- Глава вторая КАК УПРАВЛЯТЬ СВОЕЙ ПСИХИКОЙ?
- Читайте также
- 2.1. Сознательные и бессознательные аспекты моделирования реальности психикой
- ЛЮДИ С НЕУСТОЙЧИВОЙ ПСИХИКОЙ или ЗАВОРОЖЕННЫЕ ДЕТСТВОМ
- 24. Управлять своим временем и своей жизнью
- Глава 2. Как управлять своей психикой?
- Глава 5. УПРАВЛЕНИЕ СВОЕЙ ПСИХИКОЙ
- Глава 3 Что такое «мышление человека» и как можно научиться им управлять?
- Глава 8 Что такое «мышление человека» и как можно научиться им управлять?
- Научитесь управлять своей средой обитания
- Глава 10. Как управлять своими эмоциями
- Как управлять сценарием своей жизни?
- Глава шестая. Выживать и управлять
- Что стресс делает с нашей психикой?
- Динамические сдвиги в системах, управляюших психикой
- Глава V Как надо управлять городами и княжествами, которые до завоевания жили по своим законам
- Глава VII Как должно управлять завоеванным государством
- 3 главных открытия психологии. Как управлять собой и своей жизнью
- Андрей Курпатов 3 главных открытия психологии. Как управлять собой и своей жизнью
- От автора
- Предисловие
Глава вторая КАК УПРАВЛЯТЬ СВОЕЙ ПСИХИКОЙ?
Глава вторая КАК УПРАВЛЯТЬ СВОЕЙ ПСИХИКОЙ?
Вот так, совершенно незаметно мы подошли к самому главному пункту программы: «А что делать-то, доктор?!» Отвечаю: работы – непочатый край. Впрочем, прежде чем перейти к непосредственным инструкциям по управлению своей психикой, должен сделать небольшую ремарку.
Психологи давно пришли к выводу, что каждый из нас относится к одному из двух психологических типов: мы или интерналы, или экстерналы (не нужно путать с экстравертами и интровертами – это другая классификация). Что скрывается за этими мудреными названиями? Экстерналы – это люди, которые всегда полагаются на случай, на судьбу, на удачу, на авось, которые рассчитывают не на себя, а на стечение обстоятельств, т. е. ждут, а не делают. Вторые – интерналы – напротив, рассчитывают на себя, они всегда думают о том, что от них зависит, что они могут сделать, чтобы повернуть дело к лучшему. Они делают, а не ждут, пока удача сама свалится им на голову.
Специальные исследования показали, что интерналам, как ни странно, по жизни «везет» больше, чем экстерналам. Они меньше страдают от психологических проблем, они более успешны в делах житейских, они оптимистичны и трудолюбивы. В отличие от интерналов, экстерналы сталкиваются с большим количеством психологических трудностей, неудачи – это их конек, они постоянно впадают в пессимистическое настроение и чаще других кончают жизнь самоубийством. Кажется, такая незначительная разница, а такие разные судьбы.
Проще говоря, интерналы – это люди, которые готовы к тому, чтобы изменять свою жизнь согласно собственному усмотрению; а экстерналы подобной смелостью не отличаются. Сейчас мы волевым усилием занимаем позицию интернала: отдавая себе отчет в том, что качество жизни определяется не какими-то внешними факторами, а качеством ее проживания, мы начинаем работу над своим поведением, т. е. осваиваемся с правилами управления собственной психикой (или мозгом – это кому как будет угодно). Принципы работы мозга нам известны, так что теперь переходим к принципам работы с мозгом.
ИЗМЕНИМ ПРИВЫЧКУ
Сначала определимся с точкой приложения наших усилий и тем, что мы хотим исправить. У России, говорят, две беды, у каждого из нас – три. Во-первых, страхи, тревоги, опасения; во-вторых, раздражение, гнев, чувство обиды; в-третьих, печаль, горе, чувство вины. Задумаемся, какая была бы у нас жизнь, если бы в ней ничего этого не было? У-ух – какая была бы жизнь! Но откуда же эти беды?
Всякие отрицательные эмоции, как мы уже хорошо знаем из первой части этой книги, являются, с одной стороны, неизбежным следствием нарушения устоявшихся стереотипов поведения (привычек), с другой стороны, результатом невозможности достижения желаемого результата, т. е. это следствие нереализованности наших доминантых потребностей (желаний). Наконец, существенной причиной наших эмоциональных страданий может быть ситуация неизвестности и неопределенности, связанная и с нарушением динамических стереотипов (привычек), и с болезненным усилением доминант, однако главное – это конфликт непонимания между нашим сознанием и подсознанием (т. е. корой и подкоркой).
К этому стоит еще добавить, что неоднократно возникающие отрицательные эмоциональные состояния и сами по себе становятся привычками. Мы привыкаем реагировать на какие-то события (факты или явления) определенным, весьма неприятным образом: побаиваемся, тревожимся, сердимся, раздражаемся, печалимся и впадаем в меланхолию. Иными словами, наш мир полон стимулов, в ответ на которые мы автоматически испытываем целый комплекс отрицательных эмоций. Вполне может статься, что смысла в таком реагировании нет никакого, что подобные негативные эмоциональные состояния – просто привычка. Но что это меняет? Если есть такая привычка, жизнь будет в тягость.
Так или иначе, если мы оказываемся в ситуации, которая не кажется нам слишком опасной, однако желаемого результата мы в ней не достигаем, то у нас возникнут эмоции раздражения, гнева, возможно даже – агрессия, способная вылиться в нападение. Если же мы оказываемся в ситуации, когда, при прочих равных, опасность кажется больше, чем в первом случае, то, вероятнее всего, мы будем испытывать страх и попытаемся осуществить бегство (реальное или виртуальное). В тех же случаях, когда и ситуация – не так чтобы очень, а бежать некуда – «позади Москва», то, скорее всего, нам не удастся избежать состояния угнетенности духа – печали, страдания и ощущения тотального жизненного несчастья.
Однако очевидно, что всякий раз речь идет об оценке ситуации, это мы ее оцениваем как пугающую, раздражающую или печалящую. Если мы сможем в достаточной мере повлиять на собственные привычки, желания и сознание, то совершенно точно (заявляю это официально как доктор) состояние наше изменится в лучшую сторону. Если же мы проявим стойкость и будем придерживаться новых способов реагирования в прежних, изменившихся теперь условиях, то это войдет в привычку и нам более не придется испытывать этих неприятных эмоций, а потому качество нашей жизни будет более высоким по сравнению с большинством наших несчастных сородичей.
Первым делом, как нетрудно догадаться, речь пойдет о привычках воспринимать вещи «дурными», т. е. опасными, раздражающими, огорчающими. И прежде всего необходимо составить список таких ситуаций, обстоятельств, событий, которые для удобства мы станем называть провокациями. Итак, рисуем таблицу провокаций.
Таблица провокаций
Далее садимся и записываем последовательно в каждый столбец ситуации, провоцирующие нас на соответствующие эмоции. В первый столбец таблицы – ситуации, вызывающие у нас чувство страха или тревоги (например: вызов к начальнику, посещение врача, полет на самолете и т. п.). Во второй столбец заносятся те ситуации, в которых мы испытываем раздражение и чувство гнева (например, общение с кем-нибудь из родственников, недоброжелательность продавцов, невозможность решить какую-нибудь проблему и т. п.). В третий столбец, соответственно, попадут у нас те ситуации, которые являются типичными поводами наших огорчений, т. е. эмоций горя, печали, разочарования (например: необходимость решать какую-то рабочую проблему, которая совершенно не дается, а деваться некуда, и другие сходные случаи).
Зачем мы составляем этот список? Ответ прост: врага нужно знать в лицо. Впрочем, это шутка, на самом деле он необходим, чтобы суметь осуществить необходимые действия, ведущие к изменению нашего стереотипа реагирования, прежде чем этот – прежний и нежелательный – стереотип реагирования начнет воплощаться в жизнь. Если процесс уже запущен, то остановить его, мягко говоря, затруднительно, более того, всякие попытки изменить направление движения такого «поезда» на полном ходу могут быть чреватыми. Конечно, мы можем усилием воли сдержать «внешний компонент эмоциональной реакции» (как говорят в этом случае психотерапевты), однако сама по себе эмоция не только никуда не денется, а, напротив, лишь усилится, что приведет к еще большему психологическому дискомфорту.
Теперь самое главное. Запоминаем как «Отче наш» правила, которые следует неукоснительно соблюдать всякому, кто вступил в неравную борьбу со своими привычками. Правил всего три.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
2.1. Сознательные и бессознательные аспекты моделирования реальности психикой
2.1. Сознательные и бессознательные аспекты моделирования реальности психикой Классические представления о психике называют ее органом (функциональным) отражения окружающей действительности, неклассические предпочитают говорить о моделировании реальности как
ЛЮДИ С НЕУСТОЙЧИВОЙ ПСИХИКОЙ или ЗАВОРОЖЕННЫЕ ДЕТСТВОМ
ЛЮДИ С НЕУСТОЙЧИВОЙ ПСИХИКОЙ или ЗАВОРОЖЕННЫЕ ДЕТСТВОМ — Чего вы желаете себе в Новом Году ? -Чтобы Путин обо мне позаботился! -А вы о нем заботитесь? -Зачем это?! Я его не знаю! -А он вас знает . Из разговора с пожилой
24. Управлять своим временем и своей жизнью
24. Управлять своим временем и своей жизнью ДЕНЬ ШЕСТОЙ Ваш результат: научиться использовать время с пользой для себя, вместо того чтобы позволять ему управлять степенью вашего удовлетворения и стресса. Если вам случается испытывать стрессовое состояние — а это
Глава 2. Как управлять своей психикой?
Глава 2. Как управлять своей психикой? Вот так, совершенно незаметно, мы подошли к самому главному пункту программы: «А что делать-то, доктор?!» Отвечаю: работы — непочатый край. Впрочем, прежде чем перейти к непосредственным инструкциям по управлению своей психикой, должен
Глава 5. УПРАВЛЕНИЕ СВОЕЙ ПСИХИКОЙ
Глава 5. УПРАВЛЕНИЕ СВОЕЙ ПСИХИКОЙ Итак, все наши отрицательные эмоции возникают по следующим двум причинам: нарушение устоявшихся стереотипов поведения (привычек), наличие потребности и невозможности ее удовлетворения (доминанта желания).Любую ситуацию, вызывающую у
Глава 3 Что такое «мышление человека» и как можно научиться им управлять?
Глава 3 Что такое «мышление человека» и как можно научиться им управлять? Чтобы заниматься личностным развитием, становиться эффективней и улучшать качество жизни, человеку в первую очередь нужно обратить внимание на свое мышление.Все важнейшие процессы в жизни людей
Глава 8 Что такое «мышление человека» и как можно научиться им управлять?
Глава 8 Что такое «мышление человека» и как можно научиться им управлять? Чтобы заниматься личностным развитием, становиться эффективней и улучшать качество жизни, человеку в первую очередь нужно обратить внимание на свое мышление.Все важнейшие процессы в жизни людей
Научитесь управлять своей средой обитания
Научитесь управлять своей средой обитания Чтобы использовать окружающую обстановку для успешных перемен, нужно «отформатировать» ее таким образом, чтобы она поддерживала ваши новые привычки. Кроме того, следует использовать среду обитания и для того, чтобы
Глава 10. Как управлять своими эмоциями
Глава 10. Как управлять своими эмоциями «Во взаимоотношениях с людьми не забывайте, что имеете дело не с логично рассуждающими созданиями, а с созданиями эмоциональными», – Дейл Карнеги сказал это много десятилетий назад. Современные психологи придумали термин
Как управлять сценарием своей жизни?
Как управлять сценарием своей жизни? Атеперь давайте рассмотрим ситуацию Алексея, директора Натальи, которая, как вы помните, провела удачную для себя офисную интригу по изгнанию из компании пиарщика Максима. Как Алексей изначально воспринимал свою ситуацию?«У нас
Глава шестая. Выживать и управлять
Глава шестая. Выживать и управлять Поговорим о Силах Крестьянина и Монарха.Сила КрестьянинаЭта Сила дает возможность мужчине ВЫЖИВАТЬ. Причем, в любых условиях. На необитаемом острове, прокормив кроме себя еще, как минимум, двух генералов; на войне, найдя убежище;
Что стресс делает с нашей психикой?
Что стресс делает с нашей психикой? Итак, мы уже знаем, что наши реакции на стресс – это реакции на изменившиеся внешние условия с целью приспособиться к ним, а также о том, что стресс – понятие многомерное: может быть как позитивным, так и негативным; как физиологическим,
Динамические сдвиги в системах, управляюших психикой
Динамические сдвиги в системах, управляюших психикой Многие драматические изменения, возникающие в результате психоделических или холотропных переживаний, можно объяснить динамическим взаимодействием бессознательных сгущений, несущих функцию управляющих систем. Мы
Глава V Как надо управлять городами и княжествами, которые до завоевания жили по своим законам
Глава V Как надо управлять городами и княжествами, которые до завоевания жили по своим законам Когда города, приобретенные описанным выше путем, привыкли жить по своим законам и в свободе, то есть три способа их удержать. Первый – это их разрушить, второй – переехать туда
Глава VII Как должно управлять завоеванным государством
Глава VII Как должно управлять завоеванным государством Если сравнить Фенелонова принца[166] с Макиавеллиевым государем, то в первом можно найти благодушие, справедливость и все остальные добродетели, и кажется, что он один из самых чистых духов, мудрости которых, как
Источник
3 главных открытия психологии. Как управлять собой и своей жизнью
Если вы хотите разобраться в причинах своих неприятностей и понять, как из них выпутаться, эта книга станет для вас незаменимым помощником. Почему нас мучают тревоги и страхи? Как получается, что мы страдаем депрессией и не можем справиться со своей раздражительностью? Ответы на эти вопросы и конкретные рекомендации от практикующего врача-психотерапевта необходимы каждому человеку, который заботится о себе и качестве своей жизни.
Андрей Курпатов — 3 главных открытия психологии. Как управлять собой и своей жизнью 1
Знать или не знать? 2
Мораторий на смертную казнь 3
Часть первая ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МОЗГА 3
Глава первая ПРИВЫЧКА (или первая натура) 3
Глава вторая ДОМИНАНТА (или рулевой обоза) 7
Глава третья ПО ТУ СТОРОНУ СЛОВА (или несознательное сознание) 11
Часть вторая ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С МОЗГОМ 20
Глава первая ЧТО ТАКОЕ «НАШЕ ПОВЕДЕНИЕ» И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ? 20
Глава вторая КАК УПРАВЛЯТЬ СВОЕЙ ПСИХИКОЙ? 29
Глава третья ПРОПОВЕДЬ ЗДРАВОГО СМЫСЛА 37
Андрей Курпатов
3 главных открытия психологии. Как управлять собой и своей жизнью
От автора
У этой книги непростая судьба.
Несколько лет назад я явился в издательство с рукописью, озаглавленной «Homo-не-Sapiens», то есть – «Человек-не-Разумный». Там посмотрели на титульный лист и деликатно предложили мне закрыть за собой дверь с той стороны.
Я повиновался. За дверьми почесал голову, скомкал титульный лист, накарябал новый и снова постучался… Теперь с текстом книги ознакомились. «Вот так бы сразу! – услышал я. – Очень хорошо! Берем!» В результате книга вышла под названием – «Как избавиться от тревоги, депрессии и раздражительности». Мне тогда еще подумалось, что если бы ее решили озаглавить – «Как избавиться от всего и сразу», то в общем-то это ничего бы не изменило.
Так или иначе, но книга была опубликована, нашла своего читателя и даже стала бестселлером, что очень меня порадовало. Это действительно очень важная книга. Она о том, как работает наш мозг. Мозг – это ведь инструмент, орудие, так сказать, психической жизни. Но как пользоваться этим инструментом? Вот в чем вопрос! И от ответа на него многое зависит.
Впоследствии книга перекочевала в серию «Бестселлер», где получила еще более «понятное» название – «Три главных открытия психологии – как управлять собой и своей жизнью». В ней действительно рассказывается о трех самых главных открытиях психологии, которые позволяют человеку управлять собой и своей жизнью.
Но у меня все еще болело сердце за моего «Человека Неразумного». Болело и болело. Потому что хочется, чтобы у книжки было то название, которое отражает не просто ее содержание, но саму ее суть. И сейчас, когда доктор Курпатов стал уже лицом известным, узнаваемым и популярным даже, у меня есть возможность настоять на своем. И я настоял. Книге возвращается ее имя. Я этого добился. Мы этого добились. Так что теперь точно все будет хорошо! Мы читаем «Человека Неразумного», чтобы войти в разум!
Предисловие
Зачем я написал эту книгу? У меня было три причины. Первая, можно сказать, патриотическая: нам все время кажется, что важные открытия в любой области, а в психологии – тем более, происходят где-то там, за кордоном. Но ведь это наши ученые сделали мировую науку о «душе человека»! Воистину нет пророков в своем отечестве! Я этих пророков знаю и хочу, чтобы о них знали мои соотечественники. И дело даже не в том, что какой-то там приоритет России не признан, бог с ними, с этими строчками политических и национальных хит-парадов. Важно другое, важно, что, когда я рассказываю об открытиях наших ученых студентам, уже практикующим врачам и психологам (я уж не говорю о простых людях!), их глаза округляются: «Не может быть!» Когда же к нам в Клинику неврозов им. И. П. Павлова приезжают американцы, канадцы, немцы, французы, шведы, индусы, то, едва завидев комнату, в которой консультировал больных Иван Петрович Павлов, они разражаются просто щенячьим восторгом! Наши ученые сделали величайшие открытия в области психологии, открытия, позволяющие кардинально изменить жизнь конкретного человека к лучшему, и нам просто необходимо об этом знать.
Вторая причина больше личного свойства. Во-первых, невозможно больше смотреть на то, что читают мои дорогие сограждане! Иногда я задаюсь вопросом: это нас держат за умственно отсталых или же мы действительно умственно отсталые? Нельзя больше читать жикаренцевых, свияшей, травинок и еще черт знает кого! Нельзя ходить по экстрасенсам и колдунам, магам и наследственным чародеям! Это просто вредно для здоровья! Но на книжных развалах абсолютный вакуум доступной и необходимой обычному культурному человеку литературы по самым важным, я подчеркиваю, самым важным вопросам: о том, «что он», «кто он» и «как он». Во-вторых, я уже достаточно, как мне кажется, написал всяких «умных книжек», которые никому, кроме узкого круга специалистов, не понятны. Теперь бы мне хотелось перейти с «птичьего языка» науки на «человеческий» и рассказать о том, что каждого человека интересует, о том, что он давно хотел спросить, но не знал, у кого. В конце концов, я думаю, всем бы хотелось знать, почему наша жизнь отнюдь не столь радужна, как это мерещилось нам в детстве.
Третья причина, которая на самом деле является, безусловно, первой, такова: у нас в стране львиная доля, я подчеркиваю, львиная доля населения страдает неврозами и связанными с ними расстройствами психики. Лечить эту львиную долю – некому, заявляю это официально. В России психотерапевтов – днем с огнем, а толковые – вид исчезающий, уже никакая «Красная книга» не поможет. С другой стороны, и у населения уровень психологической культуры таков, что если звучит слово «психотерапевт», то все сразу почему-то думают, что речь идет о психиатрах и сумасшедших. А на самом деле имеются в виду нормальные, точнее говоря, обычные люди и специалисты, которые помогают этим людям улучшить качество жизни. И что получается? Все мы годами страдаем от внутреннего напряжения, разнообразных страхов, тревог, раздражительности, перепадов наcтроения, депрессий, навязчивости, нарушений сна, головных болей, других телесных заболеваний «нервной природы», семейных проблем, от конфликтов на работе и т. п., и при этом все свято уверены, что это в порядке вещей. Ну что ж, по крайней мере, нам нужно элементарное психологическое образование, ну хоть какое-нибудь, хоть чуть-чуть, хотя бы самую малость, чтобы себя и своих близких обезопасить. Но к нам все время относились как к мясу и тягловой силе, вот мы и сами стали так к себе относиться, а мы ведь люди, у нас душа есть, она имеет свойство страдать, и поэтому нужно уметь ей помогать.
В общем, желающие могут продолжать в прежнем духе, эта книга для остальных – о душе. Причины я изложил.
Впрочем, есть еще одно обстоятельство, которое, кстати, и объясняет достаточно странное на первый взгляд название этой книги. Мы ходим задрав нос: мы венец творения, цари природы, лучшие из лучших! Но если судить исходя из фактических данных, а не из желаемого, традиционно принимаемого нами за действительное, то оказывается, что мы не венец, а ошибка творения, что в природе мы не цари, а самозванцы и что мы – «лучшие из лучших» – стоим первыми в списке на выбраковку. Мне бы хотелось, чтобы все это осознали, и жить станет легче, и продуктивности будет больше. А вот продуктивности нам ох как не хватает!
Человек – это не «Человек Разумный» (Homo Sapiens), а «Человек Неразумный» (т. е. Homo-не-Sapiens), пока мы этого не поймем, рассчитывать нам не на что. Когда Сократ говорил, что «я знаю то, что ничего не знаю», он открывал тему, а потому мог осуществить ее рассмотрение и прийти к важным практическим выводам. Нам следует сначала признать собственную неразумность, что, как нетрудно догадаться, является первым шагом к здравомыслию, а потом и к разуму. В противном случае мы так и останемся досадной «ошибкой матушки-природы», до тех пор, правда, пока она с нами не расправится.
Источник