Спустя почти 50 лет о работе Дарвина вновь заговорили. Первым из людей, снова обративших внимание на мимику, стал Дюшен де Булон: нейроанатом родом из Франции. Себе в задачи он ставил полное опровержение ученых-нацистов о том, что людей, которые не принадлежат к арийской расе, можно узнать не только по внешности, но и по жестам.
Спустя еще 30 лет темой мимики вплотную занялся психолог из Америки — Пол Экман. Он провел множество исследований, прежде чем убедиться в том, что Дарвин был прав: действительно в разных культурах один и тот же жест может означать разное, а вот мимика не отличается.
Одним из самых ярких примеров, которые Экман использовал затем в качестве доказательства своей правоты, стали его исследования, которые ученый провел в Папуа Новой Гвинее. Представители местных племен практически не имели контакта с европейской культурой, однако основные эмоции выражались с помощью таких же мимических реакций, как и у европейцев.
На основе ряда исследований Пол Экман и Уоллес Фризен в конце семидесятых годов разработали систему координации лицевых движений, которая оказалась универсальной для представителей любых культур.
Выявлено 7 эмоций, которые одинаково выражают люди из разных уголков мира:
Каждую можно определить по ряду характерных признаков. Кроме того, по этим же признаками можно оценить степень ее силы, а также смешана ли она с другими чувствами или же нет.
На человеческом лице есть три основные зоны, которые отвечают за мимику.
Каждая из этих зон принимает свою форму в зависимости от испытываемой эмоции. Например, если человек удивлен, то он поднимет брови. Если человек испытывает страх, то он приподнимает не только брови, но и верхние веки, а рот приоткрывается.
Для выражения каждой из семи универсальных эмоций есть большая карта микродвижений каждой из представленных зон.
Экман считает, что сфальсифицировать выражение лица чрезвычайно сложно. Если человек лжет, то лицо в этот момент, транслирует два сообщения. Истинную эмоцию, которую он пытается скрыть, и фальшивую, которую он попытается транслировать другим. По мнению Экмана контроль мимических сообщений может быть разным. Например:
В первом случае человек может добавить слова или, так называемые, мимические комментарии, к уже существующему выражению лица. Например, если взрослый человек очень боится зубных врачей. То скорее всего, помимо выражения страха, у него на лице будет микровыражение отвращения к самому себе за проявленную слабость.
Второй случай — модулирование, в рамках которого собеседник пытается корректировать степень интенсивности выражения своих чувств. Грубо говоря, в этом случае человек бессознательно пытается сократить амплитуду своих лицевых мускулов.
Фальсификация: кто-то использует фальшивую мимику. Он может либо симулировать выражение того или иного чувства, либо маскировать одну (истинную) эмоцию другой (ложной).
Для этого нужно обращать внимание на целых 5 аспектов выражения эмоций.
Как правило, люди, которые вынуждены контролировать свои эмоции, большую часть своего внимания уделяют нижней части лица. Для фальсификации эмоции большинство людей используют нос, губы, подбородок и щеки. Но, если в этот момент обратить внимание на верхнюю часть лица: глаза и веки, то можно увидеть истинную эмоцию, которую испытывает человек.
Стоит уделять внимание и микровыражениям. Они длятся недолго, возможно, даже доли секунды, и потребуется немалая практика, чтобы научиться их улавливать.
Если вы хотите стать настоящим профи в распознавании эмоций, совсем необязательно прямо сейчас бежать в книжный магазин и скупать всю литературу, написанную Полом Экманом, а затем тратить десятки часов своего времени на то, чтобы осмыслить прочитанное и позже применить полученные навыки не практике. Специально для тех, кто хочет читать людей, как открытую книгу, освоить базу эффективного общения и развить эмоциональный интеллект, Викиум разработал онлайн-интенсив.
Эмоциональный интеллект от Викиум поможет за 1 месяц научиться понимать истинные мотивы людей, управлять их настроением, эффективно разрешать конфликтные ситуации и усовершенствовать свое общение с окружающими.
Что управляет человеком? В первую очередь — эмоции: их влияние на поведение и реакции человека сложно недооценить. Даже полное отсутствие эмоций это тоже эмоциональное состояние, которое обязательно влечет за собой соответствующие поведенческие реакции.
Именно эмоции являются определяющим фактором в поведенческих реакциях на то или иное событие, а также на уровень информационно-энергетического обмена.
От эмоционального состояния зависит та или иная направленность мыслей. От эмоционального состояния зависит степень ясности нашего мышления. Именно эмоции определяют уровень агрессии, а также степень мотивации и открытости к другим людям. Если кто-то не может распознавать свои эмоции, то не сможет повлиять на них, если будут нести разрушительные последствия. В подобных случаях человек чаще всего пытается заглушить негативное эмоциональное состояние вредными привычками или перееданием. В конечном итоге подобные поведенческие паттерны могут негативно сказываться на здоровье, материальном состоянии и на психике.
Невозможность понимать эмоции других людей также не несет ничего хорошего. Можно внезапно наткнуться на агрессивную реакцию или обиду или еще что-то. Впоследствие это может привести к полному отсутствию эмоционального интеллекта и нежеланию взаимодействовать с другими людьми.
В качестве примера возьмем состояние гнева и злости. Если его вовремя не взять под контроль, то оно может привести к негативным последствиям. Чтобы быстро распознавать свои эмоции, попробуйте сначала определить физиологические их признаки.
Например, среди физиологических признаков злости можно выделить следующие:
Среди эмоциональных признаков злости можно выделить следующие:
Эмоции злости широкого выражаются и в невербальных признаках. Например, вы можете ходить из угла в угол или ерзать на стуле, не находя себе места, повышать голос. Часто во время, когда человек испытывает злость, его начинает мучить жажда.
Как понять свои эмоции? В первую очередь старайтесь развивать осознанность. Так вы сможете вовремя остановиться и оценить ситуацию и свою реакцию со стороны. Иногда только одного осознания своей эмоции будет достаточно для того, чтобы негативная реакция пошла на спад и не повлекла за собой никаких негативных последствий.
Да. Мы приведем их ниже.
Источник
Голландский банк ING на протяжении двух лет занимается реализацией программы, которая направлена на повышение «эмоционального интеллекта» сотрудников. Часто людям трудно сходу распознать эмоции собеседника, что может приводить к ухудшению качества коммуникаций с клиентами и коллегами.
Усилия дают результаты — как пишет Business Insider, несмотря на то, что в ING денежные премии ниже, чем в среднем по отрасли, согласно опросам, сотрудники, в среднем, более удовлетворены своей работой. Кроме того, выручка растет также быстрее, чем в среднем по отрасли, при этом 80% дополнительных доходов приходятся на текущих клиентов.
Программа повышения «эмоционального интеллекта» включает в себя множество различных аспектов. Важнее всего здесь научиться распознавать эмоции другого человека. Для того, чтобы это сделать, финансовая компания предлагает сотрудникам специальный тест. Он состоит из изображения человека и четырех вариантов ответа. Попробуем пройти его (после картинки идет спойлер с ответом, а затем его описание).
«Люди часто путают презрение с отвращением. Но в последнем случае обычно приподнимается верхняя губа, а на носу появляется морщинка. Отвращение возникает по отношению к чему-то плохому, а не когда человек насмехается над чем-то или что-то подозревает».
«Люди часто путают отвращение с гневром. Но в последнем случае брови человека опускаются а губы сжимаются сильнее а верхнее веко глаза поднимается. В случае отвращения, напротив, рот открывается и появляется язык, как при тошноте».
«Здесь мы видим застенчивую, но кокетливую улыбку. Понять, что человек кокетничает, можно, если его или ее голова отворачивается в сторону, как бы сообщая “ты мне не интересен”, но одновременно сохраняется зрительный контакт. Это универсальный знак двойственности кокетства — человек одновременно избегает и провоцирует контакт с другим человеком».
«Когда мы чувствуем боль, лицевые мышцы сокращаются. В верхней части лица сокращаются мышцы вокруг глаза, вызывая эффект “зажмуривания”, также опускаются брови. В нижней части лица сжимаются и подаются вперед губы».
«Когда человек испытывает симпатию или сострадание к кому-то, мышца, сморщивающая бровь, приподнимает их, губы сжимаются, а голова чуть подается вперед — это знак вовлеченности».
«При искренней улыбке мышцы расслабляются. Человек выглядит открытым и расслабленным — в минуты радости мы хотим взаимодействовать с людьми, а не защищаться от них».
«Некоторые эксперты считают, что в моменты удивления у человека широко открываются глаза — неожиданная встреча с другом, которого давно не видел, внезапная награда — мы стараемся “впитать” как можно больше такой новой информации».
«Гордость связана со знаками превосходства. Уголки губ немного поднимаются, сигнализируя о том, что человек доволен. Но в отличие от собственно радости, голова отклоняется назад, а подборок задирается. Это классические знаки ощущения власти и превосходства — люди, посылающие их, чувствуют свою силу».
«Когда люди смущены, они наклоняют голову вбок и вниз, открывая шею. Смущенная улыбка также отличается от обычной: губы сжимаются вместе, это проявление сдержанности».
«Такие мышечные движения губ и вокруг глаз и бровей говорят о том, что человек агрессивен, реагирует на угрозу или расстроен. Исследователи полагают, что так происходит потом, что такие мышечные движения могут физически защитить лицо в ходе конфликта — к примеру, сведенные брови защищают глаза».
«Это классическая искренняя улыбка, которую еще называют улыбкой Дюшена — она выражает счастье».
«Выражение лица при испуге часто путают с удивлением. Но в последнем случае глаза человека открываются сильнее и губы не “разъезжаются” в стороны, как на этой фотографии. Напротив, рот открывается. Кроме того, момент испуга брови практически не двигаются, а в случае удивления они приподнимаются».
Как пишет Business Insider, финансовая организация, использующая этот тест, не осуществляет с его помощью оценку своих сотрудников. Он создан для того, чтобы заставить людей задуматься о важности эмоций и их распознавания. Это позволяет им лучше понимать других людей, к примеру клиентов — а уже это выливается в рост прибыльности бизнеса.
А сколько правильных ответов дали вы? Делитесь в комментариях и не забывайте подписываться на наш блог!
Источник