- Откуда берутся чувства, и какие части мозга за них отвечают?
- Височные доли отвечают за стыд и вину
- Ярость и страх затрагивают миндалины
- Соматосенсорная кора отвечает за утешение и ласку
- Счастье и смех контролируют гиппокамп и префронтальная кора
- Любовь и похоть – вовсе не эмоции
- Заключение
- Трехэтажный мозг: как эмоции управляют нами
- Екатерина Ненашева
- Что такое стресс и можно ли его оценить? Откуда возникают эмоции и как они влияют на организм? Что такое трехэтажный мозг и теория функциональных систем? Обо всем этом рассказал доктор медицинских наук, профессор Первого московского медицинского университета имени Сеченова и МГТУ им. Баумана Павел Умрюхин. «Tеории и практики» публикует основные тезисы лекции.
- Стадии стресса
- Как оценить свой стресс?
- Механизмы защиты
- Эмоции
- Эксперименты
- Механизмы
- Как называется мозговая система генерирующая эмоции
- Эмоциональный мозг
- Развитие мозга
- Почему детские воспоминания влияют на нас во взрослой жизни
- Управляющий эмоциями
- Что не так с IQ
- Пять составляющих эмоционального интеллекта
Откуда берутся чувства, и какие части мозга за них отвечают?
Почему у человека возникают эмоции, откуда берутся чувства? Понятно, что этим управляет головной мозг, но какие именно части отвечают за те или иные эмоции? Составим эмоциональную карту мозга для того, чтобы определить, чем конкретно мы ощущаем, почему ярость похожа на счастье, и по какой причине люди не могут жить без ласки, нежности и теплых прикосновений.
Височные доли отвечают за стыд и вину
Мы четко понимаем, что запоминание и счет, например, являются процессами, которые происходят в головном мозге человека. Но с эмоциями все обстоит менее очевидно. И, наверное, поэтому мы нередко произносим такие фразы, как «залиться краской», когда стыдно, или «разбить сердце», года испытываем грусть от неудачного завершения любовных отношений. Человек точно не знает, откуда берется чувство стыда, вины или любви. Эмоции относят к нейрофизиологии, и так называют явления, возникающие в тканях головного мозга. На данный момент этот процесс мы можем изучить с помощью нейровизуализации.
Петра Михль вместе с коллегами из Университета Людвига-Максимилиана в Мюнхене провели эксперимент. Они сделали несколько МРТ-снимков и определили, откуда берутся чувства и эмоции, а именно – вина и стыд. Оказалось, они возникают где-то неподалеку друг от друга, хотя и в разных областях.
Участники эксперимента представляли, что чувствуют стыд или вину, и в этих случаях задействовались височные доли. При этом стыд активизировал парагиппокампальную извилину и переднюю поясную кору, передние и средние лобные извилины, а вина – среднюю височную латеральную затылочно-височную извилины, миндалины и островковую долю.
После сравнения снимков мужчин и женщин ученые обнаружили, что чувство вины у женщин возникало только в височных долях, а у мужчин – одновременно в затылочных, лобных долях и в миндалинах.
Ярость и страх затрагивают миндалины
Во время развития эмбриона внутри утробы происходит формирование лимбической системы. Она отвечает за те эмоции и поступки, которые необходимы человеческому виду для выживания. Миндалины – одна из наиболее важных частей лимбической системы. Они находятся вблизи гипоталамуса и задействуются тогда, когда человек видит еду, плачущих детей, противников и сексуальных партнеров.
Откуда берется чувство тревоги или страха? При этих эмоциях также активизируются миндалины, например, когда темной ночью вы думаете, что вас кто-то преследует, и у вас сильно бьется сердце. Ученые определили, что человек чувствует опасность даже тогда, когда эти области активизируются искусственно.
Ярость – также работа миндалин. Невероятно, но ярость человека напоминает счастье: как восторг или удовольствие, она побуждает людей к действиям, в отличие от досады или страха. Ярость и гнев задействуют и другие области мозга, поскольку этому органу требуется также обратиться к памяти, опыту, оценить обстановку, распорядиться гормонами.
Соматосенсорная кора отвечает за утешение и ласку
Далеко не в каждом обществе печаль и тревогу принято показывать. К примеру, британское выражение «keep a stiff upper lip» означает «не падать духом», «не показывать своих чувств». При этом ученые заявляют, что внимание других людей человеку необходимо. Немецкий нейробиолог Стефан Кляйн утверждает, что наиболее распространенной и опасной причиной стресса является именно одиночество. По его мнению, одиночество – это непосильная ноша для организма. Оно активизирует гормоны стресса, вызывает тревогу, неясность мыслей и эмоций, вредит иммунной системе.
Многочисленные исследования доказывают, что приятельское общение положительно сказывается на организме. Жизнь становится дольше и насыщеннее. Грусть может быстро пройти от прикосновения близких и любимых людей. Это происходит потому, что во время ласки активизируются нейромедиаторы – опиоиды и окситоцин.
Компьютерная томография также подтверждает пользу нежности. При касании других людей возбуждается соматосенсорная кора. Она работает все время, реагируя на тактильные ощущения. Ученые определили, что те, кого за руку держал близкий (или даже незнакомый) человек, переживали печаль намного легче.
Счастье и смех контролируют гиппокамп и префронтальная кора
В процессе создания и воспроизведения положительных эмоций участвуют множество различных зон мозга: миндалины, гиппокамп, префронтальная кора, кора передней островковой доли. Поэтому можно уверенно утверждать, что ощущение счастья и радости охватывает мозг почти целиком.
Во время счастья правая миндалина начинает работать интенсивнее левой. При этом долгое время существовало мнение, что правое полушарие мозга отвечает за творческие процессы, а левое – за логические. Теперь известно, что это далеко не так, однако некоторое функциональное разграничение все же присутствует: например, слева находятся речевые центры, а справа обрабатываются интонации и акценты.
Префронтальная кора – это зоны лобных долей в передней части полушарий. Эти области отвечают за создание целей и планов, за их достижение и выполнение. У женщин во время радости такие части более активны в левом полушарии, чем в правом.
Гиппокамп – парное образование в височных долях – позволяет человеку расставлять приоритеты, при удержании знаний в памяти отдает предпочтение только существенным и нужным. Они наиболее активны во время радости или грусти. Чувство юмора и дежавю также возникают при участии гиппокампа.
Любовь и похоть – вовсе не эмоции
Несмотря на то, что сегодня наш мозг изучают сотни ученых во всех странах мира, у науки пока что нет точного ответа на вопрос, что такое эмоции или чувства. Да, многие из них возникают в лимбической системе, однако, физиологически некоторые сильно отличаются друг от друга. К примеру, с этой точки зрения вожделение совсем не похоже на счастье или страх. Оно появляется в вентральном стриатуме, а не в миндалинах. Вентральный стриатум также возбуждается при оргазме или поедании пищи. Существует множество сомнений, является ли вожделение чувством или нет.
При этом любовь, в отличие от вожделения, активизирует дорсальный стриатум. Интересно, что при употреблении наркотиков возбуждается эта же область. Во время любви человек испытывает и ярость, и страх, и счастье, и грусть намного интенсивнее и чаще, чем в тихие и спокойные моменты, так что можно утверждать, что влюбленность – это именно совокупность чувств, импульсов и намерений.
Заключение
Говоря о чувствах и эмоциях, следует понимать, что надо стремиться к избавлению от негативных и к постановке в приоритет положительных эмоций. Чем больше позитивных чувств, тем счастливее мы себя ощущаем, тем больше добиваемся в жизни. Негативные же эмоции изменяют мышление, оказывают плохое влияние на здоровье, мешают достижению целей. Поэтому необходимо работать над собой и стараться испытывать только позитивные эмоции. А если вы чувствуете, что ваш мозг во власти негативных мыслей и переживаний, пройдите курс Викиум «Детоксикация мозга». Он помогает избавиться от токсичных мыслей, сократить уровень стресса, наладить сон и жизнь в целом.
Источник
Трехэтажный мозг: как эмоции управляют нами
Екатерина Ненашева
Что такое стресс и можно ли его оценить? Откуда возникают эмоции и как они влияют на организм? Что такое трехэтажный мозг и теория функциональных систем? Обо всем этом рассказал доктор медицинских наук, профессор Первого московского медицинского университета имени Сеченова и МГТУ им. Баумана Павел Умрюхин. «Tеории и практики» публикует основные тезисы лекции.
Первым исследователем стресса как такового был американский психофизик Уолтер Кеннон, который установил, что именно эмоции предшествуют физическим реакциям, а не наоборот. В 20-е годы Кеннон разработал знаменитую теорию гомеостаза — постоянства внутренней среды организма. Согласно этой концепции, организм сам забоится о постоянном поддержании условий, приспосабливаясь к изменениям среды. В организме всегда выделяются гормоны стресса — это адреналин, норадреналин и кортизол. Все три гормона оказывают на нас определенный эффект: например, при выделении кортизола организм способен существовать в напряженной обстановке и справляться со стрессовыми ситуациями. Адреналин активирует организм, расширяет зрачок, бронхи и сердце. Благодаря гормонам стресса возможности человека многократно увеличиваются — всем известна история американца Джо Роллино, которому удалось за один раз унести с поля боя четырех свои товарищей. Однако гормоны, которые выделяются при стрессе, наносят организму большой урон: уменьшается чувствительность канальцев почек, снижается иммунитет, увеличивается риск появления язвы желудка.
Стадии стресса
Ученик Кеннона Ганс Селье вывел три стадии стресса. При первой стадии — стадии тревоги — происходит мобилизация защитных сил организма, улучшается работоспособность, а за счет повышенного выделения азота и калия увеличивается печень или селезенка. На второй стадии — резистентности — происходит повышение устойчивости к различным воздействиям, но вместе с тем понижаются активности других систем. Третья, финальная стадия — стадия истощения, наоборот, характеризуется снижением устойчивости организма к стрессору и может привести к смерти. Важно отметить, что организм сам проходит путь от второй к третьей стадии, а мы лишь через время можем осознать этот процесс.
Как оценить свой стресс?
Очень важно понимать, на какой именно стадии находится ваш стресс. В этом могут помочь новейшие разработки: например, программа Stress Check, которую можно установить на Android. На программе можно оценивать изменения кардиоинтервалов, на экране отображается пульсовая волна. При стрессе сердечный ритм менее вариабелен.
Механизмы защиты
Вегетативная нервная система делится на два отдела: симпатический и парасимпатический. Симпатическая система, или «fight to fight», активируется именно при стрессовых ситуациях. В этот период расширяются зрачки, бронхи, почки, трахеи, уменьшается выделение мочи, а сосуды сужаются. А вот противоположная ей парасимпатическая система, или «relaxed», обладает реанимирующим эффектом для нашего организма: в период ее активизации происходит обильное выделение слезных и слюнных желез, желудок выделяет больше сока. Очень важно научиться эксплуатировать парасимпатическую систему для восстановления организма.
Эмоции
На самом деле эмоции могут представлять прямую угрозу для нашей жизни. Этот факт демонстрирует яркий эксперимент Ибн Сина: в две разные клетки друг напротив друга он посадил волка и ягненка. В течение нескольких дней от постоянного стресса в связи с чувством опасности ягненок очень сильно заболел и умер, хотя у него в клетке была еда, да и само животное было молодым и здоровым.
Согласно учениям научной школы Анохина и Судакова, стресс возникает, когда человек длительное время не может удовлетворить жизненно важные потребности. Таким образом, негативные эмоции накапливаются. Как это происходит? Есть определенная теория, которую разработали эти исследователи, — это теория функциональных систем. Согласно учению, поведенческий акт напрямую зависит от удовлетворения потребностей. Потребности формируют мотивацию, после чего следует этап принятия решения, за ним — программа действия, а потом результат. Но финишной прямой в этом процессе становится так называемый этап параметра результата, когда мы непременно сравниваем итог с нашими ожиданиями. Отсюда вывод: на наши эмоции влияет не результат какого-то дела или события, а именно разница ожидания и реальности. Если результат и ожидание совпадают, то мы можем испытывать позитивные эмоции, а вот когда происходит наоборот, то в нас копится негатив, который и может привести к стрессу. Типичный пример — когда отличник получает на экзамене единственную четверку и очень из-за этого переживает, а некоторые даже впадают в депрессию. Самое главное правило в этом случае: эмоционально настраиваться не на самую высокую мотивацию, а на оптимальный результат.
Эксперименты
Российский физиолог Евгений Юматов провел ряд экспериментов, доказывающих, что на эмоции влияет личное отношение к . Юматов экспериментировал над крысой — грызуна поместили в пространство, где на полу было огромное количество проволок с небольшим электрическим напряжением. Крыса очень долго прыгала, пытаясь не наступать на проволоки, а потом, когда увидела домик (его установили в углу), добежала до него и долгое время там находилась, совершенно спокойно. До этого в том же домике погибло несколько крыс, видимо, из-за неблагоприятной обстановки, причем никаких проволок рядом с домиком не было — умершие крысы находились в полной безопасности.
Механизмы
Для того чтобы контролировать свои эмоции, очень важно понимать, как устроен наш мозг. Нейрофизиолог Поль Маклин утверждал, что у человека мозг состоит из трех частей, которые насажены одна на другую, словно бы матрешки. Центральная часть — это древний мозг, или мозг рептилии, который отвечает за выполнение простейших функций — дыхание, сон, циркуляцию крови. Вторая часть — древний мозг, или лимбическая система, которая участвует в регуляции функций внутренних органов обоняния, памяти, сна, бодрствования. Лимбической системой человек управлять не может, но связь между сознанием и эмоциями существует всегда. А вот неокортекс или кора головного мозга отвечает за высшую нервную деятельность. Это единственная часть мозга, процессы в которой мы можем отследить. Именно в неокортексе формируется наше «я». Каждому из нас очень важно понимать, от чего именно у него возникают положительные эмоции. Ведь эмоциональное состояние генерализируется на все системы. Положительные эмоции всегда кратковременны, а вот негативные имеют хроническое свойство. По статистике, положительные эмоции зависят от трех факторов: наличия близких людей, удовлетворенных жизненных потребностей, и, конечно же, успеха, но только в тех сферах, которые являются для нас действительно значимыми.
Человеку нужно прикладывать всевозможные усилия для того, чтобы следить за своим организмом, пытаться контролировать те процессы, которые поддаются контролю. В нужный момент наблюдения помогут предотвратить накапливание негативных эмоций и развитие стадий стресса. Здесь очень важен анализ своих действий, решений. В конце дня можно просто вспоминать и обязательно записывать те или иные ситуации и вашу реакцию на них — так будет легче изменить поведенческий стереотип. Также внимательно нужно относиться к своему дыханию, заниматься дыхательной гимнастикой и, как бы банально не звучало, спать по 8–9 часов.
Источник
Как называется мозговая система генерирующая эмоции
Каникулы — время поразмышлять и узнать новое. Поговорим сегодня о строении мозга. Почему эмоции часто побеждают разум? Достаточно ли острого ума, чтобы добиться успеха в жизни? Американский психолог, признанный эксперт в области эмоционального интеллекта Дэниел Гоулман в книге «Эмоциональный интеллект» отвечает на эти и другие вопросы, а также доходчиво объясняет, чем отличается «обычный» интеллект от «эмоционального» и почему обладатели первого зачастую уступают место под солнцем обладателям второго.
Эмоциональный мозг
Эмоциональный интеллект
«Возможно, с помощью IQ я и получу работу, но только EQ сделает мне карьеру», — пишет автор Дэниэл Гоулман.
У нас два ума: один думает, другой чувствует. Из взаимодействия этих двух процессов складывается наша психическая деятельность. Процесс, осуществляемый рациональным умом, более заметен по результату (полученное знание), насыщен мыслями, он отражает способность рацио обдумывать и размышлять. Наряду с этим есть и другая система познания, мощная и импульсивная, хотя порой и нелогичная, — ум эмоциональный.
В большинстве случаев эти умы строго скоординированы: чувства необходимы для мышления, а мышление — для чувств. Но если страсти бушуют, равновесие нарушается. Значит, эмоциональный ум взял верх и подавил рациональный.
Развитие мозга
Чтобы лучше понять, насколько сильным бывает влияние эмоций на мышление — и почему чувство и разум так легко приходят в состояние войны, — посмотрим, как происходило развитие головного мозга.
Самая примитивная часть мозга у всех видов с более простой нервной системой — мозговой ствол, являющийся продолжением спинного мозга. Первичный мозг управляет главными жизненными функциями, например дыханием и метаболизмом, а также стереотипными реакциями и движениями. Простейший мозг не способен думать или учиться.
Из ствола мозга возникли эмоциональные центры. У первых млекопитающих образовались новые жизненно важные слои эмоционального мозга. Данная часть мозга находится на границе между стволом и новой корой, поэтому ее назвали лимбической системой (лат. limb — граница, кромка, край). Новая область добавила эмоций в нашу палитру чувств. И когда мы оказываемся во власти страстного желания или ярости, по уши влюблены или содрогаемся от ужаса — все это результат действия лимбической системы.
Примерно 100 миллионов лет назад произошел резкий скачок в развитии мозга млекопитающих. Из эмоциональных зон развился думающий мозг, или «неокортекс». Тот факт, что думающий мозг развился из эмоционального, очень многое говорит о взаимосвязи мысли и чувства.
Неокортекс — средоточие мышления. В нем располагаются центры, где объединяется и осознается информация, поступающая от органов чувств. Благодаря неокортексу к чувству добавляются размышления, к тому же мы приобретаем способность эмоционально воспринимать идеи, произведения искусства, символы и мысленные образы.
Вблизи нижней части лимбического кольца находится миндалевидное тело, которое исполняет функцию хранилища эмоциональной памяти и ,следовательно, играет крайне важную роль. От него зависят все страсти и увлечения, а также эмоциональная привязанность.
Иллюстрация из книги
Посмотрите, как сенсорные сигналы от глаза или уха попадают в головной мозг, чтобы понять, почему эмоциональная реакция всегда первична. Сначала сигналы проходят в таламус (зрительный бугор), а потом — через одиночный синапс (место соединения двух нервных клеток) — в миндалевидное тело. Второй сигнал из таламуса направляется в неокортекс, то есть думающий мозг. Благодаря такому разветвлению миндалевидное тело начинает реагировать раньше неокортекса, который «обмозговывает» информацию на нескольких уровнях мозговых контуров, прежде чем полностью ее воспримет и перейдет наконец к действиям в виде ответной реакции, оптимальной в конкретной ситуации.
Прямиком в миндалевидное тело направляются сигналы о наших самых примитивных и сильных чувствах. Эта схема во многом объясняет, почему зачастую эмоции перевешивают здравый смысл.
Почему детские воспоминания влияют на нас во взрослой жизни
Характер взаимодействия между ребенком и теми, кто за ним ухаживает в первые годы его жизни, определяет набор эмоциональных реакций ребенка на всю его дальнейшую жизнь. Эти эмоциональные реакции имеют решающее значение, хотя их очень трудно понять с точки зрения взрослой жизни, поскольку они хранятся в миндалевидном теле как необработанные, невербализованные модели эмоционального поведения.
Поскольку ранние эмоциональные воспоминания укореняются еще до того, как ребенок находит слова для описания своего опыта, когда уже во взрослой жизни какой-то стимул вызывает проявление его детских эмоциональных воспоминаний, у человека не оказывается четко сформулированного описания для овладевшей им реакции. Одна из причин, почему мы не можем понять собственные эмоциональные взрывы, заключается в том, что они часто приходят из ранних периодов жизни.
Наши взрывные эмоции так и остаются для нас не познанными, и мы продолжаем им поддаваться. Миндалевидное тело может отреагировать, обезумев от ярости или страха, раньше, чем кортекс выяснит, что происходит: необработанная эмоция запускается независимо от мышления и опережает его.
Управляющий эмоциями
Главным «выключателем» негативных эмоций, по-видимому, служит левая префронтальная доля. В правых префронтальных долях помещаются негативные чувства вроде страха и агрессивности, тогда как левые доли контролируют эти необработанные эмоции, вероятно, угнетая правую долю.
К примеру, в одной группе у больных, перенесших инсульт, повреждения находились в левой префронтальной зоне кортекса. Они были подвержены катастрофическому беспокойству и страхам. Больные же с повреждениями справа оказались «чрезмерно веселыми». Во время неврологических обследований они без конца шутили, бывали безмятежны, их как будто не заботило, как обстоят дела со здоровьем.
Иными словами, левая префронтальная доля, по-видимому, представляет собой часть нейронной цепи, которая может выключать или, во всяком случае, снижать интенсивность всех эмоций, кроме сильнейших негативных всплесков. Если миндалевидное тело нередко действует как экстренный пусковой механизм, то левая префронтальная доля, похоже, составляет часть «выключателя» эмоций, выводящих из душевного равновесия.
Префронтально-лимбические связи играют в психической деятельности решающую роль, выходящую далеко за рамки тонкой настройки эмоций; их деятельность определяет принятие человеком наиболее важных жизненных решений.
Нам вовсе не требуется отделываться от эмоций и ставить на их место разум, нам лучше было бы постараться найти разумное равновесие между ними, установить гармонию между головой и сердцем. Чтобы с успехом реализовать эту систему в нашей жизни, прежде всего следует осознать, что значит пользоваться эмоциями с умом.
Что не так с IQ
Академический ум не предполагает готовности к хаосу или к разбросу возможностей, которые преподносят превратности судьбы. Хотя высокий IQ не гарантирует преуспевания, престижа или счастья в жизни, американские учебные заведения и культура буквально зациклены на академических способностях. Игнорируется эмоциональный интеллект, набор черт — кто-то может назвать его характером, — имеющий огромное значение для нашей личной судьбы.
Источник
Люди с высоким коэффициентом умственного развития, но низким эмоциональным интеллектом (или низким коэффициентом умственного развития и высоким эмоциональным интеллектом) встречаются — несмотря на сложившиеся стереотипы — довольно редко. Действительно, между коэффициентом умственного развития и некоторыми аспектами эмоционального интеллекта существует корреляция, хотя и незначительная.
Эмоциональная жизнь — сфера, с которой можно обращаться более или менее искусно, так же, как со способностью считать или читать, но при прочих равных она нуждается в особенном наборе компетенций, то есть выполняемых ею функций. И то, насколько человек сведущ в этом, имеет решающее значение для понимания, почему один преуспевает в жизни, а другой — интеллектуально равный — оказывается в тупике.
Эмоциональная одаренность — метаспособность, определяющая, насколько хорошо мы используем любые другие навыки и умения, которыми располагаем, включая «необученный» интеллект.
Пять составляющих эмоционального интеллекта
1. Знать свои эмоции
Зачастую кажется, что наши чувства очевидны и мы можем сразу же в них разобраться. Однако как правило, при зрелом размышлении мы понимаем, как часто не замечали своего отношения к тому или иному событию. Либо осознали всю глубину собственных эмоций лишь спустя время.
Люди, уверенные в своих чувствах и способные вовремя в них разобраться, демонстрируют впечатляющие результаты. Им проще принимать решения и они меньше сомневаются в их правильности.
2. Управлять эмоциями
Люди, которым не хватает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством. А люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.
3. Мотивировать самого себя
Исследования, проведенные при участии олимпийских чемпионов, музыкантов мирового класса и гроссмейстеров, показали, что всех их объединяет одна общая черта — способность находить для себя стимул неотступно следовать определенному режиму тренировочных занятий.
Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы ни взялись.
4. Распознавать эмоции других людей
Одна из составляющих эффективного общения — эмпатия — умение распознавать и прочувствовать эмоции окружающих. Люди, способные сопереживать, больше настроены на тонкие социальные сигналы, указывающие, чего хотят или в чем нуждаются другие.
5. Поддерживать взаимоотношения
Умение сопереживать, находить общий язык, интересоваться и быть интересным — вот ключи к продуктивному и постоянному общению.
Обладая способностями к общению, человек сумеет придать нужный характер случайной встрече, мобилизовать и воодушевить, преуспеть в интимных отношениях, убедить и приобрести влияние, успокоить и ободрить других.
Источник