- Как называется орган чувств уши
- Как восстановить обоняние после COVID-19?
- Строение, функции и особенности органа слуха человека
- Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
- Строение органа слуха
- Что такое орган слуха и равновесия
- Функции органа слуха
- Особенности органа слуха
- Удивительные возможности слуха человека
Как называется орган чувств уши
Сенсорные системы человека являются частью его нервной системы, способной воспринимать внешнюю для мозга информацию, передавать ее в мозг и анализировать. Получение информации от окружающей среды и собственного тела является обязательным и необходимым условием существования человека. Термин «сенсорные (лат. sensus — чувство) системы» сменил название «органы чувств», сохранившееся только для обозначения анатомически обособленных периферических отделов некоторых сенсорных систем (как, например, глаз или ухо). В отечественной литературе в качестве синонима сенсорной системы применяется предложенное И. П. Павловым понятие «анализатор», указывающее на функцию сенсорной системы.
Все сенсорные системы состоят из периферических рецепторов, проводящих путей и переключательных ядер, первичных проекционных областей коры и вторичной сенсорной коры. Сенсорные системы организованы иерархически, т. е. включают несколько уровней последовательной переработки информации. Низший уровень такой переработки обеспечивают первичные сенсорные нейроны, которые расположены в специализированных органах чувств или в чувствительных ганглиях и предназначены для проведения возбуждения от периферических рецепторов в центральную нервную систему. Периферические рецепторы — это чувствительные высокоспециализированные образования, способные воспринять, трансформировать и передать энергию внешнего стимула первичным сенсорным нейронам.
Центральные отростки первичных сенсорных нейронов оканчиваются в головном или спинном мозге на нейронах второго порядка, тела которых расположены в переключательном ядре. В нем имеются не только возбуждающие, но и тормозные нейроны, участвующие в переработке передаваемой информации. Представляя более высокий иерархический уровень, нейроны переключательного ядра могут регулировать передачу информации путем усиления одних и торможения или подавления других сигналов. Аксоны нейронов второго порядка образуют проводящие пути к следующему переключательному ядру, общее число которых обусловлено специфическими особенностями разных сенсорных систем. Окончательная переработка информации о действующем стимуле происходит в сенсорных областях коры.
Сенсорные системы человека обеспечивают:
1) формирование ощущений и восприятие действующих стимулов;
2) контроль произвольных движений;
3) контроль деятельности внутренних органов;
4) необходимый для бодрствования человека уровень активности мозга.
Ощущение представляет собой субъективную чувственную реакцию на действующий сенсорный стимул (например, ощущение света, тепла или холода, прикосновения и т. п.). Однородные сенсорные стимулы активируют одну из сенсорных систем и вызывают субъективно одинаковые ощущения, совокупность которых обозначается термином модальность. Самостоятельными модальностями являются осязание, зрение, слух, обоняние, вкус, чувство холода или тепла, боли, вибрации, ощущение положения конечностей и мышечной нагрузки. Внутри модальностей могут существовать разные качества, или субмодальности; например, во вкусовой модальности различают сладкий, соленый, кислый и горький вкус. На основе совокупности ощущений формируется чувственное восприятие, т. е. осмысление ощущений и готовность их описать. Восприятие не является простым отражением действующего стимула, оно зависит от распределения внимания в момент его действия, памяти о прошлом сенсорном опыте и субъективного отношения к происходящему, выражающегося в эмоциональных переживаниях.
Сенсорное восприятие включает следующие этапы:
1) действие раздражителя на периферические рецепторы;
2) преобразование энергии стимула в электрические сигналы — потенциалы действия, возникающие в первичном сенсорном нейроне;
3) последующую переработку передаваемых сигналов на всех иерархических уровнях сенсорной системы;
4) возникновение субъективной реакции на раздражитель, представляющей собой восприятие или внутреннее представительство действующего стимула в виде образов или словесных символов.
Указанная последовательность соблюдается во всех сенсорных системах, отражая иерархический принцип их организации.
Источник
Как восстановить обоняние после COVID-19?
24 марта
Одно из частых осложнений covid-19 – потеря обоняния и вкуса. И хотя это не смертельно и, казалось бы, не мешает вести полноценную жизнь, люди, столкнувшиеся с этой проблемой, могут по-настоящему страдать.
Запахи играют важную роль в жизни человека. Некоторые исследователи считают, что способность различать запахи у homo sapiens не ниже, чем в среднем у других млекопитающих. Обонятельная функция связана с другими системами организма и способна влиять на температуру тела, артериальное давление, частоту сердечных сокращений, тонус мышц и работу вестибулярного анализатора. Запах играет важную роль при невербальном общении, помогая выбирать тех людей, с которыми нам проще общаться или сообщает важную информацию об эмоциональном состоянии партнера; влияет на собственные эмоции, может усиливать или ослаблять стресс, стимулировать важные воспоминания.
Есть данные, что примерно у 30% людей, потерявших обоняние, наблюдаются симптомы депрессии. Невозможность наслаждаться вкусом пищи, снижает настроение, аппетит и приводит к нарушениям работы ЖКТ. Кроме того, обоняние важно для выживания; неспособность правильного различать запахи может привести к банальному отравлению просроченными продуктами или вредными веществами, повышает риски отравления газом и т. п.
Дизосмия – нарушение восприятия запаха различается по силе:
► аносмия – отсутствие обоняния
► гипосмия – снижение обоняния
► гиперосмия – усиление восприятия запахов
по характеру:
► паросмия – извращенное восприятие запахов
► фантосмия – восприятие несуществующих запахов
► агносмия – невозможность распознать запахи при сохранной обонятельной функции
Особенности потери обоняния при COVID-19
На сегодняшний день считается, что потеря обоняния при коронавирусе связана не с поражением нейронов, а с действием вируса на соседние клетки, что нарушает проникновение одоранта (молекул пахучего вещества) к самим нейронам.
Особенности нарушений обоняния при COVID-19:
► Нарушение обоняния на фоне отсутствия заложенности носа
► Хеместизис (ощущение жжения/покалывания в носу)
Наблюдающаяся паросмия (ощущение неприятного запаха при его объективном отсутствии) при COVID-19 может быть единственным поражением обоняния. Хорошая новость: появление неприятных запахов после полного отсутствия обоняния, как правило, является признаком того, что обоняние восстанавливается. Это может происходить не быстро, но наберитесь терпения. Паросмиии могут вызываться триггерными запахами: лук, яйца, жаренные продукты, мясо, чеснок, шоколад.
Нарушение вкуса при COVID-19 не связано с поражением вкусовых рецепторов языка. Значимую роль в восприятии вкуса играет ретроназальное обоняние, когда молекулы пищи, которую мы пережевываем поступают в обонятельную зону. Обоняние, когда запах поступает через нос снаружи называют ортоназальным.
Кстати, зоны в мозгу, отвечающие за обработку ортоназального и ретроназального обоняния, разные. Ретроназальное обоняние обрабатывается там же, куда поступает информация о вкусе, а вот сообщение от ортоназального обоняния приходит в обонятельную зону коры головного мозга.
Можно сказать, что запах еды мы запоминаем через рот.
Длительное снижение запахов после перенесенной COVID-19 наблюдается примерно у 12% пациентов.
И, хотя, пока не доказно, что ковид может приводить к стойкой потере обоняния, пациентам с нарушением обоняния более 2-х недель рекомендована реабилитация.
Лечение
Основным, признанным в мире, лечением нарушения обоняния является обонятельный тренинг. Этот простой метод основан на пластичности обоняния (способности нейронов обонятельной зоны к восстановлению).
Методика обонятельного тренинга проста. Можно использовать любые достаточно яркие и устойчивые запахи, эфирные масла (например, ментол, тимьян, жасмин, мандарин, розмарин, зеленый чай, бергамот, гардения, роза, лимон, эвкалипт, чайное дерево, гвоздика). В принципе, подойдет любой аромат. Нет никаких доказательств того, что эфирные масла более эффективны, чем другие ароматы. Даже травы или специи из вашей кухни можно использовать для небольших тренировок. Главное, чтобы аромат оставался устойчивым длительное время.
Тренировка заключается в попеременном вдыхании 4 различных запахов в течение 20 секунд каждый. Вдыхаем, концентрируясь на особенностях каждого запаха. Вдох не глубокий, вы должны словно бы принюхиваться (мелкими легкими вдохами) при тренировке с ароматом.
Можно взять 4 баночки по 50 мл. и положить в каждую ватный диск, смоченный в 1 мл. эфирного масла. Принюхивайтесь 2 раза в день.
Зачем необходимо принюхиваться во время занятий. Дело не только в количестве объема воздуха, проходящего через обонятельную зону, а еще в том, что обонятельные клубочки работают в такт ритму «принюхивания». Так как фаза работы разных групп клубочков не совпадает, происходит более точная дифференцировка различных запахов.
Более надежный эффект достигается при:
► длительном курсе тренировок (более 32 недель)
► использовании запахов с высокой концентрацией
► смене одорантов каждые 3 месяца
К сожалению, не существует надёжных доказательств эффективности методов лекарственной терапии стойкого нарушения обоняния, но согласно отдельным исследованиям и мнению международных экспертов, можно использовать следующие методы.
• Если нарушение обоняния происходит на фоне заложенности носа, можно применять интраназальные глюкокортикостероиды (их должен назначить врач).
• Возможно применение системных глюкокортикостероидов (например, преднизолон), если нет других симптомов COVID-19.
• Можно порекомендовать Омега-3 жирные кислоты при отсутствии других симптомов COVID-19.
Дизосмия может значимо влиять на качество жизни. Как снизить дискомфорт?
• Употребляйте острые приправы.
• Добавьте в суп попкорн.
Эти способы не заменят вкус, но дополнительные ощущения помогут вернуть удовольствие от еды.
• Избегайте триггеров (см. выше)
• Исключите горячее, лучше принимать пищу комнатной температуры
• Используйте зубную пасту и конфеты с корицей
• Включите в рацион протеиновые коктейли без запаха.
Тем, кто владеет английским хотя бы на уровне Гугл-переводчика можно порекомендовать интернет-ресурсы, созданные для поддержки пациентов с дизосмией: AbScent и Fifth Sense (есть вариант на русском).
Источник
Строение, функции и особенности органа слуха человека
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
Ухо человека – сложный орган, который помогает поддерживать связь с внешним миром и дает человеку информацию о его расположении и перемещении в пространстве. Оно состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего. Уникальное строение органа слуха обеспечивает: прием, передачу звука и преобразование энергии колебания в нервный импульс.
Строение органа слуха
Звуки окружают человека с самого рождения. Выделяются 3 отдела органа слуха:
- наружное ухо;
- среднее ухо;
- внутреннее ухо.
Наружное ухо – видимая часть органа. Оно представлено ушной раковиной и наружным слуховым проходом. Раковина – хрящ воронковидной формы, покрытый кожей. На ее поверхности находятся разные образования: ямки, завитки, возвышенности. Они помогают улучшать качество звука, делают его более громким и направляют в слуховой проход.
К раковине присоединяются волокна ушных мышц. В процессе эволюции человек утратил возможность «шевелить ушами», чтобы точнее локализовать звуки, эти мышцы работают у редких «счастливчиков». Кожный покров раковины имеет сальные и потовые железы.
Наружный слуховой проход — извилистый канал, длина которого составляет чуть больше 2 см, а диаметр – до 0,7 см. В нем звуковой сигнал продолжает усиливаться и передается в среднее ухо. Проход выстлан кожей, имеющей сальные и серные железы. Ушная сера – желтоватая субстанция, которая обеспечивает увлажнение канала и защиту от инфекционных агентов. При скоплении и уплотнении она образует пробки, нарушающие движение барабанной перепонки. Это может привести к возникновению кондуктивной тугоухости.
Описывая строение органа слуха, анатомы указывают, что наружная часть канала имеет хрящевые стенки, а контактирующая со средним ухом – костные. Структуры среднего и внутреннего уха располагаются в теле височной кости.
Барабанная перепонка — это тонкая мембрана, покрытая снаружи кожей, изнутри – слизистой. У маленьких детей она имеет отверстие, из-за которого среднее ухо контактирует с внешней средой и более уязвимо для инфекции. Оно закрывается к 3 годам.
Среднее ухо представлено полостью, объем которой составляет чуть более 1 кубического сантиметра. В ней расположены три маленькие слуховые косточки, которые соединены между собой в цепочку:
Они названы так по своему сходству с предметами обихода. Стремечко соединяется с окном преддверия. Среднее ухо также связано с носоглоткой посредством евстахиевой трубы.
Внутреннее ухо – самое причудливое образование органа слуха человека. Оно состоит из:
- преддверия (вестибулюма);
- улитки;
- полукружных каналов.
В состав органа слуха входит только улитка. В ней содержится лимфатическая жидкость, натянуты волокна (основная мембрана). Каждое из волокон похоже на маленькую струну и «откликается» (резонирует) на звук определенной частоты. Этих волокон около 25 тысяч. На стенке канала улитки находится рецепторное поле, которое состоит из нервных (волосковых) клеток — Кортиев орган. Гибель волосковых клеток может привести к нейросенсорной тугоухости.
Что такое орган слуха и равновесия
Ухо человека отвечает не только за восприятие и дальнейшую передачу звуковой информации. Внутреннее ухо относится к органу слуха и равновесия. Это сложное образование, в котором волна механических колебаний, как морской прибой, распространяется в лимфатической жидкости и колышет отростки нервных клеток, формируя электрический импульс. Этот сигнал несет информацию о громкости, продолжительности, высоте звука в мозг.
Другая часть внутреннего уха – орган равновесия (вестибулярный аппарат). Он состоит из: преддверия, находящихся в нем трех полукружных каналов, маточки и мешочка. Преддверие – полость округлой формы с диаметром около 5 мм. Оно находится между каналами и улиткой. Каналы взаимно перпендикулярны и в месте соединения с преддверием имеют расширения – ампулы. Каналы заполнены эндолимфатической жидкостью.
Маточка и мешочек – поля нервных клеток, которые воспринимают различные раздражения. Смена положения тела регистрируется рецепторами маточки и вызывает рефлекторную реакцию мышц, помогая человеку сохранять равновесие. Вибрация улавливается окончаниями мешочка.
От органа в головной мозг идет преддверно-улитковый нерв.
Функции органа слуха
Говоря о функциях органа слуха, физиологи описывают их в соответствии с анатомическими образованиями. Так для каждого отдела есть свои специфические задачи:
- ловит звуки и направляет их далее (наружное ухо);
- передает звуковую волну (наружное и среднее ухо);
- защищает от инфекций, громких звуков, повреждений внутренних отделов (наружное ухо, барабанная перепонка);
- трансформирует энергию звука в электрическую (внутреннее ухо).
Функции слуха эволюционно тесно связаны с оповещением об опасности и коммуникациями в сообществе. Чтобы надолго сохранить способность слышать долго, необходимо соблюдать простые правила профилактики снижения слуха.
Особенности органа слуха
Органы слуха у человека парные. Что это означает? Человек может слушать одновременно правым и левым ухом. Бинауральный слух дает больше информации о звуке и усиливает его при определенных условиях.
Если источник механических колебаний находится на одинаковом расстоянии от правого и левого уха, громкость сигнала увеличивается на 50%. Значит, при одностороннем нарушении компенсация с помощью слухового аппарата даже небольшой мощности существенно улучшает качество жизни.
- ощущение объемного звучания;
- представление о расположении источника.
Это помогает избегать опасности (например, приближающегося автомобиля) и выделять полезные звуки из всего фонового шума, беседуя с одним человеком в шумном помещении.
При возникновении любых проблем со слухом, необходимо срочно пройти диагностику слуха на профессиональном оборудовании. Если обратиться за помощью вовремя, то появляется шанс на полное восстановление слуха.
Удивительные возможности слуха человека
Особые возможности связаны с адаптацией органа слуха и коркового отдела анализатора при травме, одновременном воздействии нескольких звуковых волн способностью «достраивать» разговор на основе имеющегося опыта.
Развитие височных областей коры мозга происходит постепенно в ответ на сигналы извне. Физиология органа слуха такова, что при повреждении коркового отдела анализатора окружающие нейроны могут взять на себя «обязанности» погибших клеток. Это явление носит название нейропластичность. Ее запас особенно велик у детей в раннем возрасте, что говорит о важности слуховой стимуляции для развития мозга и слуха.
Взрослые люди не обладают такой способностью, но опыт общения позволяет им восполнять информацию, которая теряется при разговоре – например, при плохой телефонной связи, беседе в шуме. Это достигается за счет усиленной работы нейронов височных областей и приводит к быстрому утомлению.
А как реагирует ухо на очень громкие звуки? Доказано, что после воздействия таких сигналов у человека развивается временное снижение слуховой чувствительности. Это так называемое постстимульное утомление. Для полного восстановления требуется до 16 часов. Такой механизм должен защищать орган слуха от повреждения, но люди, долго слушающие громкую музыку, непроизвольно «делают погромче» и вредят здоровью.
Звуки-фантомы – еще один феномен, описывающий работу органа слуха. Порой человек «слышит» низкие звуки, хотя в действительности их нет. Особенность колебаний мембраны улитки приводит к «появлению» звуков низкой частоты, в то время как источника сигнала отсутствует. Такие колебания, особенно громкие, обладают интересной способностью маскировать звуки высокой частоты до их полного исчезновения.
Органы слуха – сложные и хрупкие образования. Внимательное отношение к их состоянию позволит сохранить здоровье и предотвратить развитие ряда тяжелых заболеваний.
Орлова Наталья Михайловна
Более 4000 подобранных и настроенных аппаратов. Участник Международного семинара аудиологов в Дании.
Источник