- Как называется чувство солидарности с группой осознания себя ее частью
- Как называется чувство солидарности с группой осознания себя ее частью
- ТМВР. Учебнометодический комплекс по дисциплине Теория и методика воспитательной работы
- Коллективизм – это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества.
- Тема лекции № 8.
Как называется чувство солидарности с группой осознания себя ее частью
586. Целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений, — это:
• воспитание
587. Целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал или данные, характеризующие особенности его протекания, — это:
• наблюдение
588. Целенаправленное управление процессом развития личности — это:
• воспитательная работа
589. Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества, называется:
• мировоззрением
590. Ценностно-смысловые основания жизни и деятельности, представленные в ценностях, идеях, стереотипах поведения, художественных образах, выступают основными содержательными элементами
• воспитания
591. Часть объективной реальности, интересующая исследователя в процессе познания, называется:
• объектом
592. Часть учебной программы, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, основные научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета, — это:
• объяснительная записка
593. Часть учебной программы, включающая тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий, — это:
• собственно содержание программы
594. Человек как самостоятельное и свободное существо, творчески воздействующее на объективные сферы бытия понимается в:
• философской антропологии
595. Чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества — это:
• коллективизм
596. Элементы образования, направленные на формирование творческих качеств личности: творческой самодеятельности, учебного проектирования, учебной исследовательской работы и др., выступают по отношению к содержанию образования в роли такого фактора, как:
• структура опыта личности
597. Элементы учебной программы, касающиеся, главным образом, оценки знаний, умений, навыков, — это:
• методические указания
Источник
Как называется чувство солидарности с группой осознания себя ее частью
586. Целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений, — это:
• воспитание
587. Целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал или данные, характеризующие особенности его протекания, — это:
• наблюдение
588. Целенаправленное управление процессом развития личности — это:
• воспитательная работа
589. Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества, называется:
• мировоззрением
590. Ценностно-смысловые основания жизни и деятельности, представленные в ценностях, идеях, стереотипах поведения, художественных образах, выступают основными содержательными элементами
• воспитания
591. Часть объективной реальности, интересующая исследователя в процессе познания, называется:
• объектом
592. Часть учебной программы, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, основные научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета, — это:
• объяснительная записка
593. Часть учебной программы, включающая тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий, — это:
• собственно содержание программы
594. Человек как самостоятельное и свободное существо, творчески воздействующее на объективные сферы бытия понимается в:
• философской антропологии
595. Чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества — это:
• коллективизм
596. Элементы образования, направленные на формирование творческих качеств личности: творческой самодеятельности, учебного проектирования, учебной исследовательской работы и др., выступают по отношению к содержанию образования в роли такого фактора, как:
• структура опыта личности
597. Элементы учебной программы, касающиеся, главным образом, оценки знаний, умений, навыков, — это:
• методические указания
Источник
ТМВР. Учебнометодический комплекс по дисциплине Теория и методика воспитательной работы
Название | Учебнометодический комплекс по дисциплине Теория и методика воспитательной работы |
Дата | 29.10.2018 |
Размер | 0.49 Mb. |
Формат файла | |
Имя файла | ТМВР.doc |
Тип | Учебно-методический комплекс #54840 |
страница | 3 из 7 |
Подборка по базе: Образец комплекса упражнений.docx, метод и методика комплексного экономического анализа хозяйственн, гимнастика комплекс.docx, Курсовая работа по дисциплине_ «Рынок труда» по теме 40. «Систем, Доклад По дисциплине Административное право Тема понятие пред, Metoda (1) теория эл.цепей.docx, Образец комплекса упражнений (5).docx, Философиялық таным теориясы.docx, Словарь терминов по дисциплине История государства и права заруб, Практиеская работа по дисциплине ОРГАНИЗАЦИЯ.docx Коллективизм – это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества.Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций. Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А.С. Макаренко. В развитии воспитания он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива. 1 этап «Требование педагога» — учитель выполняет организаторскую функцию. Требованиями должны быть четкими, ясными. 2 этап. «Требования предъявляет актив» — функция учителя – позаботиться о становлении актива. Управление коллектива через актив. 3 этап. «Требования предъявляет большинство коллектива» — все члены коллектива добровольно участвуют во всех видах деятельности. Основная литература: 15,16,17. Дополнительная литература: 11,12. Тема лекции № 8.Методическое обеспечение воспитательного процесса. План:
1. Воспитательные дела. В психолого-педагогической литературе понятие «воспитательное мероприятие» используется для обозначения различных видов и форм воспитательной работы. «Воспитательное мероприятие — это совокупность различного рода воспитательных воздействий с отвечающими их требованиям материальными и духовными условиями, подчиненных единой комплексной воспитательной цели, взаимодействующих друг с другом, представляющих собой целостное образование». Из воспитательных мероприятий складывается воспитательный процесс подобно тому, как процесс обучения составляется из отдельных уроков. Мероприятие — отрезок воспитательного процесса. Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания лучше передает понятие «воспитательное дело», которым в последнее время предпочитают пользоваться теоретики и практики. Воспитательное дело (ВД) — это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные отличительные особенности ВД — необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел. По целям и назначению выделяются многие виды воспитательных дел: этические, социально-ориентированные, эстетические, познавательные, спортивно-физкультурные, экологические, трудовые и др. Воспитательные дела, в которых доминирующей целью выступает воспитание общественно значимых качеств, условно называют социально-ориентированными. Условно, ибо цели любого воспитательного дела имеют комплексный характер. Главная цель ВД данного направления — формирование у школьников системы социальных отношений: к обществу, органам государственной власти, правопорядка и т. д. Каково содержание стержневых общественных качеств личности? Важнейшее из них — гражданская позиция (гражданственность) проявляется в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране и мире. Чувство гражданского Долга приобретает в современных условиях первостепенное значение. С ним неразрывно связано и другое важнейшее социально-нравственное качество личности — дисциплинированность. Это качество не случайно оказалось в ряду социально значимых. Именно через понятную даже младшим школьникам дисциплину — осознанную необходимость — совершается постепенный и незаметный переход к усвоению социальных отношений. Идея целостности воспитательного процесса в практической технологии осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. Острая необходимость в таком подходе возникла в связи с тем, что и в теории воспитания, в практике воспитательной работы школы процесс воспитания в последние десятилетия фактически рассматривался как сумма частных процессов, входящих в его структуру. Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, реализовывая генеральную цель воспитания по всем воспитательным направлениям. Основная литература: 19,20,21. Дополнительная литература: 13,14,15. Тема лекции № 9.Деятельность классного руководителя как одно из условий успешности воспитательного процесса в школе.1. Понятие о воспитательной системе. 2. Деятельность классного руководителя по созданию воспитательной системы. 3. Диагностика и прогнозирование в деятельности классного руководителя. Воспитательная система в классе. Воспитательные технологии. Моделирование воспитательной системы. Роль и место воспитательной системы в формировании личности ученика. Основополагающие принципы в создании воспитательной системы. Воспитательная система как подсистема социальной сферы. 2. Деятельность классного руководителя по созданию воспитательной системы. Методика подготовки воспитательного мероприятия. Роль классного руководителя в координации взаимодействия участников педагогического процесса. Функции классного руководителя. Характеристика форм организации жизнедеятельности учащихся класса. Формы сотрудничества классного руководителя с семьями учащихся. Использование материалов этнопедагогики в воспитательном процессе. Диагностика результатов эффективности воспитательной работы. Деятельность классного руководителя по формированию ценностного отношения к здоровью и здорового образа жизни. Дополнительная литература: 16,17,18. Методика профориентационной работы с учащимися План:
3. Нормативная база профориентационной работы 1. Сущность профориентационной работы в школе. Воспитательное значение профориентационной работы в современной школе. Основополагающее направление профориентационной работы с учащимися старших классов. Методы и формы профориентационной работы. Основное содержание в деятельности школы по профориентационной работе. 2. Особенности профориентационной работы в 12 летней школе. Отличительные особенности профориентационной работы в 12 летней школе. Современные требования предъявляемые к организации профориентационной работы в условиях 12 летней школы. Перспективы в профориентационной работе и содержательные аспекты деятельности классного руководителя и учителя-предметника в условиях 12 летней школы.
Методика профориентационной работы с одаренными детьми. Проблема обучения и воспитания одаренных детей в условиях 12 летней школы. Одаренность как синтез качеств личности ученика. Методы и формы работы с одаренными детьми в условиях 12 летней школы. Основная литература: 27,28,29. Дополнительная литература: 19,20. 2.3 Планы семинарских занятий Тема семинара № 1. . Воспитание – основная категория научного осмысления воспитательного процесса. 1. Дайте определение понятию воспитания (в широком социальном смысле, в узко профессиональном смысле). 2. Назовите особенности воспитательного процесса. 3. Перечислите этапы воспитательного процесса. 4. Охарактеризуйте механизм воспитания. 5. В чем сущность воспитательного процесса? Задание 1. Подготовьте аналитический обзор по различным точкам зрения по вопросу сущности воспитательного процесса, чтобы подтвердить многогранность данного понятия. Задание 2. Проанализируйте соотношение понятий социализация личности, формирование личности и воспитание. Задание 3. Обоснуйте зависимость специфических особенностей организации воспитательного процесса зависят от внешних факторов. Основная литература: 1,2,6,9,11,14 Дополнительная литература: 3,4,6,8,10 Методические рекомендации: при затруднениях в ответах на вопросы воспользуйтесь источниками из списка основной литературы. Тема семинара № 2. Социальное пространство воспитательного процесса.1. Раскройте сущность социального пространства? 2. Обоснуйте цели и задачи социального пространства и социальной среды? 3. Раскройте смысл ценностного отношения как содержания воспитательного процесса? 4. Определите динамику социального пространства воспитательного процесса? Задание 1. Определите основные направления воспитательного процесса. Задание 2. Соотнесите понятия «ценностное отношение» и «социальное пространство». Задание 3. Сформулируйте принципы развития воспитательного процесса. Основная литература: 3,4,7. Дополнительная литература: 4,8,10. Методические рекомендации: следует добиваться свободного владения материалом на примерах практики, привлекая материалы периодической печати и передового педагогического опыта. Тема семинара № 3. Воспитательная система школы как целостная социально – педагогическая структура школы и целенаправленный фактор социализации и развития детей. 1. Раскройте сущность понятия «воспитательная система». 2. Выделите основные идеи воспитательной системы на основе изученного материала. 3. Покажите взаимосвязь этапов становления и развития школьных воспитательных систем среднего общего образования. 4. Назовите социальные предпосылки развития школьных воспитательных систем среднего общего образования. 5. Назовите исторические предпосылки развития школьных воспитательных систем среднего общего образования. Задание 1. Подготовьте аналитический обзор по различны м точк ам зрения по вопросу сущности воспитательной системы, чтобы подтвердить многогранность данного понятия . Задание 2. Составьте структурно-логическую схему, отражающую этапы становления и развития школьных воспитательных систем. Задание 3. Выполните творческое задание по одной из воспитательных систем. Основная литература: 3,5,6. Дополнительная литература: 4,5,6. Методические рекомендации: следует добиваться свободного владения материалом на примерах практики, привлекая материалы периодической печати и передового педагогического опыта.Тема семинара № 4. Педагогическое воздействие.1.Дайте определение средствам воспитания. 2.Дайте определение формам воспитания. 3.Дайте определение методам воспитания. 4.Охарактеризуйте классификацию форм воспитания. 5.. Назовите способы изучения эффективности воспитательной работы. 6. Перечислите параметры анализа форм воспитательной работы. Задание 1. Дайте характеристику основным методам педагогического воздействия. Задание 2.. Проанализируйте понятия «форма», «форма воспитательной работы », используя педагогические словари и энциклопедии. Задание 3. Подберите высказывания о силе воспитательного воздействия. Какую точку зрения вы разделяете и почему? Задание 4. На основе изученного материала с формулируйте условия в ыбор а форм воспитательной работы . Основная литература: 7,8,9,10. Дополнительная литература: 6,7,8. Методические рекомендации : следует добиваться свободного владения материалом на примерах практики, привлекая материалы периодической печати и передового педагогического опыта.Тема семинара №5. Планирование воспитательной работы как процесс прогнозирования развития личности школьников и детского коллектива. 1. Раскройте сущность планирования воспитательной работы. 2. Какова роль планирования со стороны учителя в организации воспитательной работы? 3. Покажите взаимосвязь этапов технологии перспективного планирования. 4. Охарактеризуйте содержание плана воспитательной работы. 5. Перечислите формы плана воспитательной работы. 6. Охарактеризуйте структуру плана воспитательной работы. 7. Обоснуйте схему анализа воспитательного планирования. Задание 1. Составьте структурно-логическую схему, отражающую виды планов воспитательной работы. Задание 2. Составьте план воспитателньной работы класса. Задание 3. З аполните таблицу, отражающую этапы т ехнологи и перспективного планирования . Основная литература: 4,6,11,12. Дополнительная литература: 6,10, 19. Методические рекомендации : следует добиваться свободного владения материалом на примерах практики, привлекая материалы периодической печати и передового педагогического опыта.Тема семинара № 6. Технологии воспитания в современном учебно-воспитательном процессе. 1. Дайте определение классному часу. 2. Перечислите критерии успешности классного часа. 3. Какие параметры входят в памятку по подготовке внеклассного мероприятия? Предложите свои. 4. Обоснуйте схему анализа воспитательной работы. Задание 1. Проанализируйте понятие «классный час», используя педагогические словари и энциклопедии. Задание 2. Предложите перечень тем для проведения классного часа в средней школе. Задание 3. Сформулируйте критери и успешности классного часа . Задание 4. Разработайте сценарий одной из форм воспитательной работы. Дополнительная литература: 3,6,10. Методические рекомендации: следует добиваться свободного владения материалом на примерах практики, привлекая материалы периодической печати и передового педагогического опыта. 1. Дайте определение понятию «коллектив». 2. Определите признаки коллектива. 3. Дайте определение понятию «детский коллектив». 4. Определите этапы развития детского коллектива. 5. Определите пути формирования коллектива. 6. Дайте определение понятию «коллективизм». 7. Дайте определение понятию «самоуправление». 8. Почему важным условием развития коллектива является организация самоуправления? Задание 1. Проанализируйте понятия «коллектив», «коллективизм», «сотрудничество», «групповое взаимодействие» используя педагогические словари и энциклопедии. Задание 2. Проследите динамику развития понятия «коллектив» в различные исторические эпохи. Кто из педагогов занимался вопросами формирования коллектива? Задание 4. П одготовьте поэтапную разработку КТД, предусмотрев возможность реализации различных подходов к сплочению группы учащихся. Методические рекомендации: следует добиваться свободного владения материалом на примерах практики, привлекая материалы периодической печати и передового педагогического опыта. Дополнительная литература: 11,12. Методические рекомендации: следует добиваться свободного владения материалом на примерах практики, привлекая материалы периодической печати и передового педагогического опыта. Источник |