестезии состоит в том, что в названии симптома указывается модальность дополнительного ощущения. Например, фотизм — это появление зрительного ощущения при стимуляции какого-нибудь другого вида чувствительности. И в этом случае подчеркивается факт парной синестезии. По-видимому, не бывает явлений полисинестезии, например, чтобы одно и то же дополнительное ощущение возникало при поочередной стимуляции нескольких видов чувствительности и тем более сразу нескольких из них. Не встречается и таких случаев, когда одна и та же стимуляция могла вызывать появление разных дополнительных ощущений одной и тем более нескольких разных модальностей.

Вербохромией называют синестезию, при которой появляется ощущение цвета при восприятии речи других людей или своей собственной. Логохромия — появление ощущения цвета при восприятии каких-либо слов или букв текста. Термалгия — вариант синестезии, когда возникает ощущение боли при термической стимуляции. Фонопсия — вариант синестезии, когда ощущение цвета сопутствует восприятию неречевых звуковых стимулов. Фонафия — вариант синестезии, когда ощущение осязания дополняет восприятие определенных звуков. Поразительный случай синестезии описал Л.С.Выготский. Его пациент демонстрировал синестезию не только в отношении отдельных ощущений, но и в отношении разного рода мысленных образов и ощущений.

Читайте также:  Маленькие радости рождают огромное цитаты

Факт дизестезии и (или) синестезии может, по-видимому, указывать на готовность к появлению некоторых других сенсорных нарушений, в частности функциональных и рефлекторных галлюцинаций. Синестезии, кроме того, иногда фигурируют в таких симптомах, как обманы восприятия, сенестопатии, аномальные сновидения.

Синестезию напоминает расстройство, при котором болезненное ощущение, возникающее в определенной области тела, локализуется пациентами также и в других частях последнего, — полиестезия. Так, больная, перевязывая руку сына, чувствует сильное волнение, при этом «щемит сердце». Одновременно «щемит в пояснице и ягодицах».

Источник

Ощущение

Ощущение (рецепция) — прием, кодирование и превращение в акты индивидуального сознания информации о физических объектах, представленной в конфигурациях исходящих от этих объектов импульсов энергии. Характер или модальность ощущения всецело определяется органами чувствительности. Установить, с каким видом энергии связано содержание того или иного ощущения, невозможно, в этом, впрочем, и нет необходимости. В ощущениях, между тем, представлена реальная информация о состоянии материальных объектов, которая отнюдь не является продукцией органов чувств. Существует принципиально иная точка зрения на этот счет. Так, представляя ее, Ч.Райкрафт (1995) определяет ощущение как элементарную частицу опыта, из которого образуются восприятия и представления. Ощущения, подчеркивает он, зависят от стимулирующего органа, а не от стимулирующего его объекта.

Рецепция рассматривается как исходная стадия чувственного познания и вообще познавательной деятельности (многими исследователями ощущение не отделяется от восприятия, они для обозначения того и другого используют термин «перцепция»). Сказать, однако, где у круга начало, а где конец, достаточно сложно, ощущение — это лишь звено одной замкнутой цепи познания. В ощущениях как актах сознания находят отражение отдельные свойства определенных объектов (светлый, громкий, ароматный, сладкий, влажный, тяжелый и мн. др.).

При многих психических заболеваниях наблюдаются расстройства ощущений. Только врач-психиатр может верно определить, чтем они вызваны

Ощущение в норме является процессом, интегрированным в более сложные психологические структуры. Это означает, что в ощущениях выражаются не только свойства тех или иных объектов, в них проявляются также определенные состояния эмоций, воли, мышления, самовосприятия и сознания индивида. Последнее обстоятельство становится очевидным при изучении нарушений элементарной чувствительности. В каждом из нарушений ощущения можно обнаружить, как пациент его переживает, оценивает, с какими побуждениями связывает, с реальным или субъективным миром отождествляет. Одним из многих примеров зависимой роли ощущения является, например, перцептивная установка — готовность индивида так или иначе реагировать на сенсорную стимуляцию, организованную определенным образом.

Известны следующие виды, или модальности, чувствительности: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, кинестезия, вибрация, давление, вес, температура, интерорецепция, боль, а также зуд и щекотка. Некоторые виды чувствительности представлены рядом субмодальных ощущений. Так, зрительными субмодальностями, согласно трихроматической теории Юнга-Гельмгольца, являются ощущения красного, зеленого и синего цветов. Остальные цвета образуются путем сочетания этих трех.

Более современная теория Геринга постулирует существование трех пар иных, антагонистических или реципрокных рецепторов, воспринимающих красно-зеленый, желто-голубой и черно-белый цвета. Акустическими субмодальными системами являются высокие и низкие тона, вкусовыми — камфарный, мускусный, цветочный, мятный, эфирный, едкий, кислый и гнилостный ощущения, осязательными — прикосновение, давление, схватывание и ощущение жидкого, болевыми — медленная и быстрая боль, температурными — ощущения тепла и холода, давления и веса — ощущения легкого и тяжелого, вибрации — ощущения мелкого дрожания и ощущения, напоминающего движения волн.

Таким образом, при нарушениях чувствительности существует как минимум 10–11 групп различных болезненных явлений, каждая из которых включает 2–3 и более нарушений. Что касается интерорецепции, она часто обозначается также как «общее», «валовое» чувство или коэнестезия. Тем самым как бы подчеркивается, что она не имеет субмодальных ощущений. На самом деле это не совсем так. Внутренняя чувствительность также имеет более или менее четко представленные субмодальные системы. Например, это чувство голода, жажды, насыщения, позывы на уринацию, дефекацию, сексуальные ощущения, тошнота, зевота, чувство сонливости, чувство сна, усталость, недомогание, разбитость, физическая бодрость или слабость.

Рецепторами, воспринимающими физическую и химическую энергию объектов, являются окончания чувствительных нервных волокон. Мозг располагает на периферии миллионами рецепторов разного типа, получая ежесекундно огромный объем информации. Она по множеству чувствительных нервов стекается в общий коллектор, то есть в зрительный бугор, откуда направляется в корковые структуры, там принимает окончательный вид и в какой-то своей части делается в итоге доступной осознаванию. Осознавание чувственной информации и есть формирование ощущения таким, каким оно представляется индивиду. Иного пути получения информации о себе и внешнем мире у человека не существует. Все, что ни говорится об экстрасенсорике, есть безмерное упрощение процессов ощущения, не имеющее никакого фактического подтверждения и теоретически совершенно безосновательное.

Читайте также:  Депрессия что это за болезнь симптомы

Различают следующие свойства ощущений: абсолютный и физиологический пороги чувствительности, структурная сложность, адаптация и габитуация, влияние на психический тонус, чувствительность к различению.

1. Абсолютный порог чувствительности, или лимен — минимальная физическая интенсивность стимула, необходимая для его обнаружения. Так, пламя свечи индивид с нормальной чувствительностью видит в темноте на расстоянии 48 270 метров (30 миль). Тиканье часов он слышит на расстоянии 6,08 метра (20 футов), обнаруживает вкус сладкого при содержании 1 чайной ложки сахара в 7,6 литра воды (2 галлонах), запах — при испарении одной капли духов в 3-комнатной квартире, прикосновение — при падении крыла пчелы с высоты 0,4 дюйма (2,54 см). Смещение кожи на 0,1 мм воспринимается как давление. На лимен могут оказывать влияние различные факторы, в том числе и психологические. Порог чувствительности меняется, например, в состоянии измененного сознания. Сосредоточенность внимания на ощущениях может существенно повысить чувствительность, что демонстрируют, в частности, ипохондрические пациенты. При истерии, напротив, этот порог может возрастать вплоть до выпадения чувствительности. Резко повышается либо снижается порог чувствительности в гипнотическом трансе и под влиянием внушения. В состоянии наркоза он обычно повышается. Значительным образом он меняется при различных эмоциональных состояниях, например в аффекте, при депрессии и др.

2. Физиологический порог чувствительности — минимальная физическая интенсивность стимула, необходимая для возбуждения соответствующего рецептора. Так, для возбуждения зрительного рецептора достаточно воздействия двух фотонов. Данный порог чувствительности контролируется генетическими факторами. Физические стимулы, возбуждающие рецепторы, но не достигающие сознания, называются подпороговыми. Роль субсенсорного восприятия остается неясной. Имеются данные, указывающие на то, что подпороговые стимулы могут вызывать не контролируемые сознанием реакции организма, а также влиять на мотивацию поведения.

3. Структурная сложность ощущений выражается в том, что любой вид чувствительности состоит как бы из двух компонентов. Первый из них — это рецепторный компонент, то есть поток импульсов с периферии, от рецепторов в центр. Этот поток и является информацией о свойствах объекта. Второй — это аффективный компонент, отношение индивида к тому или иному свойству объекта. Он определяется как эмоциональный тон ощущения. Ощущение, таким образом, может быть приятным, привлекательным для индивида или неприятным, отталкивающим индивида, побуждающим избегать контакта с вызывающим его объектом. В этом проявляется как бы филогенетическая память взаимодействия организмов с древней природной средой обитания. Приятное в те давние времена было преимущественно полезным, а неприятное — опасным. Современная искусственная среда обитания, увы, такова, что приятным может быть нечто опасное и наоборот. Запах бензина, например, некоторым людям кажется приятным, тогда как медикаменты в большинстве своем обладают способностью порождать отталкивающие ощущения. Оценка стимула как неприятного может измениться на противоположную и наоборот по мере повторения этого стимула. Данное явление известно под названием аллиестезия.

4. Адаптация и габитуация характеризуют изменения чувствительности в зависимости от интенсивности и частоты стимулов. Адаптация или десенсибилизация представляет повышение порога чувствительности к стимулам, которые воздействуют на рецепторы длительное время либо часто повторяются. Например, это снижение чувствительности к громким и продолжительным звукам, в частности к постоянному городскому шуму. Адаптация является привыканием к стимулам на рецепторном уровне. При габитуации также наблюдается привыкание к повторяющимся стимулам, но это происходит на уровне ретикулярной формации. Выделяется и такое явление, как сенсибилизация, то есть увеличение чувствительности к повторяющимся слабым сигналам. Существует, наконец, такое понятие, как перцептивная защита — предположительно бессознательное препятствие к продвижению неприятных стимулов в сознание индивида.

5. Влияние на психический тонус активности органов чувств является двояким. При перцептивной гипостимуляции психический тонус повышается, дело доходит иногда до развития психотической симптоматики. При перцептивной гиперстимуляции, напротив, психический тонус снижается, появляются вялость, сонливость, равнодушие. Например, младенец, получая слишком много впечатлений, теряет интерес к происходящему. В условиях перцептивного «голода» он активизируется в поисках каких-нибудь новых ощущений.

6. Чувствительность к различению есть способность дифференцировать стимулы разной интенсивности. Человек способен, например, чувствовать разницу в весе между предметами, составляющую всего 5 г. Эта чувствительность отчасти контролируется генетическими факторами, но в значительной степени она зависит и от того, насколько важным для индивида является то или иное различие. Так, эскимосы различают 70 разных оттенков освещенности снега. Слепой человек по интенсивности освещения способен определить время дня. Наш великий хирург, Н.И.Пирогов, разрезая скальпелем стопку из папиросной бумаги, мог различить число разрезанных им листков с точностью до одного.

Различают также экстероцептивные или дискриминативные ощущения, являющиеся источником информации о внешнем мире, интероцептивные или ноцицептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренней среды организма, а также проприоцептивные и статические ощущения, информирующие индивида о его движениях и положении тела и его частей в пространстве. Совокупность ощущений собственного тела обозначают терминами соместезия или упомянутая уже «коэнестезия». Совокупность внешних ощущений не имеет общепринятого названия. Термин «аллестезия», который был бы как нельзя более адекватным для этой цели, означает совсем другое. Возможно, его вполне мог бы заменить термин ксенестезия.

Читайте также:  Метод вербальной фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний

Имеются сведения о том, что разные органы чувств могут обмениваться информацией друг с другом. Данное явление обнаружено уже у младенцев. Информация из слухового анализатора может передаваться в зрительный и обратно. Экстероцептивные органы чувствительности могут оказывать влияние на процессы интерорецепции. Это совершенно нормальное и очень важное явление описывается термином интермодальные отношения. Последние играют заметную роль и в патологии ощущений, в частности в развитии синестезии.

В эволюционном плане различают протопатические и эпикритические ощущения. Протопатическими, или древними, считают такие виды чувствительности, которые лишены четкой пространственной локализации, плохо дифференцированы и потому с трудом поддаются словесному описанию. Кроме того, они тесно связаны с эмоциями и витальными процессами организма. Примерами такой чувствительности может служить так называемое общее чувство, т. е. радующее чувство бодрости и здоровья, а также то «валовое» ощущение, которым сопровождается деятельность внутренних органов. Филогенетически более молодым дискриминативным видам чувствительности свойственны дифференцированность и тесная связь с познавательными процессами. Имеются в виду «дистантные» ощущения (зрение, слух и др.), служащие источником внешней информации.

Важнейшими в информационном плане видами чувствительности для человека являются зрение и слух. Картина мира у остальных живых существ во многом другая в силу доминирования иных органов чувств. Другая она и у человеческих существ, страдающих рецепторопатиями — врожденными и приобретенными дефектами органов чувств. В России, по данным статистики на 2006 г., насчитывалось около 20 млн глухих и слабослышащих, а также около 1 млн незрячих и слабовидящих человек. Данных по другим рецепторопатиям, по-видимому, нет, так как они не имеют большого жизненного значения для большинства людей. Что касается зрения и слуха, то выпадение их в той или иной степени компенсируется заместительной, или викарной, функцией других органов чувствительности. Соответственно и нарушения чувствительности у таких пациентов будут представлены иначе, чем у больных без рецепторопатии. Психопатология ощущения, восприятия и вообще познавательной сферы пациентов с дефицитом чувствительности изучена крайне недостаточно.

Отдельного внимания заслуживает болевая чувствительность. В настоящее время считается установленным факт существования болевых рецепторов. Они расположены всюду, исключая кости, мозг и полоску слизистой полости рта, параллельную прикусу зубов. Различают два основных вида боли: острую и хроническую. Острая боль (поверхностная, кожная, резкая, колющая, кратковременная) вызывается внешними причинами, ощущается немедленно и как бы внезапно, затем она довольно быстро ослабевает. Хроническая боль (глубокая, длительная) вызывается внутренними факторами. Это тупая, диффузная, т. е. не имеющая четкой локализации боль, со временем она может усиливаться. Такая боль возникает и приступами, длящимися по несколько часов и более. Оба вида боли имеют раздельные проводящие пути. Быстро проводящие боль нервные волокна идут к вентробазальному комплексу таламуса и оттуда направляются к соматосенсорной коре. Пути хронической боли идут к средним ядрам таламуса, следуя затем к различным областям, включая лимбическую систему и лобные доли мозга.

Различают и такие виды боли, как местную, иррадиирующую, проекционную, отраженную, реактивную, таламическую и жгучую, или каузалгию (Триумфов, 1964). Местная боль локализована в очагах поражения. Иррадиирующая боль связана с распространением раздражения с одной ветви чувствительного нерва на другую. Так, зубная боль нередко ощущается во всей челюсти, т. е. в зоне иннервации других ветвей тройничного нерва. При раке гортани боль может восприниматься в области уха, распространяясь по другим ветвям блуждающего нерва. Проекционная боль ощущается в зоне иннервации периферических ветвей поврежденного нерва. К примеру, при раздражении задних чувствительных корешков спинного мозга «стреляющие» боли ощущаются в ногах или «опоясывают» туловище. Отраженные боли, возникающие при внутренних болезнях, ощущаются в зонах Захарьина-Геда, т. е. в тех областях тела, которые иннервируются теми же сегментами спинного мозга, что и поврежденные внутренние органы.

Во время приступов стенокардии, например, боль может ощущаться в области мизинца и наружного края ладони левой руки. Реактивные боли вызываются путем вытяжения или сдавливания нервных стволов. Каузалгия возникает при повреждении нервов (особенно седалищного и срединного) и одновременном перераздражении таламуса. Жгучие боли по типу «перчатки», «чулка» сопровождаются явлениями гиперпатии (снижения порога чувствительности с расплывающимися болезненными ощущениями прикосновения к коже), что побуждает пациентов постоянно увлажнять конечность. Таламические боли с характерными ощущениями холода или жжения, а также с симптомами гиперпатии связаны с повреждением зрительного бугра и ощущаются на контрлатеральной стороне тела. При движении такие боли уменьшаются.

Толерантность к боли определяется в первую очередь личностными факторами. Так, личности тревожно мнительного или эмотивно-лабильного типа хуже переносят боль, нежели эмоционально холодные шизоиды. Очень многое зависит от того, как индивид относится к боли, какой смысл она для него имеет. Если, например, пациент с хронической болью стал зависимым от наркотика, то он как бы принимает эту боль, она делается для него желанной, во всяком случае, его реакция страдания на боль уже не имеет прежней остроты. Некоторые люди стоически переносят страшные пытки, они готовы к ним нравственно, духовно, им есть за что страдать. На переносимость боли оказывает влияние множество других факторов, включая разнообразные психические расстройства.

Источник

Оцените статью